Форум » АЛАНЫ, СКИФЫ и др. » АЛАНЫ И ЭТНИКА СЕВЕРНОГО КАВКАЗА » Ответить

АЛАНЫ И ЭТНИКА СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Is-tina:

Ответов - 92, стр: 1 2 3 4 All

Is-tina: умар пишет: е путая разные времена.например.Бируни 1000-й год н.э.пишет ,что язык аланов смешанный печенегский с хорезмийским. умар пишет: Бируни по большинству источников вроде-бы сам хорезмиец. про печенегов в то время в средней азии никто вроде-бы не пишет,а хорезмийцы живы-здоровы и находятся в средней азии.печенеги же в эти времена (м.кашгари) на границе с румом(византией).а аланы на северном кавказе. В общем, Умар пишет - "давайте разберемся. не путая разные времена". Да, Сделаем попытку. Если ближе к толкованию Бируни, то вот какой вариант есть. Бируни употреблял прошедшее время в тех описаниях. «О племени аланов и асов», которые населяли «бывшую землю печенегов» в нижнем течении Аму-Дарьи. Но потом, мол, переселившихся вместе с ними к побережью Касп моря. Бируни писал, что их язык «тогда» состоял из смеси хорезмийского и печенежского». Но известно, что хорезмийский – это иранский. Печенежский, же, понятное дело, - тюркский. То есть, по Бируни, - аланский язык – это смесь тюркского и иранского. («С кем поведешься, от того и наберешься»). Потом Вы причислили аланов к «огузской группе». Почему? Непонятно - сразу такой переход. И задаетесь вопросом – куда же делись племена огузского типа? То есть аланы тоже. А мне кажется – Огузы- Огузами. Аланы – аланами. Тем более, что, кажется, сведений (об их идентичности) – нет. И каждый пошел своим путем. Потом появились татаро-монголы. И от них родилась версия - «Прижать к горам». Это удобная версия. Она широко используется. Но она ничем не доказанная. А если иметь в виду, что это были не организованные части, и отступали кто как мог, то можно назвать такое отступление как - «рассеянного типа». Кто в какое ущелье или за какую скалу спрятался от татаро-монголов, или уехал куда, - летописцы об этом умалчивают. И свидетельств аланского языка тех времен, - нет. А придумать можно все что угодно. А еще следует учитывать «сопротивление горского материала». То есть присутствие коренных жителей самого Кавказа и их реакция на приход «чужаков». Но это почему-то предпочитают не учитывать. Нам большие племена подавай! Ну вот. А дальше все непонятно. С аланами я имею в виду. То есть, понятно, вообще-то...

Энки: Is-tina пишет: Если ближе к толкованию Бируни, то вот какой вариант есть. Бируни употреблял прошедшее время в тех описаниях. «О племени аланов и асов», которые населяли «бывшую землю печенегов» в нижнем течении Аму-Дарьи. Но потом, мол, переселившихся вместе с ними к побережью Касп моря. Бируни писал, что их язык «тогда» состоял из смеси хорезмийского и печенежского». Но известно, что хорезмийский – это иранский. Печенежский, же, понятное дело, - тюркский. То есть, по Бируни, - аланский язык – это смесь тюркского и иранского. («С кем поведешься, от того и наберешься»). Прошу обратить внимание на то, что речь идет об аланах живших в Средней Азии, наличие хорезмийской примеси в аланской речи может быть объяснено близким соседством с Хорезмом, но по свидетельству Бируни нельзя сделать вывод об изначальном языке алан, а также о языке алан, живших в других регионах.

Is-tina: Да, да, конечно, Энки! И я отстраненно написала об аланах, именно в толковании Бируни. Я все это учитываю. И выводов не делаю. Только в пределах упоминания Бируни. Но в наших сложившихся толкованиях аланы есть аланы, где бы они ни были. И тем более, что приход их из центральноазиатских мест как будто не подвергается сомнению. А язык, наверное, с примесями от разных соседств. Бируни говорит о конкретном варианте с печенежским языком. В смысле - "тогда", мол. А об изначальном. как и последующем ( "конечном") языке алан, наверное, ничего нельзя сказать определенного. Так?


Тахир: умар пишет: например.Бируни 1000-й год н.э.пишет ,что язык аланов смешанный печенегский с хорезмийским. Бируни писал, что язык тех аланов стал смешанным из печенежского с хорезмийского после того, как аланы переселились на иранскую территорию. Т.е., изначально язык у них был тюркским и, только после переселения на иранскую территорию стал смешанным. умар пишет: выскажу свое мнение по этому вопросу (само собой не бесспорное).аланы были тюркоязычный народ т.н.огузской группы.к 12-13 векам нашей эры их уже прижали к горам кавказа кипчакоязычные племена.татаро-монгольское нашествие загнало в горные ущелья всех их(кипчаков и алан) Не вижу оснований считать, что аланы были огузоязычными и никакие "кипчакоязычные" их не "прижимали" к горам. И кипчаков в горы к аланам монголо-татары не загоняли, такого факта неизвестно, это надуманная фантазия. умар пишет: а смешение тех же народов с ираноязычными предками осетин породило нынешний осетинский язык. Нынешний осетинский язык в своей основе (лексический состав, грамматика, фонетика) сформировался раньше вторжения монголо-татар, в условиях высокогорий Центрального Кавказа на основе некоего восточно-иранского языка (под некоторым влиянием языков иберийско-картвельской группы и карачаево-балкарского). умар пишет: .и наконец половецкий язык считается огузского типа, Половецкий язык считается кипчакским. Откуда взято, что половецкий - огузский? Первый раз такое читаю. по мнению некоторых историков на кавказ раньше проникли огузские племена а потом кипчакские.возникает вопрос куда же исчезли огузоязычные племена кавказа? Под давлением скифов (которых следует рассматривать, как "западно-кипчакоязычных") или по какой-то другой причине киммерийцы (уверен, что они были огузоязычными) ушли в Закавказье и Малую Азию в 7 веке до н.э., где сыграли заметную роль в формировании азербайджанцев и турков.

Is-tina: Я уж , Тахир, опускаю пассаж про осетин, сформировавшихся "под влиянием карачаево-балкарцев". Это же надо так! Но уж - киммерийцы - "огузоязычные"! Слов нет, одни междометия....... Когда огузы. когда киммерийцы считаются, что были. Ты совсем последовательность и длину исторических отрезков не признаешь, дорогой Тахир?

Тахир: Is-tina пишет: Я уж , Тахир, опускаю пассаж про осетин, сформировавшихся "под влиянием карачаево-балкарцев". Зачем опускать исторический факт? В осетинском языке довольно заметно влияние карачаево-балкарского (аланского) языка. Is-tina пишет: Но уж - киммерийцы - "огузоязычные"! Слов нет, одни междометия....... Не всё человек может знать. Отсюда иногда и междометия. Is-tina пишет: Когда огузы. когда киммерийцы считаются, что были. Ты совсем последовательность и длину исторических отрезков не признаешь, дорогой Тахир? Когда римляне были, и когда итальянцы? Когда эллины были и когда греки? Когда древние славяне были и когда русские? Когда готы были, когда немцы? Одни предки других. Также и кимерийцы - предки тюрков, т.н. "огузской" группы. Что тут непонятного? Нормальная хронологическая последовательность.

Железный дровосек: Тахир пишет: Зачем опускать исторический факт? В осетинском языке, довольно заметно влияние карачаево-балкарского (аланского) языка. Извини, но здесь влияние комплекса.

Тахир: Железный дровосек пишет: Извини, но здесь влияние комплекса. А что за комплекс?

умар: опечатка вышла,не половецкий а печенежский считается огузским.насчет исчезновения огузоязычных народов(да не обидятся огузоязычные братья) выдвину крамольную идею.при столкновении огузских и кипчакских языков выигрывают кипчакские из-за большего разнообразия аффиксов и более рационального их применения.например,возможно ли в огузских языках без особых усилий создать вот такое слово-"чал-къы-чы-ла-ры-быз-ны-къы-ла-дан-мы-ды-ла"

Тахир: умар пишет: опечатка вышла,не половецкий а печенежский считается огузским. Так правильно. Печенежский действительно считается огузским. умар пишет: насчет исчезновения огузоязычных народов(да не обидятся огузоязычные братья) выдвину крамольную идею.при столкновении огузских и кипчакских языков выигрывают кипчакские из-за большего разнообразия аффиксов и более рационального их применения. Действительно крамольная. Аффиксация огузских языков не отличается от кипчакских. И ни одного факта "выигрыша" кипчакских языков над огузскими неизвестно. И напротив, "огузоязычные" превосходят численностью "кипчакоязычных". умар пишет: например,возможно ли в огузских языках без особых усилий создать вот такое слово-"чал-къы-чы-ла-ры-быз-ны-къы-ла-дан-мы-ды-ла" Возможно.

Is-tina: Уважаемые лингвисты и вообще знатоки тюркской истории! Просьба ответить на мой вопрос - окончание фамилий -лары , - это общетюркское? (Катчилары, Абайлары...) Прошу прощения за примитивизм.

Is-tina: Может я не так сформулировала вопрос. Но я посмотрела "список Петрусевича" и все карачаевские фамилии с таким окончанием. А балкарские? А другие тюркские? (кумыкские, ногайские и др.- на С. Кавказе и вне?)

Тахир: Is-tina пишет: Уважаемые лингвисты и вообще знатоки тюркской истории! Просьба ответить на мой вопрос - окончание фамилий -лары , - это общетюркское? (Катчилары, Абайлары...) Да общетюркское. Но это не обязательно окончание фамилий. Это просто притяжательное окончание множественного числа 3-его лица. А так например, Катчиев Альберт будет - Катчиланы Альберт; Моллаев Тахир - Моллаланы Тахир.

Is-tina: Тахир, спасибо! Но еще - пожалуйста. Предположим, ты или Альберт были бы ногайцем, или кумыком, то как была бы фамилия? (Извини, если я как-то бестактно пишу).

Тахир: Is-tina пишет: Предположим, ты или Альберт были бы ногайцем, или кумыком, то как была бы фамилия? Катчи Альберт и Молла Тахир.

Is-tina: Спасибо, Тахир! А ногайцы, оказывается. довольно экономично поступают с буквами и звуками. Просто отсекают лишнее, суффиксы там и всякие припампасы, оставляют суть.

Железный дровосек: Ногайцы не аланы.

Тахир: Is-tina пишет: А ногайцы, оказывается. довольно экономично поступают с буквами и звуками. Просто отсекают лишнее, суффиксы там и всякие припампасы, оставляют суть. Действительно.

Тахир: Тина, слава Богу, вышла моя книга "Новый взгляд на историю осетинского народа", там есть и про тебя: " В осетинской среде всегда были те, кто не воспринимал эту, надуманную теорию происхождения осетин. Сейчас принципиальную позицию против навязываемой десятилетиями, ложной концепции этногенеза осетин занимает искренний патриот своего народа – Тина Константиновна Дзокаева («Осетины – потомки осетин», г. Москва, 2010 г.). "

Is-tina: Тахир, , я поздравляю тебя и желала бы прочитать книгу. Надеюсь, у меня будет такая возможность?

Тахир: Is-tina пишет: Тахир, , я поздравляю тебя и желала бы прочитать книгу. Надеюсь, у меня будет такая возможность? Конечно, ин ша Аллах!

умар: НАСЧЕТ ОГУЗОЯЗЫЧИЯ АЛАН.У МОИХ СОБРАТЬЕВ ЭТО ВЫЗВАЛО ТОЛЬКО УХМЫЛОЧКУ.НУ ЧТО Ж.СМОТРИМ ИСТОРИЮ С ДРУГОЙ СТОРОНЫ.ПОЯВИЛИСЬ В НЕКИЕ ВЕКА В ОСЕТИИ ДВОЕ "АРМЯНСКИХ " БРАТЬЕВ ТАГА И КУРТА (ЧИСТО АРМЯНСКИЕ ИМЕНА ТАГ-ГОРА,КУРТ-ВОЛК ПЕРЕВОД С ОГУЗСКОГО НА АРМЯНСКИЙ) И ПОШЛИ ОТ НИХ ФАМИЛИИ НУ ЧИСТО"АРМЯНСКИЕ". САМИ ЗНАЕТЕ КАКИЕ.И ИМЕЛИ ЭТИ РЕБЯТА ВРЕДНУЮ ПРИВЫЧКУ СЕЛИТЬСЯ В МЕСТЕЧКАХ ПОД СЛЕДУЮЩИМИ ИМЕНАМИ-КОБАНСКОЕ УЩЕЛЬЕ,ГИЗЕЛЬ-ДОН,ТЕРЕК И Т.Д.МОЛОДЦЫ АРМЯНЕ-ВЕЗДЕ ПРОБЬЮТСЯ.

огъары учкулан : перевидиде, кто нибудь: Baßianen. Ihre Wohnsitze sind in den Alpenthalern des nördlichen Kaukasus an und um den Elbrus, den höchsten Gipfel dieses Gebirgs. Sie heißen auch Karatschai(Schwarzwasser-) Turken (bei den Osseten) und Alan (bei den Suani des iberischen Sprachstamms). Die Baßianen waren ursprünglich Finnen, Stammgenossen der Magyaren oder Ungern, haben aber ihre Sprache gegen die turkische vertauscht. Eben so verhält es sich mit den — http://books.google.ru/books?printsec=frontcover&dq=grundlinien%20der&ei=f18mTIb_IY6lOPjB0OwC&ct=result&id=pLs6AAAAcAAJ&output=text&pg=PA69 Переводчик гугла выдает: "Пятый Вассиана. Их резиденции в долинах Альп на Северном Кавказе и вокруг Эльбруса, самой высокой вершины этой горы. Также называется Карачаево (черно-белая вода) турки (в Осетии), Алан (с Суани Пиренейского языковой семьи). Финны были первоначально Вассиана, племя мадьяр или невольно, но они имеют свой собственный язык против Тюркского вспять. Точно так же обстоит дело с -" Переводчик промта: "5. Baßianen. Ее местожительства - это в Alpenthalern северного Кавказа в и вокруг Elbrus, наивысшей вершины этот Gebirgs. Они называются также Karatschai (черная вода) Turken (при Osseten) и Алане (при Suani иберийского языкового ствола). Baßianen были первоначально финнами, уставными товарищами Magyaren или Неохотно, обменяли" однако, ее язык против turkische. Как раз таким образом это ведет себя с ним

Albert: Уважаемые коллеги! Прошу у всех вас прощения за то, что так долго не участвовал в работе форума. У меня была большая проблема с наличием вируса, который просто заблокировал работу моего компьютера. Теперь, слава Богу, вроде бы, все в порядке. Кроме того, я теперь могу входить в интернет и через свой нетбук, что я сейчас и делаю. Так что, если никто не против, думаю, что можно продолжить работу в форуме.

Albert: огъары учкулан пишет: перевидиде, кто нибудь: Baßianen. Ihre Wohnsitze sind in den Alpenthalern des nördlichen Kaukasus an und um den Elbrus, den höchsten Gipfel dieses Gebirgs. Sie heißen auch Karatschai(Schwarzwasser-) Turken (bei den Osseten) und Alan (bei den Suani des iberischen Sprachstamms). Die Baßianen waren ursprünglich Finnen, Stammgenossen der Magyaren oder Ungern, haben aber ihre Sprache gegen die turkische vertauscht. Eben so verhält es sich mit den — http://books.google.ru/books?printsec=frontcover&dq=grundlinien%20der&ei=f18mTIb_IY6lOPjB0OwC&ct=result&id=pLs6AAAAcAAJ&output=text&pg=PA69 Переводчик гугла выдает: "Пятый Вассиана. Их резиденции в долинах Альп на Северном Кавказе и вокруг Эльбруса, самой высокой вершины этой горы. Также называется Карачаево (черно-белая вода) турки (в Осетии), Алан (с Суани Пиренейского языковой семьи). Финны были первоначально Вассиана, племя мадьяр или невольно, но они имеют свой собственный язык против Тюркского вспять. Точно так же обстоит дело с -" Переводчик промта: "5. Baßianen. Ее местожительства - это в Alpenthalern северного Кавказа в и вокруг Elbrus, наивысшей вершины этот Gebirgs. Они называются также Karatschai (черная вода) Turken (при Osseten) и Алане (при Suani иберийского языкового ствола). Baßianen были первоначально финнами, уставными товарищами Magyaren или Неохотно, обменяли" однако, ее язык против turkische. Как раз таким образом это ведет себя с ним Прекрасный источник, Огъары Учкулан! Твоя способность находить источники меня удивляет, как всегда. Значит, и сваны тоже называли нас аланами!

гость: Отдельно вырванная цитата - это тоже интересно. А вот как выглядит весь источник!

гость: Grundlinien der Ethnographie.[/b] Авторы: Heinrich Karl, Wilhelm Berghaus. Stuttgart/1830. http://books.google.ru/books?id=pLs6AAAAcAAJ&pg=PA40&output=text#c_top Oßeten. Im mittleren Theil des Kaukasus nördlich von Georgien wohnen, in geringer Anzahl die Oßeten, die sich selbst Iron und ihr Land Ironistan nennen. Bei den Georgiern heißen sie Oßi oder Owßai, ihre Wohnplätze aber Oßethi, was zur Benennung Oßeten Anlaß gegeben hat, unter der sie in Europa bekannt sind. Hier führen sie aber auch den Namen der Aseting er. Sie sind: — Meder des Alterthums, die sich selbst Iran nannten, und die bei Herodot Arianer heißen; — Medische Sarmaten der Alten, und die von den Skythen im Kaukasus angesiedelte medische Kolonie; Aß oder Alanen des Mittelalters; — und Iaßen der russischen Chroniken, nach denen ein Theil des Kaukasischen Gebirgs das Iaßische genannt ward. Die Sprache der Oßeten oder Alanen kommt der Medisch-Persischen am nächsten; doch ist sie heutiges Tages mit finnischen und anderen Wörtern stark gemischt. Sie sind ein ungebildetes Volk ohne Literatur. Oсетины. В средней части Кавказа они проживают на севере от Грузии, осетины в незначительном количестве. Которые называются сами Ирон и страну свою Иронистан. У грузинов они называются Оси или Oвсай, по месту жительства, однако, Осети. Что дало повод к наименованию Осетины, под которым они известны в Европе. Однако, здесь они ведут имя также Aсетины. Они являются: — Meдийскими избранными, которые назывались сами Иран, и при Геродоте Арианине называются; — Meдийские предки сарматов и от Скифов на Кавказе образовали медийскую колонию. Асы или Аланы средневековья, и Ясы русских хроник, от которых название середины Кавказа Ясские горы. Язык Oсетинов или Aланов происходит от персидских языков к Meдийскому ближе всего. Все же, он сильно смешан сегодняшний день с финскими и другими языками. Они - необразованный народ без литературы.

гость: http://books.google.ru/books?id=pLs6AAAAcAAJ&pg=PA70&output=text#c_top Baßianen. Ihre Wohnsitze sind in den Alpenthalern des nördlichen Kaukasus an und um den Elbrus, den höchsten Gipfel dieses Gebirgs. Sie heißen auch Karatschai(Schwarzwasser-) Turken (bei den Osseten) und Alan (bei den Suani des iberischen Sprachstamms). Die Baßianen waren ursprünglich Finnen, Stammgenossen der Magyaren oder Ungern, haben aber ihre Sprache gegen die turkische vertauscht. Eben so verhält es sich mit den — Басианы. Их местожительства являются в альпийских долинах северного Кавказа и около Эльбруса, наивысшей вершины этих гор. Они называются также Kaрачаи (черная вода) Tуркские (у Oсетин) и Алан (у Сванов грузинского языковой группы). Басианы были первоначально финнами, родственниками Maдьяров или Унгров. Однако, поменяли их язык на туркский. Как раз таким образом это ведет себя с ними—….

Энки: Тахир Тахир пишет: вышла моя книга "Новый взгляд на историю осетинского народа" Ызынг къалын болсун Бек сюйюб окъур эм, алай Мескбада къалай табайым? Бир амал бармыды?

Albert: Is-tina пишет: Я уж , Тахир, опускаю пассаж про осетин, сформировавшихся "под влиянием карачаево-балкарцев". Это же надо так! Но уж - киммерийцы - "огузоязычные"! Слов нет, одни междометия....... Когда огузы. когда киммерийцы считаются, что были. Ты совсем последовательность и длину исторических отрезков не признаешь, дорогой Тахир? Наверное, "сформировались под влиянием карачаево-балкарцев" - это слишком громко сказано, но факт в том, что в осетинском языке около 400 заимствований из карачаево-балкарского языка. Правда, надо учитывать, что это, в основном, в дигорском диалекте осетинского языка. В иронском карачаево-балкаризмов значительно меньше. Но, думаю, что нет никаких оснований сомневаться, что двумя элементами, сформировавшими собственно осетинский народ, являются обобщенно картвелы и иранцы. Для отдельных групп дигорцев и иронцев, разумеется, таковым компонентом являются и тюрки-аланы. В большей степени для дигорцев. Тахир пишет: Когда римляне были, и когда итальянцы? Когда эллины были и когда греки? Когда древние славяне были и когда русские? Когда готы были, когда немцы? Одни предки других. Также и кимерийцы - предки тюрков, т.н. "огузской" группы. Что тут непонятного? Нормальная хронологическая последовательность. Наверное, нужны для начала доказательства тюркоязычия киммерийцев. Пока таковых, все же, маловато, я считаю. Как и вообще доказательств какого-либо "-язычия"! Железный дровосек пишет: Извини, но здесь влияние комплекса. Здесь комплексами и не пахнет. Здесь твердо установленные факты! Число карачаево-балкаризмов в осетинском языке приблизительно в 10 раз больше числа осетинизмов в карачаево-балкарском! От этого никуда не денешься. Is-tina пишет: Уважаемые лингвисты и вообще знатоки тюркской истории! Просьба ответить на мой вопрос - окончание фамилий -лары , - это общетюркское? (Катчилары, Абайлары...) Прошу прощения за примитивизм. Тебе Тахир уже ответил на этот вопрос. Скажу то же самое. Только особенность таких окончаний фамилий карачаево-балкарцев в том, что они официально употребляются из всех тюркских народов только карачаево-балкарцами, хотя являются типично тюркскими формами, для указания принадлежности к семье или роду. Когда речь идет об отдельных представителях фамилий, то окончание немного видоизменяется. Так, например: Боташлары (собственно фамилия, по-русски - Боташевы) и Кипкелери (собственно фамилия, по-русски - Кипкеевы), а в отношении отдельных представителей будет звучать как Боташланы Аслан (по-русски - Боташев Аслан) и Кипкелени Мурат (по-русски - Кипкеев Мурат). Женские формы фамилий образуются точно так же. Единственно, мужские формы, помимо приведенных выше форм, образуются еще и в форме, например: Боташ улу (собственно, Боташев), или Боташ улу Аслан (Боташев Аслан), или Кипке улу (собственно, Кипкеев), или Кипке улу Мурат (Кипкеев Мурат). Женские формы фамильных наименований так не образуются. Это только мужские формы, поскольку "ул" - это устаревшее и ныне отдельно не употребляемое слово, означавшее "сын". Is-tina пишет: Может я не так сформулировала вопрос. Но я посмотрела "список Петрусевича" и все карачаевские фамилии с таким окончанием. А балкарские? А другие тюркские? (кумыкские, ногайские и др.- на С. Кавказе и вне?) Это только для карачаевских и балкарских фамилий характерно. Остальные таких форм, насколько мне известно, не имеют. Is-tina пишет: Спасибо, Тахир! А ногайцы, оказывается. довольно экономично поступают с буквами и звуками. Просто отсекают лишнее, суффиксы там и всякие припампасы, оставляют суть. Обычно ногайцы употребляют русскую форму своих фамилий, хотя знают и ногайскую. Основные фамилии кубанских ногайцев (ак ногайлар) следующие: Карасовы (Карас), Керейтовы (Кереит), Наймановы (Найман), Туркменовы (Туьркпен), Булгаровы (Булгар), Дюрменовы (Дюрмен), Каракаевы (Каракай), Кумратовы (Конърат), Канглиевы (Канълы), Казаковы (Казак), Баисовы (Байыс), Алакаевы (Алакай), Есенеевы (Эсеней), Исуновы (Уйсун), Купчаковы (Кыпшак), Уракчиевы (Оракшы) и некоторые другие. То есть, большинство ногайских фамилий носит в себе наименование древних ногайских родо-племенных групп тюркского (например, Булгар, Карас, Канълы, Кыпшак, Туьркпен и др.) и монгольского (например, Найман, Кереит, Конърат и др.) происхождения. Железный дровосек пишет: Ногайцы не аланы. Это верно! Но у них есть аланская, вернее, асская примесь. Причем, весьма значительная, я бы сказал. Вот как описали присутствие асов в ногайской среде в историко-этнографическом источнике "Ногайцы": "В связи с тем, что источники указывают на наличие в ногайском улусе асов, определенный интерес для выяснения этногенеза ногайцев представляет их место в составе ногайского населения Северного Кавказа в 19 в. Асы продолжали составлять в ногайской среде значительную долю. У аксаевских и костековских ногайцев на северо-западе Дагестана асы по численности не уступали ни кипчкам, ни найманам. Они имели здесь свой племенной союз, куда входили: дер-гуллу-ас (асы, имеющие рабов), тарту-уллу-ас (асы большого Тарту), чимишлу-ас (асы с тамгой в виде половника) (Семенов Н. Туземцы Северо-Восточного Кавказа. СПб., 387, 399). Асы также входили в племенной союз ас-костамгалыев в Караногайских степях (Капельгородский Ф. Караногай, страна кочевников и патриархального быта. Рукопись, л. 64). Следующий массив асов находился в среде едышкульцев Ставропольской губернии, где они также имели свой особый родовой союз. И, наконец, асы встречались в среде кубанских ногайцев. Может быть, предками кавказских асов были те асы, которые после поражения Ногая переселились в Прикаспийские степи." (И.Х. Калмыков, Р.Х. Керейтов, А.И. Сикалиев. Ногайцы. Историко-этнографический очерк. - Черкесск, 1988. С. 19). Так что, полагаю, что для ногайцев асы были далеко не чужим народом. огъары учкулан пишет: перевидиде, кто нибудь: Baßianen. Ihre Wohnsitze sind in den Alpenthalern des nördlichen Kaukasus an und um den Elbrus, den höchsten Gipfel dieses Gebirgs. Sie heißen auch Karatschai(Schwarzwasser-) Turken (bei den Osseten) und Alan (bei den Suani des iberischen Sprachstamms). Die Baßianen waren ursprünglich Finnen, Stammgenossen der Magyaren oder Ungern, haben aber ihre Sprache gegen die turkische vertauscht. Eben so verhält es sich mit den — http://books.google.ru/books?printsec=frontcover&dq=grundlinien%20der&ei=f18mTIb_IY6lOPjB0OwC&ct=result&id=pLs6AAAAcAAJ&output=text&pg=PA69 Переводчик гугла выдает: "Пятый Вассиана. Их резиденции в долинах Альп на Северном Кавказе и вокруг Эльбруса, самой высокой вершины этой горы. Также называется Карачаево (черно-белая вода) турки (в Осетии), Алан (с Суани Пиренейского языковой семьи). Финны были первоначально Вассиана, племя мадьяр или невольно, но они имеют свой собственный язык против Тюркского вспять. Точно так же обстоит дело с -" Переводчик промта: "5. Baßianen. Ее местожительства - это в Alpenthalern северного Кавказа в и вокруг Elbrus, наивысшей вершины этот Gebirgs. Они называются также Karatschai (черная вода) Turken (при Osseten) и Алане (при Suani иберийского языкового ствола). Baßianen были первоначально финнами, уставными товарищами Magyaren или Неохотно, обменяли" однако, ее язык против turkische. Как раз таким образом это ведет себя с ним Честно говоря, я вчера ошибся с тем, что сваны согласно этому тексту называли нас аланами. Мне просто было лень прочитать текст по-немецки, и я довольствовался только приведенными здесь переводами. Сегодня я постарался вспомнить всё, что учил в школе на уроках немецкого языка, и немножко использовал также немецко-русский словарь. Думаю, что мой перевод будет более точным. В-общем, если переводить с немецкого, то получится следующее: Бассианы. Их местонахождение в долинах Альп на Северном Кавказе и вокруг Эльбруса, самой высокой вершины этих гор. Они называются также Карачай- (Черноводские-) Турки (возле осетин) и Алан (возле сванов, относящихся к иберийскому языковому стволу). Бассианы были первоначально финнами, одного рода с мадьярами или венграми, но поменяли свой язык на тюркский. Ровно так же обстоит дело с… (дальше идет речь о башкирах – мое прим.). В общем, это более ранний вариант, только на немецком языке, того, что будет написано в газете "Кавказ", издававшейся в Тифлисе, в № 90 от 5 декабря 1853 г. в статье "Турецкое племя". Там буквально написано следующее: "Басияне в долинах Северного Кавказа у Эльбруса, они называются также карачай-турками и аланами".



полная версия страницы