Форум » История, этнография, культура и достижения » Кауумы и ссобщества » Ответить

Кауумы и ссобщества

Amigo: Карачаевские кауумы: Трам, Адурхай, Науруз, Будиян, Ёзден. Балкарские сообщества: Малкар, Холам, Безенги, Чегем и Баксан. P.S. Всё правильно написал, никого не забыл? Есть ли такой кауум у карачаевцев под названием Къарча?

Ответов - 41, стр: 1 2 All

Акъыллы: Amigo пишет: Карачаевские кауумы: Трам, Адурхай, Науруз, Будиян, Ёзден. + Хустос, Шадыбек. Ёзден - фамилия, не къауум.

Amigo: Вот к примеру что писал Кеме о кауумах: Науруз - это один из так называемых каумных предводителей. Наряду с Кауум Адурхая Байчоровы Батчаевы Джаммаевы Тулпаровы Кульчаевы Чичхановы Чомаевы Лайпановы Долаевы Урусовы Шидаковы --------------- Кауум Будиана Байрамуковы Боташевы Акбаевы Чотчаевы Текеевы Тамбиевы Эзиевы Болуровы Элкановы Джанкёзовы ----------------------- Кауум Тырама. Бостановы Семеновы Джанибековы Алботовы =------------------------ Кауум Науруза. Кочкаровы Аджиевы Гаппоевы Байрамкулловы Кобаевы Мамучиевы Голаевы Каппушевы Батдыевы Салпагаровы Созаруковы. --------------------------------- Кауум Шадыбека. Хубиевы Биджиевы Хасановы Быттаевы Тохчуковы Мырзаевы Дотдаевы Кечеруковы Джашеевы Башлаевы Турклиевы ================================== Считается, что все кауумные предводители - непременно соратники и современники Карчи. Къарча же - единый предводитель народа. Личность легендарная. Кауумные фамилии - это фамилии - тяжеловесы, то есть наиболее многочисленные. Кауумные фамилии считают себя потомками "самого Будиана", "самого Науруза", "самого Тырама" , Шадыбека, Хустоса. Адурхая, что в корне не верно. На это обращали внимание многие, и вот ДНК- анализы наглядно показали. В частности, по наурузовцам. По преданиям наурузовцы - все братья от одного отца. Впрочем , как и остальные кауумные фамилии. http://www.rodstvo.ru/forum/index.php?showtopic=1276&view=findpost&p=124989

Amigo: Акъыллы пишет: + Хустос, Шадыбек. Всё спасибо, я разобрался. Хустос - у Лайпанова действительно отдельный кауум от Трам. И Шадыбек отдельный кауум. Вот что пишет о хустосовцах и трамовцах - Лайпанов: Прибывшую в Западную Аланию (ныне Карачай) вместе с трамовцами или вскоре после них хустосовцы — Бостановы, Хосуевы, Алботовы. См. Лайпанов К.Т. Этногенетические корни старинных карачаевских фамилий. С.32.


Albert: Amigo пишет: См. Лайпанов К.Т. Этногенетические корни старинных карачаевских фамилий. С.32. Покойный старик Къазий Лайпанов любил фантазировать... Я бы на твоем месте не стал ссылаться на эту работу

Ааа Эльграндов: Плюс Запиш.

Ааа Эльграндов: Интересно было бы составить союзы братских родов у балкарцев.

Amigo: Albert пишет: Покойный старик Къазий Лайпанов любил фантазировать... Я бы на твоем месте не стал ссылаться на эту работу Что именно на твой взгляд является неверным в процитированном выше отрывке из книги Лайпанова?

Albert: Amigo пишет: Что именно на твой взгляд является неверным в процитированном выше отрывке из книги Лайпанова? У него вообще неверного много. Но если говорить о приведенном отрывке, то тебе уже указали на то, что Ёзден - это род такой, а не т.н. "фратрия". Кроме того, "ёзден" - это сословная группа, самая многочисленная. Ты здесь привел как сходные единицы балкарские общества и карачаевские каумы. Это неправильно! Балкарские общества - это территориальные образования - по ущельям. А карачаевских территориальных образований нет, поскольку в прошлом все карачаевцы жили в одном обществе. Каумы - это псевдородственные союзы. Среди членов каумов есть как реальные родственники, так и "примкнувшие" к ним. Многие уверены, что все члены одного каума - родственники по мужской линии. Но мы ведь видим, что это не так.

Ааа Эльграндов: Попытаюсь начать перечислять слюзы балкарцев. Надеюсь автор не против и форумчане помогут. Жакеевы, Шукаевы, Гасиевы и Туменовы потомки некоего Гуру улу. Биттировы и Газаевы Чегемские потомки Адурхая, видимо тезка карачаевского. Жабоевский клан Жабоевы, Таппасхановы, Акбулатовы, Неппеевы и дальше не помню.

Ааа Эльграндов: Ещё один клан Элекуевы, Глашевы, Этезовы и дальше не помню

Ааа Эльграндов: Геккиевы, Боттаевы и Аттоевы??

Ааа Эльграндов: Темукуевы, Мокаевы, Кубадиевы, Шунгаровы????

Amigo: Всё уже конечная версия статьи вышла Происхождение карачаево-балкарского языка http://suyun.info/index.php?p=2_14062015_6_1&LANGRUS Не стал хустовцев выделять из трамовцев, сослался на Лайпанова К.

Ааа Эльграндов: Amigo пишет: Не стал хустовцев выделять из трамовцев, сослался на Лайпанова К. зря

Ааа Эльграндов: Хаджиевы и баксанские Калахановы. Таукеновы и Залихановы??

Ходжа: Къаума езде нет, это обозначение свободного сословия, есть фамилия Езде улу. И по моему забыли Хустосовцев... Хотя, ничего не утверждаю...

Ходжа: Къаума езде нет, это обозначение свободного сословия, есть фамилия Езден улу. И по моему забыли Хустосовцев... Хотя, ничего не утверждаю...

кеме: Насчет Узденовых, разумеется , из "устного творчества" есть передание, что были сообществом, а не просто одной фамилией. Конца- края этого предания ,я , разумеется привести не могну. По этому преданию по договору с Карчой (условие было вхождение Ухденовых в Карачай) Узденовы расстреляли Боташа , из луков, что он "стал похож не ежа" , от воткнутых стрел. Так что, некоторые моменты , указывающие на то что Узденовы предстваляли собой некий союз, а не просто род есть. Во всяком случае , обычное "поверие " в рождение фамилий от некоего Уздена, Боташа, Хубия, Ивана и кого угодно надо подвергать тьшательному сомнению. А так Булат Азаматолвич Мурадов- молодец! Пока я не вижу ни одного толкового ученого, кто разбирался бы в истории Кавказа как он. Спасибо, Булат!

Amigo: Кеме спасибо! А Къартджурт это что за кауум?

Ааа Эльграндов: Amigo, Карт Джурт это аул. Населенный пункт.

Abrek: Бу кауум сезни магъанасы неди? Gau по немецкий - район, и если мне память не изменяет примерно также звучит осетинкое гау

Albert: Abrek пишет: Бу кауум сезни магъанасы неди? Gau по немецкий - район, и если мне память не изменяет примерно также звучит осетинкое гау "Къауум" - арабизм. Означает - "группа".

Is-tina: Абрек, наше (осетинское слово) - къау. (село) Путешественники пишут его = кау. (ну там - Гюлд-дт, Клапрот...).Кстати. Вы на Клапрота так и не перешли? Я-то вырубилась, книгой была занята. О Клапроте, помню и Лейля просила и вообще интересно было бы.

Abrek: Albert пишет: И как давно мы кауумы каумами называем? Риторически конечно, но я пока ни где не встречал, чтобы описывали такое деление карачаевских обществ. Имею ввиду в работах перечисленных Тиной. И даже более того - мои попытки найти что то об Адурхае, Траме и других , пока тщетны. О Карче упоминают как о вожде, но ничего о его, скажем так спутниках. Единственное попалось насчет камня Баташа. У нас помоему камень Карчи есть, а камень Боташа я не слышал. Is-tina пишет: Они Къау не пишут , а именно Gau. Дамы простите великодушно...а что то определенное у Клапрота или вообще?

Is-tina: Abrek пишет: .а что то определенное у Клапрота или вообще? Абрек, по Клапроту у меня один вопрос. Наши (осетинские авторы) исходят из того что Клапрот был основателем идеи аланского происхождения осетин. Я с этим никак не могу согласиться. И ищу ответ у Клапрота. Я не исхожу из того, что кто-то специально внес путаницу или нагло соврал, приписал Клапроту. Нет! Думаю, что какое-то недоразумение произошло. Вот и хожу вокруг Клапрота. Хочу докопаться.

Albert: Abrek пишет: И как давно мы кауумы каумами называем? Риторически конечно, но я пока ни где не встречал, чтобы описывали такое деление карачаевских обществ. Имею ввиду в работах перечисленных Тиной. И даже более того - мои попытки найти что то об Адурхае, Траме и других , пока тщетны. О Карче упоминают как о вожде, но ничего о его, скажем так спутниках. Единственное попалось насчет камня Баташа. У нас помоему камень Карчи есть, а камень Боташа я не слышал. Не думаю, что очень давно. Арабизмы, конечно, проникали в наш язык и задолго до принятия ислама, но тем не менее... Is-tina пишет: наше (осетинское слово) - къау. (село) Путешественники пишут его = кау. Только подчеркну, что осетинское "къ" - это абруптив, которого у нас нет, а не увулярный (или глубокозаднеязычный) взрывной q. Последний в осетинской орфографии обозначается как "хъ", а у нас как "къ".

Багъатыр: Abrek пишет: Gau по немецкий - район, и если мне память не изменяет примерно также звучит осетинкое гау "Кау" по осетинский-населенный пункт. У турков, тоже, что-то похожее.

Turk: Багъатыр кёй - буквально село (пример село Яникой в КБР), эль/иль - область, ильче - район-под-область, оба исконные тюркизмы, насколько я знаю. осетинское кау - откуда этимология не знаю. На кавказе крымские татары, ногайцы, если не ошибаюсь и кумыки говорят кёй, кёв, ков на село, по мимо юрт, эль. Юрт - это дом больше и родина по смыслу. Эль больше область, страна по смысле. Второстепенный смысл - уже село, населенный пункт.

фолькс: Краков- и просто Кёв= Кйёв - ЖДанкой-Я(дж)никой- в разных диалектах- ни означают ли город ? который замещён у нас фарсизмом -шахар(шах-аралыкъ) и ср. азиятским ДЖурт- н-п-р- джуурт -плотное кашицеобразне состояние -джурт -нечто сравнительное про густонаселённый пункт?

Abrek: Kaukasus, Caucasus -



полная версия страницы