Форум » Материалы и общение на карачаево-балкарском языке » Къарачай-Малкъар тилде эркин энциклопедия » Ответить

Къарачай-Малкъар тилде эркин энциклопедия

Aequabilis: ---

Ответов - 101, стр: 1 2 3 4 All

Albert: Гергокова Лейля пишет: Топоним Мара тоже является одним из реликтовых связей с Междуречьем, где был город-государство Мари. Царь Хаммурапи в середине XVIII века до н.э. взял и разрушил г. Мари, который с тех пор лежал в развалинах и был открыт археологами лишь незадолго до второй мировой войны. (см. История древнего мира. М., 1952, с. 85). В Средней Азии и по сегодняшний день существует город Мары. В России есть Марийская республика, которая сейчас называется Марий-эл. Совершенно не советовал бы из обычных, тем более, неполных созвучий делать далеко идущие выводы! Количество звуков языка (в данном случае, русского, поскольку приводится русский вариант слова) гораздо меньше количества слов в лексике даже одного языка, не говоря уже о нескольких. Так что, вряд ли Мара в Карачае имеет хоть какое-то отношение к городу Мары в Туркменистане или народу мари, а тем более к Мари в Междуречье. Будем бОльшими реалистами! ОК? Гергокова Лейля пишет: В Маринском ущелье имеется урочище под названием Марджа. На карачаево-малкарском языке при обращении к другому с просьбой об услуге говорят: «Ай Марджа», сделай то-то...» Здесь-в значении «божество». Слово Марджа, на наш взгляд, восходит к словам Мазда (Хормузда), Аурамазда «бог света и добра». Марджа - это божество языческого времени, божество плодородия. Марджа в Маринском ущелье - это бывший ритуальный центр, священное место язычества. До сих пор сохраняется жертвенный камень. В отношении "марджа", имеющегося в нашем языке в значении обращения при просьбе, я сторонник версии, предложенной Умаром, что речь идет об арабском "Марджа ат-Таклид" ("Образец для подражания"). Другие версии пока намного хуже! И я могу, конечно, ошибаться, но не верю я в то, что было языческое божество Марджа. Также сильно сомневаюсь в том, что Мазда (Хормузд, Ахурамазда) может перейти в Марджа! Так что, пока остается только версия, предложенная Умаром.

Albert: Гергокова Лейля пишет: С корнем мар, мур, мор в Карачае еще имеются такие топонимы и оронимы: Муруджу, Морх, Мордух и др. Не схож ли ороним Мурдух со словом Мардук (божество из Междуморья). Мардук - царь над богами, верховный бог Вавилона. Мардука называли Бэл, т.е. «господин», «государь». Не связано ли слово Бэл с названием горы Бели-Ала-Къая, что находится в Карачае? На наш взгляд, во всех этих словах корень мар (мур, мор) означает «свет», «солнце» и восходит к языческому пантеону и имеет тесную связь с Междуречьем. Что касается названия горы Бели Ала Къая, то тут ни о каком Бэл-е и речи быть не может! Зачем излишне усложнять то, что и так лежит на поверхности? Ведь буквально "бели ала къая" означает "скала, у которой пёстрая поясница (центральная часть)". Так что, давайте оставим всяких там Бэлов! Что касается Мурутчу (Муруджу), Морх, Мордух и т.п., вряд ли имеют какую-то связь между собой. В отношении Морх, насколько мне известно, существует абхазо-абазинская этимология. Что же касается Мурутчу, то я предполагаю, что оно может иметь отношение и к мюридизму. Например, в киргизском языке "мюрид" звучит как "мурут". Не удивлюсь, если у карачаевцев могло быть так же в свое время. Плюс аффикс "-чу".

Albert: Гергокова Лейля пишет: -"Visoque imperatore ex alto suggestu iam sermonemparante lenissimum,meditanteque adloqui velut morigeros iam futuros, quidam exillis furore percitus truci, calceo suo in tribunal contorto ґmarha marhaЄ, quod est apud eos signum bellicum, exclamavit eumque secuta incondita multitudovexillo elato repente barbarico ululans ferum in ipsum principemferebatur." ––––––––––––––––––––––––перевод:-"Когда они увидели навысоком помосте императора, который уже собирался начать милостивую речь и имелв виду обратиться к ним, как к покорным на будущее время подданным, один из нихвдруг в злобной ярости бросил сапогом в трибуну и воскликнул: “*мардза, мардза”-это у них (сармат) боевой сигнал.Вслед за тем дикая толпа, подняв кверху своезнамя, вдруг завыла диким воем и бросилась на самого императора._______Марцеллин А. Римская история. Неправильная транслитерация! "Марха", наверное, более верная транслитерация!


Albert: огъары учкулан пишет: посмотрел: это слово есть у осетин. а является оно заимствованием из картвельских языков, где оно означает, что то типа "вперед". У Абаева так: Ингушское "марзае йае!" - воодушевляющий возглас при джигитовке и в других случаях, кабардинское "маржэ", адыгейское "хейт-мардже!" - призыв к действию, черкесское "марджа!" ("марджа гуеш!" - на помощь!), абазинское "уый марджа-хара!" - к действию! На помощь!, абхазское "а-марджа!" - ну же!. Первоисточник, возможно, грузинское "марджва" - успех, победа. Возможно, действительно, источник здесь грузинский!

Albert: Гергокова Лейля пишет: А что можно сказать о популярном балкарском женском имени Маржан-Марджан? Нет ли тут связи?И почему наш фольклор многократно зафиксировал это слово, а к примеру осетинский нет? "Марджан" - это арабское слово, означающее "коралл"! Имя это наличествует не только у карачаевок и балкарок, но и у любых других мусульманских (и не только!) народов. Что касается осетинского фольклора, то есть, конечно, у них тоже слово "марджа!". "Мардзае, марджае" в сочетаниях "хаейт-мардзае, ха-мардзае, йае-мардзае" - возглас воодушевления; отмечаются случаи адъективного употребления в значении "замечательный", "отменный", "отличный", "бравый". Дальше приводятся примеры. (Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка, т. 2, с. 72).

Albert: огъары учкулан пишет: в Марджан, джан, это изначальный иранизм. про Мар, не знаю. Здесь "джан" (в значении "душа") ни при чем! "Марджан" - арабское "коралл". Есть в любых арабских словарях.

огъары учкулан: Albert пишет: Здесь "джан" (в значении "душа") ни при чем! "Марджан" - арабское "коралл". Есть в любых арабских словарях. да собственно говоря без разницы)) ясно, что к "марджа" и к аланам не имеет никакого отношения)) Albert пишет: У Абаева так: Ингушское "марзае йае!" - воодушевляющий возглас при джигитовке и в других случаях, кабардинское "маржэ", адыгейское "хейт-мардже!" - призыв к действию, черкесское "марджа!" ("марджа гуеш!" - на помощь!), абазинское "уый марджа-хара!" - к действию! На помощь!, абхазское "а-марджа!" - ну же!. Первоисточник, возможно, грузинское "марджва" - успех, победа. Возможно, действительно, источник здесь грузинский! Абаевская этимология выглядит абсолютно оправданной. Тем более, я не слышал это слово у иных мусульманских народов, за пределами Кавказа

Albert: Гергокова Лейля пишет: В одном из форумов я просила осетин привести примеры из их фольклора употребления слова "маржа". Они ничего не нашли и не смогли привести. Потом сказали, что осетинские парни кричать "маржа", когда идут "на разборки" и этого вполне достаточно для доказательства их сарматско-аланского происхождения. А так я ничего не утверждаю. Ну, они могут говорить что угодно! огъары учкулан пишет: это слово сейчас не часто у нас употребляется, поэтому кто то из наших мог вообще сказать, что то типа, "впервые слышу"... но ведь не показатель) Нет, употребляется и сейчас часто. Это у нас как бы подбадривание: "Марджа, джашла, барыгъыз!" или при просьбе: "Ий, марджа, бир къарасанг а!", например.

огъары учкулан: Albert пишет: Нет, употребляется и сейчас часто. Это у нас как бы подбадривание: "Марджа, джашла, барыгъыз!" или при просьбе: "Ий, марджа, бир къарасанг а!", например. я буду только рад, если современные носителя языка, будут собственно знать этот самый язык)

Albert: огъары учкулан пишет: я буду только рад, если современные носителя языка, будут собственно знать этот самый язык) Было бы хорошо, если б знали...

Albert: огъары учкулан пишет: да собственно говоря без разницы)) ясно, что к "марджа" и к аланам не имеет никакого отношения)) Конечно, не имеет! огъары учкулан пишет: Абаевская этимология выглядит абсолютно оправданной. Тем более, я не слышал это слово у иных мусульманских народов, за пределами Кавказа В данном случае, да, выглядит правдоподобно! Возможно, действительно это грузинское слово.

Гергокова Лейля: Спасибо большое за внятные разъяснения. Приятно иметь дело с профессионалами

Albert: Гергокова Лейля пишет: Спасибо большое за внятные разъяснения. Приятно иметь дело с профессионалами Да не за что! Рады стараться!

Гергокова Лейля: Аланла, есть ли связь между кобанскими сосудами в форме ноги или сапога и с нашим словом АЯКЪ- "чаша". (Айран аякъ)?

Albert: Гергокова Лейля пишет: Аланла, есть ли связь между кобанскими сосудами в форме ноги или сапога и с нашим словом АЯКЪ- "чаша". (Айран аякъ)? Не только у нас "аякъ" означает "чаша", "сосуд". Это общетюркское явление. Возможно, первоначально и была связь между значениями "нога" и "чаша".

Тахир: Гергокова Лейля пишет: Аланла, есть ли связь между кобанскими сосудами в форме ноги или сапога и с нашим словом АЯКЪ- "чаша". (Айран аякъ)? Конечно имеет. Кто чашу в виде ноги делал, тот и понимал, что эти слова омонимичны. Мы уже с Turkoм, даже и без этого красноречивого факта пришли к выводу, что основатели кобанской культуры были тюрками (скифами).

Albert: Тахир пишет: Конечно имеет. Кто чашу в виде ноги делал, тот и понимал, что эти слова омонимичны. Мы уже с Turkoм, даже и без этого красноречивого факта пришли к выводу, что основатели кобанской культуры были тюрками (скифами). Ага, все в мире тюрки, наверное, вышли с Кавказа. Ведь "аякъ" в значении "сосуд для питья" встречается у очень многих тюрок. Далеко не все они кавказцы.

Turk: Albert пишет: Ага, все в мире тюрки, наверное, вышли с Кавказа. Ведь "аякъ" в значении "сосуд для питья" встречается у очень многих тюрок. Далеко не все они кавказцы. Так если не ошибаюсь, Тахир приводил источники, где "кобанцы" (или те кто положил началу и основу этой культуры на кавказе) "пришли" с севера на кавказ, продолжение курганных культур по направлению на юг. Согласно этому, абсолютно есстественно, что это слово является обще-тюркским и присутствует во всех тюркских народах - это может быть первым объяснением. Вторым же может быть, кобанцы заимствовали этот элемент культуры у скифов-алан и сами сделали производить чаши в виде сапога..насколько обоснованно?

Тахир: Albert пишет: Ага, все в мире тюрки, наверное, вышли с Кавказа. Ведь "аякъ" в значении "сосуд для питья" встречается у очень многих тюрок. Далеко не все они кавказцы. Нет. Это чётко укладывается в древнеямную культуру. Кобанская культура - потомок древнеямной. Альберт, судя по-всему, ты что-то мало внимания уделяешь изучению археологии.

Albert: Тахир пишет: Нет. Это чётко укладывается в древнеямную культуру. Кобанская культура - потомок древнеямной. Альберт, судя по-всему ты что-то мало внимания уделяешь изучению археологии. Археология, к сожалению, далеко не точная наука.

Тахир: Albert пишет: Археология, к сожалению, далеко не точная наука. Это одна из базовых, главнейших наук для изучения истории, наряду с лингвистикой и некоторыми другими. Только с учётом археологии в комплексе с другими смежными науками можно делать определённые выводы о событиях происходивших в отдалённые времена. Наряду с лингвистикой, а сейчас и с ДНК-генеалогией - это одна из наиболее точных наук для изучения истории.

Albert: Тахир пишет: Это одна из базовых, главнейших наук для изучения истории, наряду с лингвистикой и некоторыми другими. Только с учётом археологии в комплексе с другими смежными науками можно делать определённые выводы о событиях происходивших в отдалённые времена. Археология даже не может дать ответ на вопрос об этнической принадлежности найденных артефактов.

Тахир: Albert пишет: Археология даже не может дать ответ на вопрос об этнической принадлежности найденных артефактов. Может. Комплекс древних артефактов является свидетельством этнокультурной, в т.ч. лингвистической принадлежности. Но некоторые скифо-иранисты безосновательно, из-за своей тенденциозности пытаются отрицать данный факт. Комплексный подход, в том числе с обязательным учётом данных археологии позволяет делать правильные интерпретации, а игнорирование этого - ненаучный путь.

Тахир: Археологические артефакты - это вещественные доказательства, улики при изучении истории, а отрицание важности этого - просто удивительно. Даже только керамика может многое поведать о происхождении данной культуры, не говоря уже о комплексе артефактов.

Albert: Тахир пишет: Может. Комплекс древних артефактов является свидетельством этнокультурной, в т.ч. лингвистической принадлежности. Но некоторые скифо-иранисты безосновательно, из-за своей тенденциозности пытаются отрицать данный факт. Комплексный, в том числе с обязательным учётом данных археологии позволяет делать правильные интерпретации, а игнорирование этого - ненаучный путь. В том-то и дело, что одни и те же артефакты можно относить как к одной этнической группе, так и к другой. Основанием служат исторические сведения о пребывании этой этнической группы на соответствующей территории и сведения об одежде и системе жизнеобеспечения древнего этноса. В итоге научным сообществом "установлено", что аланы оставляли захоронения в виде земляных катакомб, а на нашей территории - территории КЧР катакомб почти нет.

Albert: Тахир пишет: Археологические артефакты - это вещественные доказательства, улики при изучении истории, а отрицание важности этого - просто удивительно. Даже только керамика может многое поведать о происхождении данной культуры, не говоря уже о комплексе артефактов. Улики, но не более того.

Turk: Albert пишет: Улики, но не более того. археулики вкупе с ДНК, а потом уже плюс истор-свидетельские показания , покажут истинного виновника наших исторических дискуссий

Гергокова Лейля: Тахир пишет: Конечно имеет. Кто чашу в виде ноги делал, тот и понимал, что эти слова омонимичны. Мы уже с Turkoм, даже и без этого красноречивого факта пришли к выводу, что основатели кобанской культуры были тюрками (скифами). Теперь нас трое. Будем искать новые доказательства.

Тахир: Гергокова Лейля пишет: Теперь нас трое. Будем искать новые доказательства. Albert пишет: В итоге научным сообществом "установлено", что аланы оставляли захоронения в виде земляных катакомб, а на нашей территории - территории КЧР катакомб почти нет. Вообще не понятно откуда такое утверждение. На территории КЧР катакомбных захоронений множество. Хотя я не считаю, что только катакомбы следует ассоцииировать с аланами, потому что погребальный обряд может меняться и варьировать в зависимости от географической среды, религии и социального статуса. Но то, что катакомбы аланские (шире - северо-кавказско тюркские) - очевидно. "Т. М. Минаева работала над изучением скальных катакомбных могильников Северного Кавказа, в частности— на территории Карачаево-Черкесии [Минаева, 1965а, с. 136—137]. А. Л. Нечитайло продолжила раскопки Кубинского городища, начатые Т. М. Минаевой. В 1963—1964 гг. А. Л. Нечитайло раскапывала курганы эпохи бронзы на северной окраине Усть-Джегуты, на р. Овечке и у Холоднородниковского. Погребения относятся к майкопской, северокавказской и предкавказской (катакомбной) культуре и датируются в пределах III—II тысячелетия до н. э. У Усть-Джегуты встречены также захоронения сарматского времени [Мунчаев, Нечитайло. 1966, с. 133—151; Нечитайло, 1973, с. 5— 6; 1974, с. 5—6; 1978, с. 15—18, 21—34, 35—38, 43—48, 84, 50, 101; 1979, с. 52—68]. В 1949 и 1953 гг. продолжались раскопки катакомбного могильника конца IV—V в. в местности Байтал-Чапкан [Минаева, 1950, с. 205—264; 1956, с. 236—261; 1965, с. 48—52]. Поселение примыкает к городищу с юго-восточной стороны. Оно располагается в долине речки Каракент до слияния ее с Кубанью. Здесь находятся остатки жилищ, плиты с крестами и другие памятники. Обнаружены самые различные погребения: каменные ящики, гробницы, скальные захоронения, земляные катакомбы и др. В 1979 г. случайно открыт катакомбный могильник на территории Кумышского кирпичного завода. Оттуда происходит керамика и бронзовый котел IV—VII вв. Датировка могильника на Каракентском поселении— IV—XIII вв. Около 30 лет вел раскопки на Рим-Горе А. П. Рунич (Пятигорский музей краеведения). В некоторые годы исследования велись с Н. Н. Михайловым. Оба они — энтузиасты-краеведы. Раскопано и описано более сотни катакомб. Дана характеристика другим могильным сооружениям на Рим-Горе, описано Рим-Горское городище [Рунич, 1963, с. 241—244; 1970, с. 198— 210; 1973, с. 165, 167, 169; Рунич, Михайлов, 1968; 1976, с. 162— 182; Рунич, 1977. Машинопись]. А. П. Руничем раскопаны также скальные погребения у аула Джага и в других местах [Рунич, 1971, с. 167—169; Ртвеладзе, Рунич, 1971, с. 220]. А. П. Рунич был в числе участников экспедиции 1967 г. на городище Уллу-Дорбунла, руководимой В. А. Кузнецовым [Рунич, Бере-зин, Савенко, 1983, с. 56—66]'. Здесь доследован курган II тысячелетия до н. э., раскопано городище X—XII вв. и катакомбный могильник VII—XI вв. У Кызыл-Покуна X. X. Биджиевым отмечено поселение IV—VII вв. В 5 км к северу от Терезе зафиксирован склеповый могильник VII—IX вв. и в 20 км к юго-востоку от Терезе — пещерный могильник Юй-Ору,нлы. В Учкекене X. X. Биджиев отметил пещерные захоронения VII—IX вв. В ауле Первомайском X. X. Биджиевым отмечены курган II тысячелетия до н. э., два городища IX— VII вв. В 1973—1978 гг. X. X. Биджиевым изучались поселения и могильники IV—XII вв. в верховьях Кубани, на Теберде, Куме, Подкумке, Большом Зеленчуке. В 1978 г. раскопаны кремационные захоронения по р. Теберде, в местностях Гидам и Ачитара; грунтовой могильник у сел. Джамагат, катакомбы у ст. Исправной. Зафиксирована крепость у сел. Садовое. На южной окраине ст. Исправной исследовано городище Курлюк. К востоку от городища обнаружен катакомбный могильник. Городище и катакомбы датируются V—VII вв. Могильник Мощевая Балка расположен в трех километрах южнее пос. Курджинова, на правом берегу р. Большой Лабы. Здесь зафиксированы скальные катакомбы, а также погребения в нишах, вырубленных в скале. Наиболее ранний материал, происходящий из этого могильника, датируется VI—VII вв. Река Бескес Скальный могильник в местности Бескес. В катакомбах есть материал VIII—IX вв. [Алексеева, 1971, с. 84, 126]. Площадь городища — 60 га. В северной части городища — цитадель. С восточной и южной сторон городище защищено сложной системой оборонительных сооружений. Севернее цитадели обнаружен культовый комплекс с храмом внутри. В цитадели и на остальной площади городища зафиксированы остатки и хозяйственных построек. На цитадели раскопано здание, в 10 км к югу от башни. Здание построено в X в., разрушено в начале XIII в. Возле городища — четыре могильника (подземные и полуподземные склепы, каменные ящики и скальные катакомбы). Раскопаны каменные ящики IX в., скальные катакомбы, два склепа X—XI вв. На городище и в погребениях обнаружена керамика, горшки, кувшины, кружки, обломки котлов с внутренними ушками, красноглиняные корчаги с сетчатым лощением. Найдены сосуды и браслеты. Памятник существовал с VII по XIII в. и погиб во время татаро-монгольского нашествия [Каминская, Каминский, 1986, ■с. 54—55; Каминский, 1986, с. 98]. 17. Ахмат-Кая Здесь обнаружены рунические надписи и петроглифы [Бай-чоров. Отчет за 1981 г.]. В 1973 г. в окрестностях ст. Исправной проводила исследования экспедиция КЧОМК, возглавляемая Г. Х.-У. Текеевым и X. X. Биджиевым. Раскопаны четыре катакомбы. Курлукское городище открыто в 1972 г. X. X. Биджиевым и Г. Х.-У. Текеевым. Оно состоит из цитадели, собственно города-крепости и открытого поселения. Обнаружены крепостные стены, башни, земляные рвы. Каменная стена и ров имеются с напольной стороны городища. Открытое поселение, одновременное городищу, расположено в долине р. Курлук. Здесь находились жилища из камня, загоны для скота, сооруженные из битого камня насухо. На северной стороне мыса доследованы катакомбы IV—XII вв. Датируется памятник IV—XII вв. Древний слой поселения относится к эпохе поздней бронзы. Могильник Байтал-Чапкан — катакомбный, находится на водоразделе между Малым Зеленчуком и Кубанью, на южном склоне горы Эльбурган. Основная часть могил обнаружена вблизи дороги из аула Эльбурган в аул Кубину. Могильник открыт Т. М. Минаевой в 1941 г., раскапывался ею в течение нескольких сезонов. Всего раскопано 34 катакомбы. Ущелье Кёкле, урочище Джанукку Я. А. Федоровым и У. Ю. Элькановым в 1977 г. доследовано городище в урочище Джанукку, в ущелье Кёкле, в шести километрах от шоссе Карачаевск—Учкулан. Здесь же, с северовосточной стороны городища, располагается большой могильник— наземные гробницы и скальные катакомбы. Ущелье Кёкле, урочище Джанукку Я. А. Федоровым и У. Ю. Элькановым в 1977 г. доследовано городище в урочище Джанукку, в ущелье Кёкле, в шести километрах от шоссе Карачаевск—Учкулан. Здесь же, с северовосточной стороны городища, располагается большой могильник— наземные гробницы и скальные катакомбы. Каракентское городище (на юго-западной окраине аула Кумыш, на левом берегу Кубани) было исследовано X. .X. Биджиевым в 1979 г. Расположено оно на мысу, ограниченном балками Кумыш и Каракент. Укреплено по периметру мощной каменной стеной. Зафиксированы башни. Площадь городища 7 га. В северо-западном углу — ворота. Городище включает цитадель, крепость и посад (открытое поселение). Цитадель обнесена стеной. Крепостные стены и баодни сложены из хорошо отесанных каменных плит без раствора. Поселение примыкает к городищу с юго-восточной стороны. Оно располагается в долине речки Каракент до слияния ее с Кубанью. Здесь находятся остатки жилищ, плиты с крестами и другие памятники. Обнаружены самые различные погребения: каменные ящики, гробницы, скальные за-хоронения, земляные катакомбы и др. В 1979 г. случайно открыт катакомбный могильник на территории Кумышского кирпичного завода. Оттуда происходит керамика и бронзовый котел IV—VII вв. Датировка могильника на Каракентском поселении— IV—XIII вв. На поселении собран большой керамический материал IV— XIII вв. В IV—VII вв. здесь было лишь открытое поселение. С VIII в. и позднее городище значительно расширилось, были возведены крепостные стены и христианский храм [Биджиев, 1980, с. 4; 1982, с. 65]. Работы велись над балкой Инал, в 200 м к западу от цитадели... В 1980 г. раскопки велись в восточной части городища. Раскоп примыкал к площадке, исследованной в 1977 г. Здесь обнаружены два культурных слоя: верхний — VIII—X вв., нижний— VIII—VI вв. до н. э. На этом раскопе раскопаны также катакомбы VI—VII вв. М. А. Хабичев считает знаки Токмак-Кайской катакомбы руническими и дает чтение этой, по его мнению, надписи [Хабичев, 1970, с. 64—69; 1971, с. 17—22]. Отметим, что А. М. Щербак, знакомый с публикацией М. А. Хабичева, к числу рунических надписей относит только каракентскую; токмаккайскую же в число рунических надписей не включает [Щербак, 1971, с. 76]. Как пишет В. А. Кузнецов, на трех из четырех помещенных в статье М. А. Хабичева фотографиях «мы не видим надписей, за исключением двух знаков на рис. 2. На четвертой фотографии просматривается лишь комбинация черт» [Кузнецов, 1974, с. 80, сноска 11]. С. Я. Байчоров в местности Токмак-Кая отмечает рунические надписи и петроглифы [Байчоров, 1977, с. 8]. Рунической надписью он считает и комплекс знаков, обнаруженных в Токмак-Кайской катакомбе. К катакомбной, или предкавказской, культуре относятся погребения в катакомбах в курганах № 3, 13 и 32 между Дже-ганасом и Абазинкой; курган № 43 в верховьях Абазинки, на правом ее берегу, недалеко от кургана № 13. Время погребений катакомбной культуры — XVI—XIV вв. до н. э. Катакомбы имели в плане овальную форму, но встречались трапециевидные, круглые или квадратные с закругленными углами. В сложении верхнекубанского варианта предкавказской (катакомбной) культуры прослеживается два ведущих компонента— волго-манычский и северокавказский. Основным компонентом является волго-манычский. Появление памятников типа усть-джегутинских катакомбных погребений в Верхнем Прику-банье А. Л. Нечитайло связывает с продвижением племен с Восточного Маныча [Нечитайло, 1971, с. 205—210; 1973, с. 19; 1974, с. 5—б']. О курганных захоронениях эпохи меди и бронзы у Усть-Джегуты, исследованных А. Л. Нечитайло, см. также [Нечитайло, 1976, с. 123—125, в частности с. 131, 147, 149; 1978, с. 15—18, 21—34, 35—38; 1979, с. 52—68, в частности с. 68]. Эти конские захоронения, как и зольное пятно в насыпи .кургана (остатки тризны), относились к захоронению в катакомбе. Вероятно, курган первоначально был насыпан в эпоху ^бронзы, а потом на его месте было устроено данное погребение и возведена нозая насыпь. Очевидно, здесь был погребен конный воин. Дата захоронения, как справедливо заключает Т. М. Минаева, I в. н. э. Т. М. Минаева сопоставляет эту катакомбу с катакомбами первого типа Золотого Кладбища на Средней Кубани и считает ее аланской [Минаева, 1971, с. 26—31]. К юго-востоку от аула Новая Джегута, на расстоянии трех километров от него, на правом берегу р. Джегуты находится скальный катакомбный могильник. В 1965 г. А. Л. Нечитайло на р. Овечка (в 10 км от Черкесска) раскопала четыре кургана. В трех из них оказалось шесть катакомб. Захоронения в катакомбах в курганах 1, 2, 4 относятся к II тысячелетию до н. э. И. М. Мизиевым зафиксированы также скальные гробницы (катакомбы)—овальные в плане и в сечении, выбитые в скале. Вход в них после погребения замуровывался камнями. Примерная датировка — VIII—XII вв. [Мизиев, 1968, с. 161]. Как отмечает Т. М. Минаева, остатки такого же большого ■скального могильника сохраняются, очевидно, у самых истоков р. Хасаут [Минаева, 1971, с. 103]. Западнее поселения, на левом склоне долины Подкумка, находится катакомбный могильник. Одно из погребений доследовано. Найдены железные наконечники стрел и бронзовые пуговицы. К югу от поселения обнаружены остатки полуподземных и наземных склепов квадратной и прямоугольной формы. В ауле Терезе найдены бронзовые вещи кобанского типа: браслеты и фибулы, а также бронзовые секира и кельт [Иес-сен, 1951, с. 82]. На южной окраине аула, на левом берегу Подкумка, расположен курганный могильник. Терезинский курганный могильник был осмотрен и частично доследован Е. П. Алексеевой (1961 —1964). Всего в могильнике мы насчитали 20 курганов. Все они были разрушены при добыче гравия. Внешне курганы такого же типа, как и в Учкекене (см. ниже Учкекен). В семи курганах удалось проследить форму могильного сооружения. В трех курганах обнаружены катакомбы. Такого же типа была катакомба кургана № 3 в Учкекене. В четырех разрушенных курганах могилы представляли собой прямоугольные ямы, стенки которых были выложены камнями. Ориентировка могил различная: с юга на север, с запада — северо-запада на восток — юго-восток,'с северо-запада на юго-восток. На восточной окраине аула Учкекен, при впадении в речку Эшкакон Подкумка, в 1959 г. А. П. Руничем и Н. Н. Михайловым обследован скальный могильник. Камеры представляли собой катакомбы без дромосов. Все 10 сохранившихся камер выдолблены на высоте 1,5—2 м от наносов, отложившихся у подножия скалы. Следов захоронения и инвентаря не сохранилось [Рунич, 1971, с. 170]. Очевидно, могильник датируется VIII—IX вв. . В ауле Учкекен расположен курганный могильник. Часть курганов этого могильника доследована и раскопана в 1961 г. экспедицией КЧНИИ, возглавляемой Е. П. Алексеевой. Курганные насыпи в плане круглые и овальные. Иногда насыпь окружена рвом. Могильные ямы -находились в центре или в какой-либо части кургана. В одной из боковых стен ямы был вход в катакомбу. Катакомба иногда располагалась под углом ,к могильной яме. Находки в катакомбах относятся к I—II вв. н. э.: железный колесовидный псалий, куски мелкокольчатой кольчуги, обрывки железной и бронзовой цепей, куски мела, обломки красноглиияных и сероглиняных местных сосудов, фрагменты сосудов... Учкекенский подкурганный катакомбный могильник синхронен и подобен курганам Золотого кладбища на Средней Кубани [Алексеева, 1966, с. 158—164; 1971, с. 68, табл. 18]. В Учкекене, на юго-восточной окраине городища Рим-Гора, при земляных работах обнаружены каменные ящики. По словам очевидцев, черепа покойников были деформированы, поэтому могильник предположительно отнесен X. X. Биджиевым к V—VII вв. На северо-восточной окраине Учкекена имеются подземные склепы [Биджиев. Картотека]. Пещерные, скальные могильники в Учкекене и в его окрестностях осмотрены X. X. Биджиевым [Биджиев, 1974, с. 98; 1979а, с. 40—41]. По северному склону Рим-Горы ведет дорога на катакомбный могильник X—XII вв. Могильник примыкает к горе с востока. Площадь могильника 17 га. Камеры вырублены в песчанике. Ориентировка скелетов — неустойчивая. Скелеты лежали на угольной подстилке, на досках, на лестницах-носилках, на бересте и в деревянных гробах. Инвентарь — сосуды, деревянные столики, остатки тканей, обрывки кожаных изделий, деревянные, керамические и стеклянные сосуды, металлическое оружие, доспехи, орудия труда. В 1966 г. А. П. Руничем был раскопан Первый Джагинский могильник, расположенный на левом берегу Подкумка, севернее Рим-Горы, между пос. Рим-Горка и аулом Джага. Все обнаруженные и осмотренные здесь 56 камер оказались расположенными в четыре-пять ярусов. Погребальные сооружения представляли собой скальные катакомбы без дромосов. В среднем бронзовом веке (II тысячелетие до н. э.) под курганами мы находим грунтовые ямы, накрытые каменными плитами, ямы с заплечиками, ямы, покрытые досками и булыжником, каменные склепы, «амен-ные гробницы, катакомбы. Костяки скорченные, но есть и вытянутые. Известны поселения III—II тысячелетий до н. э. (в районе Курджинова и Усть-Джегуты). Поздний бронзовый век (кобанская культура, XII—X вв. до н. э.) представлен отдельными находками бронзовых вещей — топоров, серпов и др. К раннекобанскому времени относятся также по-селения у Исправной и Уллу-Баганалы. Очевидно, к этой эпохе относятся также каменные ящики, открытые у сел. Элькуш. В среднем бронзовом веке (II тысячелетие до н. э.) под курганами мы находим грунтовые ямы, накрытые каменными плитами, ямы с заплечиками, ямы, покрытые досками и булыжником, каменные склепы, «амен-ные гробницы, катакомбы. Костяки скорченные, но есть и вытянутые. Известны поселения III—II тысячелетий до н. э. (в районе Курджинова и Усть-Джегуты). Поздний бронзовый век (кобанская культура, XII—X вв. до н. э.) представлен отдельными находками бронзовых вещей — топоров, серпов и др. К раннекобанскому времени относятся также по-селения у Исправной и Уллу-Баганалы. Очевидно, к этой эпохе относятся также каменные ящики, открытые у сел. Элькуш. Земляные катакомбы (Байтал-Чапкан, Рим-Гора, Хумара, Исправная, Каракент, Ку-мыш и в других местах). 8. Скальные захоронения, как правило овальные или прямоугольные в плане со сводчатым потолком, но есть и другие формы. Лазы — круглые, полукруглые, овальные, квадратные. Эти высеченные в скалах камеры можно назвать катакомбами, но следует учитывать, что они не имеют дромоса. Скальные катакомбы имеются в местностях Бескес, Ахмат-Кая, в могильнике Мощевая Балка, Крейда, Гнакызы, Шубшурук и в других местах. В последние десять лет исследовались скальные катакомбы в Нижнем Архызе (Мцешта), в урочище Кёкле, в Камснномостском, Важном, Учкекене, Джа-хе, на Рим-Горе и в других местах. Скальные захоронения — катакомбы без дромосов (Ахмат-Кая, Сары-Тюз, Индыш-Сынла, Учкекен; Кая-Баши, Хасаут, Крейда, Шубшу-рук, Кубрань, Гиляч, Рим-Гора и др.) Во II тысячелетии до н. э. на территорию Карачаево-Черкесии просочились степняки-кочевники — с Ма-ныча и из других мест. Они оставили подкурганные захороне-ния катакомбной (предкавказской) культуры (Усть-Джегута и другие пункты). К П1—II тысячелетиям до н. э. относятся дольменовидные гробницы на р. Кяфар. Аланами оставлены подкурганные погребения в катакомбах у Терезе, Учкекена, Усть-Джегуты. Очевидно, гланской является скальная катакомба IV—VII вв. н. э. у аула Новая Джегута. Мы считаем, что подкурганные катакомбы первых веков новой эры оставлены именно аланами. Эти катакомбы появляются одновременно на всем Северном Кавказе в тот период, когда письменные источники начинают говорить о проникновении на Северный Кавказ алан. Никаких элементов, связывавших ка-такомбную форму погребального сооружения с местными погребальными сооружениями, мы не наблюдаем. Правда, на Северном Кавказе, в северо-западной и отчасти в центральной его части, имеются бескурганные катакомбы, в основном II— I вв. до н. э. Таким образом, если об этнической принадлежности бескурганных катакомб последних веков до новой эры еще можно спорить, то подкурганные катакомбы первых веков новой эры следует со всей убедительностью называть аланскими. Это заключение подтверждается новейшими работами, в том числе и полевыми — А. М. Ждановского, Б. М. Керефова, В. Н. Каминского и других археологов. Раннесредневековые катакомбы (Байтал-Чапкан, Хумара, Исправная и др.) также принадлежат аланам". http://www.elbrusoid.org/upload/iblock/27d/arheologiakchr.pdf Е.П. Алексеева АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ Москва «НАУКА» И вот ещё конкретная работа по катакомбным захоронениям Северного Кавказа. http://rss.archives.ceu.hu/archive/00001023/01/24ru.pdf "Социальная стратификация северокавказских алан IV-IX веков". Д.С. Коробов

Albert: Тахир пишет: Вообще не понятно откуда такое утверждение. На территории КЧР катакомбных захоронений множество. Не надо путать скальные захоронения с земляными катакомбами! Я знаю, что есть мнения, что, дескать, скальные захоронение, т.н. скальные "катакомбы" - это лишь горный вариант земляных катакомб, но вряд ли это мнение можно принять, поскольку, как известно, ныне мы все хороним по мусульманской традиции в земле, вырывая яму с подбоем, как на равнине, так и в горах. И при наличии традиции катакомбных захоронений, эта традиция у того же народа в горах вряд ли могла настолько измениться! Ведь катакомбы можно вырыть и в каменистом грунте, пусть и не так легко, как в мягкой почве. Кстати говоря, на равнине тоже далеко не везде мягкий грунт. Вся литература по археологии у меня осталась дома - в Черкесске, а живу я сейчас в Усть-Джегуте, потому я сейчас не дам тебе расклад по всем без исключения захоронениям, но насколько мне известно, земляные катакомбы встречаются на территории КЧР почти исключительно в Малокарачаевском районе (за пределами этого района лишь единицы - это Байтал-Чапхан и нек. др.). А это территория, прилегающая к городам Кавминвод (к Кисловодску), где и находится основной ареал распространения катакомбных захоронений на близкой нам территории.



полная версия страницы