Форум » Язык, фольклор и ономастика » Мифология и мировоззрение туранцев. А также о сако-массагетских племенах » Ответить

Мифология и мировоззрение туранцев. А также о сако-массагетских племенах

Amigo: Гергокова Лейля пишет: [quote]Журавль- турна (кар.)/ зурнук (балк.), аист- чилле /чиллаякъ, лебедь- къанкъаз/дууадакъ[/quote] Сау бол! Итак журавль турна. Туранская лексика взята из башкирского языка, какие у вас слова - можете проверить сами. Некоторые карачаево-балкарские слова такие как Турна, От, Отун и другие вставил через /. - Остальные слова вашего языка мне неизвестны. Имя скандинавского бога Тора восходит к Турна/Торна - предводитель, и обозначает священную птицу журавль. Как это подтверждено археологами (сарматы, савроматы, скифы, саки, массагеты - потомки андроновских племен Урала II тыс. д.н.э.) были почитателями Солнца и огня, которые почитались как бессмертные боги. Солнце - Кояш, откуда и произошло имя - Kashi (лучистый - санскрит). Птица - Кош. Все водоплавающие птицы Урала осенью из-за холодов и замерзания рек улетают на юг за Солнцем, Торна/Турна - журавль почитался Богом. В представлениях древних вся природа Урала с марта по апрель начинает безумствовать ``вахши''. Это безумство ``вакшыу'' природы порождает время - [ва~кыт], поскольку, как считали древние Бесформенное порождает форму. Иными словами: безжизненная, бесформенная зимняя ночь рождает форму, свет, различные цвета - зеленые листья, красные цветы, желтых пчел, синее небо и т.д., и т.п. Но самое главное в том, что все это происходит при посредстве постоянно увеличивающейся долготы светового дня, которое приносит людям Торна (журавль), почитаемый как главный бог - [Турe]. Журавль Торна стал главнейшим божеством языческого пантеона по самой что ни на есть простой причине, которая заключается в том, что журавль ходит по воде - символу ``змея'' и долбит клювом водную поверхность в поисках пищи. Это было истолковано древними как символ истребление, уничтожение змея, поскольку уральские реки возвращаются в свои берега, в середине мая, после прилета журавлей. Отличительным признаком мышления человека эпохи мезолита было смешение и диффузность понятий, которые все без исключения перетекали одно в другое. Так, например, весна переходит в лето, лето в осень, осень в зиму; вода переходит в снег, дождь в лед, и поэтому оборотничество являлось основой мышления древних людей. Как следствие этого журавль - Торна - Хаубан стал восприниматься как человек, принявший облик птицы, прилетающей весной для укрощения мирового змея и приведения сил природы в порядок - [рэт]. От этого слова, обозначающее понятие ``порядок'' - [рэт], происходит ведическое название Мирового порядка ``rta'' - рита. Но с прилетом Торна-Хаубена на Урал холодная зима (``темные силы зла'' - у древних) еще раз показывают себя, насылая снег на землю. Вместе с прилетом журавля на Урале начинаются дожди, которые случаются, как считали древние, потому, что журавль не дает Мировому Змею подняться на небо и, став облаком - ``болот'', nebulos (древнегерманск.) проглотить солнце. Для этого торна - хаубан, как считали, взлетает на небеса и сжигает ``яндыра'' - ``индра'' (Риг-Веды) Мирового Змея, рвет ``тиреу'' и дырявит ``[тиш~е]'' кожу ``тире'' змея, который падает ``[т~ош~е]'' в виде дождя на землю ``[ерг~е]'' -``erde'' (немецк., исландск.). См. ещё примеры: Очаг - усак. В этот [уса~к] подкладывали в огонь (``ут/от) ``сухие ветки'' - ``[ухак]'', а не дрова, так как в каменном веке и в эпоху мезолита, каменным топором дров не нарубишь. Очаг и сухие ветки у башкир слова - омонимы, [уса~к] [yha~к]. Деревья называются агъас/агач, от чего и родилось имя бога огня Агни, в латинском - Агнис. На огне варили - ``[беш~е]'' мясо ``ит'', в английском eat - ``кушать'', a meat - ``мясо''. `Беш' - 'варить' у славян - `печь' (глагол, действие - к примеру 'печь хлеб'). Сидя у костров в своих срубах - ``бура'' (bureau - бургунск.) всю зиму ждали возвращения своего бога Торна/Турна (Журавля), который вел вечный бой с ненавистным Мировым змеем, покрывшим всю землю Урала своей кожей (снегом). Ассоциация человека-эпохи палеолита и мезолита снега со змеиной кожей объясняется тем, что снег тает и превращается в воду, точно так же, как и змея, кожа у которой холодная, скользкая, блестящая. Но самое главное то, что по снегу можно скользить (на лыжах) точно так же, как змея по земле, как лодка по реке. Все эти аналогии между снегом и змеей, у которой сброшенная после линьки старая кожа вдобавок становится белой как снег, привели к тому, что зима стала восприниматься древними как эпоха ``заман'' вселенского времени, в течение которого змей-зима овладевает землей - ``ер''. От этих исконно слов ``тиш'' - дырявить, ``тиреу'' -обдирать, браниться и родились имена богов Авестийского - Тиштрийа и Ведийского - Тишья, разящие Змея и низводящие дождь на землю. Бог Индра-Яндыра (поджигатель) более древняя ипостась Торна-Хаубена по сравнению с богом Тиштрийа. Лук и стрелы, обладателем которых считали по ``АВЕСТЕ'' Тишью, были изобретены человеком в эпоху мезолита, а орудие бога Индры - это дубина -Ваджра, от ``ват'' - ломать. Ее выковал по ``Риг-Веде'' (I 12112; V 34,2) для Индры певец Ушан, и оно являлось орудием (каменный топор) на протяжении всей эпохи палеолита. Все лето Хаубен воюет с Зыя (АВЕСТА), ``зыян'' -вред, Зьвистан, Зий - змей, не давая ему превратить воду - ``hыу'' (башкирск.), ``тхыу'' (чеченск.), в холод - ``хыук'' (башк.). hыу - [у~к] Именно журавль Торна-Хаубен собирает воды разлившихся весенних рек, именно Торна-Хаубен, взлетая на небеса, сжигает и растапливает ``[тирл~ет~е]'' (башк.) облака, не давая им поглотить солнце, раскалывая ``яра'' (башк.), spalten (немецк.) своим клювом - молотом - ``балта''. Солнце восходит на востоке, днем находится на юге, вечером заходит за видимый горизонт на западе. Это древний человек наблюдал как на южном, так и на Северном Урале, а также в Арктике. Одним из доказательств того, что древние знали Северный Ледовитый океан и его Арктическое побережье, служат найденные на полуострове Ямал орудия труда и изделия из южно-уральской яшмы, датируемые эпохой Мезолита (10-8 тыс. лет до н.э.). На основании этих образов впоследствии (ко 2-ому тысячелетию до н.э.) сложилась мифология ``Риг-Веды'' и ``АВЕСТЫ'', а также мифические сказания о богах у норвежцев. Именно у скандинавских народов мы встречаем - Тора Хаубена, бога-громовержца, постоянно ведущего беспощадную войну с силами тьмы и Змеем по имени Мидгард (Мидхат). Так как Торна-Хаубен был богом огня-сыном Солнца - Сура, известный позднее в ``Риг-Веде'' как Сурья. Прилет журавля весной с юга на Урал вместе с теплом солнца, как думали древние порождает день - свет. И в Арктике действительно наступает Полярный день, а отлет осенью журавлиной стаи понималось как поглощение Солнца Мировым Змеем - Заркум, что вызывает мрак и холод во Вселенной. Вечерний закат солнца называется [ш~еф~ек] это слово сохранилось и в ``Риг-Веде'' cvet - ``белый'', поскольку в Арктике и на Северном Урале, где наступает Полярная ночь, небо после заката солнца еще несколько недель остается белым. И это несмотря на то что Солнце источник огня ``ут/от - скрылось, скатилось ``ауа'' - away (англ.) за линию горизонта. Интересно отметить тот факт, что английский лебедь прилетает весной и проводит лето на Ямале, а осенью улетает в Шотландию на зимовку. После того, как мы рассмотрели и бегло проанализировали культ журавля Турэ-Торна в мифологии и засвидетельствовали, что большинство слов имеются и в ``Риг-Веде'' и в английском языке, спрашивается: можно ли в скандинавских и английских преданиях найти сохранившиеся варианты этой мифологии? Ведь когда-то она являлась общей культовой религией для некогда единого народа, живших в эпоху Мезолита по обеим сторонам Урала от Арктики до юга. На этот вопрос давным-давно ответили утвердительно ученые, поэтому мы укажем только на элементы, существующие в английской мифологии. Самый главный из них - это эпизод борьбы Беовульфа с морским драконом Grendel и его более ужасной матерью, которые по ночам поедали потопленных наводнением людей. Беовульф так же, как Урал (существует и реальная гора с таким названием), вступает в бой с драконом и, победив его, гибнет, после чего над его прахом сооружается курган, то есть образуется гора, носящая имя легендарного героя. Факт переселения древних племен, населявших регионы Урала в эпоху Мезолита, на север Европы в Скандинавию, полностью подтвержден и доказан археологами. Поэтому это подтверждается и в языках. Например,``ут байыу'' - закат солнца, англичане говорят ``good by'', а на языке чеченов и ингушей ``бада'' прямо означает ``тьма'', башкирск. - бата ``тонуть'', ``погружаться''.

Ответов - 48, стр: 1 2 All

Amigo: Turk пишет: Если эти слова считаешь из ИЕ (не важно как их назвать индоевропейскими или типа их под-ветвью "туранскими"), а не исконными обще-тюркскими (по ЭСТЯ и другим), приведи источники лингв. доказательств этого (авторы, литература или ссылки)? Читаю работы разных исследователей. Ставлю сито - и сам смотрю где у них натяжки - а где как пишет Тахир - удачные совпадения. Иногда конечно через сито - проскальзывают плевела. Но это потом ещё не раз отсеется. Посмотрите работы Гельблу, Киекбаева, Галлямова. К примеру http://thelib.ru/books/gallyamov_salavat/velikiy_hau_ben_istoricheskie_korni_bashkordsko_angliyskogo_yazyka_i_mifologii-read-16.html

Тахир: Amigo пишет: Может ещё лет 100 пройдёт пока ученые смогут ответить когда часть туранских родов перешли на прототюркские языки. На такой вопрос никакие серьёзные учёные и через миллион лет не ответят. Только посмеются. Так как, постановка вопроса изначально ошибочна. Потому что, туранцы и были тюрками в самом, что ни на есть его точном понимании. Также, как и арии, которые установили правящую династию среди земледельческого индоиранского населения. Также, как и многие другие тюрки-кочевники Великой Степи.

Amigo: Тахир пишет: Это точно. Почему-то многие не проходят проверку, как серьёзные исследователи, именно лингвистикой (не имею ввиду в данном случае уважаемого Амиго). Делают массу абсолютно фантасмагорических "этимологий", не считаясь, не только с лингвистикой, но и вообще с любыми фактами. Зато есть из чего выбирать. А в СССР - решали за нас что читать, давали порциями. Мне нравится когда есть выбор. Работы по лингвистике постоянно приобретаю, если считаю что автор приблизился к лингвистической истине. К примеру работы по параллелям индейских и тюркских языков, отслеживаю эти исследования, на мой взгляд, лингвисты которые придерживаются родства прототюркских языков с некоторыми языками индейцев Америки - на верном пути.


Turk: Amigo мне конкретно по выше приведенным словам, насколько мне известно (пусть меня поправят форумчане), в общепринятом понятии эти слова обще-тюркские исконные. Конкретно, кто и где (статья, источник) выводил эти слова из ИЕ и назвал их туранскими, добраться до их выкладок. Чтобы сравнивать, эти выкладками с выкладками их опонентов. Далее интересно, чем туранские ИЕ, отличаются от остальных ИЕ, какой-то такой пласт их отличил..

Amigo: Turk пишет: Amigo мне конкретно по выше приведенным словам, насколько мне известно (пусть меня поправят форумчане), в общепринятом понятии эти слова обще-тюркские исконные. Конкретно, кто и где (статья, источник) выводил эти слова из ИЕ и назвал их туранскими, добраться до их выкладок. Чтобы сравнивать, эти выкладками с выкладками их опонентов. Далее интересно, чем туранские ИЕ, отличаются от остальных ИЕ, какой-то такой пласт их отличил.. См. тут. http://www.rodstvo.ru/forum/index.php?s=&showtopic=5574&view=findpost&p=117830

Тахир: Amigo пишет: Зато есть из чего выбирать. А в СССР - надо давали порциями, что нам нужно читать, а что нет. Мне нравится когда есть выбор. Да, но лишь бы при этом было стремление найти истину, а не попытки всунуть всё в "прокрустово ложе" ошибочных теорий.

Amigo: Тахир пишет: Да, но лишь бы при этом было стремление найти истину, а не попытки всунуть всё в "прокрустово ложе" ошибочных теорий. За меня можешь не переживать. Сам разберусь - что мне читать и что считать истиной, а время всё расставит на свои места. Торопиться некуда.

Тахир: Amigo пишет: За меня можешь не переживать. Сам разберусь - что мне читать и что считать истиной, а время всё расставит на свои места.

Источник: Amigo пишет: А настоящие прототюркские языки имеют связь с некоторыми индейскими языками Америки. Вот они да прототюрки. Пока считается,что америндские языки восходят к генетически разным языкам. А гаплогруппа у всех одна-Q. Есть еще гаплогруппа С,но носители ее в основном говорят на яыке "на-дене",который меньше всего похож на тюркский из америндских(предполагается,что "сино-кавказский"). Вероятно,индейцы в прошлом часто не прочь были погеноцидить мужское население соседних племен-отчего и наблюдается однообразие гаплогрупп. О таких явлениях даже свидетельствовали первые европейские поселенцы.Поэтому какой язык там к какой женской или мужской гаплогруппе восходит-не понятно.Может туда и забредали прототюрки-но гаплогруппы не остались.

Albert: В связи с этим интересный факт про индейцев - карибов и араваков. Карибы завоевав араваков, вырезали всё мужское население и взяли себе в жены аравакских женщин. В итоге новый народ карибов имеет два языка: мужской (карибский) и женский (аравакский). Но это, конечно же, исключительный случай.

Ходжа: Амиго, Вы меня удивляете, вы говорите что сами не являетесь лингвистом, но в тоже время определяете тюркские слова, как заимствования из индоевропейского, которого как такового и нету. То есть конечно можно найти одно слово в одном ие языке, другое-но только с натяжкой в другом, заимствования из тюркских обьясняете как обратное заимствование, или в лучшем случае народ в языке которого есть это слово раньше у вас был ие, да просто отюречился. При этом те слова которые приведены выше, сможет этимологизировать любой школьник. Балта-топор, къуш, къош-птица, от-огонь, и тд в каких ие языках это есть вкупе? Почему надо собирать всё это из индоевропейского, по крошкам, когда всё это присутствует в тюркских с обилием? Вы очень многое сделали и делаете, в логике вам не откажешь, пока дело не коснется индоевропейского и тюркского. Причем в пользу последнего доводов настолько много, что даже не знаешь с чего начать!

Amigo: Ходжа пишет: но в тоже время определяете тюркские слова, как заимствования из индоевропейского, которого как такового и нету. Это я процитировал лингвистов работы, а вообще речь идёт о наших предках туранцев, язык R1a туранцев как мы видим из приведенных примеров - был близок и языкам других родственных им R1a протоиндоевропейских племен.

Ходжа: Турна, от, отун, оджакъ, отджагъа, теш, биш, тюш, эт, джер, уат, джылан, суукъ, джар, балта-журавль,огонь,дрова,очаг,дырявить,варись-правда у нас говорят биширген, бишген, варить варенный, падать,мясо, земля, ломать, крушить,змея, холод, раскалывать, колоть,топор. Вопрос, может мы вовсе не тюркоязычные?

Albert: Amigo пишет: Это я процитировал лингвистов работы, а вообще речь идёт о наших предках туранцев, язык R1a туранцев как мы видим из приведенных примеров - был близок и языкам других родственных им R1a протоиндоевропейских племен. Нет, Булат, тебе лучше ДНК заниматься, а не лингвистикой!

Ходжа: В каких языках ещё, кроме тюркских, эти слова имеют такие же значения? Прошу заметить что я не лингвист, но мне не составляет труда разобраться с приведенными этими лингвистами словами.

Тахир: Albert пишет: Нет, Булат, тебе лучше ДНК заниматься, а не лингвистикой! Это точно.

Turk: Ходжа пишет: Турна, от, отун, оджакъ, отджагъа, теш, биш, тюш, эт, джер, уат, джылан, суукъ, джар, балта-журавль,огонь,дрова,очаг,дырявить,варись-правда у нас говорят биширген, бишген, варить варенный, падать,мясо, земля, ломать, крушить,змея, холод, раскалывать, колоть,топор. Я думаю этот вопрос можно было тут закрыть, если просто запостить этимологии этих слов с общеизвестных источников. А потом посмотреть кто их назвал ИЕ и их этимологии, могу ошибатся, но нет в ИЕ их даже слегка убедительных этимологий. Что-то мне подсказывает, что это самое крайнее крыло ИЕшных радикальных авторов))), которые абсолютно общетюркские слова выдают за ИЕ.

Ходжа: Согласен.



полная версия страницы