Форум » История, этнография, культура и достижения » Исскуственное орошение у карачаево-балкарцев » Ответить

Исскуственное орошение у карачаево-балкарцев

огъары учкулан: КБ-цы были одним из тех народов, которые занимались исскуственным орошением своих полей. Верхняя дата определяется довольно сложно: очевидно это наследие предков КБ-цев, нижняя, это период, вплоть до коллективизации в Карачае и Балкарии. Позже предоставлю эти материалы.

Ответов - 76, стр: 1 2 3 All

Тахир: Как показывает полевой этнографический материал, на территории Балкарии и Карачая сохранились многочисленные следы средневековых оросительных систем и даже действующие каналы, которые местные жители приписывают прежним обитателям этих мест – аланам. Как можно так тупо и бессовестно врать?!

Тахир: khanmode пишет: Как известно, аланы были забывчивым народом. Они понастроили оросительных систем, оставив их, как наследство карачаевцам, а сами ушли в Куртатинское ущелье, забыв напрочь об оросительных каналах Но, например, я, ежегодно обновляя оросительные каналы, копая их снова и очищая, честно, в соответствии с мудрейшим и честнейшим высказыванием Калоева, приписываю их "прежним обитателям этих мест - аланам". Также делают все наши односельчане и вообще все балкарцы. У нас тем, кто не приписывает их прежним обитателям - аланам, тому воду вообще не дают.

khanmode: Тахир пишет: Хотя они и самые забывчивые в мире, но, например, я, ежегодно обновляя оросительные каналы, копая их снова и очищая, честно, в соответствии с мудрейшими и честнейшими словами Калоева, приписываю их прежним обитателям этих мест - аланам. Также делают и все наши односельчане, и все балкарцы. У нас тут вообще, кто не будет приписывать их прежним жителям - аланам, тому воду вообще не дают. Надеюсь, что Вы также благодарите алан за возможность пользоваться их этнонимом (который они-то сами позабыли) при обращении к соплеменникам.


Тахир: khanmode пишет: Надеюсь, что Вы также благодарите алан за возможность пользоваться их этнонимом (который они-то сами позабыли) при обращении к соплеменникам. Несомненно. А то, как бы мы обращались друг к другу? Другие обращения, кроме оставшегося от алан, в некоторых ситуациях неуместными оказываются, а этот - самый универсальный. Не говоря о многом, спасибо прежним обитателям этих мест - аланам и за лучший скот, и за прекрасные навыки скотоводства! А то, чтобы мы тут в горах делали?!

khanmode: За благородство лучших представителей, способность к быстрой ассимиляции и абсорбции кыпчакских языков, рыжие волосы, осетинскую топонимику в Учкулане, спасибо им. Кто же нас поблагодарит за сохту и джёрме?!

Тахир: khanmode пишет: Кто же нас поблагодарит за сохту и джёрме?! За сохту, джёрме, кефир, айран и др., тоже скажем спасибо прежним обитателям этих мест - аланам, которые были превосходными скотоводами! И за горную породу лошадей, за пастушьих и сторожевых собак, также снова скажем, спасибо, прежним обитателям этих мест - аланам!

Adam: Тахир пишет: Но, например, я, ежегодно обновляя оросительные каналы, копая их снова и очищая. В детстве не любил, когда доходила очередь 'суу салыргъа'. Жаль, что в то время не было айфонов и интернета. Стоять часами в огороде и кричать 'Джетди!' было бы не так скучно.

Гергокова Лейля: Сравните:

Гергокова Лейля: http://issuu.com/eventusgl/docs/tom_1 Начиная с предпоследнего абзаца на странице 16 очень интересные сведения о древнем балкарском водопроводе. Скопировать сам текст, к сожалению, у меня не получается.

Гергокова Лейля: "ВОДОПРОВОД" в Элтюбю "По склону ущелья, параллельно левому притоку реки Чегем, над усадьбой Ахмана Кулиева проложен "водопровод" из деревянных плах с выдолбленным в них желобом, по которому питьевая вода подастся с верховьев речки Джилги-Су в селение. Желоб опирается на выступы скалы и сложенные из камня опоры разной высоты, устроенные так, чтобы на всем протяжении соблюдался один и тот же уклон, обеспечивающий равномерность потока. Таким образом, устройство этого водопровода фактически соответствует принципу, на котором было основано возведение римского акведука, при всей несоразмеримости во времени и масштабах этих сооружений". 66. "Водопровод" в Элтюбю. Натурная зарисовка. Бернштейн "Архитектура балкарского народного жилища"

вася: Учкулан. 1. 2. 3.

огъары учкулан: вася а что это такое? исскуственное орошение, кажется еще было в Сванетии. Првда источников о нем говорят лишь вскользь. М.б. оно было другим и менее распространенным

Умар: огъары учкулан пишет: что это такое? Тёбен Салпагъарлагъа баргъан илипин click here

вася: огъары учкулан пишет: вася а что это такое? За "рыжей" стенкой нерабочий оросительный канал.

Adam: Некоторые карачаево-балкарские термины, связанные с ирригацией: • Суу салыу - орошение, ирригация. • Илипин - оросительный канал. • Баш (ара, уллу) илипин - главная водная артерия, снабжающая несколько кварталов («тийре»). • Илипин ариулау - проводимые обществом ежегодные весенние очистительные работы по подготовке оросительного канала к эксплуатационному сезону. • Илипинчи - лицо, ответственное за состояние канала, специально нанимаемое и оплачиваемое обществом. • Суучу - лицо, ответственное за соблюдение очередности полива.

Adam: ИЛИПИН Большой научный и практический интерес представляет в селениях Карачая и Балкарии система орошения полей и покосов. Строительство оросительных каналов в селениях Карачая и Балкарии было очень трудоемким делом. Не располагая техническими знаниями, опираясь только на веками выработанную народную традицию, карачаевцы и балкарцы строили поистине удивительные оросительные каналы - илипины. • Период использования каналов длился примерно с середины апреля по конец ноября, когда вода замерзала. • Воду из илипина использовали не только для полива покосов и пашен, но также как питьевую для людей и скота, для хозяйственно- бытовых нужд. • Вода распределялась строго по кварталам, для каждого был четко определен час, день, неделя полива. • Полностью воду в канале никогда не перекрывали, мизерная доля ее постоянно текла для потребления на питье и другие бытовые нужды. • Строго запрещалось загрязнять воду, протекавшую по илипину. Стирка в канале строго порицалась обществом. • Чистка, подправка разрушенных за зиму оросительных каналов («илипин ариулау») были одним из ответственных моментов в хозяйственно-бытовом укладе карачаевцев и балкарцев. • По окончании очистительных работ воду распределяли всем кварталам. Сколько бы кварталов ни пользовалось одним каналом, еженедельно, строго последовательно каждому из них отпускалась вода. Время, отведенное для полива тому или иному кварталу, зависело от численности его населения. • За состоянием оросительных каналов следили специально нанятые и оплачиваемые обществом лица - «илипинчи», пользующиеся в обществе карачаевцев и балкарцев большим уважением. • За соблюдением очередности полива следил специально выбранный «водник» - «суучу», который пользовался большим уважением в народе, как и «илипинчи». • Сложившиеся за многие годы поливного земледелия традиции строго соблюдались. В день полива того или иного квартала никто из других кварталов на полив не выходил.



полная версия страницы