Форум » История, этнография, культура и достижения » Исскуственное орошение у карачаево-балкарцев » Ответить

Исскуственное орошение у карачаево-балкарцев

огъары учкулан: КБ-цы были одним из тех народов, которые занимались исскуственным орошением своих полей. Верхняя дата определяется довольно сложно: очевидно это наследие предков КБ-цев, нижняя, это период, вплоть до коллективизации в Карачае и Балкарии. Позже предоставлю эти материалы.

Ответов - 76, стр: 1 2 3 All

Adam: огъары учкулан Мен эшитгенъе кёре, былай эди. Эшекни аўур джюклеб илипин къазылыр джаны таба бармагъа къоядыла. Ызындан да джыджым созулуб барады. Сора эшек къалайтын ётсе, илипин алайтын къазылады. Нек десенг: джюгю болгъан эшек тик ёрге чыкъмай, бираз тик энъишге барыб турлукъду.

Albert: огъары учкулан пишет: Albert аламат!)) Къачан эте тургъанса? В прошлом году, в конце лета, кажется.

огъары учкулан: Adam пишет: огъары учкулан Мен эшитгенъе кёре, былай эди. Эшекни аўур джюклеб илипин къазылыр джаны таба бармагъа къоядыла. Ызындан да джыджым созулуб барады. Сора эшек къалайтын ётсе, илипин алайтын къазылады. Нек десенг: джюгю болгъан эшек тик ёрге чыкъмай, бираз тик энъишге барыб турлукъду. саубол!) буну кимден эшитгенсе? саумула буну айтан адамла?


огъары учкулан: Albert пишет: В прошлом году, в конце лета, кажется. ждемс!))

Albert: Оросительный канал (илипин) в нижней части Хурзука (сейчас это уже Учкулан): Немного облагородили древний канал бетоном:

Albert: А этот оросительный канал в Нижнем Учкулане:

Albert: Этот канал в Нижнем Учкулане (устье р. Хурзук) не древний, а построенный при советской власти:

Умар: Albert пишет: Этот канал в Нижнем Учкулане (устье р. Хурзук) не древний, а построенный при советской власти На склоне напротив (очертания видны ниже красной стрелки ) через скальный участок проходит ещё один оросительный канал к кварталу Салпагаровых. Местность называется Ныхыт.

Adam: огъары учкулан Кимден эшитгеними эсиме тюшюралмайма, алан...

Adam: Дагестан: По преданию, практичные горцы прибегли к довольно-таки хитроумному способу решения проблемы. От выбранной начальной точки, соединяющей канал и реку Казикумухское Койсу (авар. яз. рахъил бетIер – «голова» канала) в нужном направлении был направлен осел. Вопреки закрепившейся за ним репутации глупого животного, он повел себя наоборот очень умно и полностью справился с поставленной задачей. Дело в том, что вьючное животное всегда выбирает удобный для себя путь и по возможности не пойдет в гору, а только наоборот. Поток же воды направленный по спуску, несомненно, быстрее достигнет нужного места. Таким образом, осел оказался лучшим ирригатором, канал проложенный по намеченной им прямой до сих пор служит гергебильцам.

Albert: Умар пишет: На склоне напротив (очертания видны ниже красной стрелки ) через скальный участок проходит ещё один оросительный канал к кварталу Салпагаровых. Местность называется Ныхыт. Если будет возможность поехать опять в эти аулы в этом году, хочу обойти несколько оросительных каналов, в том числе и указанный тобою.

Albert: Adam пишет: По преданию, практичные горцы прибегли к довольно-таки хитроумному способу решения проблемы. От выбранной начальной точки, соединяющей канал и реку Казикумухское Койсу (авар. яз. рахъил бетIер – «голова» канала) в нужном направлении был направлен осел. Вопреки закрепившейся за ним репутации глупого животного, он повел себя наоборот очень умно и полностью справился с поставленной задачей. Дело в том, что вьючное животное всегда выбирает удобный для себя путь и по возможности не пойдет в гору, а только наоборот. Поток же воды направленный по спуску, несомненно, быстрее достигнет нужного места. Таким образом, осел оказался лучшим ирригатором, канал проложенный по намеченной им прямой до сих пор служит гергебильцам. Оросительные каналы на территории Западного и Центрального Кавказа были характерны только для карачаевцев и балкарцев. Восточный Кавказ (Дагестан и Восточная Чечня) тоже имел оросительные каналы.

Adam: Albert пишет: Оросительные каналы на территории Западного и Центрального Кавказа были характерны только для карачаевцев и балкарцев. Восточный Кавказ (Дагестан и Восточная Чечня) тоже имел оросительные каналы. Да, получается так. Причем, в наших горных селах по сей день они интенсивно используются каждый сезон. Например, в Верхней Теберде илипин подведен к каждому двору, огороду.

Albert: Б.А. Калоев подтверждая, что оросительные каналы на территории Центрального Кавказа были характерны для алан, недоумевал оттого, что у осетин не сохранилось никаких следов искусственного орошения, но они были и активно использовались карачаевцами и балкарцами.

Turk: Adam пишет: Да, получается так. Причем, в наших горных селах по сей день они интенсивно используются каждый сезон. Например, в Верхней Теберде илипин подведен к каждому двору, огороду. Природные условия вынуждали приспосабливаться. У нас тоже подводили оросительные каналы к каждому двору, даже сам помню маленьким в селе, где жили дед по стороне отца (это была в прошлом пески и змеи область Сабирабаде, Адыгюнь), там к каждому дому был проводен оросительный канал, его поправляли укрепляли, село джамаатом выбирало ответственного, кто следил за каналами и водой. Каналы даже были подведены к каменым колодцам, вода в них называла Таш Су, она остаивала, просоченная через камень пили ее. Вода была критический момент там, так как реально область до создания там села нашими выходцами была пустыня и камни, а превратили его в зелень и сады. На фото, которые привел Альберт, прям точь в точь как те каналы, про которые я щас пишу, и местами были укрепленны бетоном или камнями и так по всем селу вдоль дорог с обеих сторон, до сих пор без них не обходяться.

Adam: Albert пишет: Б.А. Калоев подтверждая, что оросительные каналы на территории Центрального Кавказа были характерны для алан, недоумевал оттого, что у осетин не сохранилось никаких следов искусственного орошения, но они были и активно использовались карачаевцами и балкарцами.

Adam: Turk А есть ли у тебя сведения о карачаево-балкарских селах в Турции? Где-то слышал, что в одной местности первоначально даже строили срубы.

Turk: Adam пишет: А есть ли у тебя сведения о карачаево-балкарских селах в Турции? Где-то слышал, что в одной местности первоначально даже строили срубы. Это можно поспрашивать в диаспоре), если напишешь свой вопрос на родном языке, я переведу на латиницу и скину тем, кто разбирается, думаю что-то нам расскажут.

Albert: Особенность оросительных каналов Карачая и Балкарии была в их горном характере. Обычно канал начинался заметно выше населенного пункта, там, где уровень реки был выше, затем по склону горы над населенным пунктом рыли главный канал, чтобы вода реки самотёком могла идти до конца села. От главного канала к каждому родовому тийре отходила ветка, которая могла делиться также уже между землями отдельных семей. Поскольку карачаевские села Большого Карачая были очень многочисленными и разбросанными по разным склонам гор, порой требовалось несколько больших каналов. Длина каждого из этих каналов составляла порой несколько километров.

Adam: Turk Türkiyege köçgen qaraçaylıla topraqbaş töñertke üyle salğanmıdıla?

Turk: Adam пишет: Türkiyege köçgen qaraçaylıla topraqbaş töñertke üyle salğanmıdıla? Sen facebook'ta barmısa? hou ise Karaçay - Malkarlıla grubuğa bir kel. Bu grupta diasporadan köp qaraçaylılar bar.

Adam: Turk, how, alay a ullu hayırlanmayma ol sayt bla. Saw bol.

Turk: Adam Cauapla: Toprakbaş üyle salgandıla, bugün de bolur ol üyleden.. Koylanı cıygan agılları da bir canın tauga berip alay etkendile.. taudan kele tebreseng, agılnı üsüne çıgıp kalasa.. tabiatla uyumlu.. Celni tıyarça, almazça.. Yazılıkaya elni videosunda 4:50 dk.dan sora siz aytgan üyleni körgüzedi:

Adam: Turk agıl - это "стойло" по-турецки?

Turk: Adam да для мелкого рогатого скота, если не ошибаюсь.

Гергокова Лейля: Обследованный участок средневекового водопровода в селе Верхний Холам

Albert: Распечатанный мною материал из работы осетинского исследователя д.и.н. Бориса Александровича Калоева "Земледелие народов Северного Кавказа", выпущенной издательством «Наука», М.: 1981: Стр. 34. Упадок земледелия в горных районах Кавказа происходил не одновременно и не в одинаковой степени. Следы террасных полей, например, в высокогорных районах Чечни и особенно в верховьях Аргуна, свидетельствуют о том, что здесь эта форма земледелия прекратила свое существование не ранее конца 19 в. У осетин террасные поля начали исчезать в 80 – 90 годы. Несколько позже начался упадок земледелия у балкарцев и карачаевцев, основная масса которых оставалась жить в горах. Покупая хлеб на равнине, они также по существу перестали заниматься земледелием. Вот что сообщая учитель И. Хубиев из Большого Карачая про жителей своего родного аула Карт-Джурт: «Обширная хлебородная земля (сабаны) пространством более 500 десятин, принадлежащая жителям Карт-Джурта Хубиевым, Салпагаровым, Узденовым, Батчаевым и Джанказовым, составляющая 2/3 части всего аула, превращается из года в год в бесплодную пустыню, которая никем не обрабатывается, а служит пастбищем… Эта земля как прежде, так и теперь считается самой хлебородной и ценной во всем ауле и могла бы дать прекрасный урожай, если бы вдоволь орошалась водой, как орошаются другие поля Карачая». Стр. 60. Плодосменная система применялась и во всех балкарских ущельях, где пахотные поля также обильно удобрялись и орошались и где возделывались те же хлебные злаки (ячмень, пшеница, овес) и картофель, что и в горной зоне Карачая… Некоторое отличие плодосменная система имела в горной Осетии, что объясняется не только более суровыми климатическими условиями, но отсутствием здесь орошения полей. В Осетии пахотные участки, располагавшиеся на теневой стороне (и нередко именовавшиеся в литературе «окраинными землями»), никогда не удобряли и не орошали. Их засевали исключительно одной, весьма малоурожайной здесь культурой – овсом. Стр. 62. Одним из древнейших видов занятий населения нагорного Кавказа является террасное земледелие. Горное земледелие региона имело два вида террасных полей: естественные и искусственные, причем последние были более распространены в высокогорной зоне, где удобных земель было очень мало. Искусственные поля были разбросаны отдельными клочками часто на отдаленных от населенных пунктов местах. Землю на такие поля доставляли вьюками, на санях или на специальных арбах. Участки обносили кладкой из камня. Строительство искусствен- (стр. 63) ных террас требовало огромного труда и времени. Поэтому упадок горного земледелия, вызванный, как говорилось, развитием земледелия на равнине и массовым переселением горцев, начался именно с террасных земель. Горец, получив возможность покупать хлеб на равнине, перестал заниматься террасным земледелием. Уже для конца 19 в. мы можем говорить о почти полном исчезновении искусственных террасных полей на территории изучаемого региона. Отметим также, что, судя по имеющимся у нас данным, эта система земледелия здесь, по сравнению с Дагестаном, не достигла большого развития. Что касается естественных террас, то они имели наибольшее распространение во всех горных зонах; почти все горное земледелие возделывалось на естественных террасах; в предгорьях на них разводили огороды и сады. Естественные террасы, находившиеся компактно вблизи сел, систематически удобряли и орошали, если это требовалось. В данном разделе мы остановимся на характеристике только искусственных террасных полей. О широком распространении этой системы земледелия в прошлом по всей нагорной полосе региона свидетельствуют сохранившиеся здесь повсюду многочисленные следы террасных полей, каменных оград, земляных насыпей, каналов, служивших для орошения полей и т.д. В Чечено-Ингушетии, Балкарии, Карачае эти памятники земледельческой культуры встречаются чаще, в Северной Осетии – реже, что, по-видимому, свидетельствует о более раннем исчезновении у осетин этой формы земледелия. Стр. 64. В системе земледелия горцев Северного Кавказа важную роль играли удобрение и орошение полей для получения устойчивых урожаев, особенно в горах. Однако, рассматривая искусственное орошение в горах региона, следует отметить, что оно применялось только у балкарцев и карачаевцев, а также в ряде мест Восточной Чечни. Балкарцы и карачаевцы имели давние традиции орошения, уходящие, возможно, в аланскую эпоху. Как показывает полевой этнографический материал, на территории Балкарии и Карачая сохранились многочисленные следы средневековых оросительных систем и даже действующие каналы, которые местные жители приписывают прежним обитателям этих мест – аланам. По словам прекрасного знатока быта карачаевцев 80-летнего Таулана Касаева из сел. Хурзук, предки его, переселившись из соседнего Баксанского ущелья, нашли на новом месте поселения несколько таких каналов, орошающих до сих пор земли этого селения. Вообще время постройки многих оросительных каналов у балкарцев и карачаевцев не сохранилось в памяти народа. Наличие средневековых аланских оросительных оросительных систем на территории указанных народов отмечалось дореволюционными авторами. Так, в 1892 г. В.Я. Тепцов писал, что аланы, занимаясь земледелием на современной их исторической территории, «проводили оросительные каналы с большим искусством. Остатки таких каналов особенно хорошо сохранились в предгорьях около хут. Атажукова. В предгорьях же нам указали на пашни, которые орошались каналами, проведенными на довольно значительной высоте» (48). Во всяком случае, предки современных балкарцев и карачаевцев обладали большим искусством в строительстве оросительных систем, что неоднократно отмечалось исследователями. «Горцы, - писал современник о карачаевцах, - опытные инженеры, и сооружение ими оросительных каналов производится по практическим соображениям. Воду они направляют на какую угодно (стр. 65) высоту…» (49). То же самое отмечал Н.П. Тульчинский о балкарцах: «… в горах большая часть пахотных и покосных участков подвергаются ирригации, без чего немыслима посевная растительность и хорошие питательные травы. Ввиду этого по ущельям горских обществ устроена целая сеть ирригационных каналов, искусно проведенных по очень гористым местам» (50). В неопубликованных полевых записках М.М. Ковалевского о Балкарии, произведенных им в 80-х годах 19 в. во время его путешествия по этой стране, даются важные сведения о поливе полей, в частности в Чегемском обществе, указывается на древность этой системы в Балкарии. Ковалевским зафиксировано несколько канав для провода воды, строительство которых, по народным преданиям, восходит к средневековой аланской эпохе. «Есть предание, - пишет М.М. Ковалевский, - что в башне, в которой спасалась одна княжна от Темура, вода проведена была через турий рог и рога воловьи» (51). По свидетельству наших информаторов, полив пахотных и сенокосных участков производили повсюду, используя для этой цели близлежащие водные источники. Только орошение полей могло обеспечить крестьянину получение гарантированного урожая. Поливные пахотные участки обычно располагались у поселений или недалеко от них. Большое внимание уделялось поддержанию в исправности оросительной системы и особенно главного оросительного канала (балк. баш илипин, уллу илипин) протяженностью 3 – 6 км. Во всех балкарских ущельях можно встретить несколько таких каналов. То же самое мы находим и в Карачае. В сел. Учкулан девять главных каналов; из них один был построен в 60-х годах 19 в., он протянулся до сел. Карт-Джурт; о времени постройки других каналов ничего не известно. Главный канал нередко представлял собой сложное инженерное сооружение с опорными каменными стенами, с подачей воды через туннели и по деревянным трубам. Для отвода из реки воды в канал использовалась большая крестовина из брусьев, которая ставилась ранней весной и снималась с наступлением зимы. От главного канала посредством распределителя вода отводилась в средние каналы (орта илипин), а от них – в более мелкие каналы (гитче илипин), которые непосредственно орошали участки. Таким образом, почти вся территория балкарцев и карачаевцев была покрыта широкой сетью оросительных каналов. Строительство и постоянный уход за этими каналами, часто подвергавшимися разрушению, особенно в период весенне-летнего таяния снегов и ливней, требовали от горцев огромного труда и времени. Ремонт и очистка каналов от камней и других наносов начинались еще ранней весной, накануне сельскохозяйственных работ. Особое внимание обращалось на главные оросительные каналы, разделявшиеся обычно на отдельные участки по числу сел или кварталов; жители каждого отвечали за эту работу на своем участке. За исправностью главных каналов следил выборный представитель «илипинчи» (балк. букв. «канавный работник»), которому выплачивались натурой или деньгами. «Орошение полей, - писал Н.А. Караулов о балкарцах, - поставлено хорошо, и каждый хозяин внимательно следит за своим полем, вовремя пуская и отводя воду» (52). То же самое пишет о карачаевцах Г. Петров, наблюдавший в 80-х годах 19 в. за жизнью этого народа: «Для поливки посевов пользуются ручьями, стекающими с возвышенности, с помощью канав воды направ- (стр. 66) ляются на участки. При этом наблюдается очередь: после орошения участков, лежащих по главному направлению ручья, вода пропускается в стороны с разветвлениями всюду, куда только может быть пропущена» (53). В упомянутых записках М.М. Ковалевского, касающихся в основном сел. Верхний Чегем, говорится, что вода для полива проводилась из речки Делы через земли владельца мельницы; в качестве вознаграждения последнему односельчане давали от каждого двора по чашке ячменя. «Обычай этот, - пишет М.М. Ковалевский, - теперь оставлен, так как воды много, но такого строгого распределения воды, как в Хуламе или Урусбиеве, не имеется. В Хуламе одной канавой пользуются семей двадцать, каждая семья в году один раз в течение двух суток. Если одна из семей, имеющих право на канаву, пахотной земли не имеет, то она за вознаграждение отчуждает ее нуждающимся (за сено или солому и т.д.)» (54). Распределение воды осуществлялось специальными выборными лицами «суучула» (водники). Вода делилась подворно, строго соблюдалась очередность. Однако в местах, обильных водой, особенно в Балкарии, пользовались водой без учета. Наиболее строгое распределение воды было у карачаевцев, для которых она стала даже предметом купли и продажи: «Вода делится, - пишет Н.П. Тульчинский, - на равные паи, не по числу орошаемых участков и не по их размерам, а по числу домохозяев, считавшихся собственниками главных водных артерий, и каждый таковой двор получает по очереди на одни сутки свой пай, не входя в рассмотрение, нужна ли ему вода или нет. Такой своеобразный обычай вызвал другой – торговлю водой: не имеющие совсем пахотных и луговых участков продают свои паи другим, ощущающим большой недостаток в воде, а равно продают свою воду или часть ее те, которые по размерам своих участков или по местонахождению их не нуждаются в полном пае» (55). Существование такого порядка пользования водой вызвано, несомненно, высоким развитием в горах Карачая поливного земледелия. В 80-х годах, по данным Н.С. Иваненкова, для полива поля с утра одного дня до утра другого платили 40 коп., а за использование 1/6 части воды – 20 коп. (56); уступка очереди дневного полива оценивалась в 50 коп.; немного дешевле стоил полив, проводившийся ночью. При пользовании водой для полива карачаевцы выработали и некоторые другие правила: как и когда на верхних участках расходовать воду, чтобы не лишать водой нижние участки. «Такого рода пользование водой для орошения, - отмечает В.М. Сысоев в начале 20 в., - очень распространенное явление в Закавказье, но на Северном Кавказе в Кубанской области оно встречается только в Карачае» (57). Наряду с балкарцами и карачаевцами искусственное орошение применялось также в ряде мест Восточной Чечни и особенно в Чеберлое, о чем свидетельствуют сохранившиеся здесь следы оросительных систем (каналов, водопроводных труб, дамб и т.д.). В других районах нагорного Северного Кавказа, где обычно выпадает большое количество осадков, искусственное орошение отсутствовало. Здесь поля и покосы поливали из ближайших речек и родников в случае крайней необходимости. Орошение не практиковалось и на равнине изучаемого региона. Исключение составляла Чечня, а также примоздокские и кизлярские степи, населенные русскими казаками и кавказскими народами. На равнине Чечни, через которую протекают несколько рек и множество ручьев, (стр. 68) полив начали практиковать еще в 18 в., в связи с развитием земледелия и повсеместным возделыванием кукурузы. … Наиболее ранними оросительными каналами в Чечне можно считать Ханькальский и Шавдонский каналы, построенные в начале 19 в., после основания крепости Грозный. Примечания: 48. Тепцов В.Я. По истокам Кубани и Терека, с. 147. 49. Тюркское племя. – КС, 1910, т. 4, с. 292. 50. Тульчинский Н.П. Пять обществ…, с. 182. 51. ААН, ф. 103, оп. 1, ед. хр. 329, л. 20 – 25. 52. Караулов Н.А. Балкары на Кавказе, с. 144. 53. Петров Г. Верховья Кубани, с. 138. 54. ААН, ф. 103, оп. 1, ед. хр. 329, л. 20 – 25. 55. Тульчинский Н.П. Пять обществ…, с. 182. 56. Иваненков Н.С. Карачаевцы, с. 66. 57. Сысоев В.М. Карачай, с. 90. 58. Берже А.М. Чечня и чеченцы, с. 21.

Тахир: Хорошая статья. Очередное свидетельство того, что именно карачаево-балкарцы - истинные аланы.

Тахир: Слово "илипин" - "оросительный канал" откуда происходит интересно?

khanmode: Albert пишет: Однако, рассматривая искусственное орошение в горах региона, следует отметить, что оно применялось только у балкарцев и карачаевцев, а также в ряде мест Восточной Чечни. Балкарцы и карачаевцы имели давние традиции орошения, уходящие, возможно, в аланскую эпоху. Как показывает полевой этнографический материал, на территории Балкарии и Карачая сохранились многочисленные следы средневековых оросительных систем и даже действующие каналы, которые местные жители приписывают прежним обитателям этих мест – аланам. Как известно, аланы были забывчивым народом. Они понастроили оросительных систем, оставив их, как наследство карачаевцам, а сами ушли в Куртатинское ущелье, забыв напрочь об оросительных каналах.



полная версия страницы