Форум » История, этнография, культура и достижения » Все о Холамо-Безенгийском ущелье Балкарии » Ответить

Все о Холамо-Безенгийском ущелье Балкарии

Гергокова Лейля: В юго-западной части Кабардино-Балкарии расположен самый высокогорный район России – Черекский. Площадь его территории составляет 2,21 тыс. км2. Черекский район является самым крупным муниципальным образованием Кабардино-Балкарской Республики. Административным центром Черекского района является поселок Къашхатау. Численность населения Черекского района около 26,5 тысяч человек. Здесь проживают представители 12 национальностей. Самый многочисленный народ в этом районе - балкарцы, и я являюсь их представителем. Сами себя мы называем «таулу», что означает «горец», или «владелец гор», обращаемся испокон веков друг к другу «алан». У нашего народа не принято обращаться на «Вы», но это всего лишь означает, что мы и к самому младшему относимся так же уважительно, как к аксакалу. Строго чтим предков, до седьмого колена знаем их и помним, но у нас не принято обращаться по отчеству, чтобы человек не прикрывался достижениями отца, а сам стремился к высотам и новым свершениям. Родина и Мать - самые святые для нас понятия на этом свете! Территория Черекского района лежит на берегах реки Черек, имеющей два крупных притока ледникового происхождения. Оба они образовали два ущелья: Черекское (Малкъарское) и Хуламо-Безенгийское. Я хочу рассказать именно о Хуламо- Безенгийском ущелье, т.к. сама родом именно оттуда. Еще хочу сказать, что термин "малкъарлы" (малкарец-балкарец) нами воспринимается исключительно как выходец Черекского (Малкъарского) ущелья, и нам не нравится, что это название русские распространили на всех таулу.

Ответов - 269, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

Гергокова Лейля: Is-tina пишет: «…Безенгийском ущелье, т.к. сама родом именно оттуда. Еще хочу сказать, что термин "малкъарлы" (малкарец-балкарец) нами воспринимается исключительно как выходец Черекского (Малкъарского) ущелья, и нам не нравится, что это название русские распространили на всех таулу». Уважаемая Is-tina, кударцу понравится, если его будут называть дигорцем, или дигорцу, если назовут его ироном??? Ответ очевиден: НЕТ! Малкъарлы, холамлы, чегемли и т.д. у нас разделение по ущельям, а не по этническому составу. Эти термины служат для обозначения лиц, живущих в том или ином ущелье. Величайшей ошибкой русских было по незнанию таких тонкостей назвать весь мой народ "жителями малкъарского ущелья"!!! Is-tina пишет: То есть, Вам не нравится, что вас назвали балкарцами?.... Значит, будем называть вас не балкарцами, а безенгийцами Можете называть нас ( выходцев из Хуламо-Безенгийского ущелья) Холамлы. А всех представителей моего народа ТАУЛУ (это наше самоназвание) Is-tina пишет: И общей составляющей у вас нет. Шутку Вашу оценила Is-tina пишет: то почему мне должно нравиться, что вы называете себя кобанцами? А? Хорошо, чтобы не задевать Вас, буду писать "представители кобанской культуры" Is-tina пишет: История. Хоть и нехорошая наука. Как ее обзывают. Но у нее есть принцип. Оперирование доказательствами. Чтобы глаголить о древности в 4 тысячи лет, нужно «Открыть Трою». То есть, нужны артефакты. Записи и все такое. Я высказала свое мнение, Вы можете соглашаться или не соглашаться с ним. Это Ваше право. Заметьте, я пока с Вашей стороны тоже не видела "оперирования доказательствами". У Вас они есть? Is-tina пишет: А в Кобани, может быть, и не было таких названий. Не понимаю Вашего стремления переворачивать все с ног на голову. Впрочем, "Кобан" и есть тюркское название.

Гергокова Лейля: Is-tina пишет: Начнем с .... вашей гневной филиппики. P.S. Ваше "странное" чуть ли не враждебное поведение по отношению ко мне (совершенно незнакомому Вам человеку) наводит на мысль, что это все РЕВНОСТЬ. Я "нагло" вторглась на форум, где Вы были единственной представительницей слабого пола. Но пусть это Вас не беспокоит, у меня нет цели свергнуть Вас с трона.

Albert: Гергокова Лейля пишет: Ваше "странное" чуть ли не враждебное поведение по отношению ко мне (совершенно незнакомому Вам человеку) наводит на мысль, что это все РЕВНОСТЬ. Я "нагло" вторглась на форум, где Вы были единственной представительницей слабого пола. Но пусть это Вас не беспокоит, у меня нет цели свергнуть Вас с трона. О нет! Этого точно нет! Просто, женский пол часто друг к другу бывает предвзят. Девчата, давайте жить дружно!


Albert: Is-tina пишет: То есть, Вам не нравится, что вас назвали балкарцами? Вот видите. А вас-то в общей сложности в двух ущельях всего 26 тысяч. Куда же еще делиться (еще) на более мелкие части? Значит, будем называть вас не балкарцами, а безенгийцами. Так? И общей составляющей у вас нет. Не надо утрировать, Тина! Лейля говорила об этнониме "малкъарлы". Это весьма порой острый вопрос для балкарцев, когда карачаевец любого балкарца начинает называть "малкъарлы". По той простой причине, что не всякий балкарец является "малкъарлы", поскольку себя так называют только самые восточные балкарцы - жители и выходцы ущелья Черека Балкарского. Все остальные категорически не могут быть "малкъарлы". Это всё равно, что иронца назвать дигорцем, а чеченца ингушом. А среди карачаево-балкарцев всё равно, что балкарца назвать карачаевцем, а карачаевца - балкарцем. Другой вопрос - уже принято все группы горцев КБР (и баксанцев, и чегемцев, и холамцев, и безенгийцев, и малкарцев) называть по-русски балкарцами. Но это экзоэтноним и он уже устоялся. Потому против наименования на русском языке себя балкарцами, а свою территорию Балкарией, балкарцы не возражают, естественно. Но экзоэтнонимы на то и экзоэтнонимы, чтобы на них, как говорится, не обижаться. Вон, нохчи именуются чеченцами, гъалгъай - ингушами, ироны и дигороны - осетинами, адыгэ - черкесами и кабардинцами, картвели - грузинами, магъарулаалы - аварцами, а хаи - армянами. Is-tina пишет: А теперь к кобанцам. Если вам не нравится что вас называют «балкарцами», ( то есть из другого ущелья), то почему мне должно нравиться, что вы называете себя кобанцами? А? Достаточно сказать, что "кобанцами" условно именуют носителей культуры, открытой изначально возле осетинского селения Кобан. Оттого и пошло это наименование. Потому это всё условное название, которое можно распространить и на древнее население нынешних Балкарии и Карачая, поскольку и там и там проживало население этнически гомогенное с населением древнего Кобана. Is-tina пишет: Пожалуйста, называйте себя и дигорцами и кобанцами и кем хотите. Дигорцем себя никто из балкарцев не называет. Разве только те из них, у кого предки родом из Дигории. Is-tina пишет: Чтобы глаголить о древности в 4 тысячи лет, нужно «Открыть Трою». То есть, нужны артефакты. Записи и все такое. Это другой вопрос. С этим я согласен. Для того, чтобы говорить о языке "кобанцев", нужно иметь либо исторические сведения об этом, либо артефакты - письмена.

Albert: Гергокова Лейля пишет: Можете называть нас ( выходцев из Хуламо-Безенгийского ущелья) Холамлы. А всех представителей моего народа ТАУЛУ (это наше самоназвание) Безенгийцы не согласятся называться "холамлы"! Они скажут непременно, что они - бызынгылыла.

Is-tina: Ладно, выбрось эту последнюю муру.опять правку быстренько убрал.

Albert: Is-tina пишет: Ладно, выбрось эту последнюю муру.опять правку быстренько убрал. Я совершенно не трогаю "настройки" участников форума.

Гергокова Лейля: Albert пишет: Безенгийцы не согласятся называться "холамлы"! Они скажут непременно, что они - бызынгылыла. Ты прав, Альберт К Холамскому обществу относились,Холам, Тюп Холам, Усхур, Атабийлары, Жаболары, Къара-Суу.

Гергокова Лейля: Простое совпадение или? Ме+теке= МЕТЕКЕ (балк. улитка) Изделия кобанской культуры

Гергокова Лейля: Аякъ (тюрк. 1."чаша для питья" 2. "нога")

Гергокова Лейля:

Гергокова Лейля: Примерно такие булавы нашли и у нас в селе.

Гергокова Лейля:

Гергокова Лейля: Взято отсюда

Умар: Гергокова Лейля пишет: Простое совпадение или? Ме+теке= МЕТЕКЕ (балк. улитка) Возможно, что не просто совпадение . Текелемюйюз . Метеке-текемет-теке маталлы . маталлы - подобный; образный, видный; адам ~ человекообразный; бир ~ единообразный; матал - форма, вид; шар ~да в форме шара джомакъ ~да как притча, как легенда мет - балк. этн. украшение ромбовидной формы из серебра или кожи с галуном (обычно на вороте бурки) А вот это из монгольского словаря И вот это http://alanla.forum24.ru/?1-5-0-00000007-000-210-0#064.001.001.002.001.001.002

Гергокова Лейля: Умар пишет: Возможно, что не просто совпадение . Текелемюйюз . Метеке-текемет-теке маталлы . маталлы - подобный; образный, видный; адам ~ человекообразный; бир ~ единообразный; матал - форма, вид; шар ~да в форме шара джомакъ ~да как притча, как легенда мет - балк. этн. украшение ромбовидной формы из серебра или кожи с галуном (обычно на вороте бурки) А вот это из монгольского словаря И вот это Спасибо большое Получается МЕТЕКЕ- "похожий на козла". Носители кобанской культуры" все же не с проста такой сюрприз в виде улитки с козьими рогами нам оставили. И чаши в форме сапога или ноги, сегодняшние наши аякъ. Чем они хуже письменных доказательств? Игра слов КБ (Аланского) языка в найденных археологических материалах налицо.

Умар: Гергокова Лейля пишет: Чем они хуже письменных доказательств? Игра слов КБ (Аланского) языка в найденных археологических материалах налицо. Не всё так просто.Не только у нас подобная игра слов.

Turk: А продолжение будет?

Ходжа: молодец Лейля, смайлики правда я так и не научился ставить, такой анекдот про Василич Ивановича и Петьку. когда Чапаев спросил, сколько будет дважды два, Петька ответил, ну вот нутром чую, только сказать не могу. как я раньше и говорил, мне нет надобности кому то что то доказывать. я вырос в этих горах, я вырас с лошадьми, скотоводство у меня в крови. и потом появляется какой то умник, и начинает мне доказывать что на моем языке нет названия той или иной части упряжи и т д. причем приводит какие то аргументы, давит незнакомой мне терминологией, вообщем в итоге я оказался безлошадным, неимеющим никакого представления о лошадях и коневодстве профаном. в ответ, наверное сама и помнишь, я смог предложить лишь сесть на необъезженных лошадей. хотя мне уже сорок, (къыркъ болдунг, тыркъ болдунг) с этим вопросом ко мне господа осетины больше не пристают. и носпожа Истина, у меня к вам стойкое недоверие. в абхазском форуме про одно, здесь чуть другое. конечно же я не могу формулировать свои мысли как вы, я скотовод а не писатель. вообщем это как дважды два, нутром чую......

Гергокова Лейля: Turk пишет: А продолжение будет? Конечно! Просто к очередному конкурсу готовилась времени не было.

Гергокова Лейля: Ходжа пишет: къыркъ болдунг, тыркъ болдунг Не нравится мне эта пословица Наши сорокалетние любому двадцатилетнему фору дадут.

Гергокова Лейля: Еще один красивейшим водопад «Тыжынты» (в переводе означает вода, просачивающаяся сквозь гору), туристы называют его «Девичьи слезы» мне это крайне не нравится. Некоторые наши "умники" тоже начали подражать туристам. Не понимаю зачем придумывать что-то новое, когда есть свое родное! Закажу табличку ТЫЖЫНТЫ и установлю там . Мне интересно есть ли это слово в других тюркских языках...

Гергокова Лейля: Очень вкусная вода. Каждый раз почему-то начинаю представлять себе, как мои далекие предки, точно так же как я сейчас, утоляли жажду стоя на этом же месте.

Albert: Гергокова Лейля пишет: Не нравится мне эта пословица Наши сорокалетние любому двадцатилетнему фору дадут. Мне тоже не нравится!

Гергокова Лейля: Albert пишет: Мне тоже не нравится! Спасибо! Хоть ты меня понимаешь

Albert: Гергокова Лейля пишет: Спасибо. Хоть ты меня понимаешь Конечно, понимаю, мне ведь как раз сорок лет!

Гергокова Лейля: Albert пишет: Конечно, понимаю, мне ведь как раз сорок лет! А я подумала: мне ведь тоже когда-нибудь будет сорок и "тыркъ болдунг" не вписывается в мои планы

Гергокова Лейля: Альберт, в Къарачае слово "тыжын" употребляется?

Гергокова Лейля: Кстати, еще о воде. Я слышала, что у подножия Акъ Къая был источник "князя Шакманова". Князь был убежден, что вода источника исцеляет от многих болезней. (Кто знает, может это и на самом деле так, ведь балкарцы раньше жили до 110-120 лет и отличались крепким здоровьем). Князь не разрешал простым смертным пить из него. Вот бы найти этот источник! Обычно балкарцы любили своих князей, но Шакманов был исключением. Вспомним народную песню «Темирболат», в которой говорится о том, что молодой юноша, Махиев Темирболат, заманил к подножию Ак Кая поохотиться на туров князя Шакманова и столкнул его с горы. Жителей села смерть князя не огорчила, поскольку он отличался своей жестокостью и жадностью. Он также пользовался правом первой брачной ночи, поэтому юноши не хотели жениться, а девушки - выходить замуж. Шакъманлары Холам элде жашайдыла, Жарлы халкъны къой этинлей ашайла, Келинлени ал кечеде марайла… Буквальный перевод текста песни: « Шакмановы живут в Холаме, простой народ «поедают», как мясо барана, невест в первую брачную ночь поджидают». Акъ Къаябыз- жугъутурлу, текели, къаяда Къалды Омар бийни мыллыгы анда. «Акъ Къая – гора, на которой много оленей и туров. Тело князя Омара осталось там».

огъары учкулан: Гергокова Лейля пишет: Махиев Темирболат, заманил к подножию Ак Кая поохотиться на туров князя Шакманова и столкнул его с горы Темирболатладан? къарачайлы?



полная версия страницы