Форум » Народы Мира » Сваны » Ответить

Сваны

Тахир: Сва́ны (груз. სვანები) — народность сванской группы картвельской языковой семьи, часто рассматриваются как субэтническая группа грузинского народа. Самоназвание «lushnu», ед. «mushwan», античные авторы называли сванов мисимианцами. Говорят на сванском языке, входящем в отдельную от грузинского языка северную ветвь картвельской языковой семьи. До 30-х годов XX века выделялись отдельной народностью (перепись 1926 года), но затем последующие переписи не выделяли их отдельно и включали (как и сегодня) в состав грузин. Кроме своего родного языка, все сваны владеют грузинским языком. Сванские фамилии имеют окончание «ани». Сваны проживают в Местийском муниципалитете края Самегрело и Земо-Сванети и Лентехском муниципалитете края Рача-Лечхуми и Квемо-Сванети на северо-западе Грузии, объединяемых в историческую область Сванетия (сван. «Shwan»). Также немногочисленно проживают в Кодорском ущелье Гульрипшского района в Абхазии (т. н. Абхазская Сванетия). Численность по разным оценкам достигает от 62 000 до 80 000 человек. Территория расселения сванов — Сванетия — один из самых высокогорных исторических райнов Грузии. Она расположена на южных склонах центральной части Главного Кавказского хребта и по обе стороны Сванетского хребта, в северной части Западной Грузии. Верхняя Сванетия (Земо-Сванети) находится в ущелье реки Ингури (на высоте 1000—2500 метров над уровнем моря), а Нижняя Сванетия (Квемо-Сванети) — в ущелье реки Цхенисцкали (на высоте 600—1500 метров над уровнем моря). На юго-востоке Сванетия граничит с историческими районами Рача и Лечхуми (восток и юго-запад края Рача-Лечхуми и Квемо-Сванети соответственно), на западе — с Абхазией, с юга примыкает Имеретия и часть территории Мегрелии. На севере граница Сванетии проходит по Главному Кавказскому хребту, по ту сторону которого находятся Карачай (Карачаево-Черкесия России) и Балкария (Кабардино-Балкария России).

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All

Turk: Эсен пишет: Это без балкарских Узденовых - потомков Хаджибия как ты мог забыть Almaiz короче говоря атаулов ровно 12 :).

Эсен: Turk пишет: как ты мог забыть Almaiz короче говоря атаулов ровно 12 :). Я тут же вспомнил, когда твой ник увидел онлайн )))

Эсен: Близкородственные патронимии селились, как правило, рядом, составляя часть тукумного (родового) квартала - тийре. Так, например, фамилия Узденовых проживала в Хурзуке в двух местах: близкородственные атаулы - Хырхалары, Сыгынчылары, Къаратайлары составляли "Тюб Ёзденлары" (Нижние Узденовы), атаулы Хапарлары, Газахлары, Сабазлары, Хуртталары входили в "Баш Ёзденлары" (Верхние Узденовы). В Къарт-Джурте были расселены отдельными кварталами атаулы Узденовых - Бекирлары (Джезаякълары), Гасылары, Алиюкълары, Гулакълары. Лавров Л.И. Карачаевцы. 1978


Тахир: Эсен пишет: Это без балкарских Узденовых - потомков Хаджибия Хаджбийлары, они в основном живут в Быллыме, являются выходцами с Къарачая, так что их можете 12-ым атаулом считать. А ещё есть с В. Баксана Узденовы, которые сами по себе, они с Хаджбийлары и другими карачаевскими Узденовыми не считают друг друга родственными.

Turk: Эсен пишет: Я тут же вспомнил, когда твой ник увидел онлайн ))) Тахир пишет: Хаджбийлары, они в основном живут в Быллыме, являются выходцами с Къарачая, так что их можете 12-ым атаулом считать. А ещё есть с В. Баксана Узденовы, которые сами по себе, они с Хаджбийлары и другими карачаевскими Узденовыми не считают друг друга родственными. У нас родственики и в Былыме и в Верхнем Баксане всегда были, все Узденовы Хаджибий атаул, я несколько раз спросил, в поколении родителей и старше, там жили в основном с одного рода, но тогда жили в Кёнделене Узденовы, они были сами по себе - не родственники. Но изначально поселились Верхнем Баксане, также как и Ахматовы, а потом переселились в Былым, там несколько раз были сильные сели 2 раз точно после возвращения из депортации, и снесло дома из наше рода и других, в Былым возможно тогда начали пересялться частью, а частью остались в В. Баксане. Но и там и там всегда жили родственики. Ну и потом в Тырныаузе жило много. Сейчас не знаю, может в последние года переселялись уже туда сюда, в те года не Хаджибиевских Узденовых в Баксанском ущелье спросил не слышали, может если было, то мало однофамильцев, я несколько родственников поспрашивал. В Нальчике тоже встречал Узденовых, которые не относятся к нам. Интересно, а тех Узденовых, что ты встречал в Баксанском ущелье не Хаджибиевых, к каким атаула или откуда себя выводят?

Almaiz: Эсен пишет: Almaiz, я слышал, что Везден – довольно распространенное мужское имя не только у сванов, но и у мегрелов. Это правда? Какое село считается родовым у Вездени? Да,так Wезден (на сванском фамилия звучит так-Wезден) мужское имя в сванети и от сванов заимствовали мегрели. В верхней Сванети есть крупная община-Бечо (сван.Бечwи) насчитывающая 11 сел (Мазери, Твебиши, Багвданари, Чохулди, Наштколи, Ушхванари, Чхиданари, Эбуди, Ланхври, Доласвипи, Доли). Мазери родовое село фамилии-Wездени,находится на границе сванети и балкарии. Кроме Вездени ест фамилия-Везденидзе,в Кодорском ущелье жили они. Они Вездени,которие переселилиь в Кодори (всего одна семья)в середине XX века,и там добавили фамилию окончание-дзе. Эсен пишет: Это можно перевести на русский? Не переводится,обычное мужское имя. Одно могу сказать-Чипкъwан ,в конце имени стоит wан,характерен для сванского языка.

Тахир: Turk пишет: У нас родственики и в Былыме и в Верхнем Баксане всегда были, все Узденовы Хаджибий атаул, я несколько раз спросил, в поколении родителей и старше, там жили в основном с одного рода, но тогда жили в Кёнделене Узденовы, они были сами по себе - не родственники. Но изначально поселились Верхнем Баксане, также как и Ахматовы, а потом переселились в Былым, там несколько раз были сильные сели 2 раз точно после возвращения из депортации, и снесло дома из наше рода и других, в Былым возможно тогда начали пересялться частью, а частью остались в В. Баксане. Но и там и там всегда жили родственики. Ну и потом в Тырныаузе жило много. Сейчас не знаю, может в последние года переселялись уже туда сюда, в те года не Хаджибиевских Узденовых в Баксанском ущелье спросил не слышали, может если было, то мало однофамильцев, я несколько родственников поспрашивал. В Нальчике тоже встречал Узденовых, которые не относятся к нам. Интересно, а тех Узденовых, что ты встречал в Баксанском ущелье не Хаджибиевых, к каким атаула или откуда себя выводят? Ты лучше, конечно, осведомлён, но некоторые Хаджбийлары сами говорят, что некоторые из верхне-баксанких не из ихних. И некоторые их верхне-баксанских говорят, что они не из Хаджбийлары, может они со сванскими Вездени родственники. Если сванские Вездени с Местийского района, который соседствует с Приэльбрусьем, то скорее всего так и есть. У меня на работе есть один их верхне-баксанких, у него спрошу про этот момент.

Turk: Almaiz пишет: Мазери родовое село фамилии-Wездени,находится на границе сванети и балкарии. Все указывает на то, что Вездени и Узденовы, как бы должны быть родственны, родовое село на границе даже. Тахир пишет: может они со сванскими Вездени родственники. Если сванские Вездени с Местийского района, который соседствует с Приэльбрусьем, то скорее всего так и есть. Интересная версия. Может быть в будущем иншаАллах, появится возможность протестировать кого-нибудь и Баксанских Узденовых. Тахир пишет: Ты лучше, конечно, осведомлён, но некоторые Хаджбийлары сами говорят, что некоторые из верхне-баксанких не из ихних. Мы же давно там не живем, есть и те кто взял Узденовы фамилию после революции или есть и те кто отдельные Узденовы. Может быть просто про них не знали мои. Тахир пишет: У меня на работе есть один их верхне-баксанких, у него спрошу про этот момент. Да было бы очень интересно кстати. И может ему расскажешь про генетику , вдруг захочет тоже

Albert: Тахир пишет: И некоторые их верхне-баксанских говорят, что они не из Хаджбийлары, может они со сванскими Вездени родственники. Если сванские Вездени с Местийского района, который соседствует с Приэльбрусьем, то скорее всего так и есть. Честно говоря, скорее верхне-баксанские Ёзденлери являются просто другой "партией" из Карачая, а не из Сванети, ведь в Карачае это самая многочисленная фамилия. Время от времени разные карачаевские рода попадали в балкарские ущелья, особенно, в Баксанское, как, собственно, и наоборот...

Albert: Almaiz, среди карачаевцев есть очень малочисленный род Алмаисовых. Интересно, наверное, они могут иметь к вам отношение...

Эсен: Almaiz спасибо! Кстати, как будет спасибо на сванском?

Albert: Almaiz, такой вопрос к тебе (ничего, что на ты?): У нас есть род Эбзеевых (Эбзелери). Буквально "эбзе" по-нашему означает "сван", а потому они считаются у нас сванского происхождения. Но их предка звали Сау-Аслан. Мы предполагаем, что "Сау" здесь может быть этноним "савьяр" (балкарец, карачаевец, осетин), а Аслан - это тюркское распространенное у нас имя, означающее "лев". Второе слово, в общем, ясно и так. Скажи, пожалуйста, может сван иметь имя Сау-Аслан? А если не может, то может ли оно означать буквально "балкарец Аслан"?

Almaiz: Эсен пишет: спасибо! Кстати, как будет спасибо на сванском? не за что! На сванском спасибо будет-ивасу хäри--да живи вечно,постоянно(пожелание).

Almaiz: Albert пишет: Almaiz, среди карачаевцев есть очень малочисленный род Алмаисовых. Интересно, наверное, они могут иметь к вам отношение... Интересно,не знал. Алмаиз мужское имя в сванети. Albert пишет: Almaiz, такой вопрос к тебе (ничего, что на ты?): Почему-то полагаю что,сваны,карачаевцы и балкарцы всегда так обращались друг к другу. Albert пишет: У нас есть род Эбзеевых (Эбзелери). Буквально "эбзе" по-нашему означает "сван", а потому они считаются у нас сванского происхождения. Но их предка звали Сау-Аслан. Мы предполагаем, что "Сау" здесь может быть этноним "савьяр" (балкарец, карачаевец, осетин), а Аслан - это тюркское распространенное у нас имя, означающее "лев". Второе слово, в общем, ясно и так. Скажи, пожалуйста, может сван иметь имя Сау-Аслан? А если не может, то может ли оно означать буквально "балкарец Аслан"? Насчёт "эбзе", Эбзеев тоже наслышан. У нас в сванети есть такие мужские имена: Саwо, Саwа, Саwастан.Мего прадеда звали Саwастан.

Albert: Almaiz пишет: У нас в сванети есть такие мужские имена: Саwо, Саwа, Саwастан.Мего прадеда звали Саwастан. А означают ли эти имена, вернее, компонент "сау" в этих именах, что-либо?

Almaiz: Также,сванское мужское имя-Саулух.

Almaiz: Albert пишет: А означают ли эти имена, вернее, компонент "сау" в этих именах, что-либо? Нет,думаю нет.Просто мужсие имена. Может,соответствует библейское имя Саул?

Albert: Almaiz пишет: Также,сванское мужское имя-Саулух. Саулух - это от кабардинского Шолох, которое в свою очередь из осетинского Саулух. Несмотря на явную фонетическую схожесть, наше слово Саулукъ ("здоровье") никакого отношения к этим именам не имеет. Простое совпадение. Almaiz пишет: Нет,думаю нет.Просто мужсие имена. Может,соответствует библейское имя Саул? А к "савьярам" не имеет отношения?

огъары учкулан: Albert пишет: У нас есть род Эбзеевых (Эбзелери). Буквально "эбзе" по-нашему означает "сван", а потому они считаются у нас сванского происхождения. Но их предка звали Сау-Аслан. Мы предполагаем, что "Сау" здесь может быть этноним "савьяр" (балкарец, карачаевец, осетин), а Аслан - это тюркское распространенное у нас имя, означающее "лев". Второе слово, в общем, ясно и так. Скажи, пожалуйста, может сван иметь имя Сау-Аслан? А если не может, то может ли оно означать буквально "балкарец Аслан"? Так у Петрусевича, они же кызылбеки и "эбзе" их назвали, из-за того что они скрывались в Сванетии. Калмыковы, ведь тоже вовсе не из Калмыкии))

Albert: огъары учкулан пишет: Так у Петрусевича, они же кызылбеки и "эбзе" их назвали, из-за того что они скрывались в Сванетии. Калмыковы, ведь тоже вовсе не из Калмыкии)) В отношении Эбзеевых я никогда не встречал случаев отнесения их к кызылбекам. Всегда их выводили только из Сванетии. Что касается Калмыковых, то это ну совсем недавно отделившиеся от абазин. Калмыковых у нас лишь несколько семей и считают они себя абазинами.

огъары учкулан: Albert пишет: В отношении Эбзеевых я никогда не встречал случаев отнесения их к кызылбекам. Всегда их выводили только из Сванетии. Что касается Калмыковых, то это ну совсем недавно отделившиеся от абазин. Калмыковых у нас лишь несколько семей и считают они себя абазинами. так у Петрусевича. В данном случае наличие такой фамилии могло быть причиной "смены" происхождения. так Калмыковы все все таки кем считают?)) я не понял))

огъары учкулан: Albert пишет: Что касается Калмыковых, то это ну совсем недавно отделившиеся от абазин. Калмыковых у нас лишь несколько семей и считают они себя абазинами. пробил)) В Учкекене живут карачаевцы, Калмыковы))

Almaiz: Albert пишет: Саулух - это от кабардинского Шолох, которое в свою очередь из осетинского Саулух. Может быть, так и есть.Albert пишет: А к "савьярам" не имеет отношения? Albert-может имеет отношения,конкретно ничего не могу сказать.

огъары учкулан: Almaiz а тебе лично доводилось слышать какие либо легенды о происхождении Дадешкилиани?

Almaiz: http://svaneti.ru/forum/16-189-1 Фамилия встречается в исторических документах в различных формах: Дадешqелиани, Дадишкелиани, Дадишгелиани, Дадичqелиани, Дадишqелапхе. Одну могу сказать: На сванском Дада-Бабушка. В сванети есть довольно распространенное мужское имя-Дадäш.

огъары учкулан: Almaiz так получилось, что часто в своих изысканиях сталкивался с этой фамилией. заинтересовало то что себя Дадешкилиани называли выходяцами из Кумыкии (шире, иногда Дагестана), свергнувшими в 16 в. (около) местных князей Рычкуани. Но, в народе их считали (по одному из моих источников) выходцами из Рачи (тамошней аристократии). Интересно выяснить природу этих разночтений.

Almaiz: Последний независимый князь Сванетии, Константин Дадешqелиани. Владетельному князю Константину Дадешqелиани наместник Кавказа кн. А.И. Барятинский приказал оставить Сванетию. После того, как он отказался сделать это, его вызвали в Кутаиси,где генерал-губернатор кн. А.И. Гагарин повторил распоряжение, сделав это в грубой и оскорбительной форме. «Оскорбленный Дадешqелиани пришел в исступление» и несколькими ударами кинжала убил Гагарина и двух присутствовавших чиновников:Ильина и Ардишвили,пытавшихся защитить своего начальника,ранил телохранителя губернатора. Сам К.М. Дадешqелиани за этот поступок был арестован,отдан под военный суд, по приговору которого вскоре был расстрелян. http://irakly.org/forum/topic-t1750.html?style=1#p170265

Almaiz: Герб князей Дадешqелиани

огъары учкулан: продолжая тему. нельзя не заметить что легенда о свержении Дадешкилиани, предположительно из Кумыкии, рода Рычкуани и свержение позднейшими Баразбиевыми и Келеметовыми рода Рачикауовых (при это с помощью рук шамхальских солдат) весьма похожа. На уа схожесть фамилий свергнутых родов, очевидна. Рычкуани, Рачикауовы, имеют какой либо переод со сванетского?

Is-tina: Все у вас интересно. Но вот, Альберт, про Саулух. Ты пишешь, что осетинское. А от него балк Шолох Балкарское не знаю, но осетинское мне как-то неее. Ну, не слышится. (есть Шавлох). Вообще, все больше убеждаюсь, языки непереводимы. А тронул меня князь , от Алмаиза. Сколько времени утекло. а сердце сжалось, читая.



полная версия страницы