Форум » История, этнография, культура и достижения » Культура: Музыка, Танцы, фольклор и прочее. » Ответить

Культура: Музыка, Танцы, фольклор и прочее.

Iceweasel: Ассаалму алейкум, джамагъат! Эту тему создал из желания узнать побольше о культуре нашего народа, вернее о некоторых ее сторонах - манере песен, танцев и музыки в целом. Думаю, все согласятся, что кавказские танцы наряду с теми же ирландскими - явление уникальное. Хотя, может у меня такое мнение из-за того, что это культура моего народа. Мне интересно, как появилась традиция хорового пения - эжиу? Также хочу узнать, почему существует стереотип, сложившийся на том же "эльбрусоиде", что для нас есть только один танец - тюз тепсеу, а все остальное - быстрое и темпераментное принято звать "чеченским"? Чем являются танцы сандыракъ, стемей, тегерек тепсеу или джангъызгъан ? Плюс, являются ли эти аспекты культуры наследием именно наших автохтонных предков или алан? Наверное, коряво оформил, но уж больно любопытство мучает.

Ответов - 30

Is-tina: Опять же вмешиваюсь. Атвохтонных, безусловно, автохтонных. Аланы танцевали вокруг костра. Шучу.Простите.

Albert: Iceweasel пишет: Ассаалму алейкум, джамагъат! Эту тему создал из желания узнать побольше о культуре нашего народа, вернее о некоторых ее сторонах - манере песен, танцев и музыки в целом. Думаю, все согласятся, что кавказские танцы наряду с теми же ирландскими - явление уникальное. Хотя, может у меня такое мнение из-за того, что это культура моего народа. Мне интересно, как появилась традиция хорового пения - эжиу? Также хочу узнать, почему существует стереотип, сложившийся на том же "эльбрусоиде", что для нас есть только один танец - тюз тепсеу, а все остальное - быстрое и темпераментное принято звать "чеченским"? Чем являются танцы сандыракъ, стемей, тегерек тепсеу или джангъызгъан ? Плюс, являются ли эти аспекты культуры наследием именно наших автохтонных предков или алан? Наверное, коряво оформил, но уж больно любопытство мучает. Алейкум салам! На том же "Эльбрусоиде", в котором я с недавнего времени (с 11 декабря 2010 года) являюсь участником, я высказал свое мнение по поводу танцев карачаево-балкарцев. Участник под ником qarachayli - это я. Сейчас из всех наших танцев остались почти исключительно только тюз тебсеу и абезек. Постепенно в течение 20 века исчезал "Истемей". "Джангыз тебсеу" тоже умело танцевать всё меньше и меньше народу. Начало этому было положено еще в 19 веке. Княжескому сословию, как известно, не пристало танцевать быстрые, резкие танцы. Это было для них несолидно, я бы сказал. Народ же брал пример с княжеского сословия. Поэтому постепенно исчезали быстрый парный "Истемей" и быстрый одиночный "Джангыз". Хотя, совсем они так и не исчезли, просто, преобладать стал "Тюз тебсеу".

Albert: Касательно же происхождения танцев карачаево-балкарцев, я считаю, что в массе своей они имеют местное, автохтонное происхождение. В этом плане у нас тюркская культура, я считаю, не привилась совершенно.


Iceweasel: Саубол за информацию. Насчет абезека у меня тоже есть сомнения - откуда взялся этот момент "под ручку" с девушкой ? Ведь не принято у нас такое. У Мухтара Кудаева написано было, что очень часто у нас танцевали сандырак, асланбий ("лезгинка", наверное, балкарский вариант названия стемей), при чем самого асланбия разновидностей было очень много - от села к селу. Другое дело - как сломать стереотип молодежи об однотипности танца, где, якобы нашей "визитной карточкой" является тюз тепсеу. Может, им просто лень учить что-то сложнее, чем шагание взад-вперед ) Много раз на свадьбах видел, как старики-ветераны могли резко танцевать. Был один (дженетли болсун), который умел и на пальцы встать и вытворять такое в его возрасте, что многим ансамблям и не снилось) Кстати, в Дагестане заметил, что у кумыков танцы по стилю схожи с Центральным Кавказом, а не с соседями по республике. Даже мелодии у них звучат более "классически", а не "пискляво" ))

огъары учкулан : Тюз-тепсеу всегда был самым любимым танцем у нас. С течением времени это стало выражаться в том что другие. к сожалению. стали танцеваться очень редко. Но, тот же Rlftd? Iereh Аллах, помогли сохранить многое из наших танцев. Интересная инфа: ...Тюз-тепсеу – самый употребительный, самый популярный танец в Карачае... ...Танцы составляют любимое и, кажется, даже единственное общественное развлечение карачаевцев; ни джигитовок, ни как у осетин, ни игры в мяч, как у гурийцев или мингрельцев, у них не существует. С утра до ночи, как в праздники, так и в будни, в досужую пору слышны в карачаевском ауле стук трещетки и хлопанье в ладоши: это они отплясывают свой любимый тюз-тепсеу, который им никогда не надоедает... Газ. «Кавказ», воскресенье, 14-го октября 1901 г., №270, Тифлис а вообще наверно мы неплохо танцевали)) В Кабарде во второй половине 19 в., часто танцывали наш "Тегерек", которы там назывался "карачаевский танец"

Albert: Iceweasel пишет: Саубол за информацию. Насчет абезека у меня тоже есть сомнения - откуда взялся этот момент "под ручку" с девушкой ? Ведь не принято у нас такое. Да не за что! "Абезек" даже по названию можно понять, что этот танец у нас является заимствованным от абадзехов. Танец необычный, я бы сказал. Исключительный, вроде русских танцев, где парень с девушкой идут под ручку. Iceweasel пишет: У Мухтара Кудаева написано было, что очень часто у нас танцевали сандырак, асланбий ("лезгинка", наверное, балкарский вариант названия стемей), при чем самого асланбия разновидностей было очень много - от села к селу. Другое дело - как сломать стереотип молодежи об однотипности танца, где, якобы нашей "визитной карточкой" является тюз тепсеу. Может, им просто лень учить что-то сложнее, чем шагание взад-вперед ) Много раз на свадьбах видел, как старики-ветераны могли резко танцевать. Был один (дженетли болсун), который умел и на пальцы встать и вытворять такое в его возрасте, что многим ансамблям и не снилось) Я тоже видел, как старички пытались танцевать истемей. И у некоторых это неплохо получалось. В отношении же "Тюз тебсеу", боюсь, что здесь могло быть влияние кабардинской "Къафэ". Только у кабардинцев этот танец еще медленнее. Iceweasel пишет: Кстати, в Дагестане заметил, что у кумыков танцы по стилю схожи с Центральным Кавказом, а не с соседями по республике. Даже мелодии у них звучат более "классически", а не "пискляво" )) Не знаю. Мне показалось, что у народов Дагестана в танцах очень много общего. И у кумыков в том числе. Но, видимо, я мало их видел.

Iceweasel: Albert пишет: не показалось, что у народов Дагестана в танцах очень много общего. И у кумыков в том числе. Ну если глянуть на танцы лезгинских народов - то у тех довольно сильные отличия. Как и в мелодии. Кстати, а никто не знает - у ногайцев какие танцы? Ни разу не видел, по-моему их танца.

Turk: Albert пишет: "Абезек" даже по названию можно понять, что этот танец у нас является заимствованным от абадзехов. Не тот ли это танец, где девушки и парни держась за руки образуют круг и двигаются по кругу? Этот танец схож с нашим Бар-ом (Халаем) - у нас его могут танцевать только парни, только девушки, или и парни и девушки вместе. А сами абадзехи его танцуют? и что говорят по поводу его происхождения?

Albert: Iceweasel пишет: Кстати, а никто не знает - у ногайцев какие танцы? Ни разу не видел, по-моему их танца. У нас в КЧР у ногайцев танцы сильно напоминают черкесские, только быстрее. Тот же "Тюз тебсеу" или "Къафэ" ими танцуется почти также, только мотив у них более быстрый. А названий их танцев я не знаю. Turk пишет: Не тот ли это танец, где девушки и парни держась за руки образуют круг и двигаются по кругу? Этот танец схож с нашим Бар-ом (Халаем) - у нас его могут танцевать только парни, только девушки, или и парни и девушки вместе. А сами абадзехи его танцуют? и что говорят по поводу его происхождения? Сначала парни с девушками идут попарно (парень слева, девушка справа), рука девушки по локоть лежит на руке парня, руки согнуты в локтях. Пары идут вот так друг за другом, через несколько шагов пары кружатся, не расходясь. Потом вновь идут так, как шли, и т.д. Затем все пары образуют круг, чередуясь "мальчик-девочка", а руки так и остаются согнутыми в локтях. И кружатся. У адыгов тоже аналогичный танец есть.

Turk: Albert пишет: Затем все пары образуют круг, чередуясь "мальчик-девочка", а руки так и остаются согнутыми в локтях. И кружатся. Вот так у нас и танцуют тоже. Кстати и народы живущие рядом с турками, болгары (у болгаров почти аналогично как у месхетинцев как и у гагаузов), арабы (сирийцы, ливанцы...), курды, со своими вариациями. Интересно происхождение этого танца у адыгов.. может все они имеют общий корень..

Тахир: Вот танец Абезек. http://www.youtube.com/watch?v=JQeNj-OrISA И танцы у нас традиционно были быстрые и плавные. В том числе у девушек. Есть данные 19-го века, где описываются танцы. У нас на Кавказе больше всех разновидных танцев, поэтому, наверно, "Балкария" и выиграла в Сухуми "Золотой шлем Кавказа".

Albert: Turk пишет: Вот так у нас и танцуют тоже. Кстати и народы живущие рядом с турками, болгары (у болгаров почти аналогично как у месхетинцев как и у гагаузов), арабы (сирийцы, ливанцы...), курды, со своими вариациями. Интересно происхождение этого танца у адыгов.. может все они имеют общий корень.. Думаю, что это может быть просто совпадение. На свете ведь много танцев, визуально схожих друг с другом. А, может, и не просто совпадение... Тахир пишет: У нас на Кавказе больше всех разновидных танцев, поэтому, ин ша Аллах, "Балкария" и выиграла в Сухуми "Золотой шлем Кавказа". Не думаю, что стоит считать, что у нас больше всех разновидностей танцев на Кавказе. Мы этого не знаем! И выиграла "Балкария" этот "Золотой шлем" не из-за количества танцев у нас, а из-за исполнительского мастерства и этнографичности.

Тахир: Представители различных народов мира танцуют Абезек http://www.youtube.com/watch?v=XI55LYmxQdU&feature=player_embedded

Гергокова Лейля: Керамические трубы старинного водопровода в Холаме

Гергокова Лейля: Не по теме скопировала. Но с другой стороны, почему бы и не танцевать и петь, когда налажено водоснабжение

Turk: Гергокова Лейля Можно попросить админа перенести данный пост про трубы. Очень интересно и поразительно! А какая датировка этих труб??? Какая есть еще информация об этом?

огъары учкулан: датировка мне неизвестна, но она может быть довольно древней. такие трубы прокладывали и в 19 в., но то что он керамический, думаю Позднее средневековье. Это Мизиева раскопки?

Гергокова Лейля: Turk пишет: Очень интересно и поразительно! А какая датировка этих труб??? Какая есть еще информация об этом? К сожалению, хотя я сама являюсь холамлы, у меня нет никакой информации об этом. Имеются скудные данные в работах Мизиева и Батчаева о холамском водопроводе, но они не смогли определить точную датировку. Если честно мне хочется плакать от того, что столько интересного у нас в ущелье, а изучать это практически некому. Нет специалистов. Горько и печально, но это факт.

Atly: https://youtu.be/EWEZLTFMZ_M

Albert: Atly, джукъ джазгъанны да къоюб тураса не эсе да.

фолькс: Абезек ребята как я знаю танец начала тойя молодёжи (-в старину единственная возможность легально ближе почувствовать избранную) что заранее секретно обговорено с той тамада кого с кем спаровать - а особенность в том станцевавших абезек парней абезек обязывал с темиже девушками и тюз тебсеу(не отсюдали абезек-обязать?) тюз тебсеу тоже(девушке положенно было всего в три поворота -конспирация?)- а довольный пускался впляс- джангыз тебсеуге- это то что довелось слышать мне (специальное мероприятие джюзюк зат да ойнагъандыла къуру той бла къалмай- всё писать потянет на очерк)

Albert: фолькс пишет: не отсюдали абезек-обязать? Интересная версия)))))

Atly: Albert пишет: Atly, джукъ джазгъанны да къоюб тураса не эсе да. Кризис

Albert: Atly пишет: Кризис Экономический или творческий?

IK: огъары учкулан пишет: В Кабарде во второй половине 19 в., часто танцывали наш "Тегерек", которы там назывался "карачаевский танец" Где-то об этом можно узнать?

IK: Iceweasel пишет: Чем являются танцы сандыракъ, стемей, тегерек тепсеу или джангъызгъан ? Касательно танца Сандыракъ, можно с большой долей вероятности утверждать, что этот танец получил распространение среди соседних народов именно из нашей, карачаево-балкарской, среды. Касаясь же вопроса о том, чем он являлся. Однозначно, что тот Сандыракъ, который исполняет сегодня "Балкария", не имеет ничего общего с тем, что танцевали наши далекие предки. Тут, по видимому, имеем дело с деритуализацией и сегодня это уже обыкновенный круговой танец с открытой композицией, который в последнее время всяческий пытаются "прихватизировать" наши соседи, что очень странно выглядит. Вообще хотелось бы, чтобы нашлись исследователи, которые бы дополнили и синхронизировали тот накопленный материал по нашей танцевальной культуре, ибо помимо работ М. Куадева, которые, откровенно говоря, носят больше описательный характер, ничего и нет.

Iceweasel: Меня еще интересует, каким образом наши танцы/музыка имеют именно такую манеру исполнения. Не знаю как объяснить, боюсь, что получится субъективно и даже где-то не совсем политкорректно. Я заметил, что большинство танцев других народов выглядят или неуклюже (взять ту же Среднюю Азию), или примитивно (например у арабов). Со звучанием музыки тоже самое - на Кавказе и в Закавказье резко из общей картины отличаются нарочито восточные мотивы как у армян или азербайджанцев (у этих и вовсе что-то персидское или турецкое и иногда режущее слух). А вот с кавказскими элементами все не так - такие же эффектные как те же кельтские, например. И какова могла быть изначальная культура алан? А про ногайцев отдельная тема. Вроде бы они родственны казахам. У казахов танцев нет (мужских) и они любят периодически укорять ногайцев, что те "косят" под кавказцев одеждой, музыкой и танцами (хотя, попадаются такие, что относят это ко всем тюркоязычным кавказцам - наиболее раздражающие особи). Но, полагаю, что у них в плане фольклора ситуация похуже нашей, т.к. в сети не могу ничего отыскать по ногайцам. Я хочу понять, где во всем этом фольклоре определить грань между горской и степной культурами.

IK: Iceweasel пишет: Я хочу понять, где во всем этом фольклоре определить грань между горской и степной культурами. Сложный вопрос. Но касательно танцев, согласен с Альбертом, что это однозначно досталось нам от местных, автохтонных, предков. Мне кажется, безусловно, на это влиял сам регион проживания, ты ведь сам отмечаешь, что наши танцы отличны от танцев остальных тюркских народность, это бесспорно. Надо полагать, что М. Кудаев не зря ссылался на работы кавказоведов, которые писали о неком культурном единстве на Кавказе, отсюда и все эти параллели с соседними народами, грань между которыми зачастую невозможно обозначить.

Iceweasel: Видимо так и есть - наследие автохтонных предков. Просто все чаще всего вспоминают именно тюркоязычную часть этногенеза, а про коренных забывают. Отчего и получаются формулировки у некоторых "доброжелателей" (среди соседей и других тюркоязычныхнародов, особенно азиатских), что все это просто заимствовано у соседей. Хотя мне казалось, что любое заимствование должно сопровождаться оригинальным термином, как в случае той же моркови или перца. Теперь осталось понять различия в тех или иных аспектах, чтобы выявить именно наше, т.к. общекавказские упрощения в мелодиях и танцах не очень радуют, только приедаются. Тем более, когда в регионе дюжины этнографических групп со своими особенностями. Тут Кудаев и Ульбашев сделали шикарную работу. Жаль, что сейчас "Балкария" уже не та. Особенно понять - как отличить адыгские от наших. Другая причина этой темы (помимо того, что меня может зациклить на разных мелочах как аутиста) - часто присутствуя на свадьбах я замечал у некоторых стереотип о том, что те же медленные танцы имеют большее распространение. Я не против них, нет (хотя в повседневной одежде, а не в национальной они смотрятся вяло), но все-таки наш культурный багаж должен быть разнообразнее. Другая крайность - когда для быстрых танцев копируют чеченцев или дагов, хотя, вроде бы есть и своя техника исполнения. Все же интересная и запутанная вещь этот этногенез. Физический облик (кавкасионский тип), основная культура в разном ее проявлении, фольклор - от автохтонов. Язык, одежда (как я понял, весь Кавказ одет по аланской и хазарской моде + газыри), подобие государственности и некоторые элементы культуры от тюркоязычных алан. Единственное, что приходит на ум - это нынешняя ситуация, где в составе того же СНГ немало тех, кто на русском говорит лучше, чем на родном (к своему стыду и я один из них пока еще), т.е. относительно мирная ассимиляция. К слову, наверное мой любимый танец у соседей - сванский. Интересно, есть ли какие-то сходства https://www.youtube.com/watch?v=23MXejHXRAw

кеме: <iframe id="otpwt28822" src="https://onlinetestpad.com/wt/2113fd1a595d46efafc695d992e11824" frameborder="0" style="width:100%;" onload="var f = document.getElementById('otpwt28822'); var h = 0; var listener = function (event) { if (event.origin.indexOf('onlinetestpad') == -1) { return; }; h = parseInt(event.data); if (isNaN(h)) h = 400; f.style.height = h + 'px'; }; function addEvent(elem, evnt, func) { if (elem.addEventListener) { elem.addEventListener(evnt, func, false); } else if (elem.attachEvent) { elem.attachEvent('on' + evnt, func); } else { elem['on' + evnt] = func; } }; addEvent(window, 'message', listener);" scrolling="no" ></iframe>



полная версия страницы