Форум » История, этнография, культура и достижения » Все о Холамо-Безенгийском ущелье Балкарии » Ответить

Все о Холамо-Безенгийском ущелье Балкарии

Гергокова Лейля: В юго-западной части Кабардино-Балкарии расположен самый высокогорный район России – Черекский. Площадь его территории составляет 2,21 тыс. км2. Черекский район является самым крупным муниципальным образованием Кабардино-Балкарской Республики. Административным центром Черекского района является поселок Къашхатау. Численность населения Черекского района около 26,5 тысяч человек. Здесь проживают представители 12 национальностей. Самый многочисленный народ в этом районе - балкарцы, и я являюсь их представителем. Сами себя мы называем «таулу», что означает «горец», или «владелец гор», обращаемся испокон веков друг к другу «алан». У нашего народа не принято обращаться на «Вы», но это всего лишь означает, что мы и к самому младшему относимся так же уважительно, как к аксакалу. Строго чтим предков, до седьмого колена знаем их и помним, но у нас не принято обращаться по отчеству, чтобы человек не прикрывался достижениями отца, а сам стремился к высотам и новым свершениям. Родина и Мать - самые святые для нас понятия на этом свете! Территория Черекского района лежит на берегах реки Черек, имеющей два крупных притока ледникового происхождения. Оба они образовали два ущелья: Черекское (Малкъарское) и Хуламо-Безенгийское. Я хочу рассказать именно о Хуламо- Безенгийском ущелье, т.к. сама родом именно оттуда. Еще хочу сказать, что термин "малкъарлы" (малкарец-балкарец) нами воспринимается исключительно как выходец Черекского (Малкъарского) ущелья, и нам не нравится, что это название русские распространили на всех таулу.

Ответов - 269, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

Albert: Гергокова Лейля пишет: Вот еще один на мой взгляд интересный факт. В нашем ущелье есть топонимы Теберди и Хурзук. Так что не удивляйтесь если я скажу, что в Теберде собирала сено. А Хурзун находится выше Безенги. Так Хурзук или Хурзун?

Гергокова Лейля: Albert пишет: Так Хурзук или Хурзун? Извиняюсь опечатка ХУРЗУК

Умар: Гергокова Лейля пишет: В нашем ущелье есть топонимы Теберди и Хурзук Лейля, а где именно эти места, есть ли там какие-либо следы жилищ и т.д. ,фотографии этих мест, если есть , и что старики говорят про эти названия ?


Albert: Умар, регистрироваться эт форумда! Къонакълагъа премодерациясыз джазгъанны тыйгъан этгенме, ол Ацамаз-Русланбек дегенчикни хылымылыла джазгъанындан тыяр ючюн. Сеннге талай джерде да джазгъанма бу форумда регистрация эт деб. Ансы хаман сен джукъ джазгъанмыса деб "Премодерацияда" тургъан материалллагъа къараб турама. Эт ары регистрациянгы!

огъары учкулан: Гергокова Лейля пишет: пишет: Вот еще один на мой взгляд интересный факт. В нашем ущелье есть топонимы Теберди и Хурзук. Так что не удивляйтесь если я скажу, что в Теберде собирала сено. А Хурзун находится выше Безенги. а откуда данные?)) интересно)

Гергокова Лейля: Умар пишет: Лейля, а где именно эти места, есть ли там какие-либо следы жилищ и т.д. ,фотографии этих мест, если есть , и что старики говорят про эти названия ? Теберди находится недалеко от моего села. Я там в детстве сено собирала. Местность почти равнинная. Следы жилища там нет. Нужно стариков расспросить. Хумалан, Ат тууарыучу, Тепчонукъ, Чырах кенг, Балячу, Къыркъыучу, Гижги сырт -эти топонимы все рядом с Теберди. Насчет Хурзук знаю только, что он расположен в верховье Безенги. Больше, к сожалению, мне ничего не известно. Но одинаковые топонимы в Къарачае и Балкарии меня очень сильно заинтересовали. Может их еще больше. Надо изучить. Фотографий местностей Теберди и Хурзук у меня нет, постараюсь найти.

огъары учкулан: Гергокова Лейля пишет: Теберди находится недалеко от моего села. Я там в детстве сено собирала. Местность почти равнинная. Следы жилища там нет. Нужно стариков расспросить. Хумалан, Ат тууарыучу, Тепчонукъ, Чырах кенг, Балячу, Къыркъыучу, Гижги сырт -эти топонимы все рядом с Теберди. Насчет Хурзук знаю только, что он расположен в верховье Безенги. Больше, к сожалению, мне ничего не известно. Но одинаковые топонимы в Къарачае и Балкарии меня очень сильно заинтересовали. Может их еще больше. Надо изучить. Фотографий местностей Теберди и Хурзук у меня нет, постараюсь найти ну здесь в первую очередь нужны старожилы информаторы, которые потвердять существование таких топонимов. Конечно, это очень и очень интересный вопрос

Умар: Albert пишет: Умар, регистрироваться эт форумда! Къонакълагъа премодерациясыз джазгъанны тыйгъан этгенме Да этеме ,не эсе да болмайды ,джангылыч этген затым джокъ эсе

Умар:

Albert: Умар, я не знаю, почему ты не можешь зарегистрироваться.

Albert: Умар пишет: Да этеме ,не эсе да болмайды ,джангылыч этген затым джокъ эсе Умар, энтда бир сообщения джазчы, кесим регистрировать этиб кёрейим сени.

Turk: Albert пишет: Умар, энтда бир сообщения джазчы, кесим регистрировать этиб кёрейим сени. Я попытался протестировать регистрацию. Там при регистрации, идет на модератора одобрять или неодобрять, может у тебя где-то в списке зависли сообщения или там панели администрирования?

Albert: Умар, ты зарегистрирован!

Гергокова Лейля: Летописцы тимуровских походов - Шереф ад - Дин Иезиди, Низам ад - Дин Шами сообщают: Когда мысли Тимура успокоились от дел с областью русских и черкесов, то он со всем, подобным небосводу, войском повернул к горе Эльбурз... В намерении покорить неверных знамя, мир завоевывающее, направилось на Бурикана и Буриберди, которые были правителями народа асов. На этом пути были густые, непроходимые леса. Вырубив деревья, войска проложили дорогу... и Тимур, оставив эмира Хаджи - Сейф - Аддина при обозу, сам взошел на Эльбурз". Разбив здешних жителей, взяв много богатств, Тимур вернулся к обозу, где ему был устроен роскошный пир. Однако вскоре пришло сообщение, что асы вновь поднялись на борьбу против захватчиков. "Тимур, снова оставив обоз, двинулся к крепостям Кулы и Taуса... У тамошних жителей были крепости, пройти к которым вследствие их высоты было невозможно... у смотревшего на них мутился глаз, валилась шапка с головы, пущенная стрела туда не долетала... Тимур приказал сделать несколько высоких лестниц...", которые помогли туда добраться и разбить асов. Кулы и Тауса были взяты в плен. Однако Утурку, один из смелых эмиров Тохтамыша, нашел убежище у предводителя асов – Пулада. По дороге к крепости Кулы, Тауса и Пулада войско Тимура остановилось в местности "Балкан", в названии которого многие ученые видят "Балкар". "Чтобы вызвать предлог для сражения, Тимур написал Пуладу письмо: "Пришли Утурку, укрывшегося у тебя, если же нет, то я приду с бесчисленным войском, которое все состоит из львов, поражающих врагов". Но Пулад ответил: "У меня хорошо защищенная крепость и средства для защиты приготовлены; Утурку нашел у меня убежище, и, пока у меня душа будет в теле, я его не выдам и, пока смогу, буду защищать и оберегать его". Вот как высоко чтили горцы своих гостей! Тимур с неимоверными трудностями одолел крепость Пулада, истребил его защитников, награбил много богатства, а самого Утурку настиг в местности Аяса (Уаза). Так закончилось нашествие Тимура на асов - балкарцев, которое окончательно замкнуло их в горах Центрального Кавказа. А ВОТ И БАЛКАРСКАЯ КРЕПОСТЬ "БОЛАТ КЪАЛА", О КОТОРОЙ ПИСАЛИ ЛЕТОПИСЦЫ ТЕМИРЛАНА.

Гергокова Лейля: Болат Кала расположена на крутом склоне той же горы, что и Малкар Кала, и является самой последней (к юго-западу) по склону горы над аулом Кюнлюм. Она как бы завершает всю оборонительную систему этого района. Крепость находится на почти неприступной скале. Доступ возможен только с северо-восточной стороны. Стены сохранились частично. Ориентировано сооружение с Северо-Востока-Востока на Юго-Восток-Восток. Первоначально крепость имела следующие размеры (внутренние); длина СВВ стены |—8 м;_ длина ЮЗЗ стены - 7 м; длина СЗЗ стены — 8,8 м, длина ЮВВ стены - 9.62 ярды. Толщина передней стены 0,9 м,1 остальных—0,65 м. Затем к первоначальному сооружению была пристроена спереди другая половина крепости шириной 2,9 -м, толщина стен пристройки — 0,4 м. Внутреннее пространство ее разделено на две равные половины. Таким образом, крепость стала трехкамерной. Общие размеры крепости теперь следующие: ширина — 8,9 м, длина — 11,7 м (то есть к первоначальной длине 8,8 м прибавляется ширина пристройки 2,9 м). О том, что крепость достраивалась, свидетельствует разница в толщине стен. Кроме того, хорошо виден строительный шов пристройки. Об этом же говорит тот факт, что от переднего угла первоначальной камеры в сторону уходит мощная каменная стена, которая обороняла единственно возможный доступ к крепости с северо-восточной стороны. Длина этой стены — более 20 м при сохранившейся высоте от 1,5 до 3 м. В этой же связи можно отметить, что уровень пола основной камеры выше пола пристроенной части на 0,8—0,9 м. (См. рис. 3.) Внутри основной камеры имеются (в северо-восточном углу) две ямы-колодца, для запасов провизии; диаметр их 1,1х1,2 м, глубина 1,2—1,3 м. В западном углу ее, с внешней стороны, имеется еще одна яма. Тут же, внутри здания, прослеживается небольшая лежанка шириной 0,5 м, длиной 1,2 м. Подобная лежанка выявлена в одной из комнат пристроенной части крепости. Высота сохранившихся стен, как и во всех других сооружениях, неодинакова. Здесь более сохранились передняя и боковые. В передней стене, сохранившейся в высоту до 12 м, имеются три окна стрельчатой формы и семь бойниц. Из них отлично просматривается вся долина реки Черек и аулы, расположенные в ней. Бойницы, находящиеся на высоте 8—10 м, свидетельствуют о том, что крепость имела несколько этажей. Со стороны гор во избежание разрушения крепости лавиной была сооружена оградительная стена на расстоянии 3 м от задней стены. В настоящее время от нее остались лишь нижние ряды кладки. Эта крепость является самой мощной во всей группе сооружений, окаймляющих старый аул Кюнлюм.

Turk: Бек-Болат- алан, известный исторический деятель, полководец Хана Золотой Орды- Тохтамыша В 1390-1392 гг. основал независимое от Золотой Орды ханство с центром в Крыму и, как свидетельствуют нумизматические источники, чеканившем монеты от своего имени: "Эс султан 'ал ад ил Бик Пулад Хан". О нем мы также можем сказать, что после восстановления Тохтамышем в 1392 г. своей юрисдикции над Крымом Бек-Болат, видимо, обосновался на Северном Кавказе и стал ханом бораганского (черкесского или по-другому - биттогурского, пятигорского) улуса. Стенли Лен-Пуль в каталоге Британского музея указывает на его происхождение "из рода Бату, Тока-Тимура из западно-кыпчакской орды". Турецкий историк Шерафеттин Эрель в своей книге отмечает, что он был командующим Тохтамышевских войск, захвативших в 1385 г. Азербайджан и Тебриз. Кстати сказать, город этот - Джулат, Татар-и Шехир, - в "Дербенд-наме значится среди хазарских городов. И именно в этом городе-крепости укрылся у своего сородича Удургу "один из старших эмиров (тюмен-бегов) Джучиева Улуса". Во время сражения Тимура с Тохтамышем на Тереке Удургу командовал одним из корпусов правого крыла (сахколом). А после поражения бежал к Бек-Болат Хану в Джулат - Татар-и Шехир. Тимур предъявил Бек-Болат Хану ультиматум о выдаче Удургу. Бек-Болат, уверенный в неприступности своего города-крепости, ответил с достоинством: "У меня хорошо защищенная крепость и средства для войны приготовлены. Удургу нашел у меня убежище, и пока душа будет в теле, я его не выдам, и пока смогу, буду защищать и оберегать его" Ответ Бек-Болата вызвал гнев у завоевателя, и тот решил любой ценой взять этот город.Тимур объявил джихад, и под предлогом священной войны против неверных напал на Крепость Бек-Болата. После ожесточенной осады и битвы Джулат был взят и разрушен. "Пулад, вероятно, погиб при защите города, ибо он больше в источниках не упоминается", - предполагает X. Хизриев. п.с. это взято с интернета (картинка просто зарисовка воина), без ссылок на источники, спорные момент в этом тексте, тот что, крепость не Джулат, а Болат къала и если не ошибаюсь у летописцев тоже, Бек Болат, и Болат къала все логично.

Гергокова Лейля: Увидела у Мизиева название ущелья Кизгич в Карачае, и вспомнила, что дедушка произносил сегодняшний топоним Гижги Сырт, как "КИЗГИЧЫРТ". Может это раньше произносилось как Кизгич сырт, а потом со временем в Гижги Сырт перешло? Как вы думаете, друзья, возможен ли такой переход? И что означает слово "Кизгич"

Is-tina: Лейля, это очень интересно! Просто находка, мне кажется. Наверняка будут разные мнения. Но я изложу свое с позиций осетинского языка. Хотя ущелье в Карачае. Мне кажется, из всех приведенных слов и их составляющих базовыми были два: «Кизги» и «Сырт». То, что в произношении Вашего дедушки звучало как КИЗГИЧЫРТ. Всякий осетин расшифровал бы это как составное из двух слов – «Кизги» – от дигорского – «девушка» . «Сырт» - «памятник». Ну, что «С» перешло в «Ч», наверное, ничего очень уж существенного и невероятного в этом нет. А уж то, как потом слова и вовсе трансформировались и превратились в одно – «Кизгич» - - это уже роспись Истории, с соответствующими потерями по ходу.

Гергокова Лейля: Is-tina пишет: Всякий осетин расшифровал бы это как составное из двух слов – «Кизги» – от дигорского – «девушка» . «Сырт» - «памятник». Ну, что «С» перешло в «Ч», наверное, ничего очень уж существенного и невероятного в этом нет. А уж то, как потом слова и вовсе трансформировались и превратились в одно – «Кизгич» - - это уже роспись Истории, с соответствующими потерями по ходу. Доброй ночи, уважаемая Тина! Спасибо, что высказали свое мнение. Но думаю тюркское къыз, заимствованное дигорцами, не имеет отношения к этому топониму. Если бы имело, звучало бы как Къызла Сырт или Къызны сырты (девичья спина)

Гергокова Лейля: Нашла в Инете вот это: "Хорошо ли Вы знаете ближайшие окрестности Симферополя? А себя самого, свои возможности, возможности своих друзей и коллег? Мы приглашаем Вас туда, где Вы найдете новые ответы на эти вопросы! Это ущелье Кизгич (с тюркского «клещи»), которое все видели справа от Ялтинской трассы сразу за выездом из Перевального. А вот многие ли побывали там… " В балкарском языке къысхач- клещи, тиски.

Biyağı: Is-tina пишет: Всякий осетин расшифровал бы это как составное из двух слов – «Кизги» – от дигорского – «девушка» . «Сырт» - «памятник». Местность (река, ущелье) Кызгыч (так чаще всего пишут по-русски) в верховьях Архыза в оригинале по-карачаевски называется Къызгъыч. Этимология согласно В. Арсенину, Н. Бондареву, Э. Сергиевскому «Горные путешествия по Западному Кавказу» (Издательство «Физкультура и спорт», Москва, 1976 г.): «Кизгыч ассоциируется с теснинами в истоках реки: кар. Къыс-хыч — “тиски, зажим”. Но в исходе могло быть и Къысыкъ ич — “сдавленная, сомкнутая внутренность” (внутренняя часть ущелья) с дальнейшим изменением Къысыгъыч — Къызгъыч». Согласно Вегенеру Л.В. (путеводитель «Архыз. Большая Лаба»): «Кизгыч, Кызгыч — от кбал. тиски, зажим, теснина в истоках реки». Также добавлю карачаево-балкарское къызгъыч — «пигалица», небольшая птица, то же, что чибис. Карачаевское къызгъыч, помимо прочего, имеет буквальное значение — «теснина в истоках реки». В отношении данного топогидронима поиски иных (некарачаево-балкарских) этимологий, а равно сопоставление с «Гижги Сырт», излишни. А места там великолепнейшие (см. ниже).

Albert: Нет, Тина, осетинский язык здесь снова ни при чем. В верховьях Архыза - Къысхыч ("теснина"), а в приведенном Лейлей балкарском топониме Сырт означает всегда "пастбищный хребет", блин, не найду точный аналог на русском. У нас в таком смысле очень употребимое слово. Оно тюркское, первоначальное значение - спина.

Гергокова Лейля: Biyağı пишет: В отношении данного топогидронима поиски иных (некарачаево-балкарских) этимологий, а равно сопоставление с «Гижги Сырт», излишни. Спасибо

Is-tina: Дорогая Лейля! Я только пыталась связать ту внутреннюю логику, которую Вы изложили в своем сообщении. Вне всякой «ПОЛИТИКИ». Ну нет, так нет. Но Альберт и другие откликнувшиеся проигнорировали смысл вопроса и сразу же стали на дыбы. «Тюркское», мол. Ладно. Пусть. Да, тюркское, возможно. Но знаете, Лейля. Это вот как с лекарствами. Есть вещества-основа. (Как-то они называются специально, кажется дженерик). И есть производные от них – лекарства, переработанные, окультуренные некими другими веществами и технологиями. И уже получаются другие вещества. Вот так и со словами. В частности, с тюркскими. У нас тоже полно таких «переработанных основ». Мне жаль, что Ваш интересный вопрос утопили в этих политических приправах. Ибо осетинское и вообще чужеродное – нежелательно для дискутантов даже в принципе.

Albert: Тина, ну вот зачем ты сразу находишь проблему там, где её нет в принципе? Ведь это ты из едва похожего слова попыталась сделать осетинизм, а мы объяснили, что это не тот случай. На территории Балкарии и так хватает осетинизмов, в отличие от территории Карачая. Твое обвинение в наш адрес небезызвестный Русланбек сделал своей подписью на Родстве.

Гергокова Лейля: Is-tina пишет: Мне жаль, что Ваш интересный вопрос утопили в этих политических приправах. Уважаемая Тина, никто ничего не топил. Наоборот помогли истине всплыть, за что я очень благодарна Вам, Biyağı и Альберту.

Is-tina: Альберт, я перечитала свой пост (и первый и второй), и не обнаружила ничего «проблемного». Просто ассоциации. Мне пост Лейлы показался каким-то другим. На него хотелось откликнуться. Желание, которое часто не возникает. Я выразила ассоциации, которые могут возникнуть у осетин. Вот и все. А вы сразу же стали это воспринимать как «чужеродные вторжения». На мой взгляд, поскольку определенной расшифровки термина не существует, то любые возникающие ассоциации были бы интересны. Ибо у нас нет точной картины расселения кавказских жителей в те отдаленные века, до всяческих ассимиляций. Ну, не считаете приемлемым осетинские ассоциации, так и не считайте. На Родство не захожу. Про тексты Русланбека там – не знаю.

Is-tina: Лейля, все ОК! Спасибо Вам! Дали возможность поговорить об интересном.

Biyağı: Is-tina пишет: Альберт, я перечитала свой пост (и первый и второй), и не обнаружила ничего «проблемного». Просто ассоциации. Мне пост Лейлы показался каким-то другим. На него хотелось откликнуться. Желание, которое часто не возникает. Я выразила ассоциации, которые могут возникнуть у осетин. Вот и все. А вы сразу же стали это воспринимать как «чужеродные вторжения». На мой взгляд, поскольку определенной расшифровки термина не существует, то любые возникающие ассоциации были бы интересны. Ибо у нас нет точной картины расселения кавказских жителей в те отдаленные века, до всяческих ассимиляций. Ну, не считаете приемлемым осетинские ассоциации, так и не считайте. На Родство не захожу. Про тексты Русланбека там – не знаю. Очень давно ничего не могу вам написать, Тина. Но очень хочу. Не знаю. Мыслей много, но никак не получается их оформить в слова. Я помню и ваш вопрос по «игнорированию кипчаков» тоже, но ответить ничего не смог тогда; слишком много всего нахлынуло. Самое первое и главное, что я должен вам сказать: я вас понимаю. Мне тоже печально. Я тоже нахожу неправильным, ненужным весть этот негативизм, которым сопровождаются исторические изыскания в интернетах... Я помню, как все начиналось. С тех пор уже почти 10 лет минуло. Давно это было. Те же люди тогда были на форумах, что и сейчас. Только они были другими эмоционально. Люди были ближе друг у другу, знакомили других со своим народом, и всем это было интересно. Там тоже все крутилось вокруг вопроса: ираноговорящим или тюркоговорящим было «то племя». Но было много другого. Я плохо знал осетин (не могу сказать, что сейчас знаю хорошо), но благодаря осетинским участникам я узнал многое о вашем народе. Можно сказать, что я открыл для себя осетин. И это было замечательное открытие. Осетинские участники показали тот огромный пласт общего, что у нас есть в традиционной духовной и материальной культуре, и о чем я никогда и подумать не мог. Узнав много, я перестал все оценивать категорично. Я не имею профессионального отношения к истории, но чем больше я узнаю из археологии, антропологии, генетики и прочих дисциплин, тем меньше у меня однозначных ответов на вопросы этногенеза наших народов. Да, я не историк. Но предполагаю, что я человек думающий. Думающий и оценивающий все критически. Тогда, в самом начале, все было по-другому. Тогда был Русланбек. Другой Русланбек, не такой, как сейчас. С ним можно было не соглашаться, но тот Русланбек вызывал уважение, много уважения своей сдержанностью, глубиной, тем, что (как вы выразились, Тина) «рассматривал кавказцев совместно». Теперь его нет. Такого, как раньше. Я не знаю, где он. Кажется, это самая большая потеря, хоть и не единственная. Теперь интереса у людей друг к другу не осталось. Появились ожесточение, нетерпимость, грязь. Болат с его «татарами» — яркий пример. Наш народ так («горские татары») долго называли русские — народ, который нас не знал. У народов, которые нас знали, были свои названия для нас (в том числе и у осетин); «татар» при этом к нам никто никогда не применял. Меня это название не оскорбляет. Совсем не оскорбляет. Не знаю даже почему. Но для Болата «татары» — это оскорбление, уничижение, пренебрежение. Болату, конечно, от меня много внимания досталось, он к числу вызывающих уважение не относился и прежде (меня всегда настораживали люди, пренебрегающие знаками препинания; Болата много раз лично увещевал писать членораздельно — бесполезно). Вот на столько все изменилось. Не знаю, кто первым начал, на ком вина. Хотелось бы стать тем, кто закончит. Не могу жить в грязи.

Albert: Биягъы, ты кто? Что-то я тебя не опознаю



полная версия страницы