Форум » АЛАНЫ, СКИФЫ и др. » тюрки. » Ответить

тюрки.

Ходжа:

Ответов - 3

Ходжа: Термин ‘тюрки’ – это научный неологизм, искусственно введенный современными русскими историками в начале XX века: "Лишь в 1923 году А.Н.Самойлович предлагает имя существительное турок и прилагательное турецкий применять по отношению к туркам, а слова тюрк и тюркский – по отношению ко всем тюркским народам". Однако почти сразу же этот термин стал употребляться и во вненаучной русскоязычной среде, получив статус обобщённого этнонима. С научно-исторической точки рения такое применение этого термина некорректно. Во-первых, название ‘тюрки’ (в нерусскоязычном варианте – ‘турки’), как это будет показано далее, в древности всегда использовалось применительно к ограниченному числу конкретных племен. Во-вторых, у древнеевропейских тюркскоязычных народов оно никогда не использовалось в качестве самостоятельного этнонима, тем более, в обобщенном смысле. Это было внешнее название нескольких племён конных асов. Поэтому с исторической точки зрения вместо термина ‘тюрк’ (‘турк’) более оправдано было бы использование древнего обобщающего самоназвания - ас. Соответственно, язык должен называться асским, а не тюркским и народы, сохранившие этот язык, обобщённо должны азываться асами. И это было бы предельно корректно...

Ходжа: в начале ХХ века, особенно после революции 1905-07 гг. царское правительство, напуганное мощным и единым интегралистским и модернистским движением угнетенных тюрко-мусульманских народов Российской империи, собирало особые совещания для выработки комплекса мер по борьбе с этим движением, угрожавшим единству и целостности империи [1 ]. И, действительно, было чему пугаться: "Когда революция 1905 г. расшатала устои царской автократии и дала мусульманам Империи возможность выйти на политическую арену, это движение (тюркское интегралистское, реформистское. - К. А.) делало не первые шаги в идеологии и было в состоянии вступить в борьбу за свои национальные права" [ 2 ]. Самая активная часть мусульманского населения России относилась к тюркоязычным. Это были, башкиры, волжские и крымские татары в Поволжье, азербайджанцы и кумыки на Кавказе, казахи, киргизы и узбеки в Туркестане, литовские татары - в Польше и Литве [ 3 ]. С точки зрения имперских идеологов и полит.технологов, окрестивших это движение одновременно как "пантюркизм" и "панисламизм" и всерьез опасавшихся разворачивавшегося в начале ХХ века "тюркского культурного реванша" , эффективной была признана, говоря современным языком, общетюркской идее "Единства в языке, идеологии и деятельности!" (И. Гаспринский) противопоставить идею полигенетичности тюрков, т. е. происхождения тюрков от разных этнических предков. К тому же надлежало им приписать агрессивно- ассимиляторские цели - "татаризацию" ("тюркизацию") всех мусульманских (нетюркских) народов России [4 ]. Тем самым наносился удар против главной объединяющей идеи тюрков - идеи их этногенетического и языкового единства, а, следовательно, идеи единства действий в борьбе за свое национальное освобождение и возрождение. На этой волне борьбы с тюркским интегралистским и модернистcким движением начала ХХ в. в научных кругах России, обслуживавших политику, и оформляется идея "отюреченности" ряда народов Российской империи. Идея эта была выражением общей политической борьбы, развернувшейся в этот период. Имперские идеологи России рассчитывали при этом расколоть единое общетюркское движение, внести сумятицу в их ряды, а если удастся, противопоставить одни сегменты против других. Эта метода и практика "разделяй и властвуй" не были чем-то новым, она царским правительством использовалась издавна. Вот эту-то политику в своих всемирно- ассимиляторских целях взяли на вооружение после своего прихода к власти в 1917 г. и коммунисты. Причем, надо сказать, - довольно успешно. Свою стратегию и тактику в отношении тюркского движения, в своей глубинной сути, безусловно, прогрессивного, национально- освободительного, национально-демократического, они сформулировали еще в 1921 г. на своем Х-ом съезде. Съезд, разумеется, осудил это движение тюркских народов как "уклон в сторону буржуазно-демократического национализма" [ 5 ]. Наука немедленно отреагировала на этот "политический заказ". Из научного оборота в первую очередь были изъяты некоторые языковедческие термины. Так, например, вплоть до 1918 года не было понятия "тюркские языки", а было - "наречия тюркского языка". Лишь начиная с 1918 г. тюркские диалекты вдруг начинают рассматриваться как самостоятельные языки самостоятельных тюркских народов, а общетюркский литературный язык, успешно обслуживавший в течение многих веков всех тюрков и усовершенствованный Исмаил-Беком Гаспринским в конце Х1Х - начале ХХ вв., квалифицируется как искусственный и чуждый народным массам.. В эти годы коммунисты готовятся нанести против "тюркской идеи" еще один удар через изменение арабского алфавита, использовавшегося тюрками с IХ-Х вв. и не нарушавшего их культурную общность в виду своих транскрипционных особенностей [6 ]. http://kumukia.ru/?id=407

кеме: Правильно! Ас - это этноним всех тюрков.




полная версия страницы