Форум » История, этнография, культура и достижения » Цховатский крест. » Ответить

Цховатский крест.

Ааа Эльграндов: Вот такую вещь нашел на адыгском сайте.) случаем нашей более менее объемной статьи по этому поводу нет? http://adyghe.ru/menu/2013-09-16-10-20-45/istoriya-adygov/243-rasselenie-svanov-na-severnom-kavkaze-do-xix-veka "...Нам кажется, что пребывание тюркоязычного населения в этом ущелье в XIV-XV вв. можно считать несомненным. Такое заключение вытекает из разбора грузинской надписи на золотом кресте из церкви в с. Цховати. В переводе Е. Такайшвили эта надпись гласит: «Спас цховатский я, Квенипневели эристав Ризия, пожертвовал цховатской пречистой богоматери имение двух дымов в Зенубане с его горами и равнинами. Попал в плен в Басиане и выкупился твоими вещами. Пусть никакой владетель не изменит». 12 Ризия Квенипневели сделал пожертвование в церковь с. Цховати в память того, что он, попав в плен «в Басиане», был выкуплен на средства этой церкви. Сел. Цховати, населенное грузинами, находится в верховьях р. Ксани и входит в состав Юго-Осетинской автономной области. Квенипневели — известная фамилия грузинских феодалов (эриставов), владевших Ксанским ущельем. Само ущелье лежит на пути в Северную Осетию, откуда северокавказские горцы не раз совершали набеги на Грузию. Надпись датируется XIV-XV вв. Е. Такайшвили не понял значения термина «басиан». По его мнению, Ризия был в плену в провинции Басиан, в верховьях р. Аракса (теперь в Турции). Но, во-первых, старая грузинская литература называет басианами тюркоязычное население Восточного Черека (см. соответствующие места в «Географии Вахушта», а также документы начала XIX в., опубликованные в «Актах Кавказской археографической комиссии»). Во-вторых, Ксанское ущелье отстоит от аракского Басиана намного дальше, чем от «басианов» Восточного Черека. В-третьих, частые военные столкновения жителей Ксанского ущелья с горцами центральной части Северного Кавказа [81] были реальным историческим фактом, чего нельзя сказать по отношению к аракскому Басиану. Исходя из сказанного, мы приходим к выводу, что «басиан» цховатской надписи означает то северокавказское тюркоязычное племя, которое и позже было известно грузинам под этим же именем. Уже в начале XVII в. это племя обитало в ущелье р. Восточного Черека. Когда оно там появилось? Цховатская надпись не дает на это прямого ответа. Но из нее видно, что «басианы» жили вблизи нынешней Северной Осетии, так как через нее, видимо, происходила большая часть военных и экономических общений Ксанского ущелья с Северным Кавказом. Северокавказская степь в то время была занята татарами и кабардинцами. Поэтому «басиан» цховатской надписи нужно искать в горах западнее нынешней Северной Осетии, и, скорее всего, в ущелье р. Восточного Черека. Наличие здесь тюрок уже в XIV-XV вв., с одной стороны, и отсутствие более достоверных, чем предания, доказательств пребывания здесь сванов — с другой, приводят к выводу: искать сванское население в истории Восточночерекского ущелья нет достаточных оснований..."

Ответов - 7

огъары учкулан: Ааа Эльграндов о чем статьи о Цховатском кресте?

Ааа Эльграндов: Огъары Учкулан, ну да.)

огъары учкулан: про нее писал В. Батчаев - его книга есть на сайте балкария.инфо (на лат.) и есть о ней еще у самого Лаврова в статье Карачай и Балкария до 30-гг. 19 в. А критика, есть например у Муратовой (Битовой), в ее сводном труде по Балкарии. Этой книги в нете нету((


Ааа Эльграндов: Критика там а-ля "не Балкария/Басиани, а Фисиани/Басиани, которая недалеко Турции"?

огъары учкулан: Ну да)

огъары учкулан: Ааа Эльграндов По мнению Е. С. Такайшвили надпись выполнена ла «мхедрули XIV —XV вв.» G1, с. 105—106). Его поддержал Л. И. Лавров, указавший также на связь «Басиани» цховатской надписи с Балкарией и выводивший топоним от термина «Бас- сиат», которым обозначались балкарские таубии D3, с. 77—79). Однако, указанная дата создания надписи вызывает сомнения. В «Памятнике эриставов», составленному между 1405/6— 1410 гг., среди ксанских владельцев XIV—нач. XV вв. имя Ризия отсутствует E8; см. также: 72, с. 100—101). Следовательно, цховатская надпись никак не древнее XV в. Гутнов.

Ааа Эльграндов: Ну в принципе датировка креста там два века, ну исключили 14 век, ну в принципе и логично, что после 1410 года это было. Даже по гг Басиат в 15 веке получается же жил. Прям тютелька в тютельку



полная версия страницы