Форум » АЛАНЫ, СКИФЫ и др. » У осетин отбирают аланскую историю? » Ответить

У осетин отбирают аланскую историю?

Albert: Обнаружил вот такую статью: У осетин отбирают аланскую историю? 16 апреля 20:07 Вторник "Неуд" при проверке институтов Российской академии наук получил лишь один из всех подразделений РАН по стране - Центр скифо-аланских исследований Владикавказского научного центра. Теперь его реорганизуют в небольшой отдел без юридического статуса. Председатель ВНЦ Анатолий Кусраев трагедии в этом не видит и научную направленность скифо-аланских исследований менять не собирается. Но есть и другое мнение: история алан выходит далеко за рамки осетиноведения, и центр просто не соответствовал своему названию. Ингуши, чеченцы, карачаево-балкарцы - все эти народы Северного Кавказа претендуют на звание потомков аланов - древнего кочевого воинственного племени, появившегося в I веке нашей эры в Приазовье и Предкавказье, где жили скифы и сарматы. Но только осетинам удалось закрепить за собой право называться аланами и при развале СССР втиснуть этот топоним в название своей республики. Пять лет назад работа антрополога Виктора Шнирельмана "Быть аланами: интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в XX веке" наделала немало шума в осетинской научной среде, потому что он указал на политическую мотивацию тех, кто отмел все иные версии происхождения осетин и оставил только аланскую. К их числу принадлежал и Василий Иванович Абаев, именем которого был назван созданный в 2001 году при Владикавказском научном центре РАН Центр скифо-аланских исследований. В этом году центр имени Абаева получил самую низкую оценку из всех проверенных Российской академией наук своих структурных подразделений. Его руководитель 82-летний археолог Баграт Техов в интервью порталу "Наука и технологии России" выразил сожаление, но объяснил данный факт отсутствием большого штата сотрудников. "Мы не освещаем в достаточной мере намеченные в своё время вопросы. Некому работать!" - посетовал он на нехватку специалистов. В последнее время Центр занимался преимущественно изучением истории и мифологии нартов и диалектов осетинского языка. Кроме того, вышло несколько работ по археологии и хронологии кобано-тлийской культуры. Но деятельностью этого подразделения РАН были недовольны даже осетиноведы. Историк, старший научный сотрудник Юго-Осетинского НИИ имени Ванеева Юрий Гаглойты отмечал, что республике нужен "единый научный центр по этногенезу и этнической истории осетин", поскольку центр Абаева с этой задачей не справляется, отчего и появляются такие исследования, как у Шнирельмана. "Одним из плюсов его работы (центра - ред.) можно считать издание журнала "Нартамонга", да и то практически отданного под публикации зарубежных исследователей, очевидно, по принципу "Запад нам поможет", - иронизировал Гаглойты. Впрочем, председатель Владикавказского научного центра РАН Анатолий Кусраев в интервью осетинским журналистам заявил, что никаких проблем, кроме малочисленности, у Центра имени Абаева нет, и еще в 2007 году его хотели реорганизовать в отдел при президиуме ВНЦ. Тогда этот процесс был отложен, а теперь, после "неуда" при проверке РАН, самое время центр как юридическое лицо ликвидировать. Ученые же как занимались встраиванием осетинской истории в скифо-сарматскую версию, так и будут продолжать. Между тем скифо-сарматский период истории действительно очень интересен и нуждается как в дальнейшем изучении, так и в некотором ревизионизме. Этим направлением в республике занимается отнюдь не только упраздняемый центр. В Северо-Осетинском институте гуманитарных и социальных исследований по аланской тематике работает старший научный сотрудник, кандидат исторических наук Сергей Перевалов. Его-то корреспондент "Большого Кавказа" и попросила прокомментировать расформирование Центра скифо-аланских исследований. "Президиум РАН проводит мониторинг всех институтов, входящих в систему Российской Академии наук. Их около 450, и среди них вот этот центр скифо-аланских исследований. Проверку прошли, кажется, около 370 институтов, еще несколько десятков институтов находятся в состоянии подготовки к этой проверке, - отметил Сергей Михайлович. - Из тех институтов, что проверены, последнюю категорию, то есть фактически "неуд", получил вот этот центр. Еще 10 или 12 институтов - вторую категорию - на "троечку". С ними тоже будут что-то делать. А все остальные зачислены в первую категорию как лидеры. Количество институтов первой категории зашкаливает. Не может быть 95% лидеров. На мой взгляд, эта оценка отличается высокой степенью формализма, там очень много формальных критериев, а надо смотреть на содержание. РАН оценивает сама себя, как, знаете, манная каша сама себя хвалит. Что касается вот этого центра скифо-аланских исследований. Это небольшое учреждение, в нем состояло 8 сотрудников. Руководитель - Баграт Виссарионович Техов, наш известный археолог, специалист по Кобанской культуре. Я не видел документа, в котором определялись параметры, по которым институт получил "неуд". Могу только высказать свое мнение, как человек, который занимается аланскими и сарматскими исследованиями. У меня свои претензии к работе этого центра. И главная состоит в том, что центр укомплектован неспециалистами. История скифов - сарматов - аланов рассматривается там как часть осетиноведения, то есть истории Отечества. А она должна быть междисциплинарной или полидисциплинарной наукой, объединяющей специалистов различных разделов всеобщей или зарубежной истории, поскольку основные источники - на чужих языках. Здесь нужны не осетиноведы, а специалисты со знанием языка источников, а источники, прежде всего латинские, греческие, древнегрузинские, древнеармянские, восточные, особенно важны арабские, тюркские. Должна быть комплексная научная дисциплина на стыке антиковедения, то есть науки о греко-римских древностях, медиевистики - западном средневековье, востоковедения - истории арабских, тюркских стран до присоединения Кавказа и Осетии к России, кавказоведения и так далее. Этот Центр, как и СОИГСИ и другие институты Владикавказа, входит в систему Владикавказского научного центра РАН, который возглавляет Анатолий Георгиевич Кусраев. Он считает, что неэффективность центра проистекает не из низкого уровня научных исследований, а ввиду его малочисленности, не позволившей центру состояться как полноценному институту РАН. Но я вновь заостряю внимание на том, что здесь нужны не осетиноведы, а специалисты другого профиля, со знанием древних языков - языков источников, специалисты, работающие с современной западной литературой. Мы же говорим о мировом уровне исследований. Нужны люди, которые публикуются в профессиональных антиковедческих, медиевистических, востоковедных журналах - российских и зарубежных. Таковых в республике нет, и перспективы центра мне видятся весьма туманными". Светлана Болотникова http://www.bigcaucasus.com/events/analysis/16-04-2013/83051-centr_abaeva-0/

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All

Turk: Bolat я вижу одна пустая болтология, понятно, что ничего серьезного по поводу данных, ты сказать не можешь. По поводу эммигрантов трудовых кавказских в Европу, обратись к своим соотечествникам и подучи английский, источники есть в сети, я всего лишь высказал предположение, так как если нет связи с венгерскими ясами никакой, то словник либо фальшивка, либо от эммигранта. Словник подлинник может быть только если есть генетическая связь между ясами Венгрии и осетинами. Вы сами называется асами КБ, они между собой употребляет алан, но АСАМИ вы никогда себя не называли. Это тебе совет копай. Bolat пишет: Я Вам неверю,ибо солгав в одном,солжете и в другом.Информация Рожанского,нашего участника Одина--иная Брешешь глазом не моргаешь, времена жизни общих предков вам писал И. Рожанский и все они в районе средневековья, в родительских ветвях кучкуются сваны (и остальные грузины) и КБ - основная масса, не уверен максимум 2-3 осетина от общей массы и больше нет, смотри посты Алекса, И. Рожанского. Bolat пишет: Ну так что в итоге.Сваны и тюрки в Китае )))))))...туда она могла попасть только через ИРАН и ТУРАН,так что больше копайте))) Какая разница, как-бы маршрут не пролегал, пусть даже их носители пробирались туда окольными путям, окопами и шифруясь , там близкие сванам и тюркам-КБ, НО НЕ ОСЕТИНАМ, об этом задуймася, суть в этом, а не в их маршруте. На этом все, вижу ничего интересного ты сказать не можешь.

кеме: Бадель не ирон. Не путай. Бадель алан или хазарин. Не из персов. Однозначно.

Тахир: Bolat пишет: Потому Наука важнее,она разбирает сохранившиеся Источники и свидетельства древности,кои сами народы теряют. Не теряют. У народов СК сохранилось, именно Маджар. А теряют совесть те, кто зарится на чужую историю, например, как наш визваий. У вас, что своей истории разве нет? Почему к нам лепитесь?


кеме: Бадель не ирон. Не путай. Бадель алан или хазарин. Не из персов. Однозначно.

кеме: Бадель не ирон. Не путай. Бадель алан или хазарин. Не из персов. Однозначно.

Тахир: кеме пишет: Бадель не ирон. Не путай. Бадель алан или хазарин. Или золотоордынец.

Тахир: Turk пишет: Вы сами называется асами КБ, они между собой употребляет алан, но АСАМИ вы никогда себя не называли. Аскиши, ас с тюркского связано с понятием "жители низовий", и поэтому когда стали жить практически исключительно в горах, ас заменили соответственно на таулу (горец). Понимали то значение этого слова.

Bolat: Великим генетикам посвящаю в Овсети никогда не была Алания 8 век МУЧЕНИЧЕСТВО АБО ТБИЛЕЛИ http://libes.ru/132143.read?page=4 В те дни сарацинские владетели снова рассердились над правителем Нерсе и он бежал, ибо войско сарацин сильно его преследовало. Господь спас его от их рук. Он прошел ворота осетинские, известные под названием Дариалан http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Bagrat.../frametext1.htm ...Потеряв храбрых своих воинов, аланы приведены были в ослабление и Амзасп, побеждая их во всех местах, изгнал их из Иверии. По сем он собрал немалочисленное войско, перешел чрез Дариел, провел иверцев чрез реку Терек, достиг реки /80v/ Вардан (Кубань) и, наказав аланов, возвратился в свое царство.---СЕЙ ОТРЫВОК У МРОВЕЛИ-ОВСЫ http://www.apsuara.ru/portal/book/export/html/751 Летопись Картли. Передача Анакопийской крепости Византии (III. 295) Между тем в Анакопии пребывал другой сын210 царя Георгия211, [который был] от второй его жены, дочери осетинского царя. http://www.apsuara.ru/portal/book/export/html/751 Сообщения средневековых грузинских письменных источников об Абхазии. Еквтиме Атонели. Поминовение о странствии и проповедовании Андрея. Странствование апостолов по Кавказу и их пребывание в Абхазии62 (XIII — 28) …Затем63 вступили (они) в землю сосанигов, а в стране той владычествовала тогда некая женщина, которая уверовала в проповедь апостолов. Матафий остался в их стране вместе с другими сподвижниками, а великий Андрей вместе с Симоном вступил в страну Осетию, и прибыли в город, который зовется Постапори, где сотворили великие чудеса и множество народу обратили [в христианство] и просветили. Отправились оттуда и вступили в страну Абхазию и прибыли в город Севаста64, и проповедовали богословие и многие с радостью восприняли ту проповедь. Там оставил блаженный Андрей Симона Канонита вместе с другими сподвижниками и сам достиг страны Джикети… И могила Симона Кананита находится в городе Никопсе, между Абхазией и Джикети. Ефрем Мцире. Повесть об обращении грузин в христианство. Проповедь апостола Андрея в Абхазии (I. 214. VII. 4) Да будет известно, что тотчас же после проповеди святых апостолов, когда, по пророчеству Давида, по всему свету разнесся их голос и слова их достигли пределов вселенной, в этих же пределах говорится и о нас в странствии святых апостолов о проповеди Андрея Первозванного в Авазгии, что есть Абхазия, его отправление оттуда в Осетию http://www.apsuara.ru/portal/book/export/html/751 Джуаншер У пределов Авазгии есть Осетия (III. 214) В то время [когда] самодержец Юстиниан, царь греков, воевал в Осетии, у пределов Авазгии И когда Глухой [Мурван] вошел в Клисуру, которая в то время являлась границей между Грецией и Грузией, разорил город Абшилии Цхум. Затем подступил к Анакопийской крепости, в которой находится икона всесвятой богородицы, не рукотворное писание, а ниспосланное свыше, о котором никому не известно, кто нашел его на верхушке той горы, омываемой с юга морем и окруженной болотистыми лесами. Там находились в то время картлийские цари Мир и Арчил; отец же их [к тому времени] уже был мертв и похоронен в Эгриси. А эристав кесаря Леон вошел в крепость Собги, которая находится на перевальном пути в Осетию.

Bolat: Turk пишет: По поводу эммигрантов трудовых кавказских в Европу, обратись к своим соотечествникам Вы ляпнули Вам и разгребатьTurk пишет: Словник подлинник может быть только если есть генетическая связь между ясами Венгрии и осетинами читай что написал)))Turk пишет: Вы сами называется асами КБ не КБ а лишь малую часть балкарцев,карачаевцы по-фолку ХарасеTurk пишет: смотри посты Алекса Вот и смотри,на вас я уже насмотрелся на ,,Родстве,,...бесполезняк,данные трактуете как душе угодноTurk пишет: Какая разница, как-бы маршрут не пролегал вот и я о том,по-вашему дочерние ветви могли произойти лишь на Кавказе))))))))))))))))))))))а не в Иране-Туране или Алтае))))))))хенетики млин Тахир пишет: У народов СК сохранилось, именно Маджар. А Вы великий исследователь,сначала сообщили бы нам,когда вообще впервые Маджар упомянут в словах текстов.Магас то был уничтожен ордынцами,хотя по-нему есть и кабардинская версия ссори за простыни

Bolat: ЗАГАДОЧНЫЙ "ГОРОД МАГАС" В контексте открытия, многолетних раскопок и исследований на Средней Кубани крупного и ранее неизвестного средневекового археологического комплекса у хутора Горькая Балка (Новокубанский р-он Краснодарского края), лежащего на историческом пути к кубанским верховьям и на широтных трассах вдоль подножия гор [Виноградов В.Б., Нарожный Е.И., Пелих А.Л., Соков П.В., 2000. С.29-31; Виноградов В.Б., Нарожный Е.И., Соков П.В., 2001. С.138-167; Виноградов В.Б., Нарожный Е.И., Соков П.В., 2003. С.115-141], уместно и целесообразно предложить хотя бы краткий обзор не теряющего актуальности вопроса о локализации и исторической характеристике ранней столицы алан - города Магаса, упомянутого в середине X в. [Масуди, 1963. С.204], чей уничтожающий монголо-татарский погром в качестве "города М.к.с." в 1238-1239 гг. описан историком XIII в. Джувейни и другими авторами [СМИЗО, 1941. С.27-28; Рашид-ад-Дин, 1960. С.39-40]. До середины минувшего столетия предполагалось, что письменные сообщения на этот счет относятся к Москве или Мокше (Мордве). Только Н.А.Караулов в 1908 г. высказался в пользу того, что город Магас "находился на чеченской плоскости" [Караулов Н.А., 1908. С.73, прим. 101]. В 1952 г., а затем – в 1963 году В.Ф. Минорский, тщательно проанализировав всю цепь обстоятельств и событий, отраженных в исторических источниках Х-ХIII вв., убедительно показал несостоятельность прежних гипотез и пришел к выводу, что Магас надо искать на Северном Кавказе, в равнинных районах, где-то по соседству с Дагестаном [Minorsky V., 1952. Р.232; Минорский В.Ф., 1963. С.204]. В 1965-1968 гг., в ходе достаточно широких и результативных раскопочных работ и сопоставления их материалов с письменными (причем не только восточными), топонимическими, фольклорными и другими данными, я предложил конкретное отождествление: Магас – М.к.с. – Алхан-Калинское городище на Сунже (правом, основном притоке Терека, в нескольких километрах к западу от окраины г.Грозного). Оно нашло сторонников [Крупнов Е.И., 1969. С.17; Кузнецов В.А., 1971. С.15; Гриценко Н.П., 1975. С.39; Гриценко Н.П. 1981. С.17; Мамаев Х.М., 1978. С.116; Джиоев М.К., 1982. С.5-8; Яценко С.А., 1992. С.67; Нарожный Е.И., 1998. С.7 и др.], но вскоре встретило и возражения, породило альтернативные взгляды [Марковин В.И.. Ошаев Х.Д., 1978. С.23-25; Лавров Л.И., 1992. С.145-146]. Авторы последних склонялись к поиску прославленного города в верховьях Кубани, крайне бегло и поверхностно обосновывая эту точку зрения. Постепенно и В.А. Кузнецов (сперва осторожно, а потом все решительнее) стал отходить от версии "Магас – Алхан-Кала", предложив (а теперь и настаивая) принять в качестве другого претендента знаменитый Нижний Архыз в горном Карачае, признанный центром т.н. Западной Алании. Версию приняли, правда, без всяких комментариев, И.В. и В.Н. Каминские [Каминская И.В., Каминский В.Н., 1993. С.42]. В самой новейшей исторической литературе можно встретить уже безоговорочную констатацию: "Столицей Алании являлся город Маас (Магас), Мингас – нынешнее Нижне-Архызское городище" [Тебуев Р., Хатуев Р., 2002. С.49, 67], хотя подобная категоричность, мягко говоря, беспочвенна, на что указывалось мною еще в 1994 г.: "Ощутимая нерешительность, которая сопутствует выводам В.А. Кузнецова [Кузнецов В.А., 1993. С.252-253], оставляет право вернуться к углубленному рассмотрению доводов в пользу конкретной локализации Магаса, критически проанализировав и сопоставив имеющиеся исходные материалы" [Виноградов В.Б., 1994. С.22-23]. Эта задача еще более назрела в свете последующих попыток предложить новую (третью, или даже – четвертую!) версию местонахождения Магаса. Обобщая свои наблюдения, Н.Д.Кодзоев в 2001 г., в специальной статье, сделал вывод о том, что "раннесредневековый Магас это комплекс средневековых городищ и поселений в районе современных селений Яндаре – Гази-Юрт – Экажево – Али-Юрт – Сурхахи"; своеобразный "укрепрайон", насчитывающий более 20 городищ, многочисленные поселения, оборонительные рвы" и т.д. [Кодзоев Н.Д., 2001. С.40-45]. В современной Республике Ингушетии данное понимание приобрело характер государственного и общественного мнения, отразившегося в имени новой республиканской столицы г.Магаса, строящейся именно здесь. В ответ на серию публикаций Н.Д.Кодзоева (начиная с 1994г.) В.А. Кузнецов и И.М.Чеченов заявили, что "наличие аланских городищ в районе Сурхахи и Экажево – еще не основание для локализации там Магаса" и что последняя "остается неясной и весьма спорной. Неизвестно и точное время его существования" [Кузнецов В.А., Чеченов И.М., 2000. С.66]. Контраргументы Н.Д.Кодзоева изложенные в "Вестнике археологического центра" [Кодзоев Н.Д., 2001. С.45-50] представляются вполне серьезными, чтобы оспаривать отождествление Магаса с Нижне-Архызским городищем, но отнюдь не убедительны по отношению к "алхан-калинской версии", которая и подается-то им в виде отсылки к единственной моей газетной статье 1966г., что крайне некорректно, так как не учитывается мощная источниково-исследовательская литература. Между тем, по данным Джувейни, в 1238 году город М.к.с. (Магас) предстал перед монгольскими войсками, следующим образом: "жители его по многочисленности своей были (точно) муравьи или саранча, а окрестности были покрыты болотами и лесом до того густым, что нельзя было проползти змее. Царевичи (монгольские) сообща окружили (город) с разных сторон, сперва с каждого бока устроили такую широкую дорогу, что (по ней) могли проехать рядом три-четыре повозки, а потом против стен его выставили метательные орудия. Через несколько дней они оставили от этого города только имя его, и нашли (там) много добычи. Они отдали приказание отрезать людям правое ухо. Сосчитано было 270 000 ушей" [СМИЗО, 1941.С.23-24]. Все специалисты сходятся в том, что численность населения побежденного города (даже собравшего внутрь своих стен обитателей всей округи) сильно преувеличена. В остальном же рассказ Джувейни (как и некоторые добавления Рашид-ад-Дина) признаются вполне достоверным и выдающими глубокое и ясное знание места приложения беспощадных монгольских и союзнических им сил. Н.Д.Кодзоев прав, что эти сведения абсолютно не соответствуют ни ландшафтным, ни военно-фортификационным особенностям и приметам Нижнего Архыза. Но беспочвенны, искусственно сконструированы и все предпринимаемые им попытки связать их с весьма специфическим присунженским "укрепрайоном", имеющим совсем иную ситуационную историко-географическую и прочую конфигурацию (он открыт, кстати, и впервые описан, "подан к изучению" мною в 1970-х гг., что хорошо знает и использует ингушский автор). По крайней мере, прекрасно представляя себе оба объекта сравнения (Алхан-Калинское городище и система-"куст" городищ Назрановского района), я не нахожу сколько-нибудь надежными наблюдения и сопоставления Н.Д.Кодзоева по части тождества природно-оборонителъных признаков таковых, отдавая мотивированное предпочтение сходству основных судьбообразующих черт облика города М.к.с. (Магаса) и городского аланского центра близ с. Алхан-Кала, в плоскостной Чечне. Чтобы не быть голословным, кратко напомню обобщающую характеристику этого уникального и ныне несправедливо забываемого памятника, обнародованную еще в 1981 г. Городище расположено на левом высоком и обрывистом берегу р.Сунжи, занимая общую площадь около 100 га. Сохранились остатки цитадели, три оборонительных рва с въездными воротами. Над внешним рвом фиксируются вал, местами с булыжными и, возможно, сырцовыми кладками. Отмечены следы каменных стен и привратных укреплений. Мощность культурных напластований 1,2-3,3 м. В старину городище было окружено дремучими лесами, болотами в петляющей пойме Сунжи. Обильные материалы раскопок представляют сведения о типах жилищ и приемах внутреннего благоустройства обитателей. Особенностью памятника является скопление культовых языческих мест, связанных с почитанием огня: кострища, массовые курильницы, алтарики, органические и вещевые жертвоприношения. Около двух из них открыты погребения людей. Расчищено много хозяйственных ям в сложном взаимном соотношении. Повсеместно в верхнем ("финальном") слое городища отмечены следы пожаров и военных действий. Памятник долговременен, многослоен. Место заселено в IX-VII вв. до н.э. носителями кобанской культуры. Прослежен слой конца I-III в. н.э. Основные пласты датируются V - началом XIII в., причем складывается впечатление об особой интенсивности жизни до X в. После тотального погрома 1239 г. территория городища использовалась для стоянок и пленопродавческих рынков Золотой Орды (отсюда традиционные, сохранявшиеся до XVI в., топонимические обозначения местности: "Куллар" (Рабы по тюркски), "Холопьевское городище") в конце XVI-XVIII вв. – для остановок русских посольских эскортов. Вокруг городища – раскопаны подкурганные катакомбы II-VI вв., а в черте его – погребения в грунте VIII-IX и XIII в. Устанавливается связь с Алхан-Калинским городищем огромных и богатых ("воинско-городских") бескурганных катакомбных некрополей VIII-XII вв. у с.Мартан-Чу (Грушевое). Обитатели городища – равнинное оседлое население с высокоразвитыми традициями земледелия, скотоводства, рыболовства, охоты, разнообразных промыслов и ремесел, активных взаимоотношений с внешним миром. Алхан-Кала – крупнейший, главенствующий в бассейне Сунжи политический, военно-стратегический, религиозный, экономический дохристианский центр раннегородского типа. Объективна принадлежность Алхан-Калинского комплекса памятников к аланскому раннесредневековому этносу, его истории и культуре, политическо-государственным образованиям. Отождествление Алхан-Калы с ранней столицей алан "городом Магасом" (Благочестивым, Высоким, Большим) находит подтверждение в источниках, в отличие от попыток объявить городище памятником вайнахских племен [Вагапов Я.С., 1984. С.14-18] или "ясским градом Дедяковым" [Марковин В.И., Ошаев Х.Д., 1978]. Тезис о полиэтничности населения города (в том числе наличии вайнахского элемента) давно уже высказан, но нуждается не в декларациях, а в документированном достоверном обосновании. Вероятное ослабление жизненных функций в XI-начале XIIIв. может объясняться реальными процессами: перемещением центров аланской государственности на запад (в том числе в верховья Кубани), а также давлением кыпчаков (половцев). Население Алхан-Калы участвовало во многих исторических событиях (алано-грузинские, алано-хазарские, алано-половецкие, русско-алано-грузинские отношения, борьба с монголо-татарской агрессией, постоянные контакты с племенами вайнахо-дагестанского круга и пр.), что аргументируется наличными материалами [подробнее и с необходимой библиографией см.: Виноградов В.Б., 1981. С.34-37]. Разумеется, проблема локализации города Магаса-М.к.с. продолжает оста- ваться дискуссионной, а, возможно, и никогда окончательно не разрешимой. Она очень долго, если не всегда, будет служить объектом полемики, научных споров, объективно питаемых скудностью и неравноценностью объема наших общих знаний о конкретных "соперничающих" археолого-культурных комплексах, а также субъективно-авторскими амбициями и завышенной самооценкой собственных гипотез и историко-этнических пристрастий или антипатий, в чем я глубоко согласен с З.Б. Кипкеевой, недавно и весьма кстати напомнившей: "Нет и не может быть историка, обладающего единственным подходящим ключом к замку на дверях в далекое прошлое" [Кипкеева З.Б., 2002. С.36]. Однако на сегодняшнем этапе эволюции осмысления накопленных данных и прежде всего доступных нам военно-фортификационных признаков в окружающем их ландшафте версия об Алхан-Калинском Магасе наиболее доказательна и уж по крайней мере не заслуживает того, чтобы её игнорировали, умалчивали или подавали в искусственно обедненном виде. Остается добавить немногое, но крайне важное – об осведомленности в местной ситуации письменных источников на Руси. Она невелика, но существенна для нашего анализа. Мы с С.А.Головановой еще в 1982 г. изложили свое понимание летописного свидетельства о том, что княжич Юрий – юный сын Андрея Боголюбского, после драматической гибели отца и казни матери "Ясыни, бе-бо болгарка родом", бежала в 1175 г. "к родственникам матери своей Ясыни на реку Сунджу" (р. Сунжу), т.е. именно к северокавказским аланам, полагая, что "местом его пристанища могло быть крупное аланское городище Алхан-Кала…, сопоставляемое с ранней столицей алан "городом Магасом" [Виноградов В.Б., Голованова С.А., 1982. С. 182-184]. Возражений со стороны коллег-специалистов не последовало. Между тем, окружающий ареал бассейна р. Терек не раз фигурирует в русских летописях, отражавших события XIII в., связанные с утверждением здесь монголо-татарского владычества, и в них, отчасти, речь идет и о русских князьях (см., например: Рассказы… 1973. С 70; Виноградов В.Б. 1968. С. 63-70).Зафиксирован случай находки на Алан-Калинском городище "бронзового русского креста-складня (энколпиона)" XII – первой половины XIII в. (Виноградов В.Б. 1970. С. 88-89). А в последующем (вплоть до XVI в.) руины уничтоженного города именовались в русских источниках как "Холопьевское городище" – важный ориентир на трассе русско-кавказских контактов (Магомедова Т.С. 1984. С. 9-10). Все вместе, это служит достаточным основанием для поисков и признания достойного места "города Магас" на р.Сунжа в первых веках знакомства Руси и Кавказа Примечания Вагапов Я.С., 1984. Лингвистические данные о местонахождении и происхождении названий аланских городов Маас и Дедяково //Вопросы исторической географии Чечено-Ингушетии в дореволюционном прошлом. Грозный. Виноградов В.Б., 1968. Еще раз о месте убийства Михаила Тверского //Уч. зап. ЧИГПИ. № 26. Грозный. Виноградов В.Б., 1970. Через хребты веков. Грозный. Виноградов В.Б., 1980. Время, горы, люди. Грозный. Виноградов В.Б., 1981. Историко-культурное толкование Алхан-Калинского городища //АКВШ, Грозный. Виноградов В.Б., 1994. Кубань или Сунжа? (К локализации города Магаса) //Вторые чтения по археологии средней Кубани (Краткое содержание докладов). Армавир. Виноградов В.Б., Марковин В.И., 1966. Археологические памятники Чечено-Ингушской АССР. Грозный. Виноградов В.Б., Нарожный Е.И., 1991. Предварительные итоги раскопок Гудермесского поселения //"Толстовские чтения". Тезисы докладов Региональной конференции. Март 1991 года. Грозный. Виноградов В.Б., Голованова С.А., 1982. Страница русско-кавказских отношений XII века //Вопросы истории, 1982, № 7. Виноградов В.Б., Нарожный Е.И., Савенко С.Н., 1989. Комплекс раннесредневековых городиш на правобережье верховьев Сунжи //"Толстовские чтения". Тез. докл. по итогам НИР ЧИГУ за 1988 год. Грозный. Виноградов В.Б., Нарожный Е.И., Соков П.В., 2001. Горькобалковский могильник VIII-IX вв. //МИАК. Вып. 1. Краснодар. Виноградов В.Б., Нарожный Е.И., Соков П.В., 2003. Горькобалковский могильник VIII-IX вв (2). //МИАСК. Вып. 1. Армавир. Виноградов В.Б., Нарожный Е.И., Пелих А.Л., Соков П.В., 2000. Горькобалковский археологический комплекс //Седьмые чтения по археологии Средней Кубани (Краткое содержание докладов). Армавир. Гриценко Н.П., 1975. Истоки дружбы. Грозный. Гриценко Н.П., 1981. Города Северо-Восточного Кавказа. V-сер.ХIХ вв. Ростов-на-Дону. Джиоев М.К., 1982. Алания в ХIII-ХIV вв. Автореф. дис... к.и.н. 07.00.02 – История СССР. М. Каминская И.В., Каминский В.Н., 1993. Аланы на Кубани //По страницам истории Кубани (Краеведческие очерки). Краснодар. Караулов Н.А., 1908. Сведения арабских географов IX и X вв. по Р.Х. о Кавказе, Армении и Адербайдане //СМОМПК. Вып. XXXIX. Тифлис. Кипкеева З.Б., 2002. Концепция "российскости" как основа для кавказоведческих исследований //Кавказоведческая Школа В.Б. Виноградова: становление, современность, перспективы. Основная часть. Армавир. Кодзоев Н.Д., 2001. Местоположение и значение названия аланской столицы города Магас //Вестник археологического центра. Вып.1. Назрань. Крупнов Е.И., 1969. Десять лет деятельности Северо-Кавказской археологической экспедиции в Чечено-Ингушетии //АЭС. Т.З. Грозный. Кузнецов В.А., 1971. Алания в Х-ХIII вв. Орджоникидзе. Кузнецов В.А., 1984. Очерки истории алан. Орджоникидзе. Кузнецов В.А., 1986. Нижнее-Архызское городище Х-ХII вв. – раннефеодальный город Алании (Историографическая характеристика и итоги исследований) //Новое в археологии Северного Кавказа. М. Кузнецов В.А., 1992. Очерки истории алан. 2-е изд. Владикавказ. Кузнецов В.А. 1993. Нижний Архыз в Х-ХIII в. Ставрополь. Кузнецов В.А., Чеченов И.М., 2000. История и национальное самосознание. Пятигорск. Лавров Л.И., 1992. Этнография Кавказа (По полевым материалам 1924 – 1978 гг.). Л. Магомадова Т.С. 1984. Русско-вайнахские отношения в XVI-XVII вв. Автореф. дисс. … канд. ист. наук. М. Мамаев Х.М., 1979. О городе Дедякове и Алхан-Калинском городище //Археология и вопросы этнической истории Северного Кавказа. Грозный. Марковин В.И., Ошаев Х.Д., 1978. О местонахождении ясского города Дедякова //СА, №1. Масуди., 1963. Масуди о Кавказе //В.Ф. Минорский История Ширвана и Дербента. М. Minorsky V., 1952. Тhе А1аn Сарital Маgаs аnd thе Моngо1 Соmраignis //Bulletin of the School of Oriental and African Studies. Vol. 14. Part. 2. London. Минорский В.Ф., 1963. История Ширвана и Дербента. М. Нарожный Е.И., 1998. Восточные и западные инновации золотоордынской эпохи у населения Верхнего и Среднего Притеречья (Археолого-историческое исследование). Автореф дис...к.и.н. 07.00.06. – Археология. Воронеж. Рашид-ад-Дин., 1960. Сборник летописей. Т.2. М-Л. СМИЗО., 1941. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т.2. М-Л. Тебуев Р., Хатуев Р., 2002. Очерки истории карачаево-балкарцев. М.-Ставрополь. Яценко С.А., 1992. Аланы в Центральном Предкавказье (Середина III- середина IV в. н.э. //XVII "Крупновские чтения" по археологии Северного Кавказа. (Тезисы докладов). Майкоп

Bolat: Х. И. Маржохов. Город Магас - сталица Алании Лет 30-40 назад в Кабарде были еще живы старики, которые рассказывали, что в местности Кишпек, которую кабардинцы называют Махогапс (Махуэгъэпс), находился древний город с таким же названием. В связи с этим большой интерес представляет сообщение братьев Нарышкиных, которые побывали в Кабарде в 1867 г.: "Местность Кишпек находится в 10-ти верстах от аула Наурузова немного в стороне от дороги, ведущей в Нальчик. Она представляет собою плоскую возвышенность на берегу небольшой речки, на всем пространстве своем усеяна курганами, из которых иные необыкновенной величины. Расположенные правильными группами, некоторые из этих курганов насыпаны камнями, взятыми из русла речки, тут же видны следы прежнего жительства, как-то: остатки фрагментов и на месте, господствующем над всею местностью, можно заметить следы укрепления, обнесенного рвом. Предание говорит, что на этом месте был город и крепость какого-то древнего народа, производившего большую торговлю и имевшего большие сокровища. Когда было первое нашествие монголов, то хан их, слыша о силе жителей этого города, послал сперва лазутчиков для того, чтобы подробнее обо всем разведать. Посланные, возвратившись, сообщили, что "кши-бек", то есть по-татарски люди крепки, сильны. Название это осталось и в последствии обратилось в название Кишпек; так слышал я от кабардинцев, немогших сообщить ничего боле о последующей судьбе города и его жителей..." (1). Не лежит ли в основе этого предания нечто действительно происходившее? Ведь известно, что в устной народной традиции памятные исторические факты обрастают чертами легенды, и часто до такой степени, что трудно отличить правду от вымысла. Ученые размышляют над этим вопросом, но, не располагая никакими историческими документами, вынуждены довольствоваться гипотезами. О каком же "древнем народе" может идти речь во время "первого нашествия монголов"? Попробуем соотнести сообщения братьев Нарышкиных с известными историческим событиями и фактами. Первый (разведочный) поход на Кавказ татаро-монголы совершили в 1220-1223 гг. Здесь монгольские полководцы Джебе и Субедей встретили сопротивление объединенных сил алан и кипчаков. Разъединив их хитростью, татаро-монголы одержали победу (2). В 1237 г. монгольские царевичи Менгу-каан и Кадан "пошли походом на черкесов и убили государя тамошнего Тукара" (3). Новый поход на северокавказских алан монголы предприняли осенью 1238 г., и длился он более 10 месяцев. Самым крупным событием в этом походе была полуторамесячная осада аланской столицы - города М-к-с (4). Аланы принадлежали к числу крупных военно-политических сил, действовавших на Северном Кавказе в Х-ХIII вв. "Алания, - читаем в Советском энциклопедическом словаре, - в конце IX - начале XIII вв. - раннее феодальное государство алан в Центральной части Северного Кавказа; выделилась из Хазарского каганата; распалась в результате монголо-татарского нашествия. Аланы - ираноязычные племена сарматского происхождения. С I в. жили в Приазовье или Предкавказье. Часть алан участвовала в Великом переселении народов. Кавказские аланы (по-русски яссы) предки осетин" (5). Арабский путешественник и, ученый Ал-Масуди сообщает о том, что столицей Алании уже в X в. был город Маас (Магас) (6). Таким образом, до татаро-монгольского нашествия на значительной части Северного Кавказа жили аланы. Одни ученые признавали алан только прямыми предками осетинского народа. Известный лингвист, востоковед Клапрот впервые выдвинул предположение о родстве осетин со средневековыми аланами. Эту мысль обосновал и развил крупный ученый Вс. Миллер. Он считает, что предки осетин в недалеком прошлом заселяли и территорию Кабарды, и обширные степи Северного Кавказа. Языковед, профессор В. И. Абаев доказывает, что аланы являются предками одних осетин, и что осетинский язык является производным от аланского, т. е. иранского (7). Некоторые карачаевские историки и языковеды развивают концепцию о тюркоязычии алан, генетической преемственности карачаевцев и балкарцев от этих тюркоязычных алан и о полном отсутствии ираноязычного аланского населения по крайней мере в бассейне верхней Кубани (8). Другие ученые считают, что аланы - это не этноним, т. е. название отдельно взятого народа, а название племенного объединения некоторых северокавказских народов. Сейчас установлено, что "элементы аланской материальной культуры, языка и проч., хотя и в значительно меньшей степени, прослеживаются и у других народов Северного Кавказа" (9). Известный алановед В. А. Кузнецов отмечал: "Было бы неверным считать, что средневековые аланы имеют генетические и культурно-исторические связи только с осетинским народом. Аланская проблема для Северного Кавказа является проблемой интернациональной, важной для истории не только осетин" (10). Но вернемся к столице Алании - городу Магас. В источниках встречаются различные обозначения этого города: М. К. С., Макас, Мегет, Ме-цио-сы и др. Также расходятся мнения о его местонахождении. Ученые высказали предположения, согласно которым руинами этого средневекового города могут быть городища Нижний Архыз в Карачае или Алхан-Кала в Чечне (11). Действительно, такой город не мог бесследно исчезнуть. Обратимся к сведениям Джувейни, историка XIII столетия: "Оттуда (из Булгара) они (монгольские царевичи) отправились в Земли Руси и покорили области ее до города М. К. С., жители которого по многочисленности своей были (точно) муравьи или саранча, а окрестности были покрыты болотами и лесом до того густым, что (в нем) нельзя было проползти змее. Царевичи сообща окружили (город) с разных сторон, сперва с каждого бока устроили такую широкую дорогу, что (по ней) могли проехать рядом три-четыре повозки, а потом против стен его выставили метательные орудия. Через несколько дней они оставили от этого города только имя его и нашли (там) много добычи. Они отдали приказание людям отрезать правое ухо. Сосчитано было 270 000 ушей" (12). Джувейни явно преувеличивает число жителей этого города. Но в том, что город М. К. С. был очень большим и сильно укрепленным, обнесенным высокими, мощными каменными крепостными стенами, не приходится сомневаться. Для осады и штурма на город М. К. С. были брошены значительные силы, которые были снабжены метательными орудиями. Во главе монгольских войск стояли царевичи, двоюродные братья хана Бату - Менгу-Каан, Гуюк и Кадан. Об этом городе говорится даже в китайской хронике "Юань-ши": "В год... свиньи 1239, зимой в 11 месяце, дошли до города асов Мециосы. Город, благодаря своей неприступности, долго не сдавался. В 1240 году в 1 месяце Си-ли-цянъ-бу с 11 готовыми умереть храбрецами взобрался по осадным лестницам, вперед же поставили 11 пленников. Они громко закричали: "Город пал". За ним полезли, как муравьи, один за другим все остальные воины и город взяли" (13). Еще раз название этого города в "Юань-ши" упоминается в связи с изменой многих асских крупных феодалов, перешедших на сторону монголов. Так, Бадур и его братья Уцзорбухан и Матярша "с народом пришли с выражением покорности" и приняли участие в осаде своего города. "Матярша ходил с Монке походом на город Май-гэ-сы и был начальником авангарда. В него попали две стрелы, но, воодушевившись храбростью, он овладел городом" (14). Далее приводятся многочисленные факты, связанные с предательством местных асских феодалов. "Юй-ваши был ас. Его отец Елебадур пришел с правителем его государства и подчинился Угэдэю. Ему было повелено быть в гвардии... особо был учрежден отряд асов, и ему было поручено командовать ими" (15). Кто этот "правитель его государства", который вместе с Ильей багатуром и его сыном асом Юй-ваши подчинился Угэдэю? На это ответить очень трудно. Очевидно, речь идет об очень крупном аланском феодале. Кто имеется в виду под "правителем владения асов"? Это или один из удельных князей асов, или великий князь-правитель всех асских князей. Перешел на сторону татаро-монголов и знатный ас Хан-ху-сы: "Хан-ху-сы был родом ас-. Он был правителем владения асов. Когда войска Угэдэя достигли границ его (владения), Хан-ху-сы с народом подчинился Угэдэю. За это Хан-ху-сы было пожаловано монголами звание "бадура", дана была золотая пайцза и повелено было властвовать над своею землею и народом" (16). Оказались в стане врага и другие асы: Арсалан покорился монголам в то время, когда Монке окружил войском его город, также поступили Николай (Негулас) и Илья с 30 асами во вре-мя царствования Монке (17). Но, несмотря на массовую измену асских феодалов, город героически оборонялся длительное время. Как пишет персид-ский историк Рашид ад-Дин, "в год свиньи, соответствующей 636 г. х. (14 августа 1238 - 2 августа 1239) Гуюнхан, Менгу-Каан, Кадан и Бури направились к городу Минкас и зимой, после осады, продолжавшейся один месяц и пятнадцать дней, взяли его" (18). Подводя итог татаро-монгольскому нашествию, "Юань-ши" сообщает: "...Бату, с другими князьями, покорил роды Канли, Кибча (кипчаки, которых русские называли половца-ми. - X. М.), только народы Асут и других городов частью полонены, частью сами поддались" (19). На основе анализа широкого круга исторических материалов В. А. Кузнецов в своей книге "Очерки истории алан" приходит к следующему выводу: "Что представляла собой столица Алании город Магас, и где она находилась, точно не известно" (20). На наш взгляд, решение этого вопроса во многом зависит от выяснения этимологии названия аланской столицы. Ученые высказывали на сей счет различные суждения: по Н. А. Караулову оно означает "благочестие" (21), по В. Ф. Минорскому - "Муха" (22). А. П. Новосельцев, считает, что объяснение В. Ф. Минорского сомнительно, "прежде всего, потому, что невозможно объяснить, почему город в Центральном Кавказе носит столь странное, да еще персидское название" (23). В качестве гипотезы он предлагает следующую интерпретацию: "Название аланской столицы происходит либо от венгерского "Магаш" - "высокий", либо от скифо-аланского "мазэ" - "большой, высокий", наиболее убедительной нам представляется последняя этимология" (24). Известный востоковед И. Маркварт название города Магас (вар. Маас) связывает с названием главного алансного племени Д.хсас (по Ибн-Русте), объясняя это наличием в обоих случаях этнического форманта "ас" (25). "Мысль И. Марквата, - пишет В. А. Кузнецов, - заслуживает внимания, хотя бы потому, что главный город Алании должен был скорее всего находиться на территории главного и политически доминирующего аланского племени, из среды которого происходил и сам царь Алании. Его локализация наиболее предпочтительна в верховьях Кубани, что соответствует территориально Западной Алании (напомним о локализации там же еще в VIII в. племени дигор-ас). В таком случае город Маас следует искать в этой части Алании. Для времени Масуди (X в.) и более позднего периода, наиболее вероятно отождествление Магаса с обширным Нижне-Архызским городищем Х-ХП вв. в ущелье Большого Зеленчука, где одновременно находился и крупнейший центр Алании с тремя монументальными купольными храмами. От локализации города Маас на Алхан-Калинском городище Чечено-Ингушетии (Н. А. Кара-улов, В. Б. Виноградов, X. М. Мамаев, В. А. Кузнецов), видимо, придется отказаться" (26). В связи с этим вспомним, что писали сами средневековые авторы об Алании и ее столице. Ибн-Русте, перс по националь-ности, на арабском языке отмечал: "Ты выходишь налево (на запад) от царства Сарир (Авария. - X. М.) и, пройдя три дня пути среди гор и лугов, прибываешь в царство ал-Лан (Алан). Затем ты проходишь расстояние в десять дней пути среди рек и лесов и достигаешь замка, называемого "Ворота аланов". Он стоит на вершине горы, а под горой проходит дорога. Замок окружен высокими горами, и повседневно его стены охраняют тысяча людей из его обитателей, стоящих на посту день и ночь. Аланы состоят из четырех племен, но почет и царство принадлежат у них племени, называемому Д.хсас. Царь ала-нов называется Б. Гайр, каковое (имя) прилагается к каждому из царей" (27). По этому поводу В. А. Кузнецов отмечал: "Вряд ли в действительности на маршрут из Сарира в Аланию требовалось три дня пути, как на маршрут из царства Алан до "Ворот алан", т. е. Дарьяльской крепости, десять дней. Указанные Ибн-Русте расстояния явно преувеличены, как явно преувеличена и численность гарнизона, охранявшего Дарьяльскую крепость. До-статочно побывать в этой крепости, чтобы убедиться в невероятности цифры, названной Ибн-Русте" (28). В отличие от В. А. Кузнецова полностью доверимся Ибн-Русте и, ничего не добавляя и не убавляя из текста его сообщения, двинемся налево (на запад) от Сарира (Аварии в Дагестане) и совершим пеший переход в 13 дней. Считаем, что путник, отправляясь на запад от царства Сарир и, пройдя три дня пути среди гор и лугов, прибывает в царство ал-Лан. Дальше дорога идет по территории царства ал-Лан среди рек и лесов и достигает замка. Ученые доказывают, что в указанный период климат был более влажным, и предгорная зона на Северном Кавказе была покрыта густыми лесами, в частности, между современными город Чегем и сел. Дыгулибгой были непроходимые леса. Через 13 дней пути от Аварии на запад путник, двигаясь по предгорной зоне среди рек и лесов (только там были леса), должен был достичь района Пятигорья. И тем замком (или крепостью) на вершине горы, стены которого повседневно охраняли "тысяча людей из его обитателей", является древний город Махогапс. Достаточно познакомиться с топографией местности между реками Чегем (от города Чегем до сел. Лечинкай) и Баксан (от сел. Дугулубгей до сел. Атажукино), чтобы увидеть, что местность Махогапс, где находился древний город с таким же названием, располагается на возвышенности и со всех сторон окружена высокими горами. Напомним, что по Ибн-Русте, аланы состоят из четырех племен (вероятнее всего, речь идет о четырех народах), входящих в племенное объединение, "но почет и царство принадлежат у них племени, называемому Д.хсас". Из этого следует, что жители замка или крепости, которую охраняла по очереди тысяча человек, являются представителями племени Д.хсас. Здесь, возможно, находился центр (столица) племенного объединения в Центральном Предкавказье. Народ, который господствовал в Центральном Предкавказье до татаро-монгольского нашествия (племя Д.хсас по Ибн-Русте) должен был расположить свою столицу посередине своих владений в районе Пятигорья и прилегающих к этому району землях, а не на восточных или западных границах (Алхан-Калинское городище в Чечено-Ингушетии, Нижне-Архызское городище в ущелье Большого Зеленчука в Карачаево-Черкесии). То, что средневековый город Магас - столица Алании - и древний город Махогапс в КБР являются одним и тем же городом, видно из расположения древних городищ. Они служили защитой от внешних врагов и располагались на естественных вытянутых возвышенностях. Вершины этих возвышенностей выравнивались, а боковые склоны обкапывались и укреплялись, чтобы стали очень крутыми и трудно было бы на них взобраться. На территории КБР следы древних городищ обнаружены у сел. Дугулубгей, Этоко, Лечинкай, Куба, Карагач, Сармаково, Каменномостское и др. И даже сейчас, по истечении длительного времени, эти городища производят неизгладимое впечатление огромными размерами обрывов, валов и рвов. Все городища располагаются вблизи рек и недалеко друг от друга, чтобы в случае опасности можно было из одного городища передать сигнал тревоги в другое. Перед многими городищами для обороны строились земляные форпосты - громадные холмы высотой в 20-40 м, которые задерживали врага и давали возможность приготовиться к обороне. Эти городища относятся, в основном, к раннему средневековью, к так называемому аланскому периоду (к VI - началу XIII вв.), т. е. ко времени существования в Центральном Предкавказье Алании - раннефеодального государственного образования. В состав Алании входили и племена, проживавшие на территории нынешней Кабардино-Балкарии. Об этнической принадлежности этих древних жителей среди ученых нет единого мнения. Шора Ногмов, очевидно, имел в виду эти городища, когда писал: "Между реками Чегемом и Баксаном находится много следов древних укреплений, от которых остались рвы и валы. Некоторые из них так древни, что предание молчит о времени и именах их строителей" (29). Из 70 обнаруженных и исследованных к 1968 г. городищ более 30 находятся в непосредственной близости от древнего города Махогапса на берегах рек Чегема и Баксана, защищая его со стороны этих рек. А городища, находящиеся со стороны автотрассы Нальчик - Пятигорск, защищали вход в ущелье, ведущее к древнему городу. Остальные городища в КБР и за ее пределами расположены так, что они защищают ближние и дальние подступы древнего города на берегах речки Кишпек. Наибольшую опасность для этого города представляли северо-западное, северное и восточное направления. Об этом говорят древние земляные оборонительные сооружения, которые находятся в указанных направлениях, и из которых выделяются городища на берегах рек Куры и Терека. Теперь обратимся к этимологии названия столицы Алании. Ал-Масуди называет этот город Магас. Рашид ад-Дин говорит о взятии города Минкас татаро-монголами в январе 1239 г. после осады, продолжавшейся месяц и пятнадцать дней (30). Джувейни сообщает об осаде и штурме монгольскими войсками во главе с царевичами огромного города М. К. С. Арабское письмо состоит из 28 букв, используемых для обозначения согласных и долгих гласных. Для обозначения кратких гласных могут применяться надстрочные и подстрочные знаки. Исследователи считают, что в М. К. С. пропущены две буквы "а". Таким образом, М. К. С. следует читать как Макас. В Китайской хронике "Юань-ши" говорится о штурме города асов Ме-цио-сы, сильно укрепленного и долго находившегося в осаде. Там же в другом месте этот город называется Май-гэ-сы. В его штурме вместе с татаро-монгольскими войсками участвуют и крупные асские феодалы, перешедшие на их сторону с правителем владения асов Хан-ху-сы, который с народом подчинился Угэдею (31). Из всего этого следует, что город Май-гэ-сы был асским городом. Возможен и следующий вариант. К моменту нападения монголо-татар на Северный Кавказ асы входили в политическое объединение народов Центрального Предкавказья. По Ибн-Русте, "аланы состоят из четырех племен. Почет и царство у них принадлежит племени Д.хсас", т. е. термин "алан" также имеет собирательное значение. С этим согласны и некоторые современные ученые. Исходя из этого, можно считать, что асы и Д.хсас - разные по языку народы. Первыми на пути татаро-монголов оказались асы. Они стали терпеть поражение за поражением и, чтобы спастись, перешли на сторону врага и участвовали в осаде и штурме города Май-гэ-сы. Даже правитель асов командовал авангардом монгольских войск. И, тем не менее, народ Д.хсас, проживающий в городе Май-гэ-сы, героически сопротивлялся врагу. Вспомним, что татаро-монголы напали на Русь в 1237 г. В 1240 г. они взяли Киев, и до 1480 г. Русь находилась под их игом. Вопреки распространенному мнению историков, Русь не оказала серьезного сопротивления врагу. Это было связано прежде всего с феодальной раздробленностью и еще с рядом причин. Город Владимир - столица Руси - был взят за пять дней. Такой же город Суздаль - тоже за пять дней. В течение месяца татары взяли 18 городов. Город же Май-гэ-сы героически сопротивлялся огромному татарскому войску 45 дней. Как же на самом деле называлась столица Алании? Средневековые авторы дают следующие названия этого города. Магас, М. К. С. (Макас), Май-гэ-сы, Ме-цио-си и Минкас. Пер-вые три из них имеют много общего. Ученые остановились на первом из них, потому что это название города исходит от авторитетного Ал-Масуди, и пытаются объяснить значение это-го слова с позиции разных языков - персидского, венгерского и гипотетического так называемого "алано-скифского". Насколько нам известно, нет вразумительной этимологии слова Магас. Вернемся из Персии, Венгрии, Северного Причерноморья в Центральное Предкавказье, где располагался средневековый город. Вспомним, что графы Нарышкины еще 1867 г. зафиксировали остатки древнего города на берегах речки Кишпек на современной территории КБР. Эту местность кабардинцы и сейчас называют Махогапс (Махуэгъэпс). Такое же название имеет и 910-я высота на правом берегу реки Баксан напротив сел. Атажукино. С позиций черкесского языка, видимо, можно предложить следующую этимологию слова Магас, как производное от Махогапс (Махуэгъэпс). Вот что пишет об этом слове Дж. Н. Коков: "Махуэгъэпс: махуэ - "день", гьэпс (ын) - "настраивать", "нацеливать". Значение топонима, видимо, в том, что по горе (наличию облачного покрова и т. д.) определяется погода на день" (32). Обратимся еще раз к арабскому языку. В нем, как отмечено выше, короткие гласные не пишутся, и нет буквы "ХУ", при выпадении же в написании одного знака, пропадает звук "П". Таким образом при написании кабардинского Махуэгъэпс получается Магъас. Все вышеизложенное позволяет сказать, что на местности, известной кабардинцам как Махогапс, находился древний город с таким же названием, который был когда-то столицей Алании и, соответственно, историческим центром Центрального Предкавказья. ПРИМЕЧАНИЯ 1. Отчет г. Нарышкиных совершивших путешествие на Кавказ (Сванетию) с археологической целью в 1867 г. // Известия Российского археологического общества. СПб., 1871. Т. 8. Вып. 4. С. 325-368. 2. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в.М., 1989. С. 196. 3. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. М.; Л., 1960. Т. 2. С. 39. 4. История народов Северного Кавказа... С. 194. 5. Советский энциклопедический словарь. М., 1985. 6. Минорский Б. Ф. История Ширвана и Дербенда. М., 1963. С. 331. 7. Осетинский язык и фольклор. М.; Л., 1949. С. 42-84. 8. Археолого-этнографический сборник. Нальчик, 1974. Вып. 1. С. 76-94. 9. Бетрозов Р. Ж. Адыги: возникновение и развитие этноса. Нальчик, 1998. С. 178. 10. Кузнецов В. А. Аланы и тюрки в верховьях Кубани // Археолого-этнографический сборник. Нальчик, 1974. Вып. 1. С. 76. 11. История народов Северного Кавказа... С. 194. 12. Тизенгаузен В. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. М.; Л., 1941. Т. 2. С. 23. 13. Цит. по: Иванов А. И. История монголов: (Юань-ши) об асах-аланах// Христианский Восток. СПб., 1914. Т. 2. С. 282. 14. Там же. С. 299. 15. Там же. С. 282, 283. 16. Там же.С. 292,293. 17. Рашид ад-Дин. Указ. соч. С. 39. 18. Старинное монгольское сказание о Чингизхане/ Перевод с китайского архим. Палладия // Труды Российской духовной миссии в Пекине. СПб., 1866. Т. 4. С. 155. 19. Иванов А. И. Указ. соч. С. 293. 20. Кузнецов В.А. Очерки истории алан. Орджоникидзе, 1984. С. 161. 21. Караулов М.А. Сведения арабских географов 1Х-Х вв. по Р. X. о Кавказе, Армении и Азербайджане // СМОМПК. Тифлис, 1908. Вып. 38. С. 53. 22. Минорский Б, Ф. Указ. соч. С. 204. 23. Новосельцев А. П. К истории аланских городов // Материалы по ар-хеологии и древней истории Северной Осетии. Орджоникидзе, 1969. Т. 2. 24. Там же. С. 133,134. 25. Кузнецов В.А. Очерки истории алан. С. 161. 26. Там же. 27. Цит. по: Минорский Б. Ф. Указ. соч. С. 204. 28. Кузнецов В.А. Очерки истории алан. С. 144. 29. Ногмов Ш. Б. История адыхейского народа. Нальчик, 1944. С. 63. 30. Рашид ад-Дин. Указ. соч. С. 391. 31. Тизенгаузен В. Указ. соч. С. 23. © КБРОД "Черкесский Конгресс"

кеме: Великим генетикам посвящаю в Овсети никогда не была Алания 8 век МУЧЕНИЧЕСТВО АБО ТБИЛЕЛИ http://libes.ru/132143.read?page=4 В те дни сарацинские владетели снова рассердились над правителем Нерсе и он бежал, ибо войско сарацин сильно его преследовало. Господь спас его от их рук. Он прошел ворота осетинские, известные под названием Дариалан http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Bagrat.../frametext1.htm ...Потеряв храбрых своих воинов, аланы приведены были в ослабление и Амзасп, побеждая их во всех местах, изгнал их из Иверии. По сем он собрал немалочисленное войско, перешел чрез Дариел, провел иверцев чрез реку Терек, достиг реки /80v/ Вардан (Кубань) и, наказав аланов, возвратился в свое царство.---СЕЙ ОТРЫВОК У МРОВЕЛИ-ОВСЫ http://www.apsuara.ru/portal/book/export/html/751 Летопись Картли. Передача Анакопийской крепости Византии (III. 295) Между тем в Анакопии пребывал другой сын210 царя Георгия211, [который был] от второй его жены, дочери осетинского царя. http://www.apsuara.ru/portal/book/export/html/751 Сообщения средневековых грузинских письменных источников об Абхазии. Еквтиме Атонели. Поминовение о странствии и проповедовании Андрея. Странствование апостолов по Кавказу и их пребывание в Абхазии62 (XIII — 28) …Затем63 вступили (они) в землю сосанигов, а в стране той владычествовала тогда некая женщина, которая уверовала в проповедь апостолов. Матафий остался в их стране вместе с другими сподвижниками, а великий Андрей вместе с Симоном вступил в страну Осетию, и прибыли в город, который зовется Постапори, где сотворили великие чудеса и множество народу обратили [в христианство] и просветили. Отправились оттуда и вступили в страну Абхазию и прибыли в город Севаста64, и проповедовали богословие и многие с радостью восприняли ту проповедь. Там оставил блаженный Андрей Симона Канонита вместе с другими сподвижниками и сам достиг страны Джикети… И могила Симона Кананита находится в городе Никопсе, между Абхазией и Джикети. Ефрем Мцире. Повесть об обращении грузин в христианство. Проповедь апостола Андрея в Абхазии (I. 214. VII. 4) Да будет известно, что тотчас же после проповеди святых апостолов, когда, по пророчеству Давида, по всему свету разнесся их голос и слова их достигли пределов вселенной, в этих же пределах говорится и о нас в странствии святых апостолов о проповеди Андрея Первозванного в Авазгии, что есть Абхазия, его отправление оттуда в Осетию http://www.apsuara.ru/portal/book/export/html/751 Джуаншер У пределов Авазгии есть Осетия (III. 214) В то время [когда] самодержец Юстиниан, царь греков, воевал в Осетии, у пределов Авазгии И когда Глухой [Мурван] вошел в Клисуру, которая в то время являлась границей между Грецией и Грузией, разорил город Абшилии Цхум. Затем подступил к Анакопийской крепости, в которой находится икона всесвятой богородицы, не рукотворное писание, а ниспосланное свыше, о котором никому не известно, кто нашел его на верхушке той горы, омываемой с юга морем и окруженной болотистыми лесами. Там находились в то время картлийские цари Мир и Арчил; отец же их [к тому времени] уже был мертв и похоронен в Эгриси. А эристав кесаря Леон вошел в крепость Собги, которая находится на перевальном пути в Осетию. ============================================= Космонафт, ты не прав. Осетины не аланы. И никогда ими не были. Мне очень жаль. ))))))))))))))))))))))))

Bolat: Тахир пишет: Или золотоордынец. и в орде и в хазарии,да и Кабарде с империей жили и живут ИРы ,епископы привели инфу именно по ИРам от себя,грузин и осетин,что они С ДОНА,ТАТАРТУПА И МАДЖАР

Turk: Bolat пишет: вот и я о том,по-вашему дочерние ветви могли произойти лишь на Кавказе))))))))))))))))))))))а не в Иране-Туране или Алтае))))))))хенетики млин Хенетик это ты, причем горе "хенетик". Если осетинских дочерних больше нигде нет, кроме как на Кавказе, значит они там возникли - ПРИЧЕМ в СРЕДНЕВековье, все остальное болтовня БЕЗ ДАННЫХ, это раз, второе снова тебе повторяю, читай ВДУМЧИВО, ТАМ НЕТ БЛИЗКИХ ОСЕТИНАМ, там близкие к СВАНАМ И КАРАЧАЕВЦАМ, причем к КБ близки ДАЖЕ по ДВУМ Гапло R1a и G2a - двойной удар. А согласно твоей логике там должны были быть родня осетинским. Следующий раз, когда попытаешься снова ляпнуть, перечитай снова и снова и усвой информацию, что там НЕТ близких ОСЕТИНСКИМ хотя бы ПО ОДНОЙ из гаплогрупп, что есть у вас - прискорбно.

Turk: Bolat оставляйся ссылки на статьи, не надо сюда простыни тянуть. я понимаю, ты решил загромоздить ответы, на которых у тебя реакция, как у страуса, но слава Аллаху, не на этом форуме, оставляй ссылки и названия статьи и все будет отлично

Тахир: Bolat пишет: и в орде и в хазарии,да и Кабарде с империей жили и живут ИРы ,епископы привели инфу именно по ИРам от себя,грузин и осетин,что они С ДОНА,ТАТАРТУПА И МАДЖАР Фантазёр, никаких "иров" никто не знал до 18 века.

Bolat: Turk пишет: 1) Если осетинских дочерних больше нигде нет, кроме как на Кавказе, значит они там возникли 2) там близкие к СВАНАМ И КАРАЧАЕВЦАМ.. 1)я и говорю хенетик ))) по-твоей хенетике у того у кого появилась мутация ПАПЫ небыло,Он рождён от Духа Святого 2)Именно,что говорит о том,что ПО-ПУТИ гг меняли и языки и рассы,вам в этом пути нас никак не обойти это таже правда,что и деление КБ народа на три почти равные части по гг

Тахир: кеме пишет: Космонафт, ты не прав. Осетины не аланы. И никогда ими не были. И не будут.

Bolat: Тахир пишет: никаких "иров" никто не знал до 18 века. Парсадан Горгиджанидзе ,,Шах вошел в Никози в 1614 году,послал оттуда войска и разорил Осетию,, расскажи мне об басианах НЕ ИРах в Южной Осетии 17века))))))))

Turk: Болат - ты заслуженный туфтозавр со стажем)). Bolat пишет: 2)Именно,что говорит о том,что ПО-ПУТИ гг меняли и языки и рассы,вам в этом пути нас никак не обойти это таже правда,что и деление КБ народа на три почти равные части по гг И к чему твое глупое изречение? Носители R1a, G2a1 сейчас китайцы, но генетически близкие кавказцам: сванам и КБ, НО НЕ ОСЕТИНАМ))))))), реально космонафт. Что с того, что три равные части или хоть 10? :) у вас не меньше (очень молодая G2a1, R1b, J, остальные меньше) это ничего не показывает и не доказывает. Bolat пишет: 1)я и говорю хенетик ))) по-твоей хенетике у того у кого появилась мутация ПАПЫ небыло,Он рождён от Духа Святого тогда отцов своих согласно твоей же логике надо вам искать среди РОДИТЕЛЬСКИХ ветвей, а они сплошь КБ и сваны и только на Кавказе - ВАШ картвело-свано-мегрельский СУБСТРАТ - не святой дух, а реальные линии , причем еще возможно и тюркский, если учитывать, что КБ в родительских также много, а ваши все от средневековья. Не какие-нибудь другие линии, а именно РОДИТЕЛЬСКИЕ к вашим, то есть связанные генетически и старше ваших. Хочешь доказать иное - ПРИВОДИ ДАННЫЕ, а не болтовню.

Bolat: Диониджио Карл конец 17 века Осетины гордые люди,живут в лесах и охотятся на медведей и иных зверей.Благодаря родству Георгия с осетинским мтаваром царь всегда находит убежище и сопротивляется персам 1672октябрь Книга о продаже Харебашвили земли Цховребашвили басиан на басиане

Bolat: Turk пишет: G2a1 сейчас китайцы, но генетически близкие кавказцам: сванам и КБ, НО НЕ ОСЕТИНАМ Обьясняю хенетику.Если китайцы,сваны,карачаевцы братья,то осетины браться тож ПО ГАПЛОГРУППЕ.Вопрос лишь в том,что эта гг интернациональна--рассы,языки,антротип.Дошло или нет.У всего нашего молодого были ПАПЫ,кои суть родня всему вашему китайско-свано-карачаевскому хороводу.Самолётов в древности небылоTurk пишет: Что с того, что три равные части С того,что вы хорошо замешены,как и многие иные.Посмотри НАШ разброс GTurk пишет: тогда отцов своих согласно твоей же логике надо вам искать среди РОДИТЕЛЬСКИХ ветвей, а они сплошь КБ и сваны А вам не приходило в голову,что народы сменили язык,рассу и прочее.То то и оно,что ваше G в прошлом ираноговорящее,как до этого могло быть ,,грузиногутарящим,,))))))))Вопрос в расстоянии от Анатолии до Пекина--это всё Персия,куда в последствии наложился Тюркестан

Тахир: Bolat пишет: Парсадан Горгиджанидзе ,,Шах вошел в Никози в 1614 году,послал оттуда войска и разорил Осетию,, расскажи мне об басианах НЕ ИРах в Южной Осетии 17века)))))))) Ты нормальный? Где "иры"? А что ты теперь к нашему очередному этнониму басиане прицепился, ведь воровством и присваиванием не хорошо заниматься, но ты, видимо, не в курсе этого.

Bolat: Хенетико не смущает Ra1 индусо-славяно-тюрского замеса,видимо это один язык таж картина и по G)))молодые ветви млин и строго в одном месте вам премии выдавать надо за открытия)))))

Тахир: Bolat пишет: вам премии выдавать надо за открытия))))) А тебе памятник при жизни поставить возле какого-нибудь цирка.

Turk: Bolat пишет: Обьясняю хенетику.Если китайцы,сваны,карачаевцы братья,то осетины браться тож ПО ГАПЛОГРУППЕ.Вопрос лишь в том,что эта гг интернациональна--рассы,языки,антротип.Дошло или нет.У всего нашего молодого были ПАПЫ,кои суть родня всему вашему китайско-свано-карачаевскому хороводу.Самолётов в древности небылоT таким успехом Болат, ваши G2a1 тоже братья R1a через сводный гаплогруппы, юморист. Bolat пишет: А вам не приходило в голову,что народы сменили язык,рассу и прочее.То то и оно,что ваше G в прошлом ираноговорящее,как до этого могло быть ,,грузиногутарящим,,))))))))Вопрос в расстоянии от Анатолии до Пекина--это всё Персия,куда в последствии наложился Тюркестан Ваши по более смешанные)), второе - "не приходило в голову" - нужно еще постараться доказывать абсурд, что сванские более древнии линии коих у них 80-90% должны были быть в прошлом ираноговорящими, а при таком проценте g2a1 у сван и древности линий - по идее должны быть сваны названы осетинами и говорить на иранских, будь оно по твоему, в сванском нет осетинского субстрата, зато в осетинском есть грузинский, вопрос ираноязычности G2a1 в прошлом перескочившие на сванский не оставив и следа - закрыт. Свою невероятную версию тебе еще стоит попотеть доказать.

Bolat: Тахир пишет: Ты нормальный? Где "иры"? А что ты теперь к нашему очередному этнониму басиане прицепился, ведь воровством и присваиванием не хорошо заниматься, но ты, видимо, не в курсе этого Тахо,Цховребовы и Харебовы 17века несомненно балкарцы или карачаевцы ,а очередной балкарский мтавар скрывал своего зятя от персов у Ксана или Джавы

Bolat: Turk пишет: через сводный гаплогруппы Я понимаю,что в голове у вас каша)) Turk пишет: нужно еще постараться доказывать абсурд, что сванские более древнии линии коих у них 80-90% должны были быть в прошлом ираноговорящими Ну так чьи древнее по старшинству Китай,Карачай или Сваны?Давай уж раскладывай))))))Turk пишет: в сванском нет осетинского субстрата, зато в осетинском есть грузинский в карачаевском есть хинди?))))))

Тахир: Иронцев на СК до 18 века неизвестно, потому что в целом все осетины изначально с Юга, хотя в верховьях гор они уже давно были, со времени империи Сасанидов.

Turk: Bolat пишет: по G)))молодые ветви млин и строго в одном месте вот от них и исходи), добавь еще примыкающая к грузинским ветвям, в которых есть и КБ, вот этого и исходи. Все остальное твои фантазии не подкрепленные данными.



полная версия страницы