Форум » Народы Мира » Сваны (продолжение) » Ответить

Сваны (продолжение)

Тахир: Сва́ны (груз. სვანები) — народность сванской группы картвельской языковой семьи, часто рассматриваются как субэтническая группа грузинского народа. Самоназвание «shuaner», ед. «mushwan», античные авторы называли сванов мисимианцами. Говорят на сванском языке, входящем в отдельную от грузинского языка северную ветвь картвельской языковой семьи. До 30-х годов XX века выделялись отдельной народностью (перепись 1926 года), но затем последующие переписи не выделяли их отдельно и включали (как и сегодня) в состав грузин. Кроме своего родного языка, все сваны владеют грузинским языком. Сванские фамилии имеют окончание «ани». Сваны проживают в Местийском муниципалитете края Самегрело и Земо-Сванети и Лентехском муниципалитете края Рача-Лечхуми и Квемо-Сванети на северо-западе Грузии, объединяемых в историческую область Сванетия (сван. «Shwan»). Также немногочисленно проживают в Кодорском ущелье Гульрипшского района в Абхазии (т. н. Абхазская Сванетия). Численность по разным оценкам достигает от 62 000 до 80 000 человек. Территория расселения сванов — Сванетия — один из самых высокогорных исторических райнов Грузии. Она расположена на южных склонах центральной части Главного Кавказского хребта и по обе стороны Сванетского хребта, в северной части Западной Грузии. Верхняя Сванетия (Земо-Сванети) находится в ущелье реки Ингури (на высоте 1000—2500 метров над уровнем моря), а Нижняя Сванетия (Квемо-Сванети) — в ущелье реки Цхенисцкали (на высоте 600—1500 метров над уровнем моря). На юго-востоке Сванетия граничит с историческими районами Рача и Лечхуми (восток и юго-запад края Рача-Лечхуми и Квемо-Сванети соответственно), на западе — с Абхазией, с юга примыкает Имеретия и часть территории Мегрелии. На севере граница Сванетии проходит по Главному Кавказскому хребту, по ту сторону которого находятся Карачай (Карачаево-Черкесия России) и Балкария (Кабардино-Балкария России).

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All

Albert: Is-tina пишет: У осетин - -"хала-була" т.е. "Все хала-була стало в доме Облонских" У нас немного другое - "хылымылы" означает "неаккуратный", "грязный". А "хала-була" у нас - "къалабалыкъ".

Turk: Albert пишет: къалабалыкъ в турецком тоже, но "толпа, беспорядок, столпотворение", больше используется в значении толпа (она же беспорядочная, хаотичная).

Tsurungal: Сванское варг больше походит на адыгское уорк. С адыгским вообще много параллелей .Об этом писали еще Джанашия , Джавахишвили .некоторые рассматривали сванский язык как смесь протокартвельского с абхазо-адыгейскими диалектами. Это прямая цитата из Джанашия, ес ли не ошибаюсь.


огъары учкулан: Tsurungal пишет: Сванское варг больше походит на адыгское уорк. С адыгским вообще много параллелей .Об этом писали еще Джанашия , Джавахишвили .некоторые рассматривали сванский язык как смесь протокартвельского с абхазо-адыгейскими диалектами. Это прямая цитата из Джанашия, ес ли не ошибаюсь. Клапрот писал что сваны жили на терр. совр. КБР, в селах хуламцев, но сохраняли свою этническую самоидентификацию. Якобы платили подати кабардинским князьям. Уорк (дварянин по кабардинскими) якобы в силу этого стал в языке сванов обозначением "князя" - это точка зрения не мной высказанна, никого не хочу обижать) "В. И. Абаев в своей последней книге пишет: «Северокавказские, в частности осетинские влияния, являются фактом, с которым полностью следует считаться историку сванского языка». В примечании к этому месту он добавляет, что автору в 1944 г. «приходилось отмечать в сванском, рядом с осетинскими, попутно балкарские, кабардинские и другие северокавказские элементы. Так, сванское wärg «князь» неотделимо от кабардинского work «дворянин». 10 Нам кажется, что многие северокавказские элементы могли проникнуть в сванский язык именно в ту пору, когда сами сваны занимали часть территории Северного Кавказа. В этом отношении особенно интересно свидетельство В. И. Абаева о термине wärg. Возникает вопрос: почему кабардинское название «дворянина» на сванской почве выросло до значения «князь». 11 Если допустить, что сваны всегда жили только по южную сторону главного Кавказского хребта, т. е. за пределами [80] досягаемости захватнической политики кабардинских князей, то сванское переосмысление термина work останется непонятным. Если же учесть, что сваны в известный период своей истории были непосредственными соседями кабардинцев и занимали ту часть северокавказских земель, которая долгое время являлась объектом захватнической политики кабардинских князей, то подобное переосмысление оказывается неизбежным. Кабардинские князья считали соседние с ними горские племена своими данниками и, как следствие этого, княжеское сословие этих племен кабардинский адат уравнивал в правах не с кабардинскими князьями, а с кабардинскими первостепенными дворянами. Князья северокавказских сванов, в глазах кабардинца XVII-XVIII вв., были поэтому не князья, а только дворяне. Сохранение сванами кабардинского термина work в значении «князь» является не только еще одним подтверждением пребывания сванов на Северном Кавказе, но, кроме того, позволяет высказать предположение, что сваны на Северном Кавказе оказались в числе данников Кабарды". Л. И. Лавров, Краткие сообщения института этнографии АН СССР, Вып. X. М-Л. АН СССР. 1950

Tsurungal: Almaiz, скажи в Сванети встречаются лечхумские фамилии Лачхепелиани, Лаквехелиани( ლაჭყეპელიანი, ლაკვეხელიანი ) и Мушкудиани. И напиши пожалуйста, что за слова образуют фамилии. В.Учкулан. спасибо за интересную инфу )

Almaiz: В сванети встречается фамилия - Мушкудиани(Мушкидиани), "мушкид"по свански - кузнец. Мушкидиани - Кузнецов. Остальные двое - Лечхумские сваны. Лачкепиани(ЛачIкъепиани). "ЛачIкъепа"(ლაჭყეპა)-село в Лечхуми - водное,балотное место. Лаквехелиани тоже связана с профессиональной деятельностью предка (рукоделие). "Ла"тоже сванский производящий префикс. "ამ სვანურ და რთულფუძიან გვარს, ჩვენი ვარაუდით, ხელობა-საქმიანობასთან მივყავართ. ლაკვა ჯურღმულ ნაგებზე მიგვანიშნებს, მეორე ნაწილი გვარისა კი – ხელზე. ანუ ჯურღმული ნაგების შემქმნელი კი ხელია. გვარი შედგება: 1. ლაკვა; 2. ხელი და სუფიქსი ანი. გვარის ადრინდელი ფორმა ყოფილა ლაკოხელიანი – ლაკაუხელიანი. „კაცია ლაკოხელიანს ჰყავს ძმა გიორგი, იყვნენ ცაგერის ღვთისმშობლის მრევლნი, მოიხსენიებიან 1656 წელს“ „სვანიანი ლაკაუხელიანს ემართა ცაგერის საყდრის ბეგარა, მოიხსენიება მეთექვსმეტე საუკუნეში“. http://tbiliselebi.ge/?rubr_id=16&jurn_id=8

Tsurungal: А правда , что в сванети живут ассимилировавшиеся русские фамилии ? Спасибо за разъяфснения ,Алмаиз.

Almaiz: Нет Tsurungal,я ничего не слышал и не видел такого. Один русский живет в селе Ленджери.Работал он там,женился и остался жить(жена тоже наполовину русская).

Tsurungal: Turk, это фото можешь прокомментировать ? Almaiz я слышал о сванах с русскими фамилиями ( по грузински - гвари мосдевсо амбобен ).Слышал от сванов. Правда,не у вас, а в Лентехском районе. Интересно насчет села Лачхепа у Алавидзе( если это его книга ). такого села в настоящее время нету в Лечхуми( скорее всего, это район какого-то села ) .

Turk: Tsurungal пишет: Turk, это фото можешь прокомментировать ? а откуда это?

Almaiz: Tsurungal пишет: Almaiz я слышал о сванах с русскими фамилиями ( по грузински - гвари мосдевсо амбобен ).Слышал от сванов. Правда,не у вас, а в Лентехском районе. Впервые слышу о подобном. Tsurungal пишет: Интересно насчет села Лачхепа у Алавидзе( если это его книга ). такого села в настоящее время нету в Лечхуми( скорее всего, это район какого-то села ) . Может и так. Tsurungal недавно я выложил материалы -"сванская топонимика в Лечхуми" на форуе.

Tsurungal: Turk догадайся)) твоя историческая родина)) Это голова ( быка к примеру ) или стилизованное чудище, не встречающееся в реальности ?)

Turk: Tsurungal так и подумал, что оттуда, но такого объекта еще не видел)). либо фото в таком ракурсе. я знаю, что в Месхетии не мало встречаются изваяния баранам - где -то у меня есть фото, такие есть в других странах, шлейфом. Есть характерные такие рисунки на камнях. Похоже на "Менгир" на фото, что ты показал, но тут лучше специалист скажет. Кстати там не мало интересного археологического лежит на поверхности даже валяются каменные памятники от самых древних до недавних эпох, но никто не занимается все пропадает, разрушается или просто теряется.

Tsurungal: Да, после Куфтина там никто не копался..Это менгир, точно знаю. Есть еще несколько менгиров кроме этого. А вот это Дагестан

Turk: Tsurungal там хотя бы охраняют, кто там бывал из наших, говорят все валяется на земле, где-то еще в советские годы испортили или "использовали", а как сейчас там дела, бывал там? Каменные бараны и подобные менгиры, есть и в Азербайджане и в Турции, в средней Азии. Найду эти фотки выложу. Интересно, что на флаге рода Атабекова (Джакели) тоже рогатое животное :) джейран, кажется. При этом, что сам герб их очень перекликается с гербом секлеров Венгрии. Кстати ДНК этого рода тоже есть и она далека от остальных кавказских R1b1a2.

огъары учкулан: в статье грузинского ученого Гогитидзе С. отмечено, что в сванском топор "балта". У нас также. Кто у кого заимствовал? В остальных картвельских языках как будет топор?

Albert: балта - тюркское слово

Almaiz: огъары учкулан пишет: в статье грузинского ученого Гогитидзе С. отмечено, что в сванском топор "балта". У нас также. Кто у кого заимствовал? В остальных картвельских языках как будет топор? Нет, огъары учкулан! В сванском топор "када", на верхнебальском диалекте - "ка:да", "а" произносится чуть длиннее.

огъары учкулан: Almaiz пишет: Нет, огъары учкулан! В сванском топор "када", на верхнебальском диалекте - "ка:да", "а" произносится чуть длиннее. я из статьи Гогитидзе привел, не знаю откуда он взял)

Almaiz: огъары учкулан понятно! Некоторые грузинские авторы сами не в курсе о чем пишут, когда дело касается сванов.

Almaiz: Tsurungal пишет: Это голова ( быка к примеру ) или стилизованное чудище, не встречающееся в реальности ?) Культ быка есть у сванов,это главный сванский символ.Сваны - "люди быка".

Almaiz: Сванский R1a - Eurasian E2A, Central&Southwest Asian,Eurasian ,Eurasian acnestry unclastered results*.

Tsurungal: Верхний Учкулан, балта употребляется в грузинских диалектах в значении пряжка Пряжки из Грузии. Также БЕлти употребляется в значении комок глинистой земли.

Tsurungal: Что означает ლეკნარი, подскажи , Алмаиз.

Tsurungal: И еще если можно. Как перевести Шхирол. Я так понимаю - как эшхуд ирол этимология ? И еще очень интересно, чем отличается "ири" от "ирол" . Спасибоо

Эсен: Almaiz Tsurungal Подскажите, зимой по дороге Зугдиди - Местиа можно проехать на легковом автомобиле?

Almaiz: Эсен да можно,вся дорога асфалтированная.Сейчась зима, но техника работает и чистят дороги от снега.

Бийберд: Эсен, в Грузии 2 дороги куда зимой лучше не соваться: 1) перевал в Местию со стороны Лантехи и Цана (не знаю как ущелье называется). Там очень плохие дороги, особенно после Цана. Если хочешь в Местию, то из Тбилиси туда отличная асфальтированная дорога, какой в России не увидишь. Дальше в Ушгули дорога чуть хуже но тоже неплохая, асфальтированная. 2) перевал из Батуми через Внутреннюю Аджарию в Акалцихе. Не очень хорошая дорога. Разбитый асьфальт. А в основном дороги Грузии приятно удивляют.

Albert: Саакашвили - красавчик! Вытащил Грузию из ямы!

Almaiz: Tsurungal пишет: Что означает ლეკნარი, подскажи , Алмаиз. Основа есть "канæ:р, "кана:р - грязный, "Ле" сванский производящии префикс. Лекна:ри, Лекнæ:ри - გასაჭუჭყიანებელი, საჭუჭყიანებელი. Tsurungal пишет: И еще если можно. Как перевести Шхирол. Я так понимаю - как эшхуд ирол этимология ? И еще очень интересно, чем отличается "ири" от "ирол" . Спасибоо 1. Лишхре - разорвать. си шхире - ты разорвешь еjа шхире - он разорвет 2."лишхи" - горит Qор ишхи - горит дом на нижн.бал. ------------ на верх.бал. ири -------------------------- и:ра ------------ будет ирол ------------------------- и:ро:л --------- было бы



полная версия страницы