Форум » Народы Мира » Сваны (продолжение) » Ответить

Сваны (продолжение)

Тахир: Сва́ны (груз. სვანები) — народность сванской группы картвельской языковой семьи, часто рассматриваются как субэтническая группа грузинского народа. Самоназвание «shuaner», ед. «mushwan», античные авторы называли сванов мисимианцами. Говорят на сванском языке, входящем в отдельную от грузинского языка северную ветвь картвельской языковой семьи. До 30-х годов XX века выделялись отдельной народностью (перепись 1926 года), но затем последующие переписи не выделяли их отдельно и включали (как и сегодня) в состав грузин. Кроме своего родного языка, все сваны владеют грузинским языком. Сванские фамилии имеют окончание «ани». Сваны проживают в Местийском муниципалитете края Самегрело и Земо-Сванети и Лентехском муниципалитете края Рача-Лечхуми и Квемо-Сванети на северо-западе Грузии, объединяемых в историческую область Сванетия (сван. «Shwan»). Также немногочисленно проживают в Кодорском ущелье Гульрипшского района в Абхазии (т. н. Абхазская Сванетия). Численность по разным оценкам достигает от 62 000 до 80 000 человек. Территория расселения сванов — Сванетия — один из самых высокогорных исторических райнов Грузии. Она расположена на южных склонах центральной части Главного Кавказского хребта и по обе стороны Сванетского хребта, в северной части Западной Грузии. Верхняя Сванетия (Земо-Сванети) находится в ущелье реки Ингури (на высоте 1000—2500 метров над уровнем моря), а Нижняя Сванетия (Квемо-Сванети) — в ущелье реки Цхенисцкали (на высоте 600—1500 метров над уровнем моря). На юго-востоке Сванетия граничит с историческими районами Рача и Лечхуми (восток и юго-запад края Рача-Лечхуми и Квемо-Сванети соответственно), на западе — с Абхазией, с юга примыкает Имеретия и часть территории Мегрелии. На севере граница Сванетии проходит по Главному Кавказскому хребту, по ту сторону которого находятся Карачай (Карачаево-Черкесия России) и Балкария (Кабардино-Балкария России).

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Albert: Да у нас тоже похожий пейзаж в основном. Но овец, всё равно, разводим. А плато на вершинах гор разве нет в Сванетии? Наши обычно летом на высокогорных плато выпасают скот. И, кстати, южный склон Главного хребта не такой уж лесистый. Можно, в принципе, овец разводить.

Albert: Кстати, лес растет активно еще и потому, что нет скотоводства. Замечаю, что в последние годы у нас начал разрастаться лес там, где его отродясь не было. Просто там перестали пасти скот! Причина в этом!

Abrek: "Сваны выращивают ячмень, просо, лук, табак. У них много коз и они разводят кур. Соль они не употребляют и мясо едят только жареным. Зимой они едят ячменный хлеб, который пекут в золе. Летом вместо хлеба лакомятся мусом из проса. Несмотря на тяжелый образ жизни им очень нравятся золотые и серебрянные цепи, мужчины и женщины носят их в большом количестве. В каждом доме или семье только лишь одна общая питьевая чаша, которая чаще всего серебрянная. Их оружие в большем или меньшем объеме украшено этими металлами."


Almaiz: Навериани(сван) - G2a1a DYS 393 DYS 390 DYS 19/394 DYS 391 DYS 385a DYS 385b DYS 439 DYS 389-1 DYS 392 DYS 389-2 14 22 15 10 14 16 10 12 10 28 DYS 458 DYS 437 DYS 448 GATA H4 DYS 456 DYS 438 DYS 635 18 16 21 10 15 10 21 http://www.ysearch.org/search_view.asp?uid=3NT5R&viewuid=3NT5R&p=0

Atei: Тахир пишет: Сва́ны (груз. სვანები) — народность сванской группы картвельской языковой семьи, часто рассматриваются как субэтническая группа грузинского народа. Самоназвание «shuaner» Пришло в голову 2 мысли: 1) Shuaner - Шуана - просто созвучие или нет? 2) Shuan-er, Dug-er, Az-er, опять "наш" Эр всплывает ?

Almaiz: Shwæn - сванети Mushwæn - сван Shwanær - сваны Вот,именно так звучат в сванском. Во множеством числе Shwan-ær, в конце не "Эр" а - "ær" или,"аr".

Abrek: «Южнее Эльбруса, возле вышеуказанных тюркских племен ( карачай-балкарцев) живет древний народ сванов. Часть их свободная и живет без князей, другая принадлежит Татархану/Tatarkhan. Во время пребывания царя в Кутаиси, столице Имеретии, Татархан запросил его помощи против давления со стороны Дадиана из Мингрелии, который отобрал себе часть его владений.» Общая газета Мюнхена, 1841 год. "Оба властительных князя сванов, Татархан/Tatarkhan и Циех/Ziech, при прибытии царя в Кутауиси, приветствовали его как господина (другими словами просили его о подданстве)." Из сообщений профессора Коха.

Abrek:

Albert: Это Татархан и Циох Дадешкелиани! К нашему Татаркъану никакого отношения не имеет Татархан Дадешкелиани! Просто тёзки

Abrek: 😆 Альберт это я понимаю )))) А жителями княжеской сванетии разве не наши были Альберт?

Albert: Abrek пишет: А жителями княжеской сванетии разве не наши были Альберт? В смысле - "наши"? Сваны там жили! Самые натуральные! А мы тут при чем?

Abrek: Какая то часть жителей княжеской Сванетии были переселенцы из уруспиевского общества. И я думаю не малая.

Albert: Да нет, мизер будет

Abrek: Если учитывать, что сообщается о 516 дворах в княжеской Сванении. Мне встречался источник, где автор в сравнении говорил о жителях Кн. Сванетии и Балкарии

Abrek: Если учитывать, что сообщается что всего 516 дворов в княжеской Сванении, то и общее число не значительное. Мне встречался источник, где автор в сравнении говорил о жителях Кн. Сванетии и Балкарии как о родственных народах. Если ты исходишь из того, что просто из Урусбиевых у них была невестка, то мне кажется это ошибочным. Помтмо этого я считаю что и в зебельдинском обществе были Карачаево-балкарцы и так же в немалом кол-ве. Не сотни конечно семей, но все таки. Надо найти где это было....

Albert: Abrek пишет: Мне встречался источник, где автор в сравнении говорил о жителях Кн. Сванетии и Балкарии как о родственных народах. Если ты исходишь из того, что просто из Урусбиевых у них была невестка, то мне кажется это ошибочным. Есть источники, в которых утверждается, что в Мулахо-Мужальском обществе Вольной Сванети тоже много карачаево-балкарцев. Насколько это верно, пока трудно сказать, поскольку сваны протестированы слишком избирательно и небольшим числом. Abrek пишет: Помтмо этого я считаю что и в зебельдинском обществе были Карачаево-балкарцы и так же в немалом кол-ве. Не сотни конечно семей, но все таки. Надо найти где это было.... В Цебельдинском обществе жили тогда не сваны, а абхазы-мусульмане. Да, у них должно немало карачаевцев остаться. Но все цебельдинцы переселились в Турцию.

Almaiz: Что значает формант "ай" в тюркских языках? Где-то читал,что образует звательные формы имен.

Albert: Да, обозначал звательную форму. - Ой, анай-анай! - Ой, балай-балай! (Ой, мамаша! Ой, дитя!) (Из нартского эпоса). Да и сейчас иногда обозначает. Но звательная форма обычно, всё же, обозначается интонационно - ударением на первый слог.

Albert: Да, обозначал звательную форму. - Ой, анай-анай! - Ой, балай-балай! (Ой, мамаша! Ой, дитя!) (Из нартского эпоса). Да и сейчас иногда обозначает. Но звательная форма обычно, всё же, обозначается интонационно - ударением на первый слог.

Myrzalar: Albert пишет: Да, обозначал звательную форму. - Ой, анай-анай! - Ой, балай-балай! (Ой, мамаша! Ой, дитя!) (Из нартского эпоса). Да и сейчас иногда обозначает. Но звательная форма обычно, всё же, обозначается интонационно - ударением на первый слог. Ну незнай у нас так большенвтво родственников зовется. Атай,Инай,Агай,Апай,Кортай ,Кортнай ,Олотай ,Олосай ,Буай Нанай.Катай,

Almaiz: А как в личных именах? Например: Гюнай, Нурай, Гюльчитай, Мамай...

Albert: Ну, допустим, в именах Атай, Апай, Агай явно та же звательая форма. Но в ряде имен "ай" может означать луну (в женских именах). Вообще, "ай" - это луна)

фолькс: Ребята насколько язнаю в КБ языке А-( гортанно взрывной) частица отрицания вкупе с разными окончаниями- ам-ай-ап-и -оп- амма къайтмады-нет! не вернулся- категоричный -ай-ай-ай- къалай къалай этдинъ- нет-нет-нет-как тыэ то так? пристыдительно-вопросительный- или просто -ай-ай-ай - пристыдительная- оп-оп-оп джылама-нет-нет-нет не плпчь-ну допустим упавшему ребёнку- грубо означает НЕ или НЕТ (берёт начало от архаично гортанно взрывного Ы-Ы употребляем до сиих пор) - АМЫР- имя мужское-неспокойный-беспокойный-А =НЕ+МЫР=спокйствие =АМЫР -АММА= прабабушка которой уже нет- (оставлю известную реку в покое чтоб не всполошить вас хотя это на самом деле так у М-Кашгари почему то АЙ -прпущен или есть не помню )

фолькс: Ребята насколько язнаю в КБ языке А-( гортанно взрывной) частица отрицания вкупе с разными окончаниями- ам-ай-ап-и -оп- амма къайтмады-нет! не вернулся- категоричный -ай-ай-ай- къалай къалай этдинъ- нет-нет-нет-как тыэ то так? пристыдительно-вопросительный- или просто -ай-ай-ай - пристыдительная- оп-оп-оп джылама-нет-нет-нет не плпчь-ну допустим упавшему ребёнку- грубо означает НЕ или НЕТ (берёт начало от архаично гортанно взрывного Ы-Ы употребляем до сиих пор) - АМЫР- имя мужское-неспокойный-беспокойный-А =НЕ+МЫР=спокйствие =АМЫР -АММА= прабабушка которой уже нет- (оставлю известную реку в покое чтоб не всполошить вас хотя это на самом деле так у М-Кашгари почему то АЙ -прпущен или есть не помню )

фолькс: Да совсем забыл ОЙ-и- ИЙ-совсем из другой оперы

Almaiz: Спасибо за разъяснение! Формант -"æй"есть в сванском - указывает на свойство: м'шæй - рабочий гwанæй - плаксивый Qизæй - смеющийся ... С формантом -"æй"оформляется и личные имена. Сванские мужские имена: Амролæй Бедиæй Басломæй Габелæй Гвегиæй Каледæй Жоржолæй Чарабæй Чарквлæй ...

фолькс: В конце слова Алмаиз у нас то же самое- только АЙ является сокрашеием от -АЛАЙ =ТАК или АЛЛАЙ= ТАКОЙ (подобие-подобный) на практике употребляется АЙ н-п-р-Чомалай =Чомай имена муж. -и-т-д- употребляем не только с именами и совсем другое дело в начале слова-Амырай по нашему будет беспокойному подобный-

Adam: Almaiz пишет: Формант -"æй"есть в сванском - указывает на свойство: м'шæй - рабочий гwанæй - плаксивый Qизæй - смеющийся "Гондарай" с вашего как-нибкдь объясняется?

Albert: Adam пишет: "Гондарай" с вашего как-нибкдь объясняется? Или Гвандра?

Багъатыр: Adam пишет: "Гондарай" с вашего как-нибкдь объясняется? В "Советской тюркологии" читал, что "гондар" с финоугорского (какой язык не помню)-медведь.



полная версия страницы