Форум » Народы Мира » Сваны (продолжение) » Ответить

Сваны (продолжение)

Тахир: Сва́ны (груз. სვანები) — народность сванской группы картвельской языковой семьи, часто рассматриваются как субэтническая группа грузинского народа. Самоназвание «shuaner», ед. «mushwan», античные авторы называли сванов мисимианцами. Говорят на сванском языке, входящем в отдельную от грузинского языка северную ветвь картвельской языковой семьи. До 30-х годов XX века выделялись отдельной народностью (перепись 1926 года), но затем последующие переписи не выделяли их отдельно и включали (как и сегодня) в состав грузин. Кроме своего родного языка, все сваны владеют грузинским языком. Сванские фамилии имеют окончание «ани». Сваны проживают в Местийском муниципалитете края Самегрело и Земо-Сванети и Лентехском муниципалитете края Рача-Лечхуми и Квемо-Сванети на северо-западе Грузии, объединяемых в историческую область Сванетия (сван. «Shwan»). Также немногочисленно проживают в Кодорском ущелье Гульрипшского района в Абхазии (т. н. Абхазская Сванетия). Численность по разным оценкам достигает от 62 000 до 80 000 человек. Территория расселения сванов — Сванетия — один из самых высокогорных исторических райнов Грузии. Она расположена на южных склонах центральной части Главного Кавказского хребта и по обе стороны Сванетского хребта, в северной части Западной Грузии. Верхняя Сванетия (Земо-Сванети) находится в ущелье реки Ингури (на высоте 1000—2500 метров над уровнем моря), а Нижняя Сванетия (Квемо-Сванети) — в ущелье реки Цхенисцкали (на высоте 600—1500 метров над уровнем моря). На юго-востоке Сванетия граничит с историческими районами Рача и Лечхуми (восток и юго-запад края Рача-Лечхуми и Квемо-Сванети соответственно), на западе — с Абхазией, с юга примыкает Имеретия и часть территории Мегрелии. На севере граница Сванетии проходит по Главному Кавказскому хребту, по ту сторону которого находятся Карачай (Карачаево-Черкесия России) и Балкария (Кабардино-Балкария России).

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All

Albert: Tsurungal пишет: Набрел на такой замечательный рассказ) Делюсь с вами, друзья) http://www.risk.ru/users/veronika/16389/ Действительно замечательный рассказ! Несмотря на то, что очарование дикой природы теряется от облагораживания, считаю, что в современном мире без облагораживания нельзя, поскольку не только туристы не поедут. Это, как говорится, полбеды! Беда в том, что уедут все местные жители за достойной, как они считают, жизнью в города. А поскольку сванских городов нет, то сваны как этнос исчезнут. Да и будут они уже не теми сванами, даже если каким-то чудом умудрятся сохранить язык в городах. Кстати, не подскажешь, куда переселились кодорские сваны после изгнания их с родных земель российскими агрессорами?

Almaiz: Часть сванов не покинула Кодорское ущелье в 2008г.А те которые покинули живут в разных уголках Грузии,в основном в Тбилиси,Кутаиси. Часть из них после войны вернулись в ущелье.

Albert: Almaiz пишет: Часть сванов не покинула Кодорское ущелье в 2008г.А те которые покинули живут в разных уголках Грузии,в основном в Тбилиси,Кутаиси. Часть из них после войны вернулись в ущелье. А дают ли им нормально жить российские войска?


Tsurungal: Albert пишет: А дают ли им нормально жить российские войска? Один сван рассказывал, что там вообще не было никакой войны. Пришли войска, объявили об эвакуации . Самые старые отказались уходить. После некоторые вернулись. Также говорил, что россия их не трогала .

Albert: Tsurungal пишет: Один сван рассказывал, что там вообще не было никакой войны. Пришли войска, объявили об эвакуации . Самые старые отказались уходить. После некоторые вернулись. Также говорил, что россия их не трогала . Но теперь они уже Кодор контролируют российские войска с абхазской администрацией...

Almaiz: Albert пишет: А карталинцы с кахетинцами исследовались? Хотя, предполагаю, что карталинцы будут самой смешанной группой. Albert-Я спросил у одного свана,у него есть все грузинские ДНК данные,и по его словам,у восточногрузинских горцев доминирует-J2a1b. А у кахетин будто-R1b.

Albert: Almaiz пишет: Albert-Я спросил у одного свана,у него есть все грузинские ДНК данные,и по его словам,у восточногрузинских горцев доминирует-J2a1b. А у кахетин будто-R1b. Да, я видел данные по хевсурам, пшавам и тушинам. У них доминирует J2. Видимо, они по происхождению близки вайнахам.

Tsurungal: Тоже интересная информация) Из журнала Ираклия. http://mshwan1.livejournal.com/1284.html Albert пишет: Но теперь они уже Кодор контролируют российские войска с абхазской администрацией... разве что только первые. Абхазы, сколько я себя помню, всегда боялись соваться в Кодорское ущелье.и не только абхазы. С другой стороны, в нижнем течении Кодори сваны заняли земли ушедших в Турцию садзов.

Albert: Tsurungal пишет: разве что только первые. Абхазы, сколько я себя помню, всегда боялись соваться в Кодорское ущелье.и не только абхазы. Боялись соваться, пока в 2008 году российские войска не ворвались в Кодорское ущелье и не согнали оттуда сванов...

Almaiz: Саниги,Гениохи и Мисимиани-абхазские племена?

Almaiz: Страбон о племенах восточного Причерноморья: (Не позже 24 г. н.э.) XI, II, 19. "К числу народностей, которые сходятся в Диоскуриаду, принадлежат и соаны, которые превосходят своих соседей могуществом; и быть может, они почти что самые воинственные и сильные из всех. Во всяком случае, они господствуют над всеми народностями вокруг них, занимая вершины Кавказа, возвышающиеся над Диоскуриадой. У них есть царь и совет из 300 человек, как говорят, они могут выставить войско до 250.000 человек. Действительно, вся народная масса представляет боеспособную, хотя и неорганизованную силу. В их стране, как передают, горные потоки приносят золото, и варвары ловят его решетами и косматыми шкурами. Отсюда, говорят, и возник миф о золотом руне. Некоторые называют их также иберийцами - одинаково с западными (т.е. Пиринейская Иберия - сост.) - от золотых росписей, находящихся в обеих странах. Соаны применяют для наконечников стрел яд удивительного действия, который своим запахом приносит мучения даже не раненым отравленными стрелами. Прочие народности, живущие около Кавказа, занимают скудные и незначительные пространства земли." Страбон. География в 17 книгах. Перевод, статья и комментарий Г.А. Стратановского. Под общей редакцией проф. С.Л. Утченко. Редактор перевода проф. О.О.Крюгер. М у гениохов было четыре царя, когда Митридат Эвпатор, во время бегства из отеческой (земли) на Боспор, проходил через их страну» (XI, 2, 13). «Цари» гениохов являлись, вероятно, вождями союзов племен, а «скептухи» — отдельных племен. Таким образом, выясняется, что у гениохов во время бегства Митридата было четыре союза племен. Скорее всего в гениохах мы должны видеть сванские племена, хотя в этом не может быть полной уверенности. Возможно и то, что под данным расплывчатым и грецизированным названием подразумеваются этнически разные племена[2]. И вне отождествления гениохов со сванами, по другим указаниям греко-римских и византийских источников ясно выступает факт широкого распространения сванских племен на территории Северной Колхиды. Сваны в то время жили, несомненно, недалеко от Диоскурии (совр. Сухуми), так как они, по словам Страбона, «господствовали над Диоскурией». Интересно отметить, что по уровню социально-экономического развития сваны в это время также стояли на ступени «военной демократии». Их общественный строй характеризуется всеми присущими ему признаками (вождь, совет племени и т. д.). Недалеко (от Диоскурии. — Г. М.), — говорит Страбон, — (живут) и соаны ( = сваны)... пожалуй, даже первые (из местных народов) по силе и могуществу. По крайней мере, они господствуют над Диоскурией. У них есть царь и совет из трехсот мужей, а войско они набирают, как говорят, даже в двести тысяч, ибо все население отличается воинственностью, (хотя бы и) не (было) в строю» (XI, 2, 19). Как справедливо отмечал акад. С. Н. Джанашиа, нельзя сомневаться в том, что сваны в это время жили в условиях родового строя. Их «царь» — это племенной вождь, а совет — собрание родовых старейшин и т. д. Акад. С. Н. Джанашиа укавывал при этом, что эти сведения о сванах относятся к эпохе не позднее I половины I в. до н. э., но, может быть, они еще древнее на целое столетие или даже полтора столетия[3]. Сообщение Страбона, что у сванов «все население отличается воинственностью» и потому они могут выставить войско в двести тысяч человек, также указывает на господство родового строя, когда нет различия между народом и войском, хотя вполне вероятно, что сообщение Страбона о численности выставляемого сванами войска является сильно преувеличенным. В данном случае под названием «сванов» Страбон, вероятно, описывает один из сванских союзов племен.

Almaiz: САНИГИ Впервые они упоминаются в I в. до н. э. Мемноном, писавшем, что ставленник Митридата VI Евпатора Клеохар бежал из Синопы в 70-х годах I в. до н. э. к «санегам». В непосредственной близости от Себастополиса между апсилами и гениохами Плиний Старший помещает «саников» спустя полвека после Страбона, локализовавшего в этих местах «соанов», окружавших Диоскуриаду. В 137 г. Флавий Арриан отмечал, что «рядом с абасгами – саниги, в земле которых лежит Себастополис». В то время ими правил «царь» Спадаг, утверждённый императором Адрианом. Территория санигов тогда простиралась на северо-запад до р. Ахеунт (совр. Аше, близ Сочи), за которой проживали зилхи (зихи). Если население вокруг Диоскуриады, судя по письменным источникам, не менялось с I–III вв. н. э., то санеги-саники-соаны-саниги Позднее саниги всегда упоминаются как «племя, жившее в соседстве с абасгами», а восточная граница между ними – р. Абаск (скорее всего Хашупсе, а может, Бзыбь). По историку VI в. Прокопию, они уже живут за зихами, т. е. создаётся впечатление, что между ними к этому времени произошёл обмен территориями. Вместе с тем в VI в. была ещё жива память о тех временах, когда саниги занимали более обширную область от Себастополиса до Питиунта. МИСИМИАНЕ Мисимиане появились на арене истории в VI в. в связи с восстанием против византийцев. Если бы они этого не сделали, то мы бы ничего не узнали о них. Мисимиане входили в апсилийский племенной союз. Жили они в предгорной и горной части, занимая территорию между реками Кодор и Ингур. На западе они граничили с апсилами в районе главной крепости Апсилии – Тцибила. На востоке граница с лазами проходила рядом с мисимийской крепостью Бухлоон (совр. Пахулан) у Ингура. Повод и само восстание очень красочно описаны у византийского историка Агафия, который продолжил повествование Прокопия. Миссия Соттериха. В 554 г. в Мисиминию прибыл византийский чиновник Соттерих, который привёз деньги, ежегодно выплачиваемые империей соседним народам (в данном случае аланам) за охрану перевальных путей. После приезда Соттериха мисимианам стало известно, что он собирается передать аланам их крепость Бухлоон, чтобы не возить денег в Аланию, тем самым огибая предгорья Кавказских гор. Не желая допустить этого, мисимиане направили к Соттериху двух наиболее знатных людей – Хаду и Туану, которые потребовали, чтобы он покинул их страну. Возмущённый Соттерих приказал избить послов палками, заявив при этом, что «нельзя позволить подданным колхов (лазам), которые повинуются римлянам, так неистовствовать против римлян». Из этого видно, что тогда существовала система вассалитета. И только так надо понимать подданство мисимиан (и апсилов) лазам. Именно через лазов проводила свою политику Византия в Колхиде, создавая у них иллюзию верховенства. Восстание мисимиан. Такое оскорбление (избиение послов палками), естественно, вызвало негодование мисимиан. В ту же ночь они внезапно напали на лагерь Соттериха, убили его и всех приближённых, т. е. обошлись с ними, как с врагами, а не как с господами или гостями. Они также захватили всё имущество убитых и имперскую казну – около 28800 номисим. После этого мисимиане обратились за незамедлительной помощью к персидскому начальнику Нахогорану. И вскоре 60-тысячная армия персов вторглась в соседнюю с Мисиминией Лазику. Поэтому византийцы не могли сразу же взяться за подавление восстания. Но, когда персы вынуждены были отступить из Лазики, поздней весной 555 г. византийцы направили в Мисиминию 4-тысячный отряд пехоты и конницы. С наступлением лета войско вступило в соседнюю Апсилию. В дальнейшем наступление византийцев было приостановлено из-за появления в Мисиминии больших отрядов персов, в которых было много наёмников из гуннов-савиров. Гениохи Гениохи древними авторами помещались в различных источниках в районах Причерноморья и Закавказья. По ионийским письменным источникам, греческие города-государства (полисы) Диоскуриада и Фасис были основаны именно на земле гениохов. Гениохов следует подра*зумевать и в безымянных племенах, помещённых «отцом истории» Геродотом (V в. до н. э.) между Фасисом и Кавказским хребтом.

Tsurungal: Не про сванов, но всем будет интересно) Может, аланский след) http://www.youtube.com/watch?v=Y-t-jpEj8dA то же самое на майле. http://video.mail.ru/mail/kantariya1990/_myvideo/6.html

Tsurungal: Вопрос к владеющим К-Балк. языком - слово БУУ переводится как нибудь ?

Adam: Tsurungal пишет: Вопрос к владеющим К-Балк. языком - слово БУУ переводится как нибудь ? Буу (buw) - олень.

Adam: Tsurungal пишет: http://mshwan1.livejournal.com/1284.html Полистал этот журнал. Думаю, понятно, что "сванские могильники" и "могильники, построенные сванскими мастерами" - не одно и то же. Из какой книги эти снимки? click here

Almaiz: Великая Кавказская стена http://www.youtube.com/watch?v=0n1_7Ec6Gfs

Tsurungal: Вот и интересно, откуда на сочинском побережье, на исторической территории убыхов общества Уорданэ, топонимы Верхнее и Нижнее Буу.

Tsurungal: Almaiz пишет: Великая Кавказская стена http://www.youtube.com/watch?v=0n1_7Ec6Gfs Из всех фильмов данной серии только этот вызвал чувство уж слишком большой надуманности. имхо, конечно же, если неправ, поправят. С уважением. Шен рогор ггониа Алмаиз ?

Almaiz: Tsurungal конкретулад албат рамис ткма гамичирдеба маграм,фолмсши мокванили историули цкароеби да е ц кавкасиури кедлис фрагментебис сахит арсебули материалури масала албат уинтересо ар унда икос. "надуманностивис" вис раши унда дасчирвебода симертле гитхра вер вхвдеби. Думаю филм как минимум интересно!

Turk: Tsurungal, Almaiz вот тема, где представленна статья про Великую Кавказскую стену, до публикации фильма, не так уж она надуманна, но можете высказить свои взгляды, после прочтения статьи. Великая Кавказская стена

Tsurungal: Спасибо, Turk ) Алмаиз, да, фильм этот далеко не безынтересный и не лишен определенного смысла. Насчет надуманного - никому и незачем, ты прав..Просто показалось , что немного преувеличили) Нашел в сети какой мог рисунок - именно такой орнамент я наблюдал на старинных сванских сундуках . Этот рисунок довольно широко был распространен по всему свету, конкретно тут изображен лабиринт Кольского п-ова.

Tsurungal: Albert пишет: Да и будут они уже не теми сванами, даже если каким-то чудом умудрятся сохранить язык в городах. Язык в горах не теряет своих позиций..Но дело в том. что сванов , живущих в горах все меньше. Молодежь в городах стесняется своего языка.Почти поголовно.Речь идет о детях 10-15 лет, о 20-летних. Могут знать язык, но ни за что не заговорят на нем в обществе. В этом разительное отличие от мегрелов. их языку "грозит" только еще большее процветание))) Думаю, когда то же самое случилось со сванами и двалами, ставших позже осетинами..Сваны,да и грузины в целом на удивление легко ассимилируются. Almaiz пишет: А у кахетин будто-R1b. Думаю, стоит различать кахетин..У кизихцев и живущих близко к ингилойцам одни корни, у горных кахетинцев, живущих смешанно с пшавами, осетинами, кистинами и аварцами - совсем другие. Adam, я видел эту книгу но названия не припомню. Книга издана при СССР, причем очень давно Такого рода строения вроде и у сванов есть.

Adam: Vittorio Sella, Diners at the funeral feast in the village of Mazeri, Caucasus, 1890.

Tsurungal: нашел, смотрите ка ) http://www.flickr.com/photos/36338186@N05/3735807014/in/photostream/

Turk: Tsurungal пишет: Спасибо, Turk ) Алмаиз, да, фильм этот далеко не безынтересный и не лишен определенного смысла. Насчет надуманного - никому и незачем, ты прав..Просто показалось , что немного преувеличили) Нашел в сети какой мог рисунок - именно такой орнамент я наблюдал на старинных сванских сундуках . Этот рисунок довольно широко был распространен по всему свету, конкретно тут изображен лабиринт Кольского п-ова. Не за что :), Все хотел поставить эти символы, помните еще тогда задавал вам вопросы по ним, они расспространнены по всему миру на широкой географии, коррелирует ли это как-нибудь с миграцией людей (ДНК) или еще каким-либо влиянием, или это общечеловечские вехи развития.. не знаю. Важной какой смысл, тот или иной народ в них вкладывает, кстати по словам Свана (Ираклия), этот символ у сван типо оберега, чтобы злой дух или кто-то там, как мне передали, заблудился.. и не вышел из лабиринта. Это уже из темы о Холам-Безенги

Tsurungal: Помню конечно) Лучше поздно чем никогда ( я о себе ), да и не вспомнил как-то про эту фотку, надо поискать бы у себя по папкам еще. не знал, что лабиринты были даже в Аризоне..очень давно, читал отрывок из книги Б.Фелла - Америка до Рождества Христова. Там писали о копто-зунийских параллелях. Племя зуни ,должно быть, вам известно. О тайоной религии хопи, на месте обрядов которых находили схожую с древнеегипетской атрибутику с надписями вроде амонРа. Не думаю, что Фелл спекулянт. он очень тщательно подходит к делу. Так вот, думается, что ранее все было глобальней чем сейчас, вы так не считаете?)) Фотки мумий чачапойяс я выложил именно в этом контексте) Свастика из той же темы..Старинные сундуки , стулья, скамьи как правило украшались ей в сванети, и раче..да и не только там. В Хевсурети и Тушети также она присутствует. Позже, во времена колхозов, ее запретили кажется. Повсеместно по Союзу. В цикле Неизвестный Кавказ есть фильм о мегалитах в Самцхе-Джавахети, практически идентичных нурагам Сардинии. Посмотрите, если не смотрели. Очень интересно , также про символы - выше есть ссылка на фильм из той же серии тайны древних могил, не ютубе и на майле лежит. там все кишит символами. Если посмотрите, напишите пожалуйста. С уважением.

огъары учкулан: "нет селений без эпилептика ("каян -ауру" по сванетски - "каян" значит заяц, "ауру" - болезнь, т.е. заячья болезнь... не почти семьи без душевно-больного или слабоумного - "шайтан-ауру" или "шайтаньян" (от "шайтан" - бес..." (В. Ольдерогге. "Забытые". Очерк вырождения в Княжеской и Вольной Сванетии". СПб. 1897 г. стр. 9)

Tsurungal: Уважаемый Верхний Учкулан..Просто каждый из авторов видел именно то, что было ближе ему..Ведь так.

огъары учкулан: Tsurungal пишет: Уважаемый Верхний Учкулан..Просто каждый из авторов видел именно то, что было ближе ему..Ведь так. да я собственно ничего не говорю о адекватности выводов автора. По моему, мягко говоря, они немного преукрашены: мне интересует просто наименование этих болезней, они тюркские. Очевидно, из КБ. Вместе с тем это довольно странно. Т.к., указанные болезни спутники человечество с древности и наверно у народов были свои для них наименования. Если оно было вытеснено Кб терминами, то явно не в характерно для заимствований области. А может просто сваны с автором говорили на карачаевском, т.к. переводчика для тюрского языка найти изначально было легче чем для сванского



полная версия страницы