Форум » Лексика, этимология и общее языкознание » тукъум,тийре и т.д. » Ответить

тукъум,тийре и т.д.

умар: в нашем языке есть такие слова-тукъум,тийре\фамилия\ слово тукъум есть и у других народов кавказа, и у киргизов, и у сибирских народов.слово тийре встречается у нас ,у туркмен,у курдов и у каракалпаков.что интересно слово алан к первым трем народам имеет прямое отношение.у кого какие мнения на сей счет?

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All

огъары учкулан : умар пишет: Я думаю , Огъары Учкулан имел в виду "милиен дуркъу" или что-то подобное где-то в Приэльбрусье(что-то такое я читал,уже не помню где). Восхождения на Эльбрус начались после русского завоевания (в том числе и иностранцами). Словечко могло застрять и оттуда.Застряло же у нас "сапатаж","сапатаж шорпа",менее 100 лет , кубанский саботаж ,беженцы. Есть это кажется, у Динника (там как раз и был эпизод, что никто не мог объяснить значение топонима, как то старик объяснил, "миллион" как "нескончаемое число", что то такое. Есть это у Гр. Петрова (1879 г.) Но, дело в том что, если не считать экспедиции 1829 г., то первый иностранец был Грове в 1864 г., первый русский в 1890 г., Пастухов. С учетом того что у Динника (?) проблему для перевода составило не только слово миллион но и дурку, то я посчитал что такой топонимический след, просто не мог быть)

умар: Армдар-рукодержец .Было ли вообще такое слово ? http://s08.radikal.ru/i181/1112/ac/725b2830bbbc.jpg http://s017.radikal.ru/i430/1112/95/a16c797300fe.jpg http://s017.radikal.ru/i409/1112/2d/9b6aaeab6b73.jpg

Albert: огъары учкулан пишет: Есть это кажется, у Динника (там как раз и был эпизод, что никто не мог объяснить значение топонима, как то старик объяснил, "миллион" как "нескончаемое число", что то такое. Есть это у Гр. Петрова (1879 г.) Но, дело в том что, если не считать экспедиции 1829 г., то первый иностранец был Грове в 1864 г., первый русский в 1890 г., Пастухов. С учетом того что у Динника (?) проблему для перевода составило не только слово миллион но и дурку, то я посчитал что такой топонимический след, просто не мог быть) Разве не Къылиян дуркъу? в Къарт-Джурте есть местность Къылиян (Крымшамхаловы именно там, насколько я знаю, проживали). И, кажется, я слышал именно Къылиян дуркъу, а не милиян.


Albert: умар пишет: Армдар-рукодержец .Было ли вообще такое слово ? "Армдар" - не было! Это факт!

огъары учкулан : Albert пишет: Разве не Къылиян дуркъу? в Къарт-Джурте есть местность Къылиян (Крымшамхаловы именно там, насколько я знаю, проживали). И, кажется, я слышал именно Къылиян дуркъу, а не милиян Къылиян, это в Карт-Джурте. Там еще рядом квартал Хубиевых. А "Милиан дурку", это у северного подножия Эльбруса. Это очевидно архаизм, "милиан", но мне интересно как он проник в карачаевский язык.

Albert: огъары учкулан пишет: Къылиян, это в Карт-Джурте. Там еще рядом квартал Хубиевых. А "Милиан дурку", это у северного подножия Эльбруса. Это очевидно архаизм, "милиан", но мне интересно как он проник в карачаевский язык. Я не слышал в карачаевском языке такого слова как "милиан" и не думаю, что кто-то слышал.

умар: Albert пишет: "Армдар" - не было Похоже на то.По крайней мере монгольский алдар вроде бы имеет другие корни. А вот казахское "алдияр" казахская википедия считает заимствованием из фарси во время распространения ислама.Хотя в персидском словаре я что-то не его не нашёл. http://s48.radikal.ru/i122/1201/3f/e8a3c90c07bb.jpg Кстати нашёл в словаре Пекарского одно интересное слово http://s017.radikal.ru/i412/1201/96/bfad1ecd0344.jpg А это из монгольского http://s14.radikal.ru/i187/1201/a0/0f8acc186bcf.jpg Интересная параллель получается Ньургун ботур - нэрт баатар - нарт батыр .

огъары учкулан : Albert пишет: Я не слышал в карачаевском языке такого слова как "милиан" и не думаю, что кто-то слышал. бир толу материалны джыялсам аны юсюнден джазаргъа боллукъду бир статьячыкъ. Алай а, бюгюнге кере да, Динник келтирген къарачай айтыу барды. Аны сюжети "милиан" деген сёзню тегеригинден айтылады. иными словами, архаизм)) "Минги" как "вечный" уже не употреблялся уже к середине 19 в., то в топонимике встречался и в "Минги-тау", и "минги-кёпюр". Или например, "джыя" как лук уже в сер. 20 в., был малоиспользуемый. Я то всегда думал "лук" - "садакъ", и даже в фольклорных текстах собранных в 60х г.г., "садакъ" так употребляется. Хотя это неверно. "Джыя агъач" инструмент при нашей "легкой" промышленности состоял из лука и сохранил название

Albert: огъары учкулан пишет: Или например, "джыя" как лук уже в сер. 20 в., был малоиспользуемый. Я то всегда думал "лук" - "садакъ", и даже в фольклорных текстах собранных в 60х г.г., "садакъ" так употребляется. Хотя это неверно. "Джыя агъач" инструмент при нашей "легкой" промышленности состоял из лука и сохранил название У нас нет слова "джыя"! Это, видимо, балкарское слово. У нас имелось и имеется слово "джая", вернее, "садакъ джая", означающее "лук (для стрельбы)". Ты был прав, полагая, что лук - это "садакъ". Так и есть. Не "стрела", как написано в Карачаево-балкарско-русском словаре, а именно "лук". Стрела - это "садакъ окъ". А "садакъ джая" - это деревянная часть лука, а лук целиком как оружие - садакъ.

Albert: умар пишет: Похоже на то.По крайней мере монгольский алдар вроде бы имеет другие корни. Я встречал упоминания о том, что монгольское "алдар" имеет персидское происхождение. Не знаю, признаться, надо поработать над этимологией этого слова. К сожалению, в монгольском я не силен. огъары учкулан пишет: бир толу материалны джыялсам аны юсюнден джазаргъа боллукъду бир статьячыкъ. Алай а, бюгюнге кере да, Динник келтирген къарачай айтыу барды. Аны сюжети "милиан" деген сёзню тегеригинден айтылады. Конкретно не деб джазады Динник? огъары учкулан пишет: иными словами, архаизм)) "Минги" как "вечный" уже не употреблялся уже к середине 19 в., то в топонимике встречался и в "Минги-тау", и "минги-кёпюр". Да, "минги" - это "вечный". Имеется параллель в других тюркских языках. В древнетюркском тоже "мёнгю" - "вечный". Но с появлением у нас арабского "ъумр" в форме "ёмюр", появилось другое слово "ёмюрлюк" с тем же значением и исчезло исконно тюркское слово для обозначения вечности. Такое случается, как известно.

Albert: огъары учкулан , поскольку прошло уже года 2, наверное, с того момента как ты дал мне материал, свидетельствующий о том, что сваны называли карачаевцев аланами, могу я начать обнародовать этот материал хотя бы в форуме? Или еще подождать?

огъары учкулан : салам Альберт! Кечериксе кеч берген джууабыма: бу каникуллада заманны кебюсюн интернетсиз эдим, джангы эследим постунгу. Альберт, ийнан, кесим да басмагъа иерик эдим, не от меня зависят к сожалению это. Кел энтда бир кесек сакълайыкъ. Кесида у меня кажется будет та же инфа из публикованного иностранного источника

Albert: огъары учкулан Алейкум салам! "Сакълайыкъ!" дей эсенг, сакълайыкъ! Если будет инфа из опубликованного иностранного источника, поделишься ею со мной?

огъары учкулан : Albert пишет: огъары учкулан Алейкум салам! "Сакълайыкъ!" дей эсенг, сакълайыкъ! Если будет инфа из опубликованного иностранного источника, поделишься ею со мной? Альберт, ийнан кесимда, тамбла огъанкъ басмалынса, къуру къууанырыкъ эдим)) Сёз бергеним бла, сакълайма. Игитда, не затды ол соруу, "поделишься", деб?)) Башийлени Азаматны Кечерукъланы Муссаны юсюнден материалын, Эльбрусодитде кёрген эдингми? [Шамиль да ол затланы юсюнден, биледи; кеб болмай Абайханова, тарихчибиз аны бир джартысын статьясында чыгъартхан эди]. Анда тукъумунгу бирисини юсюнден барды информациячыкъ, вполне возможно твой прямой предок))

Albert: огъары учкулан пишет: Альберт, ийнан кесимда, тамбла огъанкъ басмалынса, къуру къууанырыкъ эдим)) Сёз бергеним бла, сакълайма. Болсун! Сакълайыкъ! огъары учкулан пишет: Башийлени Азаматны Кечерукъланы Муссаны юсюнден материалын, Эльбрусодитде кёрген эдингми? [Шамиль да ол затланы юсюнден, биледи; кеб болмай Абайханова, тарихчибиз аны бир джартысын статьясында чыгъартхан эди]. Кимди Кечерукъланы Мусса? Кёрмегенме. Эльбрусоидге кирмеученме бусагъатлада хазна. огъары учкулан пишет: Анда тукъумунгу бирисини юсюнден барды информациячыкъ, вполне возможно твой прямой предок)) Мени тукъумуму? Сенде бармыды ол материал? Билмейме мен!

огъары учкулан : Къара-Мусса деб джырны эшитген болурса? Кертиси бла ол хапар къалай болгъаны, мен англаб: http://old.elbrusoid.org/phorum/index.php?action=vthread&forum=2&topic=14797&page=0#msg1354036 анда тёртючнчю июльдан болгъан сообщениеда сени туъкумунгдан боллукъ болур?)

умар: Ёрюзмек .Есть разные варианты этимологии.А может вот так - Эр-юзмек. http://s018.radikal.ru/i505/1201/de/795c82e8ba84.jpg Якутский Ёрюзмек )) http://i026.radikal.ru/1201/e9/5320e350898a.jpg Ёрюзмек деген нарт ёзденди ол кёб къыйынлыкъгъа тёзгенди http://s017.radikal.ru/i417/1201/5f/464da8551146.jpg По моему и фонетический переход Э-Ё вполне вероятен.

умар: А этого героя представлять по-моему не надо

умар: Интересно, на чём основывается мнение, что в словах из эпоса "ас-мус ийис" и "аллон-биллона запах" первая часть слов означает ас и алан соответственно ? По моему эти слова синонимы слов "хысмыс ийис" и "хылымылы ийис" .

огъары учкулан : умар пишет: Интересно, на чём основывается мнение, что в словах из эпоса "ас-мус ийис" и "аллон-биллона запах" первая часть слов означает ас и алан соответственно ? По моему эти слова синонимы слов "хысмыс ийис" и "хылымылы ийис" . а почему "ас-мус", я видел иенно "ас ийис, адам ийис"... про "аллон-билон" споры какие то были. Умар, вконтактеде, одноклассникледе бармыса?

умар: огъары учкулан пишет: а почему "ас-мус", я видел иенно "ас ийис, адам ийис"... про "аллон-билон" споры какие то были. Бир кюн была чаба-джорта кетдиле Билмегенлей бир тёбеге джетдиле Ол тёбеден ас-мус ийис уруб башлады Къарт алмосту бирден эсин ташлады Къалгъанлары бирден артха къачдыла Къара орманнга тюк-тюк болуб учдула Уллу тёбе къарт эмеген болгъанды Жети жюз жыл ол орманда тургъанды (Нарты.1994г.Героический эпос балкарцев и карачаевцев.стр.72) Умар, вконтактеде, одноклассникледе бармыса? Огъай.

огъары учкулан : умар пишет: Бир кюн была чаба-джорта кетдиле Билмегенлей бир тёбеге джетдиле Ол тёбеден ас-мус ийис уруб башлады Къарт алмосту бирден эсин ташлады Къалгъанлары бирден артха къачдыла Къара орманнга тюк-тюк болуб учдула Уллу тёбе къарт эмеген болгъанды Жети жюз жыл ол орманда тургъанды (Нарты.1994г.Героический эпос балкарцев и карачаевцев.стр.72) может и так и так использовали? "Ас-мус", и "ас"? къара ормангъа? "орман" - "лес"? бринчи кере аны бизде айтылгъанны

умар: огъары учкулан пишет: может и так и так использовали? "Ас-мус", и "ас"? къара ормангъа? "орман" - "лес"? бринчи кере аны бизде айтылгъанны Не знаю.Просто сомнительно, что данное слово имеет отношение к асам и аланам. Или надо признать,что у эмегена был нюх ,определяющий нацпринадлежность Орман деб мен да эштмегенме.Бу вариант Чегемде 1965 джылда джазылгъанды.

огъары учкулан : умар пишет: Не знаю.Просто сомнительно, что данное слово имеет отношение к асам и аланам. Или надо признать,что у эмегена был нюх ,определяющий нацпринадлежность Орман деб мен да эштмегенме.Бу вариант Чегемде 1965 джылда джазылгъанды. мен Альберт бла да сёлешгенме. Бир Нарт джыр барды, 1960 дж. чыкъгъан китабла ол джырд "Ассыла" деген уллу хариф бла, джазылады. 1994 дж. китабда уа, ол сен айтхан, гитче. Анга кёре, мен биринчиде, "Ассыла Нартла бла джашаб башлагъандыла" дегенни, миллет кибикге ушатханма (Альберт аны бла разы тюлдю). Къайдам... "ассы" деген (неверующий и т.д.) сёз болмаса тамам миллетни юсюнден айтылгъанды деб къояр эдим. Кеси да, Малкаондулайны тарихчи нарт эпосда, "ассыла" ол миллетни, нартлагъа джау болгъан, атыды деб айтады.

огъары учкулан : Кесида, эпосда арт заманда болгъан затла эртдерек болгъанланы басыб къоядыла. Анга ёере, "ас" деген зат эпосда болсада, (анга кере ол джырда тюзю бла "Ас бла Нарт миллет бирге джашаб башлагъандыла"), артхаракъ, ишексиз, "Ассыла бла Нартла..." болуб къалады.

умар: Кертисин ким билед,мен сагъыш этген бла Абай улу кеси тилинде "алан" сёз табмай къурашдыргъанды бу гипотезаны, бизни лингвистле уа словарьгъа огъуна тыкъгъандыла ол сёзню, джалгъан шагъатлыкъ этгенча. Не миллетни ауузунда,не эпосда,таурухлада,нарт сёзледе бармыды "таянчакъ" ,"ас ийис" ас миллетден адамны ийиси деб джазарча? Не уа да ,сёзден, шауешик бла шаушюгютню терек деб кёчюредиле орусча.Бек разы эдим билирге къаллай терек болгъанын,алай а тюбемегенме аллай терекни таныгъанга.

умар: Курноят http://s009.radikal.ru/i308/1202/7e/198cb8bf0b1b.jpg http://s007.radikal.ru/i302/1202/57/cdd7ea6b8bf8.jpg

Turk: Ufuk Tavkul (Анкара Университет): Булгарские заимствования в адыгском: http://turkoloji.cu.edu.tr/CAGDAS%20TURK%20LEHCELERI/ufuk_tavkul_cerkes_dilinde_bulgar_turkcesi_alinti_sozcukler.pdf

Умар: Кырдык http://s019.radikal.ru/i619/1203/0a/021654830c20.jpg http://s019.radikal.ru/i601/1203/2d/dd0f3c996ad5.jpg Не "косимое" оказывается, а "грызимое"

Умар: огъары учкулан пишет: "Милиан дурку", это у северного подножия Эльбруса. Это очевидно архаизм, "милиан", но мне интересно как он проник в карачаевский язык. Милиян-тенгри, Малиян-тенгри — соответствует Эсеге Малан-тенгри бурятского пантеона



полная версия страницы