Форум » История, этнография, культура и достижения » Все о Холамо-Безенгийском ущелье Балкарии » Ответить

Все о Холамо-Безенгийском ущелье Балкарии

Гергокова Лейля: В юго-западной части Кабардино-Балкарии расположен самый высокогорный район России – Черекский. Площадь его территории составляет 2,21 тыс. км2. Черекский район является самым крупным муниципальным образованием Кабардино-Балкарской Республики. Административным центром Черекского района является поселок Къашхатау. Численность населения Черекского района около 26,5 тысяч человек. Здесь проживают представители 12 национальностей. Самый многочисленный народ в этом районе - балкарцы, и я являюсь их представителем. Сами себя мы называем «таулу», что означает «горец», или «владелец гор», обращаемся испокон веков друг к другу «алан». У нашего народа не принято обращаться на «Вы», но это всего лишь означает, что мы и к самому младшему относимся так же уважительно, как к аксакалу. Строго чтим предков, до седьмого колена знаем их и помним, но у нас не принято обращаться по отчеству, чтобы человек не прикрывался достижениями отца, а сам стремился к высотам и новым свершениям. Родина и Мать - самые святые для нас понятия на этом свете! Территория Черекского района лежит на берегах реки Черек, имеющей два крупных притока ледникового происхождения. Оба они образовали два ущелья: Черекское (Малкъарское) и Хуламо-Безенгийское. Я хочу рассказать именно о Хуламо- Безенгийском ущелье, т.к. сама родом именно оттуда. Еще хочу сказать, что термин "малкъарлы" (малкарец-балкарец) нами воспринимается исключительно как выходец Черекского (Малкъарского) ущелья, и нам не нравится, что это название русские распространили на всех таулу.

Ответов - 269, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

Гергокова Лейля:

Гергокова Лейля:

Гергокова Лейля:


Гергокова Лейля: Мне интересен топоним "Никкола башы" предполагаю, что образован от имени Святого Николая плюс балкарское слово «баш» - голова. Хотелось бы узнать ваше мнение. О местности могу сказать следующее: здесь в древности добывали глину. Позже в 1930-х годах даже был построен кирпично- черепичный завод. Наверное глина была хорошего качества, и ее хорошо обжигали, потому что черепица сделанная в те далекие года сохранилась превосходно даже сегодня. НИККОЛА БАШЫ

Гергокова Лейля: В одной из балкарских народных песен нашла упоминание "Никкола башы" Э-эй, ёзенден келген ёзен туман а, Ол да къонады Жууушкуну да къырына. Мен а айтайым, сиз а тынгылагъыз Толгъурланы да жигит Къазакъны жырына. Эй, алан жашла, эжиу этигиз Таулу ананы бу тулпар туугъан жашына. Ёзенден чыкъгъан къалын туман а Келиб къонады Жууушкуну да ташына. Къырым ханла да келелле, уой-хой, Холам-Бызынгы элледен жасакъ жыяргъа. Толгъурланы уа Къазакъ чыкъгъанды, Бу келгенлени алларын тарда тыяргъа. Эй, алан жашла, къобугъуз, маржа, Къаралыб турад Никкола башы, басылыб. Эй, Къырым хан а къалай келиред Шам Бызынгыдан жасакъ жыяргъы базыныб? Эй, алан жашла, туругъуз, маржа, Чыгъыб къарагъыз ол Укъу башы мийикден. Миллетибиз деба къалай джашарбыз Джасакъ дау этсе тауда айланнган кийикден? Эй, къырым ханла келелле, уой-хой, Сылтау чыкъгъанды тёшекге кириб жатмазгъа. Ой-хой-хой, марджа, атма къой, маржа, Антыбыз барды миллетибизни сатмазгъа! Эй, алан жашла, къулакъ салыгъыз Толгъурланы да жигит Къазакъны сёзюне. Бетинден къанын сюртеди, маржа, Окъ тийгенди да кёзюне. Зыраф болмасын сизге айтхан сёзюм, Къан чабханды да, кёрмейди кёзюм, Укъу башына-мийикге чыгъыб атаргъа. О-ой-ра-о-ой... Огъуму къойчу сёзюм батханча батаргъа! О-о-рай-да-о-ой-ра-о-ой! Эй. алан жашла, бирден туругъуз, Къырым ханны да бирден уругъуз, Сау кёзюмю да сюртме къоюгъуз, Ахыр огъуму тюртме къоюгъуз! Эй, къаныбыздан тоялмайсыз да, Къоргъашинден а сиз бир тоюгъуз! О-о-рай-да, хо-о-й!... Черек сууу да Тёбен тарыгъа уа, Булгъанып кетип барады, Жаным къор болсун да Къыя улу Кючюкге: Ол берген таулу ушкогум алан Кеб жерде жаныма жарады. Эй, алан жашла, эжиу этигиз, Таулу ананы бу тулпар туугъан жашына. Ёзенни басхан къалын туман а Къайтып келеди Жууушкуну да башына. Эй, алан жашла, хайт дегиз, маржа, Кече узундан, танг унамайды атаргъа, Бу жарлы халкъгъа бир кюн чыкъмазмы Тёшекге кирип жатаргъа? Эй, анасындан эр туугъан Къазакъ, Тау элине да бир туугъан Къазакъ, Къара халкъдан а керти нёгерле жыйгъанса, Къырым ханланы келмеге къоюб, Ёлгенин жолда ёлмеге къоюб, Тёбен тарда уа алларын бирден тыйгъанса. Эй, алан, дейди, былагъа, дейди, Къонакъларыгъызгъа мал соймагъыз! Эй, не да болсун, быланы, дейди, Сууукъ аузуна къоймагъыз!

Гергокова Лейля: Старинная вьючная тропа от Къара-Суу до Холама проходила Никкола башы бла. Скину еще раз фото этой уникальной тропы, проходящей по самому краю обрыва.

Гергокова Лейля:

Гергокова Лейля: Двигаясь, по дороги, то и дело можно видеть подпорные стены, которые просматриваются только с наружной стороны. С внутренней стороны стены вровень засыпаны землей. Здесь они не несли укрепительный характер, а были воздвигнуты для расширения полотна дороги. Построены подпорные стены с небольшим наклоном назад (около 5 - 10 градусов). Ходить или ездить по такой дороге, буквально врезанной в крутой склон, один край которой проходит по каменной подпорной стенке, было удобно. В некоторых местах стена сооружена практически на отвесной скале, на высоте более двухсот метров. Немыслимо как без специального альпинистского снаряжения балкарцы возвели это архитектурное сооружение? Даже когда мы просто смотрели вниз, у нас захватывало дух, начинала кружиться голова. Высота сооруженной стены в некоторых местах достигает трех метров

Гергокова Лейля: Строители дороги таскали камни для кладки стен не столь с близкого расстояния. Какой же это был изнурительный и тяжелый труд, но наши предки точно знали, что эта дорога им нужна, как человеку жизнь. Сохранилась каменное сооружение, врезанное в самый массив скалы. Для его строительства использовался природный навес, а вторую стену построили холамцы, возможно, оно предназначалось для ночевки рабочих, строителей дороги. Здесь им не были страшны ни дожди, ни ветры. Могли переночевать поздние путники.

Тахир: Гергокова Лейля пишет: Мне интересен топоним "Никкола башы" предполагаю, что образован от имени Святого Николая плюс балкарское слово «баш» - голова. Хотелось бы узнать ваше мнение. Да. Только "башы" в данном случае, скорее всего в значении "верховье".

Гергокова Лейля: На протяжении трапы были установлены и мосты из деревянных балок. Они неустойчивы сгнили наполовину, поэтому можно свалиться в пропасть и меня не пустили их сфотографировать. Но зато я сфоткала вот эту красоту речка называется Мыкыргы сууу, а водопад безыменный.

Гергокова Лейля: Тахир пишет: Да. Только "башы" в данном случае скорее всего, в значении "верховье". Ты прав, потому что, чтобы попасть туда, нужно подняться в гору по очень крутой тропинке.

Albert: Тахир пишет: Да. Только "башы" в данном случае, скорее всего в значении "верховье". Да, "верховье" или, скорее даже, "вершина", но не "голова"!

Тахир: Turk пишет: В том-то и дело, что могло быть так, что когда появились руны они уже стали скифами, сарматами, аланами и т.д. Возможно, что и руны находились, только по "официальной науке" им там не положено быть. И их за более поздние выдали. Но думаю, что такое подтверждение ещё проявится, так как тюркская руника ко времени существования Кобанской культуры несомненно уже была. Есть ещё такой момент, возможно, что в этот период она писалась на дереве или коже, материалах, которые плохо сохраняются. Но как бы то ни было, кобанская культура - прямой потомок ямной, которая есть пратюркская культура, поэтому для меня уже этого достаточно, так как, наличие данного факта показательно в связи с тем, что это комплекс археологических артефактов.

Гергокова Лейля: Albert пишет: Да, "верховье" или, скорее даже, "вершина" Я связываю название топонима "Никкола башы" с аланами. Это еще один неоспоримый довод в пользу тюркоязычности алан. Если он означает "верховье Никкола" должен же быть и сам Никкола. Теперь самое интересное на основании горы, на вершине, которой находится равнинная местность "Никкола башы" найдены многочисленные захоронения, но они все разграблены. Можно увидить лишь кости и, если повезет, найти небольшие бронзовые и железные безделушки, они принадлежат "кобанской культуре". Захоронения были разграблены после того, как там случайно была найдена золотая корона. Думаю она принадлежала уже не Кобанцам, а аланам. Корона была усыпана драгоценными камнями, обработанными в форме ромбов. Моя бабушка называла ромб- "метом", а ромбообразный узор на кийизах "кёз". Моя пробабушка Кучмезова Зурият рассказывала, что здесь происходило сражение, в котором погибли 3 смелых вождя и на могилах этих вождей посажены три "диких" груши. Сейчас там всего одно дерево, от второго остался пенек, а третье дерево смыло рекой и корону нашли именно на этом месте. О том, что там происходило какое-то сражение свидетельствуют и найденные наконечники стрел, булава(позже выложу фото), элементы конской упряжи. Насколько мне ирзвестно, "кобанцы" не были великими войнами.

Гергокова Лейля: Еще меня удивляет тот факт, что "иноязычные кобанцы" не оставили после себя никаких топонимов, гидронимов на своем, якобы чужом для нас языке. Скажу конкретно по нашему селу, у нас все названия чисто тюркские.

Albert: Гергокова Лейля пишет: Я связываю название топонима "Никкола башы" с аланами. Это еще один неоспоримый довод в пользу тюркоязычности алан. Если он означает "верховье Никкола" должен же быть и сам Никкола. Это, как раз, в данном случае не довод, поскольку так могли назвать вершину поздние жители, допустим. Понятно ведь, что я являюсь ярым сторонником тюркоязычия алан, но "Никкола башы" - не довод. Гергокова Лейля пишет: Насколько мне ирзвестно, "кобанцы" не были великими войнами. Почему ты так решила? Нет никаких оснований так полагать! Просто, "кобанцы" жили слишком давно, и источников, однозначно указывающих на них практически нет. Ведь мы даже не знаем, кем были эти "кобанцы".

Albert: Гергокова Лейля пишет: Еще меня удивляет тот факт, что "иноязычные кобанцы" не оставили после себя никаких топонимов, гидронимов на своем, якобы чужом для нас языке. Скажу конкретно по нашему селу, у нас все названия чисто тюркские. Не скажи! На территории Балкарии очень много иноязычных топо-гидро-оронимов.

Гергокова Лейля: Сванские топонимы есть только на границе с Грузией.

Гергокова Лейля: Albert пишет: Это, как раз, в данном случае не довод, поскольку так могли назвать вершину поздние жители, допустим. Понятно ведь, что я являюсь ярым сторонником тюркоязычия алан, но "Никкола башы" - не довод. поздние жители не стали бы называть местность в честь Святого Николая

Гергокова Лейля: Albert пишет: Почему ты так решила? Нет никаких оснований так полагать! Просто, "кобанцы" жили слишком давно, и источников, однозначно указывающих на них практически нет. Ведь мы даже не знаем, кем были эти "кобанцы". Согласна Я почему-то создала воображаемый образ кобанцев, ведущих размеренный спокойный образ жизни, со своими каждодневными бытовыми заботами и хлопотами по хозяйству.

Is-tina: Дорогая Лейля! Вот и Вы туда же! Политизируете все ваши находки. (Я опускаю про прошлый скелет). Главное. Не дают покоя «кобанцы». И так и эдак о них. Будто только и озабочены тем чтобы прибрать все что вокруг и выдать за «свое». Не понимаю этой страсти. А мнение Крупнова, Кузнецова, и многих других хороших археологов Вас не интересует? И про язык кобанский. Пишете: «Еще меня удивляет тот факт, что "иноязычные кобанцы" не оставили после себя никаких топонимов, гидронимов на своем, якобы чужом для нас языке». Почему «якобы чужом для вас?» Он и есть не «якобы», а реально чужой, для племен, обосновавшихся на тысячелетия позже кобанцев. Да и вдали от мест кобанских.Так что и время и место для вас не подходят. Что за склонность к агрессии? Не понимаю. Кобанцы относятся к 7-9 векам до н.э. Как же можете от них требовать ваш язык?

Тахир: Is-tina пишет: Не дают покоя «кобанцы». И так и эдак о них. Будто только и озабочены тем чтобы прибрать все что вокруг и выдать за «свое». Не понимаю этой страсти. А мнение Крупнова, Кузнецова, и многих других хороших археологов Вас не интересует? И про язык кобанский. Пишете: «Еще меня удивляет тот факт, что "иноязычные кобанцы" не оставили после себя никаких топонимов, гидронимов на своем, якобы чужом для нас языке». Почему «якобы чужом для вас?» Он и есть не «якобы», а реально чужой, для племен, обосновавшихся на тысячелетия позже кобанцев. Да и вдали от мест кобанских.Так что и время и место для вас не подходят. Что за склонность к агрессии? Не понимаю. Кобанцы относятся к 7-9 векам до н.э. Как же можете от них требовать ваш язык? Никто ничего чужого не собирается прибирать, неправильно приписывать несуществующие мотивы. Тем более, если факты говорят, что эта культура пришла в горы с севера, а с севера из кавказских народов пришли только тюркоязычные. И зачем в угоду кому-либо или чему-либо игнорировать данный факт? Тем не менее, никто не говорит, что во всём ареале распространения данной культуры жили тюрки. Нет! В данном случае мы говорим только о той территории, на которой живут карачаево-балкарцы, а в горах других мест Кавказа также жили предки тех народов, которые в общем живут и сейчас. Может с небольшими вариациями. Также, может для Вас новость и прибирание, но северокавказская национальная одежда, что женская, что мужская в основе алано-хазарская, половецкая - тюркская.

Is-tina: Ну все это муру ты понаписал, Тахир. "Алано--хазарская одежда", "половецко-тюркская". Ты облазил кобанские, да еще адайдонские могильники? Или бывал в городе мертвых в Даргавсе? В том то и дело. что на все "тюркскими" глазами смотрите. И забываете о времени формирования народов, тех же балкарцев и тех, что жили в те археологические времена. И потом. А хазары когда были? И когда Кобань? Это ты путаешь и неправильно толкуешь Картлис Цховреба ( о хазарах я имею в виду), Надо философски читать те летописи. А то - хазары! Они и были в активной форме в 8-9 веках. А когда Кобань? И нечего Лейлю сбивать с толку, и на свой лад ее перенаправлять. Вот она замечательно описала два ущелья. А ты сколько здесь присутствуешь и такого не написал. Ну, вот, пусть она рассказывает о той жизни в ущельях. Это интересно! А для Кобанской темы надо очень много готовиться. А то с бухты барахты. Да, и Клейна надо изучить чтобы вообще в синтезе этих проблем разбираться. Извини. Ну, ладно, можно и на кухонном уровне. Если хочешь. Но надо историю знать сначала хотя бы по датам. С приблизительностью по тысячелетиям.

Тахир: Is-tina пишет: Ну все это муру ты понаписал, Тахир. "Алано--хазарская одежда", "половецко-тюркская". Ты облазил кобанские, да еще адайдонские могильники? Или бывал в городе мертвых в Даргавсе? В том то и дело. что на все "тюркскими" глазами смотрите. И забываете о времени формирования народов, тех же балкарцев. И потом. А хазары когда были? И когда Кобань? Это ты путаешь и неправильно толкуешь Картлис Цховреба ( о хазарах я имею в виду), Надо философски читать те летописи. А то - хазары! Они и были в активной форме в 8-9 веках. А когда Кобань? Это факты, но почему-то тенденциозное неприятие этого. И я не сопоставляю Кобанскую культуру и Хазарский каганат, так как это разные временные рамки. А просто сказал факт, что традиционная северокавказская одежда восходит корнями к алано-хазарской, половецкой одежде. И нечего Лейлю сбивать с толку, и на свой лад ее перенаправлять. Я говорю соответствующие действительности вещи.

Гергокова Лейля: Is-tina пишет: Дорогая Лейля! Вот и Вы туда же! Политизируете все ваши находки. (Я опускаю про прошлый скелет). Главное. Не дают покоя «кобанцы». И так и эдак о них. Будто только и озабочены тем чтобы прибрать все что вокруг и выдать за «свое». Не понимаю этой страсти. Многоуважаемая, Is-tina, не понимаю где Вы увидели политизацию в моих постах. И попрошу в озабоченности меня не обвинять, я Вам не давала повода для подобных высказываний в свой адрес. Мне чужого не надо, но свое родное я не собираюсь никому отдавать. Получилось грубовато, но Вы меня вынудили.

Гергокова Лейля: Is-tina пишет: реально чужой, для племен, обосновавшихся на тысячелетия позже кобанцев. Можно узнать о каких племенах идет речь? Is-tina пишет: Да и вдали от мест кобанских.Так что и время и место для вас не подходят. Видимо для Вас кобанская культура ограничивается пределами селения Кобан. Is-tina пишет: Что за склонность к агрессии? Не понимаю. Взаимно. Я тоже не понимаю, чем обусловлена Ваша "неприязнь" ко мне. Я человек мирный, пока меня не трогают.

Albert: Действительно, Тина, ты была резковата! Вряд ли кто-либо сможет обвинить меня в несправедливости, потому, надеюсь, ты не думаешь, что я это говорю по той причине, что Лейля - балкарка, а ты - осетинка. Просто, ты ни за что "наехала".

Гергокова Лейля: Is-tina пишет: И нечего Лейлю сбивать с толку, и на свой лад ее перенаправлять. Уважаемая, Is-tina! При всем моем уважении, Тахиру или Вам или кому-то еще вряд ли удастся сбить меня с толку или перенаправить. Я привыкла делать выводы самостоятельно, методом анализа и сопоставления. Я с благодарностью принимаю замечания в свой адрес, когда мне доказывают мою неправоту.

Is-tina: И все же Альберт, я вынуждена ответить Лейле. Культура обязывает. Уважаемая Гергокова Лейля! Начнем вот с этого фрагмента вашей гневной филиппики. «…Безенгийском ущелье, т.к. сама родом именно оттуда. Еще хочу сказать, что термин "малкъарлы" (малкарец-балкарец) нами воспринимается исключительно как выходец Черекского (Малкъарского) ущелья, и нам не нравится, что это название русские распространили на всех таулу». То есть, Вам не нравится, что вас назвали балкарцами? Вот видите. А вас-то в общей сложности в двух ущельях всего 26 тысяч. Куда же еще делиться (еще) на более мелкие части? Значит, будем называть вас не балкарцами, а безенгийцами. Так? И общей составляющей у вас нет. А теперь к кобанцам. Если вам не нравится что вас называют «балкарцами», ( то есть из другого ущелья), то почему мне должно нравиться, что вы называете себя кобанцами? А? Да, впрочем, ладно. Пожалуйста, называйте себя и дигорцами и кобанцами и кем хотите. Дело в другом. История. Хоть и нехорошая наука. Как ее обзывают. Но у нее есть принцип. Оперирование доказательствами. Чтобы глаголить о древности в 4 тысячи лет, нужно «Открыть Трою». То есть, нужны артефакты. Записи и все такое. Конечно, Кобанская культура имеет общемировое значение. Тем более, отражает кавказскую культурную среду своих тысячелетий. (Как принято говорить – до Колхиды). Но это не значит, что пришедший, скажем, сегодня, или даже сто лет назад, народ, органически связан с кобанской культурой. Надо доказывать свою историю. А не просто жанром деклараций заниматься. Вы говорите – у вас по селу все названия топонимов – тюркские? А в Кобани, может быть, и не было таких названий. Опять же, определите, с каких пор эти названия у вас. Да и - может быть, те фибулы, броши, и т.д. что кобанские, вам совсем тоже не подходят. Может там слишком много персидского. Ну и так далее…



полная версия страницы