Форум » Индоевропейские, кавказские и иные языки » НЕСКОЛЬКО СЛОВ ИЗ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО (К ВОПРОСУ О МЕСТОНАХОЖДЕНИИ ПРАРОДИНЫ ЭЛЛИНОВ) » Ответить

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ИЗ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО (К ВОПРОСУ О МЕСТОНАХОЖДЕНИИ ПРАРОДИНЫ ЭЛЛИНОВ)

Уалмард: Введение Древние греки считали себя пришельцами на территории Греции. Обычно предполагается, что явились они в Элладу с Балканского полуострова, т.е. севера. Однако имеются и другие мнения, которые не являются общепризнанными среди современных историков. В частности, о возможном приходе предков эллинов с территории Малой Азии упоминал Мелларт[1], да языковеды Гамкрелидзе и Иванов предполагают наличие предков греков на Ближнем Востоке в рамках теории ближневосточного происхождения индоевропейцев. Попытаемся обобщить имеющиеся данные в пользу последнего предположения подробнее. 1) Общегеографические и астрономические доказательства Следов пребывания предков индоевропейцев на территории Ближнего Востока в древности сохранилось мало, поэтому географические доказательства следует прежде всего искать в языке индоевропейцев. Таким образом, автор работы наткнулся на два обстоятельства: 1) связано с наличием в языке индоевропейцев слова "зима", происходящего от значения "льет дождь". Подобное связано со средиземноморским типом климата, где осадки выпадают в холодный период года. В аналогичном значении ряд сходных слов сохранился и в древнегреческом и хеттском языках, но т.к. климат Греции также средиземноморский, то они могут служить только косвенным доказательством в рамках индоевропейской прародины. 2) включает астрономические свидетельства о родине наших предков по виду звездного неба в районе 36-42 градуса с. ш., что исключает Балканы из списка возможной индоевропейской (и греческой в т. ч.) прародины. Более того, 36 градус с. ш., как выяснили современные астрономы, фигурирует в поэме древнегреческого поэта Арата, посвященной созвездиям звездного неба. 2) Лингво-историческая и мифологическая основы А) Греко-угарито-кавказская мифологическая параллель Известны многочисленные параллели, которые связывают греческую мифологию с ближневосточной. Это, например, мотив смены поколений богов и другие[2], на которых мы не будем подробно останавливаться. Но перечитывая однажды греческие мифы, автор вдруг заметил, что афинский миф о богине Афине и младенце Эрихтонии он уже вроде бы где-то встречал, но в иной трактовке. Первое впечатление оказалось верным - в словаре[3] действительно нашелся похожий миф[4]! В III-II тыс. до н. э. на побережье Средиземного моря располагался небольшой, но очень важный город Угарит, архивы которого сохранили ряд мифологических сюжетов после гибели города в результате землетрясения в XII веке до н. э. В частности известен сюжет о женитьбе местного бога Йариха на богине Никкаль. При этом отец Никкаль Хириби (Харгабби) противится браку, предлагая Йариху вместо Никкаль взять в жены Пидрай - одну из дочерей бога Балу или Йабардамай - дочь (?) бога Астара. Однако Йарих настаивает на своем и выплачивает огромный выкуп за право брака с Никкаль. Кусарот - божественные помощницы при рождении детей (соответствуют греческим харитам или римским грациям) благославляют Никкаль на рождение сына. Но сравним с приведенным выше рассказом греческий миф, где автохтон Аттики змееногий Кекроп, который выбрал дар Афины - оливковое дерево, а не соленый источник в ее споре с Посейдоном, имел трех дочерей. Благодарная Афина поставила их стеречь змееногого младенца Эрихтония, скрытого в ларце. Он был рожден Геей (Землей) от семени Гефеста. Конечно, женское любопытство пересилило запрет не открывать ларца, и дочери Кекропа подняли крышку. Пролетавшая мимо ворона насплетничала об этом Афине, и та наказала не в меру любопытных женщин безумием, кончившимся смертью. Звали дочерей Герса ("роса"), Аглавра ("световоздушная") и Пандроса ("всевлажная"). Иногда упоминается в мифе и форма Агравла ("полебороздая"). Да и богиня Афина иногда тоже именуется Аглавра и Пандроса[5]. Имеются и иные варианты сказания, но они пока не имеют особого значения. Автор обратил внимание на другое: у бога Баала было 3 "банат" (то ли жен, то ли дочерей), которых звали Пидрай ("жироносная" или "питательница"). Таллаи ("росная") и Арсаи (или Арцай - "земля"). Однако у С. Гордона[6] их имена толкуются как "свет", "роса и дождь" и "земля". "Банат" близки и к невестам, которых предлагают Йариху вместо Никкаль. Можно отметить, что последние кальки (переводы) их имен сходны с именами дочерей Кекропа. Дальнейшее исследование "сирен созвучия" выявило сходство имен Кекроп и Хириби, Эрихтоний и Йарих. Да и имена Герса и Арсаи, Пидрай и Пандроса явно фонетически близки. Кроме того, и у Гомера женой Гефеста числилась Харита (Hom. Il. XVIII 382-392). Не хватает для полного совпадения в этом комплекте только имени Никкаль у греков. Заинтригованный автор открыл словарь "Мифология" и первое же слово, попавшееся ему на глаза, было Ника (Нике) - один из эпитетов богини Афины. А уж она едва ли не главное действующее здесь лицо! Таким образом, налицо почти полное совпадение круга действующих лиц в мифологии Афин и древнего Угарита. В ходе работы однако автора не покидало ощущение, что и афинский и угаритский миф он уже неоднократно встречал в литературе, но в другой трактовке. Еще раз припоминая прочитанное, автор убедился, что схема, положенная в основу рождения младенца от Земли, напоминает схему рождения ребенка из камня в эпосе о нартах. Нарты - герои многих сказаний народов Кавказа - осетин, абхазов, абазин, адыгов, убыхов, карачаевцев, балкарцев, чеченцев и ингушей. Упоминаются они и в фольклоре некоторых народов Дагестана (тюркоязычные кумыки и др.), отдельных грузинских этнических групп - сванов, рачинцев, хевсуров[7]. В одном из вариантов нартского эпоса некий пастух увидел женщину на противоположном берегу реки, но не смог преодолеть водный поток, трижды отбрасываясь им обратно. Тогда он попросил женщину обнажиться и выпустил в нее свое семя. Испуганная видом возбужденного пастуха, та спряталась за камень, в который и попало семя. После этого в камне появилось изображение ребенка, которое по совету пастуха женщина передала "на доработку" кузнецу. Вместо богини Афины в этом варианте мифа, правда, выступает Сатана (Сатаней), однако, эти имена также близки фонетически, т.к. Афина пишется через греческую фиту, которую в русской речи может заменять и буква "т". Более того, А.И. Немировский приводит прежнее имя Афины именно как Атана[8]. Известно также, что в осетинской версии эпоса имя Сатаны упоминается в форме Афсина (Ахсина)[9]. Учитывая, что действие сюжета происходит у реки, а "шутник" Посейдон, который и натравил Гефеста на Афину, был и владыкой рек, сходство еще более усиливается! Похоже, здесь наши изыскания хорошо согласуются и с идеями лингвистов, которые тоже отмечают ближневосточные мотивы в сказаниях у кавказских народов. Известны две версии фригийского мифа о Зевса (о происхождении двуполого существа Агдистиса из цикла мифов о Кибеле) в изложении Павсания и Арнобия, которые использовал еще Н.С. Трубецкой, когда приравнял рождение из камня рождению из земли. Он же отмечает появление из скалы и самого Митры в некоторых вариантах сказаний[10]. Таким образом, наше предположение о похожести афинского мифа на эпос нартов получает дополнительное подтверждение. В.Г. Ардзинба[11] сравнивает наречение младенца именем у нартов с аналогичным обрядом хурритов в мифе о Кумарби и Улликумме. Там же отмечается и поход героев мифа к реке. Более того, с рождением из камня давно связывается и иранский Митра[12]. На этом основании весь первоначальный сюжет возводится именно к хурритскому источнику[13]. Да и Улликумме рождается от "брака" со скалой, лежащей в Холодном озере. Здесь же отмечается и связь с адыгским эпосом об Абрскиле у Ш.Х. Салакая. Поражение бога грозы и Сасрыквы (или Сосруко) при этом сравнимо с борьбой громовержца со змеем, например, у хеттов. При этом дело для героя-богоборца кончается неизменно плохо. Сатаней здесь похожа на богиню Инару у хеттов как помощница бога в борьбе с опасностью. Так, брак Инары и Хупасии сравнивается с таковым у Сатаней и пастуха. Гибель героя связана здесь с камнем[14]. Все это позволяет предположить наличие еще какого-то более древнего источника из которого заимствованы все эти сюжеты. Не потому ли в частности, богиня Афина оказывается связанной со змеей подобно библейскому Сатане? С нартской Сатаной связано и появление первого коня. Но самое поразительное, что матерью Сатаны одно из преданий называет Лалуху-Гуашу. Не иначе здесь мы имеем дело с лелегами греков (лулахи хеттов). Последнюю возможность уже давно отметил Э. Лярош[15]. Возможно, что к лелегам близки и лулубеи про которых точно известно, что их имя обозначает просто "соседи, чужаки"[16]. Б) Еще одна новая греко-хеттско-семитская параллель В качестве продолжения мифологической темы отметим, найденное автором новое соответствие, что Силач-Балу с горы Хази (Алиййану-Балу) - главный герой мифов Угарита, входящего в состав Хеттского царства, сопоставляется со змеем Иллуянкой хеттов не только фонетически. Ведь и у хеттов столкновение со змеем бога грозы происходило на той же горе Хази (современная гора Акра)! Интересно сравнить Алиййану как с названием прародины индоариев Арианой (библейский Харран?), так и именем предка эллинов Эллина. Ведь и греческий Зевс боролся с драконом Тифоном на реке Оронт и тоже сначала потерпел поражение подобно богу грозы в мифе хеттов. Даже афинский Эрихтоний, чье имя иногда производят от древнегреческого "шерсть" - erion[17], не был ли связан с той же Арианой по имени? Впрочем, существует и более существенная иранская параллель - в фольклоре и сказках осетин сохранилось понятие аллон-биллон, связанное с исчезнувшим самоназванием осетин как аланов (современное название Северной Осетии - также и Республика Алания). Его связь с вышеприведенным Силачом-Балу настолько очевидна, что не может быть не замечена. Очень любопытным выглядит также имя победителя змея Иллуянки в хеттском мифе человека Хупасии (Хупасис). Учитывая сравнительную близость хеттского и русского языков можно предположить, что Хупасис не столько имя сколько профессия. Может быть это Купец? Его действия вполне подходят под деятельность недобросовестного торговца, который пользуется слабой устойчивостью к вину аборигенов и обманывает их. Кстати, и богиня Инара, выбравшая помощником Хупасию, явно может иметь отношение к вину по имени. Тем более, что слово "вино" ближневосточного происхождения. Заметим, что и имя жены Прометея Азии легко рифмуется с названием горы Хази и реки Аси. Интересно, что название современного города Газа в Палестине возводят к ивриту, где азаз "быть сильным", или арабскому азиз, азизо "сильный, могучий"[18], что может отражать и имя горы Хази. Возможно, в древности исток реки Аси считали начинавшимся именно с этой горы, как это практикуется в топонимике у некоторых, например, тюркских народов. С именем "Силача Балу" сопоставляется и название государства Аррапхэ (точнее, Аррафхэ) - "(город), принадлежащий Дающим", или Ал-Илани - вероятно, аккадский перевод - "Город богов"[19]. Первопредком якутов тоже числится некий Эллэй. Впрочем, подойдет сюда и иранское хейль - "племя"[20]. Сравним с этими словами и современное французское alliance - союз между государствами, в широком смысле - "союз, объединение". Похоже, что все они взаимосвязаны между собой! Можно сравнить с этим наименование палван (пелуан - из персидского пехлеван) - силач-борец и библейского филистимлянина по имени Голиаф, которого нередко сопоставляют с лидийским Алиаттом[21]. Любопытно вспомнить и о наличии Калинова моста в ряде русских сказок, где богатырь сражается со сказочным многоголовым змеем! Хотя у М. Фасмера[22] имя Калин сравнивается с алтайским понятием kalyh "толстый", но может быть, и оно шло из глубокой древности, когда силач был достаточно грузным? Вспоминается и имя кельтского героя Кухулина (и кельтского кузнеца Куланна) и даже греческого Геракла Калинника, взявшего Трою. Может быть, последнее прозвище сначала тоже было не "победитель", а просто "силач"? Сюда же можно отнести греческую богиню победы Нику, которую мы отождествили по имени с угаритской Никкаль. У древних индийцев известен Калия - ядовитый стоглавый змей, обитавший в реке Ямуна (Калинди), где он был побежден и выгнан Кришной. Кирейн Кройн у шотландцев - гигантский водяной змей. Даже у китайцев дракон именуется лун, а Хайлун - ван является морским царем драконов. Вспоминается в этой связи название реки Амур у китайцев как Хейлунцзян ("река черного дракона"), но не был ли первоначальным вариант Хайлунцзян ("река морского дракона")? Ведь понятие "моря" в древности связывали и с реками. В современном арабском Бахр - название реки Нил переводится как "река", но буквально можно было бы перевести и "море". Греческое же название реки Эль-Аси - Оронт можно соотнести с индоевропейским *or-u-n "море"[23]. Вспоминается также тюркское куль, коль - "озеро", а также и.-е. *Hul-n- "волна"[24]. Более древние параллели напрашиваются с борейским *qal^, а также индоевропейским *Hel- "нижний", хеттским haliia - "преклонять колени", hallu "глубокий", семитским *hl- "нижний"[25]. Можно вспомнить и приводимые там же борейские корни для понятий "род", "червь" и даже "холодный" и "голый". Допустима взаимосвязь данных понятий с борейским "жить" *el^ и семито-хамитским ,hl - "племя, жилье"[26] и арабским ахль - "большая семья, родовая группа"[27]. Не с последним ли словом связано имя греческого героя Троянской войны Ахилла? Арамейское galila "округ, край"[28] и даже golla на телугу, что значит "пастух"[29], heilag (др. - верхн. - нем.) - "святой, священный"[30], либо даже греческое helix (helikos) (название горы Геликон - места обитания муз и Аполлона[31]) также могут свидетельствовать о древних остатках связей между народами. Так, в латыни alienus - чуждый, незнакомый, чужой образовано из alius - другой (при греческом - allos). В современном английском alien - чужой, иностранец, инородный. А мифологические царства мертвых Хель и Похьела у скандинавов и карелов? Любопытно, что в современном иранском халие, арабском халидж означает "залив"[32]. У Панини встречается также термин halya "поле, обработанное плугом"[33]. Не здесь ли скрыты истоки пахоты на змеях в славянской мифологии? Интересно, что даже чукотские кэле (корякские кала) - злые духи, несущие болезнь и смерть, могут быть сопоставлены с той же компанией. Живут эти духи под землей или в пустынных местах на западе (но не на море!). Проникают в очаг с левой стороны. Иногда тоже бывают с несколькими головами (животных или людей с острыми головами) и одноглазые. Держат черных собак (или медведей) и т.д.[34]. Собственно, сходные имена в мифологии встречаются достаточно часто. У греков Калидн - сын Урана, первый царь Фив (ср. калидонская охота), прорицатель Калхант, связанный с толкованием взятия Трои в эпизоде со змеей, богиня Кали в индуизме как ипостась Деви - жены Шивы, Калу - этрусский бог смерти, Калевипоэг - сын богатыря Калева у эстонцев, хала у южных славян - змей или дракон и т.п. Вспоминается и прародитель эллинов Девкалион, где дева, вероятно, бог, учитывая близость греческого и индо-иранского языков. В гроте горы Киллены родился Гермес (ср. Хормуста и название горы Арарат по-армянски как Масис). При этом можно также допустить, что мифический основатель персидской царской династии Ахеменидов носил тоже имя, что и греческий Агамемнон, если не являлся им самим. Подобное напрашивается при сравнении количества имен Перс, Парис в греческой мифологии и возможной стыковкой предков греков и персов на Ближнем Востоке. Вероятно, имя Агамемнон отражает искаженную индоевропейскую основу слова *ak-men "камень". Эта же основа возможно лежит в имени матери Геракла Алкмены, и таким образом герой родился от "камня", как и другие боги и герои древности[35]. Более того, рядом с Троей находилась гора Ида, которая легко сопоставляется с авестийским haraiti - "гора". А вот это уже опять возвращает нас к греческой Харите-хурритке. Круг мифологических понятий замыкается снова. В) Свидетельства языка, истории и мифологии В самой Греции существовали сходные между собой аркадский и кипрский диалекты (Аркадия - внутренняя область Пелопонесса), хотя от берегов материковой Греции до Кипра 800 км, а до ближайшей с острова Кипр греческой земли (остров Родос) - 400 км. Этот факт очень удивлял еще древних греков[36]. После этого заинтересовавшись древнегреческим языком, автор-географ обратил внимание, что древнегреческая "граница, предел" amm-oria[37] созвучна имени древнего народа амореев. - А нет ли в том же языке еще сходных созвучий? - подумал автор. Почему бы не попробовать взять другой какой-нибудь известный ближневосточный народ и проверить на его наличие древнегреческий язык? Сразу обращает внимание на себя древнегреческое cwrithV близкое современному понятию "туземец, абориген", но часто обозначающем просто местного или сельского жителя[38]! Это слово очень напоминает еще один древний ближневосточный народ - хурритов. Еще одно любопытное слово martuV "свидетель". В общем контексте напрашивается вывод, что в свидетели обычно призывали бога (если никого из родственников поблизости не было). Может быть, и здесь мы имеем дело с богом амореев Марту (Мардук?) - "западный" - шумерским названием амореев? В сочетании с уже отмеченными "амореями" у греков картина складывается прелюбопытная. Получается, что, судя по древнегреческому языку предки эллинов жили среди хурритов, границей своего проживания считали распространение амореев, а клялись богом Марту! Тогда получает объяснение многочисленный ряд северокавказских заимствований в древнегреческом языке[39], из которых для мифологии наиболее интересно имя Психеи (Yuch - "душа, дыхание, при наличии на Северном Кавказе бога души Псатха). Любопытно, что по-гречески ammoria означает также несчастная судьба, беда и т.д.[40]. Но ведь за судьбу человека отвечали даже не олимпийские боги, а архаические мойры. Их число колеблется от одной у Гомера до двух у Павсания и трех в олимпийской мифологии[41]. Прослеживается явная связь их имени с теми же амореями, впрочем, возможно, как и козы Амалтеи (армянский Мелтей?), вскормившей Зевса. Интересно, что матерью мойр называют богиню Ананке ("необходимость"). Однако известно, что страной (аккадское - "мату") амореев вполне может считаться территория Ханаана (искомая Ананке?). Здесь в древности находился мировой центр производства пурпурной шерсти и ткани. Не в этом ли и причина, что Ананке изображают вращающей мировое веретено? Заметим, что Ханааном первоначально называлась лишь небольшая область вокруг древнего города Угарита. Только потом это название распространилось на более обширную территорию Восточного Средиземноморья[42]. Не связана ли и богиня лжи Апатэ с иранским абад, апат - город? Ведь в сказках "1001 ночи" в дураках часто остается бедуин-кочевник, обманутый ловким горожанином? Сравним имена этрусского демона царства мертвых Хару и бога западносемитской мифологии Хорона (очевидно, божество подземного мира) с греческим перевозчиком в страну мертвых Хароном. Сходство этих имен в связи с нашими ближневосточными параллелями становится очевидной все больше. Нет ли здесь связи с названием местности Харран? Г) Легендарные генеалогии Интересно, считали ли греки и себя амореями? Этот вопрос правомерно задать, т.к. амореев - границу можно понимать двояко: либо как чужое племя, ограничивающее территорию своего проживания, либо же площадь, занятую самими предками эллинов. В греческих генеалогиях встречается Ксуф (Ксут). Он явно равносилен библейскому Сифу, т.е. Суту - предку всех амореев (ср. адыгейское цIыфы - человек). Правда, Ксут считался братом Дора и Эллина, но отцом Иона и Ахея! Вопрос получается открытым. Но не исключено, что часть греков вышла из амореев! В последнем случае стоит вспомнить, что `amm- на древнееврейском - "народ". Поэтому возникает законный вопрос: уж не пытались ли и индийские арии подчеркнуть свое аморейское происхождение, называя себя "народом ариев", т.е., по сути, амореями? Ведь не зря же в древнегреческом слово пишется через дефис, а "народ" противопоставлен "ариям" (есть в Индии и современный народ ория!). Так, Зевс у греков нередко именовался Морием, а Зевс и Аполлон назывались и мойрагетами ("водители мойр"). Еще более интересны греческие скифы. Уже одно их название наводит на мысль, что оно аналогично имени Сиф. В арабских преданиях нередко упоминаются исчезнувшие народы, чье имя говорит, что перед нами те же скифы, например, асхаб-ар-расс. Последнее наводит на мысль, что перед нами … "народ земли" (арец - "земля" в древнееврейском), т.е. возможно скифы-пахари у Геродота. Не здесь ли на Востоке взял он легенды о них? Тогда пользоваться его сведениями относительно Причерноморья может оказаться опасным. Помещает же он здесь народ синдов (древних индийцев?). Множественное число арабской формы - "сахиб" сразу наводит на недавнее индийское обращение по отношению к европейцам, т.е. "господин" и перенятое индийцами из арабского языка. В связи с этим обращает на себя внимание и название реки Сеха, встречаемое в исторических источниках, а также современное название гор Ансария в Сирии как Эс-Сахилия. Можно вспомнить и современное английское chief (шеф) и французское chef. Даже имя индийской Ситы может быть, пожалуй, связано с именем библейского Сифа (возможно, суту по-аморейски)[43]. Так и некоего Карну в "Махабхарате" выловил из реки человек из племени суту. Имя Сута носил также первый ученик Вьясы, это же имя стало нарицательным для всех поэтов и сказителей. Обращает на себя внимание, что имя Вьяса может происходить из хаттского обозначения "боги" wa-sh-ab (ср. абхазское уа-шхо[44]). Да и в санскрите встречается suta сын, мальчик, suta дочь, девушка. Не оно ли и дало в древнегреческом "басилей", подобно образованию названия города Библа через *Gwiblos[45]? У И.Д. Амусина[46] можно познакомиться с трактовкой названия амхаарец ("народ земли"), но не было ли это лишь искажением "аморей" как народа земледельцев (пахарей)? Да и исполнители народного эпоса якутов именуются олонхосутами. Не исключено, что и олонхо в этом слове образовано от названия реки Оронт. Между прочим, аморейское гайу - основная родоплеменная ячейка аморейского общества (древнееврейское гой - "народ", особенно "чужой народ"[47]) при аккадском Хайа (шумерское Энки) - хозяине подземного океана пресных вод, что сравнимо с легендарными именами Хайк и Кий и даже Гея - Земля неплохо вписываются в общую концепцию. Строго говоря, И.М. Дьяконов, относя амореев к западной ветви семитских языков, забывает об одной детали. Эта деталь - понятие амореев в древности не было языковым, но территориальным! Ведь и позднее "хеттами" считали всех жителей Сирии и даже Палестины к западу от Евфрата, и не только одних индоевропейцев-хеттов, но и семитов Финикии именовали также. По логике И.М. Дьяконова следовало бы отнести семитов данного времени на этом основании к индоевропейцам! Ведь в древности понятия не имели о языковом родстве, всех не греков эллины именовали варварами. Здесь для начала достаточно заметить связь названия греческой области Аттика и страны Хатти (Хеттское царство). Кстати, название Kittim (Крит?) также явно восходит к названию Хеттского царства Hatti[48]. Вспомним, что сами хетты именовали себя "неситы". Это слово явно имеет отношение к аккадскому nise "люди" (не отсюда ли и древнейшие истоки русского "нищие"?). Последнее повторяется и в арабском наслун "поколение, потомство"[49]. Однако в древнегреческом "неситов" нет, но имеется слово an-hsshtoV "непобежденный"[50]. Может быть здесь отражена роль предков эллинов как разрушителей Хеттского государства? Ведь "а" у греков частица отрицания. Сравним это также с греческим nesos - "остров" и названием легендарного города Нисы, связанной с богом Дионисом. Впрочем, от названия хеттов могло пойти даже наименование у греков "этнос" (eJnoV) для племени, народа (вероятно, первоначально чужого племени и народа). Здесь можно вспомнить также др.-инд. термин нишада как обозначение отсталых племен. Любопытно, что древние индийцы считали умыкание невесты признаком низкой культуры[51]. Если вспомнить, что этим отличались недавно некоторые народы Кавказа, близкие по языку хурритам, то выводы можно делать довольно интересные. С другой стороны nise есть всего лишь перевод шумерского uku (ед.ч. un(g)[52]. Что если последнее сопоставить с названием вызывающей споры страны Аххиявы и с современным арабским термином "уххува" - "побратимство"? Подобный обычай вступления более слабых племен через побратимство своих членов в более сильные племенные организации был широко распространен еще и в недавнее время[53]. Более древнее наименование этого обычая аххуту, а псевдоусыновления - маруту[54]. Вспомним, что "усыновил" богов Марутов (ср. Марту) сам Индра - косвенная связь предков индийцев с Ближним Востоком таким образом усиливается. Даже имя предка угаритян Карату явно сопоставляется с греческим "kratos" "власть, сила, господство". Но сама Харита уж не хурритка ли первоначально? Тогда и угаритская Масат-Хурай могла бы быть, скорее всего, Музой Харитой. Ведь сравнимы же имена музы Талии и харит Талло и Талии. Да и само слово "муза" вполне могло бы происходить от хурритского понятия "высокий" - muz[55]. Ведь жили то музы на горе Парнас. Эту связь муз с горами (и мышами) отметил еще В.Н. Топоров[56]. Любопытно, что и некоторые изображения Аполлона (царь Пабелли угаритского мифа?) содержат 3 фигурки харит. Примечательно, что к харитам скорее близки по имени латинские фурии. С ними отождествлялась в римской и италийской мифологии и богиня Фуррина[57]. Как раз музы thoyrides - "неистовые, бурные" одного корня с фуриями Италии[58]. Сразу же вспоминаются неистовые валькирии скандинавских саг и даже индийские валакхильи, чьим отцом был Крату. Занятная получается "сирена созвучия" в связи с нашими изысканиями, особенно, если сблизить имена Крату и Бхарата - легендарного прародителя индийцев. Сам индийский бог Шива в числе многочисленных эпитетов к своему имени имел и эпитет kirata, т.е. похож на угаритского Карату[59]. Интересны в связи с харитами и мусульманские гурии (от арабского "хур" - "черноокие"), т.к. и библейский рай был где-то в этом районе, да и харимту звали на Ближнем Востоке проституток[60]. Более того, напрашивается возможное происхождение имени куретов от хеттского (hardu-) и лувийского (hartu-) слов со значением "потомок", сопоставляемого В.В. Ивановым со старославянским родъ[61]. Можно вспомнить и иер. лув. hartuva- "правнук"[62], а также общесемитское *`ardun "земля". Д) Прочие "сирены созвучия" Сравним между собой также латинское ora, происходящее от os (в т.ч. "устье реки") со значениями 1) граница, предел, край, 2) берег, побережье и 3) страна и греческое oroV "межевой знак, граница". Это тоже можно попытаться связать с амореями и рекой Эль-Аси (греческий Оронт). Это единственная более-менее крупная река Восточного Средиземноморья, имеющая постоянный сток и летом, зимой. Если же учесть еще греческое khoridzo "разделять, разграничивать"[63], то и тут мы явно сталкиваемся с хурритами (не здесь ли лежат истоки имени греческой богини Хариты?). Теперь вспомним, что боевой клич у греков был алала, элелеу (типа современного "ура"[64]. Однако алала (алали) - клич пахаря и божество плодородия у древних хурритов[65]. Слишком много получается "сирен созвучия"! С библейскими героями греческую мифологию связывает, например, любимая Зевсом Ио. Для этого достаточно сопоставить ее имя с именем многострадального (точно также как и Ио!) Иова. А история военачальника Иеффая, пожертвовавшего своей дочерью ради победы, очень напоминает жертву Ифигении перед Троянской войной. Возможно и имя Атланта связано с именем змея Латану (библейский Левиафан), тем более, что в саду данного титана змей имелся. При представлениях древних о поддержке земли гигантским змеем (китом, слонами) это позволяет сделать довольно любопытные выводы. Так, сравним имена Левиафан и Дельфин с греческим "элефас" - "слон" (латинское "элефант"). Похоже, их объединяло когда-то понятие "огромный, чудовищный зверь, брызгающий жидкостью", давшее начало мифу. Это просматривается, если сравнить индоевропейские имена некоторых животных[66], где по корням языка заметна попытка древних "классифицировать" вместе слона, лисицу, волка, льва. Так,в и.-е. *ulk/h/o-// ulp/h/- волк, *leb/h/-ont/h/- // leHb/h/o- слон, слоновая кость, leu- лев, ul-o-p/h/(e)k/h/-(a) лиса, шакал, прослеживается основа lb (lp/h/) близкая ностратическому слову со значением "липкий". Что могло объединить в глазах наших предков столь разных животных? По нашему мнению, индоевропейская основа "брызгать", основанная на их поведении. При этом у кошачьих и псовых известна манера метить территорию мочой, а слон может пускать фонтаны хоботом. Вспомним, что пускать фонтаны способен и кит (дельфин) и объяснение получается строго логичным, а главное - близким уровню мышления первобытного человека. Более того, пропавший хеттский Телепинус (имя, аналогичное греческому Дельфиний) способствовал прекращению размножения в природе, что также можно интерпретировать, исходя из основы "брызгать" (в современном русском она явно сохранилась в форме примитивного ругательства). При этом просматривается и связь ругани с древней "охранительной" магией. Сходный с хеттским сюжет с опоением змея героем с его последующим убиением мы находим в … Японии. Бог Сусаноо (брат богини Аматэрасу) убивает там 8-хвостого дракона Ямато-но-ороти. Однако в современном Оронте никакие "драконы" не водятся. Но вспомним, что в Китае драконов отождествляли иногда с крокодилами. Вероятность того, что в реке Эль-Аси последние ранее встречались, есть. Так, южнее в Израиле в реке Церка эти рептилии были истреблены только в начале 20 века[67]. Нильские крокодилы очень часто подстерегают добычу именно у водопоев, что позволяет совместить их с драконами мифов. Но вернемся снова к амореям. В санскрите amarta, amara - "бессмертный". Интересно, что подобным образом назывался отборный полк у персов[68]. Он приводит версию "народной этимологии", что убитые "бессмертные" заменялись новыми воинами, и численность полка всегда потому оставалась постоянной. Но, учитывая племенную организацию войск древнейшего времени, можно предположить, что во главе персидского ополчения когда-то шли амореи. Если они потом стали "бессмертными", то это как раз и есть результат неадекватного перевода племенного названия на персидский язык, когда-то очень близкий древнеиндийскому. Кроме того, бог амореев Иль-Амуррим окажется похожим не только на финского Ильмаринена, но и на русского Илью Муромца (не все, кстати, соглашаются с его муромской "пропиской"). К тому же "а" в начале русских слов встречается исключительно в составе заимствованных слов, что давно замечено языковедами[69]. Калин-царь же превращается в Силача-Балу с горы Хази (Алиййану-Балу). Похоже даже славянского прародителя Даждьбога, внуками которого они являются согласно "Слову о полке Игореве", звали первоначально … Тешшуб! Его имя в форме Дашуба отмечено еще у А.С. Кайсарова[70]. Глубокую древность данного образа отмечают и В.В. Иванов с В.Н. Топоровым[71]. Возможно и Стрибог славян как- то связан с семитским Астаром и греческим Астреем, которого генеалогии греков связывают с ветрами как и славянского Стрибога. Тот же ветер Зефир связывается сегодня с прасеверокавказским *cibir(V) "зима"[72]. Нет ли здесь связи и с названием сирийской реки Кебир (или даже реки Хабур - притока Евфрата или Тигра)? Можно вспомнить здесь также и народ субиру у шумеров, который отождествляют с хурритами Верхней Месопотамии. Ведь и сирийские горы Эз-Завия могут быть не только созвучны имени Зевса! Между тем И.М. Дьяконов утверждал, что "… кроме того, следы субстрата в любом языке сказались бы в именах божеств"[73]. Что же перед нами как не искомый субстрат? Ведь те же хетто-лувийцы были пришельцами на Ближнем Востоке и просто обязаны были перенять чужих богов (на всякий случай, считали древние, это не повредит). Классическая "сирена созвучия" в лице адыгского бога души Псатха и греческой Психе ("душа, бабочка") также получает в нашем исследовании довольно логичное объяснение. Достаточно много северокавказских заимствований в древнегреческом приводится и у Николаева С.А.[74]Добавим, что индийский Вритра вполне соотносится с греческим urethra (мочеиспускательный канал), если при этом привлечь хаттскую богиню вод и источников - dU-ri-e-it. Еще раз отметим, что подобные многочисленные в совокупности совпадения просто не могут быть обычными "сиренами"! Налицо именно языковые свидетельства восточного происхождения предков эллинов, да и не только их. Общие выводы Таким образом, даже поверхностный анализ греко-ближневосточных "сирен созвучия" в древнегреческом языке наводит на мысль, что они могут и не быть "сиренами", исходя из смыслового значения слов (семантики). Может быть правы те, кто выводит предков эллинов с Ближнего Востока? Впрочем, у И.Ш. Шифмана в качестве альтернативы выхода из подобной ситуации уже предполагаются контакты Угарита с Эгеидой с начала II тыс. до н. э. В Угарите же по его предположениям жили минойцы и киприоты[75]. Однако на наш взгляд намного проще допустить "близнецов" в языке, мифологии и топонимике, перенесенных в современную Грецию и другие страны, чем постоянные греко-финикийские контакты во II тыс. до н. э. Получается, что комплексный подход в исследовании "сирен созвучия" в древних и новых языках может принести достаточно интересные результаты, если мы сможем удовлетворительно их истолковать (см. табл.1). Таблица 1 Наличие ключевых слов в языке и мифологии разных народов Народы Хурриты Амореи Марту Суту р. Эль-Аси, Оронт Алиййану Гайу Семиты Карату, Масат-Хурай, гурии Амхаарец, Абу-Мерра, г. Амурру Мату? Мардук? Сиф. Асхаб гора Хази, Асир Алиййану-Балу Гой Индоевропейские народы Греки Харита, cwrithV, khoridzo, куреты Мойры, amm-oria, Химера? martuV, Амалтея Ксут, Скиф, Сатир? Азия, Оронт Эллин Гея Хетты Hurta- - - - гора Хази Иллуянка - Славяне Родъ (Илья) Муромец Амелфа Тимо-феевна Соты? Ось? Калин, (Илья?) изгой, Кий? Иранцы Курды? haraiti "бес-смертные" Гайомарт, Митра? Скифы Вору-Кашу Хейль, Ариана - Индийцы Вритра, Бхарата amarta, amara, г. Меру Митра? маруты Сита? Вьяса? Валин? Кали - Скандинавы Валькирии, root Имир - Суттунг, Сив Асы Ермунганд?Хель? хейя? Италики Грации Амур Марс? Сатурн? - - - Кельты - Морриган - - - - - Армяне - - Мелтей - - - Хайк Финно-угорские народы Карелы - Ильма-ринен - - - - Калев http://www.ethnonet.ru/ru/pub/1003-02.html

Ответов - 37, стр: 1 2 All

Albert: En-sze пишет: ФАРСИ - оформился период между 9-11 веками НЭ. Его называют позднеперсидским. Древнеперсидский НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ к персидскому языку НЕ ИМЕЕТ. Этот язык вообще из другой языковой семьи. Его так и называют - древнеперсидский. Чувствуете ПОДЛОГ?? Со второго века Н.Э, до 7-9 веков существовал так называемый РАННЕПЕРСИДСКИЙ язык, или ПЕХЛЕВИ. ПЕХЛЕВИ - никакого отношения к древнеперсидскому языку он не имеет. Чувствуете ПОДЛОГ № 2 ??? Между ПЕХЛЕВИ, называемом раннеперсидским языком и языком ФАРСИ - огромная пропасть и ощущение того, что фарси - новоизобретенный язык. А вот и подлог № 3. Извините, но это - чушь!

En-sze: Albert пишет: Извините, но это - чушь! Не торопитесь так опрометчиво. Я пишу неопровержимые вещи.

Is-tina: En-sze пишет: Итак я начинаю: ФАРСИ - оформился период между 9-11 веками НЭ. Его называют позднеперсидским. Древнеперсидский НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ к персидскому языку НЕ ИМЕЕТ. Этот язык вообще из другой языковой семьи. Его так и называют - древнеперсидский. Чувствуете ПОДЛОГ?? Со второго века Н.Э, до 7-9 веков существовал так называемый РАННЕПЕРСИДСКИЙ язык, или ПЕХЛЕВИ. ПЕХЛЕВИ - никакого отношения к древнеперсидскому языку он не имеет. Чувствуете ПОДЛОГ № 2 ??? Между ПЕХЛЕВИ, называемом раннеперсидским языком и языком ФАРСИ - огромная пропасть и ощущение того, что фарси - новоизобретенный язык. А вот и подлог № 3. Насчет «НИКАКОГО» Вы не правы во всех трех случаях. Но для объяснения надо бы пройти через все миграционные процессы Империи. А также соответственно – изменения в государственном устройстве того, что называлось Персидской Империей. С последующими пертрубациями. Созданием новых гос. образований, вплоть до Сасанидского. А потом, кстати, и халифата, когда и случилось явление – ФАРСИ. Сами понимаете – это огромный сложный курс в историческом образовании. Вряд ли функции такого университетского курса возможно реализовать в нашем, не совсем приспособленном для такого размаха, форуме. (Не потому что – «данный форум», а потому что – вообще – «форум»!). Такая длинная и сложная система изучения необходима потому, что язык – есть история народа. Как бы даже его кардиограмма. Желаю Вам успеха в перелопачивании этой массивной, тяжелой лавы!


En-sze: Is-tina пишет: Насчет «НИКАКОГО» Вы не правы во всех трех случаях. Но для объяснения надо бы пройти через все миграционные процессы Империи. А также соответственно – изменения в государственном устройстве того, что называлось Персидской Империей. С последующими пертрубациями. Созданием новых гос. образований, вплоть до Сасанидского. А потом, кстати, и халифата, когда и случилось явление – ФАРСИ. Сами понимаете – это огромный сложный курс в историческом образовании. Вряд ли функции такого университетского курса возможно реализовать в нашем, не совсем приспособленном для такого размаха, форуме. (Не потому что – «данный форум», а потому что – вообще – «форум»!). Такая длинная и сложная система изучения необходима потому, что язык – есть история народа. Как бы даже его кардиограмма. Желаю Вам успеха в перелопачивании этой массивной, тяжелой лавы! Вы даже не понимаете о чем вы говорите. Если у древнеперсидского языка нет преемственности ни в глоссарии, ни в морфологии, ни в фонетике с раннеперсидским- пехлеви и позднеперсидским -фарси, то это РАЗНЫЕ языки. Не забудьте, я читаю НЕИЗМЕННЫЙ Татарский язык 7000 летней давности, я читаю Татарский Хеттский язык 3200 летней давности. Легко и запросто. Эти языки древние не поменялись, они - Татарский язык.

Is-tina: Хорошо! Я желаю Вам успехов и дальше!

Myrzalar: En-sze пишет: Не забудьте, я читаю НЕИЗМЕННЫЙ Татарский язык 7000 летней давности, я читаю Татарский Хеттский язык 3200 летней давности. Легко и запросто. Эти языки древние не поменялись, они - Татарский язык.

огъары учкулан: En-sze пишет: Не торопитесь так опрометчиво. Я пишу неопровержимые вещи. все, расходимся))



полная версия страницы