Форум » Народы Мира » Дополнения к гарнизонной версии происхождения осетинского народа. » Ответить

Дополнения к гарнизонной версии происхождения осетинского народа.

Тахир: В соответствии с этой версией, в своей иранской составляющей осетины - потомки воинов гарнизонов Ирана, контролировавших центрально-кавказские перевалы. В частности, наибольшую роль в образовании осетинского народа сыграли воины царя Мириана. К слову сказать, они были носителями этнонима ирон. При логичности данной концепции, был один вопрос, который обращал на себя отдельное внимание: это фиксация предков осетин после 4 века. Но, как и положено правильной концепции, ответ и на этот вопрос нашёлся. Очевидно, что ираноязычные предки осетин в средневековье, уже в постмириановское время, стали известны под именем цанаров. Во всяком случае, это верно в отношении иронцев. Цанары жили примерно в ареале расселения осетин на юге Кавказа. Об их этнической принадлежности и территории идут споры. Некоторые ученые считают их кавказскими племенами, предположительно близкими чеченцам и ингушам. Ряд грузинских исследователей склонны связывать цанар со сванами. Г. В. Цулая, оспаривая мнение о близости цанар вайнахам, определил их как этническую группу горной части Восточной Грузии. Г.Г. Мкртумян страну цанар отождествляет с Кахети, хотя самих цанар он склонен связывать с вайнахами. Вопрос остается спорным. Хотя цанары и были в IX—Х вв. связаны тесно с Кахети, отождествлять их территорию с этой восточногрузинской областью, по крайней мере для IX в., оснований нет. Цанары обитали между Тбилиси и «Аланскими воротами» и были достаточно самостоятельными. (Новосельцев А.П., 1990). В VI-Х вв. цанары становятся одним из самых заметных народов Кавказа. В тот период, когда Закавказье было поделено между Ираном и Византией, только цанары в числе горских народов, населявших южные склоны Большого Кавказа, сумели сохранить независимость. В древнегрузинском источнике «Мокцевай Картлисай» сообщается, что Иран и Византия, по взаимной договоренности, ежегодно выплачивали цанарам вознаграждение за то, что те охраняли Дарьяльское ущелье и регион Закавказья от вторжений с севера кочевых племен. Этимология слова «цанар/санар» представляется возможной с позиции тюркских языков, на которых оно буквально значит «тот, кто посчитает». Такое название, возможно, закрепилось за потомками мириановских всадников - цанар, предков осетин в связи с тем, что они контролировали центрально-кавказские перевалы, и по существу выполняли и роль таможенников на этих территориях. Это было традиционным занятием осетин вплоть до 19 века. Одно из свидетельств тому приведено у Р.С. Бзарова: «В это время за проезд по Военно-Грузинской дороге уплачивали пошлину. Рассказывали старики, что этим источником доходов владели Тулатовские алдары, они и поставили Чермена на Дарьяльской дороге сборщиком пошлины. Однажды, говорили, случился такой эпизод. В отсутствие Чермена какой-то грузинский князь проехал и не только отказался уплатить пошлину, но и применил силу против сборщиков. Когда Чермен вернулся, ему рассказали об этом. Чермен, говорят погнался за ним и где-то в Дарьяльском ущелье догнал его, заарканил, связанным доставил на сборочный пост и заставив уплатить не только пошлину за проезд, но и за обиду товарищей». Интерпретация мотива связана с вопросом о роли Дарьяльской дороги в жизни Тагаурского общества. Дорога, проходившая по их территории, имела большое политическое и социально-экономическое значение для тагаурцев. Контроль над главным транскавказским перевальным путем давал серьезный доход и был основой широких политических связей и авторитета тагаурской знати... Значение дороги особенно возросло в эпоху присоединения Кавказа к России. Присоединение Грузии превратило Дарьяльский путь во внутригосударственную коммуникацию, увеличило число переездов и перевозок, а значит — и сумму пошлинного сбора. Право на пошлину традиционно принадлежало тагаурским уазданам, которые были полными хозяевами на дороге. Свидетельства проехавших по дороге в конце XVIII и начале XIX в. путешественников и отчеты чиновников дают наглядное предстбавление об уплате пошлины и самом переезде (66, с. 82-98, 134, 199; 65, с. 79, 90). Кроме пошлины, которую делили уазданские фамилии, приходилось отдельно платить за наведение мостов, наем проводников и носильщиков, за охрану в пути... Кавказское командование, действовавшее в регионе от имени российского правительства, признавало за уазданами древнее право на контроль Дарьяльского прохода и вступало с ними в соглашения. Лишь в 1830 г., воспользовавшись, как поводом, вооруженным выступлением против экспедиции генерала Абхазова, администрация лишила тагаурских уазданов прав на подорожный сбор...».«История осетин в предании, Сюжет о Чермене» (Владикавказ, “Ир”, 1993)

Ответов - 195, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Albert: Понимаешь, Тина, ваша генетика сама не оставляет пока места для северного пути миграции. Везде сплошной юг!

Albert: Идея-фикс осетин - происхождение от скифов, алан и др., а на деле оказывается, что все это фантазии Миллера и Абаева))

Tsurungal: В Азере вплоть до недавнего времени в ходу был индоевропейский азербайджанский. талышский..наверняка близок будет осетинскому в плане лексики. Это многое объяснит в осетинском вопросе. Хотя, конечно же..осетины по крови кавказцы больше.


Albert: Талышский и сейчас никуда не делся. Распространен в южном Азербайджане - Астаринский и Джалилабадский районы. Там основное население талыши. Осетинскому, считается, что он не очень близок, поскольку относится к западно-иранской подгруппе. Но исследовать, наверное, надо, тем не менее.

Tsurungal: Albert Я к тому, что осетины , в основном огрузиненные , но сохраняющие свой быт, очень плотно населяют Кахетию..Не знаю точно откуда они там, но это именно те осетины, которые в 40 годах заселили оставленный Пригородный район, сколько бы сам осетины этого не отрицали. Быть Может..кахетинские осетины живут в Картл-Кахети дольше, чем это предполагается..являясь логическим продолжением мазендаранцев, талышей, и некоторых уже ассимилированных народов....Это все имхо...прошу Ис-Тину сильно меня не ругать)

Тахир: Tsurungal пишет: Я к тому, что осетины , в основном огрузиненные , но сохраняющие свой быт, очень плотно населяют Кахетию..Не знаю точно откуда они там, но это именно те осетины, которые в 40 годах заселили оставленный Пригородный район, сколько бы сам осетины этого не отрицали. Быть Может..кахетинские осетины живут в Картл-Кахети дольше, чем это предполагается..являясь логическим продолжением мазендаранцев, талышей, и некоторых уже ассимилированных народов.... Этот ареал расселения осетин полностью соответствует цанарам, о которых говорится в начале этой темы.

Tsurungal: Тахир Цанары присутствуют в Триалети ? несколько я знаю нет . Это по теме триалетских осетин . зато в Триалети отмечен, к примеру, топоним Двалта, что уж совсем странно..Откуда ? Думаю, самосознание этого народа было живо еще в 19 веке.

Тахир: Tsurungal пишет: Тахир Цанары присутствуют в Триалети ? несколько я знаю нет . Это по теме триалетских осетин . зато в Триалети отмечен, к примеру, топоним Двалта, что уж совсем странно..Откуда ? Думаю, самосознание этого народа было живо еще в 19 веке. Там тоже могли оказаться, в принципе. Но в целом, ареал расселения осетин в Грузии совпадает с ареалом расселения цанаров.

Tsurungal:

Shamil: Осетинское слово «фарсаглаг» в переводе на русский язык означает «посторонний человек», «человек со стороны». Б. Тулатов пишет, в 1899 г.: «По всей вероятности, аборигены-фарсаглаги пришли на Кавказ из Персии, ибо осетины называют себя иронами, что тождественно с названием персидской провинции Иран». И, далее: «Что же касается знаменитых парсийских легенд, например, об известном Рустаме, то у нас в Осетии ее знает каждый мальчик» (ППКОО, вып. 4, с. 327). "лишь в исключительных случаях баделяты дигорцы выдавали своих дочерей за сыновей старшин других осетинских обществ, но и то только в случаях их физических или психических недостатков"/ Скитский Б. В. К вопросу о феодализме в Дигории.— Известия Северо-Осетинского НИИ, т. V. Орджоникидзе, 1933. Кокиев характеристика эксплуатируемого класса: "Хехесы, или фарсаглаги, составляли наиболее многочисленную категорию осетинского крестьянства. Формально они были лично свободными, но, проживая на землях феодала, обязаны были нести поземельную повинность. Имели право перехода от одного феодала к другому, однако фактически переход был затруднен, так как в этом случае имущество оставалось у прежнего владельца, а на новых землях было необходимо нести поземельную повинность уже в пользу нового владельца." ОСЕТИЯ НАКАНУНЕ РОССИЙСКИХ РЕФОРМ: "Претендуя на равный с феодальными фамилиями социальный статус, фарсаглаги требовали от российской администрации не только предоставления им таких же, как у алдаров, земельных наделов. Не менее важным для них стало отселение от феодалов и формирование обособленных фарсаглагских сел." Емельянова Н. М. Мусульмане Осетии: "Крестьянская реформа в Северной Осетии проводилась в три этапа: на первом этапе царское правительство дало право на раздельное поселение фарсаглагов и адамихатов от алдаров и баделят. На втором этапе (1864) в селах равнинной Осетии было введено общинное землепользование. И только на третьем этапе реформы , в 1867 году началось освобождение всех зависимых сословий."

Almaiz: Shamil пишет: Осетинское слово «фарсаглаг» в переводе на русский язык означает «посторонний человек», «человек со стороны». Парсаг (П=Ph. Phарсаг) на сванском - очень хороший, наилучший.

Is-tina: Шамиль правильно определяет слово – «фарсаглаг» - - как «человек со стороны» («сторонний человек»). От древне-иранского (авестийского. Или мидийского. Как хотите) – fars – значит – крайний. С этим значением перекликается, кстати, – и название Персии – parsu ( «Окраина» – тогдашней Мидии) Так же, опять же, кстати, и Украина, – «Окраина». А уж сванское, приводимое Алмаизом, – совсем другого смысла. Наверное, просто какие-то фонетические флюиды, что – ли.

савромат: Amigo пишет: А вот что написал осетин Fire с молгена: цитата: Ирæттæ = Осетины, Ирон = Осетинский Ир = Осетия, Ирæг = среднего возраста человек, Ираг = среднего возраста мужчина Самое интересное что в тюркских языках 'ир' - это тоже переводится как 'мужчина', к примеру в башкирском 'ир' - это 'муж, мужчина'.

Tsurungal: Сказать честно, после 1991 года в истории осетин появилось слишком много псевдонаучного. Достаточно вспомнить , откуда стали выводить этимологию слова Кударо )))) Хотя сам район заселен осетинами с севера ,будучи ранее целиком и полностью свано - двальским.

ЭЛЬБРУС: СОГЛАСЕН С ВЕРСИЕЙ ТАХИРА. Я ОСЕТИН. ИРОН. МЫ НЕ КОЧЕВНИКИ НО ГОРЦЫ.



полная версия страницы