Форум » Лексика, этимология и общее языкознание » Этимологии слов карачаево-балкарского языка (продолжение) » Ответить

Этимологии слов карачаево-балкарского языка (продолжение)

Albert: Перенес сюда спор об этимологии слова "хычын".

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All

Albert: ТАУЛУЗ пишет: Мен билгенден КЪАШПАКЪ деб тёгреги ачыкъ джатмагъа айтадыла н-п-р орусча беседка улулугъу да неге джарагъанына кёре адам къысылргъа бир тюрлю млгъа бир тюрлю кюн амнда башда еёбюсне агъач къабакъ эшиклени юсюнде джибиб чиримезча -пакъ деген бизни сёзздю с - ючюн джалпакъ -джал -плата пакъ -покрытие -участок в аренду -горный алтай -школьный словарик-анда дабарды бизни эски тилге мен билген ол таб келишеди) къырпакъ - пороша-джерни къуру агъартыб джабхан къарчыкъ тамада эшитмегенча этсин карпат таула къар-- снег- пат =пакъ-покрытые снегом горры -или альпы латинские аль -белый -пин -гора =покрытые снегом горы = илипин -альпин полная версия алльпин суу (б) арыкъ когда монголы были унас ?Просто свзрастом мужчины сталкиваются с одинчеством ияншёл вас стакан-- ныгъыш- межгит-- не для-меня-отец был глубоковерующим всему научил скучно там -все началось стого что имам ставрополя по тлеку сказал что къарачй -это -къара -чтение -арабизм -джай -еслибы онс сказал Булат Окуджава карачаевец ябы ещё понял -это уже медвежя услуга от имени науки для своего народа я так думаю - Ну какие Карпаты, какие Альпы, какой Къара джай? Я только что в "Фейсбуке" с неким Ахмадом Салпагаровым поссорился из-за того, что свои фантастические этимологии выкладывает. А тут еще более тяжко...

огъары учкулан: Albert пишет: Ну какие Карпаты, какие Альпы, какой Къара джай? Я только что в "Фейсбуке" с неким Ахмадом Салпагаровым поссорился из-за того, что свои фантастические этимологии выкладывает. А тут еще более тяжко... у которого свой сайт?)

Albert: огъары учкулан пишет: у которого свой сайт?) Ага, он самый! Который в своей книге фамилию Ёзденлери написал как Узденлары.


Albert: Что-то я в последнее время стал совсем нетерпим к этимологическим фантазиям.

кеме: ТАУЛУЗ пишет: Мен билгенден КЪАШПАКЪ деб тёгреги ачыкъ джатмагъа айтадыла н-п-р орусча беседка улулугъу да неге джарагъанына кёре адам къысылргъа бир тюрлю млгъа бир тюрлю кюн амнда башда еёбюсне агъач къабакъ эшиклени юсюнде джибиб чиримезча -пакъ деген бизни сёзздю с - ючюн джалпакъ -джал -плата пакъ -покрытие -участок в аренду -горный алтай -школьный словарик-анда дабарды бизни эски тилге мен билген ол таб келишеди) къырпакъ - пороша-джерни къуру агъартыб джабхан къарчыкъ тамада эшитмегенча этсин карпат таула къар-- снег- пат =пакъ-покрытые снегом горры -или альпы латинские аль -белый -пин -гора =покрытые снегом горы = илипин -альпин полная версия алльпин суу (б) арыкъ когда монголы были унас ?Просто свзрастом мужчины сталкиваются с одинчеством ияншёл вас стакан-- ныгъыш- межгит-- не для-меня-отец был глубоковерующим всему научил скучно там -все началось стого что имам ставрополя по тлеку сказал что къарачй -это -къара -чтение -арабизм -джай -еслибы онс сказал Булат Окуджава карачаевец ябы ещё понял -это уже медвежя услуга от имени науки для своего народа я так думаю - Къараджай - это скорей всего "просветитель" на нашем языке. "Распространяющий письменность".

Ардашир: Albert пишет: Как можно толковать это имя как "идти вперед", если оно означает "табунщик"?)) Спасибо, с этим и так все было понятно. * Тогда прямой вопрос. Имя Йылкычи может быть приравненным – ilkiчi ? http://balikchi.narod.ru/Istjak/ilki.htm

Myrzalar: Уважаемые карачаевцы, подскажите фамилия Ходжаев имеет к вам какое отношение? У нас один начальник базы был Ходжаев,все думал какой нации. Родом с Кисловодска,сам высокий,светлый.

огъары учкулан: Myrzalar пишет: Уважаемые карачаевцы, подскажите фамилия Ходжаев имеет к вам какое отношение? У нас один начальник базы был Ходжаев,все думал какой нации. Родом с Кисловодска,сам высокий,светлый. Хаджиев?

Albert: Myrzalar пишет: Уважаемые карачаевцы, подскажите фамилия Ходжаев имеет к вам какое отношение? У нас один начальник базы был Ходжаев,все думал какой нации. Родом с Кисловодска,сам высокий,светлый. Вроде, с Кисловодска должен быть наш, но у нас нет фамилии Ходжаев. Может, Хаджиев?

Myrzalar: Albert пишет: Может, Хаджиев? Нет Ходжаев Петр Сергеевич. Наверное все таки другой нации.

Albert: Myrzalar пишет: Нет Ходжаев Петр Сергеевич. Наверное все таки другой нации. Петра Сергеевича у нас точно не может быть. Видать, это русский, у которого где-то среди предков затесались нерусские.

Adam: Петр Сергеевич запросто может оказаться адыгом, либо, еще более вероятно, осетином. Но ни у тех ни других такой фамилии не слышал, вроде.

Умар: Армянин.

Albert: Хотя со мной работали карачаевки, одна из которых была Сергеевна, другая - Васильевна... Отцы у обеих были карачаевцы Сергей и Василий.)))) Но это настолько исключительные случаи, что найти еще по одному Сергею и Василию - задача не из легких.)))

Albert: Умар пишет: Армянин. Да, скорее всего. Ходжаяны есть среди армян, а многие кавминводские армяне вместо "-ян" используют в паспорте русское окончание "-ов" и "-ев". Может, кстати, оказаться и греком. Живущие в станицах Ессентукской и Суворовской понтийские греки разговаривают на турецком языке и среди них вполне может оказаться какой-нибудь Ходжаев.

Turk: Albert пишет: Может, кстати, оказаться и греком. Живущие в станицах Ессентукской и Суворовской понтийские греки разговаривают на турецком языке и среди них вполне может оказаться какой-нибудь Ходжаев. Скорее всего ты прав, из тех кого я встречал у них фамилии мусульманские или турецкие, а имена или русские или греческие типо Спартак, Янис и т.д. Часть их понтийские греки, но основная кажется Цалкинские. Цалка регион Южной Грузии, совсем недалеко от Месхетии и они говорят на чисто нашем диалекте, если не крестик на шее сначала думал земляки)).

Albert: Turk пишет: Скорее всего ты прав, из тех кого я встречал у них фамилии мусульманские или турецкие, а имена или русские или греческие типо Спартак, Янис и т.д. Часть их понтийские греки, но основная кажется Цалкинские. Цалка регион Южной Грузии, совсем недалеко от Месхетии и они говорят на чисто нашем диалекте, если не крестик на шее сначала думал земляки)). Мне кажется, что Умар прав. Есть армяне Ходжаяны, так почему бы не быть армянам Ходжаевым? Когда я впервые услышал ессентукских греков, говоривших на турецком, но носивших на шее кресты, как один, я немного попутал))). Сначала мне казалось, что греки и армяне очень похожи между собой, а теперь я их легко различаю. Особенно женский пол отличается - гречанки гораздо симпатичнее армянок.

Turk: Albert пишет: Мне кажется, что Умар прав. Есть армяне Ходжаяны, так почему бы не быть армянам Ходжаевым? Пост Умара не заметил, вполне возможно и армянин). Знал бы он, как гадают кто он по нации . Albert пишет: но носивших на шее кресты, как один, я немного попутал))). гречанки гораздо симпатичнее армянок.[ В Ессентуках их очень много, целые села. Для меня в те времена трудно было различать кто есть кто)). И у меня тоже знакомый казахстанских турок попутал, никогда раньше их не видел и не знал))). Кстати есть также турецкоговорящие абхазские армяни, тоже говорят на нашем диалекте, на базаре в Пятигорске встречал.

Ардашир: Ардашир пишет: Имя Йылкычи может быть приравненным – ilkiчi ? Спасибо! Молчание тоже авторитетный ответ. Стало быть, на древних наречиях Восточного Туркеста́на и Джагатайском языке Йылкычи- бий - "идти в перед, сделать нападение, предпринять поход" – что имеет смысл "командующий авангардом" или что либо в этом роде. * Дуваней, Дуван(Дуван - имя авторитетного вотчинника) состоящее из одного рода "елкысы / елкычы ". "предки дуванцев достигли в ходе завоевательных походов Черного моря. Среди дуванцев, несмотря на то, что в долине Белой их осталось незначительное число, до сих пор сохранились предания о пребывании предков «на берегу моря» и их боевых подвигах". Асфандияров А.3 стр 377 - У вас уже есть - Z2123>Y934 и вы продолжаете тестировать народ, думаю объявиться и Y5977 PS. Дубли постов удалить нельзя?

Albert: Ардашир пишет: цитата:Имя Йылкычи может быть приравненным – ilkiчi ? Спасибо! Молчание тоже авторитетный ответ. Писаться так может, звучать - нет. Ардашир пишет: Стало быть, на древних наречиях Восточного Туркеста́на и Джагатайском языке Йылкычи- бий - "идти в перед, сделать нападение, предпринять поход" – что имеет смысл "командующий авангардом" или что либо в этом роде. Кто вам такое сказал? "Йылкъы" - это "табун", иногда "лошадь" в тюркских языках. А корня "нападать", "идти вперед" там нет. Ардашир пишет: У вас уже есть - Z2123>Y934 и вы продолжаете тестировать народ, думаю объявиться и Y5977 Посмотрим.

огъары учкулан: Никто не знает какие термины используются у нас для обозначения травы для чабыров? Фадауан, челеу, чабыр салам?

Умар: Да вроде бы болджар салам .

огъары учкулан: Умар пишет: Да вроде бы болджар салам . да, и этот термин тоже встречался.

Умар: огъары учкулан пишет: Фадауан, челеу Фадауан вроде в Малкарском обществе ,считается займ с дигорского. А вот челеу это же хорошо нам известный гелеу . "Гелеу кёрсенг - джер сорма ..." . Это же какой-то вид травы ковыль .Казахи называют селеу. А у нас ,оказывается, есть чередование г-ч(дж) в начале слова. Гюмел-джюмел, гелеу- челеу.

огъары учкулан: Умар а про "болджар" ничего не можешь сказать?

Умар: Про болджар точно не могу сказать ,но думаю от слова болджал - срок. Носки для временного употребления

Albert: огъары учкулан пишет: Никто не знает какие термины используются у нас для обозначения травы для чабыров? Фадауан, челеу, чабыр салам? Фадауана у нас точно не было! Это осетинизм у балкарцев.

Adam: "Шхайты" деген сёз тегейлиледен чыкъгъанмыды экен?

огъары учкулан: Adam пишет: "Шхайты" деген сёз тегейлиледен чыкъгъанмыды экен? эбзе сёзге ушагъаны барды, дейме

ТАУЛУЗ: Аллах эсимден алыбыб къойгъанды КЪАЛПАКЪ деген адам кийинсе чигн артха башы къалады да къалгъан деб анга айтадыла (орусчча да калган ) КЪАЛ(гъан)+ ПАКЪЪ =КЪАЛПАКЪ тлко ч-з- А -ч-з О -поменяется смысл - на -рукавицы или перчатки 2 Болджар салам орусча билмейме саз топракълы арыкъ джерледе битеди с -ючюн учхул тарда темир тюз бла краногорканы араснда ол джол юзюлючю джерде агъарыб кюлте-кюлте джерге джатмайды мал да ашамайды (Очень не гигроскопичен иочень лёгкй практический не разлагаем ) салам тёшек джастыкъ да этедиле андан



полная версия страницы