Форум » АЛАНЫ, СКИФЫ и др. » одежда алан » Ответить

одежда алан

Аника: Уважаемые участники форума, возможно, я не успела прочитать все темы форума, и найти ответ, на важную для меня тему. Интересуют сведения об одежде аланов, (мужская, женская). Кроме того, очень интересен вопрос облачения карачаевцев и балкарцев в конце 14 века, включая детскую одежду. Как я понимаю карачево-балкарцы, как приемники алан должны были унаследовать хотя бы элементы одежды своих предков, позднее эти элементы стали достоянием других северо-кавказских народов.

Ответов - 38, стр: 1 2 All

Is-tina: Уважаемая Аника, мне показалось, что Вы не совсем в "аланской теме". Но все равно. Такая тема - одежды- представлена в другом карачаевском форуме, по ссылке: /www.karachays.borda.ru/?1-1-0-00000127-000-90-0 Но все не так просто.

Аника: Is-tina спасибо за ссылку, мало информации, но есть над чем подумать. Конечно, если идти от 17 века назад к 14 веку, вдруг получится, отыскать что-нибудь в темной комнате..))

Is-tina: Да, Аника, комната очень темная. Особенно если "комната 17 века". Там уж только упоминание о том, что "аланы носят шляпы". Вот и все, пожалуй. Иной одежды никто не упоминает конкретно. Ни в 17, ни в 14 веках.


Тахир: Приветствую новую участницу Анику! Добро пожаловать, желаю тебе пользы от общения на форуме. Одежда алан, по-крайней мере, северокавказских - это наша национальная одежда. И во многом она представлена у фольклорно-этнографического ансамбля "Балкария". С уважением.

Albert: Is-tina пишет: Уважаемая Аника, мне показалось, что Вы не совсем в "аланской теме". Но все равно. Такая тема - одежды- представлена в другом карачаевском форуме, по ссылке: /www.karachays.borda.ru/?1-1-0-00000127-000-90-0 Но все не так просто. А что мы там на "Карачайзе" об этом писали? Я уже и не припомню. А по ссылке у меня ничего не открывается. Is-tina пишет: Да, Аника, комната очень темная. Особенно если "комната 17 века". Там уж только упоминание о том, что "аланы носят шляпы". Вот и все, пожалуй. Иной одежды никто не упоминает конкретно. Ни в 17, ни в 14 веках. Ну, как обычно, исследователи делают выводы не столько по письменным источникам, сколько по раскопкам. В принципе, по ним, насколько я могу судить, одежда у алан была схожей с одеждой иных тюрок, и нынешний кавказский костюм ведет свое начало именно оттуда. Тахир пишет: Приветствую новую участницу Анику! Добро пожаловать, желаю тебе пользы от общения на форуме. Я также Вас приветствую, уважаемая Аника! Добро пожаловать на форум. Извините администратора за то, что он так ленив, что мало бывает на своем форуме. Но что поделаешь, мне уже порядком поднадоели все эти форумные баталии. Но если вопросы не глобальные, обсудить их можно.

Аника: Тахир спасибо. Вам, Администратор благодарность за доброжелательность. На форуме много действительно полезной информации для новичка вроде меня. Лето.. и участники возможно ушли в тень, или отпуск. Одежда алан -глобальный для меня вопрос. Я не историк, но одежда на мой взгляд важный элемент дающий представление о формировании и культуре народа. Возможно, что аланы носили длинные или короткие плащи, в последствие трансформировавшиеся в бурку, длинные рубахи из льна, шерсти, поверх которых, надевались жилеты из грубой кожи с металлическими нагрудниками, а головной убор? шапки скифов, позднее улучшенные металлом? Исторические сведения относительно моего вопроса, скудные, потому пришлось обращаться за помощью к тем, кто давно "в аланской теме". "Постыдно не искать знаний, спросить у знающего, открыть дверь в храм знаний" - сказал древний мудрец.

Albert: Аника пишет: Тахир спасибо. Вам, Администратор благодарность за доброжелательность. На форуме много действительно полезной информации для новичка вроде меня. Лето.. и участники возможно ушли в тень, или отпуск. Одежда алан -глобальный для меня вопрос. Я не историк, но одежда на мой взгляд важный элемент дающий представление о формировании и культуре народа. Возможно, что аланы носили длинные или короткие плащи, в последствие трансформировавшиеся в бурку, длинные рубахи из льна, шерсти, поверх которых, надевались жилеты из грубой кожи с металлическими нагрудниками, а головной убор? шапки скифов, позднее улучшенные металлом? Исторические сведения относительно моего вопроса, скудные, потому пришлось обращаться за помощью к тем, кто давно "в аланской теме". "Постыдно не искать знаний, спросить у знающего, открыть дверь в храм знаний" - сказал древний мудрец. Я занимался истоками одежды народов Северного Кавказа довольно плотно. Могу однозначно утверждать, что наибольшее влияние на формирование кавказского костюма оказали тюрки. Помимо отдельных явно тюркских элементов одежды, об этом напрямую свидетельствует и терминология. Я об этом уже достаточно много раз писал на форумах. На том же "Карачайзе" я точно приводил эту терминологию. Я, правда, не помню, в той теме, что указала Тина, или в другой. Все основные элементы одежды, как то, бешмет (къаптал), башлык (башлыкъ), штаны (кёнчек), виды обуви (чарыкъ и чурукъ), девичий корсет (чуба) и некоторые другие у многих народов Кавказа называются по-тюркски, вернее, по-карачаево-балкарски. А термин, как правило, заимствуется вместе с предметом.

Iceweasel: Но я ни у кого из тюркских народов не видел схожий покрой, как у къаптала или чепкена в национальном костюме - в основном свободные халаты, которые не застегиваются, а запахиваются. Единственно, что я заметил схожего - папахи, которые бытуют у туркмен, узбеков и, похоже, татар. Или я ошибаюсь?

Is-tina: Мне кажется, что Вы не ошибаетесь.Но почему-то считается хорошим научным тоном на Кавказ переносить все извне. И люди там извне. и одежда извне. Будто Кавказ сам ничего не стоит. Будто это не огромная самоидентичность, которая все создавала изнутри, конечно, оглядываясь по сторонам. А в чем, мол, другие ходят. и что едят. Опыт перенимали! Ну, не навязываю точку зрения. У других тоже есть своя позиция. С Новым Годом!

Iceweasel: Is-tina пишет: И люди там извне Так там все извне. Просто это "извне" измеряется тысячелетиями. Другое дело, что с подаче некоторых ученых или политиков начали искать "чужих" среди соседей. Нет, кафтаны (те же самые бешметы или чепкены, только без газырей, которые появились с огнестрельным оружием) были распространены у тюрков в древности, даже были их характерной чертой. Но сейчас в т.н. комплексе национального костюма ни у кого из народов ЦА или турков не могу найти их. А может сами эти "комплексы" очень сильно сокращены и скомпонованы. Спасибо!

Albert: Iceweasel пишет: Но я ни у кого из тюркских народов не видел схожий покрой, как у къаптала или чепкена в национальном костюме - в основном свободные халаты, которые не застегиваются, а запахиваются. Единственно, что я заметил схожего - папахи, которые бытуют у туркмен, узбеков и, похоже, татар. Или я ошибаюсь? Нет, есть застегивающиеся кафтаны у тюрок. Я приведу тебе подборку, если желаешь.

Iceweasel: Albert пишет: Я приведу тебе подборку, если желаешь. буду очень рад ознакомиться. кстати, смотрел старые фото башкир - такой же къаптал, только застегивается он как-то вбок, как современное двубортное пальто. а покрой тот же, что и на кавказских разновидностях.

Albert: Iceweasel , я был сильно занят эти дни, потому не было времени полазить в Интернете и привести то, что обещал. Приведу чуть позже, если ты не против? Хорошо?

Iceweasel: Да нет, не против конечно. Я и сам сейчас с трудом нахожу время заходить часто в сеть. Но будет интересно посмотреть и сопоставить.

Гергокова Лейля: Рассматривая зеленчкукскую статую, Т.М. Минаева писала: «... статуя, сближаясь в основных чертах (высокая, плоская, глубоко опущенная в землю, стоящая фигура воина, сосуд в правой руке и сабля, висящая на поясе — в левой) с памятниками 1-й группы древнетюркских изваяний, распространенных в северных районах Средней Азии и на близлежащих территориях», в деталях изображения не совпадают в центрально-азиатскими и сибирскими. На ней не обозначены усы воина, что является обязательным признаком азиатских мужских изображений. Существенно разнится одежда изображенных. Ни в одном случае на опубликованных многими авторами азиатских изваяний не наблюдается такого кафтана с широко подшитыми бортами и ромбическими пуговицами» (3,с.216). Подтверждением такому предположению может служить в первую очередь одежда, которая является очень важным этнографическим признаком (8, с.23-24). Т.Д. Равдоникас, изучая аланскую одежду Х-ХП вв., пишет, что «самым распространенным типом одежды был кафтан с высоким стоячим воротником и с застежкой посередине груди» (9, с.201). Именно такие кафтаны с высокими стоячими воротниками изображены на каменных статуях воинов из ст. Сторожевой и из ущелья Б. Зеленчука. Минаева Т.М. К истории алан Верхнего Прикубанья по археологическим данным. Ставрополь. Ставропольское книжное изд-во, 1971 На Северном Кавказе в ущелье р. Большой Зеленчук у подножья хребта Мыцешта находится долина, именуемая Длинной поляной. До середины 1950-х годов здесь стояло еще одно изваяние воина (сейчас оно находится в Ставропольском музее). Высота статуи - 2,2 м, ширина в плечах - 0,64 м. Воин одет в длинный кафтан, застёгнутый на пуговицы ромбической формы, воротник стоячий. На голове воина островерхий шлем. На поясе висит типичная для 10 - 12 веков сабля, которую воин держит правой рукой за рукоять; левой рукой он прижимает к груди рюмку. Рис.5. Кузнецов В.А. В верховьях Большого Зеленчука. М.: Искусство, 1977.- С.108-109. История материальной культуры каждого народа отражена в лексике его языка. С древним карачаево-балкарским словом «мет»- 1) ромб; 2) застежка связано и происхождение тюркского слова «бешмет», дословно «пять пуговиц», названия пяти пуговичной верхней одежды. Слово «бешмет» широко известно на Кавказе, присутствует также во многих современных тюркских языках Средней Азии, но не этимологизируется, почему-то, на их основе (Севортян Э.В. «Этимологический словарь тюркских языков», Т2, с.123-124). Это произошло ввиду древности слова «мет» - застежка, сохранившегося, только в карачаево-балкарском языке. Средневековая карачаево-балкарская фиксация слова «бешмет» – пять ромбов пуговиц, на материальном носителе имеет место в графике ряда аланских стел из верховьев Зеленчука на которых изображены ромбические пуговицы. При анализе гравированных на каменной стеле деталей верхней одежды аланского воина, характерным представляется то, что пуговицы кафтана ромбовидные и их количество равно пяти. При этом их асимметричное расположение, вызванное необходимостью прорисовки руки, сделано умышленно, чтобы отразить их количество - именно пять, и само слово «бешмет». В противном случае ничто не мешало расположить их симметрично и не обращать внимания на их количество. Серебряные ромбические пластины до современности используются у карачаевцев и балкарцев как деталь застежки. Ворота парадной бурки. В качестве деталей застежек ворота бурки использовали и спиральные аппликации из плетеных серебряных и кожаных шнуров. Мотивы спирали, ромба, ромба с волютами довольно популярны и в орнаментации карачаево-балкарских войлочных ковров – кийизов.

Гергокова Лейля: К сожалению, не умею пока вставлять фото. Пыталась, но у меня не получилось.

Albert: Гергокова Лейля пишет: К сожалению, не умею пока вставлять фото. Пыталась, но у меня не получилось. На панельке над окном, где мы обычно пишем посты, есть одна "кнопка" с нарисованным человечком. Наведи курсор на эту "кнопочку" и нажми ее. Выйдет ссылка на сайт, на который загружаются картинки. Там увидишь "кнопку" "ОБЗОР". Загрузи со своего компьютера изображение. Когда загрузится, скопируй ссылку напротив надписи "FastBB" и вставь в текст нашего форума. Вот и всё! На самом деле очень просто.

Гергокова Лейля:

Гергокова Лейля: Спасибо. Получилось

Albert: Гергокова Лейля пишет: Спасибо. Получилось Не за что!

Гергокова Лейля:

Гергокова Лейля:

Гергокова Лейля:

Гергокова Лейля:

Гергокова Лейля:

Гергокова Лейля:

Гергокова Лейля:

Гергокова Лейля:

Гергокова Лейля:

Гергокова Лейля:



полная версия страницы