Форум » Лексика, этимология и общее языкознание » Этимологии слов карачаево-балкарского языка (продолжение) » Ответить

Этимологии слов карачаево-балкарского языка (продолжение)

Albert: Перенес сюда спор об этимологии слова "хычын".

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All

кеме: Тенгиз - море . Думаю от "тенг ыз" - линия раздела. Суша- вода. Должно быть и Чингиз- "чинг ыз"- крайняя черта. Для обозначения Мировой Океан. Айрымкан же - это , разумеется остров. Но понимать надо не как часть суши окруженная водой, а воду разделенную сушей. "Айрым кам (н)" то есть ни что иное как река с островом. В нартском эпосе кстати сказать именно так и описывается айрымкан. Нарт Ёрюзмек обвязывает себя за пояс веревкой , другие нарты удерживают его (прям как Татархан) , перебирается на "айрымкан" и забирает там родившегося от камня Сосурукъ- один из вариантов непорочного зачатия Сатанай. Обвязывается веревкой потому что между островом и берегом - сильное течение РЕКИ.

кеме: Колосс - должно быть тюркизм. От слова къала. Колоссаль - къаласал. Колосс- къалеж. Где калеж - это городище. Сложное слово "къала +эш" , на практике последнее "ш" озванивается.

кеме: Колосс - должно быть тюркизм. От слова къала. Колоссаль - къаласал. Колосс- къалеж. Где калеж - это городище. Сложное слово "къала +эш" , на практике последнее "ш" озванивается.


кеме: Пригласите Дыбо сюда в тему. Поговорим. Устороим творческий вечер с знаменитым лингвистом. Пил (пиль) - это тюркизм. Слон , то бишь. Разумеется, все знают что это слово принесли нам из Арабии и от арабов. Некоторые даже не подумав могут сказать что это арабизм. И будут также в чем то правы. Но в чем то. Слонов у арабов нет. Тогда кто принес им это слово. Тюрки. Пил - это сложное слово , образовано от БУ + ИЛ. Где бу - это нечто выступающее, имеет глубокие смысловые корни с местоимением "бу" - тот. Слово "Бурун" - нос , тоже сложное слово, состоящее из "бу" - торчащий (нечто выступающее) + "орун"- место. Бутакъ - ветка , от "бу" + "такъ" , то есть "привязанный торчок". Бу + орун= бурун, то есть нос. Под "бурун" мы должны иметь в виду не сам нос , а область носа. Вторая часть слова ПИЛ , то есть "ил" у нас в языке нет. Нет слова "ил", но есть множество слов - производных от него. Странно. Просто первоначальное "ил" - потеряло актуальность. Есть илиндир, илгик, илин и так далее. Где "ил" - по закону КБ языка - "цепляй". Слон получается тюркизм "буил" и означает "нос- цеплялка". ================ Примерно такой подход должен быть у лингвистов к изучаемым вопросам.

Тахир: Кеме, ты - прекрасный публицист, но этимологии пока явно не твоё. Этимология слов - это наука со своими ясными методологиями и рамками, даже при разных версиях объяснения слов, а не поле для бурной фантазии.

ТАУЛУЗ: Кеме на сколько язнаю къала-пеле арабизм (И когда всевышний после сотворения душ спросил чьии вы- праведные ответили- къалью баля-мы твоий- осталльные ответили-не знаем) наверное означет древнее не может быть н-пр-къала пеледен къалганды ол и-т-д - и если яне прав АЛЛАХ кесинъ бир кеч

кеме: Тахир пишет: Кеме, ты - прекрасный публицист, но этимологии пока явно не твоё. Этимология слов - это наука со своими ясными методологиями и рамками, даже при разных версиях объяснения слов, а не поле для бурной фантазии. Если кто то лучше чем я объяснит происхождение слова "пил" чем я ................... поправлю его. ))))) А пока , "пил" пусть остается тюркизмом. До сегодняшнего дня была арабизмом, ничего страшного , если в дальнейшем если будет тюркизмом. Пока кто- нибудь более убедительно не объяснит происхождение этого слова с другого языка.

ТАУЛУЗ: Кеме ястобой не сорю но как говорится все познается всравнении (алам тара раббука би асхабиль ФИИЛЬ) тыпомнищ что мы сделали с хозяевами СЛОНА? в нашем языке нет ни Ф ни В (конечно в чисто наших) по тому мы говрим ПИЛЬ - ВиФ тема отдельного разговора 2 отец мой (покойный) наказывал ёчеше турма ол харамды деб - яне оспариваю но для меня ТЕНЪИЗ -объёмная опухоль воды по нащему ДИНЪИЗ от сюда и тонъуз -(чего греха таить когдато пользовались) н-пр- кёбюб дингиз болгъанды -и каждое мнение имеет место быть так велел Ельцин

кеме: ТАУЛУЗ пишет: Кеме ястобой не сорю но как говорится все познается всравнении (алам тара раббука би асхабиль ФИИЛЬ) тыпомнищ что мы сделали с хозяевами СЛОНА? в нашем языке нет ни Ф ни В (конечно в чисто наших) по тому мы говрим ПИЛЬ - ВиФ тема отдельного разговора 2 отец мой (покойный) наказывал ёчеше турма ол харамды деб - яне оспариваю но для меня ТЕНЪИЗ -объёмная опухоль воды по нащему ДИНЪИЗ от сюда и тонъуз -(чего греха таить когдато пользовались) н-пр- кёбюб дингиз болгъанды -и каждое мнение имеет место быть так велел Ельцин Замечательно! Я не знал как звучит на арабском "слон" . "Фииль" - еще больше близко к тюркскому "буил" - слон. В отношении тенгиз- дингиз- тонгуз , да логическая цепочка прослеживается. И если добавить и "дымбыс" - откормленная свинья, то уверенности прибавляется. Тут, на мой взгляд не поймешь, что первично. То ли опухло и стало "дингиз" - как море большое , то ли наоборот. Но в отношении "дингиз" нету никакого этимологического обьяснени, когда как "тенг ыз" кое что проясняет. А так в таких сомнительных делах ничего выбрасывать нельзя , - никакой из вариантов, и никому , даже арабам, дарить наше "буил" тоже нельзя.

ТАУЛУЗ: Лейля на верно ятебя не оставлю в поке пока не выругаеш(ыхдырмасанъ) интрига такая почему вашей строне такне жалуют ДЖАССЫ ведь это основополагающий крень таких слов как -джаз- расплюшить-( кузнечный термин-темирни джаз)-писать -весна -жалкий (джазыкъ) и джай -лето -жайгъыч -каталка-расплющиватель - вот н-пр -каталка -джазгъыч -полная версия джассыгъыч -дляудобства разговорное -джазгъыч в обшем бузат мени хайран этгенди что скажет по этому поводу наша ДЕВОЧКА -за предидущее сообшение САУ БОЛ -НАСЫБЛЫ БОЛ!

ТАУЛУЗ: Земпя круглая -поверхность моря выпуклая уплывущего на встречу корабля первой показывется мачта (учебник географии 5 класс) мы не до оцениваем своих предков хотя куда нам до них- водоём который можно обойти или объехать или где видно другой берег это КЁЛЬ (озеро) мне так кажется-

Тахир: кеме пишет: Если кто то лучше чем я объяснит происхождение слова "пил" чем я ................... поправлю его. ))))) Ты вообще ни как не объяснил, просто нафантазировал. Кеме, лучше сделай то, что ты классно делаешь - напиши текст в своём ироничном и содержательном стиле о том, почему Клёсов - реально талантливый и грамотный специалист по ДНК-генеалогии, тюркскую гаплогруппу R1a желает представить изначально славянской, в то время, как на такую роль более логично подходит гаплогруппа I.

Тахир: ТАУЛУЗ пишет: Земпя круглая - поверхность моря выпуклая уплывущего на встречу корабля первой показывется мачта

огъары учкулан: какой аллюр был у лошадей породы "къаспар"? у кого нибудь есть мысли по этому поводу? этимология термина "каспар" имеется?

кеме: огъары учкулан пишет: какой аллюр был у лошадей породы "къаспар"? у кого нибудь есть мысли по этому поводу? этимология термина "каспар" имеется? Кстати, не ты интересовался как делается мыло? Есть такая семья в Учкекене - делали еще в недавние времена. Наверное и помнят.

ТАУЛУЗ: Может не ясно -это я про тенг- ыз -дингиз -и тонгуз в смысле поерхность моря выпуклое на глаз как опухль

огъары учкулан: кеме пишет: Кстати, не ты интересовался как делается мыло? Есть такая семья в Учкекене - делали еще в недавние времена. Наверное и помнят. я интересовался) а что за семья?

Albert: Таулуз, Кеме, ну зачем вам чужие слова с нашего языка пытаться этимологизировать? У нас и своих слов хватает! Народные этимологии, конечно, забавны, но совершенно не научны!))

Тахир: Albert пишет: Таулуз, Кеме, ну зачем вам чужие слова с нашего языка пытаться этимологизировать? У нас и своих слов хватает! Народные этимологии, конечно, забавны, но совершенно не научны!))

Albert: кеме пишет: Пригласите Дыбо сюда в тему. Поговорим. Устороим творческий вечер с знаменитым лингвистом. Пил (пиль) - это тюркизм. Слон , то бишь. Разумеется, все знают что это слово принесли нам из Арабии и от арабов. Некоторые даже не подумав могут сказать что это арабизм. И будут также в чем то правы. Но в чем то. Слонов у арабов нет. Тогда кто принес им это слово. Тюрки. Пил - это сложное слово , образовано от БУ + ИЛ. Где бу - это нечто выступающее, имеет глубокие смысловые корни с местоимением "бу" - тот. Слово "Бурун" - нос , тоже сложное слово, состоящее из "бу" - торчащий (нечто выступающее) + "орун"- место. Бутакъ - ветка , от "бу" + "такъ" , то есть "привязанный торчок". Бу + орун= бурун, то есть нос. Под "бурун" мы должны иметь в виду не сам нос , а область носа. Вторая часть слова ПИЛ , то есть "ил" у нас в языке нет. Нет слова "ил", но есть множество слов - производных от него. Странно. Просто первоначальное "ил" - потеряло актуальность. Есть илиндир, илгик, илин и так далее. Где "ил" - по закону КБ языка - "цепляй". Слон получается тюркизм "буил" и означает "нос- цеплялка". ================ Примерно такой подход должен быть у лингвистов к изучаемым вопросам. Знаю я одного такого "этимолога" с таким вот подходом. Его зовут Варис Батдыев))). Не знаком с ним? Разумеется, это очень далёко от языкознания, как науки. Меня Варис недолюбливает, поскольку я сразу ему говорю, что это полная ерунда.

ТАУЛУЗ: Убедительно прошу Вас пожалуйста сделайте мне научно этимологическое разяснение слова ОТЛАУ хочу ознакомится научными СниПами этимологии ближе

огъары учкулан: От - трава, лау - суффикс

Albert: огъары учкулан пишет: От - трава, лау - суффикс Точнее будет: от + ла + у.

Ходжа: От-трава и от-огонь просто синонимы?

кеме: огъары учкулан пишет: я интересовался) а что за семья? Стрелка. Улица ниже октябрьской. Женьщину зовут Маруа. Фитир алыучанды. Къарыусуз джашайды.

кеме: Albert пишет: Знаю я одного такого "этимолога" с таким вот подходом. Его зовут Варис Батдыев))). Не знаком с ним? Разумеется, это очень далёко от языкознания, как науки. Меня Варис недолюбливает, поскольку я сразу ему говорю, что это полная ерунда. Не знаю Вариса. (Странное имя). Но тут дело не в языкознании. Наука и все прочее - это все хорошо. Но плохо то что надо понимать под понятием "наука". К примеру сказать , если я правильно понял, вообще всю концепцию о языках собираются поменять. То есть по другому говоря - отменить весь труд нескольких поколений языковедов. Далее - более. Уже сколько лет мучаются языковеды, не зная куда отнести тюркский язык. "яйцо- курица- яйцо- курица" - и так бесконечно. Я с пониманием отношусь к научному подходу в языкознании. Дело - хорошее, никаких проблем. Но подходить к всякому делу со своими рамками - не годится. Просто к примеру сказать.... Слово "пил" в арабском языке. Никаких проблем - это арабское слово и его нам аланам принесли религиозные деятели именно от арабов. У арабов было это слово, а у нас не было. Сказать просто - "это арабизм" - самое простое. Но кто принес к арабам это слово, которое они принесли нам? В Аравии слонов нет. И если есть слово - то скорей всего это заимствование. Обычно так бывает. Если заимствование то скорей всего от индийцев или африканцев, у коих эти слоны водятся. Может быть и так. Если не так, то должно иметь совершенно прозрачную этимологию на арабский язык. Может быть и по другому. У тех же арабов у кураишитов каждый десятый имеет ГГ r1a1, родственный КБ, у тех же индийцев та же самая ГГ , разумеется отдаленные друг от друга. Типично тюркская гаплогруппа r1a1 есть и довольно представительная , но слов тюркских нет. Такого не может быть. На самом деле тюркизмов в арабском должно быть множество, как и в персидском и индийском и индейском- это совершенно нормальное явление. Тюркизмы должны быть и есть в европейских языках и во множестве. Разумеется можно прикрыть это дело типа это ностратизмы. Я знаю этот фокус. НО так не бывает. Люди есть , но слов нет. Я имею в виду ясная цепочка R1a1 есть везде , то есть люди родившиеся образно выражаясь от одного отца и говорившие на одном языке, но как бы общих слов нет. Это не правильный подход.

Is-tina: кеме пишет: Люди есть , но слов нет. Я имею в виду ясная цепочка R1a1 есть везде , то есть люди родившиеся образно выражаясь от одного отца и говорившие на одном языке, но как бы общих слов нет. Это не правильный подход. Это же прямо попадание в «десятку»! Генетики могут отдыхать. Или вкорне пересматривать свои «исторические концепции». Да и как красиво сформулировано!

огъары учкулан: кеме пишет: У тех же арабов у кураишитов каждый десятый имеет ГГ r1a1, родственный КБ у арабов или у представителей племени курейш? курейш это одно из племен арабов, а сами арабы понятие весьма размытое даже если понимать под этим арабов 7 в., не говоря уже о нынешних арабов - носителей арабского языка (а скорее арабских языков), исторически и генетически разного происхождения. в любом случае 10% Р1а вошли в состав племени курейш и полностью ассимилировались. если признавать их тюрками (прототюрками) никаких следов тюркского (прототюркского) языка в арабском не имеется. кеме пишет: Но кто принес к арабам это слово, которое они принесли нам? В Аравии слонов нет. И если есть слово - то скорей всего это заимствование. Обычно так бывает. Если заимствование то скорей всего от индийцев или африканцев, у коих эти слоны водятся. Может быть и так. Если не так, то должно иметь совершенно прозрачную этимологию на арабский язык. так слоны в недавнем историческом прошлом обитали если ж не в самой Аравии то в непосредственной близостью с ней. Не говоря уже об афразийскую языковую семью

огъары учкулан: кеме пишет: Стрелка. Улица ниже октябрьской. Женьщину зовут Маруа. Фитир алыучанды. Къарыусуз джашайды. джылы ненчады? бусагъатда сапынны этгенден эсе, сатыб алыргъа учузракъ боллукъ болурду)

кеме: огъары учкулан пишет: джылы ненчады? бусагъатда сапынны этгенден эсе, сатыб алыргъа учузракъ боллукъ болурду) Бусагъатда эте да болмазла, алгъаракъ эте эдиле. Къарыусуз юйдегили, адамла садакъа бериучю, сапынны да аны бла эте болур эдиле, просто тюкенден алыргъа билмей. Башхала айтханга кере , сапынны . Смешать животный жир с пеплом и все готово! Примерно черного цвета - беспонтовый, слабый. Но то что было.



полная версия страницы