Форум » Лексика, этимология и общее языкознание » тукъум,тийре и т.д. (продолжение) » Ответить

тукъум,тийре и т.д. (продолжение)

умар: в нашем языке есть такие слова-тукъум,тийре\фамилия\ слово тукъум есть и у других народов кавказа, и у киргизов, и у сибирских народов.слово тийре встречается у нас ,у туркмен,у курдов и у каракалпаков.что интересно слово алан к первым трем народам имеет прямое отношение.у кого какие мнения на сей счет?

Ответов - 147, стр: 1 2 3 4 5 All

Ходжа: а я от Байчорва!

Albert: Ходжа пишет: а я от Байчорва! Интересно, откуда он это взял.

Умар: Илипин http://s020.radikal.ru/i716/1307/c6/4b15135786b9.png http://s017.radikal.ru/i441/1307/b6/983353a8ef87.jpg http://s017.radikal.ru/i434/1307/73/b12082069dbe.jpg http://s020.radikal.ru/i704/1307/d2/7e0c8ebeb4f3.jpg По моему ближайший "родственник" нашего илипин в тюркских языках ,возможно и ылыхтын исходит из корня этого же слова .Правда мне не совсем понятно ,почему такое сильное фонетическое различие. И ещё балкарцы как это слово произносят ? Илфитин или илифтин есть в диалектах ?


Adam: Аланла, у кого-нибудь есть список Петрусевича с указанием родов и семей, проживавших в Учкулане?

Умар: Эжиу 14. Уйг. будд, üjек 'буква, иероглиф, слог', üzik, üsik, MK üjük 'буква, алфавит', куман. ušuq 'написание', ср.-кыпч. (Хоутсма) üšük'перо'. Очевидно, < согд. užak 'буква' ['wj'k] Gharib № 1893 (? < др.-кит. dzyiy, см. EDT 24, VEWT 525). Уйг. (?) > монг.: письм.-монг. üsüg, üjüg, халха üseg, üzeg 'буква, литера', 'перо для писания'. Новые языки: галт. üzük bieik 'монгольское письмо', тув. üjük 'буква' - очевидно из монг., возможно, отттуда же тур. диал. анат. üzük 'буква' EDT 24. Тат., башк. üjek 'слог', скорее всего, восходят к тюрки, т.е. языки унаследовали слово через литературную традицию Эджиклерге -читать по слогам АКРОМОНОГРА´ММА (от греч. ἄκρος — верхний, крайний, μόνος — один и γράμμα — запись) — лексико-композиционный прием, заключающийся в повторении конца стиха в начале следующего стиха. Это явление повторов встречается в поэзии всех времен и народов. В русской поэзии различаются три вида А.: 1) слоговая А., когда последние слоги стиха или группа звуков повторяются на стыке двух смежных строк:

Умар: огъары учкулан пишет: "схылты" (или около того) Малкъарда Схылты неда Ысхылты аты болгъан эль болгъанмыды?

Гергокова Лейля: Умар пишет: Малкъарда Схылты неда Ысхылты аты болгъан эль болгъанмыды? ,

вася: Это из газеты или книги? Как называется, и есть ли ссылка на статью.

огъары учкулан: Умар пишет: Малкъарда Схылты неда Ысхылты аты болгъан эль болгъанмыды? это наименование аристократии в Чегемском ущелье. "секельт"/схылты"/и т.д.

Гергокова Лейля: вася пишет: Это из газеты или книги? Как называется, и есть ли ссылка на статью. Это из газеты Заман №84 от 6 мая 2009 года. http://www.smikbr.ru/2009/zaman/05/06.pdf Автору статьи Исхакъу Газаеву (жаннетли болсун) можно доверять. Он был талантливым исследователем и краеведом.

огъары учкулан: Аллах джандетли эстин!

Умар: огъары учкулан пишет: это наименование аристократии в Чегемском ущелье. "секельт"/схылты"/и т.д. Социальная категория таубиев (ак сюеков) чанка былa распространена в Чегемском обществе Балкарии и служила обозначением фамилий в лице Эбуевых, Мурачаевых, Гудуевых, Соттаевых, Тудуевых, Эфендиевых и Джаубермезовых. Они жили в селениях Чегемского общества: Думала, Джора, Джуунгу и Тузулгу Вот этих товарищей так называли ?

огъары учкулан: Умар пишет: Вот этих товарищей так называли ? по идее только таубиев

Умар: огъары учкулан пишет: Вот этих товарищей так называли ? по идее только таубиев Это предположение ? А чанка в малкарском обществе как называли ?

Умар: чанка, которые были распространены только в Чегемском обществе Балкарии Я правильно понял ,что в других обшествах или данного сословия не было, или называли по другому ?

огъары учкулан: Умар пишет: Я правильно понял ,что в других обшествах или данного сословия не было, или называли по другому ? ну собственно говоря не было. в Балкарии отдельные ветви князей не теряли княжеского достоинтсва, а переселившихся биев как бы и не было. по всей видимости появление чанка в Чегеме результат связи с Кумыкией. Есть много исторических моментов, что тамошнии биия, якобы, роднились тарковскими, предания, что в войне с чегемцами кабардинцем помогали тарковские, и т.д. Умар пишет: Это предположение ? "Относительно балкарцев можно сказать следующее. Во главе социальной лестницы стояли князья-таубии. В балкарских обществах князей называли по разному, в Балкарском обществе за ними закрепился термин басиаты, по имени легендарного предка Басиата. В Чегемском обществе князей называли схылты. <...> Существовала понятие "Малкъар басиаты, Чегем схылтысы" Азамат Башиев, Сословная структура балкарцев и кумыков: сравнительный анализ. см. тут

Умар: огъары учкулан пишет: "Малкъар басиаты, Чегем схылтысы" http://shot.qip.ru/00eXw9-4RFrXB9Ih/ http://shot.qip.ru/00eXw9-3RFrXB9Ii/ и вот это из казахского сияқты -аналогичный; подобный; похожий секілді -похожий; подобный; сықылды - похожий; подобный

огъары учкулан: Умар пишет: http://shot.qip.ru/00eXw9-4RFrXB9Ih/ http://shot.qip.ru/00eXw9-3RFrXB9Ii/ и вот это из казахского сияқты -аналогичный; подобный; похожий секілді -похожий; подобный; сықылды - похожий; подобный по моему не похоже) Мизиев видел в этом термине передачу скифского "сколоты"_

Умар: огъары учкулан пишет: по моему не похоже) Мизиев видел в этом термине передачу скифского "сколоты" Не знаю ,можно и ошибиться в этимологиях. Но баш сой или бас сиякъты как главный род басият ,по моему, вполне логично. Что же касается скифов : Арпоксай, Колоксай и Липоксай (родоначальники) имеют подозрительные окончания имён на -сай .

Умар: Мы же иногда любим "поиздеваться" над словами ,метатезы и всё такое . Апостол-абыстол-апсолты-апсаты . Может под ником Апсаты у нас некий апостол "окопался"?

Умар:

Albert: Умар пишет: Может под ником Апсаты у нас некий апостол "окопался"? Между прочим, вполне возможно!

огъары учкулан: Умар пишет: Может под ником Апсаты у нас некий апостол "окопался"? в конкретно этом случае? или в целом о слове? оно есть еще так же у чувашей и сибирских народов. не думаю, если честно

Умар: огъары учкулан пишет: оно есть еще так же у чувашей и сибирских народов Показываем .

Ходжа: Слово Апсаты есть? И что оно означаетна языке сибирских народов?

огъары учкулан: вроде слово есть. я в сборнике по финно-уграм видел. поищу. мне прсото культы всякие не интересны)) кажется в марийском что то было, апсат - кажется кузнец...

Ходжа: в конкретно этом случае? или в целом о слове? оно есть еще так же у чувашей и сибирских народов. не думаю, если честно Надо бы узнать точно, а то всё тюркское обязательно объявляют заимствованиями, если нет явных, неопровержимых доказательств. Афсати.

Is-tina: Афсати. У нас божество. Покровитель благородных диких зверей. И у сванов есть, и у абхазов. По-моему, во всех Нартских сказаниях. Только у всех немного разно произносится. (Типа -Апсат).

Умар: Прижился же вполне святой Федор в образе Тотура -языческого божества .

Is-tina: Тутыр у нас покровитель (и распорядитель) волков. А тот - благородных зверей! Тутыр управляет волчьим миром. Без него они - никуда. И люди, если на стадо нападали волки. взывали к нему. божеству. пиры в честь устраивали. И он - отгонял волков! Умар, Вас, наверное, шокирует все это языческое. А нам - так бальзам на душу!



полная версия страницы