Форум » Народы Мира » Сваны » Ответить

Сваны

Тахир: Сва́ны (груз. სვანები) — народность сванской группы картвельской языковой семьи, часто рассматриваются как субэтническая группа грузинского народа. Самоназвание «lushnu», ед. «mushwan», античные авторы называли сванов мисимианцами. Говорят на сванском языке, входящем в отдельную от грузинского языка северную ветвь картвельской языковой семьи. До 30-х годов XX века выделялись отдельной народностью (перепись 1926 года), но затем последующие переписи не выделяли их отдельно и включали (как и сегодня) в состав грузин. Кроме своего родного языка, все сваны владеют грузинским языком. Сванские фамилии имеют окончание «ани». Сваны проживают в Местийском муниципалитете края Самегрело и Земо-Сванети и Лентехском муниципалитете края Рача-Лечхуми и Квемо-Сванети на северо-западе Грузии, объединяемых в историческую область Сванетия (сван. «Shwan»). Также немногочисленно проживают в Кодорском ущелье Гульрипшского района в Абхазии (т. н. Абхазская Сванетия). Численность по разным оценкам достигает от 62 000 до 80 000 человек. Территория расселения сванов — Сванетия — один из самых высокогорных исторических райнов Грузии. Она расположена на южных склонах центральной части Главного Кавказского хребта и по обе стороны Сванетского хребта, в северной части Западной Грузии. Верхняя Сванетия (Земо-Сванети) находится в ущелье реки Ингури (на высоте 1000—2500 метров над уровнем моря), а Нижняя Сванетия (Квемо-Сванети) — в ущелье реки Цхенисцкали (на высоте 600—1500 метров над уровнем моря). На юго-востоке Сванетия граничит с историческими районами Рача и Лечхуми (восток и юго-запад края Рача-Лечхуми и Квемо-Сванети соответственно), на западе — с Абхазией, с юга примыкает Имеретия и часть территории Мегрелии. На севере граница Сванетии проходит по Главному Кавказскому хребту, по ту сторону которого находятся Карачай (Карачаево-Черкесия России) и Балкария (Кабардино-Балкария России).

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All

Almaiz: огъары учкулан-спасибо! У нас в библиотеках тоже будут.Постараюсь узнать!

Almaiz: http://www.myvideo.ge/?CI=1&ci_c=video&ci_m=embed&id=u0Sr5lWXD_Q

Almaiz: Turk пишет: Не совсем ясно, то есть изначально Вездени пришли в Сванети и поселились в с. Таврал, что на границе с Карачаем и Баксанским ущельем или считаются коренной сванской фамилией? Точно не могу сказать,когда и от куда иначально Вездены пришли,но оба села: tavräl и Мазер где жили и живут Вездены,находятся в севарной части сванетии,радом с карачаево-балкарией. В сванети,однозначного мнения по поводу происхождения фамилии Вездени — нет.Есть вопросы!... Turk пишет: И что значит название с. Таврал? Может просто совпадение,но на сванском täwир-слепой, täwрäл- слепые. Turk пишет: Как известно карачаево-балкарцев называют Сав, но звук не В, а типо W - это так или нет? Да,мы карачаево-балкарцев называли так: Сäw-Карачаево-балкария, м,сäw-карачаево-балкарец(ед.ч). сäwиäр,сäwäр-(мн.ч). Мы и сегодня так называем балкарцев. Да,так!-Сваны букву В пройзносят как-W. Turk пишет: а как в древности обозначали Тотем волка у сван и вообще есть ли Вольчий символ или знак? Волк, как один из наиболее почитаемых тотемов был распространен по всей Грузии. Мамбер – божество, повелитель волков, которому поклонялись в Западной Грузии.


Almaiz: http://svaneti.ru/_fr/1/0540894.pdf

Almaiz: Turk пишет: Для остальных участников будет интересно увидеть, что Сван опубликовал на родстве дерево по сванским R1a, они близки с карачаевскими R1a. Turk-Шервашидзе-R1a1a близко с карачаевскими R1a ? http://www.familytreedna.com/public/georgia/default.aspx?section=yresults

Turk: Almaiz Да они на одной ветке находятся, Шервашидзе и Боташев. Almaiz пишет: http://svaneti.ru/_fr/1/0540894.pdf Тотем волка как выглядил или был какой-либо знак? В сети видел работу по Картвело-тюркским параллелям и культе волка, написал ее какой-то грузинский профессор из Батуми, но увы содержание ее не знаю. Проф. Чаганава 1) О некоторых картвело-тюркских параллелях культа волка. Материалы Международной научной конференции «Археология, Этнография и Фольклористика Кавказа» Издательский дом Эпоха, Махачкала, 2007, с. 356-357. 2) Культ волка параллели с индо-европейской, турецкой и грузинской цивилизации: Юго-западу от фольклора, XII, University Press, Тбилиси, 2007, с. 103-127, резюме. Русский и английский языки.

Albert: Almaiz пишет: Turk-Шервашидзе-R1a1a близко с карачаевскими R1a ? http://www.familytreedna.com/public/georgia/default.aspx?section=yresults Я переадресую этот вопрос в другую тему.

Almaiz: Turk пишет: Да они на одной ветке находятся, Шервашидзе и Боташев. Интересно! Было бы интересно днк-Шаврешиани.По преданию,это одна фамилия.

Turk: Almaiz пишет: Шаврешиани какие предания у этого рода по поводу их происхождения? :) п.с. может быть в Грузинском проекте они тоже есть, просто насколько известно, до выхода научной статьи многие гаплотипы скрыты. Так что остается ждать :)

Almaiz: Turk пишет: какие предания у этого рода по поводу их происхождения? :) У меня есть газетная статья где сам сван Шервашидзе расказывает о родстве этих фамилиий. Шервашидзе известная княжеская фамилия! Есть несколько версий происхождения этой фамилии: http://www.rulex.ru/01250041.htm http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B0%D1%87%D0%B1%D0%B0

Almaiz: Расказывает,будто пришедшие из абхазии.

Albert: Turk пишет: Almaiz Да они на одной ветке находятся, Шервашидзе и Боташев. Я не заметил, что ты уже ответил. Извини!

Albert: Almaiz пишет: Интересно! Было бы интересно днк-Шаврешиани.По преданию,это одна фамилия. Шервашидзе-Чачба - княжеский род Абхазии, если я не ошибаюсь. Не удивлюсь, если этот род окажется из Алании.

Turk: Albert да ниче)) точнее меня всеровно скажет Эсен, Хан или Умар. Я не намного лучше тебя в ДНК расчетах, никак руки не доходят разобраться

Almaiz: Сванетия(shwän).

Almaiz:

Almaiz: Сванская башня Первое,на что обращаешь внимание,попав в Сванети,-это ее необычные строения.Бесконечные войны придали своеобразный внешний облик стране.Самый отличительный признак Сванетии-ее боевые башни.Их отвесные стены сложены из камней никому теперь не известным способом.Предполагают,что вокруг возводящейся башни строили деревянные леса, по ним прокладывали по спирали такой же деревянный настил и по нему завозили на быках камни. Исторически возникновение башен объясняет факт защиты от неприятеля и природной стихии. Поэтому возле каждого дома строилась такая башня, которая служила семьям убежищем в случае войны. Другая функция сванских башен–оповестительная. Их использовали в качестве сторожевых постов. При приближении опасности, на главной башне зажигали огонь.Как только это пламя замечали на соседней башне, на ней также зажигалось пламя. Этот процесс повторялся на остальных постах и, за несколько минут всё ущелье было готово к военным действиям.Если разжечь огонь было невозможно (дождь, снег, туман), то сигнал тревоги подавали выстрелами из ружей. Основная часть жилого дома свана–башня.Она представляет собой стоящее отдельно четырехстороннее (5х5-6х6м) квадратное,высокое сооружение.Башня – многогранная каменная вышка,высотой 20-25 метров,реже до-30 метров.В каждой башне четыре или пять этажей,реже встречаются шестиэтажные.Стены башен ровные и строго вертикальны – это сванская специфика.Камни бывают весьма крупные.Материалом для сооружения башен служил собранный у реки булыжник и глыбы длиной 1,5—2 метров.Камни укладывались на известковом растворе, так что кладка получалась очень прочной.Кверху размер камней уменьшался.Стены нижних этажей более толстые а в верхней части-70-80 сантиметров.Наружные стены штукатурились каким-то неизвестным теперь способом так прочно,что штукатурка держится на стенах до сих пор. С этажа на этаж поднимались по лестнице-бревну.Люк не приходится над люком, во избежание сквозного падения.С последнего этажа можно было подняться на верхнюю площадку, к бойницам.Площадка перекрывалась двускатной крышей. Верхняя часть башни, или ее «коронка», имеет несколько выступающих над стеной бойниц.Бойницы сванских башен устраивались таким образом,что прикрывали осажденных от стрел и от пуль.Существенное своеобразие коронки сванских башен состоит в наличии непрерывных арочных машикулей, охватывающих бойницы по сторонам коронки.В каждом этаже имеются также узкие окна-бойницы, они расположены, как правило, с той стороны, где приходится вход в башню.На верхнем этаже часто встречаются замурованные в камень пола кувшины или сосуды для воды.Говорят, каждая башня имела еще и свой тайник, куда прятались семейные ценности.

Almaiz: ЖИЛАЯ БАШНЯ -"QOR" Внешне горные селения напоминали средневековые крепости; некоторые из них действительно имели оборонительные стены и над большинством из них возвышались боевые башни. Усадьбы здесь представляли собой сложный комплекс жилых и хозяйственных помещений, собранных под одной крышей, но расположенных на разных этажах.Так,в сванской усадьбе в нижнем этаже находилось главное помещение -"мæчwiiб", в центральной части которого вокруг очага зимой размещалась семья, а вдоль стен в стойлах и загонах,отделенных от центральной части деревянной перегородкой с прорезанными в ней окнами,содержался скот. Мачуб делился на мужскую и женскую половины: в первой стояло деревянное резное кресло старшего мужчины и резная скамья со спинкой - его кровать,находились инвентарь для мужской работы и оружие, во второй - ткацкий станок, пряжа,кувшины для воды, обыденная утварь и т.п. Во втором этаже, расположенном над мачубом,хранилось сено и другие корма для скота, находились амбары и кладовые, летом здесь спали и члены семьи.К дому была пристроена высокая оборонительная башня.... Этот довольно сложно устроенный дом прежде всего каменный:строился с таким расчетом, чтобы его невозможно было поджечь.Состоит он из трех этажей и башни.Стены дома и башни украшены снаружи рогами туров, их было на стенах великое множество.Пропали рога сравнительно недавно:в Грузии вошли в моду турьи рога, их стали выделывать в большом количестве для вина.И рогов на стенах сванских домов не стало. Зато остались турьи кости. Их никогда не выбрасывали, а складывали в башне.Убить тура из лука и даже из кремневого ружья дело нелегкое, поэтому кости тура —свидетельство ловкости и охотничьего искусства хозяина дома и его предков. Сванский дом изнутри. Средний этаж-"мäчwииб"-служил зимним помещением.Большая комната, скорее даже зал с одной узкой бойницей вместо окна.Тонкий луч света и в самый солнечный день не освещает помещения, тут всегда полумрак.Вдоль трех стен отгорожены помещения для скота. Смотрятся они как театральные ложи, из которых выглядывают не меломаны, а рогатые морды коров и быков. Каждая такая ложа обрамлена закругленным сверху окном с деревянной резьбой. Амбразуры эти соединены сплошной деревянной и тоже резной стеной. Бывает у этих лож и бельэтаж. Верхние амбразуры поменьше, и из них выглядывают овечьи морды. Вдоль четвертой стены идет такая же резная перегородка, там помещены шкафы с полками для посуды и продуктов. Посередине зала горит костер. Никаких печей у сванов не было. Просто очаг, и над ним повешена во избежание пожара большая каменная, обычно из шифера, плита.Бревна,поддерживающие эту плиту, по концам украшены деревянной скульптурой в виде воловьих голов, реже лошадиных или турьих. Дым от огня выходит через окно-щель в верхнее голов, реже лошадиных или турьих. Дым от огня выходит через окно-щель в верхнее шиферная плита, поменьше. На ней пекли лепешки. Зимой сваны жили в нижнем этаже в мäчwииб, где находился также скот, летом - в верхнем этаже дарбаз-"дарбäз). Скот в мачубе размещали следующим образом. В первом этаже вдоль одной из продольных стен устраивали трёхэтажные деревянные стойла. В нижнем ярусе их помещался крупный рогатый скот, на второй этаж загоняли овец, на третий коз. зимой, перебираясь в нижний этаж дома, сваны размешаются в общей комнате со скотом,отгораживаясь от него невысокой перегородкой с частыми арочными просветами; вдоль перегородки устанавливаются ясли и, таким образом, животные свободно заглядывают в людские отделения. Комната верхнего этажа набивается на зиму запасами сена для скота;там же хранятся до весны сельскохозяйственные орудия, весь ненужный зимою скарб и припасы продуктов. У очага стоит украшенное деревянной резьбой кресло—место старшего, главы семьи.Удобное с подлокотниками сиденье это напоминает трон, эмблему власти. Против него место для детей, а по бокам располагаются деревянные диваны, тоже в резьбе,по одну сторону—для мужчин, по другую — для женщин.одну сторону—для мужчин, по другую — для женщин. В углах могут стоять большие лари для зерна, муки, сундуки для одежды и огромные медные котлы для варки аракъи.Ну, иногда встречались еще низенькие столики и треногие табуретки, они чаще стояли наверху — в дарбäзе. В жилищной обстановке сванов сохранились кресла весьма оригинальной формы, в виде трона, в сплошных изразцах. Кресла о четырех ножках для старейших в роду, на трех же — для почетных гостей.Мебель эта, несомненно,-наследие рыцарской эпохи. В сванских высокогорных сёлах (Ушгули, Кала и др.) дома строили из сланцевых плит,внешнюю сторону которых затем оштукатуривали. Крышу выкладывали шифером или дранью; окна в жилище продолжали оставаться узкими, напоминая бойницы в боевых башнях.В нижних сёлах Сванети дома делали из булыжного камня или из шифера на извести.Они имели два (реже четыре) этажа.В первом этаже мäчwииб, размеры которого составляли более 100 кв. м, держали скот, поэтому у одной из стен устраивали стойла (гвал), часто украшавшиеся искусной резьбой, и ясли.В комнате были тахты, на которых спала семья,очаг (кериа), приспособление для выпечки хлеба (столик с металлическими ножками и шиферной плитой),кресло "сакäрцхул"для старшего и диван л,ргимдля 7-8 человек.Здесь же стояли деревянные лари (кибдон), иногда украшенные резьбой,предназначенные для хранения пшеницы и муки.Третий этаж был оборонительным. Летнее помещение- дарбаз - располагалось над мачубом.Зимой тут сеновал. Дарбаз соединяется с мачубом небольшим закрывающимся отверстием,в него прямо на пол мачуба сбрасывают сено скотине.С пола сено подбирают и отправляют в резные окна. Верхний этаж: В нижнем этаже сванского дома имеется нежилое помещение, использовавшееся как подвал или подземелье.Оно без окон, стены сложены из огромных, иной раз до двух метров в длину, камней, и выглядит мрачно. Здесь, так же как и в башнях, отсиживались при осаде, держали в этом каменном мешке пленных или украденных.

Almaiz: Вход в дом

Almaiz:

Almaiz:

Almaiz:

Almaiz:

Almaiz:

Albert: Спасибо, Almaiz, за интересные материалы о культуре Сванети!

Almaiz: Предметы быта из традиционого дома сванов:

Is-tina: Almaiz! Все потрясающе интересно. Хотела зайти по означенным ссылкам. Не получается. Еще. Расскажите про цепь. Она всюду проходит. То кажется надочажной, то нет.

Almaiz:

Almaiz: Это кресло старейшины-"махwши".В нем сидел сам глава семьи

Almaiz: Короб,"харwäл"в котором хранили муку



полная версия страницы