Форум » История, этнография, культура и достижения » Традиционное срубное жилище » Ответить

Традиционное срубное жилище

Albert: ...

Ответов - 70, стр: 1 2 3 All

Кaratschaischė: Определите регион по фото.

Умар: Кaratschaischė пишет: Определите регион по фото. Дуут.

Albert: Да, похоже на Дууут, только первый домик из каких-то не очень аккуратных бревен сложен, то есть сложен из бревен лиственных деревьев. А, значит, находится в таком месте, где нет сосен, елей и пихт. Потому, признаться, сомневаюсь в том, что это Дууут...


Karatschaischė: Второе фото - Дуут, первое - Норвегия.

Karatschaischė: Традиционные дома в Норвегии.

Albert: Karatschaischė пишет: Второе фото - Дуут, первое - Норвегия. Значит, я был прав! Сразу видно лиственное дерево! Хотя, конечно, не каждое. Сами по себе дома очень похожи. На Кавказе срубные жилища встречались лишь у карачаевцев, западных балкарцев и у некоторых причерноморских шапсугов - в Большом Кичмае и некоторых соседних аулах, насколько я помню.

Karatschaishe: Albert пишет: Значит, я был прав! Сразу видно лиственное дерево! Хотя, конечно, не каждое. Сами по себе дома очень похожи. Да, верно! Интересно, как выглядели старые дома в Маринском ущелье... По-идее, они тоже из лиственных пород должны были строиться... Albert пишет: На Кавказе срубные жилища встречались лишь у карачаевцев, западных балкарцев Срубы строились повсеместно в Большом Карачае, Баксанском, а также в меньшей степени в Чегемском ущелье. В Чегеме (кстати, и в Карачае такие встречались) сохранились дома как с каменными стенами, так и дома, стены которых до половины высоты и более выложены из камня, а выше из дерева, но раньше также встречались и срубы, полностью выстроенные из дерева. Причем последние относят к более раннему типу жилища в Чегемском ущелье. Albert пишет: у некоторых причерноморских шапсугов - в Большом Кичмае и некоторых соседних аулах, насколько я помню. Впервые слышу... Имеются ввиду срубы с дерновой крышей или какие-то другие?

Karatschaishe: Как вы думаете, откуда этот охотник?

Albert: Karatschaishe пишет: Да, верно! Интересно, как выглядели старые дома в Маринском ущелье... По-идее, они тоже из лиственных пород должны были строиться... По-моему, у маринцев были плетеные дома (чалманла), схожие с подобными домами у адыгов. Но я могу и ошибаться. Во всяком случае, традицию строить срубные дома карачаевцы за пределы Большого Карачая уже почти не распространяли, тем более ее не могли распространить на Маринское ущелье. Но, опять же, не могу ничего утверждать, если не знаю досконально, а проверять сейчас нет физической возможности. Karatschaishe пишет: Срубы строились повсеместно в Большом Карачае, Баксанском, а также в меньшей степени в Чегемском ущелье. В Чегеме (кстати, и в Карачае такие встречались) сохранились дома как с каменными стенами, так и дома, стены которых до половины высоты и более выложены из камня, а выше из дерева, но раньше также встречались и срубы, полностью выстроенные из дерева. Причем последние относят к более раннему типу жилища в Чегемском ущелье. Да, это так. Этому благоприятствовал строевой хвойный лес. Karatschaishe пишет: Впервые слышу... Имеются ввиду срубы с дерновой крышей или какие-то другие? Насчет крыши не скажу точно, но то, что срубы были - это точно. Это заметил Лавров в свое время. Но для подавляющего большинства шапсугов это не было характерно.

Albert: Karatschaishe пишет: Как вы думаете, откуда этот охотник? Не знаю, но заметил крайнее неуважение с его стороны к убитым им животным.

Turk: Karatschaishe пишет: Как вы думаете, откуда этот охотник? а кто это? :) кстати откуда эти фотки (1901-2 года)? :) 1. 2. 3.

Käratschaische: Albert пишет: Пришлось по новой тему создавать для этого. Извини, что от своего имени. Иначе, по-моему, не получается. Хотя, я могу и ошибаться. Это не принципиально. Сау бол! Albert пишет: Не знаю, но заметил крайнее неуважение с его стороны к убитым им животным. Да, я тоже обратил на это внимание...

Käratschaische: Turk пишет: а кто это? :) Там, где я нашел это фото, было написано, что сван... Turk пишет: кстати откуда эти фотки (1901-2 года)? :) 1. - Къарт-Джурт, 2. - Басхан, 3. - Бызынгы, Чегем или Басхан... Не уверен.

Käratschaische: Turk, про фото 2,3 утверждать не могу. Но вот информация про снимок '1': 'Национальный танец в карачаевском ауле. Карачаевцы.' Коллекция МАЭ РАН: № 1403-53 ID изображения: 3692143 16% Название: Национальный танец в карачаевском ауле Этническая принадлежность: карачаевцы Время съемки: 1890-е (?) Место съемки: Карачаево-Черкесия, Карачаевский р-он Автор: Ордэн Ф Собиратель: Ордэн Ф., фотограф Тематическая принадлежность: Соционормативная и гуманитарная культура, музыкальное творчество, танец Жанр: Событие, праздничное

Turk: Käratschaische 1. Было написанно Баксан, Урусбиев, Тепсеу, взято у одного знакомого мухаджира. 2. Тоже, ныгъыш Урусбиевы 3. Бызынгы. Но по 1-му твои данные, как бы серьезнее выглядят, у мухаджира, просто подписано 1901 год, Баксан, Урусбиев.. что теперь верно даже не знаю. Сам факт, что получается срубные дома бытовали от Къарачая до Бызынгы и т.д. плюс еще каменные дома.

Käratschaische: Turk, 1 фото - это Карачай, можешь даже не сомневаться. Есть у нас такая проблема, когда кто-то подписывает фото неточной информацией, а другие копируют друг у друга и, сами того не желая, распространяют дезинформацию. Особенно, мало доверяю фотографиям, подписанным в диаспоре. Есть конкретные примеры, к сожалению... Степень распространенности домов-срубов в наших ущельях напрямую зависела от обилия строевого леса - от Карачая до Чегема по убывающей. В Холамо-Безенгиевском и Балкарском ущельях были каменные стены.

Turk: Käratschaische пишет: Степень распространенности домов-срубов в наших ущельях напрямую зависела от обилия строевого леса - от Карачая до Чегема по убывающей. В Холамо-Безенгиевском и Балкарском ущельях были каменные стены. ну да есстественное ограничение.

Albert: Turk пишет: Сам факт, что получается срубные дома бытовали от Къарачая до Бызынгы и т.д. плюс еще каменные дома. Не думаю, что это Бызынгы, если честно. Скорее всего, там Карачай, ну или, в крайнем случае, Баксан.

Karatschaischę:

Turk: Karatschaischę ты наверное хотел сказать это :).

Karatschaischę: Turk, сау бол! :) А то с телефона не получалось перевернуть картинку.

Adam: Фотография карачаевского квартала в высоком разрешении. Учкулан. Квартал Байчоровых.

Adam: Здесь можно рассмотреть старый вид Учкулана (не Хурзук) в подробностях: дома, их фундамент, каменные заборы, улочки, арбы и т.д. Байчораланы тийреси.

Albert: Adam пишет: Здесь можно рассмотреть старый вид Учкулана (не Хурзук) в подробностях: дома, их фундамент, каменные заборы, улочки, арбы и т.д. Байчораланы тийреси. Значит, там ошибочно написано, что это Хурзук? Не в обиду, но хочу немного поправить, что для карачаевского не очень характерно в подобной ситуации то, что в лингвистике называется изафетом. То есть, должно быть "Байчораланы тийре". Изафет мог быть в случае, если было бы "Байчора тийреси", но последняя форма в нашем языке не употребима. Так что, правильно будет: Байчораланы тийре.

Adam: Да, там ошибка. Уже по склону горы видно, что это не Хурзук, а Учкулан. А 'Байчораланы тийрелери', имея ввиду ед.ч., тоже неправильно?

Albert: Adam пишет: А 'Байчораланы тийрелери', имея ввиду ед.ч., тоже неправильно? Так можно.

Ходжа: я тоже хотел сказать, что врядли в то время карачаевский охотник, стал бы ставить так ногу на убитое им животное. закон охоты, если даже ранил животное, охотник должен три дня искать свою добычу, вот такое бережное отношение к окружающей природе. но все вырождается.

Albert: Ходжа пишет: я тоже хотел сказать, что врядли в то время карачаевский охотник, стал бы ставить так ногу на убитое им животное. закон охоты, если даже ранил животное, охотник должен три дня искать свою добычу, вот такое бережное отношение к окружающей природе. но все вырождается. Думаю, то же касается и сванского охотника. Сваны ведь тоже народ с очень древними охотничьими традициями. Но люди разные бывают.

Adam: Абайханланы баўлары, Дуўут.

Adam: огъары учкулан про многогранные срубы пишет Я. А. Федоров. Половецкое наследство в Приэльбрусье // Кавказ и Восточная Европа в древности. стр. 224-225. В частности: "Со своей стороны добавлю, что нами обследованы в 1965 г. шестигранный сруб в заброшенном ныне высокогорном ауле Дуут. В центре сруба находилась опора, на которой покоилась крыша". Я думаю, что просто в Дууте кто-то решил выделиться из общей массы таким образом. Иначе, если бы это было следом прежней архитектурной традиции народа, то это непременно встречалось бы в разных местах и в разное время.

Albert: Adam пишет: Я думаю, что просто в Дууте кто-то решил выделиться из общей массы таким образом. Иначе, если бы это было следом прежней архитектурной традиции народа, то это непременно встречалось бы в разных местах и в разное время. Если честно, вопреки сложившемуся мнению по этому вопросу, я думаю как и ты в отношении многоугольной постройки. Если я не ошибаюсь, такая постройка была в единственном числе. Причем ведь нужно заметить, что Дуут - селение достаточно позднее, чтобы там могли сохраняться древние строительные традиции. В более древних Хурзуке, Учкулане и Къарт-Джурте, насколько я знаю, такого не было.

Adam: Наверное, под многоугольным жилищем имелось ввиду это... http://www.balkaria.info/library/t/tekeev/gl3.htm К сложному типу жилищ в Карачае мы относим "башы джабылгьан арбаз" ("крытые дворы"). Это были своего рода деревянные “замки", которые и на самом деле выполняли роль замков, неся на себе те же функции.. Создавались они, по рассказам старожилов, в период средневековья, когда им приходилось выполнять функции крепостей, и это были жилища-крепости. (...) Арбаз представлял с собой строение сложное, монументальное (мазаллы), многоугольное (кёб мюйюш) и долговечное (деменгили). (...) Арбазы были многокамерными сооружениями. Они состояли из нескольких помещений для жилья и скота, расположенных вокруг громадного, крытого двора и объединенных одной крышей. По своим размерам крытые арбазы были разными (иногда занимали площадь в несколько сотен квадратных метров), но по конструкции всегда одинаковыми. Внутри крытого арбаза по периметру располагались, как правило, жилые комнаты, а в центре занимали основную площадь помещения для скота и всякие хозяйственные, постройки. Стены (къабыргъа) арбаза строили из цельных толстых сосновых брусьев. Арбаз имел один наружный вход, который крепко запирался на ночь. Двери (эшик) навешивали двойные- внутренние и наружные. Обычных окон (терезе) здесь не было, и внутри всегда царил полумрак, так как источником света, был постоянно поддерживаемый слабый огонек смолистой лучины (чыракъ). В каждом углу арбаза прорубали небольшие щели (танг терезе -окна для рассвета), которые закрывались изнутри ставнями. Назначение такого "окошечка" была определять наступление рассвета, а также наблюдать за всем происходящим снаружи. Размер такого окна, по рассказам старожилов, не превышал 40-45 на 25-30 см., и оно затягивалось бычьим пузырем. Направо (как у карачаевцев, так и у балкарцев эта сторона считается сакральной) от входа в арбаз находилась комната старших (уллу юй), а затем шли помещения для других членов семьи - по старшинству. Уллу юй, или, как ее еще называли аш юй (комната для пищи ) или от юй ( комната для огня) была единственной, где имелся очаг. В этой комнате собирались все члены большой семьи, за исключением молодых невесток, которые еще не были приобщены к хозяйственной деятельности большой семьи, соблюдая обычай "избегания" до определенного времени. В этой комнате готовили и принимали пищу. По своим размерам она была гораздо больше других. Со слов старожилов, все комнаты арбаза имели подвальные помещения (джер бау или джер юй). (...) Комнаты в арбазе, все без исключения, имели двери, выходившие на внутренний двор (эшик аллы). Кроме них, были и другие внутренние двери - для сообщения с сообщения с соседними комнатами (хоншу юй). Таким образом, получалось, что почти каждая комната имела три двери, за исключением двух крайних, имевших по две двери. Благодаря такому устройству можно было войдя в одну из крайних комнат арбаза, выйти в другом конце минуя двор. Нередко связь поддерживалась и между отдельными арбазами - через небольшие туннели или же через закрытые узкие галереи. При определении высоты арбаза при его строительстве ориентировались примерно на высоту всадника, дабы всадник неприятеля не смог легко влезть с коня на крышу, поскольку с крыши арбаза можно было незаметно проникнуть внутрь помещения - через дымовое отверстие (оджак), довольно большое в диаметре. Крыша арбаза была слегка приподнята посредине, где она поддерживалась опорами (багьана) из толстых бревен. Сама крыша была покрыта толстыми жердями ( илкич), сверху присыпанными толстым слоем земли (джер). Стены арбаза с внутренней стороны обмазывались глиной.

Albert: Нет, был в Дууте зафиксирован один многоугольный сруб. Его наличие послужило поводом объявить этот сруб юртообразной постройкой, предтечей четырехугольных и наследником юрты.))))

огъары учкулан: Не только в дуууте но и в учкулане их фиксировали, как я помню

Adam: Тот самый единственный зафиксированный многоугольный сруб

Adam:

Albert: Кстати, на конференции мужик-балкарец выступал (забыл его фамилию) и что-то там говорил будто бы ара багъана в карачаево-балкарских домах есть признак того, что, мол, до этого предки карачаево-балкарцев жили в юртах и т.п. Так ведь дело в том, что у тюркских юрт нет опорного столба - ара багъана. Решётчатая конструкция юрты позволяет обходиться без опорного столба. Опорный столб необходим для шатра.

Adam: Albert пишет: Кстати, на конференции мужик-балкарец выступал (забыл его фамилию) и что-то там говорил будто бы ара багъана в карачаево-балкарских домах есть признак того, что, мол, до этого предки карачаево-балкарцев жили в юртах и т.п. Бияслан Атабиев. Для меня это все неубедительно, честно говоря. Крыше, несущей слой щебня и утрамбованной земли высотой до метра, недостаточно опоры лишь по периметру, для такой тяжести нужна ведь и опора по центру в любом случае. Почему сразу юрта?) Кстати, нужно поинтересоваться, были ли опорные столбы у дерновых крыш Скандинавии. Так ведь дело в том, что у тюркских юрт нет опорного столба - ара багъана. У них есть опорный шест, тоже называется «багъана».

Albert: Adam пишет: У них есть опорный шест, тоже называется «багъана». У классических тюркских юрт нет опорного шеста!

Adam: Albert пишет: У классических тюркских юрт нет опорного шеста! Сейчас уточнил, у казахских и башкирских юрт шеста нет, действительно.

Myrzalar: Adam пишет: у казахских и башкирских юрт шеста нет А у каких есть? Вообще у нас,у башкир,чуть ли не до конца 19 века,по крайней мере в некоторых районах .,было два вида жилищ. А именно зимнее ,возможно даже похожее на ваше из сруба. А в южных районах и саманное. И летнее тобишь юрта-тирма . Жизненный цикл делился на два периода зимовки на постоянном месте жительства и летовке кочевании. Хотя это коёевание и проходило недалеко от дома.

Albert: Myrzalar пишет: А у каких есть? У монгольских юрт в недавнем прошлом был опорный шест. Но он был связан лишь с несовершенством строительства юрты. Сейчас монгольские юрты тоже не имеют шестов. Шест как таковой необходим только для шатров, но не для юрт.

Adam: Myrzalar пишет: было два вида жилищ. А именно зимнее ,возможно даже похожее на ваше из сруба. Тоже сруб с дерновой крышей?

кеме: Это как посмотреть. К примеру срубное жилище - это отголоски степи, Скифии. Вообще срубная культура , я имею в виду археологическая, по мнению многих ученых - археологов -это повторение их жилища. Тот же сруб - прямоугольник, покрытый камышом. Но думаю, это относится только представителям R1a1. И донесли они его прямо до позднего Карачая. КАменное же - местное - G2-шнее. А если еще посмотреть вглубь, можно обнаружить и другие виды вид жилища. К примеру в эпосе эмегены как правило живут в пещерах , реже в "къала". Иной раз нарты захватывают крепости эмегенов и сами туда поселяются. Время появления Дебета.... Нарт темирчи Дебетни туугъаны. Эртде-эртде дорбунлада тургъанда, Таш тегене, агъач элек болгъанда, Кёк Тейриси, Джер Тейрисин алгъанды, Кёк кюкюреб, Джер сылтаулу болгъанды. Саны тола, бет къуту уа тозгъанды, Тогъуз кере джыл, ай, кюн да озгъанды, Джер джарылыб, сора Дебет туугъанды. Суу анасы аны алыб джуугъанды, Шоркъаланы аны ауузуна бургъанды, Ёпкелери суу солурча къурагъанды, Хар татымлы ашны анга къабдыргъанды, Мыйысына акъыл-билим табдыргъанд! Куукъ , рождается следующим образом. Нарты куда то уходят, но оставляют беременную женщину под землей. Надо полагать, в подземном домике или землянке. Питаются только оставленным им мукой, замешиваемым слезами этой женщины. Повзрослев он займет крепость (къала) эмегена. И будет там жить со своей матерью. Алауган , сын Дебета, уже живет в доме. И в селе , у него есть соседи, которые постепенно покидают село из-за эмегенши. Сатанай именно через дымоход похищает детей эмегенши, рожденных от Алаугана. Кстати сказат, как насчет дымоходов и вообще очагов в крепостях? Они вообще были или крепости временное жилище? На случай нападения. Как топились то. К примеру около остатков крепости на Схауате ,близ Кисловодска рядом был обделанный очаг, то ли место сигнального костра то ли "летняя кухня". Сам къала полностью разрушен. Есть и другой совершенно момент! Тоже в эпосе нарты уходят на охоту. То ли Сосурукъ, или малолетний Ёрюзмек проявляет усердие и забивает стадо оленей и строит из их шкуры дома! Сюжет сильно напоминает массовый забой индейцами карибу. И постройку вигвамов. "Ни враг и не друг" нартов злоязычный Гилястырхан, кпримеру имел подземное жилище, там же и держал свою корову! По следам которой и вычислили его местожительство нарты и прикончили его семью- сварили в казаах. Так что в разное время , я думаю практиковались разного рода жилища. Сравнивать же юрту и срубные дома будет, думаю неправильно.

Myrzalar: Нет данных про про дернрвую крышу,у меня нет. Но то что дерн использовали в в перемешку с бревном-это есть. Надо искать работу Руденко. Там вполне описаны-жилища башкир,причем разных мест.

огъары учкулан: Не знаю, единичный ли это дом, но волбще на дом это не очень и похоже. По моему это зимняя стоянка. Однокамерный дом это как то странно. Кстати "дом Боташа" был прямоугольный и многоуровневый.

Adam: огъары учкулан пишет: Не знаю, единичный ли это дом, но волбще на дом это не очень и похоже. По моему это зимняя стоянка. ‪ Некоторые авторы пишут, что, возможно, были и другие такие срубы, но никто их не видел. Это единственная зафиксированная такого рода постройка (Поляшова-Куранцева). Описывается именно как дом в Дууте, в котором жила семья, а не кошара. И датируется якобы 17 веком. В свою очередь скажу, что на юрту не особо похоже даже по форме.)) Форма тут больше трапециевидная, а не классический шестигранник (как в якутских срубах), т.е. задняя и боковые стены абсолютно обычные, прямые, лишь фасадная стена имеет дополнительный угол. Думаю, это креатив хозяина дома, а не "реинкарнация" юрты) Для увеличения площади дома. Однокамерный дом это как то странно. Да нет, однокамерный дом - это наиболее ранний тип карачаевского жилища. А что за дом Боташа?

Adam: кеме пишет: Это как посмотреть. К примеру срубное жилище - это отголоски степи, Скифии. Вообще срубная культура , я имею в виду археологическая, по мнению многих ученых - археологов -это повторение их жилища. Тот же сруб - прямоугольник, покрытый камышом. Но думаю, это относится только представителям R1a1. И донесли они его прямо до позднего Карачая. КАменное же - местное - G2-шнее. В степи деревья практически не растут)) Тип жилища помимо архитектурной традиции определялся и внешней средой, под воздействием которой эта традиция и складывалась. Карачаевцы в горах строили из камня там, где строительный лес был недоступен.

огъары учкулан: Adam пишет: Да нет, однокамерный дом - это наиболее ранний тип карачаевского жилища наверно не совсем корректно выразился однокамерный и без каких-либо пристроек (хозяйственных и жилых) выглядит очень странно. тем более: Adam пишет: А что за дом Боташа? ...т.н. "дом Боташа" деревянный и очень длинный срок, который по легенде был в центре Хурзука построен самим Боташем на месте его шалаша. К однокамерным строению приращались новые такие же. И это понятно: у карачаевцев была большая традиционная семья. Чисто физически проживать в одном таком доме невозможно: соотвественно если это дом Кипкеева аж 17 (!) в. то рядом должны быть сгруппированы некоторое кол-во таких же домов или приращены к основному дому. не знаю, по моему в Дууте в это время д.б. крытые арбазы

Albert: Adam пишет: Карачаевцы в горах строили из камня там, где строительный лес был недоступен. Проблема Большого Карачая, откуда и идет практическое отсутствие каменного зодчества, в отсутствии строительного камня - песчаника! В Карачае нет этого камня, из которого построены башни и дома Ингушетии, Чечни, Осетии, Дагестана, горной части Грузии. В Карачае только гранит, а он очень плохо поддается обработке и из него строить трудно. Потому в Карачае почти нет каменного зодчества. Adam пишет: В степи деревья практически не растут)) Разумеется)). Степное зодчество среди народов Кавказа распространено у кумыков - саманное строительство, и у адыгов - плетни.

Albert: Adam пишет: Некоторые авторы пишут, что, возможно, были и другие такие срубы, но никто их не видел. Это единственная зафиксированная такого рода постройка (Поляшова-Куранцева). Описывается именно как дом в Дууте, в котором жила семья, а не кошара. И датируется якобы 17 веком. В свою очередь скажу, что на юрту не особо похоже даже по форме.)) Форма тут больше трапециевидная, а не классический шестигранник (как в якутских срубах), т.е. задняя и боковые стены абсолютно обычные, прямые, лишь фасадная стена имеет дополнительный угол. Думаю, это креатив хозяина дома, а не "реинкарнация" юрты) Для увеличения площади дома. Не уверен в том, что в 17-м веке в Дууте был полноценный населенный пункт, как и в том, что Кипкеевы в 17 веке уже переселились в Дуут из Учкулана)).

огъары учкулан: Adam пишет: Это единственная зафиксированная такого рода постройка (Поляшова-Куранцева). Описывается именно как дом в Дууте, в котором жила семья, а не кошара. И датируется якобы 17 веком. че за авторы? интересна датировка. может 18 в., хотя бы? интересно в целом как датировали... Albert пишет: Проблема Большого Карачая, откуда и идет практическое отсутствие каменного зодчества, в отсутствии строительного камня - песчаника! В Карачае нет этого камня, из которого построены башни и дома Ингушетии, Чечни, Осетии, Дагестана, горной части Грузии. В Карачае только гранит, а он очень плохо поддается обработке и из него строить трудно. Потому в Карачае почти нет каменного зодчества. а как аланские храмы построили и Хумаринскую крепость?)

Albert: Дык они ж не в Большом Карачае! Именно Большой Карачай - редкое место на Кавказе, где нет природного строительного камня. Думаю, что это связано с вулканической активностью Эльбруса. Гранит - вулканическая порода.

Adam: Albert пишет: В Карачае только гранит, а он очень плохо поддается обработке и из него строить трудно. Потому в Карачае почти нет каменного зодчества. На высокогорных лугах вдали от леса встречаются каменные кошары. Я о том, что строительство из дерева - это, более вероятно, местная традиция, обусловленная географической средой (обилие строительного леса и недостаток слоистого песчаника) Большого Карачая, а не тюркское наследие. Ты считаешь иначе? Albert пишет: Не уверен в том, что в 17-м веке в Дууте был полноценный населенный пункт, как и в том, что Кипкеевы в 17 веке уже переселились в Дуут из Учкулана)). Ну да, 17 век - пальцем в небо). От Кипкеевых слышал, что их землю в Учкулане выбрали для строительства мечети, как наиболее удобную, так они переселились в Дуут. Значит, это явно не раньше конца 18 века.) огъары учкулан О.П. Поляшова-Куранцева. Архитектурные традиции карачаевцев. 1979. Я.А. Фёдоров. Половецкое наследство в Приэльбрусье. 1973.

Adam: огъары учкулан пишет: ...т.н. "дом Боташа" деревянный и очень длинный срок, который по легенде был в центре Хурзука построен самим Боташем на месте его шалаша. А что известно про несколько уровней? Длинные дома относят к более поздней форме. Вспомнилось, как пел Омар Отаров: Батыр Къарча Къарачайны башы эди, Юйю аны къара сослан ташдан эди, Халкъы бла Уллу Басханда джашай эди...

Myrzalar: Вспомнил.У башкир кстати до сих пор потолок землей засыпают.Я еще когда крышу Кортнай-бабушки крыли сайдингом этому удивился. А на счет дерновых крыш и даже построек написано в книге Руденко С.И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. Но на сколько я понимаю,это были вынужденные меры.В районах бедных лесом или у бедного населения. В данном очерки есть все виды построек ,по крайней мере начало 20 века.А также другая инфа. Быт,обычаи,еда,охота и т.д.

Adam: Myrzalar Спасибо! Надо почитать.

Myrzalar: Adam пишет: Myrzalar Спасибо! Надо почитать. Зур ус бахетле бул.

Albert: Adam пишет: На высокогорных лугах вдали от леса встречаются каменные кошары. Я о том, что строительство из дерева - это, более вероятно, местная традиция, обусловленная географической средой (обилие строительного леса и недостаток слоистого песчаника) Большого Карачая, а не тюркское наследие. Ты считаешь иначе? Я так же считаю. В прошлом году у нас Рустамом Бегеуловым состоялся спор по поводу традиции возводить срубные дома. Он считал, что это булгарская традиция и находил параллели в Татарстане, я же объяснил ему, что у нас это своя местная традиция, обусловленная наличием строевого леса и отсутствием строительного камня. Только и всего. Adam пишет: Ну да, 17 век - пальцем в небо). От Кипкеевых слышал, что их землю в Учкулане выбрали для строительства мечети, как наиболее удобную, так они переселились в Дуут. Значит, это явно не раньше конца 18 века.) Ну, никто бы насильно на земле Кипкеевых мечеть не построил бы - всё же частная собственность. Но, видимо, самим Кипкеевым это было выгодно. Да и не все переселились в Дуут. Часть, пусть и небольшая, осталась в Учкулане.

Adam: Albert пишет: Ну, никто бы насильно на земле Кипкеевых мечеть не построил бы - всё же частная собственность. Но, видимо, самим Кипкеевым это было выгодно. Да и не все переселились в Дуут. Часть, пусть и небольшая, осталась в Учкулане. Нет, конечно. Земля была выкуплена.

Adam: Myrzalar пишет: Зур ус бахетле бул. Понял только "бул" (у нас "бол").

Turk: Myrzalar пишет: бахетле у нас бахтлы - счастливый.

Albert: Turk пишет: у нас бахтлы - счастливый. Да, это фарсизм.

огъары учкулан: Из материалов экспедиции В.П. Кобычева в Большой Карачай (1977 г.) Северокавказский отряд. 1977 г. Собират. Кобычев В.П. Иллюстративные материалы к разделу «Поселения и жилище народов Северного Кавказа в XIX-первой половине ХХ в. Материалы и Исследования по Кавказскому историко-этнографическому атласу. Виды селений и усадьбы. Жилище карачаевцев в селении Учкулан. Тетрадь 1, ЛЛ.16o6.-33 * * * По дороге в Карачай были сделаны снимки селений, расположенньгх в предгорьях (Селение Коста Хетагурова, поселок Орджоникидзевский, Каменномостский аул. Верхний Карачай. 13 сент., тетр.1, лл. 16, об,17. Поиск старых типов жилища, необходимых для восстановления картины эволюции поселений и жилища в течение XIX-первой половины XX вв. в плане исследований по Кавказскому историко-этнографическому атласу и предстоящему на следующий год |1978 г.| обзорному экскурсу в область материальной культуры народов Кавказа за период от раннего средневековья до 1917 г. - для намечаемой коллективной многотомной Истории крестьянства в СССР (в полном объеме работа по этой последней теме будет вестись в следующем году), привели нас в селение Учкулан. Здесь, выше селения, где-то в долине Махара, по словам геологов, о чем нам сообщили они в 1976 г., сохранились полностью не разрушенные старые дома карачаевцев. Поэтому, оставив отряд в селении, я с Ивановым отправился вверх по реке и там, в полу-километре от Учкулана у подошвы горы на левобережье обнаружил остатки каких-то каменных сооружений. Отчетливо прослеживались каменные ограды, стены домов, иногда до высоты в 2 м., ступени выходов с улицы во дворы, сады, обнесенные каменной загородкой, пахотные террасы. Фасады домов обращены к западу, вниз по склону. Дома имели удлиненные формы, размером 10x3 м. Один из таких домов делился каменной поперечной стеной на две примерно равные части. Одна жилая, а другая, судя по нишам в стенах, - хозяйственная или хлев. Стены сложены насухо, толщиной 60-100 см и более. Встречаются каменные блоки до 110 см в длину. В отдельных домах помещения достигают размеров 80х4 м с двумя входами... В этом доме, состоящем из одного большого помещения указанных размеров в боковой стороне, прилегающей к горе, сохранилась ниша с арочным завершением грубой формы. Входы обрамлены огромными валунами [до 120 см в поперечнике] лишь слегка обработанные, для придания им правильных форм. Но встречаются и обколотые [обтесанные] камни. Показательно полное отсутствие деревянных частей, которые в других местах даже сохраняются в боевых башнях в виде косяков оконных и дверных проемов. Высота стен этого помещения доходит до 140-170 см. Обращает внимание и кладка стен - панцирная, т.е. в два ряда камней с забутовкой посередине щебнем. Обработанные камни обращены внутрь помещения, необработанные стороны - наружу. Из таких же камней сложены сельские ограды, но в углах вместо обколотых камней, лежат мощные валуны [до 180 см в объеме]. Поскольку в литературе нет известий о каменном зодчестве в Карачае [даже для устройства оград из камней карачаевцы звали балкарцев или сванов], то можно полагать, что это древнее селение, принадлежавшее докарачаевскому населению района. В пользу этого свидетельствуют и старинные каменные постройки: башня Маммия-кала на вершине горы над сел. Хурзук, склепы 18 века, приписываемые Крымшамхаловым, но построенные, вероятно, приглашенными мастерами, следы использования камня в жилище ХIХ в. В литературе упоминаются только деревянные срубные жилища в Карачае. На самом деле камень представлен достаточно широко в местной архитектуре. Мы видим его в фундаменте в виде угловых камней и в виде цоколя, для обкладки снаружи срубов, которые без этого были слишком непрочны, для того, чтобы удержать тяжесть полуметрового земляного перекрытия. Следует иметь в виду, что карачаевцы при рубке углов вырубку делали только с одной стороны бревна - сверху и при этом очень мелкую, так что между бревнами сруба оставались щели, которые затыкали щебнем и замазывали глиной. Встречались старые дома, из уцелевших это почти сплошь хозяйственные постройки, которые почти до крыши были возведены из камня, и только два-три верхних венца были рубленными из дерева. Целиком сложенный из камня сарай имеется в верхней части Учкулана - Огары Учкулан. Стены его сложены из огромных каменных блоков вперемежку с мелкими камнями рваной формы. Боковая стена его сложена из огромных стоячих плит. Прилагаемые фотографии избавляют от описания его. Каменные стены, однако, вверху покрыты двумя венцами бревен, видно мастера не были уверены в прочности кладки и перестраховали себя привычным материалом... Во время обследования сарая подошел хозяин, который рассказал несколько легенд, частично известных в литературе. Один охотник из Карт-Джурта пошел в ущелье, лежащее напротив Учкулана, на охоту. Это на левом берегу Кубани. Убил оленя и дошел до Джар-баши (!) - желтый обрыв. Едва успел освежевать оленя, как пошел ливень и длился не переставая 7 дней. Охотник спасался в пещере, питаясь шашлыком. Людей в это время в Карачае было еще мало. К вечеру, перед заходом солнца, раздался какой-то шум. Охотник увидел, что идет сель с юга (т.е. от Главного хребта). Немного не доходя до ровного места, сель разделился на две части: один камень ударил через реку в скалу, от чего произошло нечто вроде землетрясения. От этого из левобережного ущелья (?) вышел еще один сель, но меньших размеров, но, тем не менее, камни от него перелетели через Кубань, запрудив реку до поляны Семеновых. Люди из Карт-Джурта приходили узнавать: почему в Кубани нет воды. Картджуртцы расставили вестников, чтобы предупредить, когда прорвется запруда. Плотину прорвало через 33 суток. Остатки этих селей видны до сих пор. Каменный сарай в Огары-Учкулане стоит именно на холме, образовавшемся во время этой запруды. Поэтому и камни использовали для строительства. Информатор: Тамбиев Абдул-Хамид, 1916 г.р. В этом рассказе интерес представляет топоним: Джар-баши (дословно от груз. «джвари» - крест и карачаевского «баши» - голова, здесь - вершина)* [ «Этимология» указывает на незнание автором карачаевского языка, в котором «джар» означает «обрыв, яр». Топоним Джар-Башы означает «Верх обрыва» (Ред.)]. Об истоке Кубани. Учкулан делится на две части: Нижний - Тёбен и Верхний - Огары. Но посередине селения с юго-востока с горы впадает ручей, который также называется Учкулан (ниже современного дома Шаманова Ибрагима - этнографа). Поэтому существует поговорка: пошел в Учкулан, т.е. из верхнего селения в нижнюю часть его. Исток Кубани многие ведут от этого места, другие - от впадения в реку Хурзука. Выше селения Учкулан, на горе Джар-баши имеются могилы древних поселенцев, представляющие собой снаружи кучи камней, кто знатнее был, у кого было больше родни, на той могиле и камней больше. Джар-баши находится выше оврага. Наш информатор Тамбиев Кубанью называет реку, текущую даже выше ручья Учкулан, мимо верхней части селения. Квартал Салпагаровых на левобережной стороне Кубани несколько в стороне от остальной части Учкулана, на пути в сел. Карт-Джурт. В 1 км от современного моста, что при впадении Хурзука в Кубань и колхозного гаража. От квартала сохранилась группа домов, в том числе два «длинных дома» дореволюционной постройки, под железной крышей. Перед фронтом домов, обращенных фасадами один к югу, а другой Г-образного плана - к югу и востоку. Справа от линейного жилища стоит каменный сарай с деревянным верхом и земляной крышей, а перед ним каменная стела-коновязь со всех четырех сторон расписанная узорами и текстом на арабском и русском языках. Русский текст с северной стороны (в направлении России и менее почетной одновременно). В верхней части над розеткой: Братья Навруз и Зулкарнай Адеевы. Далее розетка - бегущая свастика в 11 лучей. Ниже текст: Сынъ Бибулата, сынъ Аслана, сынъ Темирджана, сынъ Солтанбека, сынъ Салпагара, сынъ Андреука, сынъ Зигигдуы | 98 г. Итого 8 поколений (х35=280 лет) жизни карачаевцев в этом месте. С 6-го поколения новая фамилия, патронимическая Салпагаровых. Описание типов жилища в квартале Салпагаровых... По ходу обследования создана реконструкция эволюции жилища в Большом Карачае: старинные - каменные дома, далее каменные до высоты 160-170 см., сверху покрытые двумя-тремя венцами сруба с кровлей в два пологих ската, держащемся на самцах. Покрытие земляное, по плахам. Сохранилось несколько срубов-сараев, которые полностью обложены снаружи камнем. Позднейшие, предреволюционные дома удлиненного плана, из плах, снаружи оштукатурены или из бревен с глиняной промазкой пахов-щелей. Эти длинные дома под железной крышей. Ближайший к коновязи в результате пристройки справа по фасаду кладовки, получил нечто вроде Г-образного плана. С двух сторон по фасаду и слева сбоку охвачен галереей. В доме две удлиненные комнаты плюс пристроенный справа от главной с очагом-камином (он слева от входа) холодная кладовая? Бывшая в доме девочка не знает точного назначения. Левая длинная комната разделена легкой перегородкой на две части, к перегородке примыкает печка-плита, справа по фасаду перед этим домом коновязь Салпагаровых. Над железной крышей возвышается квадратного сечения дымарь и печная труба. В другой части Учкулана сохранились дома менее вытянутого плана с камином и дымарем и современные постройки рядом со срубами под земляной крышей. Сел. Карт-Джурт. 15 сент. С Карт-Джурта начинался Карачай, так гласит предание. В пользу этого говорит: местоположение в наиболее удобном в хозяйственном отношении месте (здесь только в Карачае вызревает кукуруза), селение расположено на укромном возвышенном плато, название селения сегодня воспринимается как «старое селение» «карт» - старый, «джурт» - или юрт - селение, только здесь имеются склепы, которые, по преданию, принадлежали биям-князьям Крымшамхаловым. Археологи относят их ко второй половине XVIII в., так же в основном определены склепы в Сев. Осетии в Даргавсе. (см. Тменов. Город мертвых). Возможно, движение и открытие верхней Кубани шло через пастбищные угодья, известные луга Бийчесын, а не благодаря охотнику Боташу. Это или присказка, или частный случай, карачаевцы были скотоводы, жили на Баксане, это как раз через эти пастбища. В Карт-Джурте на левом берегу Кубани лежит отдельно от селения усадьба Хачурова, в прошлом квартал Хубиевых, справа от ручья Колсу, дословно - «ущельный ручей». Здесь на лужайке при усадьбе высится стела темного цвета, высотой ок. 150 см; с южной, обращенной к реке стороны, вверху выбита тамга и дата 1923 г.; на противоположной северо-западной стороне, на грани, на уровне 1/3 от верха проделано сквозное отверстие, служившее для привязывания лошадей (так объяснил хозяин), (см. рис. в тексте). Но стела выглядит чрезвычайно старой и не исключено, что хозяин использовал старый надмогильный камень. На левобережье находятся и склепы на кладбище. материал выявленный и предоставленый Индарби Бызовым / Известия КНИИ. №4.

Adam: огъары учкулан Прилагаемые фотографии избавляют от описания его. Самих фото нет?

огъары учкулан: Adam пишет: Самих фото нет? все есть) http://www.elbrusoid.org/library/history/362138/

Adam: огъары учкулан У тебя не сохранились оригиналы сканов этих фото?

огъары учкулан: Adam ну принципе есть) тока их надо в JPEG перевести. Завтра уже все это сделаю и тут скину

Adam: Учкулан

Albert: В Схауате же, вроде, каменные дома были по причине наличия строительного камня и отсутствия строительного леса. У кого-нибудь есть фотки схауатских строений?



полная версия страницы