Форум » АЛАНЫ, СКИФЫ и др. » Осетинские таубии? » Ответить

Осетинские таубии?

Ааа Эльграндов: http://osetins.com/1260-praviteli-kurtatinskogo-ushhelja-severnojj-osetii.html Судя по статье, правители Куртатинского ущелья носили титул "таубий". Что?) Как?) Когда?) Почему?)

Ответов - 51, стр: 1 2 All

Albert: Да, это известный факт, но наши осетинские друзья не смогли нам объяснить как осетины-иронцы умудрились заимствовать балкарскую титулатуру.

Ааа Эльграндов: Сто пудов сводили на кумыков и ногайцев...) хотя у них нет такого титула.)

Albert: Разумеется! А как ты догадался?))))) Что осетины, что кабардинцы в поисках источника своих тюркизмов отправляются на Алтай, в Казахстан, в Туву, куда угодно, лишь бы не признавать, что получили их от нас.


кеме: http://www.darial-online.ru/2003_2/gutnov.shtml Тут Гутнов тоже после традиционно- ритуально обращения к предкам карачаевцев и балкарцев аланам , подробно описывает сословный порядок осетин. Что интересно , есть и "нахарары"- армянский титул.

Тахир: Ааа Эльграндов пишет: Судя по статье, правители Куртатинского ущелья носили титул "таубий". Что?) Как?) Когда?) Почему?) Таубии осетинские, и не только таубии, - это асы - балкарцы, поэтому, например, Вахушти в своей работе, описывая осетин, называет их также по правящей верхушке - овсами, именно в связи с этим - это проникло и в позднейшую грузинскую официальную (но не в народную) традицию. кеме пишет: Что интересно , есть и "нахарары"- армянский титул. Там говорится, что этот титул использовался в зкавкаказских источниках, а не то, что он имелся у осетин, или тем более у аланов.

Ааа Эльграндов: "Алдар" с карачаевского тоже переводится.))

Albert: Ааа Эльграндов пишет: "Алдар" с карачаевского тоже переводится.)) Да, с нашего прикольно переводится - "тот, который обманет". А сам термин, вроде бы, монгольский. Но Тахир предложил еще одну этимологию, которую не нужно, наверное, сбрасывать со счетов, это "алда эр". Так, вроде, Тахир?

Ааа Эльграндов: Алда эр для феодала прям в тему переводится.) http://archivesjournal.ru/?p=1426 тут по ссылке в первой переписи Дигории, понятие "старшина" понятно, а вот, что за "могущие/не могущие"?

Albert: Ааа Эльграндов пишет: http://archivesjournal.ru/?p=1426 тут по ссылке в первой переписи Дигории, понятие "старшина" понятно, а вот, что за "могущие/не могущие"? Независимое и зависимое сословия - ёзден/къул.

Тахир: Albert пишет: Но Тахир предложил еще одну этимологию, которую не нужно, наверное, сбрасывать со счетов, это "алда эр". Так, вроде, Тахир? Да, буквально - "Передовой муж", "Вождь".

Albert: Тахир пишет: Да, буквально - "Передовой муж", "Вождь". Мне кажется, что это наиболее правдоподобная этимология из всех.

Тахир: Albert пишет: Мне кажется, что это наиболее правдоподобная этимология из всех. Я тоже в связи с некоторыми географическими моментами в основном считаю, что это так. Но, а как на твой взгляд ещё такой вариант? Что оно состоит из двух основ: первая часть, тюркское - эль (народ, поселение, страна), а вторая часть, иранское - дар (держать, владеть). Получается тюрко-иранское слово Эльдар - Владетель страны или Владетель народа, в осетинском языке принявшее фонетическую форму - Алдар. Например, топоним Дагестан - тоже тюрко-иранский. В поддержку последнего варианта аргументом является особенность фонетической фиксации имени - Эльдар, например, в татарском и башкирском языке - Ильдар, где в первой части слова опять же видно значение - народ, поселение, страна. В связи с отсутствием этого термина у нас, можно предположить, что данный термин из Ирана, где это слово и могло сложиться, на основе тюрко-иранского лексического синкретизма. Теперь возникает вопрос, с какого периода данный термин наличествует у осетин? Со времён империи Сасанидов или с более позднего периода? Термин алдар может наличествовать и с периода Сасанидов, так как, тюрко-иранский синкретизм в империи был уже и тогда, и раньше.

Ааа Эльграндов: Кстати про Эльдаров. В Дагестане в 14 веке был один видны религиозный деятель карачи-бек по имени Ас-Эльдер.

Albert: Тахир пишет: Мне тоже в основном так кажется в связи с некоторыми географическими моментами. Но, а как тебе ещё такой вариант? Что оно состоит из двух основ: первая часть, тюркское - эль (народ, поселение, страна), в осетинском языке принявшее форму - ал, а вторая часть, иранское - дар (держать, владеть). Получается тюрко-иранское слово Эльдар - Владетель страны или Владетель народа. Например, топоним Дагестан - тоже тюрко-иранский. В поддержку последнего варианта аргументом является особенность фонетической фиксации имени - Эльдар, например, в татарском и башкирском языке - Ильдар, где в первой части слова опять же видно значение - народ, поселение, страна. Ну, это вообще главная официальная версия. Но мне не нравится по причине своей "тюрко-персидскости"

Ааа Эльграндов: У кумыков в принципе с Ираном тесные связи были, в эпических родословиях они себя потомками какого то "иранца" Ануширвана называли. Ну и типа там всякие моменты, что родня шамхала сидела на пирах справа от шаха. Че та я походу помешался на кумыках. :-D

Ааа Эльграндов: "Дагестан" разве тюркоиранский?) Даг/таг по турецки гора, а стан это страна. Страна гор.

Albert: Ааа Эльграндов пишет: "Дагестан" разве тюркоиранский?) Даг/таг по турецки гора, а стан это страна. Страна гор. "Стан" - иранское. Только названа страна так тюрками, которые уже на тот момент успели заимствовать иранское "-стан" в виде форманта, обозначающего страну.

Albert: Ааа Эльграндов пишет: Че та я походу помешался на кумыках. :-D Как я заметил, в пределах Северного Кавказа никто так сильно не отличается от нас внешне как адыги-шапсуги и кумыки. Про ногайцев я вообще молчу...

Ааа Эльграндов: Ну у кумыков смотря откудашние, там же их несколько субэтносов, и по селам различия сильные. По языку например, сами кумыки говорят, что бамматюртовцы и бораганцы больше на балкарский язык смахивают, чем на литературный кумыкский.

Ааа Эльграндов: Кстати, по кумыкским сословиям. Там сала узден и уллу узден два разных подсословия. В смысле в правовом отношении одинаковые, просто с разных районов. Не понимаю, почему на нас упорно этих сала примеряют? Хотя эти сала только в 17 веке появились, потомки сподвижников Солтан-Мута.

Albert: Ааа Эльграндов пишет: Не понимаю, почему на нас упорно этих сала примеряют? Хотя эти сала только в 17 веке появились, потомки сподвижников Солтан-Мута. Наверное, оттого, что Петрусевич Борлаковых к "происхожденцам" от сала-узденей включил.

Ааа Эльграндов: Кстати, у них сала уздени были, как у нас чанка, судя по прецедентам. Когда один из малокабардинских пши окумычился, его причислили именно к сала, а не к их чанкам.

тюрклю баши: отличаються от нас все так как мы карачайла самые рыжие и голубоглазые на всем кауказе если увидел светлого и голубоглазого кауказца то знай это карачай

khanmode: По сравнению с толстыми троллями мы просто образец арийства. Когда вижу человека бесцельно пишущего сообщения, пытащегося поржать со злости, то у меня светлеют волосы и глаза. ))))) А вообще, къуртлу баши, лучше бы выложил пару десятков цитат о том, что карачаевцы из Крыма и монголоиды по фенотипу. Хоть кто-нибудь с тобой погавкался бы.

khanmode: По сравнению с толстыми троллями мы просто образец арийства. Когда вижу человека бесцельно пишущего сообщения, пытащегося поржать со злости, то у меня светлеют волосы и глаза. ))))) А вообще, къуртлу баши, лучше бы выложил пару десятков цитат о том, что карачаевцы из Крыма и монголоиды по фенотипу. Хоть кто-нибудь с тобой погавкался бы.

Тюрклю баши: Ас салам уалейкум, нек алай айтаса таулу алан? ))) биздэ 99 % кек кезле да сары башла кем адам барды. Татарла да башкирле да кыргызла бизны карнашинла биз керты аланлабыз.))) Ким ляданса сен аксакал?

Albert: Тюрклю баши пишет: Ас салам уалейкум, нек алай айтаса таулу алан? ))) биздэ 99 % кек кезле да сары башла кем адам барды. Татарла да башкирле да кыргызла бизны карнашинла биз керты аланлабыз.))) Ким ляданса сен аксакал? Уалейкум салам! Это последнее сообщение я "достал" из Премодерации, чтобы показать как некоторые наши соседи пытаются овладеть нашим языком. Понятно, что кошмарно ломаный язык получается и совсем не карачаево-балкарский, но само по себе похвально их стремление выучить наш язык. При том, что мы сами свой язык не ценим, а они стремятся его выучить, значит, за ним (нашим языком) будущее!

Albert: тюрклю баши пишет: отличаються от нас все так как мы карачайла самые рыжие и голубоглазые на всем кауказе если увидел светлого и голубоглазого кауказца то знай это карачай Наверное, троллю не стоило отвечать вовсе, но я отвечу! Для сведения, тюрклю баши, у рыжих достаточно редко бывают голубые глаза, у них глаза зеленые, карие, желтые... И еще для сведения - у карачаевцев рыжих очень мало, много русых и темно-русых, но только не рыжих.

khanmode: Я так хохотался ))))))).

Ааа Эльграндов: Да да, такими темпами тролли потихоньку сами ассимилируются.



полная версия страницы