Форум » Общая история » Путешествия Гюльденштэдта, Палласа, Райнегса, Клапрота и других на Кавказ » Ответить

Путешествия Гюльденштэдта, Палласа, Райнегса, Клапрота и других на Кавказ

Abrek: Предлагаю обсудить указанных иссследователей Кавказа, личности данных путешественников, их книги о Кавказе, а также толкование географических, этимологических и других сведений. На это меня сподвигло то обстоятельство, что неискушенному историку-любителю затруднительно разобраться во всех этих немецких фамилиях и огромного количества книг, выпущенных по результатам их поездок.

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Is-tina: Аття пишет: Небольшой отрывок из того же франкоязычного источника: Как это все трогает, то, что Вы вводите.И предыдущее. Я послушала Балакиревскую В. фантазию. И пианист какой . Игра тонкая. Он настоящий King. Тот пианист. Все это восточно-европейское переплетение. Очень гуманное какое-то. Вам - Спасибо! Да. еще интересная деталь. Тот пианист. На каждый коммент отвечает. А наши инетчики все лаются и лаются. Как надоело.

Abrek: Клапрота решил начать с его "Азии полиглоты"\ перевод немного сумбурный получился, но все таки. Далее продолжу перевод непосредственно путешествия самого Клапрота, которое кстати он "выбил" у Потоцкого, оказавшись его попутчиком в Китай, кроме того Клапрот дважды выпускал записки Гюльденштэдта. Относительно недавно в германии вышла книга о Клапроте, из которой я также приведу пару любопытных моментов, характеризующих Herr Klaproth. "Пятую ветвь индогерманских племен в Азии образуют осетины, которые проживают в кавказском высокогорье к северу от Грузии. Себя они называют Ирон и страну свою Иронистан. Грузины называют их Оси или Owsni, а место их проживания Осети, последнее послужило поводом к именованию народа Осетины, под которым они и известны в Европе. На востоке они граничат с мизджегскими народностями, на западе с Имеретией и с известным под именем Басиания тюркским племенем. На севере граничат с черкесами. Согласно грузинской саге, в году от сотворения мира 2302-м, хазары, жители стран лежащих на севере Кавказа, вторглись в Грузию и Армению, разграбили и разрушили все, а жителей угнали с собой. После первых нападений, царь хазар отдал всех пленных из Картвели-Сомчети своему сыну Уобосу и/или местность между Курой и Араксом и утвердил его правителем части кавказских стран, которые западнее от реки Lomeqi (Терек). Уобос поселился там со своими подданными и потомки этой колонии и есть осетины, которые и сейчас на этих территориях живут. Имя хазар не было известно до рождества Христова и хронология, которая написана на основе персидских небылиц/басен династий Pischdadier и Keijanier, абсолютно не заслуживает внимания,а даже скорее противоречит факту вторжения одного севернее от Кавказа проживающего народа, скифов древних греков. Это вторжение скифов под предводительством Мадия, имело место в 633 году до рождества Христова и особенно заслуживающей внимание явялется новость Диодора из Сицилии, а именно то,что скифы отправили медийскую колонию в Сарматию, страну севернее от Кавказа. Этой медийской колонией и были те, хазарами грузинских хроник, угнанные жители Картвел-Сомчети, потомки которых и есть сегодняшние осетины, называющие себя Ирон. А Иран это старое еше и сейчас существующие название Персии и Медии, которое обнаруживается на старых сассанидских монетах. Практически на всех подобных монетах имеется надпись Malka malkani Iran, король королей Ирана. Кроме того, в записях Накши-Рустама и Кирманшаха можно прочесть слова Malka Iran wa Aniran, то есть король Ирана и не-Ирана. К этим бесспорным памятникам присоединяет себя свидетельство Геродота, который сказал, что медийцы себя называли Arianoi. Согласно непосредственно осетинским сагам и грузинской истории, осетины проживали на территории от Кавказских высот и до Дона, однако были в середине 13 века Батуханом, племянником Чингисхана, с равнин в горы выдавлены, где и сейчас проживают. Уже Плиниусу известны потомки медийцев и сарматов на Танаисе и Птолемей «селит» в устье этой реки народ Ossilier, имя которых напоминает Osi осетин. Однако больше чем все эти исторические данные, неопровержимо доказывает то, что осетины принадлежат к тому же племени, что и медийцы и персы, то есть индогерманцы, их язык. Однако, если мы в этом народе, медийских сарматов древних историков, обнаруживаем, то еще удивительнее в этом народе также одновременно узнать и алан средневековья, которые жили севернее Кавказа. Константин Багрянородный, в году 948 нашего времени пишет: «От Таматархи'Tamatarcha река Укрух /Ukruch расположена на раастоянии 18-20 миль, которая Sychien/Зихию от Таматархи отделяет.» Таматарха был город на острое Тамань, на Босфоре и в устье Кубани. Она же поздняя Тамань-кала/Thaman-qala тюрков, Метхерха/Metcherha арабских географов, Matreca, Matriga, Matuga, Matega Matrega итальянских карт 14 века. Тмутаракань древних русских хроник это синоним Таматархи, хотя возможно он и располагался не в том же месте. Также как и не доказано, что теперешняя Фаногория, исходя из места не является той самой Тмутараканью. Укрух возможно это место истечения (Ausfluss -непонятно что имеется ввиду исток или же устье) Кубани того времени, которая в результате таяния снегов в горах Кавказа и следовавших за этим наводнений, часто менялa свое устье. Зихия это страна черкесов/Circassier вдоль побережья Черного моря — Zychi in lingua vulgare, greca, et latina cosi chiamati, e da Tartari et Turci dimandati Circassi est. - Georgio Interiano (1502). Рамузио. «От Укруха до реки Никопсис/Nikopsis , на которой одноименный город лежит, Зихия простирается на 300 миль.» Никопсис это река de Nicosia или Nikolo итальянских карт 14 века, на которой также населенный пункт Никосия находился, а именно на берегу Черного моря, между Sebastopolis (сегодняшним Iskuria и древним Dioskuria) и Pezonda, на северо-западе от Сухумкалы. Это Анакопия грузинских карт на реке Kuri. Итак, Зихия это страна от Босфора на юг до Сухум калы, которая тогда черкесами населена была. «Над/через/выше Зихией находится Папагия/Papagia, над/через/выше Папагией – Касахия/Kasachia, над/через/выше Kазахии гора Кавказ и по ту сторону Кавказа страна Алан.» При перечислении этих стран, Константин, как мы видим, «идет» с от моря на северо-восток. Папагия это место жительства на южных склонах Кавказа проживающих черкесов, Papageti в средневековых грузинских хрониках. И сейчас имеется один знатный кабардинский род Babagi. Выше следует Казахия, страна восточных, «внутренних черкесов, которых и сейчас осетины Казах, а мингрельцы Казак, называют. Они касоги русских хроник. За Казахией следует гора Кавказ; в данном случае это снежная вершина Эльбрус,на северной стороне которого истекает Кубань. За этой горой нахожится местожительства алан. То есть, это конечно места где сегодня проживают осетины. Итак, аланы жили в середине 10 века в стране осетин. Далее пишет Josafa Barbaro (1436) в своем путешествие в Тану : « L´Alania e deriuata da popoli delli Alana, liquali nella lor lingua si chiamano AS.“ - Также Жан План де Карпин, которого папа Иннокентий 4 в году 1246 к Большому хану монголов послан был, называет аланов или ассов среди последних. Согласно русским хроникам Святослав завоевал в году 966, лежащий на Дону город Беловеж, хазарам принадлежавший и воевал против Ясов и Касогов, то есть против асов или аланов и черкесов (которых и сейчас казах называют). Но асы или аланы живут в стране осетин, которых грузины, турки и татары и другие соседние народы Оси называют. Русские называют их Asetinzi. Прим.-Один русский миссионер, который 20 лет прожил среди осетин, заверил графа Потоцкого, что среди этого народа и сейчас есть семья, носящая имя Алан; лично я возможности найти подтверждение этому в ходе моей поездки через Кавказ, не имел. Аланы дали также свое имя среднему проходу в кавказских горах, тому самому который Dariel и у древних Porta Causasica или Cumana. Согласно истории Дербента, которая на тюркском языке составлена, персидский король Qobad (правил с 49 до 53 года нашей эры) построил стену, которая от Дербента на западе до аланских ворот (Babi-Alan), чтобы его государство от нападений хазар защитить. Руины этой стены в Дагестане имеются и сегодня. Арабские историки средних веков называют страну осетин, вместе с частью мест проижвания мизджегских народов, Belad Allan, то есть страна Аланов. Незнающие думают однако, что нужно читать Belad-al-Lan утверждая что ал — артикль и страна соответственно ланов — Land von Lan. Такое же недоразумение с воротами алан, которые сами арабы называют Bab-al-Lan- ворота ланов, возможно чтобы избежать какофонии Bab-al-Allan и Belad-al-Allan. Из этого совершенно ясно следует: Осетины, которые себя Ирон называют — медийцы, которые себя Иран называют и у Геродота они Арианой. Осетины это медийские сарматы и от скифов на Кавказ переселившаяся медийская колония. Осетины это асы или аланы средневековья. Осетины это ясы русских хроник, откуда и пошло название одной из частей кавказских гор — ясские /Jasische. Прим. - Карамзин в 4 части его русской истории (страница 119 изданного в Петербурге оригинального издания, что в году 1277 большое количество русских князей со своими войсками к монголам присоединились, что Хану Мангу Тимуру помочь непокорных ясов или аланов в Кавказских горах подчинить. И эти князья были удачливы, так как они город ясов Дедяков (в южном Дагестане) захватили, разграбили и сожгли. В примечании 157 на странице 355 Карамзин приводит из Воскресенских хроник - « По ту сторону Терека, на реке Sewenz перед городом Tetiakov, простираются высокие горы мимо ясов и черкесов, по соседству с железными воротами. Эти железные ворота Карамзин считает Дербентом и таким образом хочет город Дедяков считает Diwen или Deduch, который восточнее Дербента в районе Табасаран на реке Рубас находится. Думаю он заблуждается, так как Дербент у азиатов не называется железными воротами, а так именуются несколько укрепленных проходов через Кавказские горы, а именно Dariel/Дарьял на Тереке." Asia polyglotta, von Julius Klaproth, 1823

фолькс: Абрек это мне напомнил пересказ Клаппорта туриста улышанного от гида-проводника .аналогию я наблюдал в музей памятнике Кумуша как бывший участник того сражения водил туристов из ФРГ- которго как бы невзначай проходя мимо на карачаевском одёрнул" пастух"- отлично! .только не ляпни что негодяя(гитлера) на том суку повесили- а те слушали раскрыв рты.


Abrek: он вообще не убедителен, если ты об этом.

Abrek: перевод путешествия Клапрота .....

Is-tina: Абрек, спасибо! Все прочитала. Хотя название здесь другое, но все то же и в русских переводах. Похоже, они так же как и наши, перемещают свои драгоценные строчки из одних в другие работы. И создают на их основе новые. Хотя, спасибо им и за это.

Багъатыр: "1765 г. Кабардинцы и кубанцы подозревались в ограблении русского каравана, и у крымского хана было истребовано возмещение ущерба. 1766 г. Порта возвратила пострадавшим их потери. " Грабят одни, платят другие. "Отче наш" не наш язык. Похож на турецкий.

Abrek: совершенно верно Is-tina, но именно Клапрот столкнулся в Германии с проблемами, так как издатель предупредил его что дословно "не будет печатать его макулатуру". Это было сказано по поводу Азиатского журнала. у него есть много по лингвистике книг. Перевод книги по ссылке не мой. я на него наткнулся. попозже приведу то что он гюльденштэтда обрабатывал....аж два раза.. Батраз, сведения о карачаевцах ему давал армянин из Моздока....

Is-tina: А вот , Абрек, интересное высказывание Коха: «До сих пор мало путешественников осмеливалось проникать внутрь страны. Неизвестно, как далеко проник в Осетию Рейнеггс; Гюльденштедт был только в южных селениях. Интересное описание путешествия в Северную Осетию напечатал не назвавший своей фамилии офицер в VII томе «Северных изве¬стий» (Петербург и Лейпциг, 1796). Путешествие Клапрота в Осе¬тию, о котором он приводит сведения во II томе своей работы, принадлежит не ему, а русскому офицеру (на что указывает также Дюбуа). В 1828 г. в Осетии находился русский Грегориевицкий, и его отчет был напечатан за границей в сборнике «Ausland» за 1839 г. под № 108. Шегрен посетил в 1837 г. часть Северной Осетии и опубликовал некоторые данные об осетинах в Записках Петер¬бургской Академии. Почти в это же время я был в Осетии и опуб¬ликовал статью об этой стране и ее жителях в журнале «Бран» за 1838 г. Клапрот также привел описание Осетии на основании обнаруженной им грузинской типографии; он опубликовал эти данные в « Jornal asiatique», том 5, стр. 29. Академику Броссэ уда¬лось найти те же материалы еще раз, но в более подробном виде (вероятно, другая рукопись). Согласно его данным, эта рукопись принадлежала внебрачному сыну изгнанного царя Вахтанга VI по имени Вахушт и была в 1745 г. переправлена в Россию. Она называется «Географическое описание Грузии»; Броссэ перевел ее на французский язык. Карл Генрих Кох (1809—1879 гг.) —известный немецкий ботаник и путешественник, приват-доцент университета в Иене, В 1836 г. Кох предпринял первое свое путешествие на Восток

Albert: Abrek пишет: Батраз, сведения о карачаевцах ему давал армянин из Моздока.... Абрек, Багъатыр - не Батраз!

Abrek: О кечериксиз....как я так лопухнулся

Albert: Ничё! Багъатыр - очень великодушный человек! Думаю, он на тебя не в обиде)))

Багъатыр: Albert пишет: Ничё! Багъатыр - очень великодушный человек! Думаю, он на тебя не в обиде))) Багъатыр и Батраз-корень один.

Albert: Ну да! Но люди, тем не менее, разные!

Солтан: На одном оружейном форуме спрашивают : "Проблема - есть немецкий перевод 1880 г. рукописи Х.Вамбери на персидском, "Тюркский народ", с описанием племен Сибири (якуты), Средней Азии (кара-киргизы, уйгуры, казаки-киргизы, узбеки, каракалпаки, туркмены), Поволжья (казанские татары, чуваши, башкиры, мещёра), Восточной Европы (крымские татары, ногайские татары, карачаевцы, кумыки), Ближнего Востока и Закавказья (османы, иранские тюрки, азербайджанцы). В немецком - ноль... Кто может помочь?" Абрек, можешь осилить ?

Abrek: Читаю, Солтан....

Abrek: " Ранее мы упоминали о дошедших под собирательным именем и тем самым в некоторой степени родственных кундурах и кумуках, однако не можем не отметить , что хотя мы и признаем у кундуров или карагачей некоторое смешение кумуков и чернух киргизов с настоящими ногайцами (у кундуров часть бурутов или черных киргизов находитcя, которые в 1758 из Джунгарая к калмыкам бежала и там осталась), мы этих карагачей не хотим путать с карачаевцами-тюрками, как это делает Hovorth, возможно запутавшись в созвучии названий карагач и карачай, названия двух племен, которые между собой ничего общего не имеют, так как когда карагачи или кундуры по происхождению ногайцы, карачай-тюрки в истоках Кубани, черкесами называемые Татар-куш-ха — горные татары, в целом решительно относятся к бывшим узам или куманам, и были позднее, как Клапрот подробно сообщает, из степей возле Кумы, а именно поблизости от старых Маджар, выдавлены в кавказские горы. Хотя со всех сторон укруженные Черкассией, они до сегодняшнего дня сохранили их тюркское наречие/диалект, схожесть которого с тюркским известного Кодекса куманикус из года 1303 бросается в глаза, чего уже не скажешь о языке ногаев/, который сильно пропитан тюркским внутреннеазиатским. Согласно Клапроту, который в своем «Путешествие на Кавказ» об этом народе подробно сообщает, живут они у подножия Эльбруса, называемого ими Минги-Тау (небесная гора, менг-небо) на реках Хурзук, Кубань и Теберде. Их обе главных аула во времена Клапрота, то есть 70 лет назад, были Карачай в месте впадения Хурзука в Кубань, около 250 домов и Теберде, 50 домов. Внешним видом они больше напоминают грузин, так как они хорошо сложены, у них большие черные глаза, белая кожа и могут быть отнесены к наикрасивейшим жителям Кавказа, такие же «нетюркские» как и османы и азербайджанцы. Их обычаи, как и можно предполагать по альпийской природе их родины , отличаются от родственных им на севере и юге. Так, они кормят себя земледелием, развитым домашним производством и от воинственных наклонностей их братьев давно отошли. Следы тюркской жизни сохранились в их любви к конине, привычке к питью пива, так как пиво, как и у чувашей так и у всех понтийских тюрков было популярным в древности(под пивом предполагается боза, я также думаю, что здесь можно и нужно отметить айран), наличие некоторых знаков/признаков тюркских верований, больше всех однако это диалектическая характеристика их языка, из которой следует, что карачаевцы не с юга, но также не с востока, а с северо-запада. Иохан фон Бессе, который в 1829 году во время своей приключеченской поездки на Кавказ в поисках старой родины мадьяров, хочет карачаевцев видеть близкими родственниками мадьяров, на основании высказываний горных тюрков, утверждающих что они ранее к древней расе мадьяров принадлежали и о своем происхождении следующее сообщают: их предки, как передает еще сегодня бытующая среди них традиция, жили в степях, где сейчас казаки проживают и что бы уклониться давления одного более сильного народа, которому они -каждый дом одну черную или одну белую корову или в случае отсутствия таковых трех любых коров, в качестве налога платили, переехали на левый берег Кубани и в непроходимых горах поселились. Это переселение они совершили под предводительством вождя по имени Карачай (черный ручей), так что теперь весь народ это имя носит. Кроме них есть еще пять народностей в аулах Оруспи, Бизинги, Хулам, Балкар и Дугур, последние также мадьярского происхождения. Какой то интерес представляет легенда о мадьярском принце, которую карачаевский князь Мырзакул венгерскому путешественнику сообщил, которую Амеди Тьерри сравнил с Цсабо-легендой и которая в некоторых эпизодах схожа с переданной Радлофом в пробах литературы южносибирских народов казак-киргизской сагой. Кроме того, что эта легенда в той или иной интерпретации бытует у трех на удалении друг от друга живущих народов и играет важную этнологическую роль, мы должны так же отметить что возможное родство карачавцев и венгров еще больше подтверждают следующие моменты: 1. Имя Маджар в отношении одноименных руин у народов севера Кавказа имеет большое значение и в их народных сказаниях и часто связано с подвигами героев. 2. Так как карачаевцы из степей и проживали вблизи Маджар и оттуда в места их сегодняшнего проживания переселились. 3. Потому что Константин сообщает, что часть древних мадьяр после их неудачных сражений с печенегами в Лебедии, переселилась не в ЭтельКузу, то есть в Паннонию, а в сторону Персии, где Дербенд в 9 веке являлся северной границой иранского элемента. Мы отдаем этой гипотезе предпочтение так как по нашему мнению главенствующим элементов древних мадьяр принадлежал тюркской национальности, как мы это подтверждаем в наших исследованиях происхождения мадьяр. В конце концов что касается диалектических характеристик сегодняшних карачаевцев, то датируются эти изменения временами совместного проживания с другими понтийскими тюрками. При этом они сохранили свой родной язык, если и в измененной форме, в то время как другие языки, народов переселившихся в горы из степей на Куме, исчезли без следа. Кроем карачаевцев, которых согласно новейшим статистическим данным 19800 человек, сообщает Бессе об указанных нами выше о пяти , как происходящих от мадьяр тюркских племенах из которых Сайдлитц нзывает только три, а именно Урусби, Чегем и Балкар и число их оценивает в 13 600 человек и общее число кабардинских тюрков 33 400 человек." Из книги "Тюркский народ" Х. Вамбери 1885.

Turk: Abrek пишет: кабардинских тюрков 33 400 человек. интересно.

Солтан: Сау бол, Абрек, с твоего позволения скопирую им этот отрывок, облегчу им задачу :)

Abrek: насчет копирования , я что подумал, будет справедливым с одной стороны и правильным с правовой точки зрения с другой стороны, если при копировании материалов переводов тех или иных книг, выдержек из них, будет главная ссылка на сайт Аланы. Перевод осуществляется исключительно в научно-исследовательских и познавательных целях. Использование перевода в коммерческих целях запрещено. Как думаете? Вамбери в частности при жизни права перевода оставил за собой.

Abrek: Is-tina пишет: Коха я читал, у него тоже много интересного.

Солтан: По справедливости,надо бы ссылаться на тебя, это немалый труд. Можно написать: перевод- ФИО- и одновременно ссылку на этот форум. Напиши свою фамилию и инициалы, город проживания, можно в личку. Вамбери, я так понимаю за давностью лет уже права потерял :) Юридически есть кажется какой-то срок действия этих прав, что-то запомнилось вроде 75 лет.

Abrek: ссылки на сайт будет достаточно я думаю, если нет возражений конечно. а вамбери я еще приведу позже. в принципе для вас многих инфа может быть не нова, я же выщемляю то , что кажется новым для меня , а это почти все.

Солтан: Есть возражение, Абрек, очень нужное дело делаешь и думаю правильно будет выставлять здесь свои переводы под своей фамилией с припиской " Перевод осуществляется исключительно в научно-исследовательских и познавательных целях. Использование перевода в коммерческих целях запрещено" или с " разрешения автора", или можно в заглавии темы сразу это обозначить. Тогда можно просто ссылаться на сайт. А эту тему почистить от лишнего и оставить только статьи и комментарии. Иначе никто ни на сайт не будет ссылаться ни на тебя. Есть такое правило-ссылаться на первоисточник, просто будут копировать перевод, если кому будет нужно ,а укажут только автора. С такой ситуацией я сталкивался на оружейных форумах, там много пишущих статьи и книги по этой теме, копаются в архивах, книгах, музеях и т.п., иногда выставляют на форум какую-нибудь информацию, а она начинает гулять по форумам сама по себе. И люди как правило прекращают делиться своими находками.

Abrek: Turk пишет: тут география скороее всего, малая и большая кабарда.... хотя наверно нужно признать, что кабары были тюркоязычные или?

Солтан: Abrek пишет: тут география скороее всего, малая и большая кабарда.... хотя наверно нужно признать, что кабары были тюркоязычные или? По всей видимости география, очень часто нас называли в документах того времени горскими кабардинцами, карачаевскими кабардинцами, даже первое русское известие от послов "Корочаева Кабарда". То есть предгорья Эльбруса это Кабарда и живущих выше автоматически причисляли к той же территории.

Albert: Солтан пишет: По справедливости,надо бы ссылаться на тебя, это немалый труд. Можно написать: перевод- ФИО- и одновременно ссылку на этот форум. Напиши свою фамилию и инициалы, город проживания, можно в личку. Вамбери, я так понимаю за давностью лет уже права потерял :) Юридически есть кажется какой-то срок действия этих прав, что-то запомнилось вроде 75 лет. Полностью поддерживаю! Ссылаться нужно на Абрека! Вся эта работа бесценна! А право на результат интеллектуального труда, насколько я сейчас помню, прекращается через 50 лет после смерти автора. Так что, Вамбери претензий уже не предъявит))

Albert: У ребят же наших есть сайт "илму.су". Там могли бы размещать эти переводы и ссылаться на Абрека. Всё же ссылка на сайт выглядит намного солиднее и предпочтительнее, чем ссылка на форум, я считаю. Кто из наших ребят там админствует?

Abrek: Albert пишет: Джашла....тут я не о себе говорю..... Вы все делаете большое дело....посвятив свое время изучению нашей истории. И это заслуживает особой оценки. Признаюсь честно до уровня Ваших знаний мне очень далеко. Что касается меня.... Я просто удивился скудости переводов зарубежных источников именно о карачаево-балкарцах. Источников окозалось предостаточно. У меня хороший именно книжный язык....говорю не так четко, смешной акцент) Переводы буду потихоньку делать... И если переводы помогут Вам при написании каких то работ, то я их для этого и делаю....Чтобы люди знали☺ То есть меня об этом не надо спрашивать. А так, если куда то копировать, самым правильным на мой взгляд будет ссылка на сайт Аланы. О сайте Илмусу я не знал. Там много информации..Честно скажу до сих пор не прочитал форум и даже днк ветку

Abrek: " В былях и мифах красочно описанная и по традиции в различных пестрых формах переданная история происхождения тюркского народа, сообщает: что у Яфета, сына Ноя, было 8 сыновей: 1.Тюрк/Türk 2.Чин/Tschin 3.Хазар/Khazar 4.Саклаб/Saklab 5.Рус/Rus 6.Минг/Ming 7.Гумари/Gumari 8.Халадж/Тарадж/Жарадж 'Khaladsch. Из этих восьмерых Тюрк поселился возле Иссык-Куля, в месте по имени Selenkej и был он первым кто придумал шатерное жилье. Чин представитель шелковой культуры основал Ма-Чин и там стал жить. Хазар выбрал своей родиной местность по берегам Волги, Саклаб на север отправился, к нему сначала присоединился Рус, родоначальник русских, однако позже от него отделился. И наконец Минг и Гумари поблизости от Булгар и в стране Ghuzen обосновались. От Тюрка пошли Тютек, Хакал, Барсаджар и Имлак, а от внука Тютека появились близнецы Татар и Могул. Рус и Саклаб, то есть русские и славяне представлены родственниками, сына Минга звали Гуз и двух сыновей Гумари Булгар и Буртас и от них пошли мадьяры и башкиры. От Татара пошли Бука, Желиндже, Атли, Атсиз, Урду, Байду и Сююндж. От Могула Кара Хан, Оз хан, Кёз хан и Кёр хан. Кара, старший сын Могула жил то ли на севере сегодняшнего Туркестана, летом в горах Ар-Таг и Кар-Таг , а зимой в низовьях Кизил кума, то ли в средней Азии, гранича восточнее с Китаеи, западнее с уйгурами, севернее с киргизами и южнее с тангутами, что сегодня соответствует примерно местоположению Халкас-монголов. \ Огуз хан после 116 летнего своего правления оставил 6 сыновей: Кюн хан/ Kün-chan Ай хан/ Aj-chan Джулдуз хан/ Julduz- chan Кёк хан/ Kök-chan Так хан/Tag-chan Тингиз хан/ Tingiz chan Трое из этих сыновей составляли левое и трое правое крыло и каждый из них имел по четыре сына, то есть по традиции от них происходят следующие рода (в скобках указаны птицы, используемые при охоте и предпочитаемая еда): Кюн хан : Каты/Kati/сильный, Байат/Bajat/богатый, Алка-ожи/Alka-oji/довольный любой местностью, Кара-ожлы/Kara-ojli/черношатровые (охотничья птица -сокол, любимая еда сегодня это киргизское блюдо из конины. Ай хан: ДжазарJazar/тот у кого много земли, Дюкер/Düker/стоящий напротив, Дудурга/Dudurga?основатель царства, Джапарли /Japarli/ароматный? (охотичья птица орел, еда — мучной суп с костями. Джулдуз хан : Uschar/Ушар/проворный, Kizik/Кизик/вспыльчивый, Begdili/Бегдили/ценитель княжеского слова, Karkin/Каркин/тот кто много ест (птица -сип, еда — мучной суп с мясом. Кёк хан: Bajindir/Байиндир/стань богатым, Бичене/Bitschene/подрожатель, TschauldurЧолдур/знаметиный, Tschini/Чини/готовый к бою (птица -сокол, еда -жидкое блюдо из рыбы). Так/Даг хан : Salar/Салар/нападающий с оружием, Imir/Имир/оченб хороший и богатый, Ala jontlu/ Ала джонтлу (тот у кого хорошие лошади) , Oragir/Орагир/благодетельный (три птицы, еда — кости и задняя часть. Тингиз хан: Bikdir/Бикдир/великий герой, Boktür/Боктюр/великодушный с побежденным, Tawa /ТаваЭто кто впереди/вверху , Kanik/Каник/ тот для кого каждый бой честь. Кипчаки — между Доном, Волгой и Уралом. Кангли — берега Иссык Куля, Чуи и Талаш. Карлуки-в горах Монголии Уйгуры, в сегодняшней Монголии, юго восточнее Кангли. Рашид-эд-Дин говорит, что кочевой тбркский народ живет в степях, долинах, горах и равнинах Кипчака, Руса, Черкеса, Башкира, Таласа, Сайрама, Ибира, Сибира, Селенга, Анкары, до границ Туркестана и Уйгуристана." "Тюркский народ" Х. Вамбери 1885



полная версия страницы