Форум » Кавказ и Евразия » Адаты » Ответить

Адаты

Ааа Эльграндов: Адаты кумыков http://kumukia.ru/article-9112.html интересно сравнить с нашими. Например размеры калымов, но тут они указаны на 1840е, а у нас Петрусевичем указаны в 1860-70х, поэтому надо учесть обесценивание рубля http://kavkaznasledie.ru/?cat=56

Ответов - 23

Ааа Эльграндов: http://kavkaznasledie.ru/archives/2106 тут у нас на 1840 калымы выше? о_О аман понторезлебиз, шо тогда, шо сейчас

Ааа Эльграндов: Плата за кровь каракиши и таубия одинаковая. Прикольный момент

Atly: После, как известно из преданий, народ, наскучив беспорядком, вызвал из Шамхальства Тарковского джанков, побочных детей шамхала, которые пришли с дружинами, завоевали землю кумыков. К этой же эпохе относится происхождение у кумыков беев или князей. Интересно это не те тарковские J1 . Народ наскучив беспорядком вызвал своих завоевателей? хорошая легенда


Ааа Эльграндов: Ну это про чанка Солтанмута, один J1 его потомок, другой потомок его брата Шамхала Гирея

Ааа Эльграндов: ...Если на места сенокосные или хлебопашественные нужно пустить воды чрез канавы, старшина назначаете несколько домов по очереди, дабы поровну наделять водою и пускать ее, как следует. При этой работе особенно у чегемцов бывают ссоры, кончающиеся иногда смертоубийством; почему наблюдается между ними очередь: каждым пяти домам приходить на эту работу одни сутки... ___ а шо это чегемцы особо буйные? о_О ...54. По шариату же за кровь убитого из старшин или каракашев 1500 руб. серебром или на эту сумму людьми и скотом. За драки, удары и раны обиженный старшина за честь получает одну душу крестьян, росту 6 четвертей. 55. Таковой же штраф, полагается за честь старшины с того, кто будет у него воровать. 56. Если старшина ударит каракеша или нанесет ему рану, то обиженному за честь должен отдать одну лошадь и сварить пива. 57. Каракеш, ударивший себе равного каракеша или нанёсший ему рану, должен сварить пива обиженному и возвратить ему убытки, причиненные платою лекарю за пользование. ___ пивом после драки сглаживать, прям как сейчас)

Ааа Эльграндов: "...23. Куллы и казаки имеют собственный земли, подаренные им старшинами или купленные самими; земли эти они пашут для себя и весь урожай берут в свою пользу, неотдавая из оного старшине ничего..." этот пункт наверно один из самых малозаметных, но и один из самых принципиальных в плане того, что не корректно сравнивать нашу сословную систему с "крепостническими", получается у нас фактически у всех сословий было право собственности на землю.

Is-tina: Ааа Эльграндов пишет: не корректно сравнивать нашу сословную систему с "крепостническими", получается у нас фактически у всех сословий было право собственности на землю. Дорогой Эльграндов! А у вас что, пишут о "крепостничествах"? Да ну, конечно же, не было! Была древняя патриархальность. Родовой строй. С разными зачатками будущей новизны. И потом, право-то было. Но, "кто же тебе его даст?"

Ааа Эльграндов: Is-tina, у нас постепенно смещают акценты в сторону того, что феодализм у нас был поразвитей, со всеми вытекающими из этого моментами о положении населения при "развитости феодализма". Про то "кто же даст", то тут с того, что могли сами покупать, хоть жениться поудачней, побрататься с кем то, работать побольше, дело непредсказуемое, потому как за достойный поступок(например спасение детей от похитителей) могли не только дать земли, но и в уздени посветить.)

Albert: В уздени посвятить не могли, но дать свободу и землю - вполне.

Ааа Эльграндов: Albert, Чубакны джашын Батырны хапарын эсинге тюшюр Зуккуну тизмесинден.) атасы талай адамны ёлтюрюб талай джерден къысталды, Къарачайгъа уа ийгенда этмегенле биринчи. Джашы уа сабийлени урлагъан гудуланы агъызгъанында, Къарачайгъа да ийиб ёзден болду. А тут сам знаешь, за очень плохую репутацию, даже если б пустили сюда, будь он изначально на родине трижды родовитым дворянином, тут высокое или среднее положение и не светило бы. А из-за того, что сын спас детей от похитителей, он был принят, и как видим, был очень неплохо принят.

Albert: Ийнаналмайма мен ол хапаргъа. Петрусевич да кëб затны "силдеб" ие эди.

Ааа Эльграндов: Ну тогда вспомним про Айбаза, выручившего из неволи Шидака, ставшего узденем в Карачае в следствии этого доброго деяния)

Albert: Если бы в отношении Айбаза были сведения о его зависимом положении в своем народе, думаю, что не видать ему было бы ëзденского статуса. А так в отношении человека, могущего себе позволить такие широкие жесты, таких сомнений, полагаю, не было.

Ааа Эльграндов: Но из многих купцов, в связи с родом занятий людей не бедных, которые вели дела в наших краях, осел у нас только этот, стало быть это было для него выгодно) и осел в неплохом статусе.)

Albert: Разумеется, если б было невыгодно, не осел бы. Но он не единственный. Лобжанидзе (урия из Грузии) тоже был купцом, имел магазин в Учкулане, а сейчас уже 6-е поколение его потомков живет в Карачае (Элтаркъач). У нас в Усть-Джегуте Лобжанидзе уже не такая уж маленькая фамилия.

Ааа Эльграндов: Кстати кстати, Лобжанидзе когда именно у нас осели? Один Лобжанидзе упомянут в статье Башиева о малкарских Абаево-Боташевых, причем кажется в 1850х упомянут.

Albert: Ну, еще не факт, что это тот самый Лобжанидзе. Они есть и рачинцы, и урия. У нас, вроде, вторые. Жил их предок, полагаю, во второй половине 19-го века.

огъары учкулан: Albert пишет: Ну, еще не факт, что это тот самый Лобжанидзе. Они есть и рачинцы, и урия. У нас, вроде, вторые. Жил их предок, полагаю, во второй половине 19-го века. кажется у Харадзе читал, что у рачинских Лобжанидзе были склады в Карачае. вообще, похоже что 50% рачинцев это по фамилии Лобжанидзе. Знаю даже тут одного)) кстати те рачинцы как и сваны называли также наывали детей нашими именами)

Tsurungal: Склады были, и не только у Лобжанидзе. С 50 процентами это явный перебор)) их максимум тысяч пять в Грузии( где-то писали про их численность ). Такие имена не только у рачинцев, есть и у аджарцев и т.д.

Albert: Tsurungal пишет: Склады были, и не только у Лобжанидзе. С 50 процентами это явный перебор)) их максимум тысяч пять в Грузии( где-то писали про их численность ). Такие имена не только у рачинцев, есть и у аджарцев и т.д. Наши Лобжанидзе скорее всего грузинские евреи - урия.

Tsurungal: Albert Не исключено )

Atly: Albert пишет: Наши Лобжанидзе скорее всего грузинские евреи - урия. Так предка их так и звали Соломон

Albert: Atly пишет: Так предка их так и звали Соломон Об этом и речь))). Ну и тот факт, что эльтаркачцы их называют не гюрджюле или эбзеле, а урияла, тоже что-то значит...



полная версия страницы