Форум » Лексика, этимология и общее языкознание » Этимологии слов карачаево-балкарского языка (продолжение) » Ответить

Этимологии слов карачаево-балкарского языка (продолжение)

Albert: Перенес сюда спор об этимологии слова "хычын".

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Багъатыр: Albert пишет: "Тау маскеледен" болур))) Алагъа ушайды къанъсыгъаны.

Albert:

огъары учкулан: а как по умному называется когда звук -ы- превращается в -и-? сужение? а выпадение?


Albert: огъары учкулан пишет: а как по умному называется когда звук -ы- превращается в -и-? сужение? а выпадение? Например?

Albert: Связано с ударением или нет? Если связано, там может быть редукция. Если имеется в виду просто само изменение, то превращение "ы" в "и" - это сужение, а наоборот - расширение.

огъары учкулан: Например у сванов карачаизм чабыр - 'джабыр' >'джабир' > 'джабр' муджура - 'муджвра' > 'муджра'

Albert: огъары учкулан пишет: Например у сванов карачаизм чабыр - 'джабыр' >'джабир' > 'джабр' муджура - 'муджвра' > 'муджра' в первом случае - да, сужение. А во втором - синкопа.

огъары учкулан: Albert пишет: в первом случае - да, сужение. А во втором - синкопа. так сужение или расширение?)) синкопа, это как вообще?))

Albert: огъары учкулан пишет: так сужение или расширение?)) А вот сам проверь положение своего языка, когда произносишь "ы" и "и"! Язык поднимается немного, когда произносишь "и", не так ли? Значит, сужение. Но еще один важный процесс происходит - это палатализация гласного, поскольку "ы" более велярный, а при произнесении "и" место образования сдвигается вперед, то есть происходит палатализация. огъары учкулан пишет: синкопа, это как вообще?)) Синкопу не нужно воспринимать только как музыкальный термин)))). Это лингвистический термин тоже. Обозначает выпадение звука, либо слога. Можно использовать другой, чуть более широкий термин - элизия, но синкопа - более правильный в данном случае термин, так как речь идет о выпадении гласного, расположенного между двумя согласными.

огъары учкулан: а че наш "обур" это из русского "оборотень"? О_о

Albert: огъары учкулан пишет: а че наш "обур" это из русского "оборотень"? О_о Нет, это не из русского. Завтра ближе к вечеру постараюсь ответить

кеме: огъары учкулан пишет: а че наш "обур" это из русского "оборотень"? О_о Из евроопейского "огр".

Albert: Совсем об этом забыл. "Обур / обыр" есть в разных тюркских языках в похожем значении, в некоторых в значении "жадный", "обжора". Так что, вряд ли это русизм.

фолькс: В возпе квартала каракотовых ауле хурзук есть курган- обурланы тёбеси где собирались обурла это были сектанты исповедуюшие теорию превоплоошение в собак и кошек- -тюркское БУР -поворачивай -обур-оборачиватся я так слышал-слышал что даже подбрасывали через дымоход кошек чтобы пиарится(наверняка бедные хотели переселить душу минуя смерть)

кеме: фолькс пишет: В возпе квартала каракотовых ауле хурзук есть курган- обурланы тёбеси где собирались обурла это были сектанты исповедуюшие теорию превоплоошение в собак и кошек- -тюркское БУР -поворачивай -обур-оборачиватся я так слышал-слышал что даже подбрасывали через дымоход кошек чтобы пиарится(наверняка бедные хотели переселить душу минуя смерть) Киштиклени юсюнде н хапар эштиучен эдим. Тутуб биреуню киштигин бетин отха тыкъдым да , хаман ююбюзге кириб турмасын дем. Къарасам а, хоншу къатынны бети кююб тура эди экинчи кюн, - деб. Ол хапар аладан келе болур. Кимле эдиде сектантла? Бизни адамла?

фолькс: Да КЕМЕ аллах джарлы этгенле- евразия муслиман бла христян болгъунчу кёб тюрлю фокусла бболгъандыла иван грозный обурланы джыйыб кюйдюреме деб ала ала да джылау -сарнау этиб бизни къой тамбла ёллюксе дей тургъанлай кюлюб хыликге этиб ашаб аракъычыкъ да урлаб солургъа таянгаллай и крякнул керти эсе- къарт анам айтхандан башсыз къатынла болгъандыла (эрсиз) Эрсиз къатын -джюгенсиз ат деб сёз да барды да- Авдусинни окъусанг -уралдан венгриягъа дери бирча язычникле болгандыла (сейминско турбинская срубная культура 15 в -д-н-э) срубной юйден джукъ къалмайды кююб-чириб ол табды бу сагъатда ол ётюрюкдю деб къояргъа

яя: Самат - ты скорее прав. Мин-минги, сюр-сюргю,.... Этот суффикс соответствует анг. суффиксу - able. Но упрямство берёт вверх. К сожалению.

фолькс: я помню эту горячую полемику -нер-р-ви этто ни ест кор-р-ощчо ! архичное минги-мингич -седло в переносном на спины гор =джайдакъ таула((летом) как и лошадь без седла (лето-ДЖай -джайдакъ) а эльбрус круглый год под-до льдом как бы под седлом -но ни как ни ледник и не вчная гора (ёзенни къолу -къулагъы дегенча ёзенни къолу не есть настоящая рука) тут все мы правы или не правы я тоже думал минъич кёпюр который сооружали чтоб вывезти грунт на крышу сакли но увы !

огъары учкулан: фолькс пишет: я помню эту горячую полемику -нер-р-ви этто ни ест кор-р-ощчо ! архичное минги-мингич -седло в переносном на спины гор =джайдакъ таула((летом) как и лошадь без седла (лето-ДЖай -джайдакъ) а эльбрус круглый год под-до льдом как бы под седлом -но ни как ни ледник и не вчная гора (ёзенни къолу -къулагъы дегенча ёзенни къолу не есть настоящая рука) тут все мы правы или не правы я тоже думал минъич кёпюр который сооружали чтоб вывезти грунт на крышу сакли но увы ! да нет. Лингвистика это может и не математика. Но все кто высказал глупую мысль что Эльбрус это седло гора - в сад (прошу прощения за резкость). В данном случае хватит писать ерунду про селседло и прислушаться к словам ученых и здравого смысла

Багъатыр: фолькс пишет: архичное минги-мингич -седло Седлогъа олтургъан эте шойдула? Минерге ёзенъи болушады. Болмаз къалса ёзенъиге айтыргъа керек тюйюлмю эди "мингич" деб?

фолькс: Агустейшие- по моему я не говорил седло гора- а седло нагоре до метрической системы был аршин но от куда нам знать что было до седла? и сеодня Багъатыр ни кто ни говорит атха олтургъан -а атха миннген я больше чем уверен что ат джер- это( атха олтургъан джери- а за ним къанджыгъа с къанджыгъа баула для поклажи) -сокр- ат джер -когда допотопный минги уступил более комфортному ат джер у-? который ставится на хребет лошади где ноги по обе стороны -а атны сырты- тауну сырты- хребет горы-хребтовая рама мотоцикла -велосипеда гуда говорят садится верхом-седло плхо?-назовём седушка велосипеда или мотоцикла-( продвинуто-) у эльбруса этот атрибут вечо на нём я так понимаю- ане гора вечная А уённые такую ересь гоняют не стану раздражать-учённым родися надо как Перльман- а не становится за мзду- извиняюсь от всей души -простите!

Ходжа: шатырасыз

Багъатыр: фолькс пишет: Агустейшие- по моему я не говорил седло гора- а седло нагоре до метрической системы был аршин но от куда нам знать что было до седла? и сеодня Багъатыр ни кто ни говорит атха олтургъан -а атха миннген я больше чем уверен что ат джер- это( атха олтургъан джери- а за ним къанджыгъа с къанджыгъа баула для поклажи) -сокр- ат джер -когда допотопный минги уступил более комфортному ат джер у-? который ставится на хребет лошади где ноги по обе стороны -а атны сырты- тауну сырты- хребет горы-хребтовая рама мотоцикла -велосипеда гуда говорят садится верхом-седло плхо?-назовём седушка велосипеда или мотоцикла-( продвинуто-) у эльбруса этот атрибут вечо на нём я так понимаю- ане гора вечная А уённые такую ересь гоняют не стану раздражать-учённым родися надо как Перльман- а не становится за мзду- извиняюсь от всей души -простите! Хоу джаным хоу. Къалай десенъ да разыма!

Albert:

кеме: Къанаджир- это скорей всего жеребец имеющий свой косяк. От Къан Аджир. Где "къан" - от "къандыргъан" , "къандырыу".

Albert: кеме пишет: Къанаджир- это скорей всего жеребец имеющий свой косяк. От Къан Аджир. Где "къан" - от "къандыргъан" , "къандырыу". Ол деген неди? Впервые слышу слово "къанаджир"

Багъатыр: Менда эштмегенме. Генезир деб эштгенме, башха сёз болур.

кеме: Перепутал с \"къаназир/" . "Къаназир"- напыщенный человек. Может быть даже в таком варианте имел первоначальный смысл - косячный жеребец.

Темукуева Амина: Тенгри тау- тейри тау- минги тау.

огъары учкулан: "къашха" это фарсизм? или в таджикском от тюрков?



полная версия страницы