Форум » История, этнография, культура и достижения » Все о Холамо-Безенгийском ущелье Балкарии » Ответить

Все о Холамо-Безенгийском ущелье Балкарии

Гергокова Лейля: В юго-западной части Кабардино-Балкарии расположен самый высокогорный район России – Черекский. Площадь его территории составляет 2,21 тыс. км2. Черекский район является самым крупным муниципальным образованием Кабардино-Балкарской Республики. Административным центром Черекского района является поселок Къашхатау. Численность населения Черекского района около 26,5 тысяч человек. Здесь проживают представители 12 национальностей. Самый многочисленный народ в этом районе - балкарцы, и я являюсь их представителем. Сами себя мы называем «таулу», что означает «горец», или «владелец гор», обращаемся испокон веков друг к другу «алан». У нашего народа не принято обращаться на «Вы», но это всего лишь означает, что мы и к самому младшему относимся так же уважительно, как к аксакалу. Строго чтим предков, до седьмого колена знаем их и помним, но у нас не принято обращаться по отчеству, чтобы человек не прикрывался достижениями отца, а сам стремился к высотам и новым свершениям. Родина и Мать - самые святые для нас понятия на этом свете! Территория Черекского района лежит на берегах реки Черек, имеющей два крупных притока ледникового происхождения. Оба они образовали два ущелья: Черекское (Малкъарское) и Хуламо-Безенгийское. Я хочу рассказать именно о Хуламо- Безенгийском ущелье, т.к. сама родом именно оттуда. Еще хочу сказать, что термин "малкъарлы" (малкарец-балкарец) нами воспринимается исключительно как выходец Черекского (Малкъарского) ущелья, и нам не нравится, что это название русские распространили на всех таулу.

Ответов - 269, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

Гергокова Лейля: Холамо-Безенгийское ущелье

Гергокова Лейля: река Черек

Гергокова Лейля: Мое родное село Кара-Суу. Добраться к нам можно двумя способами: 1) по очень живописной тропе из г. Нальчик через с. Белая речка – русло реки Белой до ее истоков – буковый лес – субальпийские луга – перевал через хребет на устье реки Къара-Суу При этом переходе нужно быть особенно внимательным, так как при подходе к селу много карстовых воронок, в народе именуемых как «тюпсюз тешикле» (бездонные дыры); 2) воспользовавшись автомобильным транспортом проехать по следующему маршруту: г. Нальчик - с. Урвань – с. Аушигер – с. Къашхатау – с. Бабугент. В с. Бабугент у памятника К.Мечиеву дорога сворачивает вправо и, принимая западное направление, приводит нас в долину Хулама. Слева от дороги шумит река Черек, по сторонам которой поднимаются живописные лесистые склоны начала Хуламо-Безенгийского ущелья. Лесистая долина тянется километров 15 до селения. Ехать придется вот по такой дороге Правительство КБР не особо жалует балкарские села.


Гергокова Лейля: Основан Къара-Суу примерно в 1867 году, когда несколько семей из старинного балкарского села Холам выбрали это место, построили дома и поселились здесь. Затем к ним стали присоединяться семьи из другого высокогорного селения Шики. Однако по последним археологическим находкам можно предположить, что на территории села жили люди еще более 2-х тыс. лет тому назад. Пока это только наше предположение, но мы надеемся, что его подтвердят ученые. Все селения в нашем ущелье состоят из тийре (кварталов). Наше село состоит из трех тийре: холамлыла, шыкъычыла, шаулухтала. Сейчас в селе проживает 453 человека.

Гергокова Лейля: У нас проживают представители следующих фамилий: Атабиевы, Алиевы, Кучменовы, Чочаевы, Кучмезовы, Айшаевы, Гергоковы, Геляховы, Мечиевы, Шаваевы, Толгуровы, Анаевы, Гаевы, Чеккаевы, Ахкубековы, Хочуевы, Султановы, Бапанаевы, Жабоевы, Ольмезовы, Созаевы, Додуевы

Гергокова Лейля: Къара-Суу (шаулух тала)

Гергокова Лейля: Сейчас самому пожилому человеку в нашем селе, Хочуевой Нажай, 106 лет. Она и сейчас удивляет нас своей бодростью и здоровьем. Что удивительно, наша долгожительница прекрасно обходится без очков, может спокойно вдевать нитку в ушко иголки. Читать Коран.

Гергокова Лейля: Своих гостей, Къара-Суу поражает поистине уникальной красотой окружающей природы, множеством чистых родников, струящихся водопадов, окружением белоснежных горных вершин. Къара-Суу переводится с балкарского языка как ключ, родник. Их на территории села на самом деле очень много. Через село протекает и речка с таким же названием, берущая свое начало из небольшого родника. В неё впадают только родниковые воды, поэтому речка всегда чистая и прозрачная. Около села есть еще и теплые серные источники. Вода в них имеет резкий запах и желтый цвет. От него исходит специфический запах, напоминающий сомнительный аромат тухлого яйца, поэтому мы называют их «ийисли суула» (вонючие воды). Вокруг этих родников даже зимой трава остается зеленой. Целебнные свойства источников были известны балкарцам еще с древних времен. Принятие серных ванн использовалось при поражениях кожи, ревматизме. Соседние балкарцам народы тоже знали о них и специально приезжали, чтобы излечиться целебной водой. Чабаны пасли около источников овец, чтобы у животных не было чесотки. Правда не знаю насколько это эффективно. Записала со слов стариков.

Гергокова Лейля: В нашем селе можно увидеть много интересного. Например, любопытное явление можно наблюдать с поляны у селения Кара-Суу в ясные вечерние сумерки. Когда наступающая темнота затушёвывает синевой детали гор, и они начинают казаться всего лишь колоссальными силуэтами, на фоне более светлого неба, линия контура Скалистого хребта вырисовывает огромную фигуру женщины горянки, лежащей лицом вверх. Силуэт настолько отчётлив, что его замечает каждый, кто, оказавшись, в момент наступления вечерних сумерек в нашем селе, случайно взглянет на Скалистый хребет

Turk: Гергокова Лейля пишет: к селу много карстовых воронок спасибо, оказывается у нас в КБР есть такие воронки, даже и не знал! Гергокова Лейля пишет: Сейчас самому пожилому человеку в нашем селе, Хочуевой Нажай, 106 лет. МашАллах, Аллаху саулукъ берсин. Она ведь может еще многое очень поведать молодежи, в том числе из старинных историй.

Гергокова Лейля: "Талисманом" нашего села является скала в виде человеческого сердца, ее можно увидеть на горе в южной части села. Среди жителей Кара-Суу бытует легенда о его происхождении.

Гергокова Лейля: Turk пишет: оказывается у нас в КБР есть такие воронки, даже и не знал! Они в урочище Хумалан

Гергокова Лейля: Turk пишет: МашАллах, Аллаху саулукъ берсин. Она ведь может еще многое очень поведать молодежи, в том числе из старинных историй. Сау бол. Я постаралась записать многое из того, что она рассказывает.

Turk: Гергокова Лейля пишет: Я постаралась записать многое из того, что она рассказывает. Надеюсь, у тебя найдется время хотя бы тезисно поделится такой инфой. Полевой материал не маловажен. Гергокова Лейля пишет: Среди жителей Кара-Суу бытует легенда о его происхождении. А что за легенда? Прикольно, силуэт девушки скалистым хребтом и сердце в другом месте))). Романтическое ущелье. Гергокова Лейля пишет: Они в урочище Хумалан Они опасны для человека? Или слишком маленькие?

Гергокова Лейля: Turk пишет: Надеюсь, у тебя найдется время хотя бы тезисно поделится такой инфой. Полевой материал не маловажен. Конечно. Буду только рада.

Turk: Гергокова Лейля и еще вопрос, есть ли какие-нибудь наскальные тамги, символы, петроглифы, или в каких-нибудь старинных башнях, дорогах (как до этого на рисунках), крепостях, саклях.. всякого рода символы, рисунки, тамги, петроглифы (это все может быть как часть всего тюркского мира...)? А также какие-нибудь особенные для Хуламо-Безенгийского ущелья рисунки на киизах, коврах?

Гергокова Лейля: Turk пишет: А что за легенда? Прикольно, силуэт девушки скалистым хребтом и сердце в другом месте))). Романтическое ущелье. Они практически "смотрят друг на друга" В легенде говорится о том, что Тейри превратил сердце праведного нарта в скалу, чтобы люди не забывали о том, каким должно быть сердце настоящего человека. А я легенду немного приукрасила для туристов , получилось вот что Много лет тому назад здесь жил мудрый аксакал. Когда ему настало вре-мя уйти в иной мир, с неба спустился сам Тейри (верховное божество). Он сказал старику: « Ты прожил добрую жизнь, за это я дарю тебе новое сердце, и ты обретешь бессмертие». Но аксакал отказался. «Смотри! Каждый шрам на моем сердце - это человек, которому я отдал свою любовь. Я вырывал ку-сочки своего сердца и отдавал хорошим людям. И они часто взамен отдавали мне свою любовь - свои частички сердец, которые заполняли пустые про-странства в моем сердце. Но поскольку кусочки разных сердец точно не под-ходят друг к другу, у меня в сердце есть рваные края, которые я берегу, пото-му что они напоминают мне о любви, которой мы делились. Иногда я отдавал частичку моего сердца, но человек не возвращал мне свою - поэтому и пустые дыры в нем. Когда ты отдаешь свою любовь, не всегда есть гарантии на взаимность. И хоть эти дыры приносят боль, они мне напоминают о любви, которой я делился. Теперь ты видишь, что мне мое сердце очень дорого, и я не хочу другое». Аксакал умер… Тейри был поражен словами мудрого старца. И решил он превратить его сердце в скалу, чтобы оно напоминало людям о том, каким должно быть сердце настоящего человека.

Гергокова Лейля: Turk пишет: Они опасны для человека? Или слишком маленькие? Нет не маленькие. И к тому же очень глубокие. Сельские джигиты пытались с помощью веревок спуститься в одну из них об остальном история умалчивает...

Гергокова Лейля: Turk пишет: Гергокова Лейля и еще вопрос, есть ли какие-нибудь наскальные тамги, символы, петроглифы, или в каких-нибудь старинных башнях, дорогах (как до этого на рисунках), крепостях, саклях.. всякого рода символы, рисунки, тамги, петроглифы (это все может быть как часть всего тюркского мира...)? А также какие-нибудь особенные для Хуламо-Безенгийского ущелья рисунки на киизах, коврах? По словам одного из старожилов села Геляхова Заурбия, в урочище Бутору (район Акъ Къая) есть большая глыба на которой имеются дословно "какие-то иероглифы". Их приезжал смотреть какой-то осетин в 1960 каком-то году. К сожалению, проводников этого осетина сегодня нет в живых. Я никак не могу заставить брата или отца проводить меня в Бутору, очень хотелось бы на них посмотреть.

Гергокова Лейля: На основании одной из башен в Усхур учитель физики рассмотрел какие-то надписи. Опять таки я эти надписи сама лично не видела. В работах Мизиева о них нет ни слова.

Гергокова Лейля: Гергокова Лейля пишет: А также какие-нибудь особенные для Хуламо-Безенгийского ущелья рисунки на киизах, коврах? Позже выложу кийизы, узоры которых характерные для нашего ущелья.

Turk: Гергокова Лейля пишет: По словам одного из старожилов села Геляхова Заурбия, в урочище Бутору (район Акъ Къая) есть большая глыба на которой имеются дословно "какие-то иероглифы". Их приезжал смотреть какой-то осетин в 1960 каком-то году. К сожалению, проводников этого осетина сегодня нет в живых. Я никак не могу брата отца проводить меня в Бутору, очень хотелось бы на них взглянуть. Гергокова Лейля пишет: На основании одной из башен в Усхур учитель физики рассмотрел какие-то надписи. Опять таки я эти надписи сама лично не видела. В работах Мизиева о них нет ни слова. Вот такие вещи лучшего всего сфотографировать, даже если поверх них имеются "новые" надписи современности. Потому, что такие древние символы очень и очень много могут рассказать, больше чем может показаться. Если будет такая возможность Аллах айтса, не упустите ее. п.с. если честно, я не понимаю, зачем ждать когда кто-нибудь из ученных чужих или занятых своих обратит на это внимание? ученными становятся, у вас богатый материал судя по всему, его структрировать, классифицировать надо и доклады оформить, затем про анализировать и сопоставить, найти научного руководителя из своих, самим им может быть в силу возраста уже сложно будет копить такой материал, уверен, они с радостью поддержат молодых, кто уже так много накомпил, под его эгидой опубликоваться - вот это действительно заставит обратить внимание научный мир на данную местность, так как академиский мир читает научные журналы и редко, когда сидят по форумам. Ваш материал тут, очень полезен для нашего просвещения, но мой вам убедительный совет, берите инициативу в свои руки, а всего-то мало надо, просто имеющий богатый материал перенести на Work, PDF форматы в виде статьи. Обратитесь даже в Эльбу за советом по поиску ученного КБ, который выступит вам руководителем, на мою память есть Кипкеева, Каракетов и других не мало ведь есть.. даже в КБГУ или в Москве, Питере, кто имеет академический статус и скорее всего именно юридически и как положенно, имеют право выступать руководителем и вперед. Уже оформленные статьи можно переводить на английский и турецкий найдутся кто их читать будет и поделиться с ученными рядом.

Тахир: Сау бол за тему, Лейля!

Гергокова Лейля: Turk пишет: Вот такие вещи лучшего всего сфотографировать, даже если поверх них имеются "новые" надписи современности. Потому, что такие древние символы очень и очень много могут рассказать, больше чем может показаться. Эх, была бы я парнем! Но я не теряю надежды все же подняться и отыскать эту глыбу с "иероглифами"

Turk: Гергокова Лейля пишет: Эх, была бы я парнем! Но я не теряю надежды все же подняться и отыскать эту глыбу с "иероглифами" Такие символы могут оказаться совсем рядом, даже на могильных камнях, на фундаменте старых домов и т.д. на разных руинах. Правда не всегда неспециалист по ним сможет их заметить или расспознать. Но если вдруг заметите шелкайте фотиком)).

Гергокова Лейля: Тахир пишет: Сау бол за тему Лейля Сен да сау бол. Я завалила ту группу цитатами из твоей книги.

Гергокова Лейля: Turk пишет: Такие символы могут оказатся совсем рядом, даже на могильных камня, Вот это было у Мизиева

Гергокова Лейля: Turk пишет: я не понимаю, зачем ждать когда кто-нибудь из ученных чужих или занятых своих обратит на это внимание? Думаю Вы правы.

Тахир: Гергокова Лейля пишет: Сен да сау бол. Я завалила ту группу цитатами из твоей книги.

Гергокова Лейля: В 70-х годах 17-летний житель нашего села Геляхов Ахмат во время рыбалки нашел золотую корону, украшенную множеством драгоценных камней. Туристы, которые оказались свидетелями этого события, путем обмана забрали у него находку. Мошенники отпиливали от короны по кусочку и сбывали зуботехникам, ювелирам. В последствии они были разоблачены и осуждены за содеянное. Все наши попытки разузнать о дальнейшей судьбе короны, к сожалению, не увенчались успехом. И вот спустя 40 лет учениками во время экскурсии, в районе Кара-Суу, по счастливой случайности, были найдены старинные предметы. Мы немедленно сообщили о находках в «Северокавказский институт археологии». Они приехали, сказали, что находки представляют большой интерес для науки и уехали. На территории нашего села я обнаружила несколько нетронутых курганов. Археологи подтвердили мое предположение. Но с раскопками пока не спешат. Вот небольшая часть находок из моей коллекции:



полная версия страницы