Форум » Язык, фольклор и ономастика » Конкретные этимологии. » Ответить

Конкретные этимологии.

кеме: В генетике разобрался и в истории - карачаевцы и балкарцы ,- это аланы, остальные нет. Этот вопрос в принципе, можно закрывать. Лингвистом буду.

Ответов - 49, стр: 1 2 All

кеме: Танк - это английское слово. Означает оболочка, бак. На аланском - "танкы" - оболочка яйца, пленка под скорлупой.

кеме: Окончание "ия" в арабском и русском языках - это заимствование из тюркского. Возможно правильно будет сказать с прототюркского. Где "Ия" - это "уя" - гнездо, нора, местожительство, нора. Россия - это Росс+уя, - родина русов. Башкирия- Башкорт +уя. В арабском Дуния = Тюн +уя. Где "тюн" тюркское - явь, плюс слово "уя" . Дуния - все сущее, мир.

кеме: Эр, эрке, эркек - человек , мужчина, самец, баловень. Думаю с периода общности r1a1 попал и в европейские языки. К примеру в русском ... Бояр-"бий ер". Может "бай эр", вождь, богач, божий воин. В Европе . Учить- тич. Учитель - тичер. Примеров множество. И везде ЕР пркрасно подходит под понятие человек, мужчина. Более того , думаб в русском языке имеет и "картавый вариант" ер - это окончание ель. Учитель.


Albert: Кеме, нам надо ветку специальную создать для такого рода шуток. Там же и "Кунсткамеру" создадим, куда будем кидать фрические этимологии, сделанные на полном серьезе.

кеме: Albert пишет: Кеме, нам надо ветку специальную создать для такого рода шуток. Там же и "Кунсткамеру" создадим, куда будем кидать фрические этимологии, сделанные на полном серьезе. Можно. ))

кеме: тварь. 1. живое существо, создание. 2. бранн. мерзкий, подлый человек. Имеет корни от тюркского "туар" , "тувар". Где - "туу" - рождаться, "ар" - суффикс. Может быть со времен общности r1a1. Слово попало и в греческий язык, со скифского периода. Кентавр, минотавр. Где "тавр" - туар- тварь. Кен - конь.

Умар: кеме пишет: Кен - конь. А конь ,конечно же , от къоян .))

фолькс: Кеме подскажи пожалуйста если знаеш что за растение ДЖАРАК по дороге на гондарай где начало кубани есть -джалпакъ къол аягъы-джохарлы тала-джохар ясно это вьязь-за тесниной рынджы тар джараклы тала дальше уже гондарй где начало кубани по карачаевской версии(от слияния рек акъ тюбюню суу игондарайны суу) если будеш писать напиши(в ваш заброшенныйкарьер)карачайз -забыл пароль ктоый у вас в обшем бу зат мени хайран этгенди с приветом таулуз

кеме: Пока не нашел "карачаиз". Отвечу пока тут."Джаракъ", как мне объяснили это мягкая высохшая трава, для подстилки под обувь. Другой объяснил, что это любая сорная трава, которая растет сплошной массой. Я же слышал что не под обувь. а всю ногу закрывали такой травой, это как портянка получалась. В нартском эпосе , к примеру если не ошибаюсь сын Дебета, Алауган за раз одну копну использовал для обуви. Но это чисто что бы показать какой Алауган был большой. Само слово мне ничего не говорит. Похоже на "джара" - полезный, пригодный. Может быть не смотря на свое происхождение как сорная, некультурная трава она пригодна. " Джаракъ"- пригодный.

фолькс: Аллах айтса до осени отслежу говоят же Халджар хансдан чыкъанча это наверно как после увядания луговой травы ДЖАРАК схраняется превратившись в солому потому что его не едят животные -его полно на склонах между ессентуками и подкумком -мара башында-учхул тарда между красногоркой и важным -Халжар баула были В Дуутском ущелии как пишет Лейля уних до сиих пор хлев халджар-получается халджар-джарак -болджар-мурджар -эрде толма бау деб болгъанды -двойнаые плетённые стенки и между ними бла слома(джарак) для зимнего окота (утеплённый) на верное это из этой же оперы -в роде мелочи-говорят оони многом н-пр-р про единство этносов с -древности и ещё хотел узнать (спросить это Къызчыкъдан язык как то не поворачивается) как уних наш салах тартхан и сал агъач -Из немецкрго концлагеря в месте списками умерших( по росьбе писали всё что касемо карачая) карачаевцев поступили трое чисто русских уроженцев сёл -карачай сал -карачай -и карачаевка-воронежской области- слово СЫЛА ( челебий) -по рус -село наше (где есть церьковь-село-где его нет деревня-у коммунистов -клуб есть -село-нету деревня- и кдекс куманикус САЛА-ЦЕРКОВЬ) просто чтоб выяснить как это убратьев иу нас за ответ САУ БОЛ

фолькс: ГДЕ НАПИСАНО( ДЖАРАК) В СКОБКАХ ПРОПУСТИЛ (?) ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК извиняюсь-

кеме: фолькс пишет: Аллах айтса до осени отслежу говоят же Халджар хансдан чыкъанча это наверно как после увядания луговой травы ДЖАРАК схраняется превратившись в солому потому что его не едят животные -его полно на склонах между ессентуками и подкумком -мара башында-учхул тарда между красногоркой и важным -Халжар баула были В Дуутском ущелии как пишет Лейля уних до сиих пор хлев халджар-получается халджар-джарак -болджар-мурджар -эрде толма бау деб болгъанды -двойнаые плетённые стенки и между ними бла слома(джарак) для зимнего окота (утеплённый) на верное это из этой же оперы -в роде мелочи-говорят оони многом н-пр-р про единство этносов с -древности и ещё хотел узнать (спросить это Къызчыкъдан язык как то не поворачивается) как уних наш салах тартхан и сал агъач -Из немецкрго концлагеря в месте списками умерших( по росьбе писали всё что касемо карачая) карачаевцев поступили трое чисто русских уроженцев сёл -карачай сал -карачай -и карачаевка-воронежской области- слово СЫЛА ( челебий) -по рус -село наше (где есть церьковь-село-где его нет деревня-у коммунистов -клуб есть -село-нету деревня- и кдекс куманикус САЛА-ЦЕРКОВЬ) просто чтоб выяснить как это убратьев иу нас за ответ САУ БОЛ Спасибо: 0 Цитата Ответить Я слышал "Шайтан хансдан чыкъгъанча". )))) Вероятно я ослышался в детстве, правильно, наверное будет как ты сказал "Халджар хансдан чыкъгъанча". То есть получается.... "Толма бау"- это получается помещение для скота, где стенки из двойной плетенка (чалман) , заполненные травой - "Джаракъ". Выходит что "джаракъ " довольно широко использовалось. Просто вырвать рукой , на необходимое себе было крайне мало. Надо полагать, эту траву и косили и заготавливали на нужды строительства. Вопрос стоит что это за трава. Может быть это "мырды ханс". Которая растет на участках с излишней влагой? То есть та же самая трава , но в болотистой местности. Такую траву скот не ест. Обычно некоторые подкидывают соль в такую траву , что бы обмануть скотину. А мулджар насколько я знаю - это не сам сарай. А помещение внутри сарая- отдельная комната. К примеру, для новорожденных телят или отдельное помещение для ягнят, огороженное и утепленное. Хотя я могу ошибиться.

Гергокова Лейля: кеме пишет: А мулджар насколько я знаю - это не сам сарай. А помещение внутри сарая- отдельная комната. К примеру, для новорожденных телят или отдельное помещение для ягнят, огороженное и утепленное. Хотя я могу ошибиться. Мулжар у нас - это настил для того, чтобы корова или теленок на нем лежали. Его делают из остатков сена, которые не доедает скот. Остатки называем "мулхар"

Гергокова Лейля: фолькс пишет: Халджар хансдан чыкъанча это наверно как после увядания луговой травы Халжарда ханс есмейди. Аны ючюн айта болурламы )

кеме: Скоро начнется затмение солнца. Не пропустите.

фолькс: Старом форуме карачайз в разделе основание страны карачай я как бы вывесил красную тряпку (социолгическую) узнать на сколько интересна нынешним история ибыт прндков результат -ноль-печально! и давайте ребята своии старомодные соображения буду писать там чтоб не встреватьь ине мешать форуму (я не заманиваю -я думаю что 2 форума одно и тоже) там более свободно - К Б язык не изучен вообше-если считать что он изучен -и в чём то есть очень отдадённая схожесть с арабским где смыслы спов построенны из тёх согласных н-пр-р ХМД -означает -ХВАЛА-маХМуД -муХаМаД-ХаМиД -аХМаД -и три гласных А-У-И-попадая в середину- спереди- в конце меняют какбы тон выражения а обший смысл ХВАЛА -На КБ смысл тоже самое из трех звуков (ислючение самые древние-МА -ОЛ -АЛ -и т д ) но он аглюнативный и полный смысл достигается обединением двух смыслов н-пр-р КЪЫР +ДЫШ -естественный луг где къыр -суша+тыш(дыш) -поверхность =къырдыш-КЫРДЫК -КЫР-суша+ ДЫК(гы)-где дыкгы -дефицит =кырдык -не достаточно проросшая зелень (раняя) и основанны на реалиях проведи граблями по сухой земле КЪЫРРР - МЫР -спокойствие -мир-мырды-ни кто не претендует -звук весеннего токованя лягушек МРРРРРР-ЧЫР-ЖИР -шипение расплавленного жира упавшего на головшки (подойти шашлычнику -послушать) и -т -д о чём я ето все правильно по моему бдет сказать мурджар (мур-мыр-спокойствие для души) в кошарах для людей длиний деревянный настил покрытый солмой а с верху кийиз-кошма на чём я вдетстве счасливо спал у тёти къошда -(ностальгия) -ну коенчно для животных то же мне так кажется-

кеме: Кто - нибудь дайте ссылку на карачаиз.

Умар: кеме пишет: дайте ссылку на карачаиз click here

кеме: Сау бол!

фолькс: Загаадала ж мне загадку Лейля! значит правильно получается -от куда явился?как с хлева трава!-как о чём то не вероятном -халджардан ханс чыкъанча къайдан чыкъдынг? (удивление) а наша получается искажёною временем- аперим таулулагъа ! ТАК ДЕРЖАТЬ!

Гергокова Лейля: фолькс пишет: Загаадала ж мне загадку Лейля! значит правильно получается -от куда явился?как с хлева трава!-как о чём то не вероятном -халджардан ханс чыкъанча къайдан чыкъдынг? (удивление) а наша получается искажёною временем- аперим таулулагъа ! ТАК ДЕРЖАТЬ! В осетинском языке хæдзар - "дом, жилище, главное помещение, где горит очаг", а в балкарском языке халжар - "крытый загон для скота".

кеме: Сынджыр- цепь. Сынджыр - это не просто цепь . Это Мировая Ось. Этимология. "Сын" (шын) - смирно, стоя, "сын таш" - надгробный камень. " Джыр"- просекать, прорывать. Сынджыр - это просекающая ось. В Учкулане "была " такая Цепь. Висела с неба. Тейри Сынджыр. Этот сынджыр и вершил суд над людьми. Ему приводили преступников. Только схитрил однажды один бедняк . Ему удалось обмануть самого Тейри цепь исчез- ушел в небо. Аналогичную функцию связи с Тейри выполняли и другие Небесные оси. Это в Балкарии дерево Раубазы и в Хурзуке "Джангыз Терек", срубленный во времена революции неким Джукакаевым. Окончание "Джыр" в слове джыр - означает еще и песню . Песня в начале начал своего появления - это молитва - "просекающая" дорогу к Богу.

Albert: Кеме, ты хоть смайликами сопровождай, а то ведь многие не поймут что это шутка)))))

кеме: Над очагом висела надочажная цепь (от сынджыр), глубоко почитаемая у многих народов Кавказа. Она олицетворяла родной очаг, с нею были связаны культовые обряды. Немаловажную роль от сынджыр играла, в частности, в свадебном ритуале. Прикосновение к ней новобрачной считалось как бы ее заявлением о готовности слиться с семьей, в которую она вошла как невестка и жена click here http://www.elbrusoid.org/upload/iblock/e02/e0220fb895207cf5a5a477133bcdc88a.pdf Сынджыр тёрени къорагъаны. Разумеется, тут этимология не приводится да и вряд ли будет другие этимологии, кроме которой что привел я. А так упоминается ритуальное значение цепи. В принципе, цепь самая непрактичная вещь в хозяйстве. И тяжелая и дорогая , в общем ни на что не годная. Есть веревки любого вида и размера. Цепь и на сегодняшний день , когда стоимость его не имеет значения несет чисто декоративную функцию. И надо полагать, в начале своего появления нес именно культовый смысл. На это имеется и прямое указание - фольклор ""Сынджыр терени къорагъаны". ТО есть имеется в виду "Мировая ось". Как я сказал выше, Мировая ось у нас КБ были "Джангыз терек", "Раубазы", "Сынджыр тёре". Был еще не практиковавшийся у нас и общетюркский "Темир къазакъ" - "Железный Столб"- Полярная Звезда. Все перечисленные "оси" не были культами для поклонения , а были лишь медиаторами между Богом и людьми. Скорей всего это у нас от дотенгрианских верований.

Albert: Считается, что у "сынджыр" персидская этимология)

фолькс: Есть ДЖЫДЖЫМ есть ДЖИБ (кожанный ремень) оба если смотать через руку на иплечо (по правилу) перегибаются образзуя полукруг -Вотличие СЫНДЖЫР переломляется на звеньях СЫНДЫР- СЫНД+Ж+ЫР те сынджыр- а кто такие персы-иран ? целиком усеянные тюркскими топонимами кто там - плавил медь-золото -сталь -что за река КАРАЧАЙ в начале спокойного течениякоторго город КЪУМ как иКЪУМУШ на кубани -столица-тегеран-перекрёсток 4-х направлений -на каспий -через прогалину на эльбурсе -джунгарию-турцию-песидский залив-по нашему ТЕГЕЙ-простой-РАН-путь-проход- и сегодня геостраегический важный район кто их только не прочёсывал-остались только горные таджики -как иКБ -под эльбрусом мне так кажется-

кеме: фолькс пишет: Есть ДЖЫДЖЫМ есть ДЖИБ (кожанный ремень) оба если смотать через руку на иплечо (по правилу) перегибаются образзуя полукруг -Вотличие СЫНДЖЫР переломляется на звеньях СЫНДЫР- СЫНД+Ж+ЫР те сынджыр- а кто такие персы-иран ? целиком усеянные тюркскими топонимами кто там - плавил медь-золото -сталь -что за река КАРАЧАЙ в начале спокойного течениякоторго город КЪУМ как иКЪУМУШ на кубани -столица-тегеран-перекрёсток 4-х направлений -на каспий -через прогалину на эльбурсе -джунгарию-турцию-песидский залив-по нашему ТЕГЕЙ-простой-РАН-путь-проход- и сегодня геостраегический важный район кто их только не прочёсывал-остались только горные таджики -как иКБ -под эльбрусом мне так кажется- Интересная этимология! Вероятно она и будет верной. А в Персии (ныне Иран) 35 000 000 тюрков. Примерно. И не вчера они туда попали. Слово могло кочевать туда и обратно с людьми.

кеме: Фолькс, что можешь сказать про "Аман къыш" 1885 года?

Albert:

Ходжа: Альбнртден бошадыкъ

фолькс: Ходжа карнашым бошайбыз дед джаза тур тюнене башыма кан урурга аз калганды кече джукусуз болуб эртден была джазганын окугунчу бошадык не что свершившееся бошайбыз предостережение Аллах узак насыб джашау бесинАльбертге он мне не враг просто в письме интонация не возможно передать

Albert: Да бу этимологияларыгъызны тохтатмасагъыз, бошарыкъсыз! Неда мен чыдаялмай, кетериб тебрерге боллукъма.

фолькс: КЕМЕаман кышны джазы болмаганды ! Дегенден сра эшитмегенме эштген эснм да эсгералмайма ол да балы квя болса тюбю чауул дегенча бир сез алдамайым!

фолькс: Читать-БАШЫ КЪАЯ болса

кеме: фолькс пишет: Барыда иги джашладыла, ишленген, адамны сыйын кере билген , мен кебюсюн таныйма былайдагъыланы. Сен айтханлай , интонацияны "къарагъа " кёчюралмайбыз ансы. "Аман къыш" - это как я слышал - зима , когда произощел массовый падеж скота. То ли земля промерзла и не оттаивала , то ли еще что, но был падеж. Это наверное, один из "къара къыш" , когда земля покрывается льдом и не оттаивает.

Ходжа: къара къыш это морозная, но не снежная затяжная зима...

Багъатыр: Аман къыш (1880 или 1882 г.)-снежная, холодная зима. Нехватка корма, недоступность подножного корма и как следствие, огромный падеж скота.

Ходжа: болушлукъ керек эди, къулсюймез омрау къуйрукъ джанында огъесе боюндамыды, анга кере шеше омрау къайсыды?

Ходжа: болушлукъ керек эди, къулсюймез омрау къуйрукъ джанында огъесе боюндамыды, анга кере шеше омрау къайсыды?

Ходжа: болушлукъ керек эди, къулсюймез омрау къуйрукъ джанында огъесе боюндамыды, анга кере шеше омрау къайсыды?

кеме: Ходжа пишет: болушлукъ керек эди, къулсюймез омрау къуйрукъ джанында огъесе боюндамыды, анга кере шеше омрау къайсыды? Къуйрукъ джанындады.

Ходжа: къайсыды къайсы?

кеме:

Ходжа: сау бол...

Abrek: А скажите мне пожалуйста, при строительстве домов какое дерево чаще все использовалось карачаевцами?

кеме: Сый- честь. Странно что и у вайнахов "сии"- честь. Может имеет в основе смысл- "чистота". "Сыйдам" - гладкий , безупречный. "Сыйпа" - чистить, очищать. "Сыйын" - находиться в пределах.

кеме: Что за слово "мукъут". Есть выражение "мукъут иис этиб", примерно как "на всех парах".

Albert: Abrek пишет: А скажите мне пожалуйста, при строительстве домов какое дерево чаще все использовалось карачаевцами? Сосна! Ратмир, это несерьезная тема, потому я твой серьезный вопрос и не видел. Извини, что только сейчас отвечаю.)))

Albert: кеме пишет: Сый- честь. Странно что и у вайнахов "сии"- честь. Может имеет в основе смысл- "чистота". "Сыйдам" - гладкий , безупречный. "Сыйпа" - чистить, очищать. "Сыйын" - находиться в пределах. Сый - это тюркское слово! У вайнахов это тоже тюркизм. У них очень много тюркизмов из кумыкского языка. Есть похожее слово и в арабском, но это другое.



полная версия страницы