Форум » Язык, фольклор и ономастика » Татаркъан Багатырев » Ответить

Татаркъан Багатырев

Albert: -20- ТАТАРХАН БАГАТЫРЕВ (2) (КАРАЧАЕВСКАЯ ПЕСНЯ) В местах нахитана (3) расставили три вехи (4): Из Даута (5) раздался оглушительный крик ________ 2) Из тетради Н.И. Урусбиева. 3) Нахитан – на видных местах. 4) Во время военных тревог обыкновенно на видных местах выставляли длинные жерди с навязанными флагами или пучками травы, чем вызывали жителей в погоню за врагом; кроме сего такие же жерди ставили у домов, из которых мужчины не выходили в поход, в знак посрамления. 5) Даут – аул в Карачае. -21- И оттуда в большой Карачай прилетела весть. Весь Карачай собрался на Санчик (1). Из трех ущелий партиями на тревогу вышли. Вышел и Крымшамхалов доблестный Гилястан. В день выезда князя Гилястана Под ним конь сильно скакал. Багатырев доблестный Татархан Не ленясь ходил и славу приобрел. Ой, Мукаев доблестный Байчакку, Он на Даудское плоскогорье поскакал И там про Татархана осведомлялся, Татархана в доме не нашел: Татархан к осенним баранщикам пошел Просить барана на зарез. Ах, если бы мы настигли врага, Татархана впереди бы поставили. Настигнувши врага, мы над ним потешились бы. *** Татархан домой пришел вечером. «Мать, я бесконечно голоден», Так матери сказал Татархан. «- Присланного тобою барашка «Мы вчерашнюю ночь зарезали, «Тебе хорошую долю оставили. «С трех равнин твои три сестры приехали, «Твою долю они поели и уехали.» Пред ним поставила баранью лопатку и часть головы. Он два раза содрал мясо и три раза вкусил. Посмотревши на лопатку (2), он у матери спросил, что нового? «Карачай находится в покое при косах и вилах» (3), Так ответствовала мать. ________ 1) Санчик – местность в Карачае. 2) 2) Горцы на бараньей лопатке гадают: начисто счищают лопатку, смотрят на свете и так узнают будущее и прошлое. Татархан, смотря на лопатку, увидел, что в Карачае что-то неладно. 3) Т.е. Карачай находился при обыкновенных занятиях: косят и гребут сено. -22- «- Мать, мы заснем, потом встанем и бывшие дела увидим… «Тогда среди своих товарищей, не подымая головы, умрем (1). «- В таком случае сообщу тебе вести, мой сынок. «Кызыльское (2) войско аул Даутово разграбило, «Твою емчекскую (3) мать увели. «Как корова, отбившаяся от телка, она, оглядываясь, ревела. «. . . (4)». «- О, Боже! а я свои чабуры отдал баранщику; «Да будут мои ноги крепки, как у домашнего катра». Не мешкая долго, он схватил свое оружие И направился на сховатскую дорогу. Растянувшись, конь скачет, как скаковой Шаулох (5). Он, подобно древним нартам, достиг цели похода. Карачай был задержан рекою Сховат. Багатырев доблестный Татархан Обвязал себя лошадиным арканом И как шаулохский конь воду перешел, Перешедши, закричал на манер бобра-самца На лежащих длинношерстных баранов (6), И как волчица врезался в середину их (7) ______ 1) Увидев на лопатке, что карачаевцы находятся в погоне за врагом, Татархан делает намек, что если он будет спать, то на утро он будет осрамлен и ему останется только умереть. 2) Сванетское войско. 3) Женщина, которая вскормила Татархана своим молоком. 4) Строка нецензурная. 5) В Кабарде существовала очень резвая и выносливая порода лошадей под названием Шаулох. Теперь еще есть эта порода, но очень мало. 6) Т.е. на сванетов. 7) О том, как в этом деле действовал Татархан, рассказывается так. Сванеты с обильной добычею, награбленной у карачаевцев, перешли через мост, перекинутый через очень бурную горную речку, и чтобы обезопасить себя от погони, этот мост разрушили. Карачаевцы, доскакав до реки и видя невозможность переправиться, уже обратились вспять. В это время подоспел Татархан и вернул карачаевцев. Для того, чтобы переправиться через бурную речку, Татархан придумал следующее: он обвязал себя арканом, опустил вершок своей папахи вниз, туда наложил сосновую смолу, зажег ее (дело было ночью) и стал переправляться через реку, наказав своим, что покуда они будут видеть огонь, пусть аркан держат вольно, но как только огонь потухнет, зна- -23- По водам Сховата кровь потекла. Ой, Кабаев трусливый Жулуй! На тебе кровь есть, а раны нет; Отдай отцу свиной кал. Ой, Макаев доблестный Байчокку Вниз по хребту спускался. И с товарищами на низ направился. Боже, благословение доблестям Татархана! Он Карачаевское войско возвратил, Которое в смятении назад бежало. Разжевывая каржин с кровью, Крымшамхалов доблестный Гилястан Сделал себе нарукавники из белого серебра Ой, Шакманов князь Тамма С Чегема пришел, белый витязь (1); У него трофеи похода – два невольника. Князю Тамма нужны невольники, а также и скот. ______ чит он тонет, и тогда пусть его вытаскивают. Татархан благополучно переправился. На другой стороне реки он нарубил жердей, привязал к ним аркан и карачаевцы потащили их. Таким образом смастерили животрепещущий мост, чрез который перешли карачаевцы. Между тем сванеты, утомленные походом и полагая себя в безопасности, крепко заснули. Вот тут-то и произошел полный разгром сванетов. 1) Тамма Шакманов из Чегема гостил в Карачае и также участвовал в походе. (К.П. Тульчинский. Пять горских обществ Кабарды. I. Этнографически-экономический очерк. II. Горские поэмы, песни, легенды, предания, сказки и пословицы. – Владикавказ. Типография Терского Областного Правления. 1903) Мои примечания: 1. Тульчинский здесь немного ошибся, указав, что нападение совершили сваны, речь на самом деле шла о нападении абазин-кызылбеков, а не сванов. 2. Под рекой Сховат имеется в виду река Аксаут.

Ответов - 41, стр: 1 2 All

Умар: Albert пишет: А "Татаркъан" всё же 19 века песня Джырда айтылгъан адамла орус документледе тюбеймидиле ? Шакъманланы генеалогия тереклери бармыды ? Джырны бир вариантында Къызылкёнчек улу Иммолат айтылад, биринде уа Кърымшаухалланы Гилястан биринчи тамадалыкъ этгенча. Хабичев ол Иммолатха Кърымшаухалды деб джазад .Бир адамны юсюнденмиди ангыламайма. 19 ёмюрде джашагъан Подпоручик Крымшамхалов Гилястан Бийнегерович (до 1815 – 1851) барды. Сора дагъыда бир зат. Джырда "Къызылкёнчек улу омакъ Иммолат Аягъындан черкес атлай асхайды" деб джазылад ,сынчыкълаб джюрюйд дегенлиги болур . Дьячков-Тарасов джазгъан хапарлада уа бир Гилястан Сынчок деген сагъынылады ,эбзеле бла Хурзук башында къазауат этген.

Ааа Эльграндов: Татархан который у Петрусевича не тот самый?

Умар: Мунда уа Татаркъан темирчи болгъанды деб джазады Неге таяныб джазады экен ? Огъесе бир-бир историклеча "сол тобукъдан" атыб , къагъыт тёзерикди дегенлигимиди ? click here


фолькс: Умар -кечмеклик-Татаркъанга темирчи болургъа нек болмайды? керек заманда- ? чемер адам хар негеда болумлу болады- мени кёлюме келген-

Albert: Нек болмайды болмай а! ))) Алай а ол темирчи болмай тургъанлай, темирчиди деб джазылса, аллайгъа ЁТЮРЮК дейдиле)))

Багъатыр: Умар пишет: Мунда уа Татаркъан темирчи болгъанды деб джазады Неге таяныб джазады экен ? Мен кесим эшитгеними айтайым. Бостанланы Батдал, белгили Хабич улуну къайын атасы (эртде аушхандыла экисида, Аллах рахматын берсин) айтханъа кёре Татаркъан (Батдалны сёзлери бла айтайым):"Къарачайда темирни эритиб, андан шкок этиб, багъырны эритиб андан да къазан этиб, залыкъылдыны эзиб от этиб джугъутурну уруб ол къазанда бишрген биринчи Татаркъан болгъанды". Башха адамладен эшитгеним а, ол Татаркъан болмагъанды аны джашы Баракъ болгъанды. Ол заманлада къойчу, темирчи, тойчу, къазаутчы (орусча атыргъа-широкий профиль) болмасала да къарачайлыланы айаб къоярыкъ тюйюл эдиле.

огъары учкулан: Ма быллай хапарлагъа Хабич улу бла башха илмучула эсни кебюракъ белселе къалай иги боллукъ эдиле.

огъары учкулан: Ма быллай хапарлагъа Хабич улу бла башха илмучула эсни кебюракъ белселе къалай иги боллукъ эдиле.

Умар: Татаркъанча миллетде белгили адамланы юсюнден кёб зат айтылыучанды .Мен темирчи деб бюгюнге дери эшитген неда окъугъан этмеген эдим да, аны ючюн сора эдим. Айтылгъан зат барысы тюз болуб барса уа. Лепусха джашларына айтхан назмуча болмасынла айтылгъан хапарла. "Той" бла "къой"гъа "бой" рифма болуб, таб келишгенин кёреме .Алай а орус тилге бурундан да уста болгъаныбызны билмей эдим. Ол джыр къачан этилгенин билир ючюн ,джырда джазылгъан адамланы (Гилястан ? Иммолат ? Мука улу Байчагъар ,Шакъманланы Тамма зат) не документледе ,не генеалогия джазыулада къачан джашагъанларын билелсек , былай деб айтырча боллукъ эдик.

фолькс: Умар тикрал блайды дерге тюзю кертиси джырны эшитмегенме алай а биле да болурса бизде БОЙ деген сёз кесибизде барды-бойлу сноними онглу - бойлу мал- не да бу терек ол биринден бойлуракъды =уллуракъды -д-а-к - бу сёз келиширик тююлмюддю джырнынгы магъанасына ?

Багъатыр: Умар пишет: Айтылгъан зат барысы тюз болуб барса уа. ДНК-ны кючю бла айтылгъан затла бары тюз болмагъанын кёрдюк да. Хар адам (къарт, джаш болса да) кесича къатышдыра береди. Умар айтханлай, хар айтылгъаннъа инаныб бармай, сюзюб къараргъа керекди.



полная версия страницы