Форум » История, этнография, культура и достижения » Бораганцы и карачаево-балкарцы » Ответить

Бораганцы и карачаево-балкарцы

Ааа Эльграндов: Параллели кумыков-бораганцев и карачаево-балкарцев.) Кто что думает.) для начала пара статей об аристократах бораганцев и кб http://kumukia.ru/article-9590.html http://www.sk-news.ru/news/analitic/7173/

Ответов - 41, стр: 1 2 All

Ааа Эльграндов: От одного бораганца узнал(сау болсун), что основные отличия бораганского говора от литературного кумыкского языка: 1)цокание (гицци вместо гиччи, инцке вместо инчге); 2) выпадение последней буквы для разных лиц (айтама вместо айтамаН, къалама вместо къаламаН); 3) ударение на первый слог; 4) редукция гласных: айтмЫйма вместо айтмАйман, гелджикме вместо гележекмен, элтчикме вместо элтежекмен, эрив вместо арив, охлайма вместо юхлайман; 5) к в начале слова вместо г, например, кесек вместе гесек; 6) региональные слова: мюхюр вместо юзюк, чындырхав вместо гесертги, неме и т д.

огъары учкулан: Ааа Эльграндов пишет: От одного бораганца узнал(сау болсун), что основные отличия бораганского говора от литературного кумыкского языка: 1)цокание (гицци вместо гиччи, инцке вместо инчге); может бораганцы ближе к нам?))

Ааа Эльграндов: На гг анализы подбить бы их.) но с брагунцами одно но, среди них много бывших кабардинцев и вайнахов... Жалко их князья все в Турцию перебазировались.


Ааа Эльграндов: Уж больно их легендарный предводитель Бораган похож на Буракана у Йезеди)

Ааа Эльграндов: Да простят меня братья кумыки, вот копия беседы из фэисбука Къумукълар, Дагъыстанда айтамы, къатын алса:"Янгы гёлегинг эсен-аман юрют!" Деп, уьйленген улангъа? Бизде олай айта. Малкъарларда да олай айтыла. 12 октября возле Москва Нравится · Комментарий · Отменить подписку на обновления публикации Скрыть новость 8 пользователям это нравится Ramazan Alpaut Аууууу Нравится · 12 октября Магомед Акаев Дагьыстанда мен эшитмегенмен олай кьутлавну))) Нравится · 1 · 12 октября Ramazan Alpaut Олай буса малкъарлар борагъанлыларда н)))))))) Нравится · 1 · 12 октября Магомед Акаев О чу тюппе-тюз ой, тек, вёре, малкьарлар бар ерде айтып кьойма))) айрокьда, Ahmad дейгени бар шунда, барыда тюрклер кьарачай- малкъа рланы наслусу деп токъташдыргъан) )) Нравится · 3 · 12 октября Ramazan Alpaut )))))) Нравится · 12 октября А. Мухаммад Аль- Бабаюртлу сенден эшитим биринчи Рамазан ) ) текь ошатым ... Нравится · 12 октября Ramazan Alpaut Эргишиге къатынынг деп айтмассан чы, тойгъа янгы гёлек алмай да къоймас, олай болгъан сонг, туврадан айтып уялтмай, гёлегин къутлап къоядыр))))) Нравится · 3 · 12 октября дальше о таком же пожелании у балкарцев Т.Ш. Биттирова там написала

Turk: Ааа Эльграндов, а Рамазан пару раз отмечался на нашем форуме, зарегенный участник)).

Ааа Эльграндов: Отлично.))

Albert: Turk пишет: Рамазан пару раз отмечался на нашем форуме, зарегенный участник)). Какой у него ник?

Is-tina: Интересный поворот! Еще на абрековском форуме, помнишь, Альберт, где ты на коне был Берьюканом?, приводилась кумыкская песня, и предлагалось ее анализировать с позиций карач языка. Но вы все отворачивались. Только Абрек находил что-то общее. Отворачивались и от кипчакского элемента. Помню, я приводила материал и он тоже был затюкан. Всем нужен аланский наркотик! Эльграндову хватило энергии хотя бы внедрить эти параллели сюда. И литературы -то сколько!

Ааа Эльграндов: Ис-Тина, вся фишка в том, что Бораган предводитель брагунцев жил по преданиям тех же кумыков и ногайцев во времена Мамая и храмого. А в летописи храмого "книге побед" Йезеди упомянут "Буракан правителя асов". Учитывая что в этой книге Булат записан как Пулад, то Бораган вполне мог стать Бураканом.)

Ааа Эльграндов: Без аланства никуда.)))

Is-tina: "Фишка" принципиально мало меняет ситуацию. А что "Без аланства никуда" - Это - атавизм. На время бы отодвинуть его в сторону и заняться другим направлением. А то "аланство" многим глаза застилает. На крайний случай можно сконцентрироваться на "аланской фактуре". Но - где она? "Карты на стол!"- как говорят.

Ааа Эльграндов: Ис-Тина, карточные игры грех.)))

Is-tina: Каюсь, каюсь, каюсь...

Is-tina: Ладно, Эльграндов. Я обойду грешные карты. Возьму стихи. Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда. Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда. Сердитый окрик, дегтя запах свежий, Таинственная плесень на стене... И стих уже звучит, задорен, нежен. На радость всем и мне. Мне кажется, эти ахматовские строчки можно бы взять как эпиграф ко всей этнологической науке. (Вдруг я обнаружила, что это мое 1000-е сообщение. Надо же!),

Turk: Albert, ник Alpaut, когда-то приглашал в тему Глоттохронология тюркских языков, написал нам по кумыкскому языку список Сводеша.

Ааа Эльграндов: Да, Рамазан тюркские языки отлично знает. Ис-Тина, как мило.)))

Ааа Эльграндов: И эта ссылка думаю тут будет в тему)) http://osetins.com/2007/10/09/alany-v-krymu.html

Albert: Is-tina пишет: приводилась кумыкская песня, и предлагалось ее анализировать с позиций карач языка. Но вы все отворачивались. Только Абрек находил что-то общее. Отворачивались и от кипчакского элемента. Помню, я приводила материал и он тоже был затюкан. Всем нужен аланский наркотик! Не помню, Тина! Никто от кумыков не отворачивается. Их язык схож с нашим - никто с этим тезисом не спорит. Но это, тем не менее, другой язык. И какая связь может быть между кумыкским языком и кипчакским элементом?

Albert: Is-tina пишет: "Фишка" принципиально мало меняет ситуацию. А что "Без аланства никуда" - Это - атавизм. На время бы отодвинуть его в сторону и заняться другим направлением. А то "аланство" многим глаза застилает. На крайний случай можно сконцентрироваться на "аланской фактуре". Но - где она? "Карты на стол!"- как говорят. Тина, у нас всеми возможными другими направлениями уже занимались, смею тебя заверить. Лишь бы оставить "аланство" осетинам! Да вот не получается ничего без алан! И ничего с этим не поделаешь.

Is-tina: Albert пишет: у нас всеми возможными другими направлениями уже занимались, смею тебя заверить. Лишь бы оставить "аланство" осетинам! Ну вот опять, "оставить аланство осетинам". Это вечный рефрен. Обида, упрек. Почему? Ты говоришь, что вы все направления уже опробовали. Какие направления? Назови конкретные работы. Все «направления» сводятся только к тому, что осетины украли аланов у других. «Присвоили» их. Ругать осетин легко, конечно. Но дайте свои работы - не ругательские, а исследовательские. Сегодня ведь это не возбраняется. Вот и в данной ветке. Вроде что-то новое предлагается. Но вы опять ищете какого-то Рамазана, вместо того чтобы по существу. Хотя тема вроде лежит на поверхности. Дальше я не хотела бы продолжать вести эту дискуссию. Потому что надо тогда выходить на исторический контекст. А это не все желают делать.

Ааа Эльграндов: Эх. (tr) Попрошу не флудить на отвлеченно философские темы. (tr)

Is-tina: Боюсь, что без "философских тем" у вас ничего не получится. Но, хорошо, я перестаю писать то, что вы называете "флудить". Счастливо!

Albert: Is-tina пишет: Ты говоришь, что вы все направления уже опробовали. Какие направления? Назови конкретные работы. Все «направления» сводятся только к тому, что осетины украли аланов у других. «Присвоили» их. Ругать осетин легко, конечно. Но дайте свои работы - не ругательские, а исследовательские. Сегодня ведь это не возбраняется. Тина, можешь открыть "с краю" любую работу. Везде попытки сблизить нас с кипчаками, болгарами и даже с хазарами сблизить предпринимались попытки. Про гуннов тоже вспоминали. Всё это перепробовали. Но конкретных результатов всё равно не достичь... Попытки избавиться от обращения "алан" тоже предпринимались много раз. Даже пытались сопоставить с "улан" (сын, мальчик), но противоречило этому то, что "алан" использовалось по отношению к представителям любого пола, да и фонетически сопоставить было сложно... Когда открыли тюркские руны в Хумаринском городище, оно вмиг из "аланского" превратилось в "хазарское".

Albert: Ааа Эльграндов пишет: И эта ссылка думаю тут будет в тему)) http://osetins.com/2007/10/09/alany-v-krymu.html Сходу вот такой текст из этой ссылки: Важнейшее свидетельство о крымских аланах принадлежит арабскому географу Абу-ль-Фиде (Абульфеда). "Керкер или Керкри ...находится ... в стране асов, его имя значит по-турецки сорок человек В стране асов Кыркер ("сорок мужчин") имеет тюркское название. По-моему, прозрачней некуда.

Adam: В кумыкском в некоторых случаях так же выпадает "р".

Ааа Эльграндов: Самое интересное, что этот Кырк Ер поначалу даже был ставкой Гиреев.))

Is-tina: Ааа Эльграндов пишет: Интересная статья, о кумыкских узденях http://kumukia.ru/author?q=1192 Там есть еще интересная статья: • Хангишиев Дж.М. «Этногенез кумыков в свете лингвистических данных» Выдержки: …кумыкский язык, а следовательно и народ, сложился из трех тюркских компонентов: булгаро-хазарского, огузского и кыпчакского, с преобладанием кыпчакского. Иберийско-кавказский элемент в опорных диалектах (буйнакском, хасавюртовском и терском) как субстрат отсутствует. По классификации Н.А. Баскакова, кумыкский язык относится к кыпчакско-половецкой подгруппе кыпчакской группы западнохуннской ветви тюркских языков. Он отражает основные лексические, фонетические и грамматические черты, присущие кыпчакским языкам. Вместе с тем кумыкский язык отличает от других кыпчакских языков, например, близкородственного карачаево-балкарского, и некоторые огузские элементы. (булгаро-хазарский элемент рассматривает как plyuskvamperfekt) Это тоже интересно. (Слова выделены мною. Автор их пишет ровно. Если как акценты они не подходят, извините).

Albert: Is-tina пишет: По классификации Н.А. Баскакова, кумыкский язык относится к кыпчакско-половецкой подгруппе кыпчакской группы западнохуннской ветви тюркских языков. Он отражает основные лексические, фонетические и грамматические черты, присущие кыпчакским языкам. Вместе с тем кумыкский язык отличает от других кыпчакских языков, например, близкородственного карачаево-балкарского, и некоторые огузские элементы. Много раз писал о том, что "кыпчакские языки" - это условное обозначение группы тюркских языков. Необязательно это язык собственно кыпчаков. К слову говоря, среди народов т.н. "кыпчакской" группы никогда племя Къыпчакъ / Къыпшакъ / Къыпсакъ не составляло не то что большинства, оно не составляло такой заметной доли, которая сумела бы навязать свой язык другим племенам! Потому не стоит по ошибке приписывать "кыпчакский" язык собственно кыпчакам!

Ааа Эльграндов: Тина, ну что же с того, что в кумыкских диалектах нет субстрата нахского, дагестанского, адыгского, абхазского и грузинского?))))) единственны огузский элемент отличающий тот же терской(бораганский) говор от балкарского черекского диалекта, только йокание.))))

Ааа Эльграндов: Или мы должны были скончаться в конвульсиях от слова "кыпчак"?))))))))

Is-tina: Ну что же такое! Вы меня оба убеждаете по кусочкам! Я просто хочу сказать, что люди работают, выстраивают системы, пытаются создавать целостность своего этноса. Эльграндов, Вы сами эту тему принесли сюда. а теперь шарахаетесь от нее. Ладно. Мне-то все равно. Я просто люблю читать толковые материалы.

Ааа Эльграндов: Выстраивают систему того, что в языке кумыков нет субстрада др кавказских народов?) а это и так не было ясно?)

Is-tina: Вы раздражаетесь. Это не лучшая форма для нормального разговора. Да и вашему коню будут передаваться ваши эмоции и он не станет уже таким смирным и покорным.

Ааа Эльграндов: "...Имеются сведения, что родоначальник Жаноковых, обосновавшийся в местности Зылги, прибыл в Черекское ущелье из "Борагана" [15]. Современный балкарский исследователь Ю.Н. Асанов предполагает, что местность "Бораган" откуда прибыли Жаноковы, может быть связана с тюркским владением Брагуны, располагавшимся в период средневековья в междуречье Сунжи и Терека [16]... ...В Безенгиевском обществе к сословию таубиев принадлежали князья Суюнчевы, утверждавшие, что их предок прибыл на Кавказ из Крыма. В документах сословно-поземельной комиссии Терской области отмечается, что Суюнчевы выводили свое происхождение от некоего Барак-хана, к которому возводили свою генеалогию и брагунские (кумыкские) князья [26]. В связи с этим нам кажется, что имеет смысл привести сведения о происхождении брагунских князей. В "Очерке сословного строя в горских обществах Терской и Кубанской областей", составленном во второй половине XIX века, записано: "Брагуновские князья Таймазовы объясняют свое происхождение так - более трехсот лет тому назад, во время раздоров, возникших между крымскими ханами, предок Таймазовых - Борохан (Барак-хан - М.Б.), принадлежавший к роду крымских ханов, ушел из Крыма на Кавказ с подвластным ему народом, в числе 1700 кибиток, и поселился первоначально возле Дербента, но подавленный персиянами принужден был удалиться оттуда и избрал со своим народом у слияния р. Сунжи с р. Терек на настоящем месте нахождения аула Брагуны" [27]. Интересно, что в преданиях, зафиксированных, в Балкарии в 50-х годах прошлого столетия, указывалось, что Суюнчевы прибыли туда именно из местности "Бораган", т.е. из Брагунов [28]. Таким образом, можно предположить, что процесс переселения предков Суюнчевых в Безенги проходил в несколько этапов: Крым - Дербент - Брагуны - Безенги. Причем, сами Суюнчевы сохранили в памяти место своего первоначального проживания - Крым. Одним из подтверждений крымского происхождения Суюнчевых можно считать сведения, приводимые в конце XIX столетия В.Я. Тепцовым, который писал о внешнем виде князей Безенги: "...они, несомненно, татарского происхождения" [29]. Потомками Барак-хана являлись также и представители княжеской фамилии Баксанского ущелья Балкарии - Урусбиевы... ...Анализ генеалогических преданий Суюнчевых, Урусбиевых и княжеских династий Черекского ущелья, выводивших свое происхождение от Басиата и Мисаки, позволяет прийти к выводу об их общих составляющих, к которым относятся: 1) наличие в преданиях басиатидов, Суюнчевых и Урусбиевых в качестве предка Барак-хана; 2) упоминание одних и тех же мест проживания до переселения - Крыма и Брагунов. Вместе с тем, предположение об общем происхождении басиатидов, Суюнчевых и брагунских князей Таймазовых позволяет объяснить и некоторые противоречия в генеалогических преданиях балкарских князей. Так, уже отмечалось, что по одному из вариантов преданий князья Мисаковы являлись до их переселения в Балкарию подвластными кумыкских князей Таймазовых, а по другой - Басиата и его брата Баделята. Наличие близких родственных взаимоотношений Басиата с Таймазовыми устраняет это противоречие, так как в этом случае Мисака мог быть их общим подвластным. Своеобразным подтверждением сохранявшихся еще длительное время после переселения Басиата в Балкарию близких взаимоотношений между его потомками и князьями Таймазовыми может служить известная балкарская историко-героическая песня первой половины XVII в. «Кайсыны» [32]. В этой песне сообщается, что к балкарским князьям Тазритовым (ветвь Айдаболовых-М.Б.) прибыли гости из Брагун, которых встретили «как самых почетных людей». Причиной приезда гостей являлась просьба о наделении их дорогими подарками - невольниками. Для выполнения этой просьбы Тазритовы совместно с князьями Абаевыми и Урусбиевыми, собрав дружину, совершили набег на Имеретию, в результате которого погибли многие его участники, в том числе и Кайсын Тазритов - герой песни [33]. Заметим, что в набеге на Имеретию приняли участие князья, которые по нашему предположению, были связаны с правителями Брагунов общим происхождением..." Генеалогичечские предания о происхождении фамилий высшего сословия Балкарии и Карачая, автор Баразбиев.

Ааа Эльграндов: "...в «Докладной записке...» жителя Брагунского аула 1-го участка Грозненского округа подпоручика кн. Солтан-Хана Таймазова. В ней народное предание о происхождении рода брагунских ханов излагается следующим образом: Изустное предание, существующее в роде князей Таймазовых, говорит так: в 1-й половине XVI столетия, во время великих смут, происходивших в Крыму за право владения ханским престолом, один из Дома крымских ханов - по имени Борахан - с партиею приверженцев своих в числе около 5 тыс. чел., после неудачных попыток овладеть ханским престолом, бежал на Кавказ, где с помощью князей Кубанских (вероятнее, Кумыкских - К. А.) он занял место для поселения своего, первоначально там, где теперь существует деревня Андреева в Кумыкском округе, а потом вследствие раздора с кн. Шамхалом Тарковским Борахан перешел на место, находящееся между слиянием реки Сунжи с рекою Тереком, и поселил там аул Бора-Хан, называемый русскими Бораган... О том же читаем и в «Прошении», адресованном на имя Командующего войсками Терской области, ген.-лейтенанту Лорис-Меликову 12 декабря 1860 г. и подписанном членами фамилии брагунских князей Таймазовых подпоручиком Джамбулатом Таймазовым, корнетом Сурхайханом Таймазовым и капитаном (без имени) Таймазовым: Предки наши происходят от крымских ханов, во время междоусобия подданных, 300 лет тому назад с приверженцами пришли на Кавказ, когда здесь не было ещё русского владычества, и основали по имени старшего из них Бурахана аул, называющийся теперь у туземцев Бороган. Интересно сообщение и другого архивного источника: Брагуновские князья Таймазовы объясняют свое происхождение так - более трехсот лет тому назад во время раздоров, возникших между крымскими ханами, предок Таймазовых - Борохан, принадлежавший к роду крымских ханов, ушел из Крыма на Кавказ с подвластным ему народом, в числе 1700 кибиток, ипоселился первоначально возле Дербента, но, подавленный персиянами, принужден был удалиться оттуда и избрал со своим народом у слияния р. Сунжи с р. Терек на настоящем месте нахождения аула Брагуны. В конце XIX века Н. Семеновым была записана ногайская песня, согласно которой часть крымцев при Мамае направилась к Тереку под начальством Бора-хана, и устроенный ханом там юрт был назван его именем. Любопытный вариант предания о происхождении князей Таймазовых в начале 20-х годов XX века со слов одного из жителей (по исчислениям ему было 106 лет) в Брагунах записал писатель А. Костерин: Давно-давно,алты юзиль(шестьсот лет) назад, еще не было великого хана Мамая, вышли из Крыма Бора-хан и Керим-хан. Здесь у горного хребта, где сливаются Сунжа и Терек, поставили селение, а другое на берегах Судака. От Бора-хана и селение назвалось Бора-хан арак (гора)... Достойно внимания и то, что на свое крымское происхождение указывали не только князья, но и все население этого княжества. Так, вышеупомянутый Ф. Гребенец писал, что «по словам бораганцев (кумыков. - К.А.), они вышли из Крыма». На свое крымское происхождение указывали и уздени: Шахтемир Бектемиров (с. Старый юрт); Будайхан, Джумахан, Умахан, Губахан, Яхья Мусаевы (Новый юрт); Бийбулат, Тау-султан, Ибрагим, Таймасхан, Абдул-Меджид, Адильхан Болатхановы; Батырхан, Исахан, Юнус Арслановы. Таким образом, если проанализировать все варианты генеалогических преданий брагунских ханов, то можно отметить следующее: 1) они происходят от крымских ханов (потомки Чингис-хана), их родоначальником является Бораган (Бора-хан) из Дома крымских ханов, вынужденный, проиграв борьбу за крымский престол, переселиться со своими людьми на Кавказ (на Терек, Сунжу, Сулак, «возле Дербента»)1и основать здесь свое ханство, оно известно под его именем Бораган (Брагуны); 2) произошло это событие (в разных вариантах указывается разное время) - «во времена хана Мамая»2, т.е. еще до1380 г., «еще до Мамая» («600 лет назад»), т.е. до времени его правления в Орде в 1361-1380 гг.; «в первой половине XVI в.» («300 лет назад»)..." http://kumukia.ru/article-9590.html

Ааа Эльграндов: Про ту ногайскую песню во тут http://kumukia.ru/forum/viewtopic.php?f=4&t=431&start=15 "...В старину, между Волжской дельтой и местом, где был основан Царицын, кочевал могущественный ногайский род Алаши, во главе которого стоял Мамай, сын Мусы. Править народом ему помогали младший брат Тохта и племянник Орак. Мамай обманом захватил трон ханов Золотой Орды, потомков Чингиз-Хана в Крыму и из ставки на Волге стал распространять свою власть и на земли Северного Кавказа. Так, часть своего войска, стоявшего у устья р. Волги под начальствомБорэ-хана, он послал через Черные земли в Чечню и здесь, на левом берегу р. Сунжи, перед ее впадением в р. Терек, основал большой аул Борехан-юрт..."

Ааа Эльграндов: Про Буракана правителя асов во времена храмого из Йезеди, думаю итак все в курсе. А так, помимо этого кумыкские исследователи склонны к тому, что есть некая связь между ордынским родом карачи Барын и бораганцами(в говоре последних слово "бораган" звучит как "бораан"). Барыны были и в Крыму, и на Волге, остались в составе башкир. Тут есть пара любопытств из википедии. "...БАРЫН Родовые подразделения: бурус, бэрэкэн, бутис,.." и на сколько я знаю один из башкир барынов был R1а похожим на Z2123, тут надеюсь Амиго объятит.)

Myrzalar: Ааа Эльграндов пишет: ..БАРЫН Родовые подразделения: бурус, бэрэкэн, бутис,.." и на сколько я знаю один из башкир барынов был R1а похожим на Z2123, тут надеюсь Амиго объятит.) Я не амиго конечно.Но хотел бы подчеркнуть одну особенность.Я пока не замечаю,что наши какие -нибудь рода совпадали по гг с теми же соседями казахами.Парадокс!родов/племен много похожих(табын,барын,кипсак,минг...) А вот гг почему то не совпадают,за редким исключением,как r1b M73 По крайней мере внятного ответа от кахахских комрадов я не получил.

Ааа Эльграндов: Myrzalar, я не казах, но из общения с несколькими казахами узнал, что нередко после набегов казахи забирали детей жертв набега и воспитывали, а эти дети потом вливались в род и нередко прославлялись. Исходя из этого, казахам бы системно каждую ветку каждого рода всех жузов тестировать, но они пальцем в него потыкали и успокоились. Если учесть численность казахов, то результаты их днк проекта это так, савочком детским чуть копнули

Myrzalar: Ааа Эльграндов пишет: Myrzalar, я не казах, но из общения с несколькими казахами узнал, что нередко после набегов казахи забирали детей жертв набега и воспитывали, а эти дети потом вливались в род и нередко прославлялись. Согласен это не только казахам присуще. У нас даже по этому по воду частенько конфликты были. Но если и искать паралелли то только по известным родам и тем жузам, которые нам близки территориально. По крайней мере на сегодняшний день ситуация такая что не то что по субкладам по гг рода не совпадают. Я сам в первую очередь ищу параллели у соседних народов, независимо от их веры и языка. Но нет таких данных Как будут первым забью в набат



полная версия страницы