Форум » История, этнография, культура и достижения » Об этнониме "таулу" » Ответить

Об этнониме "таулу"

Albert: Перенес сюда материал об этом этнониме.

Ответов - 52, стр: 1 2 All

Biberd: Самоназвание "таулу" не отражает политическую идентичность этноса. "Таулу" - это термин больше объединяющий общность людей в определенной природной среде. Это эквивалент таких слов как "равнинник", "кочевник", "лесные люди" и тд. В современном мире этнос не может себя ассоциировать через такую смысловую идентичность. В Малкъаре понятие "таулу" чаще используется в снисходительной модальности типа "таулуну эшекциги", "таулуну замау тонцугъу", "таулуну эхци орунцугъу", "таулу цабырла"... По крайней мере от стариков я слышал именно в такой тональности. При этом в Малкъаре никто не скажет что мы не таулу, а только малкъарлы. Если в прошлом самоназвание "таулу" и использовалось широко, то сегодня это уже какой-то этноэкологический архаизм. Это очевидно.

Albert: Biberd пишет: Если в прошлом самоназвание "таулу" и использовалось широко, то сегодня это уже какой-то этноэкологический архаизм. Это очевидно. Зато для чегемцев, баксанцев, холамцев и безенгийцев, ну и жителей новых сел вроде Кёнделена и других, "таулу" - это абсолютно полноценный эндоэтноним.

Гергокова Лейля: Biberd пишет: Самоназвание "таулу" не отражает политическую идентичность этноса. "Таулу" - это термин больше объединяющий общность людей в определенной природной среде. Это эквивалент таких слов как "равнинник", "кочевник", "лесные люди" и тд. В современном мире этнос не может себя ассоциировать через такую смысловую идентичность. Можно бесконечно рассуждать на эту тему, но "МАЛКЪАРЛЫ" для нас как был географическим названием представителей вашего ущелья, так и остался. Мы себя никогда "малкъарлы" не называем. Разве только в официальных бумагах... вынужденно. Только, пожалуйста, не думайте, что это проявление неуважения или еще что-либо. Нет. Просто мы не являемся жителями Малкъарского ущелья и называть себя "Малкъарлы" вопреки здравому смыслу не можем. Мы обращаемся друг к другу АЛАН, называем себя ТАУЛУ, если хотим конкретизировать говорим ХОЛАМЛЫ, ШЫКЪЫЧЫ, БЫЗЫНГЫЛЫ. Кстати, если я ничего не путаю, "малкар" у сванов означает ГОРЕЦ, житель гор (ТАУЛУ).


Гергокова Лейля: Biberd пишет: Самоназвание "таулу" не отражает политическую идентичность этноса. "Таулу" - это термин больше объединяющий общность людей в определенной природной среде. Это эквивалент таких слов как "равнинник", "кочевник", "лесные люди" и тд. В современном мире этнос не может себя ассоциировать через такую смысловую идентичность. Можно бесконечно рассуждать на эту тему, но "МАЛКЪАРЛЫ" для нас как был географическим названием представителей вашего ущелья, так и остался. Мы себя никогда "малкъарлы" не называем. Разве только в официальных бумагах... вынужденно. Только, пожалуйста, не думайте, что это проявление неуважения или еще что-либо. Нет. Просто мы не являемся жителями Малкъарского ущелья и называть себя "Малкъарлы" вопреки здравому смыслу не можем. Мы обращаемся друг к другу АЛАН, называем себя ТАУЛУ, если хотим конкретизировать говорим ХОЛАМЛЫ, ШЫКЪЫЧЫ, БЫЗЫНГЫЛЫ. Кстати, если я ничего не путаю, "малкар" у сванов означает ГОРЕЦ, житель гор (ТАУЛУ).

Adam: Albert пишет: В балкарских "таулу" - это основной этноним, у нас - нет. У нас всего лишь "горец". Вы постоянно обращаетесь к современному языку, когда речь идет о временах вековой и более давности. То, что сейчас «таулу» имеет только географический характер, не означает, что в прошлом было так же. Есть примеры в карачаевском языке, когда слова на глазах меняют свою семантику (так это называется, кажется). Например, «агъач». Сейчас оно означает только «древесина, деревянный» и т.д., но раньше еще «лес, лесной». Но сейчас никто не называет лес «агъач», только изредка еще можно услышать от стариков. Ну, кроме "таулучукъла" и парочки подобных, ведь и нет ничего... Современную поэзию не беру во внимание. Но творчество Исмаила Семенова? Он же использует там «таулула», имея ввиду именно карачаевцев, а не абстрактно горцев. Есть же еще песня «Сюре барыб», но есть большие сомнения, что это не новодел.

огъары учкулан: Adam пишет: А творчество Исмаила Семенова? Современную поэзию не беру во внимание. Есть же еще песня «Сюре барыб», но есть большие сомнения, что это не новодел. Къара Мусса джырда ол кесине "менме ол къарачайлы" деб айтады

ТАУЛУЗЗАЗ: Как известно на кавказе очень большая палитра язков но языком межнационального ошения был тюркский и на барышх (базар как в горячеводскеу в пследствиий смысл у болшевиков спекуляция) люди наверное искали себе компаньена или попутчика ТАУЛУ и это был как ВИН КОД А вот то что тулуну эшекчиги таулуну чабырлары про это писал Маркс что учится любить свободу у горцев -они его не меняют на блага цивилизовнных равнин(для них и сегодня нет ГИБДД чтоб унижатся перед ними) хотя вторые( равнинные) высокомерны -потм это писал и Л Гумилёв тут скрее конфликт гордости одних высокомерии вторых

кеме: Гергокова Лейля пишет: Можно бесконечно рассуждать на эту тему, но "МАЛКЪАРЛЫ" для нас как был географическим названием представителей вашего ущелья, так и остался. Мы себя никогда "малкъарлы" не называем. Разве только в официальных бумагах... вынужденно. Только, пожалуйста, не думайте, что это проявление неуважения или еще что-либо. Нет. Просто мы не являемся жителями Малкъарского ущелья и называть себя "Малкъарлы" вопреки здравому смыслу не можем. Мы обращаемся друг к другу АЛАН, называем себя ТАУЛУ, если хотим конкретизировать говорим ХОЛАМЛЫ, ШЫКЪЫЧЫ, БЫЗЫНГЫЛЫ. Кстати, если я ничего не путаю, "малкар" у сванов означает ГОРЕЦ, житель гор (ТАУЛУ). Малкъарлыла говорят - "Есть малкъарлыла и къарачайлыла и прочие между нами" . ))))) Думаю , наверное это так. "Таулу" -это чисто чтобы отличить цокающих от чокающих балкарцев и этнонимом не является- местная заморочка. Для карачаевцев же вся Балкария - Малкъар.

Albert: кеме пишет: Малкъарлыла говорят - "Есть малкъарлыла и къарачайлыла и прочие между нами" . ))))) Думаю , наверное это так. "Таулу" -это чисто чтобы отличить цокающих от чокающих балкарцев и этнонимом не является- местная заморочка. Для карачаевцев же вся Балкария - Малкъар. Для карачаевцев вся Балкария - Малкъар по той причине, что мы долгое время были разделены (и продолжаем быть разделены) административными границами и общения между нами почти не было длительное время. Вспоминаю как в конце 80-х - начале 90-х карачаевцы удивлялись, что балкарцы разговаривают точь-в-точь как карачаевцы.)))) И карачаевцы на полном серьезе полагают, что раз у нас у всех этноним - къарачайлы, и родина у нас - Къарачай, то балкарцы точно так же должны быть - малкъарлыла и жить Малкъарда. Если бы у чокающих балкарцев тоже этноним был "малкъарлы", они бы точно не стали "париться" по этому поводу. Но ведь мы знаем, что "Малкъар" - это только самое восточное балкарское общество. Кстати, раньше карачаевцы различали отдельные балкарские общества. Знаем поговорку "Тели Джанибек Чегемге баргъанча"))). Есть фамилии - Холамлиевы, Чегемлиевы, то есть холамлыла, чегемлиле.

Гергокова Лейля: кеме пишет: Малкъарлыла говорят - "Есть малкъарлыла и къарачайлыла и прочие между нами" . ))))) Чувство юмора еще никто не отменял кеме пишет: Думаю , наверное это так. "Таулу" -это чисто чтобы отличить цокающих от чокающих балкарцев и этнонимом не является- местная заморочка Таулу не всегда Малкъарлы, но Малкъарлы всегда Таулу!)) кеме пишет: Для карачаевцев же вся Балкария - Малкъар. Сейчас да, с легкой руки русских исследователей, которые географическое название жителей Малкъарского ущелья распространили на всех нас.

Гергокова Лейля: Albert пишет: Есть фамилии - Холамлиевы, Чегемлиевы, то есть холамлыла, чегемлиле. Холамлиевы - это Гергоковы, поменявшие фамилию. Так говорили их старики, приехавшие на наш фамильный сход.

Albert: Гергокова Лейля пишет: Холамлиевы - это Гергоковы, поменявшие фамилию. Так говорили их старики, приехавшие на наш фамильный сход. Далеко не факт! Старики могли и присочинить кое-чего. ))

Гергокова Лейля: Albert пишет: Далеко не факт! Старики могли и присочинить кое-чего. )) Согласна. Без тестирования трудно что-либо утверждать.

кеме: Это все говорит о том, что мы все аланы. Алан - это единый этноним для безенгичи, марачы, къарачайлы, малкъарлы , таулу.

Biberd: Что тут спорить?) Есть этнос - малкъарлыла) А есть популяция - таулу обыкновенные, на латыни taulus vulgaris ))) Это в шутку, потому что серьезные доводы убьют эту дискуссию на корню)

ТАУЛУЗ: С большим интересом наблюдал тему буруу в другой странице и вот что : есть 2 бассейна азовский и каспйский их разделяет вдораздельный хребет и карачаийи живут по обестороны каспийский бассейн у климатологов приравниваеся полупустыне и климатические условия сблизили восточных карачаевцев с балкарией в плане условии жизни БУРУУ в классичском понимании карачаевцев запдноий(азовскоий) сторны это 5 жердей горизонтально на 3-х столбах(1-на секция) (илькич буруу когда уточняют)осталное в начале мтериал потом буруу- варианты-хуна буруу -чалман буруу В каспийском бассейне деревя растут толко у водоёиов и не ровные и делют и у К и уБ одинаково из прутьев кустарника и больше- буруу это ЧАЛМАН и западные К особо не жаловали восточных как таулу и малкъарлы (кърачйлыла хариб маллагъа мадар излей тау ауушладан аулла АССЫРЫ къутургъандан нарсанада къарачай байла намысларын джояппа)( Къалай улу Абба) А веддь гроры это колыбель человечества !

фолькс: Ёз-стержень - гёзен- темница-кладовка для провианта-у немцев-тюрме- гёзенек -плетень с просветами для загродки ягнятам- ёзен - загороженная горами территория - с одним выходом долина где по подобию человеку есть руки-къолла-уши-къулакъла-ромежность-чат и балыкъ(самка рыбья где она нерестится надеюсь понятно очём речь это в терском бассеине а в кубанском ырхыэ-архыз- на волге г балаково выше 2 левых притока иргиз- ырхыз-икра) а вот по каким то соображениям ноги отсутствуют -когда 2 -ое допутим вгороде беседуют пдхдит обший знакомый здороваясь уходит и один другого спрашивает от куда с ним знаком ? ответ: ЁЗЕНДЕН джашды=разговорное ЁЗДЕН -ТАУЛУ по моему синонимы- дипломатично -обтекаемый вариант ёёздена- таулу- в ограниченном пространстве не возможно обшество с жёсткими сословиями- ОПАСНО на-пр -учкулану на сходе( когда из кючюковых ни осталось ни кого) предложили бия это обидело их и они сказали чисто по нашему (бир джеригизге уругъуз бийигизни) и бия там небыло и сословий-я так думаю а про учкулан так слышал-

Амина Темукуева: Вообще то слово таулула относится как к балкарцам так и к карачаевцам. Все мы "горцы" . А вот почему наши предпочитают говорить малкъарлыла бла таулула не понять)))). Вообще то по истории Абаева Мисоста именно жители Малкара называли себя Таулула))))).

Амина Темукуева: Не понимаю. Таулу, малкъар, къарачай ... а почему не называем Аланла)))

Аття: Аппаланы Хасан, Къара кюбюр. Роман. I китаб. Микоян-Шахар, 1935

фолькс: Холам,чегем,басхан калмай келдиле,кая ранда Бийнегерни кердюле.....,....

Ренат: Лалаал



полная версия страницы