Форум » Материалы и общение на карачаево-балкарском языке » DNA » Ответить

DNA

кеме: Къайгъы излегеним джокъду. Алай а. Нени да билирге керекди. Бюгюн Гаппушладан биреулен бла ушакъ этдим. Айтханына кере. ДНА списокну кёргюздюмда , бек сеирсинди. Да быллай хапар айтды. R1a1 списокну кергенлей мен муну билеме, тамам мени къарт анам айтханчады деди. Къарт анасы 103 джыл болуб , намазында къылыб , энди мен кетдим деб алай аушханды дей эди. Аны айтханым , кеси эсинде адам эди. R1a1 списокну бютеу барын - бир тамырдандыла бу тукъумла дей эди ол тиширыу (Гаппушланы келин). Ол списокну ичинден бу тукъумла сагъынылмай эдиле деди туудугъу. 60 джылдан атлагъанды. Дотдуев. Чипчиков. Мамчуев. Карамурзин. Джуккаев. Дотдаев. Катчиев. Караев. Хаджиев.

Ответов - 113, стр: 1 2 3 4 All

Albert: кеме пишет: В Курчалоевском районе возле Энгель-аула есть местечко Герменчик Герменчик/керменчик - тюркское "маленькая крепость". Но полагаю, что здесь это кумыкское. На это указывает анлаутное "г".

кеме: Тахир пишет: Не было никакого такого сообщения Ефстафия, это просто фальшивка, выдумка. Поэтому попытки Хабичева это как-то объяснить - оппонирование с пустототой. :-) ))))))))))))))))) Ты смотри! Впрочем , я не удивлен.

Albert: Тахир пишет: Не было никакого такого сообщения Ефстафия, это просто фальшивка, выдумка. Поэтому попытки Хабичева это как-то объяснить - оппонирование с пустототой. :-) Правильно! Не было такого сообщения Евстафия. Откуда это?


Ааа Эльграндов: Кеме келтирген хапаргъа кёре, вайнахла кеслерин нартладан келген миллетге санамайла, алай бола ошайд?

Ааа Эльграндов: Любопытно еще, кроме схожести имен, фраза "разбили трубы" ведущие воду в крепость нартов. Судя по развитой системе каналов, и тому, что кажется Лавров(если не ошибаюсь) писал, что в одной из балкарских башен была проведена вода. Экспертами по водоснабжению были все таки мы.

Ааа Эльграндов: Сюрюб ийдим дейме.)))

огъары учкулан: Ааа Эльграндов пишет: Любопытно еще, кроме схожести имен, фраза "разбили трубы" ведущие воду в крепость нартов. Судя по развитой системе каналов, и тому, что кажется Лавров(если не ошибаюсь) писал, что в одной из балкарских башен была проведена вода. Экспертами по водоснабжению были все таки мы. интересное замечание)) нартский эпос как наряду с чисто фантастическими эпизодами, содержит в себе и исторические сюжетные линии. видимо у некоторых народов, у которых он не так сильно распространен, происходило замещение исторических персонажей на героев из нартского "пантеона"

Ааа Эльграндов: Хм, алай бек да сюрмедим сора)

кеме: Ааа Эльграндов пишет: Кеме келтирген хапаргъа кёре, вайнахла кеслерин нартладан келген миллетге санамайла, алай бола ошайд? Мен бек джаратыб окъудум вайнах эпосну. Таза эпос. Тегейленикича "систематизировать" этилмегендида. Бир джартысына нартла джаулары, бирлерине (орсхойлагъа) - шохлары. Анда кеб ньюанс барды. Кеслери да ангыламай кеб хапарны келтиредиле бизни юсюбюзден. Нартны джау орун къалагъында ай бла кюн сураты, бирлерини уа - къачы бар.

Ааа Эльграндов: http://www.kumukia.ru/article-72.html "...в преданий об Алпадыре и его потомках, записанное Б. Гаджимурадовым в прошлом веке в сел. Эндирей. Согласно данному преданию, прародителем кумыков, карачаевцев, балкарцев, абазов, кабардинцев, ногайцев был"нарт Алпадыр" (Алп-Багатур?), "властитель земель между Каспием и Черным морем". У Алпадыра были два сына и дочь: Араг-Алп (Алп-Араг), Алпан и Гёзекей. Алпан имел двух сыновей -Кобанаи Комука. Перед своей смертью отец (Алпан) завещал им никогда не ссориться, чтобы не стать игрушкой в руках врагов (аналогичное завещание, как мы знаем, делал своим сыновьям и Кубрат-Хан, основатель Кавказской (Кубанской) Булгарии). Он поделил земли между Каспием и Черным морем между сыновьями. Кобану достались "земли за Тереком", а Комуку - "по эту сторону Терека". От Комука происходят Доругу, Кабарт, Эрхан, Салар, Будак, Арпа, Айдак, а от Кобана -Малкар, Карачай, Малай, Абаз и Ногай..." бу цитатагъа кёре талай миллет кеслерин нартладан келгенлеге санайла, М.Д. Каракетов да алайракъ затла джазыед. Вайнахла кеслерин нартланы джаулагъа санагъанлары бек сеирсиндирди.)

кеме: Ааа Эльграндов пишет: бу цитатагъа кёре талай миллет кеслерин нартладан келгенлеге санайла, М.Д. Каракетов да алайракъ затла джазыед. Вайнахла кеслерин нартланы джаулагъа санагъанлары бек сеирсиндирди.) Мен ангылагъанга кере нарт- орсхойтоецле (къарабулакъла) - Аорсладыла. Тюрк миллет. Нарт эпос аланы кезлери бла тюз адамла , таб кеслеридиле. Башхаларыны кезлери бла (нахла) джаулары. Кертиси блада карабулакъла къыйынлыкъ салыб тургъандыла былагъа. Кечкюнчюлюкден къалгъан (Турциягъа) кесек затчыкъ была да эриб къалгъандыла.

Ааа Эльграндов: Интересно, карабулаки в Турции свои предания помнят, или смешались уже

Albert: Они и так давным-давно смешались. Я сильно глубоко историю орстхойцев/мялхов не изучал, потому не могу особо спорить по этому вопросу. Но, все же, они, по мне, просто промежуточный между чеченцами и ингушами субэтнос. Для того, чтобы что-то сказать, наверное, надо их мито- поизучать, раз мужская линия у них стала вайнахской.

Ааа Эльграндов: Альберт тюз айта болур, вроде тех же убыхов, которых считают адыгами, но их иерархическая терминология судя по документам совпадала с абхазо-абазинской.

Ааа Эльграндов: Кеме, я тут узнал, что у кумыков есть легенда о нарт по имени Карткожак.) тока в сети не нахожу.)

кеме: Albert пишет: Они и так давным-давно смешались. Я сильно глубоко историю орстхойцев/мялхов не изучал, потому не могу особо спорить по этому вопросу. Но, все же, они, по мне, просто промежуточный между чеченцами и ингушами субэтнос. Для того, чтобы что-то сказать, наверное, надо их мито- поизучать, раз мужская линия у них стала вайнахской. Айтыуларына кёре къарабулакъланы эркишилерин къырыб къойгъандыла, къуру тиширыуланы къоюб. Алада асламысы Туркиягъа кетгенлеринден сора, мында къалгъан джазыкъланы къыргъан болурла. Еслеген эсегиз, тышинда Турция да тургъан "къарнашларын" киши джокъламайды быладан. Тегейлиле да джокъламайдыла, вайнахла да джокъламайдыла. Тегейлени уа бирин туту , тырнакъ тюбюне мизни чанчыргъа керекди. Билирге керекди, кими уоздан, кими кавдасард , кими хехес, кими фарсаглаг болгъанын. Уазданла - тамыры мындан болгъанла. Эски тукъумла. Аланы гг- лары КъБ- гъа тартыргъа керекдиле. Хехесле- уаздандан башхасы джокъ, алай а, тышындан келгенлеге айтадыла ала. Алада башха гг болургъа керекди. Фарсагла - джерсиз, тышындан адамла. Мени сартын , миллетни асламысы. Аланы да башха гг -лары болургъа керекди. Косагла- сатылыб алынган. Энди сагъыш этгеним, - была чабыб барыб тамам "керти аланла" деб, кеслерини фарсагларын быстыргъандыла деб турама проектге, "къуруб бошагъан" иранлыланы. Аны бла бары "бир бетли" болуб къалгъанды гг- лары. Энди бираз башхаланы сугъарыкъдыла деб турама. ============ Орсхойцы (карабулаки) - это не демократический вайнахский народ. Если они и вайнахи , допустить это, то они испорченные тюрками. Испорченные тюрками в том смысле что у них была властная иерархия.

кеме: Ааа Эльграндов пишет: Кеме, я тут узнал, что у кумыков есть легенда о нарт по имени Карткожак.) тока в сети не нахожу.) Я тоже поищу... У кумыков есть "къыркъ-къулак къазан", упоминаемый в нартском эпосе. Это то ли старинная вещь, то ли новодел, - но это не важно. Я тут "цепляюсь" за слово "къыркъ". Меня интересует только он. Къыркъ- сорок. Но есть в Туркмении аланское поселение называемое - "Къыркъ алан". В Крыму аланское поселение "Къыркъ эр", позже переименованное в "Чуфут калеф". Здесь, я думаю , слово "къыркъ" имеет несколько другой смысл. А именно - множество. Это на подобии русского "сосроконожка" - "многоножка" . на самом деле у сороконожки более 100 ножек. Думаю русская сороконожка - калька с тюркского "къыркъ"- много. Так же и с казаном , там не сорок ушек должно быть, а просто "много". Есть в МК районе и "Къыркъ джол" , и там нет именно сорок дорог, просто множество развилок, ведущие в одну сторону. (Изношенную дорогу заменяли новой , пока и она не износится). Далее... Из нартского эпоса нам известно, что нарты живут в стране "Сорока рек"- в "Сорокоречье". А что такое "сорокоречье"? Ни что иное как "Къарачай"- великоречье. На кумыкский манер - Къарабулакъ- "къаракъулакъ". Но как смысл "къыркъ - много" перешел в "къыркъ- сорок"? Есть прекрасный пример.... "Семь пядей во лбу", "Семь раз отмерь - один отрежь", "Семеро одного не ждут". Так у греков точно так же как и у нас "семь" - означало "много". Только потом заняло свою определенную позицию среди числительных, цифрой "семь".

Ааа Эльграндов: Про кырк точно подметил. Маджар у нас в преданиях тоже именно Кырк Маджар.)) Ламберти мы как karakirkasi записаны.) титул аланского царь кркндадж.)

Ааа Эльграндов: Про этого нарта Кожака, мол и у адыгов есть легенды, и у ногайцев.

Ааа Эльграндов: Кстати, этот Кырк Эр же и первой столицей Гиреев был.)

Ааа Эльграндов: Может Кырк Маджар это и есть Кырк Эр?)))

кеме: Ааа Эльграндов пишет: Про кырк точно подметил. Маджар у нас в преданиях тоже именно Кырк Маджар.)) Ламберти мы как karakirkasi записаны.) титул аланского царь кркндадж.) Кркндадж= къыркъ..... Интересная параллель , заслуживающая внимания... Къыркъ Маджар не Къыркъ Эр. Къыркъ Эр в Крыму, Маджар - около современного Буденновска.... Хотя есть прямая связь между Маджаром и Крымом. На фото ниже.... Фото из книги Глашева Ахмата. "Очерки истории хазар".

Ааа Эльграндов: Та Маджар понятие врядли четко определенное, кумыки Татартуп и Джулат тоже Маджарами зовут.)



полная версия страницы