Форум » История, этнография, культура и достижения » Историко-лингвистический анализ термина "ёзден" (продолжение) » Ответить

Историко-лингвистический анализ термина "ёзден" (продолжение)

о.у.: Знаю, что тему была, но думаю, есть смысл к ней вернуться! Уже тот факт, что слово (в различных его вариациях) встречается, у сванов, КБ-цев, вайнахов, кумыков, осетин и ногайцев, не было чуждо адыгам (это все, как миниум!) думаю делает его просто таки уникальным!)

Ответов - 124, стр: 1 2 3 4 5 All

Turk: Умар пишет: Может быть.Если и в турецком это слово означает плоскость на возвышении. Все с ними теперь ясно :), перекладина горских саней, верховья горы и т. д. и т. п. со звучие на сванском со словом сав (w) - сани, видать когда-то санки придумали и катались с горки вниз в районе верховьев терека так и запомнились соседям .

Умар: Turk пишет: Какой именно это словарь и какая страница? Шорско-русский словарь Курпешко-Таннагашева стр.53 А это из русско-хакасского Чанков стр.360 Вообще названия обществ у нас идут от названия местности вроде бы.

Turk: Умар Турецкий: dikey 1. 1) вертикальный; перпендикулярный 2) отвесный По словарю Гюленсоя от корня Дик- вонзать, бурить. Тик - Туркм., Озб., Кер. Тиг - Казах., ТатК., Кырг., Бшк. Например агъач дикмек. Но doruk (-ğu) - верхушка.


Умар: Turk пишет: Умар Турецкий: dikey 1. 1) вертикальный; перпендикулярный 2) отвесный По словарю Гюленсоя от корня Дик- вонзать, бурить. По моему не от этого.Думаю,должно быть типа из слова конец,край, заканчиваться (если не заимствование).

Turk: Умар пишет: По моему не от этого.Думаю,должно быть типа из слова конец,край, заканчиваться (если не заимствование). В турецком этимологическом пишется, что не заимствование. Из списока аффиксов к этому корню присутствует и "-ЕЙ". Имеет более ли менее широкий спектор значений образованных от этого корня. Может и просто созвучие, совпадение

Умар: Döğer: Direkten büyük ağaç kiriş. Дюгер:Тиреуден мийик агъач кириш Посмотрим ,что это за кириш в ЭСТЯ http://s015.radikal.ru/i330/1207/43/fdd3cb867796.jpg Ареал влияния соседей на строительство и сани растёт

Turk: Умар то есть по сути общетюркское слово.

Умар: Turk пишет: По одной из версий сванское сау - может идти от тюркского сау - которое приняло форму -> селенье. У А. Глашева есть такие выкладки. Не знаю. А что за выкладки у Глашева и где?

Turk: Умар Я было стер сообщение, подумал, то что не совсем помню, лучше не путать Раз заметил, вот что писал: 1) Интересно, может ли это быть как-то связано с колесницами->сани? 2) Сванское савияр, савьяр, sawiar, musaw, saw - надо как-то изучить. По одной из версий сванское сау - может идти от тюркского сау - которое приняло форму -> селенье. У А. Глашева есть такие выкладки. Потому что, если правильно понял слова одно Свана, то сау и сав немного разные слова. Одно значит сани, другое неизвестно, то есть это может быть (?) не совсем и сани. Статью А. Глашева, где он касается термина сав-и, можно почитать здесь.

Умар: Turk пишет: татью А. Глашева, где он касается термина сав-и, можно почитать здесь. Сау бол, почитаю.

Albert: Умар пишет: Всё- таки, я думаю, это монгольский термин.И в самой Осетии этот термин очень чётко прикреплён именно к тагаурцам.Я думаю,что от них в значении "князь" передалось и в другие общества Осетии.Где хоть один исторический документ ,где упоминается это слово до монгол на Кавказе? Кроме того, бизнес тагаурцев-сбор налога за проезд по Дарьялу очень уж напоминает название одного ордынского налога (правда, не за проезд)-тагар. Я тоже, изучив немного данное слов, соглашусь с тобой: это, судя по всему, монгольский термин! В отношении слова «алдар» нашел материал у Старостина. http://starling.rinet.ru/cgi-bin/response.cgi?root=config&morpho=0&basename=%5Cdata%5Calt%5Caltet&first=21 Монгольское «алдар» означает «слава, почет». Во всех приведенных монгольских языках звучит практически одинаково. Слово явно монгольское изначально. Имеются т.н. алтайские параллели: тунгусо-маньчжурский корень *ала- означает «учить, объяснять», «рассказывать», «приносить в жертву», «нести ответственность», «высочайшее повеление»; под вопросом отношение корейского *ар- «знать». Включение туда же тюркского *элит- (общетюркское *эшит-) «слышать», полагаю, является надуманным. У тюркского корня ностратическая связь с дравидийским корнем *ал- «слышать, слушать». Под большим вопросом связь с финно-угорским корнем *ялвя- «понимание, причина, понимать». Зато, явная связь заметна между корейским корнем *ар- «знать» и эскимосско-алеутским *эли-(ма-) «знать, чувствовать». Но это явно не ностратический корень, а некий «дальневосточный». Таким образом, полагаю, что осетинское алдар «князь» весьма прозрачно восходит к монгольскому «алдар» (славный, почетный), а «*армдар» - это лишь вольные фантазии г-на Абаева.

Albert: Turk пишет: Статью А. Глашева, где он касается термина сав-и, можно почитать здесь. У Ахмата Глашева есть очень существенные неточности в разборе этого термина. В частности, ну совсем ни к чему туда же "пихать" явный арабизм "сабий" (ребенок). Я ему об этом говорил, но воз и ныне там, при всем моем к нему уважении. Есть еще немало сомнительных вещей. Этимология - это настолько тонкая наука, что лучше не рисковать лишний раз и оставить всё как есть, чем приводить сомнительные этимологии. Да и отсутствие связи дигорцев с иронцами и едва ли не идентичность дигорцев и балкарцев - слишком смелое заявление, отвергнутое ныне и данными ДНК. По его книге "Аланы" у меня тоже столько к нему было бы советов, в частности, в вопросах этимологии и антропологии. В частности, по вопросу путаницы головного и лицевого указателя, в связи с чем, карачаевцы "превратились" из типичных брахикранов в мезокранов и даже долихокранов. Хотя, разумеется, это не так...

Albert: Turk пишет: Турецкий: dikey 1. 1) вертикальный; перпендикулярный 2) отвесный По словарю Гюленсоя от корня Дик- вонзать, бурить. Тик - Туркм., Озб., Кер. Тиг - Казах., ТатК., Кырг., Бшк. Например агъач дикмек. В нашем языке тоже "тик" означает "вертикальный, отвесный". Это общетюркское слово. И этимология его тоже тюркская, но имеющая ностратическую основу.

Умар: Albert пишет: это, судя по всему, монгольский термин Кроме того,что в Венгрии вроде бы "засветилось" это слово в близком значении , но там были куманы ,в составе которых есть роды с теми же названиями, что и у монгол (читал где-то в Евразике). Да и вообще монгольский компонент мог появиться на западе и до чингсхановских времён, перебрасывали же монголы воинов из покоренных народов на восток ,тюркские каганаты вполне могли проделать то же в обратном направлении.

Умар: Turk пишет: Статью А. Глашева, где он касается термина сав-и Прочитал. Единственное ,что в голову приходит, как-то связать названия Дюгер, Савир-ком и кириш(см. выше в значении шерстобитный лук) разве что лук. Савиры-лучники Но это,кажется, из серии "Остапа понесло".

Albert: Умар пишет: Кроме того,что в Венгрии вроде бы "засветилось" это слово в близком значении , но там были куманы ,в составе которых есть роды с теми же названиями, что и у монгол (читал где-то в Евразике). Да и вообще монгольский компонент мог появиться на западе и до чингсхановских времён, перебрасывали же монголы воинов из покоренных народов на восток ,тюркские каганаты вполне могли проделать то же в обратном направлении. В Венгрии это слово могло появиться именно благодаря монголам Чингисхана, то есть, в 13 веке и после. Но то, что монгольский элемент появился в Европе несравнимо раньше - факт. Об этом свидетельствует хотя бы то, что в германских и даже кельтских языках для обозначения лошади принят монгольский термин "морин" в форме "mer-" в разных фонетических вариациях. Этот явно монгольский термин появился задолго до 13 века - периода завоевательных походов монголов на Запад. Северо-восточноевропейская лапоноидность, может быть, имеет под собой не столько финно-угорскую, сколько монгольскую основу. Не знаю, этот вопрос надо более внимательно изучать.

Тахир: Albert пишет: Монгольское «алдар» означает «слава, почет». Во всех приведенных монгольских языках звучит практически одинаково. Слово явно монгольское изначально. Имеются т.н. алтайские параллели: тунгусо-маньчжурский корень *ала- означает «учить, объяснять», «рассказывать», «приносить в жертву», «нести ответственность», «высочайшее повеление»; под вопросом отношение корейского *ар- «знать». Включение туда же тюркского *элит- (общетюркское *эшит-) «слышать», полагаю, является надуманным. У тюркского корня ностратическая связь с дравидийским корнем *ал- «слышать, слушать». Под большим вопросом связь с финно-угорским корнем *ялвя- «понимание, причина, понимать». Зато, явная связь заметна между корейским корнем *ар- «знать» и эскимосско-алеутским *эли-(ма-) «знать, чувствовать». Но это явно не ностратический корень, а некий «дальневосточный». Таким образом, полагаю, что осетинское алдар «князь» весьма прозрачно восходит к монгольскому «алдар» (славный, почетный), а «*армдар» - это лишь вольные фантазии г-на Абаева. Точь такая же фантазия, как и у г-на Абаева, выше приведённая этимология. Без конкретной этимологии на основе монгольских языков, единственно разумная этимология, которая есть - тюркская, от алда эр - передовой муж.

Turk: Полезный сайт по поиску географических наименований во всем мире: http://www.geonames.org/

Умар: Умар пишет: Кстати есть одно слово ,которое образует очень чёткие параллельные значения к этому слову . Ёзден (от себя) - сый (подарок, честь) ёзден тукъум - сыйлы тукъум ёзденлик(благородность, приличие и т.д.)-сыйлылыкъ ( то же самое) ёзденлик (земельный участок ,подаренный бием уздену)- суюргал (монг. и тюрк. 1) пожалование вообще, то же, что суюргамиши; 2) пожалование в лен земельного владения ). А может слово " ёзден" изначально означало всего-навсего "подарок" ,а все остальные значения производные от этого слова ? К этой теме http://ec-dejavu.ru/g/Glory.html

Adam: Записки Императорского Новороссийского университета. Том 38, стр. 292. 1883 г.

Albert: Adam пишет: Записки Императорского Новороссийского университета. Том 38, стр. 292. 1883 г. Да, я видел данный материал. Спасибо.

Ходжа: ез–я, езюме–мне, езюм–я сам, езю–конкретно, в самый раз, окончательно, езге, езге уа–конечно, точно, езден–настоящий, истинный.

кеме : Азербайджанцы говорят "Ёз дилингде даныш" - говори на СВОЕМ языке. У нас в одной старинной персне тоже остался это слово, припомню выложу. В форме "ёз"."Ёзге уа"- все еще в обиходе. Ёзек- стержень, сердцевина. Мое мнение - "ёз" - свой , наш собственный. ЁЗден - из своих, из родных. Думаю , изначально это наше аланское слово и означало единоплеменников. Своих, родных. Алан. Потом уже утратил свой смысл и превратился в титул.

ислам: Салам Алейкум.Мне интересно,почему в Балкарий диалекты разные?хоть и совсем не значительные,но всё же имеются.Откуда эти цокания ,зокания, и жокания?

Albert: "Когда же Бадила женился на дочери донифарсцев - жителей села Лезгури - Ваниевых и прижился нею 3-х сыновей - Абисала, Кубади и Тугана - и когда они выросли сделались сильными, то еще больше начали гордиться, вследствие чего, став считать себя алдарами, одних называли своими кумаяками, а других - своими озденами; бедные же тапандигорцы, не понимая вовсе значение ни кумаяка, ни озденя, стали вполне предаваться им. Они, как других, так Баслукаевых и Дигуровых (своих хозяев) вместо всякой благодарности за гостеприимство стали также называть своими кумаяками..." (Происхождение фамилий Тотоева, Макоева, Абаева, Баева, Такоева, Цалаева, Хадаева и Галаева. - ЦГА СОАССР, ф. 262, оп. I, д. 9, св. 2, л. 36 - 37)

Ходжа: Интересно, какое племя могло его так распространить?!

Albert: Догадайся с трех попыток!)))

Abrek: немного моего, как Альберт говорит, лингофричества . Самое первое что приходит на ум Узден - озенден, уз-леден (из узов) .

фолькс: Абрек а мне кажется от ЁЗЕК -сердцевина и происходят -Ёзен=слав.Узень-узкий-узел-и-т-д- ведь ёзен и узень- семанический одно и то же -

Аття: Abrek пишет: Самое первое что приходит на ум Узден - озенден, уз-леден (из узов) . Von Dr. WILHELM PRÖHLE. - KARATSCHAJTSCHES WÖRTERVERZEICHNIS. Seite 127-128.



полная версия страницы