Форум » АЛАНЫ, СКИФЫ и др. » У осетин отбирают аланскую историю? (продолжение) » Ответить

У осетин отбирают аланскую историю? (продолжение)

Albert: Обнаружил вот такую статью: У осетин отбирают аланскую историю? 16 апреля 20:07 Вторник "Неуд" при проверке институтов Российской академии наук получил лишь один из всех подразделений РАН по стране - Центр скифо-аланских исследований Владикавказского научного центра. Теперь его реорганизуют в небольшой отдел без юридического статуса. Председатель ВНЦ Анатолий Кусраев трагедии в этом не видит и научную направленность скифо-аланских исследований менять не собирается. Но есть и другое мнение: история алан выходит далеко за рамки осетиноведения, и центр просто не соответствовал своему названию. Ингуши, чеченцы, карачаево-балкарцы - все эти народы Северного Кавказа претендуют на звание потомков аланов - древнего кочевого воинственного племени, появившегося в I веке нашей эры в Приазовье и Предкавказье, где жили скифы и сарматы. Но только осетинам удалось закрепить за собой право называться аланами и при развале СССР втиснуть этот топоним в название своей республики. Пять лет назад работа антрополога Виктора Шнирельмана "Быть аланами: интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в XX веке" наделала немало шума в осетинской научной среде, потому что он указал на политическую мотивацию тех, кто отмел все иные версии происхождения осетин и оставил только аланскую. К их числу принадлежал и Василий Иванович Абаев, именем которого был назван созданный в 2001 году при Владикавказском научном центре РАН Центр скифо-аланских исследований. В этом году центр имени Абаева получил самую низкую оценку из всех проверенных Российской академией наук своих структурных подразделений. Его руководитель 82-летний археолог Баграт Техов в интервью порталу "Наука и технологии России" выразил сожаление, но объяснил данный факт отсутствием большого штата сотрудников. "Мы не освещаем в достаточной мере намеченные в своё время вопросы. Некому работать!" - посетовал он на нехватку специалистов. В последнее время Центр занимался преимущественно изучением истории и мифологии нартов и диалектов осетинского языка. Кроме того, вышло несколько работ по археологии и хронологии кобано-тлийской культуры. Но деятельностью этого подразделения РАН были недовольны даже осетиноведы. Историк, старший научный сотрудник Юго-Осетинского НИИ имени Ванеева Юрий Гаглойты отмечал, что республике нужен "единый научный центр по этногенезу и этнической истории осетин", поскольку центр Абаева с этой задачей не справляется, отчего и появляются такие исследования, как у Шнирельмана. "Одним из плюсов его работы (центра - ред.) можно считать издание журнала "Нартамонга", да и то практически отданного под публикации зарубежных исследователей, очевидно, по принципу "Запад нам поможет", - иронизировал Гаглойты. Впрочем, председатель Владикавказского научного центра РАН Анатолий Кусраев в интервью осетинским журналистам заявил, что никаких проблем, кроме малочисленности, у Центра имени Абаева нет, и еще в 2007 году его хотели реорганизовать в отдел при президиуме ВНЦ. Тогда этот процесс был отложен, а теперь, после "неуда" при проверке РАН, самое время центр как юридическое лицо ликвидировать. Ученые же как занимались встраиванием осетинской истории в скифо-сарматскую версию, так и будут продолжать. Между тем скифо-сарматский период истории действительно очень интересен и нуждается как в дальнейшем изучении, так и в некотором ревизионизме. Этим направлением в республике занимается отнюдь не только упраздняемый центр. В Северо-Осетинском институте гуманитарных и социальных исследований по аланской тематике работает старший научный сотрудник, кандидат исторических наук Сергей Перевалов. Его-то корреспондент "Большого Кавказа" и попросила прокомментировать расформирование Центра скифо-аланских исследований. "Президиум РАН проводит мониторинг всех институтов, входящих в систему Российской Академии наук. Их около 450, и среди них вот этот центр скифо-аланских исследований. Проверку прошли, кажется, около 370 институтов, еще несколько десятков институтов находятся в состоянии подготовки к этой проверке, - отметил Сергей Михайлович. - Из тех институтов, что проверены, последнюю категорию, то есть фактически "неуд", получил вот этот центр. Еще 10 или 12 институтов - вторую категорию - на "троечку". С ними тоже будут что-то делать. А все остальные зачислены в первую категорию как лидеры. Количество институтов первой категории зашкаливает. Не может быть 95% лидеров. На мой взгляд, эта оценка отличается высокой степенью формализма, там очень много формальных критериев, а надо смотреть на содержание. РАН оценивает сама себя, как, знаете, манная каша сама себя хвалит. Что касается вот этого центра скифо-аланских исследований. Это небольшое учреждение, в нем состояло 8 сотрудников. Руководитель - Баграт Виссарионович Техов, наш известный археолог, специалист по Кобанской культуре. Я не видел документа, в котором определялись параметры, по которым институт получил "неуд". Могу только высказать свое мнение, как человек, который занимается аланскими и сарматскими исследованиями. У меня свои претензии к работе этого центра. И главная состоит в том, что центр укомплектован неспециалистами. История скифов - сарматов - аланов рассматривается там как часть осетиноведения, то есть истории Отечества. А она должна быть междисциплинарной или полидисциплинарной наукой, объединяющей специалистов различных разделов всеобщей или зарубежной истории, поскольку основные источники - на чужих языках. Здесь нужны не осетиноведы, а специалисты со знанием языка источников, а источники, прежде всего латинские, греческие, древнегрузинские, древнеармянские, восточные, особенно важны арабские, тюркские. Должна быть комплексная научная дисциплина на стыке антиковедения, то есть науки о греко-римских древностях, медиевистики - западном средневековье, востоковедения - истории арабских, тюркских стран до присоединения Кавказа и Осетии к России, кавказоведения и так далее. Этот Центр, как и СОИГСИ и другие институты Владикавказа, входит в систему Владикавказского научного центра РАН, который возглавляет Анатолий Георгиевич Кусраев. Он считает, что неэффективность центра проистекает не из низкого уровня научных исследований, а ввиду его малочисленности, не позволившей центру состояться как полноценному институту РАН. Но я вновь заостряю внимание на том, что здесь нужны не осетиноведы, а специалисты другого профиля, со знанием древних языков - языков источников, специалисты, работающие с современной западной литературой. Мы же говорим о мировом уровне исследований. Нужны люди, которые публикуются в профессиональных антиковедческих, медиевистических, востоковедных журналах - российских и зарубежных. Таковых в республике нет, и перспективы центра мне видятся весьма туманными". Светлана Болотникова http://www.bigcaucasus.com/events/analysis/16-04-2013/83051-centr_abaeva-0/

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All

огъары учкулан: Amigo пишет: Т.е. мусульмане всё таки дигорцы? ну да! по оценкам знакомых осетин, где то 30% от дигорцев, это мусульмане

Albert: Amigo пишет: Пишут также что в дигорском языке - много тюркизмов. На тюркских языках 'гора' будет 'таг, тау, даг'. Т.е. вариант 'даг +ирон' = горные иронцы - где корень 'даг' - тюркский. Да, в дигорском языке огромное количество тюркизмов - около 400. Но подавляющее большинство этих тюркизмов дигорского диалекта осетинского языка карачаево-балкарского характера, то есть, заимствованы из карачаево-балкарского. Если кто-то и назвал дигорцев "даг иронами" - горными иронами, то какой-то огузоязычный народ, самый ближний - азербайджанцы. Но мне кажется, что здесь вряд ли "даг". Amigo пишет: Т.е. мусульмане всё таки дигорцы? Дигорцы - 50/50 мусульмане и христиане. Среди остальных осетинских групп мусульмане есть немного среди тагаурцев (осетины уточнят сколько именно), они составляли элиту тагаурского общества - алдаров. Нынешний президент Северной Осетии - Таймураз Мамсуров, как раз, представитель алдарского рода - мусульманин. Южная Осетия вся без исключения христианская. Единственно, надо уточнить, что в отличие от южных осетин, которые благодаря Грузии стали христианами, северные осетины так христианами и не стали даже мало-мальски полноценными. Они больше язычники. Их христианство - кресты на кладбищах и не более того.

Is-tina: Bolat пишет: Овсети как и её язык образовались в предгорье Даже если судить по "Истории" и "Географии" Вахушта. И если не догматически переосмысливать Картлис Цх. Albert пишет: "каратасеям" 1 в н.э. Гая Плиния Секунда Старшего отказываешь в том, чтобы они имели отношение к карачаевцам. Как и Хоручон не хочешь никак соотнести с Карачаем. Надо быть более последовательными! Я об этих названиях вообще ничего не писала, не упоминала. Это ваша проблема - создать тонкую безупречную историю о себе. Но почему-то ты историю Карачая рассматриваешь через осетин. Как, кстати Джуртубаев. Огромная книга, читаешь, а все про осетин. Будто через негативизм к осетинам создастся ваша история. Так что - аланы - только одна проблема. А местно-кавказская - есть более существенная. Не в обиду никому будь сказано.


огъары учкулан: Bolat вот сейчас, ты действительно отвечаешь нормальным образом. нужно это потдержать)) Когда храбрый Каншаубий родился в Тараузе, Для Тараауза отверзлись врата Бога. Когда храбрый Каншау удалился из Тарауза, Аул карачаевский, подобно орлиным перьям, Рассыпался по камням и лесам. Когда храбрый Каншау жил в Тараузе, Были мы богаче Непебазара1 . Теперь же, когда храбрый Каншау покинул Тарауз, Пусть моровая язва не выходит из Тарауза. У князя Бекмурзы родились четыре сына; Старшего звали Эльбуздук. Когда он встречался с неприятелем, Был лев и становился в львиную позу. Но пуля пробивает ему крестец. И он разлучается с равными себе узденями. Второй сын князь Камгут Преждевременно с жизнью расстался. Третий сын Каншаубий. Князь Каншау водил дружбу с плоскостными князьями; Он улыбался без смеха, С князьями и ханами разъезжал, Он проникал в душевные тайны людей. Княгиня Гошиах так сказала: – Взглянувши в окно, я видела в тени равнины лисицу. Ее карачаевские бродяги, гоняя и преследуя, в волка превратили. Да переведется весь род Атажукиных; Они накормили Каншау ослиным мозгом; Они моего милого Каншау с ума свели. Мой милый Каншау ушел в Шемаху к казикумыкам. ... Эльбуздук калека, ни на что не способен; Гилястан еще молод, Я же, женщина слабая, приношу одно несча Покуда мой Каншау вернется из цветущей Ш Кто же, как не он, Тарауз будет оберегать? В крепости Эривани (Ириуани) горят огни бе Я отдам в замужество Кантин и Каз без калы Тому, кто сообщит верную весть о моем Кан Пойдем, Карачеч3 , к черному камню; Посмотрим, не едут ли всадники с равнины М Узнаем, жив ли мой милый Каншаубий; Если умер, памятник князю на черном камн Будем плакать и рыдать, Чтобы черный камень на две части распался Будем плакать и рыдать, Чтобы трескалась земля и лопались камни. Кто же из тысячи испытал То, что мы изведали, злосчастные? Плача и рыдая, к черному камню пошли, С равнины Мухур нескольких всадников пр – То едут ли горцы, иль кабардинцы? Нет ли среди них храброго Каншау? Не похожа ли лошадь среднего на жеребчик Не носит ли всадник оружие, как мой Канш Тронулись, пошли. Каншаубия на жеребчике Генже встретили Они друг другу несказанно обрадовались; Радуясь, обнялись и вошли в дом; Там веселилась карачаевская молодежь. Княгиня Гошиах так сказала: – Попрежнему мы в Тараузе. Жили мы с моим Каншау счастливо, Теперь он опять возвращается в цветущую Ш Он не изменяет данному слову своему. Лисьей шапки с незагнутыми полями Князь Каншау не надел. Княгиня Гошиах, плача и жалуясь, Поехала в Баташев аул, Не в силах расстаться с Каншаубием. Блестят льды Мингитау4 . По берегу Терека обозначились следы, То следы конной арбы князя Каншау. Княгиня Гошиах так сказала: – Осталась я в ауле Баташева; Полы дорогой шубы не разворачивала: С выращенными мною детьми Кантин и Каз Да пусть, как я, плачут и рыдают Девы Бибертовых, ныне беззаботно живущи В мире чего не видела, чего не испытала? Видела аул, где женщинам цепи надевают. Козы поднялись над аулом и ушли в белые горы. Почему же я, несчастная женщина, Осталась охранять Тарауз? Моему ли сану это пристойно? Дом мой, где некогда веселились карачаевцы, Превратился в стойло ослов и собак; Нечесаные и немытые длинные волосы Сделались убежищем гадких паразитов: Глаза, сиявшие подобно предрассветной звезде, Померкли от слез и страданий; Они покрылись ржавчиной и не видят человека. Я ни с кем не говорила и ни на кого не смотрела. У подножия Тарауза скалы, наверху лес, Посреди идут следы туров. Да, пусть рыдают, как Кантин и Каз Желтоволосые княжны Атажукиных, Причинивших мне сии дела. На плоскости шатающихся неуков, Скручивая уши, в лошадей превращают. Хану шемахинскому, играя в шахматы, Храбрый Каншау мат дал. Он, мой Каншау, утешитель шемахинского хана; Пред очами шемахинских княжен – он светильник. В тот день, когда через реку мост стлали, Когда крепость Эривань гяурские войска взяли, Лошадь Генже на мосту свалили И князя Каншау пушечным ядром убили. Могучие руки, некогда натягивавшие лук, Теперь бессильно качаются в воздухе. Дошла печальная весть до княгини Гошиах; Княгиня Гошиах осталась с растерзанной душой. – У Тарауза есть скалы с выступами: Пусть они обрушатся друг на друга! О, пусть те места, где убит мой Каншау, Наполнятся в ладонь дождем, черной кровью и гноем: На ноги надену чабуры горные5 , В руки возьму железную палку, Плача и рыдая отправлюсь в те места, Где умер мой храбрый Каншаубий. Плача и рыдая, я заставлю те места распасться на части, Я жена хана, Каншау, невестка Крымшамхаловых, Дочь князей Бибертовых. Брат моей матери Баташев Эльджеруко Хорошо поет грустные старинные песни И играет на кабузе. Почему мой хан Каншау Нашел достойным завещать Выйти мне замуж за Каражаева – слепую свинью? Лишь только за его ловкое конокрадство. Много одежды сшила я Каншау моему, Она, неносимая, осталась в сундуках. Семь целых лет прожила я в Эльтеркаче, Не любя ленивого калеки Эльбуздука. О судьба, сжалься надо мною, Освободи меня от немилого Эльбуздука, Также, как разлучила с Камгутом и Каншау. Хотя славный Гилястан молод, Но вышла б замуж за него. Молодой Гилястан пошел послом за горы к Дадиану6 ; Он еще не возвратился. Княгиня Гошиах плакала без слез. Княжеских одежд не надевала, Всю жизнь по Каншау носила траур. (по изданию Тульчинского. 1903 г.)

Bolat: Альберт,не удаляй простынь возможно некоторые это вообще впервые видят http://www.elbrusoid.org/articles/liter_theatre/358918/ Н.П. Тульчинский КАНШАУ-БИЙ* (поэма) Темою, вдохновившею горского певца, воспевшего героя поэмы в весьма стройных и рифмованных стихах, послужил следующий рассказ, который считаю нужным привести здесь, без чего сама поэма будет мало понятна для читателей. Герой поэмы Каншау-бий принадлежал к фамилии первостатейных карачаевских князей Крымшамхаловых, ныне живущих в Кубанской области, Баталпашинского отдела, в селении Карт-Джурт, расположенном в верховьях р. Кубани. По преданиям горцев и сохранившимся памятникам достоверно известно, что Баксанское ущелье Нальчикского округа, начиная от нынешнего поселка Гижгита (жители этого поселка - потомки карачаевцев) вплоть до верховьев р. Баксана, когда-то было населено карачаевцами. В то время, к которому относится поэма "Каншау-бий", Крымшамхаловы жили в ауле Эль-Джурт, существующем по настоящее время (этот отселок состоит из нескольких сакель) и расположенном у подножья скал, на левой стороне р. Баксана, в 5-6 верстах выше селения Гюрхожана. В поэме это селение названо "Тар-аууз", что значит по-горски "узкий проход". По преданию карачаевцев, родоначальником Крымшамхаловых был Бекмурза, у которого было четыре сына: Эльбуздук, Камгут, Каншау-бий - герой поэмы и Гилястан. В молодости, по обычаю того времени (имеется в виду аталычество - Ред.), второй сын Бекмурзы Камгут воспитывался в Кабарде у князей Бибертовых. В доме Бибертовых Камгут был пленен необыкновенной красотой малолетней дочери своих воспитателей по имени Гошиах, которую, он во что бы то не стало, решил похитить, вырастить, а потом жениться на ней. Преследуя такую мысль, Камгут стал придумывать способ к тайному увозу малолетней красавицы. Случай этот скоро представился. Камгут был славный и неустрашимый наездник и у князей Бибертовых занимался выездкою неуков-лошадей. Прежде всего, Камгут исподволь приучал к себе маленькую Гошиах: он стал часто возить ее на прогулки, сажая ее впереди себя на лошади. В одну из таких прогулок Камгут, на хорошо выезженной лошади, вместе с Гошиах умчался к себе, в аул Эль-Джурт. Здесь до времени женитьбы на Гошиах, чтобы скрыть ее от взоров посторонних и братьев и от поисков родителей, Камгут устраивает хижину в земле, куда помещает свою красавицу, отдавши ее на попечение одной старушки. Такое положение длится несколько лет. Камгут стал славен, его доблести прогремели по всей окрестности, а Гошиах расцвела в пышную розу. Тут бы только пожелать счастья молодым людям, но к крайнему прискорбию, Камгуту не пришлось осуществить свои заветные желания. Бог рассудил иначе: Камгут сделался жертвой свирепствовавшей в то время в горах черной оспы. После смерти Камгута тайна его стала известна Каншау-бию. Он также прельстился необыкновенной красотою Гошиах и, вопреки обычаю, по которому она должна была выйти замуж за старшего брата, сам женился на ней. Но неумолимый рок и тут зло надсмеялся над несчастной красавицей. Этот брак, совершенный по взаимной любви, причинил обоим супругам неизъяснимые страдания, которые прекратились только с их смертью. Эти злосчастья вытекали из следующих обстоятельств: Каншау-бий был молочным братом одного из кабардинских князей Атажукиных, который страстно полюбил его и пользовался такою же любовью и со стороны Каншау. Молочное родство и взаимная любовь тесно сблизили молодых людей, ставших почти неразлучными. Отсюда вытекало то, что Каншау бывал очень часто в доме князя Атажукина, где также подружился с женою своего молочного брата. Эта женщина и является злым гением всей жизни Каншау и его жены Гошиах. Заботливая природа обильно наделила Каншау-бия самыми прекрасными душевными и физическими качествами: он был умен, храбр, честен, необыкновенный красавец, он отличался высоким ростом, плечистостыо, стройностью и чрезвычайно тонкой талией. Рассказывают, что когда Каншау лежал на боку, то в промежуток между талией и местом лежания свободно проходил кот; между его ступней и полом свободно проходил цыпленок (высокий рост, тонкая талия и высокий подъем ноги считались одними из признаков человека знатного рода - Ред.) … Немудрено, что обладатель таких физических и духовных качеств помимо своей воли легко пленил сердце коварной жены князя Атажукина; онa признается в пламенной к нему любви и настаивает на близких свиданиях. Честный Каншау, как "рыцарь без страха и упрека", как библейский Иосиф, с негодованием отвергает эту женщину. Он горячо упрекает ее и просит не забывать о святых обязанностях супруги. Оскорбленная и уязвленная в своих заветных чувствах и вожделениях, княгиня Атажукина задумала жестоко отомстить непокорному и неподатливому другу своего мужа. Улучив удобную минуту, княгиня жалуется мужу, что Каншау-бий, забыв молочное родство, дружбу и любовь всего княжеского дома, хотел обесчестить ее. Но эта жалоба не имела успеха: князь, вполне веря в неподкупную честность своего молочного брата, не поверил жене. Тогда она прибегает к более верному способу мести - к отраве. Несмотря на такой резкий разлад с княгиней, Каншау не переставал посещать княжеский дом. Между тем, задумав, во что бы то ни стало погубить Каншау, княгиня однажды, в ожидании его приезда, приказала наварить пива и приготовить угощение. Когда Каншау приехал, княгиня необыкновенно ласково приняла его и после обычных приветствий стала не в меру радушно угощать. Во время угощения княгиня незаметным образом всыпала в чинак (деревянная чаша - Ред.) с пивом ослиный мозг (по верованиям балкарцев и карачаевцев ослиный мозг - отрава - Ред.) и еще какое-то зелье и эту чашу она поднесла Каншау-бию с убедительной просьбой выпить. Проницательный Каншау с самого момента своего появления в доме сразу сообразил, что радушие хозяйки есть не что иное, как замаскированная интрига, и что, подносимая чаша с пивом заключает в себе нечто пагубное, но памятуя девиз своего народа: "Лучше умереть, чем казаться в глазах врага трусом и малодушным", взял чашу и выпил пиво до дна. Почуяв посторонний, неприятный вкус, Каншау уже не сомневался, что он отравлен; тогда он разбивает чашу о пол со словами: "Да переведется весь твой род подобно сей разбитой чаше, которая теперь не чаша дружбы, а чаша коварства и злобы", покидает княжеский дом навсегда. Вскоре после выпитого зелья, Каншау заболевает какой-то никому неведомой болезнью, симптомы которой выразились в том, что у него начали гнить конечности и выпадать волосы. Застигнутый таким неожиданным несчастьем, Каншау серьезно призадумался и стал искать средства облегчить свою участь. Но так как в своем крае не было никого, кто бы мог помочь ему, он решил отправиться в Персию. Из поэмы видно, что Каншау поселился в Шемахе. Там судьба сталкивает его с одной старухой-персианкой, которая взялась его вылечить, но ценою его личной дорогой свободы, или попросту сказать, на условиях женитьбы на ней. Перед Каншау-бием предстала дилемма: не согласиться на условия старухи - значит заживо сгнить, обречь себя на тяжкую и мучительную смерть; согласиться - значить продать свою свободу и навсегда распроститься с родиной, милой женой и дорогими детьми. Но в последнем случае все-таки npoглядывал слабый луч надежды: авось-де старуха скоро умрет и тогда он опять свободен. Таким образом, из двух зол Каншау выбрал меньшее: он принял условие старухи. Через месяц Каншау совершенно выздоровел и уже состоял в качестве мужа противной старухи. Однако возвращение здоровья, купленного столь дорогой ценой, не могло дать спокойствия Каншау-бию. Где бы он не находился, в поле, дома, в одиночестве, среди людей, днем ночью - словом везде и всегда видел перед собой нежные лица горячо любимых жены и детей, покинутых им на родине. Их прекрасные лица, искаженные страданиями разлуки с ним, были для него живым укором за то, что он их бросил, а сам живет на чужбине. Такое состояние духа причиняло ему невыразимые страдания. Он сделался угрюм, скучен, искал уединения, потерял сон и аппетит. Такое угнетенное состояние духа Каншау-бия, не могло ускользнут от внимания старухи-жены; она отлично понимала грусть своего мужа и, чтобы дать ему возможность развеяться, она разрешила Каншау поехать на родину, но только не более как на три года, предупредив при этом, что если он вздумает остаться на родине более этого срока, то страшная болезнь к нему опять вернется, ибо, предвидя это обстоятельство, она его вылечила только на несколько лет. Само собой разумеется, Каншау с величайшей радостью воспользовался предложением своей ненавистной жены-старухи и немедленно отправился на родину. Здесь, на родине, Каншау счастливо прожил с женой и детьми более трех лет и жил бы, конечно, больше, но к ужасу своему стал замечать, что мучительная болезнь снова стала; возвращаться. Тогда он решил окончательно покинуть родину. С этой целью, забрав семью, он отправляется в аул Баташево. Здесь он оставляет жену у ее родственников, а сам тайком от нее, забрав дочерей Кантин и Каз, уезжает в Шемаху. В Шемахе, говорят, Каншау, любимец хана, выдал за последнего замуж свою старшую дочь Кантин, а младшую дочь Каз - за владетельного кумыкского князя, который в честь ее назвал свой народ казикумыками. О жизни Каншау-бия, относящейся к этому периоду времени, о его смерти в горском народе существует несколько вариантов.В поэме же говорится, что когда гяурские войска (гяур - иноверец - Ред.) брали. Эривань, Каншау был на мосту убит пушечным ядром. После смерти Каншау злосчастная Гошиах опять вернулась в Эль-джурту (Тар-ауз) и согласно обычаю, вышла замуж за старшего брата Каншау, калеку Эльбуздука. В этом замужестве Гошиах прожила еще 8 лет, и, как видно из песни, это время для нее было сплошным страданием. Умерла Гошиах в селении Эльтаркач, в Кубанской области, куда переселились Крымшамхаловы. В Эльджурте же и по настоящее время сохранились два памятника, один в честь Гошиах, называется "Гошиах-Каласы" ("Замок Гошиах"), а другой в честь Камгута - "Камгут-Кешене" (Склеп Камгута")… Когда храбрый Каншау-бий родился в Тар-аузе, Для Тара-ауза отверзлись врата Бога. Когда храбрый Каншау удалился из Тар-ауза, Аул карачаевский, подобно орлиным перьям, Рассыпался по камням и лесам. Когда храбрый Каншау жил в Тар-аузе, Были мы богаче Непе-базара". Теперь же, когда храбрый Каншау покинул Тар-ауз, Пусть моровая язва не выходит из Тар-ауза. У князя Бекмурзы родились четыре сына; Старшего звали Эльбуздук. Когда он встречался с неприятелем, Был лев и становился в львиную позу. Но пуля пробивает ему крестец. И он разлучается с равными себе узденями. Второй сын, князь Камгут, Преждевременно с жизнью расстался. Третий сын Каншау-бий. Князь Каншау водил дружбу с плоскостными князьями; Он улыбался без смеха, С князьями и ханами разъезжал, Он проникал в душевные тайны людей. Княгиня Гошиах так сказала: - Взглянувши в окно, я видела в тени равнины лисицу. Ее карачаевские охотники, преследуя, в волка превратили. Да переведется весь род Атажукиных; Они накормили Каншау ослиным мозгом, Они моего милого Каншау-бия с ума свели. Мой милый Каншау ушел в Шемаху к казикумыкам. Не желаю даже злейшим врагам и недругам Довериться друзьям, подобным Атажукиным. Эльбуздук калека, ни на что не способен, Гилястан еще молод, Я же, женщина слабая, приношу всем одно несчастье. Покуда мой Каншау вернется из цветущей Шемахи, Кто, как он, Тар-ауз будет оберегать? В крепости Эривани (Ириуани) горят огни без дыма, Я отдам замуж Кантин и Каз без калыма Тому, кто сообщит верную весть о моем Каншау. - Пойдем, Карачач (служанка Гошиах), к Черному камню, Посмотрим, не едут ли всадники с равнины Мухур, Узнаем, жив ли мой милый Каншау-бий. Если умер, памятник князю у Черного камня поставим, Будем плакать и рыдать, Чтобы (от жалости) Черный камень на две части раскололся. Будем плакать и рыдать так, Чтобы трескалась земля и лопались камни. Кто же из тысяч испытал То, что мы изведали, злосчастные? Плача и рыдая, к Черному камню пошли, С равнины Мухур нескольких всадников приметили. - То едут ли горцы, иль кабардинцы? Нет ли среди них храброго Каншауа? Не похожа ли лошадь среднего на жеребчика Генже? Не носит ли всадник оружие, как мой Каншау? Они навстречу всадникам пошли, Каншау-бия на жеребчике Генже встретили. Они друг другу несказанно обрадовались, Радостно обнялись, домой отправились. Там веселилась карачаевская молодёжь. Княгиня Гошиах так сказала: - По-прежнему мы в Тар-аузе. Жили опять мы с моим Каншау-бием счастливо, Теперь он должен возвращается в цветущую Шемаху. Он не может изменить данному слову своему. Лисьей шапки с не загнутыми полями Князь Каншау так и не надел. Княгиня Гошиах, плача и жалуясь, Поехала в Баташев аул, Не в силах расстаться с Кашпау-бием. Блестят льды Минги-тау (Эльбруса - Ред). На берегу Терека видны следы, То следы конной арбы князя Каншау - бия. Княгиня Гошиах так сказала: - Осталась я в ауле Баташево, Полы дорогой шубы не разворачивала, Со своими детьми Кантин и Каз разлучена. Да пусть, как я, плачут и рыдают Девы Бибертовых, ныне беззаботно живущие... Да, пусть рыдают, как Кантин и Каз. Желтоволосые княжны Атажукиных, Причинивших мне сии дела. На плоскости шатающихся неуков, Скручивая уши, в лошадей превращают. Хану шемахинскому, играя в шахматы, Храбрый Каншау мат дал. Он, мой Каншау, приближенный шемахинского хана; Пред очами шемахинских княжен - он светильник. В тот день, когда через реку мост стлали, Когда крепость Эривань гяурские войска взяли, Лошадь Генже на мосту свалили И князя Каншау пушечным ядром убили. Могучие руки, некогда натягивавшие лук, Теперь бессильно качаются в воздухе. Дошла печальная весть до княгини Гошиах; Княгиня Гошиах осталась с растерзанной душой. - У Тар-ауза есть скалы с выступами, Пусть они обрушатся друг на друга! О, пусть те места, где убит мой Каншау, Наполнятся дождем с черной кровью и гноем: На ноги надену чабыры горные (чувяки) , В руки возьму железную палку, Плача и рыдая отправлюсь в те места, Где умер мой храбрый Каншау-бий. Плача и рыдая, я заставлю те места распасться на части, Я жена хана Каншау, невестка Крымшамхаловых, Дочь князей Бибертовых. Брат моей матери Боташев Эльджеруко Хорошо поет грустные старинные песни И играет на кобузе ( народный муз. инструмент, разновидность скрипки). Почему мой хан Каншау Нашел достойным завещать Выйти мне замуж за Каражаева - слепую свинью? Лишь только за его ловкое конокрадство? Много одежды сшила я Каншау-бию моему, Она, не носимая, осталась в сундуках. Семь целых лет прожила я в Эльтеркаче, Не любя ленивого калеку Эльбуздука. О судьба, сжалься надо мною, Освободи меня от немилого Эльбуздука, Так же, как разлучила с Камгутом и Каншау. Хотя славный Гилястан молод, Но вышла б замуж за него. Молодой Гилястан пошел послом за горы к Дадиану (имеретинский князь), Он еще не возвратился. Княгиня Гошиах плакала без слез, Княжеских одежд не надевала, Всю жизнь по Каншау-бию носила траур. * Поэма "Каншау-бий" заимствована из тетради Науруза Исмаиловича Урусбиева. ("Терский сборник" - литературно-научное приложение к "Терскому Календарю", 1904 г., вып. VI. Владикавказ, 1903, с. 249-334.)

Amigo: Спасибо всем ответившим за инфо про мусульман-осетин, дигорцев и расселение различных народов на Кавказе.

огъары учкулан: теперь, комментарии Тульчинского, где находиться Тар-ауз: В то время, к которому относится поэма «Каншаубий», Крымшамхаловы жили в ауле ЭльДжурт, существующем по настоящее время (этот отселок состоит из нескольких саель) и расположенном у подножья скал, на левой стороне р. Баксана, в 56 верстах выше селения Куркужана. В поэме это селение названо «Тарауз», что значит погорски узкий проход, рот". Но в поэме написано: "Семь целых лет прожила я в Эльтеркаче, Не любя ленивого калеки Эльбуздука.". Т.е. она 7 лет прожила с Эльбуздуком Крымшамхаловым в Эльтаркаче. Где находится Эльтаркач - в КЧР. Севернее Карт-Джурта, Учкулана и Хурзука. Что об этом еще можно сказать? Согласно Иваненков ("Карачаевцы". ИОЛИКО. 1912 г.) "НО ПЕРЕД ТЕМ, КАК ПОСЕЛИТСЯ В ЭТОЙ ДОЛИНЕ, КАРАЧАЕВЦЫ НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ НА ЭЛЬТАРКАЧЕ И В ВЕРШИНЕ Р. БАКСАНА". Т.е. Эльтаркаче действительно в какой то период жили карачаевцы. Есть предания карачаевцев, что в Эльтаркаче в башне жила княгиня Гошаях (Дрягин. 1930 г.). "Гошаях" отразилась в топонимике - карта из издания нач. 20 в., где видно Гошаях-сырт и река Гошаях

Bolat: огъары учкулан пишет: Семь целых лет прожила я в Эльтеркаче, Не любя ленивого калеки Эльбуздука. аланы то где?За горами в Абхазии где Буслак? Прочитав именно Урусбиевскую версию,видно насколько она нестыкуется с дигорской,названия не идентичны,все дружат с кабардинцами,часто у них живут,значит знают язык (в дигорской версии не так).Приключения самого Каншау-бия разнятся как местом,так и событиями.Всё это не отменяет дигорскую копию песни о Каншау-бие и его брате ,при этом ничего не говорится о Крымшамхалах,Атажукиных и прочих князьях.Асское село?Да асское,в асской стороне,но учитывая полный бедлам с названиями Шемаху путают с Дагестаном,Боташево с Бештау,да и сам финал различен,что ещё можно сказать

огъары учкулан: Bolat пишет: аланы то где?За горами в Абхазии где Буслак? Прочитав именно карачаевскую версию,видно насколько она нестыкуется с дигорской,названия не идентичны,все дружат с кабардинцами,часто у них живут,значит знают язык (в дигорской версии не так).Приключения самого Каншау-бия разнятся как местом,так и событиями.Всё это не отменяет дигорскую копию песни,при этом ничего не говорится о Крымшамхалах,Атажукиных и прочих князьях аланы в дигорской песне ; ))) Буслак - вполне возможно Эльбуздук. Тем более Эльтаркач - прямо напротив Абхазии, за горами. А что версии меняются, это есстественно, для фольклора.

огъары учкулан: Bolat пишет: а асское,в асской стороне,но учитывая полный бедлам с названиями Шемаху путают с Дагестаном,Боташево с Бештау,да и сам финал различен,что ещё можно сказать Бештау - очевидно осетинский сказатель так иссказил изначальное Боташево - родовой аул Гояшаях.

Amigo: Фото нужно сжать, иначе формат темы - вылазиет за монитор

Albert: Bolat пишет: С чего бы?Овсети как и её язык образовались в предгорье Нет, в горах! Предгорья - это фантазии Миллера, Абаева и присных.

огъары учкулан: Amigo пишет: Фото нужно сжать, иначе формат темы - вылазиет за монитор как то не поулчилось((

Amigo: огъары учкулан пишет: как то не получилось(( Закачивайте лучше сюда: http://shot.qip.ru/?from=forum Вот пример: В большом формате: http://shot.qip.ru/00bqaK-312ssF4xxN/

огъары учкулан: Bolat а откуда первоисточник про Буслака?

Bolat: АСское село это Балкарская сторона,в балкарской стороне живут два брата,Цаген никак с Тар-аууз или Эльтаркач несходится Из Хотко В отчете, представленном в Посольский приказ, говорится о «Карочае»,«Корачее», «Корочаевой Кабарде». Более того, сообщается о «карачаевских князьях», двух братьях Эльбуздуке и Элистане--1639 К 1685 г. относится сообщение миссионера Распони об аланском владетельном князе Буслаке, который принял монаха «с большим почетом, как доверенное лицо мтавара Саре ка». Начинаем копать тему ,искать связи карачаевских князей на 1685 год Гилястан идентичен Элиста ну (Елистану) статейного списка, который являлся послом Алегуки ко двору могущественного Левана IIДадиани (1611–1657). Послом был и его брат Эльбуздук .Итак в 1639 году ИЗ ПОЭМЫ Семь целых лет прожила я в Эльтеркаче, Не любя ленивого калеку Эльбуздука. Хотя славный Гилястан молод, Но вышла б замуж за него. Молодой Гилястан пошел послом за горы к Дадиану (имеретинский князь), Он еще не возвратился. ----------ЭТО РАЙОН 1639 ГОДА А РАНЕЕ В ПОЭМЕ----Эльбуздук калека, ни на что не способен; ИЗ ЗА РАН.Включаем математику и считаем Буслак силён и принимает послов в Алании в 1685году--1639год время присутствия Эльбуздука -калеки в Грузии =46 лет.Княгиня говорит о молодости Гилястана и никчёмности Эльбуздука в 1639 году....к 1685 году он наверняка уже лет двадцать как умер так что увыыы,да и созвучия я невижу совсем

Albert: огъары учкулан пишет: как то не поулчилось(( Видимо, ты попал на момент, когда редактировал твое сообщение. Я изменил карту, выставив на превью.

Bolat: огъары учкулан пишет: Бештау - очевидно осетинский сказатель так иссказил изначальное Боташево Угу ещё Персию с Дагестаном,иную фамилию с Атажукиными,и прочая прочая прочая...завтра постараюсь сравнить построчно

Is-tina: Albert пишет: Нет, в горах! Предгорья - это фантазии Миллера, Абаева и присных. Вторично пишу про это. Альберт, ты совершенно необъективен в данном вопросе. Авторов же делишь по тому же принципу - необъективности. Все для тебя - "присные". А надо каждого оценивать многосторонне и разно. Кстати, Миллер о карачаевцах написал весьма хорошо. По крайней мере объективно. Но выше я написала о Вахушти. Он тоже, наверное, "фантазер" по-твоему. Все кто не подходит под твою идею - - "фантазеры".

Bolat: Albert пишет: Предгорья - это фантазии Миллера, Абаева и присных. Да ладно дигорцев у Ардоза по-армянской географии видим,а в эпосе Нарты-осетины ходят в 7летние походы по-степям и к морям,но при этом по-Альберту фантазирует Миллер,а не Мровели и Вахушти)))

огъары учкулан: Bolat пишет: .Включаем математику и считаем Буслак силён и принимает послов в Алании в 1685году--1639год время присутствия Эльбуздука -калеки в Грузии =46 лет.Княгиня говорит о молодости Гилястана и никчёмности Эльбуздука в 1639 году....к 1685 году он наверняка уже лет двадцать как уме может да, а может и нет. Он после ранения все же был живой. "ни на что неспособен", это очевидно не связанное с его жизнью. Если Эльбуздук, допустим роидился в 1600 г., ему бы было 85 лет. Т.е. возраст вполне себе возможный. А его статус "владетельного князя" был весьма понятен, т.к. был младше Камгута, и оставался старшим в ыроду, поэтому и "владетельный". Но если ты нам предоставишь другую кандидатуру "владетельного князя" - с удовольствием почитаю!

огъары учкулан: Bolat пишет: Угу ещё Персию с Дагестаном,иную фамилию с Атажукиными,и прочая прочая прочая...завтра постараюсь сравнить построчн опять началось? ты как маленькое дитя, честное слово. давай, "без угу" и прочее, хорошо? а теперь: для чего сравнивать? одним словом.

Умар: Bolat пишет: Угу ещё Персию с Дагестаном,иную фамилию с Атажукиными Болат ,зачем требовать от сказителей добуквенного соответствия ,если сам в дигорском тексте Атажукиных не увидел ,вот же они Хадохъцыхъоты . А село ,упоминаемое в дигорском тексте , это Тегенекли .

Bolat: огъары учкулан пишет: для чего сравнивать? одним словом. Для Познания вопроса асских сёл и прочего если бы Ты мне ещё варианты нашел других народов,было бы вообще блеск

Bolat: огъары учкулан пишет: "ни на что неспособен", это очевидно не связанное с его жизнью. а с чьей то жена Его говорила-плакала)огъары учкулан пишет: Если Эльбуздук, допустим роидился в 1600 г., ему бы было 85 лет. Т.е. возраст вполне себе возможный. Ну да))Дадиан прожил 46 лет,а Эльбуздук именно в 85 гутарил с итальяшкой,всё бы ничего,но люди этого семейства умирали рано,два первых брата

Bolat: Умар пишет: Атажукиных не увидел ,вот же они Хадохъцыхъоты Согласен Ори, о, эй, эй. Эчкиле кирдиле Тар аузу акълагъа, Башым къалды къанлы Тар аузун сакъларгъа. Ой, Тар ауузну таракътаулары, бузлары, Менлей къалсынла Хадаужукъланы къызлары, ой. Ори, о, эй-эй. Бештамакъгъа гетен кёпюр салгъан кюн, Аман Элбуздукъ бла мен къалгъан кюн, Андан эсе мен жарылып къалгъаем, Неда кичи Гилястаннга баргъаем, ой. тож подходит Подумал Каншаубий и поехал дальше. а как до Бештау добрался, завёз своих на гору. приковал там а сам свинтил ко второй жене. Госага рыдала- кричала и от её слёз получился родник на Бештау. Там какой-то путник проходил, увидел их и освободил. да и с селом скорее так Тегенекли -Цеген

Albert: Is-tina пишет: Вторично пишу про это. Альберт, ты совершенно необъективен в данном вопросе. Авторов же делишь по тому же принципу - необъективности. Все для тебя - "присные". А надо каждого оценивать многосторонне и разно. Кстати, Миллер о карачаевцах написал весьма хорошо. По крайней мере объективно. Но выше я написала о Вахушти. Он тоже, наверное, "фантазер" по-твоему. Все кто не подходит под твою идею - - "фантазеры". Тина, не надо мне вдалбливать, что я не объективен! Сегодня уже не могу писать, отвечу тебе завтра. Скажу лишь сейчас, что ооочень сильно ошибаешься!

огъары учкулан: Bolat пишет: а с чьей то жена Его говорила-плакала) ну так там где написано что он умер, несмотря на то что "ни на что не способен"? он мог быть парализован, допустим Bolat пишет: Ну да))Дадиан прожил 46 лет,а Эльбуздук именно в 85 гутарил с итальяшкой,всё бы ничего,но люди этого семейства умирали рано,два первых брата и что? во первых, про 1600 г., предположение. Мог он родиться и позже, а мог и раньше. Что касается 85 лет, и это не предел. Это не 185 лет. Во вторых, Камгута убили, а Каншаубия отравили... Bolat пишет: Для Познания вопроса асских сёл и прочего если бы Ты мне ещё варианты нашел других народов,было бы вообще блеск чего прочего? по возможности посмотрю, но думаю кстати у Астамура наверняка есть кабардинский вариант А так, если у тебя более вероятный кандидат имеется, рад его рассмотреть!

Умар: Bolat пишет: Согласен,но с селом пока нет С селом то же самое , тигенек -колючка ,чыгъанакъ -то же самое. Между прочим чыгыр, тыгыр ,цыгыр (осет.) и среднеазиатское такыр -одно и то же слово (помогу вашим лингвистам )

Bolat: огъары учкулан пишет: Что касается 85 лет, и это не предел. Там пишут,что шли послы через Сванетию,Алания Буслака у Бедии,это иная сторона,да и воевала на то время Абхазия и Мигрелия не на жизнь а на смерть,итог:Крымшамхалы были в ином лагере А пошли ис Корачеев октября в 28 день. А пошли, покинули седла в Корочеях, а после нас Хопука, мурьза черкаскай, взял к себе лошеди.А пришли в Сонскою землю (Сванетию, которая входила в состав Мегрельского мтавар ства. – Прим. С. Х.) в деревню Влешкараш ноября в 1 день.



полная версия страницы