Форум » Лексика, этимология и общее языкознание » тукъум,тийре и т.д. » Ответить

тукъум,тийре и т.д.

умар: в нашем языке есть такие слова-тукъум,тийре\фамилия\ слово тукъум есть и у других народов кавказа, и у киргизов, и у сибирских народов.слово тийре встречается у нас ,у туркмен,у курдов и у каракалпаков.что интересно слово алан к первым трем народам имеет прямое отношение.у кого какие мнения на сей счет?

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All

Тахир: Умар пишет: Мои этимологии могут быть и ошибочными, но ,по моему, лучше ошибаться ,чем слепо доверять какому -нибудь лингвисту ,даже очень авторитетному.Ошибаться могут все, проверка на "прочность" любой версии не мешает. Да, это и есть научно-исследовательский подход.

Turk: http://indo-european-migrations.scienceontheweb.net/Iranian_Turkic_Mongolic_correspondences.html Здесь подборка ирано-тюркско-монгольских параллелей в лексике. Есть и оссетинские не имеющие паралели в остальных иранских, но имеющие паралели в тюркских и монгольском.

Умар: огъары учкулан пишет: Есть это кажется, у Динника (там как раз и был эпизод, что никто не мог объяснить значение топонима, как то старик объяснил, "миллион" как "нескончаемое число", что то такое. Есть это у Гр. Петрова (1879 г.) Но, дело в том что, если не считать экспедиции 1829 г., то первый иностранец был Грове в 1864 г., первый русский в 1890 г., Пастухов. С учетом того что у Динника (?) проблему для перевода составило не только слово миллион но и дурку, то я посчитал что такой топонимический след, просто не мог быть) Если не ошибаюсь, этот самый Милиан дуркъу сегодня известно как "немецкий аэродром". http://northelbrus2006.narod.ru/images/6_800_600/IMG_0253.JPG


Albert: огъары учкулан пишет: Есть это кажется, у Динника (там как раз и был эпизод, что никто не мог объяснить значение топонима, как то старик объяснил, "миллион" как "нескончаемое число", что то такое. Есть это у Гр. Петрова (1879 г.) Но, дело в том что, если не считать экспедиции 1829 г., то первый иностранец был Грове в 1864 г., первый русский в 1890 г., Пастухов. С учетом того что у Динника (?) проблему для перевода составило не только слово миллион но и дурку, то я посчитал что такой топонимический след, просто не мог быть) Оказывается, есть общетюркское слово "мол / бол", означающее "множество", "изобильный, изобилующий", "широкий, просторный" и т.п. (ЭСТЯ, т. 2, с. 184 - 185). Возможно, оттуда наше "милиян".

Тахир: Albert пишет: Возможно, оттуда наше "милиян". У нас есть фамилия Милияновы.

Albert: Тахир пишет: У нас есть фамилия Милияновы. Звучит как-то по-армянски!

Тахир: Albert пишет: Звучит как-то по-армянски! Можно и Милиановы писать.

Albert: Тогда уж лучше Миллионовы!

Turk: Albert пишет: Тогда уж лучше Миллионовы! не будем мелочиться, сразу Триллионовы или Олигарховы П. С. какая история фамилии у Миллиановых?

Тахир: Turk пишет: П. С. какая история фамилии у Миллиановых? Хапарым джокъду пока. Но они баксанцы.

Тахир: Albert пишет: Тогда уж лучше Миллионовы! Turk пишет: не будем мелочиться, сразу Триллионовы или Олигарховы

Умар: Кумыкские "миллионеры" http://s018.radikal.ru/i524/1208/50/73932dbe519b.jpg http://s017.radikal.ru/i433/1208/3f/fe01a5048664.jpg http://s017.radikal.ru/i425/1208/cb/c1047a84e76a.jpg казахские http://s019.radikal.ru/i614/1208/83/2ea0c48d7f72.jpg А это у Динника http://i038.radikal.ru/1208/7a/7fb8c653e446.jpg По моему соответствует слову малкёз - малдан тоймагъан(толумагъан) дуркъу.

Умар: Ещё один казахский "миллионер" более точнее соответствующий слову малиан Окончание слова образовано джан-кёз (ян-кёз в йокающих).

Умар: Чучхур суу -водопад ,прыгающая вода http://s018.radikal.ru/i527/1209/e4/d68ff1612bfd.jpg ДТС стр.512

Albert: Умар пишет: Чучхур суу -водопад ,прыгающая вода http://s018.radikal.ru/i527/1209/e4/d68ff1612bfd.jpg ДТС стр.512 Бек таб табханса!

Умар: "Айтековские" аланы öteği, (öteye, ötey) Evvelki, geçen. Tarama Sözlüğü 1971

Эсен: Умар пишет: "Айтековские" аланы öteği, (öteye, ötey) Evvelki, geçen. Tarama Sözlüğü 1971 Так-то все сходится. "Крайние (последние) аланы". Только почему "татары" их по-турецки называли. Или Рейнеггс турков и имел в виду?

Умар: Эсен пишет: Так-то все сходится. "Крайние (последние) аланы". Только почему "татары" их по-турецки называли. Или Рейнеггс турков и имел в виду? Не знаю. Там по моему ещё смысл -"старый,древний",(Turk лучше поймёт так ли это).Огузское "Ё" ,имхо, пытался передать Рейнеггс. Надо перечитать Рейнеггса ,были ли в его время в Мингрелии турки.

Turk: Умар есть вполне реальное слово öteki - другой, дальний, прошедший, старый. синонимы этого слово в турецком лучше расскрывают его сущность. Умар пишет: öteye, ötey это варианты ётэки в разных диалектах турецкого. в диалектах эрзурума и пософа возможно сохранились более старые формы, узнаю напишу. еще есть слово "пата", "патахлама" - у нас это живое слово означает бить, наносить удары (диалекты северо-востока Турции), сравните термин "эорпата". Эсен пишет: Только почему "татары" их по-турецки называли. Или Рейнеггс турков и имел в виду? вообще от КК до равнины КЧР и КБР есть огъузизмы, которые свойственны турецкому языку. для Рейнегса наверное было: ох уж эти тюрки (турки, татары, кб (аланы)) все на одно лицо

Умар: Слово это ,вернее всего, и пытался написать Рейнеггс .Вероятность ошибки минимальна (оба из приведённых вариантов слова совпадают). А вот насчёт значения ,я думаю ,у нас данному слову соответствует ,например, ётген заман-прошедшее время. Пофричествую ещё чуток Ётюкен- мифическая древняя родина тюрков ,по моему, из того же корня. Рейнеггс вообще то не был ни у сванов,ни у нас .Собирал информацию у разных людей.И слово ötey он мог услышать только от огузоязычного информатора.

Тахир: Turk пишет: вообще от КК до равнины КЧР и КБР есть огъузизмы, которые свойственны турецкому языку. Так взять, топоним Къарачай тоже огузизм. И для меня уже несколько времени назад возник такой вопрос: как давно огузские и кипчакские языки тюркской семьи языков, и в связи с чем, дистанцировались от самого архаичного тюркского языка - карачаево-балкарского?

Turk: Умар пишет: И слово ötey он мог услышать только от огузоязычного информатора. какой-нибудь турок попался ему, он ему сказал вон там живут аланы их родина, а там ётеки аланлар Тахир я возможно и так, и еще я думаю в позднее время например сельджуки изначально отметились и в приазовских степях, во время османского времени я думаю больше присутствовали и в Приазовье и КК в чуть далее на Запад, чем принято было считать (в СССР), иначе как объяснить некоторые тюркские слова близкие именно турецком, чем тому же ногайскому или КБ - думаю это стоило бы рассматривать также.

Albert: Тахир пишет: Так взять, топоним Къарачай тоже огузизим. И для меня уже несколько времени назад возник такой вопрос: как давно огузские и кипчакские языки тюркской семьи языков, и в связи с чем, дистанцировались от самого архаичного тюркского языка - карачаево-балкарского? А ты уверен в том, что Къарачай содержит в себе элементы "къара" и "чай"? Я, если честно, не совсем в этом уверен. Да, это сейчас наиболее простая этимология. Но препятствием к ее принятию является абсолютное отсутствие в нашем языке такого слова как "чай" для обозначения реки. Да и лучше нам поскромнее себя вести и не кричать, что наш язык САМЫЙ архаичный тюркский! Пускай другие это говорят, если признают-таки, что он действительно самый архаичный. Могу согласиться в плане архаичности нашего языка пока в отношении вокализма, то есть, системы гласных фонем. У нас восьмичленная архаичная структура вокализма. Что же касается всего остального, то без досконального изучения этого вопроса нельзя утверждать, что наш язык САМЫЙ архаичный! Ты можешь с уверенностью сказать, что изучил этот вопрос досконально? Думаю, что нет! Вот и я тоже пока не изучил...

огъары учкулан: Albert пишет: А ты уверен в том, что Къарачай содержит в себе элементы "къара" и "чай"? Я, если честно, не совсем в этом уверен. Да, это сейчас наиболее простая этимология. Но препятствием к ее принятию является абсолютное отсутствие в нашем языке такого слова как "чай" для обозначения реки. Тамбиев был резко против, по тем же основаниям. Думаю, если у нас сохранился более архаичный "кам/кем" (Уллукам, Чегем и т.д.) в гидронимах, то с "чай" было бы тоже по более...

Тахир: Albert пишет: А ты уверен в том, что Къарачай содержит в себе элементы "къара" и "чай"? Я, если честно, не совсем в этом уверен. Да, это сейчас наиболее простая этимология. Но препятствием к ее принятию является абсолютное отсутствие в нашем языке такого слова как "чай" для обозначения реки. Согласен на счёт премпятствия, но всё же уверен, что Къара-чай переводится, как "Большая река", один из эпитетов Кубани, и это, конечно же, не огузизм, а наш архаизм. Ты можешь с уверенностью сказать, что изучил этот вопрос досконально? Думаю, что нет! Вот и я тоже пока не изучил... Да, нормально изучил: все тюркские языки являются, как-бы искажением карачаево-балкарского языка: одни в одну сторону, другие в другую. И лексически, и фонетически карачаево-балкарский - самый архаичный и чисто сохранившийся тюркский язык. И более древнее состояние любого тюркского языка приближается к нашему.

Эсен: "Огъай" - это монголизм?

Умар: В одной из тем было про Баделя , рвущегося в горы в поисках соплеменников Не нашёл ту тему ,продолжу здесь. "Греческие писатели называли их патцинаками (πατζινακϊται)" (Брокгауз и Эфрон) Баделя балкарцы называют Бадинат. "в венгерских источниках они называются Bessi, Bysseni, Picenati, всего чаще Besenyö" (Б. и Э.) Басият,Басиани (груз.) "Весьма вероятно, что все это — варианты одного и того же названия, вызываемые звуковыми особенностями разных языков" (Б. и Э.) "Названия племен изменялись в связи с именами стоявших во главе их князей" (Б. и Э.) «язык же ясескый ведомо есть, яко от печенежского рода родился, живущие подле Таны и... Плюс высказывание Бируни о языке алан.

Albert: Умар пишет: В одной из тем было про Баделя , рвущегося в горы в поисках соплеменников Не нашёл ту тему ,продолжу здесь. "Греческие писатели называли их патцинаками (πατζινακϊται)" (Брокгауз и Эфрон) Баделя балкарцы называют Бадинат. "в венгерских источниках они называются Bessi, Bysseni, Picenati, всего чаще Besenyö" (Б. и Э.) Басият,Басиани (груз.) "Весьма вероятно, что все это — варианты одного и того же названия, вызываемые звуковыми особенностями разных языков" (Б. и Э.) "Названия племен изменялись в связи с именами стоявших во главе их князей" (Б. и Э.) «язык же ясескый ведомо есть, яко от печенежского рода родился, живущие подле Таны и... Плюс высказывание Бируни о языке алан. Всё может быть! Кстати, касаемо высказывания Бируни о том, что язык алан (среднеазиатских алан) - смешанный из хорезмийского и печенежского, хочется привести такое высказывание Бартольда: После отуречения степи Хорезм больше других областей подвергался влиянию турецкого элемента. В первые века ислама в Хорезме говорили на иранском наречии, хотя и непонятном для прочих иранцев; на этом языке не только говорили, но и писали еще в XI в., однако в персидских словарях «хорезмийскими» словами часто называются явно турецкие; в X в. отмечалось также сходство между хорезмийцами и турками по наружности. В XIII в., в эпоху монгольского нашествия, о Хорезме уже говорили как о стране по языку совершенно турецкой. То есть, одно дело - собственно хорезмийский язык, который когда-то бытовал в Хорезме. И он был иранским. И совсем другое - то, что уже весьма рано даже персы хорезмийским языком называли тюркский.

Turk: Умар пишет: "Греческие писатели называли их патцинаками (πατζινακϊται)" (Брокгауз и Эфрон) Баделя балкарцы называют Бадинат. "в венгерских источниках они называются Bessi, Bysseni, Picenati, всего чаще Besenyö" (Б. и Э.) Басият,Басиани (груз.) "Весьма вероятно, что все это — варианты одного и того же названия, вызываемые звуковыми особенностями разных языков" (Б. и Э.) "Названия племен изменялись в связи с именами стоявших во главе их князей" (Б. и Э.) «язык же ясескый ведомо есть, яко от печенежского рода родился, живущие подле Таны и... Вот это интересный момент, получается все такие Печенеги, в летописе огузов и Махмуда Кашгари есть тамги, которые имели род Беченег. Можно было бы сравнить с тамгами родов потомок Басият и Баделят.

Умар: Turk пишет: Можно было бы сравнить с тамгами родов потомок Басият и Баделят. Вроде бы Караулов в 1907 публиковал балкарские тамги,список его нашёл, а изображений ,к сожалению, нет.



полная версия страницы