Форум » История, этнография, культура и достижения » Карачаевское застолье » Ответить

Карачаевское застолье

Железный дровосек: Хотелось бы узнать о культуре карачаево-балкарского застолья, но не только в современном состоянии, но и в прошлом.

Ответов - 5

Albert: Железный дровосек пишет: Хотелось бы узнать о культуре карачаево-балкарского застолья, но не только в современном состоянии, но и в прошлом. А что именно тебя интересует в нашем застолье?

Железный дровосек: Albert пишет: А что именно тебя интересует в нашем застолье? Альберт, все. В основном, как это происходит. Ты расскажи, а я задам, если надо, вопросы.

Albert: Железный дровосек пишет: Альберт, все. В основном, как это происходит. Ты расскажи, а я задам, если надо, вопросы. Свадебное застолье? Или любое? Если любое, то, как и везде, длинный стол, во главе которого сидит тамада (так он у нас и называется!), а прислуживает всем за столом, разливая водку (жаль, что до сих пор мы от этого напитка до конца не можем избавиться!), шапа - обычно человек, который приходится зятем семье, в которой происходит это застолье. Остальные сидят и пьют, и тосты говорят по указанию тамады. Застолье начинается с того, что все усаживаются, шапа разливает всем. Затем тамада произносит первый тост и передает первую рюмку шапе, который выпивает, и сразу после этого в ту же рюмку наливает водку тамаде, который выпивает свою. А за ним пьют остальные из своих рюмок. Шапа должен сразу наполнить стаканы спиртным, чтобы они не пустовали. Затем уже тамада дает слово другим сидящим за столом по очереди. Каждый раз после тоста, первым пьет тамада, затем тостующий, затем все остальные. Шапа всегда должен пить последним. Если шапа выпьет раньше кого бы то ни было за столом, то это повод для того, чтобы налить ему "штрафной". И еще, шапа должен всегда стоять. Он же приносит блюда различные, которые ему передает его помощник через дверь. Но ставит на стол участникам застолья только шапа. Вот так проходит застолье. Разносят разные блюда. О приближении конца застолья тамада объявляет об этом и тогда шапа приносит разделенное на большие куски мясо жертвенного животного, которое в честь этого мероприятия зарезали. Если это корова, то ставят просто крупные куски мяса с костью, а если это овца (или овцы, поскольку одной овцы может хватить только на какие-то незначительные мероприятия), то обязательно тамаде дают лопатку овцы (желательно правую), остальным другие куски, разделенные специально установленным образом на "юлюшле" (части туши). Все встают, держа в руках вот эти куски мяса, которые положили перед каждым из них, и тамада произносит тост в честь жертвенного животного, держа в руках лопатку овцы (или кусок мяса коровы). Затем каждый из участников застолья должен съесть кусочек из своего "юлюш" (куска). После этого тот же тамада берет рюмку с водкой и произносит тост уже с ней. Все выпивают, садятся. Более основательно едят свои куски мяса. А тамада должен отрезать от своего куска, если это баранья лопатка, каждому участнику застолья по кусочку. После того, он смотрит уже очищенную лопатку - чистая ли она? То есть, как бы, гадает по бараньей лопатке. Затем надламывает тонкую часть лопатки. После того обычно слово дают шапе, который благодарит участников застолья и застолье закрывается. И все встают из-за стола. Надо сказать, что в прошлом, разумеется, водки у карачаевцев не было, и вместо нее употребляли в качестве спиртного напитка такой слабоалкогольный напиток, который у нас называется "боза", который делается из ячмена или пшена, кажется. Иногда и сейчас его тоже делают. У меня бабушка, например, очень хорошо умеет его делать. Только за столом сейчас больше принято пить водку, а бозу пьют больше ради удовольствия сейчас. Если застолье свадебное, то оно происходит в доме у жениха, куда приезжает "джыйын" - то есть, родственники невесты, и там наряду с тамадой ("джыйын тамада"), который должен быть со стороны невесты, рядом с ним сидит тамада со стороны жениха ("аш тамада"). А шапой, разумеется, является зять принимающей стороны, то есть, стороны жениха. У нас сейчас раздаются часто голоса, что лучше было бы мясо жертвенного животного (именно куски - "юлюшле") давать вначале застолья, а не в конце, поскольку в конце застолья все и так уже сыты по горло, и часто это мясо остается недоеденным, поскольку и так каждое предлагаемое блюдо тоже обязательно содержит в себе мясо. Предложение разумное, я считаю. Остальные предлагаемые блюда бывают разнообразны. Только хычины с мясом должны быть обязательно среди них ближе к концу застолья, но раньше того, как принесут мясо жертвенного животного ("къурманлыкъ"). В общем, вот примерная процедура такова.


Albert: Еще, хочу отметить, что я описал процедуру карачаевского застолья. С балкарским я знаком гораздо меньше, и у них могут быть свои особенности, разумеется.

Albert: Забыл сказать, что в конце застолья тамада свой стакан с небезызвестным спиртным напитком отдает шапе и говорит: "къайтмаздан!" ("безвозвратно"). Шапа выпивает, но стакан уже тамаде не возвращает.



полная версия страницы