Форум » Общая история » Этруски - тюрки? » Ответить

Этруски - тюрки?

Басиат: Для начала, хотел бы поблагодарить Даира Сагдиева, юного и умного казаха, проживающего в США, за труд, за поиск и перевод материала, за его изложение. В общем, за всё то, что я сейчас скопирую: Параллели, приведенные Адиль Айда в книге "Les Etrusques étaient les Turcs: Preuves" Религия 1) Практически идентичное число уровней Неба, где обитают разные боги: у алтайских тюрок 17, у этрусков 16. За тысячелетия прошедшие между этрусками и современными алтайцами тюрки легко могли добавить еще один уровень. Рациональные этруски предпочитали число 16 - 4 стороны света поделенные на еще 4 части. 2) Вера в наличие прямой связи земного мира с небесным. Римляне унаследовали у этрусков эту идею, считая что земной и небесный миры пронизывают стержни-проходы которые они называли мундус. У тюрок идея перешла в концепцию Мирового Древа, проходящего через три мира. 3) Сотворение мира и у тюрок и у этрусков начинается с разделения воды и земли. Алтайские мифы начинаются словами "...не было ни неба, ни земли...", большая надпись Кюльтегина начинается словами "Когда наверху Небо, а внизу бурая Земля возникли..." Читаем в священном этруском тексте из Corpus agrimensorum "Знай что море и земля были разделены". 4) И древние тюрки, и этруски считали что птицы божьи посланники и через них можно связаться с богами. Этруские augur делали предсказания основываясь на полете птиц, а тюркские шаманы использовали птиц для обращения к Небу. 5) Этруские haruspex делали предсказания гадая на внутренностях жертвенных животных: ровно тот же обычай распространен среди тюрок. 6) Этруских жрецов в целом английский ученый Исаак Тейлор прямо называет шаманами. 7) Только этруски и тюрко-монголы практиковали жетрвоприношение лошадей. От этрусков римляне переняли октябрьский праздник с жертвоприношением лошадей "October Equus". Праздник сопровождался конскими скачками и в жертву приносилась победившая лошадь. Ровно в тот же месяц у тюрок был такой же праздник со скачками. И тюрки и этруски не проливали кровь при жертвоприношении. И тюрки и этруски вешали голову и хвост убитых животных в определенных местах. Этот обряд не унаследовали римляне и по словам английского ученого Герберта Роуза ему вообще нет аналогий среди других народов. Тем не менее выясняется что есть - у тюрко-монголов. 8) Этруски придавали большое значение земельным границам и имели особые правила для основания городов: сначала чертился круг и на его основе возводились стены. Рэм был убит Ромулом за нарушение традиции: он вошел в город не через ворота а перепрыгнул черту круга. У тюрок-кочевников также имело значение четкое разделение территорий-пастбищ и при каждой перекочевке юрты устанавливались формируя круг. Отношение этрусков к границам - рудимент от кочевой жизни, когда от разграничения пастбищ зависело отношение соседей. 9) Схожий культ предков у тюрок и этрусков. В домах современных тенгрианцев есть особо отведенные места где хранятся куклы сделанные в честь умерших предков. У этрусков в доме был атриум, место где хранились восковые изображения предков. И тюрки и этруски полагали что душа не может отправиться на небеса в одиночку, ей нужно сопровождение. И тюрки, и этруски верили что некоторые предки спускались на землю и чинили бедствия ближним, потому нужно было ублажить их чтоб те вернулись на небеса. 10) У этрусков присутствует курганное захоронение, типичное для тюрко-монгольских кочевников. Как и тюрки, этруски клали в гробницу вещи умершего. 11) Погребальные статуи этрусков установлены в сидячее положение, в руку вложена пустая чаша, в которой иногда есть подобие еды, то есть этруски создавали видимость того что умершие все еще ели, жили. Тот же обычай с умершими фиксирует у тюрок ибн Фадлан. * * * * * * * * * * * * * * * Боги 1) Тин этрусков - тюркский Тенгри. Tенгри - Тинг-ери, "повелитель душ", в этруском редуцировано до Тинг - душа, дух, жизнь. Оба бога - творцы мира, оба - боги-громовержцы, оба принимали решения в согласии с "советом" 12 богов, сакральный цвет обоих богов - красный. Наблюдается и некоторое сходство в том как называли Тенгри алтайцы - Бай-Улкен, великий владыка, и как называли Тина римляне - Optimus Maximus, лучший и величайший. 2) Ани этрусков - тюркская Умай-Ана. Обе - богини-матери, покровительницы женщин, воплощения материнства. Обе сакрально связаны с Луной: Ани особо чтили во время полнолуния, а Умай алтайцы представляли в обличье Луны. Птицы посвященные Ани-Юноне - гуси, этих же птиц тюркские шаманы использовали для симуляции путешествия на небеса. Причина - белый цвет гусей, сакральный цвет Умай, которой преподносят молоко белой коровы. В молитве к Умай-Ане просят чтобы та покормила народ из правой груди. На обратной стороне этруского зеркала изображено как Ани предлагает Геркулесу свою правую грудь. 3) Марс этрусков - Арес скифов - Бори тюрок. Марс и скифский Арес боги войны, у них нет постоянных храмов, обоим посвящались годовые праздники осенью и приносились в жертву кони. Дятел был воплощением Марса, эта же птица почитается за воплощение бога у алтайцев, утратмвших бога войны из за прекращения войн, но сохранивших память о нем в почитании дятла. 4) Минерва этрусков - аналога у современных тенгрианцев нет. Минерва богиня наук и искусств, а цивилизация сибирских тюрок на данный момент находится в упадке, давно утрачена даже руническая письменность, потому и больше не чтут богиню схожую по функциям с Минервой. Этимология - мыйын "мозг", арва "влияние" - мыйын-арва, та что влияет на мозг. * * * * * * * * * * * * * * * Лингвистика 1) Этруский алфавит, заимствованный и измененный римлянами, имеет общие черты с древнетюркским, несмотря на более чем тысячелетний разрыв между последними этрускими и первыми тюркскими памятниками. 6 знаков совпадают полностью. 2) В этруском не было буквы B, только P. Это отражает древнее состояние тюркского языка когда б произносилось как п: это видно на примере староуйгурского и алтайского. Анатолийские крестьяне говорят pakh в то время как городские турки - bak. 3) Та же ситуация с D - в этруском этой буквы нет, есть только T. В древнетюркском слова, ныне начинающиеся на д, начинаются на т. 4) Звука G в этруском не было - был звук K, записывавшийся четырьмя разными знаками в зависимости от окружающих гласных. В древнетюркском также слова, ныне начинающиеся на g, начинаются на k. В орхонском алфавите также присутствуют четыре знака для K, зависевшие от окружающих гласных. 5) В древнетюркском был распространен звук KH, часто заменявший K в современных тюркских словах. Эта тенденция распространена среди тосканцев, латинизированных потомков этрусков, которые например говорят poho вместо росо (мало) и hasa вместо саsa (дом). Явление это называется Gorgia Toscana. 6) Для этруского характерна гармония гласных, типичная для урало-алтайских языков. Как и алтайские языки, этруский - агглютинативный язык. 7) Эволюция этруского языка схожа с эволюцией тюркских языков в плане изменения дифтонгов. AI перешло в EI, AU и EU перешли в AV и EV. Все эти изменения прослеживаются если скажем сравнить турецкий с более архаичным булгарским. 8) Схожий дифтонг uo. В этруском звуки u и o обозначались одной буквой, по словам этрускологов u и о "смешивались", но по сути они скорее соединялись. Это видно на примере итальянского, где латинские o перешли в uo, так как трудами тосканца Данте, одного из фактических создателей литературного итальянского языка, итальянский прошел через "тосканизацию", "tratramento toscano". А тосканцы это латинизированные потомки этрусков. В древнетюркском у и о также обозначались одной руной, и в архаичных тюркских языках навроде якутского о также переходят в уо. 9) Этруски как и древние тюрки писали справа налево. 10) В письменном этруском также как и в древнетюркском часто пропускались гласные. Причем возможно что они пропускались и в начале и в конце слов, а не только между согласными, эту идею Адиль Айда высказала в июне 1970 года на конференции в институте археологии Рима. * * * * * * * * * * * * * * * Грамматика: тюрко-этруские параллели 1) Использование нескольких суффиксов 2) Неупотребимость предлогов 3) Двойной родительный падеж ((цвет) чего то принадлежащего Ахмеду - ahmed-in-ki-nin (rengi)) 4) Прилагательные в этруском образовывались при помощи суффиксов, наиболее частый - NA, в тюркском ныне это суффикс в адвербиальных оборотах речи образованных от глаголов (напр. kaçarcasi-na - "как бегущий человек"). Другой этруский суффикс L в тюркском представлен в виде LI, возможно что этруски не писали гласную в конце или древние тюрки не произносили ее. 5) Отсутствие рода у существительных, прилагательных и местоимений. 6) Множественное число в этруском образовывалось суффиксами ar/er. Тюркские суффиксы - lar/ler. Параллель заметил французский лингвист Карра де Во, считавший l в тюркских суффиксах добавкой для благозвучия. Это подтверждается тем фактом что в архаичном якутском множественное число иногда образовывается с помощью ar/er, без l. 7) Одинаковость форм именительного и неопределенного винительного падежей. 8) Одинаковый суффикс дательного падежа A у этруского и турецкого. 9) Схожие суффиксы местного падежа: thi в этруском и ta/te/da/de в тюркском. 10) По словам Паллотино, этруские формы с н это скорее всего винительный падеж. См. тюркский суффикс винительного падежа ni/nu/nü (могут быть и другие гласные в зависимости от слова по закону гармонии гласных). 11) Этруские глагольные формы по Паллотино это А, E, I, U. Полностью совпадает с таковыми у третьего лица единственного числа глаголов в волжско-булгарском. 12) Одинаковый суффикс повелительного наклонения TH. 13) Схожие суффиксы деепричастий - ERI и ESI. Чередование R/Z -распространенное в тюркском явление ротацизма-зетацизма. 14) Схожие суффиксы в конце слов обозначавших профессии. В этруском TH, судя по всему произносилось THI и на письме пропускалась гласная. Тюркское chi/dji, в зокающе-цокающих диалектах zi. 15) Возможно употребление глаголов без личного местоимения и субъекта вообще. 16) Слово в родительном падеже в этруском предшествовало определяемому, то же в тюркском: "розы цвет". 17) Сказуемое стоит в конце предложения. * * * * * * * * * * * * * * * Звериные мотивы в этруском искусстве "В целом, любовь этрусков к животному искусству никогда не подвергалась сомнению. Несколько шедевров, не из камня, но из бронзы и глины, из века в век являлись яркими свидетельствами сего оригинального направления". [Raymond Bloch. L'art des Etrusques. Il Parnasso, Milano 1965 - p.53] * * * * * * * * * * * * * * * Слова 1. Augur - жрец делавший предсказания основываясь на полете птиц. Тюркское ugur/ogur - шанс, судьба. 2. Haru(spex) - жрец гадавший на внутренностях жертвенных животных. Spex - латинская часть, specere - обследовать. Соответственно haru - тюркское карин/харын - живот, брюхо. Тюркское ы перешло в латинское у, а носовой н в латинизированном варианте harun-spex выпал. Изначальное присутствие конечной н в haru доказывается другим этруским словом в латыни - hernia, болезнь живота. Hernia и haruspex однокоренные слова по данным Этимологического словаря латинского языка. 3. Cam(illus) - дословно "юный жрец". Illus латинский уменьшительный суффикс. Корень же - тюркское кам "жрец, шаман". 4. Templ(um) - храм, этруское слово в латыни. Этруское thap, тюркское tab-mak "почитать". При переходе в латынь и добавлении суффикса um произошли некоторые изменения. М перед Р - продукт назализации, L после P - тюркский суффикс места. 5. Atri(um) - согласно Варрону этруское слово в латыни. Часть дома этрусков, использовавшаяся для поклонения предкам, называлась atri, тюркское ata yiri "место отцов", редуцировалось до atri. 6. Macte - слов из религиозного языка римлян, означает "славить, хвалить". Не имеет латинской этимологии, это этруское наследие. Тюркское макта-мак "прославлять, произносить хвалебную речь". 7. Saecul(um) - век, сто лет, этруское слово в латыни. Тюркское sös - сто, в тюркском имеет место чередование s/k (пример sümgek - kemik), получается sök. Ul, редуцированное этруское avil/auil - тюркское yil "год". Sök-yil - сто лет. 8. Saepe - "часто" в латыни, с латинского не этимологизируется. Возможно этруское слово, см. тюркское sibi/siba - плотно, тесно. 9. Aeger - болезнь. Тюрк. agri "физическое страдание", agrimak "причинять боль". 10. Toga - вид одежды, этруское слово в латинском. За латинизированной формой скрывается тюркское tong "одежда". 11. Curia - религиозно-политический институт у римлян. Латинской этимологии нет, возможно этруское слово, см. тюрк. kur-mak "учреждать, основывать". 12. Curul(is) - часть выражения sella curulis, "государево сиденье" (Тит Ливий), сиденье на котором сидели магистраты и высшие чиновники. Curul(is) этруское слово, см. тюрк kurul "собрание, официальное учреждение", kurmak "учреждать, основывать", отсюда же и слово курултай. Sella curulis - сиденье для официальных собраний. 13. Quirit(es) - основатели. Тюркское кур-мак "основывать", куриджи "основатель". Quirinus - великий основатель, посмертный титул Ромула. 14. Balte(us) - этруское слово по Варрону, "пояс к котрому прикреплялся меч". Тюркское bel "пояс", te - тюркский суффикс местоположения. Римляне видимо заимствовали не слово а часть выражения "(меч) на поясе, у пояса". 15. Atta - отец, дед. Этруское слово в латыни. Прозрачная тюркская этимология - ата. 16. Ais - божество (Гесихий, Светоний). То же слово есть в тюркском с тем же значением. 17. Avil - год, слово читается в этруской эпиграфике. Тюркской yil - год, закономерно чередование v-u, выпадение начального а также наблюдается в тюркском (общетюркское араки в турецком произноситчя как раки). 18. Apa - отец, предок. Слово с тем же значением зафиксировано в орхонских надписях, более поздняя форма по Кашгари - aba. 19. Sek - девушка, инверсированное тюркское kiz. Метатеза типичное явление для тюркских языков. 20. Clan - сын, тюркское оглан/улан. В письменном этруском гласные не прописывались как и в письменном древнетюркском. В орхоно тюркском оглан означало скорее "потомство" и есть вероятность что и этруское clan означало больше потомство чем "сын". В этруских надписях 137 раз встречается слово clan и только 29 раз слово sek "дочь". Неужели у этрусков рождалось больше сыновей чем дочерей? 21. Lucum(ones) - "король" на этруском (Сервий). Тюркское улуг "великий", притяжательный суффикс ум "мой" (срав. франц. Monsieur от Mon seigneur). Ones добавлено римлянами для придания слову мужского рода и множественного числа. 22. Fala - небо на этруском. Тюркское hala "небо", чередование ф-х имеет место в тюркском. 23. Mlak/Mulac/Mulakh - пожертвование. Тюркское bülek/bileg "дар", чередование m/b типично для тюрко-монгольских языков (например казахское Men "Я" в турeцком Ben). 24. Suk - религиозная церемония. Тюрк. tsük/tchuk - праздник в честь жертвоприношения. 25. Peke, латин. Begoe - женщина-пророк, тюрк. Beki/Bike - шаманка, госпожа. 26. Hintha - кладбище, тюрк. sinti, чередование с/х закономерно для тюркских языков (турецкое сакал в башкирском хакал). 27. Cap - емкость, контейнер. Тюркское kap. 28. Thap - молиться. Тюркский корень tap — служить, присутствует в словах tapla — почитать, tapmak - молиться, tapağ, tapınmağ служение, поклонение, почитание, поклонение богу. 29. Sath - ставить, быть поставленным. Тюркское sit "быть положенным". 30. Hec - добавлять. Тюркское еk "добавленное". 31. Thez - делать подношение, организовывать пожертвование. Тюркское tüz-mek "упорядичивать, организовывать, регламентировать". 32. Zikh - писать. Тюркское çiz-mek, имела место или метатеза, или долгая тысячелетнаяя трансформация согласных: z-s-tch и kh-sh-s-z. 33. Tush - могила. Тюркское tush-mek "спускаться", могила - "место куда спускаются мертвые". Производные от этруского tush - tushthi и tushurthi в тюркском означают "спустился" и "спустил". 34. Sac - священное действие или условие. Тюркское sak-mak "раздумывать", sak-in-mak "воздерживаться". Вероятно корень sak имеет смысл "табу", соотвествующее "священному условию". 35. Mi - я, винительный падеж - mini. Тюркское min, в древнетюркском конечное n не произносилось, см. чувашское ebi "я", чередование м/б закономерно для тюркских. Mini - винительный падеж от mi в тюркском. 36. Vel - слово встречающееся в этруской эпиграфике столько же раз сколько и mi. Ни в одной надписи слова mi и vel не встречаются одновременно. По предположению Адиль Айда, vel это "он", слово заменяло mi в надгробных надписях так как ушел или еще не наступил обычай писать об умершем в первом лице. Тюркское ol/ul "он", закономерно чередование v/u. В чувашском осталась неизмененная форма vel. 37. Ananc, anc, ancn - местоимения встречающиеся в этруской эпиграфике. Тюркское aning - его (местоимение в родительном падеже и притяжательное местоимение). 38. Nac - как, почему. Тюркское neke/nige "почему". В мишерском диалекте пензенских тюрок слово сохранилось в форме nak. 39. Tarquin(us) - титул этруских правителей по мнению большинства нынешних тюркологов. Римляне считали это династийным именем. Тюркский титул tarkhan, букв. "владыка земли". При переходе в латынь тюркский qh заменился латинской q и по этой причине сменилась гласная второго слога. Возможно и то что древней формой тюркского khan было khun, см. чувашский вариант слова хан. 40. Rasena - самоназвание этрусков, известное по сочинению Дионисия Галикарнасского. Согласно исследованиям итальянского лингвиста Альфредо Тромбетти "Sulla parentela della lingue etrusca" и "Ancora sulla parentela della lingue etrusca" изначальная и единственно верная форма самоназвания этрусков - Arsena, и в сочинении Дениса Галикарнасского допущена ошибка. Имя правящего клана тюрок Ашина/Асена, известное из китайских источников, может быть реконструировано как Арсена по причине отсутствия звука р в китайском. Это дает полное совпадение самоназвания этрусков и самоназвания правящего рода древних тюрок. * * * * * * * * * * * * * * * Ну и под конец хотелось бы сказать, что (по информации Даира же) именитый итальянский лингвист Марио Алинеи уже работает над книгой "Gli Etruschi Erano Turchi" (Этруски были Тюрками). А нам остаётся только ждать. Думаю, она даст толчок в тюркскую сторону и скифо-сарматам, т.к. книга опровергнет заблуждение, якобы тюркский язык очень молодой.

Ответов - 10

Гергокова Лейля: Интересные параллели.

огъары учкулан: Феерический пример того как при желании можно и китайцев сделать учкуланцами, а индейцев итальянцами. Могу продолжить: у этрусков и у тюрков по 5 пальцев на руке

Albert: Я думал, что там что-нибудь посерьезнее найдут))


Басиат: огъары учкулан что тебе не нравится, давай по пунктам? Не терплю пустой трёп.

Басиат: Albert пишет: Я думал, что там что-нибудь посерьезнее найдут)) Может и нашли, я-то не с источника копирую. Книга Марио Алинеи (итальянца) будет, наверняка, с чем-то более серьёзным. Хотя я не понял, что вас в данных примерах смутило. Они в разы адекватнее, чем сетовать на наше обращение "Алан".

Albert: Басият, на самом деле по списку слов, приводимому здесь как тюрко-этрусские изоглоссы, очень трудно, даже я бы сказал - невозможно сделать вывод о родстве тюркских языков с этрусским. С теми же шумерами (а я с подозрением отношусь ко всей этой нашей тюркской "шумерологии"!))) схождений едва ли не на порядок больше.

Басиат: Albert в общем, подождём труд Алинеи. Пока, вт всяком случае, таких схождений больше ни с кем нет. Если уж итальянец, живущий на родине этрусков, считает их тюрками (и это с тем царящим антитюркским настроением в историческом плане), то я лучше поверю ему, чем нет. А Шумерский именно по структуре не схож с тюркским и, скорее всего, лишь испытал большое тюркское влияние. Вроде, его к Уральским относят.

khanmode: Басиат пишет: Ну и под конец хотелось бы сказать, что (по информации Даира же) именитый итальянский лингвист Марио Алинеи уже работает над книгой "Gli Etruschi Erano Turchi" (Этруски были Тюрками). А нам остаётся только ждать. Думаю, она даст толчок в тюркскую сторону и скифо-сарматам, т.к. книга опровергнет заблуждение, якобы тюркский язык очень молодой. Так вроде она вышла аж в апреле 2013 года и о произошедшей революции никто не слышал. Марио Алинеи на Амазоне

Басиат: khanmode пишет: Так вроде она вышла аж в апреле 2013 года и о произошедшей революции никто не слышал. Марио Алинеи на Амазоне На русском выйти должна, скорее всего.

Басиат: khanmode спросил у автора, он оказывается просто опечатался, забылся. Книга вышла, но она на итальянском. Он итальянский не знает, к сожалению. Ждём английский перевод.



полная версия страницы