Форум » АЛАНЫ, СКИФЫ и др. » Осетинские таубии? » Ответить

Осетинские таубии?

Ааа Эльграндов: http://osetins.com/1260-praviteli-kurtatinskogo-ushhelja-severnojj-osetii.html Судя по статье, правители Куртатинского ущелья носили титул "таубий". Что?) Как?) Когда?) Почему?)

Ответов - 51, стр: 1 2 All

Albert: Да, это известный факт, но наши осетинские друзья не смогли нам объяснить как осетины-иронцы умудрились заимствовать балкарскую титулатуру.

Ааа Эльграндов: Сто пудов сводили на кумыков и ногайцев...) хотя у них нет такого титула.)

Albert: Разумеется! А как ты догадался?))))) Что осетины, что кабардинцы в поисках источника своих тюркизмов отправляются на Алтай, в Казахстан, в Туву, куда угодно, лишь бы не признавать, что получили их от нас.


кеме: http://www.darial-online.ru/2003_2/gutnov.shtml Тут Гутнов тоже после традиционно- ритуально обращения к предкам карачаевцев и балкарцев аланам , подробно описывает сословный порядок осетин. Что интересно , есть и "нахарары"- армянский титул.

Тахир: Ааа Эльграндов пишет: Судя по статье, правители Куртатинского ущелья носили титул "таубий". Что?) Как?) Когда?) Почему?) Таубии осетинские, и не только таубии, - это асы - балкарцы, поэтому, например, Вахушти в своей работе, описывая осетин, называет их также по правящей верхушке - овсами, именно в связи с этим - это проникло и в позднейшую грузинскую официальную (но не в народную) традицию. кеме пишет: Что интересно , есть и "нахарары"- армянский титул. Там говорится, что этот титул использовался в зкавкаказских источниках, а не то, что он имелся у осетин, или тем более у аланов.

Ааа Эльграндов: "Алдар" с карачаевского тоже переводится.))

Albert: Ааа Эльграндов пишет: "Алдар" с карачаевского тоже переводится.)) Да, с нашего прикольно переводится - "тот, который обманет". А сам термин, вроде бы, монгольский. Но Тахир предложил еще одну этимологию, которую не нужно, наверное, сбрасывать со счетов, это "алда эр". Так, вроде, Тахир?

Ааа Эльграндов: Алда эр для феодала прям в тему переводится.) http://archivesjournal.ru/?p=1426 тут по ссылке в первой переписи Дигории, понятие "старшина" понятно, а вот, что за "могущие/не могущие"?

Albert: Ааа Эльграндов пишет: http://archivesjournal.ru/?p=1426 тут по ссылке в первой переписи Дигории, понятие "старшина" понятно, а вот, что за "могущие/не могущие"? Независимое и зависимое сословия - ёзден/къул.

Тахир: Albert пишет: Но Тахир предложил еще одну этимологию, которую не нужно, наверное, сбрасывать со счетов, это "алда эр". Так, вроде, Тахир? Да, буквально - "Передовой муж", "Вождь".

Albert: Тахир пишет: Да, буквально - "Передовой муж", "Вождь". Мне кажется, что это наиболее правдоподобная этимология из всех.

Тахир: Albert пишет: Мне кажется, что это наиболее правдоподобная этимология из всех. Я тоже в связи с некоторыми географическими моментами в основном считаю, что это так. Но, а как на твой взгляд ещё такой вариант? Что оно состоит из двух основ: первая часть, тюркское - эль (народ, поселение, страна), а вторая часть, иранское - дар (держать, владеть). Получается тюрко-иранское слово Эльдар - Владетель страны или Владетель народа, в осетинском языке принявшее фонетическую форму - Алдар. Например, топоним Дагестан - тоже тюрко-иранский. В поддержку последнего варианта аргументом является особенность фонетической фиксации имени - Эльдар, например, в татарском и башкирском языке - Ильдар, где в первой части слова опять же видно значение - народ, поселение, страна. В связи с отсутствием этого термина у нас, можно предположить, что данный термин из Ирана, где это слово и могло сложиться, на основе тюрко-иранского лексического синкретизма. Теперь возникает вопрос, с какого периода данный термин наличествует у осетин? Со времён империи Сасанидов или с более позднего периода? Термин алдар может наличествовать и с периода Сасанидов, так как, тюрко-иранский синкретизм в империи был уже и тогда, и раньше.

Ааа Эльграндов: Кстати про Эльдаров. В Дагестане в 14 веке был один видны религиозный деятель карачи-бек по имени Ас-Эльдер.

Albert: Тахир пишет: Мне тоже в основном так кажется в связи с некоторыми географическими моментами. Но, а как тебе ещё такой вариант? Что оно состоит из двух основ: первая часть, тюркское - эль (народ, поселение, страна), в осетинском языке принявшее форму - ал, а вторая часть, иранское - дар (держать, владеть). Получается тюрко-иранское слово Эльдар - Владетель страны или Владетель народа. Например, топоним Дагестан - тоже тюрко-иранский. В поддержку последнего варианта аргументом является особенность фонетической фиксации имени - Эльдар, например, в татарском и башкирском языке - Ильдар, где в первой части слова опять же видно значение - народ, поселение, страна. Ну, это вообще главная официальная версия. Но мне не нравится по причине своей "тюрко-персидскости"

Ааа Эльграндов: У кумыков в принципе с Ираном тесные связи были, в эпических родословиях они себя потомками какого то "иранца" Ануширвана называли. Ну и типа там всякие моменты, что родня шамхала сидела на пирах справа от шаха. Че та я походу помешался на кумыках. :-D

Ааа Эльграндов: "Дагестан" разве тюркоиранский?) Даг/таг по турецки гора, а стан это страна. Страна гор.

Albert: Ааа Эльграндов пишет: "Дагестан" разве тюркоиранский?) Даг/таг по турецки гора, а стан это страна. Страна гор. "Стан" - иранское. Только названа страна так тюрками, которые уже на тот момент успели заимствовать иранское "-стан" в виде форманта, обозначающего страну.

Albert: Ааа Эльграндов пишет: Че та я походу помешался на кумыках. :-D Как я заметил, в пределах Северного Кавказа никто так сильно не отличается от нас внешне как адыги-шапсуги и кумыки. Про ногайцев я вообще молчу...

Ааа Эльграндов: Ну у кумыков смотря откудашние, там же их несколько субэтносов, и по селам различия сильные. По языку например, сами кумыки говорят, что бамматюртовцы и бораганцы больше на балкарский язык смахивают, чем на литературный кумыкский.

Ааа Эльграндов: Кстати, по кумыкским сословиям. Там сала узден и уллу узден два разных подсословия. В смысле в правовом отношении одинаковые, просто с разных районов. Не понимаю, почему на нас упорно этих сала примеряют? Хотя эти сала только в 17 веке появились, потомки сподвижников Солтан-Мута.

Albert: Ааа Эльграндов пишет: Не понимаю, почему на нас упорно этих сала примеряют? Хотя эти сала только в 17 веке появились, потомки сподвижников Солтан-Мута. Наверное, оттого, что Петрусевич Борлаковых к "происхожденцам" от сала-узденей включил.

Ааа Эльграндов: Кстати, у них сала уздени были, как у нас чанка, судя по прецедентам. Когда один из малокабардинских пши окумычился, его причислили именно к сала, а не к их чанкам.

тюрклю баши: отличаються от нас все так как мы карачайла самые рыжие и голубоглазые на всем кауказе если увидел светлого и голубоглазого кауказца то знай это карачай

khanmode: По сравнению с толстыми троллями мы просто образец арийства. Когда вижу человека бесцельно пишущего сообщения, пытащегося поржать со злости, то у меня светлеют волосы и глаза. ))))) А вообще, къуртлу баши, лучше бы выложил пару десятков цитат о том, что карачаевцы из Крыма и монголоиды по фенотипу. Хоть кто-нибудь с тобой погавкался бы.

khanmode: По сравнению с толстыми троллями мы просто образец арийства. Когда вижу человека бесцельно пишущего сообщения, пытащегося поржать со злости, то у меня светлеют волосы и глаза. ))))) А вообще, къуртлу баши, лучше бы выложил пару десятков цитат о том, что карачаевцы из Крыма и монголоиды по фенотипу. Хоть кто-нибудь с тобой погавкался бы.

Тюрклю баши: Ас салам уалейкум, нек алай айтаса таулу алан? ))) биздэ 99 % кек кезле да сары башла кем адам барды. Татарла да башкирле да кыргызла бизны карнашинла биз керты аланлабыз.))) Ким ляданса сен аксакал?

Albert: Тюрклю баши пишет: Ас салам уалейкум, нек алай айтаса таулу алан? ))) биздэ 99 % кек кезле да сары башла кем адам барды. Татарла да башкирле да кыргызла бизны карнашинла биз керты аланлабыз.))) Ким ляданса сен аксакал? Уалейкум салам! Это последнее сообщение я "достал" из Премодерации, чтобы показать как некоторые наши соседи пытаются овладеть нашим языком. Понятно, что кошмарно ломаный язык получается и совсем не карачаево-балкарский, но само по себе похвально их стремление выучить наш язык. При том, что мы сами свой язык не ценим, а они стремятся его выучить, значит, за ним (нашим языком) будущее!

Albert: тюрклю баши пишет: отличаються от нас все так как мы карачайла самые рыжие и голубоглазые на всем кауказе если увидел светлого и голубоглазого кауказца то знай это карачай Наверное, троллю не стоило отвечать вовсе, но я отвечу! Для сведения, тюрклю баши, у рыжих достаточно редко бывают голубые глаза, у них глаза зеленые, карие, желтые... И еще для сведения - у карачаевцев рыжих очень мало, много русых и темно-русых, но только не рыжих.

khanmode: Я так хохотался ))))))).

Ааа Эльграндов: Да да, такими темпами тролли потихоньку сами ассимилируются.

Тахир: Albert пишет: Понятно, что кошмарно ломаный язык получается и совсем не карачаево-балкарский Ага, и сам ник "тюрклю баши" вообще не понятно, что хотел написать. Не сочетаемое словосочетание. но само по себе похвально их стремление выучить наш язык. Да, это, кроме прочего поможет и многие слова их языка, и фамилии этимологизировать.

Ааа Эльграндов: Про "алдар", тут http://www.kumukia.ru/kumyiksko-kazaxskie-mezhetnicheskie-svyazi.html имя одного кумыкского мусульманского деятеля Асэльдер переводят как "асский предводитель".(кстати, он вроде бы карачи-бей)

Albert: Ааа Эльграндов пишет: Про "алдар", тут http://www.kumukia.ru/kumyiksko-kazaxskie-mezhetnicheskie-svyazi.html имя одного кумыкского мусульманского деятеля Асэльдер переводят как "асский предводитель".(кстати, он вроде бы карачи-бей) Я, все же, больше склоняюсь к тому, что "алдар" - монголизм в тюркских языках и осетинском. Абаевская версия про "армдар" не заслуживает никакой критики.

Is-tina: Ааа Эльграндов пишет: Судя по статье, правители Куртатинского ущелья носили титул "таубий". Что?) Как?) Когда?) Почему?) Нет. В осетинской титулатуре такое не значится. А в Куртатинском вообще сословное деление размыто было. На всех "алдара" хватало. Так что, Альберт (или Тахир писал?) - не украли у вас титул, успокойтесь. Кто-то просто случайно написал.

осинформ: Is-tina! Лучше займись писаниной следующей книгой, по теме осетины это не аланы.

Гергокова Лейля: осинформ пишет: Is-tina! Лучше займись писаниной следующей книгой, по теме осетины это не аланы Очень некрасиво так к женщине обращаться. Вот дорасти до уровня Тины Константиновны, напиши книгу, изложи свою точку зрения, покажи что ты из себя представляешь. А время покажет у кого "писанина", у кого "научный труд".

осинформ: Гергокова Лейля. Приношу глубочайшие извинение Тине и всем женщинам, женщина в первую очередь это мать, жена и т.д. Женщины это цветы и свет нашей мрачной мужской жизни. Но женщине не идет заниматься историей, политикой и т.д. Растить детей, сад и огород, сидеть на лавочке - вязать носки и шапочки, вот это другое дело.

Albert: осинформ пишет: Приношу глубочайшие извинение Тине и всем женщинам, женщина в первую очередь это мать, жена и т.д. Женщины это цветы и свет нашей мрачной мужской жизни. Но женщине не идет заниматься историей, политикой и т.д. Растить детей, сад и огород, сидеть на лавочке - вязать носки и шапочки, вот это другое дело. Ага, историей должны заниматься такие как ты, да, Сармат/Спартак?

керты таулу: Albert. Да да.

Albert: керты таулу пишет: Да да. Юйю къуруду о сагъатда историябызны!

Ходжа: Алайсызда "Сармато-Скифо-Аланла" къурутуб турмаймыдыла?! Бездуховность порождает подлость!

Is-tina: Ах, вот оно что! САРМАТ/СПАРТАК! Не валяй дурака! Не делай нас, осетин, такими ужасными дикарями. И не застревай на своем киммерийско-скифо-сарматском и прочее – везде - происхождении как немазаная телега в горной дороге. Ибо, пока телега в застревании находилась, тысячелетия прошли. И те племена испарились. Вон Амиго спроси – сколько мутаций они уже испытали. А ты все думаешь, что наши сидят вокруг костра и коноплю жуют? Ошибаешься, друг! Взгляни наверх по списку тем. Люди Луну изучают! А ты все куда-то смотришь! К неандертальцам тянет что-ли? Ну, вышло общество из того периода. Очнись! Давай, я поучу тебя Истории! Вон я тебе пост ведь написала в ответ на твои исторические а-бе-ве- дейки. А ты, наверное, мой пост и постичь не смог, Да? Клапрот там в подробностях, исключенный академик. Не смог пережить такого? Потому и не ответил, не отреагировал на него. А то я бы тебе про Клапрота еще что-то ужасное рассказала бы. Я-то думала, с осетином вот поговорю. Порасскажу ему. Ан нет! Да! Еще. Не Гюльчатай же ты, чтобы прятаться. Открыл бы свое имя. Вот «вася»-то честно написал, что нет, мол, не откроет. Потому как, порчу кто наведет. Ну, а ты ведь уже открыл имя. И я еще сказала своему знакомому о тебе, чтобы держался тебя, потому как – «хороший осетин лучше плохого историка».

вася: Kinder, Küche, Kirche (дети, кухня, церковь) -- кайзер Вильгельма II. Растить детей, сад и огород, сидеть на лавочке - вязать носки и шапочки... -- осинформ За такие фразы квам Femen приедет. Is-tina пишет: Вот «вася»-то честно написал, что нет, мол, не откроет. Потому как, порчу кто наведет. Это была цитата из фильма.

khanmode: Кайзер, то походу, лучше сказанул. ))))) А вообще, это Альберт походу троллит нас, выпуская эти сообщения из премодерации, чтобы форум был веселей. Но злобы много, злобы, псевдоинтеллектуальные флуктуации затмевают жизненную позицию. Это не вынужденное, не выстраданное, искусственное позиционирование шута. За это спасибо осинформу, ибо напоминает о том, что не следует воспринимать любого собеседника, как способного поддерживать нормальный тон дискуссии.

Albert: khanmode пишет: А вообще, это Альберт походу троллит нас, выпуская эти сообщения из премодерации, чтобы форум был веселей. Не, он сейчас без "премодерации" может писать. Форум чудит!

Is-tina: Пользуясь высказыванием khanmode, хочу попросить Альберта - не делать меня жертвой троллинга, выпуская подобные сообщения из премодерации. "Веселья" и так больше чем надо. Конечно, реагировать не нужно бы на подобное, но иногда не сдерживаешься. Реагируешь. А так, я себе уже сказала - если идешь по деревне и оглядываешься на каждую бегущую за тобой деревенскую собачку, дразнящую тебя и готовую тебя укусить, то, (постоянно оглядываясь), никогда не дойдешь до цели.

Albert: Is-tina пишет: Пользуясь высказыванием khanmode, хочу попросить Альберта - не делать меня жертвой троллинга, выпуская подобные сообщения из премодерации. "Веселья" и так больше чем надо. Я сказал выше о том, что он без моего ведома пишет сейчас. Я могу удалять его сообщения, могу и забанить. Но тогда окажется забанен сам Сармат/Спартак Дзанаев. Если он продолжит троллить, будем решать, что делать. Согласны?

Лан ин: Этимология дано слово "Алдар" или вернее" Аьлдар" с вайнахского переводится как княжить . Буквальный перевод на русском звучит так где" Аьл " "князь" "дар" " делать"

Лан ин: Этимология дано слово "Алдар" или вернее" Аьлдар" с вайнахского переводится как княжить . Буквальный перевод на русском звучит так где" Аьл " "князь" "дар" " делать"

фолькс: Алдар-у тюрков у кого окончание (на пример у Кумыков) на Р- алдар=АЛ=перед,АЛД+А= в переди-АЛДА + Р =ВОЖДЬ,ВОЖАК ,ЛИДЕР у чокающих (Карач. Балкар)АЛДА+ГЪЫ или АЛ+ЧЫ-то же самое по семантике= КНЯЗЬ,ЛИДЕР. на пр-р. АЛЧЫ= къой-вожак, лидер- стада овец.До- 20 го века на Сев.Кавазе языком межнационального обшения был тюркский.как я понимаю.

фолькс: Русский отголосок от тюркского- АЛЧЫ -АЛЧНЫЙ=уничижительно, срав., - бегающее в переди стада, жадное до корма, буквально-ненасытное животное .



полная версия страницы