Форум » АЛАНЫ, СКИФЫ и др. » Асы-аланы в 13-14 вв. и на востоке Монгольской империи » Ответить

Асы-аланы в 13-14 вв. и на востоке Монгольской империи

Кунак: Много интересных фактов про аланов на Востоке В предшествующей главе уже говорилось, что в ходе кампании 1238— 1239 гг. многие аланские феодалы предпочли не оказывать сопротивление завоевателям и перешли на их сторону. Это Бадур, Уцзорбухан, Матярша, Елебадур (Илья Багатар? — В. К.), Юй-ва-ши, Хан-ху-сы, Арсалан (Аслан? — В. К.). Асан-чжен, Николай и др. (большинство имен дается в китайской транскрипции). Одни из них монголами были оставлены владетелями своих областей и им были выданы золотые пайцзы на владение (напр. Хан-ху-сы), другие завербованы в монгольскую гвардию, что говорит о том, что монголы высоко оценили воинские качества алан (напр. Атачи — сын Хана-ху-сы, половина подданных Арсалана, Николай и его сын Хурдуда и т. д.; 32, с. 48). Наконец, третьи сразу были переброшены татаро-монголами далеко за пределы Большого Кавказа. Так, сын Еле-бадура (Ильи Багатара) Юй-ва-ши был направлен в Сибирь для борьбы с восставшими «князьями» (32, с. 48). Вскоре после завершения кампании на западе аланские контингенты появляются на востоке громадной Монгольской империи. Источники молчат о причинах и подробностях этой операции. Относительно причин Ю. Н. Рерих пишет следующее: «Высшее монгольское командование, которое всегда лояльно признавало военные качества своих противников, по справедливости оценило большую доблесть аланов и мудрость их командиров. Поэтому оно было счастливо заключить с ними военный союз. С этого момента аланская кавалерия соединилась с монгольской армией и приняла участие с ней во всех военных операциях» (33, с. 242—246). В Китае аланы составили отборную пекинскую гвардию монголов. О ее положении свидетельствует флорентийский епископ Джованни Мариньоли, несколько лет живший в Китае и лично наблюдавший алан: «Всех выше (стоят) также князья его государства, более 30 тыс., которые зовутся аланами и управляют всей Восточной империей. Они христиане..., благородный род аланов, являющихся ныне величайшим и благороднейшим народом в мире; всех красивее и храбрее мужи их, с помощью которых татары овладели Восточной империей и без которых никогда не достигли бы славной победы. Ибо собрал Чингиз-хан, первый царь татарский, их князей, числом 72, когда по воле божией захотел покарать мир» (34, с. 62). Панегирическая характеристика алан может показаться преувеличенной, но не надо забывать, что Мариньоли был епископом у алан в Китае и, судя по этому обстоятельству, аланы здесь были из православного христи-анства обращены в католичество. Когда произошло новое крещение алан в Монголо-Китайской империи? Их переселение на восток могло состояться вскоре после крушения Алании— в 40-х годах XIII в., когда аланы были православными. Относительно принятия ими католичества некоторые сведения находим в переписке XIV в., опубликованной на русском языке Р. Хеннигом. 14 июля 1336 г. римскому папе Бенедикту XII из Ханбалыка (мусульманское название Пекина.— В. К.) были посланы два письма. В первом письме от имени великого хана Токалмута содержится просьба, чтобы папа «молился за Нас и Наших верных слуг аланов, его христианских сыновей». Второе письмо на имя Бенедикта XII было направлено от имени аланских князей. Привожу текст полностью: «Вашему Святейшеству должно быть известно, что мы уже давно осведомлены о католической вере вашим легатом, братом Иоанном Монтекорвино, наставлены им ради нашего блага и много утешены сим сильным, святым и терпеливым мужем, умершим восемь лет назад. С того времени остались мы без главы и без духовного утешения. Мы порадовались бы известию, что Вы позаботились о новом легате; но таковой сюда еще не пришел. Поэтому мы умоляем Ваше Святейшество направить к нам доброго, терпеливого и умного легата, который мог бы позаботиться о наших душах, и прислать его нужно спешно, ибо мы в тяжелом положении без руководства, наставления и утешения... Дано в Камбалеке (Халбалыке) в год крысы, 6-й месяц на третий день новолуния» (35, с. 224—225). Из этого документа следует, что первым католическим миссионером среди алан в Китае был «брат» Иоанн Монтекорвино, умерший в 1328 г. и прибывший в Пекин, очевидно, в начале XIV в. На смену умершему пастырю, судя по всему, был направлен Джованни Мариньоли, о чем свидетельствует его маршрут: от Авиньона через Константинополь в Каффу (Крым) и далее через Тану по «старому торговому пути» через Сарай в Китай (35, с. 227). По Ф. К. Бруну, Мариньоли прибыл в Пекин к аланам в 1340 г. (36, с. 159). В своем отчете о путешествии Мариньоли пишет, подобно епископу Феодору, что аланы являются христианами истинными или только по названию (35, с. 227). Возвращавшемуся на родину китайскому посольству Бенедикт XII дал сопроводительное письмо: «Это письмо пишется как охранная грамота для Андрея Гуйлельмо де Нассио и алана Тогая из Китая, послов татарского императора, приезжавших к Апостольскому престолу. Дано в Авиньоне 19 июня в год 4-й» (1338; 35, с. 230). Кроме письма к великому хану, папа Бенедикт XII направил послания аланским князьям и правителю «Срединного государства» Чагатаю (35, с. 231). Как отмечает Р. Хенниг, христианские общины в Китае были искоренены в 1368 г., когда после гражданской войны к власти пришла династия Мин и началась враждебность ко всему иностранному. Изложенная выше переписка еще не стала достоянием алановедения и не привлекла должного внимания специалистов. Она тем более интересна потому, что, согласно Ю. Н. Рериху, среди аланских подписей под письмом от 14 июля 1336 г. стоит подпись Фодима Иовенса, «который считался царем аланов» на Востоке (33, с. 245). Ю. Н. Рерих обратил внимание на два других аланских князя по имени Сиан-Шан (Шиансам) и Чо-хан-бу-кхуа (Чембога), очевидно Джаян Бука. Биографии этих офицеров великого хана записаны в китайской летописи монгольской династии «Юань-ши». Согласно ей, Джаян Бука, сын Тциао-хуа и правнук аланского князя Николая (видимо, князь Николай может быть приурочен еще к кавказской Алании.— В. К.), служил в армии великого хана Мунке. Он был «знаменитым офицером» и в 1329 г. был назначен командиром 400 аланских воинов. В 1336 г. он сделался большим полководцем Тцу-ми-ян и командовал левым крылом армейского корпуса аланской гвардии. Нельзя не сказать о другом знаменитом алане по имени Еле-бадур (Илья Багатар?), служившим у хана Угедея. Его слава началась с того, что однажды на охоте атакованный тигром он схватил его за язык и убил своим мечом. Во время правления ханов Мунке и Хубилая он также отличился, но был убит во время осады города Чан-Чао в 1275 г. Его два сына также служили в монгольской армии, старший Е-Су-Та-иер был убит при взятии Ян-Чу, младший сын У-ва-ши был назначен командующим армейским корпусом аланской конницы во время одного из походов против Китая в 1275 г. (33, с. 245). Переселившиеся в Монголо-Китайскую империю аланы, как видим, не только составили ханскую гвардию, но и, проявляя доблесть и рвение, успешно продвигались по службе и достигали самых высоких военных постов и отличий. В этом, безусловно, сказались многовековые традиции и собственной военной культуры бывших кочевников, и несения военной службы по приглашению в качестве федератов, союзников. Глубокие боевые традиции, выработавшийся своеобразный рыцарский кодекс чести воина-профессионала сделали аланских конных дружинников одними из лучших боевых частей своего времени. Монгольское правительство понимало это и часто использовало алан в наиболее серьезных операциях. Ханская гвардия была сформирована из тысячи аланских всадников. «Если вспомнить строгость отбора в эту гвардию, этот выбор оказывается исключительной честью. В царствование хана Мунке полки под началом князя Арслана присоединились к гвардии. Младший сын этого князя Николай участвовал в походе на юг Китая, в провинцию Юннань». При хане Хубилае (1260—1294 гг.) численность аланской гвардии оценивают уже в 30 тыс. всадников, не считая, резерва. Как видим, численность аланских контингентов на Востоке была очень значительной — имеются в виду только воины без членов семей. Особо аланские войска отличились при хане Хубилае в 1268—1279 гг., во время завоевания Китая. Но в 1275 г. после взятия города Чан-Чао (Чунцин? — В. К.) многие высшие аланские офицеры погибли здесь вследствие предательства китайского генерала Хун-фу, который после сдачи им города ночью организовал резню алан. По приказу великого хана китайский гарнизон Чан-Чао был уничтожен, город потерял все свои права, а его доходы отданы семьям погибших аланских офицеров (их имена перечислены в китайских анналах; 33, с. 244). Великие ханы вообще щедро награждали, согласно «Юань-ши», отличившихся алан: ас Атачи, участвовавший в походе Мунке в провинцию Сычуань, был пожалован вином и серебром; вторично Атачи был награжден Хубилаем — серебром и переводом в гвардию. Атачи был среди аланских командиров, погибших в 1275 г. в Чан-Чао (по свидетельству Марко Поло, аланы были перебиты в состоянии опьянения). Характер вознаграждения хана Хубилая за смерть Атачи: «Хубилай, сожалея о его смерти, пожаловал семье Атачи 500 лан серебра и 3500 связок ассигнациями, а также 1539 дворов из числа усмиренных жителей» (37, с. 284—285). Сын упомянутого Атачи Бодар также был незаурядной фигурой. В 1283 г. ему была пожалована тигровая пайцза (что соответствовало званию десятитысячника, т. е. командира корпуса.— В. К.) и титул главнокомандующего; кроме того, за ним было сохранено командование отрядом асов и присвоено звание асского баду-даругачи. Сын умершего в 1300 г. Бодара Фудин был первым даругачи асской гвардии, а между 1335—1341 гг. назначен заведующим делами Военного Совета (37, с. 286—287). Есть основания полагать, что это он поставил свою подпись «Фодим» под коллективным письмом аланских князей папе Бенедикту XII 1336 г. Высокое происхождение и положение Фудина (Фодима) вполне соответствует его статусу «царя аланов». Среди погибших в Чан-Чао асских командиров был и Еле-бадур — Илья Багатар, о котором мы уже говорили выше. Илья за храбрость был одарен 50 ланами золота, золотой пайцзой и пожалован в тысячники. Илье наследовал его сын Юй-ва-ши, ставший тысячником асского корпуса и награжденный 50 ланами серебра, 2500 связками ассигнаций, золотым поясом и девятью сортами материй. После одного из подвигов «государь с радостью сказал, обращаясь ко всем военачальникам: «Кто, кроме Юй-ва-ши, способен был выполнить это героическое дело? Если облечь Юй-ва-ши в чистое золото, этим не выразить ему моей благодарности» (37, с. 291). В награду император вновь пожаловал Юй-ва-ши 50000 связок ассигнаций и повысил в звании. Здесь нет возможности перечислять имена всех асов и их деяния во славу монгольского оружия, запечатленные в «Юань-ши». Оценивая деятельность алан-асов на Востоке, Ю. Н. Рерих отмечает: «Под знаменем монгольских ханов меч алан снова начертал славную страницу своей истории» (33, с. 246). Сотрудничество асов и монголов на Востоке было столь активным, что асы стали заимствовать элементы татаро-монгольской культуры, о чем засвидетельствовал византийский историк второй половины XIII в. Георгий Пахимер: «С течением времени соседние (с монголами.— В. К.), обитавшие в тех странах племена, каковы аланы, зихи, готы, руссы и многие другие, изучив их язык и вместе с языком, по обычаю, приняв их нравы и одежду, сделались союзниками их на войне» (38, с. 317). Алано-асы настолько сблизились с монголами, что стали считаться принадлежащими к «правому крылу монгольского народа под именем Асут» (39, с. 131, прим. 8). Асы разделили судьбу Монгол о-Китайской империи и ее монгольской династии. «Когда последний монгольский император Китая Тогон Ти-мур в 1368 г. покинул Пекин, в числе отрядов, следовавших за ним в г. Каракорум, была и асская дружина, сохранившая и в беде верность своим повелителям»,— отмечает А. Иванов (37, с. 300). После этих событий источники об асах на Востоке не упоминают. Можно было бы предполагать, что остатки асов после их переселения в Монголию оказались ассимилированными монголами и бесследно исчезли. Но пример венгерских ясов, куда более малочисленных и сохранивших свою этническую индивидуальность, свидетельствует об обратном — реликты алано-асов могут сохраниться и в монгольских степях. В последние годы советскими этнографами получены скромные по объему, но очень интересные данные. В 1984 г. в Монголии продолжал работу этнографический отряд советско-монгольской историко-культурной экспедиции. В составе монгольского племени борджигинов на северо-востоке Средне-гобийского аймака, в частности в. сомоне Цаган-Дэлгэр, была зафиксирована группа асудов — «потомков аланов, переселенных сюда с Северного Кавказа в раннем средневековье. Позднее они поселились среди борджигинов и постепенно растворились в их среде. Асуды сохраняют свое самоназвание, но уже не помнят о своем происхождении и не выделяют себя из среды монголов. Антропологически же, судя по нашим визуальным наблюдениям, они явно отличаются от соседних халхасцев, сохраняя наряду с монгольскими отдельные ярко выраженные европеоидные признаки» (40, с. 136). Ясно, что монгольская этнографическая группа асуд должна подвергнуться специальному исследованию, видимо, прежде всего в отношении антропологии, дерматоглифики, языка (поиск древнеиранских элементов), этнографии. Таким изучением асудов пока никто не занимался и это прокладывает резкую черту между монгольскими асудами и венгерскими ясами. Но, несмотря на громадную разницу в изученности, уже сейчас мы можем говорить о значительном сходстве обоих исторических явлений: судьбе ясов Венгрии и асудов Монголии. И ясы, и асуды фактически растворились в новой этнической среде, утратили язык и стали осознавать себя частью коренного народа. Но в то же время, как это ни парадоксально, растворившись, они не исчезли. И на Западе, и на Востоке, отделенные друг от друга огромным пространством, ясы Венгрии и асы Монголии сумели сохранить общность территории и этническое самосознание, решающей субстанцией которого в данной исторической ситуации стал древний этноним — самоназвание «ас», «яс» — последняя историческая память о происхождении и далеком прошлом. Благодаря этому этническому индикатору мы и имеем возможность достаточно надежно реконструировать прошлое двух крупных групп аланского этноса, в XIII в. одновременно заброшенного на далекий Запад и еще более далекий Восток. Они — часть того наследия алан и аланской культуры, которое дошло до наших дней в основательно измененном виде.

Ответов - 51, стр: 1 2 All

Albert: Эсен пишет: Учитывая возраст кластера, можно предположить, что это «асский» вклад в этногенез дигорцев. Тогда как объяснить отсутствие у дигорцев R1a? Или мало исследовались выходцы из Асии?

Умар: Эсен пишет: Пусть на меня не обижается Кубатиев, но у меня есть сомнения, что он потомок Бадела, т.к. он принадлежит к осетинской (дигорской) ветви R1b1a2. К ней относятся 15,7% дигорцев и всего 2,6% иронцев. Ну, этот "ребус" одним гаплотипом не решить. Два брата-одиночки, умудрившиеся навязать свою власть в двух ущельях. Эти "одиночки" вполне могли "притопать" с немалой "группой поддержки". А легенда о их прибытии может оказаться более поздним сочинением.

Albert: Умар пишет: Ну, этот "ребус" одним гаплотипом не решить. Два брата-одиночки, умудрившиеся навязать свою власть в двух ущельях. Эти "одиночки" вполне могли "притопать" с немалой "группой поддержки". А легенда о их прибытии может оказаться более поздним сочинением. Вполне возможен именно такой вариант.


Albert: Я, конечно, могу ошибаться, но насколько мне известно, среди дигорцев исследовались жители Дигорского района, и не исследовались жители Ирафского. Насколько я могу судить, в Дигорском районе подавляющее большинство - жители исторической Тапан Дигоры. И именно там должны обитать потомки Бадели. И там почти нет выходцев из Асии. Выходцы из Асии проживали исторически в Донифарсе и Стур-Дигоре, а сейчас, вроде бы, они проживают в Ирафском районе. Блин, если бы этот Дигорон из Лингвофорума не был таким идиотом, хотел бы я у него уточнить этот вопрос...

Turk: Albert пишет: Дигорон если не ошибаюсь это тебе известный персонаж :).

Кунак: Albert пишет: Блин, если бы этот Дигорон из Лингвофорума не был таким идиотом, хотел бы я у него уточнить этот вопрос... Давайте я уточню, может быть он мне ответит. Что за Лингвофорум , на котором он тусуется?

Кунак: Albert пишет: Тогда как объяснить отсутствие у дигорцев R1a? Или мало исследовались выходцы из Асии? Да мало. В прошлом году протестировалось если не ошибаюсь ещё около 100 осетин, так что возможно кое-какие данные по осетинам уточнятся. Среди протестированных осетин есть если не ошибаюсь иронцы, дигорцы и кударцы, хотя я пока не разобрался в чем разница к примеру между дигорон и кудара . Кударцы как мне сказал один осетин живут в РСО и ЮО, а дигорон в ЮО. Правильная ли эта информация?

Эсен: Albert пишет: Тогда как объяснить отсутствие у дигорцев R1a? Или мало исследовались выходцы из Асии? А вот на этот вопрос у меня нет ответа Я, конечно, могу ошибаться, но насколько мне известно, среди дигорцев исследовались жители Дигорского района, и не исследовались жители Ирафского. Да, в статье написано «Digorskii district»

Эсен: Умар пишет: Ну, этот "ребус" одним гаплотипом не решить. Два брата-одиночки, умудрившиеся навязать свою власть в двух ущельях. Эти "одиночки" вполне могли "притопать" с немалой "группой поддержки". А легенда о их прибытии может оказаться более поздним сочинением. Я уверен, что они пришли с «поддержкой». Через некоторое время после этих событий в ущелье … является воин по имени Басиат верхом на лошади и с огнестрельным оружием, о котором в то время горцы не имели понятия. Басиата сопровождали люди, которые ему прислуживали. М. К. Абаев. Исторический очерк. БАЛКАРИЯ, 1911 Так, потомки Бадила или Бадилаты говорят: Бадил прибыл в Дигорию с хорошо вооруженною свитою, занял свободные земли, населил эти земли разбросанными семействами осетин, соединил их в общества и сделался над ними правителем или алдаром. Терские ведомости, 1870, № 48

Эсен: в статье написано «Digorskii district» Но скорее всего это ошибка. По данным автореферата кандидатской Дибировой Х. (которая базировалась на тех же данных, что и статья Балановского) тестировались также дигорцы Ирафского района в количестве 66 человек. Это даже больше, чем протестировано в Дигорском (57 человек). Проценты округлены до целых. Тот дигорец, который относится к «карачаевской» ветви R1a, получается, из Ирафского района.

Кунак: Эсен пишет: Тот дигорец, который относится к «карачаевской» ветви R1a, получается, из Ирафского района. Т.е. исходя из этой выборки три осетина-R1a всё таки есть? Один с Алагира, двое с Ирафского района.

Кунак: Albert пишет: Я, конечно, могу ошибаться, но насколько мне известно, среди дигорцев исследовались жители Дигорского района, и не исследовались жители Ирафского. Насколько я могу судить, в Дигорском районе подавляющее большинство - жители исторической Тапан Дигоры. И именно там должны обитать потомки Бадели. И там почти нет выходцев из Асии. Выходцы из Асии проживали исторически в Донифарсе и Стур-Дигоре, а сейчас, вроде бы, они проживают в Ирафском районе. Перекинул Альберт, ваш вопрос на молген http://forum.molgen.org/index.php/topic,5175.msg168807/topicseen.html#msg168807 Могет что-нибудь ответят

Albert: Turk пишет: если не ошибаюсь это тебе известный персонаж :). Я тоже сначала был уверен в том, что это Русланбек. Но он чуть ли не клялся, что его зовут Тамерлан... Впрочем, еще та трусливая тварь...

Albert: Кунак пишет: Давайте я уточню, может быть он мне ответит. Что за Лингвофорум , на котором он тусуется? У этой особи вообще не стОит что-либо спрашивать. Таких нужно давить как тараканов! Я тоже тусуюсь на Лингвофоруме в Тюркской ветке. У меня там ник qarachayli.

Albert: Кунак пишет: Да мало. В прошлом году протестировалось если не ошибаюсь ещё около 100 осетин, так что возможно кое-какие данные по осетинам уточнятся. Среди протестированных осетин есть если не ошибаюсь иронцы, дигорцы и кударцы, хотя я пока не разобрался в чем разница к примеру между дигорон и кудара . Кударцы как мне сказал один осетин живут в РСО и ЮО, а дигорон в ЮО. Правильная ли эта информация? С каждым новым тестированием процент R1a у осетин уменьшается. Дигорцы - это самые западные из осетин. Именно в дигорском языке максимальное количество тюркизмов из осетинских. Все остальные осетины - это иронцы. Даже кударцы. Кударцы - это южные осетины, но многие из них живут и в Северной Осетии. А дигорцы живут в западной части Северной Осетии.

Albert: Эсен пишет: Тот дигорец, который относится к «карачаевской» ветви R1a, получается, из Ирафского района. Так оно и должно быть! Он, насколько я могу судить, очень близок ко мне и Байрамкулову.

Albert: Кунак пишет: Т.е. исходя из этой выборки три осетина-R1a всё таки есть? Один с Алагира, двое с Ирафского района. Учитывая близость, по крайней мере, одного из них карачаевским R1a, уверен, что это, как раз, дигорцы, предки которых "родом из Асии", то бишь, из Балкарии и Карачая. Большинство этих дигорских родов, которые из Асии, имеют тюркские родовые имена.

Albert: Кунак пишет: Перекинул Альберт, ваш вопрос на молген http://forum.molgen.org/index.php/topic,5175.msg168807/topicseen.html#msg168807 Могет что-нибудь ответят Гаглоев не может ответить, поскольку он не дигорец.

Кунак: Albert пишет: Дигорцы - это самые западные из осетин. Именно в дигорском языке максимальное количество тюркизмов из осетинских. Все остальные осетины - это иронцы. Даже кударцы. Кударцы - это южные осетины, но многие из них живут и в Северной Осетии. А дигорцы живут в западной части Северной Осетии. Спасибо!

Эсен: Кунак пишет: Т.е. исходя из этой выборки три осетина-R1a всё таки есть? Один с Алагира, двое с Ирафского района. Там в процентах указано. 66*2%=1,32 дигорца 70*1%=0,7 иронца Имеем 2,02 человека )

Эсен: Albert пишет: Так оно и должно быть! Он, насколько я могу судить, очень близок ко мне и Байрамкулову. Самый близкий - Бостанов, затем вы



полная версия страницы