Форум » АЛАНЫ, СКИФЫ и др. » У осетин отбирают аланскую историю? » Ответить

У осетин отбирают аланскую историю?

Albert: Обнаружил вот такую статью: У осетин отбирают аланскую историю? 16 апреля 20:07 Вторник "Неуд" при проверке институтов Российской академии наук получил лишь один из всех подразделений РАН по стране - Центр скифо-аланских исследований Владикавказского научного центра. Теперь его реорганизуют в небольшой отдел без юридического статуса. Председатель ВНЦ Анатолий Кусраев трагедии в этом не видит и научную направленность скифо-аланских исследований менять не собирается. Но есть и другое мнение: история алан выходит далеко за рамки осетиноведения, и центр просто не соответствовал своему названию. Ингуши, чеченцы, карачаево-балкарцы - все эти народы Северного Кавказа претендуют на звание потомков аланов - древнего кочевого воинственного племени, появившегося в I веке нашей эры в Приазовье и Предкавказье, где жили скифы и сарматы. Но только осетинам удалось закрепить за собой право называться аланами и при развале СССР втиснуть этот топоним в название своей республики. Пять лет назад работа антрополога Виктора Шнирельмана "Быть аланами: интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в XX веке" наделала немало шума в осетинской научной среде, потому что он указал на политическую мотивацию тех, кто отмел все иные версии происхождения осетин и оставил только аланскую. К их числу принадлежал и Василий Иванович Абаев, именем которого был назван созданный в 2001 году при Владикавказском научном центре РАН Центр скифо-аланских исследований. В этом году центр имени Абаева получил самую низкую оценку из всех проверенных Российской академией наук своих структурных подразделений. Его руководитель 82-летний археолог Баграт Техов в интервью порталу "Наука и технологии России" выразил сожаление, но объяснил данный факт отсутствием большого штата сотрудников. "Мы не освещаем в достаточной мере намеченные в своё время вопросы. Некому работать!" - посетовал он на нехватку специалистов. В последнее время Центр занимался преимущественно изучением истории и мифологии нартов и диалектов осетинского языка. Кроме того, вышло несколько работ по археологии и хронологии кобано-тлийской культуры. Но деятельностью этого подразделения РАН были недовольны даже осетиноведы. Историк, старший научный сотрудник Юго-Осетинского НИИ имени Ванеева Юрий Гаглойты отмечал, что республике нужен "единый научный центр по этногенезу и этнической истории осетин", поскольку центр Абаева с этой задачей не справляется, отчего и появляются такие исследования, как у Шнирельмана. "Одним из плюсов его работы (центра - ред.) можно считать издание журнала "Нартамонга", да и то практически отданного под публикации зарубежных исследователей, очевидно, по принципу "Запад нам поможет", - иронизировал Гаглойты. Впрочем, председатель Владикавказского научного центра РАН Анатолий Кусраев в интервью осетинским журналистам заявил, что никаких проблем, кроме малочисленности, у Центра имени Абаева нет, и еще в 2007 году его хотели реорганизовать в отдел при президиуме ВНЦ. Тогда этот процесс был отложен, а теперь, после "неуда" при проверке РАН, самое время центр как юридическое лицо ликвидировать. Ученые же как занимались встраиванием осетинской истории в скифо-сарматскую версию, так и будут продолжать. Между тем скифо-сарматский период истории действительно очень интересен и нуждается как в дальнейшем изучении, так и в некотором ревизионизме. Этим направлением в республике занимается отнюдь не только упраздняемый центр. В Северо-Осетинском институте гуманитарных и социальных исследований по аланской тематике работает старший научный сотрудник, кандидат исторических наук Сергей Перевалов. Его-то корреспондент "Большого Кавказа" и попросила прокомментировать расформирование Центра скифо-аланских исследований. "Президиум РАН проводит мониторинг всех институтов, входящих в систему Российской Академии наук. Их около 450, и среди них вот этот центр скифо-аланских исследований. Проверку прошли, кажется, около 370 институтов, еще несколько десятков институтов находятся в состоянии подготовки к этой проверке, - отметил Сергей Михайлович. - Из тех институтов, что проверены, последнюю категорию, то есть фактически "неуд", получил вот этот центр. Еще 10 или 12 институтов - вторую категорию - на "троечку". С ними тоже будут что-то делать. А все остальные зачислены в первую категорию как лидеры. Количество институтов первой категории зашкаливает. Не может быть 95% лидеров. На мой взгляд, эта оценка отличается высокой степенью формализма, там очень много формальных критериев, а надо смотреть на содержание. РАН оценивает сама себя, как, знаете, манная каша сама себя хвалит. Что касается вот этого центра скифо-аланских исследований. Это небольшое учреждение, в нем состояло 8 сотрудников. Руководитель - Баграт Виссарионович Техов, наш известный археолог, специалист по Кобанской культуре. Я не видел документа, в котором определялись параметры, по которым институт получил "неуд". Могу только высказать свое мнение, как человек, который занимается аланскими и сарматскими исследованиями. У меня свои претензии к работе этого центра. И главная состоит в том, что центр укомплектован неспециалистами. История скифов - сарматов - аланов рассматривается там как часть осетиноведения, то есть истории Отечества. А она должна быть междисциплинарной или полидисциплинарной наукой, объединяющей специалистов различных разделов всеобщей или зарубежной истории, поскольку основные источники - на чужих языках. Здесь нужны не осетиноведы, а специалисты со знанием языка источников, а источники, прежде всего латинские, греческие, древнегрузинские, древнеармянские, восточные, особенно важны арабские, тюркские. Должна быть комплексная научная дисциплина на стыке антиковедения, то есть науки о греко-римских древностях, медиевистики - западном средневековье, востоковедения - истории арабских, тюркских стран до присоединения Кавказа и Осетии к России, кавказоведения и так далее. Этот Центр, как и СОИГСИ и другие институты Владикавказа, входит в систему Владикавказского научного центра РАН, который возглавляет Анатолий Георгиевич Кусраев. Он считает, что неэффективность центра проистекает не из низкого уровня научных исследований, а ввиду его малочисленности, не позволившей центру состояться как полноценному институту РАН. Но я вновь заостряю внимание на том, что здесь нужны не осетиноведы, а специалисты другого профиля, со знанием древних языков - языков источников, специалисты, работающие с современной западной литературой. Мы же говорим о мировом уровне исследований. Нужны люди, которые публикуются в профессиональных антиковедческих, медиевистических, востоковедных журналах - российских и зарубежных. Таковых в республике нет, и перспективы центра мне видятся весьма туманными". Светлана Болотникова http://www.bigcaucasus.com/events/analysis/16-04-2013/83051-centr_abaeva-0/

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All

Tsurungal: Albert пишет: Я никому не отказываю в регистрации и никого не баню, пока не начнется откровенное хамство и оскорбления. Пока, по-моему, еще не было такого в этом форуме. Форум правда резко выделяется из остальных форумов по похожим темам.Спокойный форум где и говорят , и выслушать могут ) Спасибо вам за такой форум, друзья.

Albert: Tsurungal пишет: Форум правда резко выделяется из остальных форумов по похожим темам.Спокойный форум где и говорят , и выслушать могут ) Спасибо вам за такой форум, друзья. Вам спасибо - всем участникам! Мое дело соблюдать порядок, ну и кое-что писать. А без участников форума быть не может. Честно говоря, очень неприятно, когда админ и модеры ведут себя по-хамски, считают себя шишками на ровном месте, позволяют порой "своим" любое хамство, а "чужих" оскорбляют, банят за любые провинности и т.п. К сожалению, во всех без исключения форумах, в которых я участвовал до сих пор, такое в той или иной степени имеет место быть. Я сам по себе не хотел руководить никаким форумом, но был вынужден создать его, поскольку со скандалом ушел с другого. Руководить не люблю, всегда считал и продолжаю считать, что все люди равны изначально, а потому в этом форуме будем соблюдать это равенство. Порядок тоже будем соблюдать.

Гергокова Лейля: Друзья, помогите разобраться вот с этим текстом: Хчавъ табудонъ,хчавно хчо фодъ да хорзахненъ ратъ! Вашкиргинъ хчонда фодъ,да хорзахненъратъ! Деда хтиса табудонъ да хорзаненъ ратъ! Илiя табудонъ хчонда фодъ да хорзахненъ ратъ! Хохо джуаръ да хорзахненъ ратъ! Наруашкирги да хорзахненъ ратъ!Брусабаели чизатда чидавгита бадисъ удонъ има ахчонде фодъ да хорзахненъ ратъ табудонъ,кувенники агуринъ монахчо фодъ! Гуржистане чидворта нсъ хчоне фодъ хорзахне радтутъ! Рускане Джуартенъ табудонъ. Русскане хорзахне радтутъ! Христiанъ хчо фодъ табудонъ да хорзахненъ ратъ. Растмегенегъ хчавъ! Намитаненъ срестмеке табудавенъ! Журнал «Филологические науки. Вопросы теории и Практики» № 7(25) 2013 часть 2 http://www.gramota.net/materials.html , где была опубликована статья Дарчиева Анзора Валерьевича «РАННИЙ ПАМЯТНИК ОСЕТИНСКОГО ЯЗЫКА: ТЕКСТ МОЛИТВОСЛОВИЯ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА» изъят из Инета. Интересно кому эта статья помешала. «В статье рассматривался малоизвестный текст осетинского молитвословия, записанный в первой трети XIX в. Уделив большое внимание проблеме происхождения данного источника и сопоставив все опубликованные его варианты, автор предлагал уточнённую реконструкцию исходного текста и выявлял в нём информацию, представляющую значительный интерес для изучения исторической диалектологии осетинского языка и религиозно-мифологических воззрений осетин».


Гергокова Лейля: Текст этой молитвы был еще приведен Яновским в книге "О древней кавказской Албании" 1846г.

Умар: Посмотри здесь http://www.gramota.net/articles/issn_1997-2911_2013_5-1_10.pdf

Is-tina: Лейля, я бы с удовольствием вам перевела. Но дико диалектно замутненный текст. Похоже, что основа взята из южанских говоров. Тем более что Гуржистан упоминается. Да и вообще, в те времена духовные тексты только с грузинской стороны распространялись. Так что все перемешано по разным периметрам и все несовершенства соединились в первых попытках создания хотя бы молитвенных текстов. (алфавита еще не было нормального). Перевод буквальный трудно, конечно, сделать. Но общий смысл. Везде повторы. Хчав – это Бог. И все обращается к нему. И повторяется– в смысле – «Дай нам днесь» - (кажется, такая молитва есть). Уастырджи – дай нам днесь. Горные Дзуарта ( то есть святые гор) – то же самое . Ко всем обращение и везде – дай нам днесь. Все однообразно. Дай нам Благодарение! Последние слова: Праведный хусау ! Наши дела выправи. Ну, так вот, в общем. Приблизительно, по внутреннему восприятию.

Гергокова Лейля: Спасибо Вам большое,Тина!

Гергокова Лейля: Умар пишет: Посмотри здесь http://www.gramota.net/articles/issn_1997-2911_2013_5-1_10.pdf Уже смотрела. Это ссылка на удаленный номер журнала о котором я писала здесь.

Tsurungal: Гергокова Лейля пишет: Деда хтиса по - грузински - Богородица. Деда - мама, Гъвтиса - досл. - божества ( род.п. ) Гергокова Лейля пишет: Брусабаели Брусамдзели - вершина в Грузии .

Jan: Гергокова Лейля пишет: Илiя табудонъ По карачаевски табыннган - поклонение созвучен с повторяющимся перед разными божествами табудонъ.

Turk: Jan пишет: табыннган наверное общетюркское? на турецком глагол тап- поклоняться

Amigo: Albert пишет: Еще как тронулся! Мне представляется, что вся та информация, которую мы на протяжении нескольких лет выкладывали в интернет-форумах (а тот же Сергей Перевалов, насколько мне известно, кое-что из того, что мы писали в "Карачайзе" почитывал), после получения данных по ДНК осетин и карачаево-балкарцев, вспомнилась многими исследователями и доверие осетинской версии сильно упало. Возникла потребность исследовать и другие версии Признаюсь честно, до ДНК-генеалогии, наивно полагал, что осетины прямые потомки алан. Конечно я читал мнения других ученых, но понял, что я ошибался - после данных ДНК-тестирования современных осетин. Из субкладов Великой Степи у осетин оказалась только R1b. Окончательное мнение у меня сформируется после данных палео-ДНК древних алан.

Amigo: Bolat пишет: Переписываясь с Переваловым лично удостоверился,что он не только шумная личность для Науки СО ,но и ,,буксует,,в знаниях.. Болат, это не аргумент. Легче простого сказать что вы переписывались с каким-то ученым - и вам его знания показались детским лепетом. Т.к. вы предлагаете поверить вашему убеждению о нём. Для меня гораздо проще будет если Болат вы напишите книгу - и я прочитаю книгу Сергея Перевалова - и уж там то видно будет кто ас в своем деле, Вы или Сергей Перевалов.

Amigo: Один пишет: Ваханцев(самая большая группа Памирцев) будут тестировать, так же и Язгулямцев Шугнанцев Бартангов и других с помощью спонсоров Осетинского проэкта В Сколотском знакомый переход от "*D" в "L" Askuz(Asku*d)->Askul->???->Язгул<-Язгулямцы(Халлилов с преданием от Язгулямцев) А Шугнан переводят как територия Саков Самоназвание осетин само говорит за себя. Ирон. Ваши предки с Ирана! Ирон=Иран. Кстати таджики называют Иран - Ироном. Это объясняет иранский язык у вас, предки осетин - с Ирана. А скифы, сарматы, аланы, саки это народы северо-евразийских степей, и языки их неизвестны, предполагается что они говорили на арийских языках. P.S. Можно всю жизнь поклоняться чужим предкам и не уважать своих, это к тому, что если предки осетин не скифы, не сарматы, не аланы, а другие древние народы - то дай Бог здоровья и удачи тому первому осетинскому историку - кто первый обнаружит настоящих предков своего народа, а не выдуманных. Скифо-сармато-аланское происхождение осетин впервые было высказано Н.Я.Марром, если он ошибься - то по цепочке ошиблись все кто повторил его мнение.

Amigo: Один пишет: Askuz(Asku*d)->Askul->???->Язгул<-Язгулямцы(Халлилов с преданием от Язгулямцев) Есть фото Халилова? Вы уверены в том что он язгулямец? Самоназвание язгулямцев - згямиг. Внешность представителей этого народа резко отличается от внешности остальных народов Средней Азии. Язгулямцы являются высокими, светлыми европеоидами со светлыми глазами. Происхождение язгулямцев окутано тайной. Так, по мнению некоторых ученых, жители Язгуляма являются прямыми потомками Александра Македонского, о чём свидетельствуют и предания, бытующие в Средней Азии. Однако доказать истинность этой теории не представляется возможным.

Тахир: Альберт, название этой темы надо поменять, а то оно несколько грубоватое. Можно, например "Российская академия наук меняет вектор исследований скифо-аланского вопроса?".

Гергокова Лейля: Tsurungal пишет: по - грузински - Богородица. Деда - мама, Гъвтиса - досл. - божества ( род.п. ) Брусабаели Брусамдзели - вершина в Грузии . Спасибо большое

Источник: Amigo пишет: Самоназвание язгулямцев - згямиг. Если вам еще не надоело разбираться-вот ссылка на академическое издание("К вопросу о скифском языке". Иванчик): http://www.sno.pro1.ru/lib/vdi/2009/vdi-2-2009.pdf В частности,никакого скифского слово "maglu"(которым они обозначали лебедя) не было.Это выдумка Витчака. А было слово "aglu"(с прозрачной тюркской этимологией-"белого цвета,белый"). От себя добавлю,что не решен вопрос с греческим сочетанием "μπ". Согласно греческой грамматике это буквосочетание в начале и конце слова может читаться как "б". В середине слова как "мб" или "мп".Однако это не касается иностранных и заимствованных слов,где в любой позиции "мп" может читаться как "б". А ведь на это завязано несколько этимологий. Например,Витчак настаивал,что "артимпаса" нужно читать как "артибаса".(я лично считаю,что это тюркское "артбаши"-богиня гор"-один из эпитетов Афродиты). Слово Эксампей (Εξαμπαιος) разлагают обычно или на "yaksham-payah"(что якобы с иранских означает "священный путь") или a-ksam-paya(«не пригодная вода»-с индоарийских). http://www.perunica.ru/etnos/5987-geograficheskaya-lokalizaciya-skazochnyh-obektov-glava-2.html Однако гугл-переводчик упорно транскрибирует буквосочетание "μπ" в этом слове через "б"-в таком случае две эти этимологии отвергаются по фонетическим соображениям. Можете послушать: https://translate.google.ru/?hl=ru&tab=wT#el/ru/%CE%95%CE%BE%CE%B1%CE%BC%CF%80%CE%B1%CE%B9%CE%BF%CF%82 Вот такие огромные барханы псевдонауки в свое время возвела "академическая наука",которые сейчас сама же по-тихоньку разгребает.

Tsurungal: Гергокова Лейля пишет: Намитаненъ на грузинском это слово означает слишком, чересчур. просто не обратил сразу внимания. Гергокова Лейля пишет: Спасибо большое Не за что. Вам, наверное, очень интерестен этот перевод ..

Tsurungal: http://www.youtube.com/watch?v=MsdmTCn5cJg Интересное видео про Дигорское святилище( вроде это Задалески нана ). Интересно, связаны ли между собой названия тапан-Дигория и этноним абазин-тапанта ?

Тахир: Tsurungal пишет: Интересно, связаны ли между собой названия тапан-Дигория и этноним абазин-тапанта ? Да, оба слова от нашего слова тёбен - нижний.

Is-tina: тъæпæн по-осетинский означает - плоский, плоскостной. Вряд ли Тахир, это от приводимого тобой слова. В фразе Tsurungala это может означать - плоскостная Дигория, плоскостные абазины.

Тахир: Is-tina пишет: тъæпæн по-осетинский означает - плоский, плоскостной. Вряд ли Тахир, это от приводимого тобой слова. В фразе Tsurungala это может означать - плоскостная Дигория, плоскостные абазины. В принципе, дигорское тъæпæн тоже тюркского происхождения, но в данном случае о плоскости не может быть речи, потому что территория, которая называется "Тапан Дигора" не на плоскости, а тоже в горах, но ниже, чем, например, Стур-Дигора.

Гергокова Лейля: Tsurungal пишет: Не за что. Вам, наверное, очень интерестен этот перевод .. Женская интуиция мне подсказывает, что эту древнюю осетинскую молитву наши "академики" намеренно избегают. Только вот по какой причине... Нужно найти ответ на этот вопрос.

Is-tina: Тахир пишет: оба слова от нашего слова тёбен - нижний. Тахир пишет: о плоскости не может быть речи, потому что территория, которая называется "Тапан Дигора" не на плоскости, а тоже в горах, но ниже, чем, например, Стур-Дигора. Тахир, ты слаб философски в данном вопросе. Слово «нижнее» у осетин есть свое . «Даллаг». Есть названия сел – Даллагкау, например. Есть слово – уаллаг – верхнее. (Уаллагир). Тапан –слово, в принципе связанное с плоскостью. Например, плоскогорье – тапанхох. И т.д. Выселение на плоскость- квинт-эссенция осетинской истории. И понятие «плоскостное» могло относиться к самым различным природным условиям. Моздокская Дигория – плоскостная. Чуть ниже Галиата – тоже – выход на плоскость, и тоже может иллюстрировать понятие «тапан» Хотя кругом – горы. Слово «нижний» - это другая пространственная ориентация. А у тебя получается как в твоем же сегодняшнем анекдоте про книгу о квантовой механике. Что «нижний», что «тапан» - все одно и то же.

Тахир: Is-tina пишет: Тахир, ты слаб философски в данном вопросе... Тапан –слово, в принципе связанное с плоскостью. Например, плоскогорье – тапанхох. И т.д. Выселение на плоскость- квинт-эссенция осетинской истории. И понятие «плоскостное» могло относиться к самым различным природным условиям. Моздокская Дигория – плоскостная. Чуть ниже Галиата – тоже – выход на плоскость, и тоже может иллюстрировать понятие «тапан» Хотя кругом – горы. Слово «нижний» - это другая пространственная ориентация. А у тебя получается как в твоем же сегодняшнем анекдоте про книгу о квантовой механике. Что «нижний», что «тапан» - все одно и то же. Зато силён лингвистически и логически. )) Тапан Дигора - не плоскость, а горная территория.

Ходжа:

Ходжа:

Ходжа:

Ходжа:



полная версия страницы