Форум » Общение » Тема форумчанина ФОЛЬКС » Ответить

Тема форумчанина ФОЛЬКС

Albert: Фолькс, как ты и просил, я создал для тебя тему.

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

фолькс: Сабий джыгъылса темир зат бла (кёбюсюне от кысхыч) къынгыр къач тарт заран джетеди!дей эдиле тамам ол дольмендеча тарта эдиле -тауукъ гугурукгуча къычырса джанынга къычыр деб бойнун тртыб къоя эдиле ( кесиб-туукъ кеси бойнуна бычакъ чыъгара эди деб анга айтадыла-бу сагъатда анга еёб сочинение барды -бильмейме дерге ыйлыгъыб -) къычырмай турса кесмейдиле да замансыз-аллай кёб эатла!-дольменни мангылай ташында да бек кёб магъана болур дейме -бры да тешикни скълагъан затла -тешикни кесине къач тарталмагъан себебли тёгерегинде 3 -къачы-баш джанында эки къачы- (дуа)суу бериучю тиширууу-бизнича къарт къуртха -бёрюсю- айбалтачысы(къараулу ай балта- лунообразный-отун джаргъан балта гида-гыдай- гида -мююзсюз-балта) балтачыны къалкъытмазгъа булджутхан тшируу тёгереги криш къурулгъан ташдан заран кирмезча (шипованныйбез щелей) была бары да бек эртдеден затладыла хрисстян да да муслимандада мен ангылагъандан эки дин да кёрюб болмагъан затла- алай а маганасы Кеме ол джер тюбюнде къара халкъны обаларыныкъыды ( просто роскошный вариант) бюгюн да оджакъны кырпычдан джатыб салынган джерине ОБАСЫ дейдиле(ушайды-да?) эски карталада ОБЬ суугъа ОБА- ФИ деб турады( Обалы ёзенни суу) иш эт да интнрнетде обьну ёзенинде къаллай бир оба болгъанына бир къара-энди Учкуланны къалайда неси блогъанын бир джазсам къояйым бу чотну ныхытда къаллай дорданны чачханларын -Это только надо видать! кмши эслеялмайды аны-(сени картангы кёргенме сау бол но! толу тююлдю огъары джаны) не эсе да селеке этерлери келеди -тюз джуаб версенг а кёллери къаллыкъды А это гюнах! кесим бир бет къурайым дейме-

Гергокова Лейля: фолькс пишет: Сабий джыгъылса темир зат бла (кёбюсюне от кысхыч) къынгыр къач тарт заран джетеди!дей эдиле Бизде уа сабий жыгъылгъан жерни тегерегин ызлап, ортасына уа темир чюй ура эдиле. Сабий биринчи атлам этсе, тегерек къалач биширип, аякъ ортасы бла тенгерете эдиле. Жатхан бешигини тёшек тюбюне темир къыпты не да бичакъ салмай жатдырмай эдиле.

кеме: фолькс пишет: Кеме къарнашым ойум этиб къарасанъ Сарубекни(крокодил) тишлерин аузуна кириб ариулагъан чыпчыкъчыкъ барды -Акуланы(морской волк) да чабакъчыгъы экисиа алагъа чарламайдыла аласыз джашяллкъ тююлдюле -джанлы-гуджума- джыйын джаллы-бёрю деб кеси айланганнга айта болурламы дкйме КЪЪАЗАКЪ бёрю-бёрю къарт болса джубранчы болур -джыйындан ана бёрю къысдаса джубран къазаргъа джарашады башха мадар эталмай башына (кишилени пенсия амалтын тутадыла)-чам-АЛТАЙ -сабий джашчыкъны къолчукъларын аякъчыкъларын кесиб чегетге атханларыда тиши бёрю ёсдюрюб андан 6 джашчыкъ табханды алтайчыла биз алабыз дейдиле кеслерине-РИМ-Ромул бла Ремни асрагъан ана бёрю джерни эки этегинде (одинаковая широта географичесеая)Мен анъылагъан-адам бла бёрю акула бла чабакъчыкъча бек эртдеен табхандыла бир бирин-биз бу сагъат да ит деб айытхан тумасы бёрюню- адамны акъылы лагъымы бёрю да аны джакълагъаны бирге -бирге джашау этерге таб бу арт кёзюуге дери адам кесин джакъларча онгу болмагъанды итсиз огнестрел чыкъынчы аллах бериб джаныгны сакълагъанга сый бермей не этериксе бёрю бёрюлей къаллыкъ болур эди адам а аблай джайлалыкъ болмаз эди бёрюню" хатери" амалтын адамгъа джаныуар тийген болмаз дебалайды мени акъылым Все правильно. Волк человеку друг и товарищ. Волк охраняет территорию , где живет и отару человека, что рядом с ее логовом. В этом отношении волк все еще добросовестно выполняет свою функцию- все еще готов к сотрудничеству. Я не вижу абсолютно никакой причины быть чем то недовольным волком. Нет просто гармонии и доверия со стороны человека, от которого человек отказался добровольно. Нет ни одной причины, по которой человек и волк жили мирно как ты говоришь, крокодил и птица - зубочистка. Это естественный , природный симбиоз. Что плохого в том , что твою отару охраняет волк. Собака- трусливый подлиза , на которого Человек поменял Волка.


кеме: Слово "Шаудан" был и и у карачаевцев - забылось просто. Шаудан - это родник , бььющийся со скалы. Кёзлеу- это родник с лужицей. То есть где можно посмотреть на сое отращ\жение. Къара суу - это просто родник. Минеральные источники назывались по разному. Гара - суу, Ачы- суу, Мысты - суу. "Мысты"- этимология неясна. Есть это слово и у вайнахов. Это минеральный источник "Мырзабекни ачысы". "Минеральный родник Мырзабека". Суу- вода. Къобан - река. Но река "къобан", только потому , что название основной реки перенесли на все реки. Аналогично балкарцы "черек" на другие реки. "Кам" - может был в прошлом название реки. "Къамиш" - камыш. Камыш - водное растение , "кам ич" - внутри реки (воды). Вероятно связан с этим корнем "кам" и другие "водные слова" - "кёмюл" - окунись, "Кёмюк" - пена. "Кеме" - корабль. Кам- кем- кём. Камсык - озорник (скользкий тип) - полный аналог "Гинасуу адам" - "человек ртуть" - о человеке "скользком" , гиперподвижном ребенке. Другое название жидкости или реки (воды) Бал. "Балчыкъ" - жидкая грязь. "Балыкъ"- все сущее в воде , в современном понятии - рыба. Бал - мёд (жидкость).

Albert: кеме пишет: Слово "Шаудан" был и и у карачаевцев - забылось просто. Шаудан - это родник , бььющийся со скалы. Ну вот откуда ты это взял? Благими намереньями вымощена дорога в ад! К сожалению, многие этого не понимают. Не было у нас "шаудан"!

кеме: Albert пишет: Это тот момент, когда "благих намерений " как раз нету. Письменных доказательств нету, но есть старик один , который утверждает, что такое слово ему известно. Не исключен ни один вариант, может слово попало как "балкаризм". А может и дейчтвительно было , но исчезло с обихода.

Albert: кеме пишет: Это тот момент, когда "благих намерений " как раз нету. Письменных доказательств нету, но есть старик один , который утверждает, что такое слово ему известно. Не исключен ни один вариант, может слово попало как "балкаризм". А может и дейчтвительно было , но исчезло с обихода. Судя по всему, слишком это грамотный старик! Ныне старики читают книги, газеты, откуда черпают информацию.

кеме: Albert пишет: Судя по всему, слишком это грамотный старик! Ныне старики читают книги, газеты, откуда черпают информацию. Может быть и такой вариант. Но насчет названия минеральной воды - дал ценные сведения. А именно,- назывались по разному.

Albert: кеме пишет: Может быть и такой вариант. Но насчет названия минеральной воды - дал ценные сведения. А именно,- назывались по разному. Сколько лет старику?

Ходжа: у нас один старик говорит что к герою союза была представленна вся фамилия Биджиевых, за то что путем сглаза, сбивали фашистские мессеры, правда свидетельств письменных нет

Albert: Ходжа пишет: у нас один старик говорит что к герою союза была представленна вся фамилия Биджиевых, за то что путем сглаза, сбивали фашистские мессеры, правда свидетельств письменных нет

фолькс: 1-КЪыбды-къыз балачыкъа- Бичакъ- эр киши балачыкъа (бычакъ-бичек-бичген-кроить-ракройный нож -до появления ножниц) а что тогда кезлик?-на засыпку-2 Башлыгъынга ШУДАН болуб джагъылгъем Шамиль -(карачаевская песня про имама лечебное-как и балхам и-пр-) шаудан суу -вытеснен арабизмом шчйых суу ДЖРТДА( не каждый родник шаудан !родник это къырдан суу -разг-къара суу)у бабушки было кусок сукна бордового чвета- КЪАУРАКЪ-и мне в детстве лично смочнного водой прикладывала ко лбу в случае болезни(отметать можно всё и вся-А что взамен? под конец исамим на свлку?) 3-МЫСДЫсиноним-АЧЫ (олредление -слбоватый) -куда мы катимся? 4- когда как в шоу выствляют слово против слова (магънасыз-бизде сёз джерге тюшмесин дейдиле анга)уши вянут-смолётну задний ход бла дорбундан чыгъаргъанланы да эшитгенме -ичто теперь ? алагъа халкъ ийнаныбмы турады? -халкъ аллай бир тели болмаз да аллах айтса -ала да керек адамладыла кёз ачргъа -аллах артыкъ зат джаратмагъанды даб турама -къайдам?

Albert: Ий, бу фантазияланы къайдан табасыз?

фолькс: Нарзан -НАР -в тюркском -синоним- перекрасный -здоровый-румянный -и-т-д- (как у русских красный) 1)- Нарзан -красный железо-содержащий сильно газированный минеральный источник-нардан суу где водём окрашен в красный окисю железа цвет-вода из красного места 2)-Гара- сдовый бесцветный- сильно газированный источник- (сильная газировка придаёт трепкость как и к простой воде)3) слабый серо сеодерржащий источник гаэированный серовдородом зеленватый - это АЧЫ с характерным запахом варённх яиц ( у сероводорода удельная растворимость в воде меньше чем у углекислого газа) всё это без газа преврашаеся в торную мутную воду- 4) в п-Эльбрусском за кубанью куда едут как паломники-МЫСДЫ-почти не газирванный(очень слабо-мизер)-дольше сохраняется в отличие от остальных - такая вот классификация- 2х2=4 ?

фолькс: биягъы мен тесейтгенме джангылыб энди къояйым бу чотну уакъ тюек лахоргъа джарай эди -сау мал джюрютюгюз джашла! аллах болушсун! Алберт фентезиле уа шляпада къянны къулакъ ушчукълаыдыла къуру бу номад чот бир джанына бола эсе къоян кесида чыгъарыкъ болур аллах айтса- Представление прдолжается -САУ БОЛУГЪУЗ!

кеме: Albert пишет: Сколько лет старику? Не знаю. Даже не знаком. Через третье лицо передали информацию.

Albert: кеме пишет: Не знаю. Даже не знаком. Через третье лицо передали информацию. Ты же сам понимаешь, что такому нельзя доверять.

фолькс: Кеме къарнашым сенге айтырымы даджазыб кояйым бу алан чотха бек джн аурутаса да мени ойумум бла 2)-чи тюрдюсю -бизде къырал дегн сёз джюйюдю да энтда (была агна эштселе монгол-хурал -монгол-храл дееб турлукъдула эски пластинкача) бу джалгъа кирген - ортакъ иш джюрютген - аренда джер- бла бла бирге чыкъанга ушайды большевиклени НЭП политикаларыча (НЭПман дегенча) бу тышындан джазучула къырдышны- дешт- этгенча аланы да болур юлюш къошханлары сёз ючюн къыр алгъан -ала къырны къоратсала кесибз гъ ны коратсакъ АЛАН сёз чыкъды да къалды - мал алгъан- джер алгъан -уру алгъан(читай шахта- руда къазаргъа) и топоним УРуАЛгъан- свободный заинтересовнный труд(работа на себя) на чём и сздалось расцвет и могушество алании (уралда аланла муданмы баргъандыла анданмы келгендиле дегениме бир аман чибинлей эдиле-результат?- налицо- башкирлиле) Уру-къаты джерде чунгур УРУДАН- уРУДАн=РУДА -башха тюрлю этимлогия джокъду ! табылса оппонентле джырлаб джазарыкъ эиле( излеб бир кёр оруслула да табалмайдыла келишген зат ) 4-чю ёмюрде европгъа кетгенледе да эсленеди с-з -ючюн къырал бла карл(франки) в осточной европе КОРОЛЬ что ещё больше сближает- шаблонное сходство то же самое мадрид -мадарэт МАДаРэТ париж -барыш (эсинге тюшюр паршчи сёзню)-где гласные -близкородственные -как ДиТ- ол заманлада монголланы ийислери да джюрюмегенди бу джерледе (была баргъынчы мадрид париж да болмагъандыла)всего хорошего КЕМЕ аллах саулукъ эсенлик берсин!приятно было стобй обшаться !дурухларынга да аллах болшсун тюз джол кёргюзтсюн БИЧЕНЧИЛАРЫ къарнашларымы къолгъ алгъанга ушайдыла кёзюу алагъа джетиб-

фолькс: КЕМЕ -Справедливо наверно будет унас назвать последним аланом Байчорова Тинибека (бёдене улу)-

фолькс: Ребяты- значит так - что екфир вырождается зто факт если не соблюдать технологию-если 3-4 раза подряд квасить из одной закваски кефир преврашается в (ай(Р)ланган)-преврщение) в обыкновенный АЙРАН!( айран это скореевсего от айланган- сокращённый) и ещё у закваски кефира своий замрочки можно сказать в обратную от закваски айрана- нужны эчки гыбыт-козий ( аналоги -текеники тулукъ -къойнукъу къабчыкъ) молоко и нимножко гыпы-а это уже--------

фолькс: Учхулгъан-учкулан-? По карачаевский учхулгъан это оползень - по каньёну Кубани в низ по течению до слияния с р- хурзук есть три больших оползня самый верхний это нызылы- къол аягъы учхулгъан- разг-нызылы къол аягъы(дёлёзен -тёлю ёзен где 80 -тых всё сровняли с землёй выполняя продовольственную программу)2)-ой это Байтокъ къол аягы(ныне просто къол) -это огъаргъы учхулгъан разг- огъары Учкулан и между ними эки- ара -т -е-середина двух оползней выровненая наносным грунтом реки- 3)- тий тёбен учхулгъан -разг- тёбен Учкулан образованный оползнем из содержимого долины Учкулан ичи и река учкулан ичини сууу- всё это историческая реконструкция -а нынешний нижний Укулан это левобережбе р-Хурзук от источника шыйых суу до кубани это ДЖУРТ!до сх пор-( вспомним ДЖУРТДА ДЖАНГЫЗ терек) и топоним Батыкъда(в низине) джурт забытый в силу каких то обстоятельств где собирались старейшины решать насущные проблемы (как административный центр) таким образом мы потеряли один топоним батуда джурт и три гидронима -часть кубани -р-хурзук-и учкулан ичини суун - дальше ещё бльше- теряем юч къулакъ аягъы -юч къобан-юч къолан ёзюз (как запряать 3 вола?)-и-т -д-

кеме: фолькс пишет: Место сбора в Учкулане разве не называли "Батагъа"? Это рядом с кварталом Кочкаровых, если не ошибаюсь. Хотя особой разницы между "батагъа" и "батыуда" не вижу.

фолькс: По мрему уразумению батууда -местоопределение уточнённое-батагъа разговорное -куда? батугъа-батагъа -бтыкъгъа и-т-д- и всё это твоя заслуга!кеме где ты указываеш смая низина-

фолькс: Очень широко практиковались топонимы -ввиде синонимов коими являются Учкулан и Хурзук- учхул оползень -юзюк -обвал-лавина из кручи с большим углом где сход содержимое грунта долины уллу хурзук вылившись в жёлоб долины превратил в удобное ровное для жизни мнсто(хузук тюзю) от сюда и топоним ХУР-по нашему благородный-благодатный -ЮЗЮК -обвал употребительное ХУРЗУК - эти все 4-ре топоннима имеют природу от смещения грунта(Нызылы- В-Учкулан-Н-Учкулан -Хурзук - а остальное разломы горных порд -а аналогия хурзука-гурзуф в крыму -см-карту) выше села до места- акъ тюбю уллу кам и узункъол как и эки ара в учкулане- речноой галечник наносной- всё очень даже просто на очень простом языке -ка тут не вспомнить афоризм Черчиля -большевики с начала создают проблемы потом успешно их решают- на верно науука требет жертв-

фолькс: Лейля есть у нас слово такое ЫШЫКЪ -затищие безветрие бесшумность и производные от сюда шыкъырт-слабый звук в тишине-ышкырна плотные низкорослые затосли кустарника-стелющийся по скалам травянистый кустарник ышхылды -черника ишкильди и -т-д- Пелиуан къара шауай- хоть кому то не нравится ШАУ он по моему унас есть Шам-прекрасный-Шат-нормальый- Шау -проблемное -состояния -Шам хал (кърымшамхал) призванный приводить в крымское прекрасное состояниие -н-пр-р-карачай- Шат гора Лармонтова - эльбрус -шатык адам -здоровый выносливый человек -и-т-д- Шау -шаудан ханс лакарсвенная трав-шаудан суу- то же самое(снадобия) и-т -д- ну а втвоём случае воздух как курортный на верное насыщенный финтоцидами можжнвельника и другой растительности(не зря семена можжевельника кладут в соленья)сильейший антибиотик! побудеш в зарослях с полчаса- открывается второе дхание (чуть- чуть правда не приятно) вопрос только что прочитал случайно в давнишней теме может и повторяюсь- извиняй за вторжение-

Albert: фолькс пишет: Шам-прекрасный Шам - район Ближнего Востока, большей своей частью совпадающий с Сирией. Не надо сочинять что это наше слово! фолькс пишет: Шам хал (кърымшамхал) призванный приводить в крымское прекрасное состояниие У нас нет КърымшаМхал! У нас только КърымшаУхал! фолькс пишет: Шау -шаудан ханс лакарсвенная трав-шаудан суу- то же самое(снадобия) и-т -д Нет ничего подобного у нас в языке. Какие такие снадобья?))

Батраз: фолькс пишет: Шау - шаудан ханс лакарсвенная трав-шаудан суу- то же самое(снадобия) и-т -д Шаудан с осетинского черная/темная вода/река

фолькс: Альберт я не знаю но слышал от старших наверно привнесённое связано с дагестаном- с мюридизмом знаеш песню даже пели про шамиля Башлыгъынга шаудан болуб джагъылгъаем Шамиль -Шамиль кибик шам къумукъа ким туар да Шамиль Шамиль кибик гяуурланы ким къуар да Шамиль -и-т-д-(ритм экстремальный) я думал что шаудан что -то в роде оберега- и мужика знал по имени Шаухал -и ещё был фруктовый сад шаулухланы терекле- бир сермесе эки тиеди шаулух Хасанны чёгючю-песня про кузнеца-шаулх ат- -эшек шаулухха къулагъын ёлчелей эди -(поговорка) не знаю но как прфессионал ты знаеш больше я согласен с тобой

Albert: Батраз, в карачаевском нет "шаудан"!

Гергокова Лейля: фолькс пишет: Лейля есть у нас слово такое ЫШЫКЪ -затищие безветрие бесшумность Слово ЫШЫКЪ у нас означает "ПОЛУЧШЕ". - Къалайды саузузну хали? - Бюгюн ышыгъыракъды. или -Кюнню хали къалайды? -Бюгюн ышыкъды.



полная версия страницы