Форум » Народы Мира » Сваны (продолжение) » Ответить

Сваны (продолжение)

Тахир: Сва́ны (груз. სვანები) — народность сванской группы картвельской языковой семьи, часто рассматриваются как субэтническая группа грузинского народа. Самоназвание «shuaner», ед. «mushwan», античные авторы называли сванов мисимианцами. Говорят на сванском языке, входящем в отдельную от грузинского языка северную ветвь картвельской языковой семьи. До 30-х годов XX века выделялись отдельной народностью (перепись 1926 года), но затем последующие переписи не выделяли их отдельно и включали (как и сегодня) в состав грузин. Кроме своего родного языка, все сваны владеют грузинским языком. Сванские фамилии имеют окончание «ани». Сваны проживают в Местийском муниципалитете края Самегрело и Земо-Сванети и Лентехском муниципалитете края Рача-Лечхуми и Квемо-Сванети на северо-западе Грузии, объединяемых в историческую область Сванетия (сван. «Shwan»). Также немногочисленно проживают в Кодорском ущелье Гульрипшского района в Абхазии (т. н. Абхазская Сванетия). Численность по разным оценкам достигает от 62 000 до 80 000 человек. Территория расселения сванов — Сванетия — один из самых высокогорных исторических райнов Грузии. Она расположена на южных склонах центральной части Главного Кавказского хребта и по обе стороны Сванетского хребта, в северной части Западной Грузии. Верхняя Сванетия (Земо-Сванети) находится в ущелье реки Ингури (на высоте 1000—2500 метров над уровнем моря), а Нижняя Сванетия (Квемо-Сванети) — в ущелье реки Цхенисцкали (на высоте 600—1500 метров над уровнем моря). На юго-востоке Сванетия граничит с историческими районами Рача и Лечхуми (восток и юго-запад края Рача-Лечхуми и Квемо-Сванети соответственно), на западе — с Абхазией, с юга примыкает Имеретия и часть территории Мегрелии. На севере граница Сванетии проходит по Главному Кавказскому хребту, по ту сторону которого находятся Карачай (Карачаево-Черкесия России) и Балкария (Кабардино-Балкария России).

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

кеме: Все антротипы в одном фото. Догадайтесь какая нация. )))))

Albert: Раз сванская тема, значит, должны быть сваны)))

Almaiz: Это сваны.У меня есть это фото.


Turk: Обратите внимание на взгляды, если даже антротипы похожи на других СК жителей, то взгляд однозначно уже другой, то как стоят и т.д., как иностранцы короче говоря. У российских кавказцев и вообще россиян взгляд другой, по нему часто можно понять.

кеме: Сваны. Тот посередине немного отличается. Череп узкий, а так на мой взгляд - вылитые карачаевцы, все до одного.

Almaiz: огъары учкулан пишет: Almaiz а по поводу деревни "Ель" нет никаких мыслей? Ели("Е"=Есть),есть такая деревня в сванети. Недалеко от этой деревни находится гора и ледник "hилайла"в переводе со сванского - Огненная Гора, так как, говорят, что она притягивает к себе молнии из-за повышенного содержания железа в породе.И по одной версии название деревни берет начало от "лиhлæ:л" - молния на сванском. "hел" на сванском пламя. В грузинском "иели" Рододе́ндрон жёлтый(кустарник). В сванском -"hад", "hадра". Вот это http://ru.wikipedia.org/wiki/Рододендрон_жёлтый Сванети - деревня Иели

Albert: А на мой взгляд, парнишка с узким лицом, который посередине, совсем на нас не похож. Взрослый мужик тоже не очень похож. Очень похожи на карачаевцев тот, что с сигаретой во рту и мальчик, который ему руку на плечо положил.

Ходжа: Almaiz пишет: цитата: В сванском нечего помоему. В грузинском "tави"- голова, "хели" - рука. я у Абаева находил: "tawl.ell tawkel 'щедрый', 'тароватый', 'расположенный к чемулибо'. По Ш е r р е н у: «Междометие поощрения, употребляемое для одобрения при опасностях. Оно составлено, кажется, из араб. JJ-.i3 (tеvеkkэl) 'confidentia, fiducia in Deo aut sorte'>}.  д. m;:ej;:e ;:е paraxaHawkel c;:est;:ej fиld;:er roxs а;:еаааn bajd;:edta «месяц своим обильнощедрым OROM стал давать больше света>} (В е s. Ка ke 27); д. ;:е таа;:е Ьа ;:en а;:ет;:е rawajиnт;:e tawkel, raz;:engard ;:ej «el'o мать расположена, всеrда rОТОБа выбежать наружу>} (там же, 74). " "Сван. tawkel мой информатор перевед на rрузинский как... "ловкий мужчина" Таукел адам-тау гора, кел-имеет ещё значение состояние души. Келюм аман болду-на душе стало плохо, келюнг бламы айтаса? От души говоришь, таукел-кб-тюркское слово! Таукел-широкой души человек! Какие осетины??? Чегет-лес карачаевское! Кстати, читал статью татарскую кажется, тюркизмы в разных языках. Уверен что кала, джан, табакъ тюркские заимствования. Попробую найти эту статью, но она большая, а ссылок я не умею делать. Не обессудьте если не в тему.

кеме: Таукел - решительный еще означает. А так правильно. Таукел , человек большой души, душа- гора.

Albert: Таукел - арабизм. Джан (в значении "душа", а не "бок, сторона") - фарсизм. Къала считается арабизмом, но еще под вопросом, есть основания предполагать тюркское происхождение.

кеме: Albert пишет: А на мой взгляд, парнишка с узким лицом, который посередине, совсем на нас не похож. Взрослый мужик тоже не очень похож. Очень похожи на карачаевцев тот, что с сигаретой во рту и мальчик, который ему руку на плечо положил. С сигаретой точно наш. Взрослый мужик тоже имеет своего двойника в Учкекене , только вот он уже выходец из Дагестана. Узколицый - да , не наш.

Albert: Хозяйке показал эту фотку только что.))) Она сразу "угадала" "карачаевцев" - с сигаретой с зубах и мальчишку в обнимку с ним. Говорит, что может еще маленький ребенок тоже карачаевец. Еще говорит, что и на взрослого мужика чем-то похожих видела, но не так похож, тем не менее. А двое ребятишек - второй (светлый) и третий (узколицый) слева совсем не похожи.

огъары учкулан: Albert таукел арабизм, но как называется когда слово обработано и поменяло семантику. как в случае с таурух, которое восходит к таварих, вроде как.

Albert: семантический сдвиг

Азамат: Со сванами большого сходство не вижу, хотя среди вас присутствует сванская кровь. Но вот, то что вы на абазо-адыго-осетинов похожи это несомненно. Сколько среди карачаевцев родов с адыго-абхазкими корнями,хотя сейчас многие отнекиваются от этого( к моему удивлению)? У нас есть Карачаевы, Кочкаровы, Балкаровы итд. Среди кабардинцев помнят и не отрицают свои корни от карачаевцев(в отличии от вас) или балкарцев, хотя дущой и телом считают себя кабардинцами сегодня, даже на родовые сходы к вам приезжают.

огъары учкулан: Азамат пишет: Среди кабардинцев помнят и не отрицают свои корни от карачаевцев(в отличии от вас) или балкарцев, хотя дущой и телом считают себя кабардинцами сегодня, даже на родовые сходы к вам приезжают. ну конечно))) вне всякого сомнения))) мы же слепые и не видем, как окабардиневшиеся потомки карачаевцев и балкарцев ведут себя))) Азамат пишет: Сколько среди карачаевцев родов с адыго-абхазкими корнями,хотя сейчас многие отнекиваются от этого( к моему удивлению)? ну смотря что считать "корнями"?) относительно не много: т.к. условия жизни в Карачае и Балкарии были более тяжелым, а людям свойственно искать там где по легче, а не наоборот

Albert: Азамат, Сказать по правде, внешне мы с черкесами и абазинами хоть и живем в одной республике и у нас с ними происходят браки, тем не менее, внешне мы совсем не похожи. Я не говорю о промежуточных типах в результате метисации, я говорю о характерных и с той и с другой стороны. И если с кабардинцами и чуть реже черкесами есть еще какое-то сходство за счет карачаево-балкарской примеси, то с адыгейцами (особенно западными) вообще ничего общего у КБ во внешности. А ведь западные адыги наиболее "чистые". А вот со сванами внешне мы очень похожи. Хотя и отличия тоже есть и их не может не быть, т.к. мы - разные народы. Что касается того, что адыги якобы легко признают свое КБ происхождение, а КБ якобы отрицают свое адыгское происхождение, то мне постоянно приходится убеждаться в обратном: почти все адыги, даже те, у которых ближайшие предки - карачаевцы, всячески уклоняются от признания сего факта и пытаются найти своим предкам адыгскую родину)). Ладно, если бы этим ограничивалось, а то ведь они и меня каждый раз пытаются к себе приписать.))))) У нас же, напротив, часто адыгские и абазинские по происхождению фамилии встречаются у людей, чьи предки относились к зависимому сословию, потому они, как раз, всегда любят подчеркивать, что у них предки были... кабардинскими князьями)))) Отсутствие в нас даже минимальной адыгской примеси по мужской линии ныне подтверждается и результатами тестирования Y-хромосомы. У карачаевцев адыгейка Схаляхо, проводившая это исследование, вообще не обнаружила преобладающую у адыгов гаплогруппу G2a3. Она, разумеется, есть, но ее очень мало. Зато у адыгов (особенно, восточных) очень большой процент гаплогруппы R1a1a, маркирующей карачаево-балкарцев, и гаплогруппы G2a1a, маркирующей карачаево-балкарцев, осетин, сванов и грузин. Вот и думай после этого кто на кого повлиял в плане этногенеза.

Азамат: В Кабарде, рода с карачаевскими корнями не отрицают свое происхождение. Многие ездят на родовые сходы к вам в Карачай. У кабардинцев с этим более просто. Фамилия рода говорит о происхождении. Карачаев, Чеченов,Кумыков. Балкаров и еще много родов типа Кочкаров итд. Мне вот интересно узнать, у нас есть рода с чисто тюркскими фамилиями Бештоев, Бешкуров какой перевод они имеют на ваш язык? Перевод слова -БЕШ понятен, в общем это как переводится? Сегодня Кабарда состоит из 30% абазин и примерно15-20% карачаево-балкарцев и других народов кавказа(уже адыгов) . Остальные более-менее адыгские корни. ну конечно))) вне всякого сомнения))) мы же слепые и не видем, как окабардиневшиеся потомки карачаевцев и балкарцев ведут себя))) ???

Albert: Думаю, что с карачаево-балкарскими корнями кабардинцев будет под 20 процентов. А там еще и другие народы. Все же кабардинцы были своеобразным суперэтносом, занимая равнину Предкавказья, потому включали в себя перманентно представителей горных народов. Бештоев - от "Беш тау" (пять гор). У нас есть имя Бештау. Бешкуров - не знаю. Не могу ручаться за кабардинцев, но черкесы всячески пытаются отрицать свои даже очевидные карачаевские корни.

Азамат: У нас же, напротив, часто адыгские и абазинские по происхождению фамилии встречаются у людей, чьи предки относились к зависимому сословию, потому они, как раз, всегда любят подчеркивать, что у них предки были... кабардинскими князьями)))) У нас тоже многие пытаются представить себя потомками князей и уорков. Но мое мнение,что практически все князья и уорки были уничтожены или были вынуждены уехать. Последние князья и уорки погибли на Малке(около Псыхурей) дав последний бой русским. Если кто и остался ,то Калмыков их добил. Единственное остались выселенные в Среднию Азию " кулаки", некоторые из которых вернулись. Те кто сейчас относит себя к княжеским рода, носят их фамилию, это люди ,которые служили у князей. ИМХО

кеме: В конце 60-х в Карачаевске проживала семья Вездени. один из Вездени был военкомом в карачаевске, в военкомате. И тогда шутили что наши Узденовы и Вездени - однофамильцы. Мол те и другие говорили что они произошли от них, каждый перетягивал одеало на себя. Вообще планировалось в период депортации переселить 25 000- 30 000 сванов на освобожденные территории и поселить их на двух районах бывшей КАО. Но под разными предлогами сваны отказывались переезжать. В итоге сванов переехало только около 2 500 человек. Кстати сказать, сваны не оставили ни одной своей могилы в КАО. После смерти Сталина один черкес отправил письмо в Москву, в Верховный совет с просьбой передать часть районов бывшей КАО в ведение ЧАО. Мотивировал тем , что пастьбищ не хватает , план не выполняется и прочее в советско- колхозном духе и переселенцев все равно мало, а земли ЧАО понадобились бы. Надо отдать должное черкесу, патриоту своего народа, выразившему заботу о своем народе. К сожалению фамилия не представляется возможным узнать. Сваны потом уехали. Они не стали возвращаться в Сванетию. Они поселились в Ставропольском крае, в поселке Горнозаводской, где и проживають на сегодняшний день. Они по численности на втором месте после русских в этом поселке.

Albert: Азамат, Да, конечно, к князьям они никакого отношения не имеют. Нашим князьям повезло гораздо больше, чем кабардинским после революции. Тут сыграла свою роль продуманная политика Умара Алиева, который всеми доступными способами пытался "прибеднить" нас, представив чуть ли не кабардинскими холопами, и даже наших князей представлял вассалами кабардинских, чтобы те смогли избежать уничтожения "красными". В общем, политика. В итоге наши князья избежали тотального уничтожения и живут компактно в пос. Мирный возле Кисловодска, а также вразброс в других населенных пунктах КЧР и в Кисловодске. Хотя Крымшамхаловы и Дудовы и нек. другие тоже сильно пострадали от рук "красных".

Albert: Кеме, Зато мы теперь знаем, что Узденовы и Вездени не происходят друг от друга.))

Almaiz: Вот и рачинец.Типичный сван!

Almaiz: http://cave-hostess.livejournal.com/6701.html

Almaiz: Сванские имена быков Аргилæй Арвицæй Бургвæй Берген Босурæй Балду Бардигъв (полосатый бык). Гвритæй Цхарвæй Дж,грагæй Лома Тагъмæй Квамæй (чорный бык). Qума Квæри (бык с белым пятном на лбу). Кварæй (лошадь с белым пятном на лбу). Пусдæй Джорæй Мацхварæй Шхæри (белолицый бык). tахшæй hетлæй Опхæй Лашхæй Качæй ЦIран Джануарæй Къерæй Коджæй QвацIæй Ожанæй НеQчIæй Qвишрæй (серый бык). Усхвæй Парнæй tеtруæй Дошдлæй hоплæй Гишерæй Джихвæй Халда Джегæй Гъвинæй Камбчæй Qерæй ... Имена коров Бондорæй Кабæй Кечер (с неровними рогами). Чъæби (белолицая корова). ЦIадав ...

огъары учкулан: Almaiz а откуда эти имена (названия)? это из книги? у меня есть материал 19 в., про имена сванских быков и коров. Эристов, читал автора? Эти имена не просто так давали? Какой то обычай был?

Atly: огъары учкулан пишет: Коджæй Этот наш.

Almaiz: В предыдущем моем посте - "Кварæй (лошадь с белым пятном на лбу)." "Кварæй бык(не лошад) с белым пятном на лбу. огъары учкулан пишет: а откуда эти имена (названия)? это из книги? у меня есть материал 19 в., про имена сванских быков и коров. Эристов, читал автора? Эти имена не просто так давали? Какой то обычай был? Есть обычай давать эти имени: "Мацхварæй" бык посвящённый богу. На грузинском "Мацховари", на сванском "Мацхвæр" - Спаситель Животворящий(Христос). Пусдæй это бык посвящённый богу "Пусду". Пуксд в сванском всевишный, господин. Дж,грагæй бык посвящённый святому георгию. "Дж,граг" в сванском святой Георги. Оба "Пусд" и "Дж,граг" языческие культы, позже которые претерпели изменения и вошли в христианство. А остальные обычние имена.Есть основs и в конце сванский суффикс "æй" обозначающее свойство. "Квамæй" - "Квæм" по свански - дым. "Качæй" - "Кач" - подъем. "НеQчIæй" -"НеQчI" - бровь "Дошдлæй" - "Дошдул" - луна "Камбчæй" - "Камбеч" - буйвол Atly пишет: Коджæй Этот наш Думаю наш. "Кодж" (дж=j) на сванском - скала.

Almaiz: Хергиани Маргвелани Чхвимиани Гоштелиани Кахиани Джачвлиани Джанхотели Вездени ... По разным преданиям, вот эти сванские фамилии жили на северном склоне Кавказского хребта,на територии карачаево-балкарии. Вот,что касается фамилию Вездени, нет сомнений,что они по происхождению савиары.Их савиарамы называют, и всегда так называли.Теперь, когда появилась возможность исследовать ДНК, уже можем это констатировать.



полная версия страницы